ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ВКЛ В ОТНОШЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ И КАТОЛИЧЕСКОЙ КОНФЕССИИ
ГЛАВА 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ВКЛ В ОТНОШЕНИИ ПРОТЕСТАНТОВ
ГЛАВА 3 МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВКЛ В РЕАЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В 1569 году в результате Люблинской унии на карте Европы возникло новое государство – Речь Посполитая. Это государство представляло собой федеративный союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским. При наличии единого государственного устройства Королевство Польское и Великое княжество Литовское имели каждое свой собственный административный аппарат, казну, войско и законы.
Основными законодательными актами на белорусских землях во второй половине XVI – первой половине XVII являлись Статуты ВКЛ. Более подробно следует рассматривать Статут 1588 года.
Так же следует отметить влияние религиозного фактора на внутреннее положение каждого из объектов федеративного союза.
В середине XVI в. на белорусские земля начали проникать идеи Реформации. Её сторонники выступали за реформу православной церкви, чтобы она стала дешёвой для прихожан. Однако во всех странах Европы уже во второй половине XVI в. началось движение Контрреформации. Его главными проводниками стали иезуиты, которые через распространение идей просвещения стремились закрепить позиции католической церкви. Политика Речи Посполитой была направлена на насаждение католицизма.
Акт Брестской унии был принят 9 октября 1596 года на Соборе в Бресте. Он объединил православную и католическую церкви в греко-католическую (униатскую). По условиям унии православные верующие признавали управление со стороны папы римского, но сохраняли свои обряды.
Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, части православной шляхты, низшего духовенства. Православный Брестский Собор отверг унию, отлучил униатских епископов и лишил их сана, восстановил в священстве тех священнослужителей, которые были лишены его епископами — приверженцами унии.
ГЛАВА 1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ВКЛ В ОТНОШЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ И КАТОЛИЧЕСКОЙ КОНФЕССИИ
Одним из первых законодательных актов, регламентирующих положение православных и католиков в ВКЛ в период второй половины XVI – первой половины XVII вв., стал Виленский привилей 1563 года. Данный законодательный акт был изданный королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом 7 июня 1563 года на Виленском сейме. Привилей был принят в форме парадной жалованной грамоты. Вошёл как преамбула в Статут Великого княжества Литовского 1566 года [4].
«Во имя Божье станься. Ку вечной памети тое то речи.
Кгдыж вси справы с часомъ с памети людское сплывають и в забытье приходять, а для того есть вынайдено, абы письмом объясняны были ку ведомости потомъ будучимъ.
А прото мы, Жикгимонтъ Августъ, Божью милостью король польский, великий князь литовъский, руский, пруский, жомойтский, мазовецкий, лифлянтский и иных пан и дедичъ, чинимъ вѣдомо симъ листом нашимъ нынешним и напотомъ будучимъ, кому будеть потреба того ведати, ижъ кгды есьмо черезъ листы наши вэзвали на съемъ вальный, въ столечномъ месте нашомъ у Вильни зложоный, пановъ радъ нашихъ духовныхъ и светъскихъ, княжат, панятъ, врядниковъ всихъ земль того панъства нашого отчизного Великого Князства Литовъского, а за прозьбами пановъ радъ нашихъ ихъ милости и всихъ становъ помененых, дозволили есьмо и дозволяемъ привилея правъ и вольностей земъских в статутъ новописаный вложити и вписати, по тому жъ обычаю, яко и в Короне Польской привилея и вольности шляхетские въ статут уписаны суть. За што вси станы чинячи дяки, с чоломбитьемъ намъ, господару, и пану своему прирожоному, донесли намъ и в томъ прозьбу свою, ижъ в тых же привилеях земъскихъ некоторые артыкулы потребують ширшого объясненья, к латвейшому вырозуменью. А то в том напервей, яко ся стало обдарованье и наданье от прадеда нашого, славное памяти Якгейла, короля польского и навышшого великого князя литовского, также и от брата его милости Александра Витольта, великого князя литовского, в которых то естъ описано за злученьмъ панствъ подъ онымъ часомъ, Коруны Польское з Великим Князствомъ Литовскимъ, и за выданьемъ того привилея там же в Коруне Польской, в Гродле (!), ижъ «панове, шляхта, бояре земль наших Литовских дарованьемъ, привильями и наданьемъ, имъ даными, узычоными и подаными, только повшехное, то есть соборное вѣры хрестьянское и римъскому костелу подданые, и которым клейноты, то есть гербы шляхетские суть наданы, мають ся с тых вольностей веселити, учасниками быти и уживати, яко панове и шляхта Коруны Польское свои вольности держать и их уживають». А другий артыкулъ, ижъ «на достоенства и преложенства не мають быти обираны, одно естли бы были повшехное веры хрестиянское и поддани римъскому костелу, ани тежъ уряды, которые земъские вѣчные, яко суть достоенства кашталянства, не мають быти даваны, одно людямъ вѣры хрестиянъское, и до радъ наших не мають быти допущоны, ани в них бывати».
