Тема 2 Идентификация одаренных как педагогическая проблема
Тема 3 Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дошкольного образовании
Тема 4 Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми
Тема 5 Психолого-педагогические основы организации работы с художественно одаренными детьми
Тема 6 Психомоторная одаренность детей, методика ее диагностики и развития
Тема 7 Социальная одаренность и методика ее развития у детей дошкольного возраста
Тема 8 Организация работы с семьями одаренных детей
Тема 2 Идентификация одаренных как педагогическая проблема.
Подберите несколько (2-3) диагностических методик для определения одного из видов детской одаренности.
Как я вижу себя (А. И. Савенков)
Методика самооценки для обучающегося
Инструкция. Пожалуйста, отметьте свое согласие или несогласие с каждым утверждением:
- Да;
- Скорее да;
- Скорее нет;
- Нет.
1. Я люблю собирать и разбирать разные предметы.
2. Мне нравится обдумывать что-то в уме, решать арифметические задачи.
3. Я люблю работать над особыми проектами.
4. Мне нравится обсуждать разные идеи.
5. Я испытываю удовольствие от того, что представляю себя героем рассказа или книги, которую читаю.
6. У меня хорошее чувство юмора.
7. Моя работа всегда особенная.
8. У меня появляется много идей при решении проблемы.
9. Я умею планировать то, что я хочу сделать, и придерживаюсь своего плана.
10. Я не против того, чтобы отличаться от других людей.
11. Мне нравится учить то, что отличается от обычных заданий, или то, что трудно.
Тема 3 Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дошкольного образовании.
Пополните портфолио материалами, полученными в результате изучения темы: статьи (проекты, исследования), отражающие опыт работы учреждений дошкольного образования с одаренными детьми. Поясните их выбор. Идея качественного отличия содержания, форм организации и методов обучения одаренных детей широко представлена в зарубежных исследованиях (Б. Блум, С. Кэйплан, Дж. Рензулли и др.). Есть и отечественные варианты (А. М. Матюшкин, А. И. Савенков и др.).
Нами были выбраны следующие исследования:
Беликова В. Н. «Проблемы диагностики одарённых детей»
Выражения «одаренный ребенок», «одаренные дети» - весьма условны: они фактически обозначают умственные преимущества на данном возрастном этапе. Строго говоря, понятие «одаренность» должно было бы применяться лишь в тех случаях, когда выдающиеся свойства ребенка предстают как реальная предпосылка стать со временем одаренным взрослым. Но судить об этом в годы, когда индивидуальное еще недостаточно отделено от возрастного, на время возникающего, чрезвычайно трудно. Следует в полной мере учитывать, что когда речь идет о детях, то проявления их интеллекта и более частных умственных способностей являются как бы предварительными, только частично раскрывающими внутренний потенциал. Задачу изучения ранних признаков одаренности можно определить так: сквозь возрастные достоинства интеллекта выявить, в той мере, в какой это возможно, уже собственно индивидуальные его черты, в их развитии.
Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.
Тема 4 Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми.
Пополните портфолио материалами, полученными в результате изучения темы: примеры задач и заданий на развитие конвергентного и дивергентного мышления детей дошкольного возраста.
Задачи и задания на развитие конвергентного и дивергентного мышления детей дошкольного возраста.
Задания на развитие беглости.
У твоего друга плохое настроение. Придумай, как его улучшить. ( У мамы испортилось настроение, у бабушки… Придумать варианты поднятия).
Какие вещи могли бы стать более удобными, если бы их уменьшили в размерах? (Пр.: подъемный кран – понадобился бы гараж поменьше и пр.). Какие хотелось бы увеличить? (Пр.: игольное ушко, шоколадку).
Назовите как можно больше слов, которые начинаются на «при- » (прибежать, приложить…), на «за-», на «ко-». Придумайте слова, которые заканчиваются на «-ик», «-ёк» и т. п.
Упражнения на гибкость мышления
«Новый образ». Назовите два объекта – например, ЯБЛОКО и ЕЛКА. Перечислите вместе с детьми по три признака каждого (яблоко – сочное, краснобокое, растет на ветке; елка – растет в лесу, имеет иголки, зеленая). Возьмите по одному признаку этих объектов, объедините и придумайте новый образ. Один из вариантов: если объединить «сочное – имеет иголки», получим КАКТУС. Предложите детям следующую пару слов.
Договоритесь с ребенком, что каждое слово можно нарисовать в виде несложного рисунка. Сочините ему «письмо» из двух-трех рисованных предложений, а он пусть нарисует вам свое сообщение.
Предложите дошкольнику по-своему завершить известную сказку (Колобок, Теремок и т.д.).
Тема 5 Психолого-педагогические основы организации работы с художественно одаренными детьми.
Пополните портфолио материалами, полученными в результате изучения темы: диагностические методики для изучения одного из видов одаренности; творческие задания (не менее 5) для развития детей с признаками художественной одаренности.
Методика «Карта одаренности» А.И.Савенкова.
Общая характеристика.
Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.
Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:
• Первая и основная функция - диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.
• Вторая функция - развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной.
Тема 6 Психомоторная одаренность детей, методика ее диагностики и развития.
Пополните портфолио материалами, полученными в результате изучения темы: библиографический список по проблеме работы с моторно одаренными детьми (не менее 10 источников).
1. «Одаренные дети» под ред. Бурменской Г.В. и Слуцкого В.М. М.-«Прогресс», 1991
2. Афанасьева В.Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.
3. Волков И.П. «Много ли в школе талантов?» М.-«Знание», 1989
4. Гильбух Ю.З. «Внимание: одаренные дети». М.-«Знание», 1990
5. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы». М.-«Знание», 1984
Тема 7 Социальная одаренность и методика ее развития у детей дошкольного возраста.
Пополните портфолио материалами, полученными в результате изучения темы: игры и этюды на развитие социальных способностей детей. задания, которые помогут детям научиться доброжелательно общаться друг с другом.
Игры и этюды на развитие социальных способностей детей
«Давайте поздороваемся!»
Цель: воспитание доброжелательного, внимательного отношения к сверстникам.
Дети под музыку двигаются врассыпную, когда музыка остановится им нужно поздороваться определённым образом: прикоснуться ладошками, поздороваться плечиками, локотками, ножками, спинками.
Можно для этой игры разделиться на две команды. Дети идут навстречу друг другу и здороваются за руку, мизинчиками; прыгают как зайчики и здороваются лапками; идут навстречу друг другу спиной и здороваются спинками.
Важно, чтобы каждый раз при встрече дети не забыли произносить «Здравствуй!»
«Клубочек»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Дети садятся в полукруг, взрослый становится в центре, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом (как тебя зовут, чего ты боишься, что ты любишь…) Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос, передавая клубок следующему игроку.
Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен обратить внимание на то, что всегда веселее, когда есть друзья, что все люди чем-то похожи.
Тема 8. Организация работы с семьями одаренных детей.
Пополните портфолио материалами, полученными в результате изучения темы: список специальной психолого-педагогической литературы для родителей по проблеме взаимодействия с одаренным ребенком; консультация для родителей по вопросам развития детской одаренности (тему определите самостоятельно). 3. Подберите ситуации для анализа по вопросу обучения и воспитания одаренных детей в семье.
1. Марченко Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121.
2. Журахова, М. Н. Особенности взаимодействия педагога с художественно одаренными детьми дошкольного возраста / М. Н. Журахова, Ю. В. Пистун, А. С. Семерез. — Текст : непосредственный, электронный