ГЛАВА 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ВКЛ В ОТНОШЕНИИ ПРОТЕСТАНТОВ
Протестантизм – одно из трёх крупнейших направлений христианства наряду с православием и католицизмом, существовавшее на землях Великого княжества Литовского в XVI-XVIII веках. Связан своим происхождением с Реформацией – широким антикатолическим движением XVI века в Европе. В Великом княжестве Литовском протестантизм появился в виде двух течений: лютеранства и кальвинизма. Способствовал духовной жизни общества, приходу гуманистических идей, распространению светских форм культуры в границах менее жёсткой и менее централизованной протестантской церкви, развитию образования, книгоизданию, расширению международных связей.
Протестантизм в Великом княжестве Литовском прошёл несколько стадий: формирование и подъём реформационного движения, деление на несколько социально-политических и религиозно теологических движений (середина 1550-х – 1570-е гг.), сужение социальной базы протестантизма, наступление и победа контрреформации (1580-е - вторая четверть XVII века). С середины XVII века протестантская церковь играла в Великом княжестве Литовском незначительную роль.
Для политической и правовой мысли ВКЛ (Беларуси) периода развития реформационного движению было присуще влияние на нее всех выше отмеченных направлений развития реформационных идеи и направлений реформационного движения. В определенной степени они нашли свое отражение в плоскости взаимных отношений церкви и государства, где для каждого из них была присуща своя форма таких взаимоотношений.
Если рассматривать по отдельности роль каждого из направлений реформационного движения в ВКЛ (Беларуси), то очевидным становится то, что лютеранство, вынашивая в себе идею самодержавной королевской власти не могло распространиться в белорусском обществе, так как это общество в XVI в. жило идеями свободы, аристократической (дворянской) вольницы (олигархии). В науке такое уникальное явление получило название «Золотая вольность» (лат. Aurea Libertas; польск. Złota Wolność). Именно поэтому на территории современной Беларуси в то время укрепились кальвинизм и антитриниторизм, как более «демократические» учения [1].
Активное законодательное сопротивление реформационным течениям начинается в ВКЛ при правлении Сигизмунда I. Решив принять меры, в июле 1538 года король Сигизмунд I издает эдикт против лютеран и анабаптистов с угрозой – за распространение религиозных заблуждений конфисковывать имущество и высылать из страны. Но этого оказалось мало, и в 1542 году выходит новый эдикт, наделяющий духовенство в лице виленского епископа судебной властью над еретиками и диссидентами. Протестанты лишались дворянства. Запрещалось нанимать учителями немцев, посылать шляхетских юношей в Германию для образования. Но законы исполняются плохо. Из-за противодействия княжеских родов королю пришлось в 1543 году указ о заграничном образовании отменить, оставив лишь запрет привозить домой «еретические» сочинения их в Литву.
К концу 30-х гг. XVI в. антиреформаторские указы Сигизмунда I начинают терять свою силу. Скрытый период развития реформации завершился. Люди, возвращавшиеся из заграничных поездок, студенты, обучавшиеся в университетах Европы, торговцы и переселенцы привозили с собой идеи протестантизма, носителями которого стали представители интеллектуальной шляхетско-магнатской элиты.
При этом следует учитывать, что интересы духовенства стали ущемлять интересы самой шляхты. Выступая в защиту родной земли, представители военнослужилого сословия несли большие физические и материальные тяготы. Это привело к тому, что шляхта начинает выступать на вальных сеймах с требованиями к великому князю, чтобы тот ввел нормы отправления земской службы с имений, принадлежащих церкви.
ГЛАВА 3 МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВКЛ В РЕАЛЬНОСТИ
Исторический период, определяемый рамками конца XVI — первой половины XVII в., явился судьбоносным для белорусского народа: Люблинская уния 1569 г., объединившая Великое княжество Литовское (далее — ВКЛ) и Польшу в одно государство — Речь Посполитую (далее — РП), поставила белорусские земли в центр европейских политических и религиозных конфликтов, а также повлекла за собой обострение социальных противоречий в стране. Заключение Брестской церковной унии 1596 г. и передача униатской Церкви всех прав и привилегий Православной Церкви стала поводом вспыхнувшей в стране гражданской войны на религиозной почве. Характерной чертой социально-политического положения того времени стало деление населения по этноконфессиональной («русины» — православные, поляки — католики) принадлежности. Польский язык постепенно становится государственным в ВКЛ, на нем ведется делопроизводство и говорят представители органов власти — это стало решающим фактором ополячивания литовской и белорусской шляхты.
Национально-патриотические силы «русинов» составили выходцы из разных социальных групп: низшего церковного клира, монахов, горожан, братчиков, шляхты, некоторых магнатов. Борьба за свободу вероисповедания стала синонимом борьбы за национальную независимость [9].
Вернемся к более ранним событиям: исходя из материалов размещенных в книге 44 Метрики Великих Князей Литовских, 20 апреля 1562 года Сигизмунд Август издал привилей виленскому бургомистру Фридриху Александровичу Шумленскому, который получал право распоряжаться монастырём Святой Троицы после смерти архиепископа, митрополита Киевского, Галицкого и Всея Руси Сильвестра [15].
Во времена Речи Посполитой (сер. XVI–XVIII вв.) отношения православной церкви и государственной власти были достаточно сложными и противоречивыми. Это было обусловлено прокатолической политикой и общим социально-политическим климатом в стране. Так, в 1597 г. Сигизмунд III Ваза предоставил «русскому» (православному) духовенству Мозыря полную свободу от влияния воеводы и всех гражданских властей. В 1615 г. мозырьский земский писарь Федор Обухович основал православный женский монастырь с церковью св. Параскевы. Однако новые православные приходы в Мозыре открывались медленно, их количество с течением времени сокращалось. Основными средствами подавления были насильственные передачи православных церквей униатскому духовенству. В 1623 г. вышло постановление, которое запрещало вообще новое строительство православных храмов. В этом же 1623 г. православная шляхта в Литве, Подляшье, Полесье, Волыни, Белорусской Руси жаловалась Варшавскому сейму на то, что «Русь греческого вероисповедания восточного обряда» исключают из магистратов, выгоняют из цехов, лишают храмов». Это обращение был подписан представителями 40 городов, в том числе и из Мозыря. В ответ на требования православных и протестантов о расширении своих прав была создана сеймовая комиссия, которая 1 ноября 1632 приняла «Статьи для успокоения народа русского греческой религии». Однако это событие не способствовало усилению позиций православия в государстве в целом, и на Мазыршчыне в частности [17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале XVI века существенно изменилось положение религии в обществе, появились новые течения и различные движения. Представители их пытались донести до верующих содержание духовных писаний на понятном для них национальном языке. Наиболее характерным движением эпохи Возрождения в XVI веке явилась Реформация. Экспорт реформационных идей из Германии и западноевропейских государств встретил немало сторонников этого движения в ВКЛ, в том числе и на белорусских землях.
Помимо распространения новых религиозных течений, в ВКЛ остро стоял вопрос соперничества католиков и православных. Заключение Люблинской унии, принятие Статутов ВКЛ, заключение Брестской церковной унии – стали теми событиями, что меняли облик конфессиональных отношений в государстве.
Великокняжеские Статуты (1529 г., 1566 г., 1588 г.) синтезировали в себе самые передовые достижения европейской правовой науки. Статуты были написаны на старобелорусском языке, и, являясь кодифицированными нормативноправовыми актами высшего уровня, были призваны унифицировать нормы, содержавшиеся в разрозненных правовых источниках. Примечательно, что нормы Статутов были сгруппированы в разделы по отраслевому признаку: конституционное, гражданское, уголовное право, судебное устройство и делопроизводство, а также природоохранное право. Очень важным явилось закрепление Статутом 1588 г. государственного суверенитета ВКЛ, что наряду с другими факторами сохраняло государство от подчинения Польше. Можно отметить, что в целом Статуты во многом опережали свое время, поэтому некоторые принципиальные положения (например, о правовом равенстве всех подданных государства) не реализовывались на практике, так как не соответствовали реалиям феодального периода. Отметим, что Статут 1588 г. многажды переиздавался в XVII, XVIII и XIX вв. на русском и польском языках, и на некоторых территориях действовал долгое время после распада ВКЛ до 1840 г. (для сравнения — первым конституционным актом во Франции, провозгласившим равенство всех перед законом была Декларация прав человека и гражданина, принятая в 1789 г.)
1. Bебер, Д.И. Формирование конфессиональных границ Польши и Великого Княжества Литовского с протестантскими герцогствами в XVI в. / Д.И. Вебер // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теории религии. – 2015. – № 4. – С. 246-266
2. Веремеев, С.Ф. Изучение конфессиональной истории Беларуси в трудах отечественных историков 1920-х гг. / С.Ф. Веремеев // ИЗВЕСТИЯ ГОМЕЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Ф. СКОРИНЫ. – 2011. – № 5. – С.17-20
3. Голубева, Л.Л. Палітычныя і прававыя ідэі ў Вялікім княстве Літоўскім у канцы XVІ – першай палове XVІІ ст. / Веснік Гродзенскага Дзяржаўнага Універсітэта імя Я. Купалы. – 2014. – № 2. – С. 124-128
4. Довнар, Т.И. Виленский привилей 1563 г. / Т.И. Довнар // Белорусская юридическая энциклопедия: В 4 т.- Т. 1. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. - С.208
5. Долгая, М.Г. Некоторые аспекты правового регулирования имущественного положения православной церкви в Великом княжестве Литовском до ср. XVII в. / М.Г. Долгая // Христианское чтение. – 2011. – № 4. – С. 108-148
6. Жук, Д.С. Уплыў асноўных ідэй рэфармацыі на палітычную і прававую думку Вялікага княства Літоўскага / Д.С. Жук // Веснік Гродзенскага Дзяржаўнага Універсітэта імя Я. Купалы. – 2015. – № 1(186). – С. 18-23
7. Жук, Д.С. Тенденции развития правовой и политической мысли в Беларуси в XVI в. / Веснік БДУ. СЕРЫЯ 3, ГІСТОРЫЯ. ЭКАНОМІКА. ПРАВА – 2014. – № 1. – С. 53-57
8. Косман М. Кальвіністы ў культуры Вялікага Княства Літоўскага: айчынныя элементы i замежныя ўплывы // З гісторыі культуры Вялікага Княства Літоўскага. — 2010. — С. 211—225.
9. Кутузова, Н.А. Концепция «Истинной церкви» в полемических сочинениях православных авторов Речи Посполитой конца XVI – первой половины XVII в. / Н.А. Кутузова // Евразия: духовные традиции народов. – 2012. – № 2 . – С. 74-83
10. Русецкий, А.В. Конфессиональная жизнь Витебска в XIV-XVIII ст. / А.В. Русецкий // Веснік Віцебскага Дзяржаўнага Універсітэта. – 2000. –ь № 3. – С. 3-10
11. Статут ВКЛ 1566 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://litopys.org.ua/statut2/st1566_01.htm. - Дата доступа:
12. Статут ВКЛ 1588 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/statuty-vyalikaga-knyastva-lito-skaga/statut-1588-goda/ . - Дата доступа:
13. Уваров, И.Ю. Влияние католического запада на организацию религиозной жизни в Великом княжестве Литовском во второй половине XV - XVI В. / И.Ю. Уваров // Ученые записки УО ВГУ ИМ. П.М. Машерова. – 2012. – Том: 13. – С. 50-59
14. Щербик, Д.В. Значение статутов Великого княжества Литовского в преемственном развитии права / Д.В. Щербик // Вестник Полоцкого Государственного Университета. – 2009. – №10. – С. 132-135
15. Метрыка Вялікага княства Літоўскага: Кніга 44: Кніга запісаў 44 (1559- 1566) / пад рэд. А. I. Грушы. – Мінск Арты-Фэкс, 2001. – 229 с.
16. Метрыка Вялікага Княства Літоўскага: Кніга 560 (1542 год): кніга перапісаў № 3 (копія канца XVI ст.) / Нацыянальаня акадэмія навук Беларусі, Інстытут гісторыі; падрыхтаваў А. І. Дзярновіч. – Мінск: Беларуская навука, 2007. – 157 с.
17. Белоруссия в эпоху феодализма: Сб. документов и материалов. В 3т. – Мн.: Изд-во Ан БССР, 1959. Т. 1. – 393 с.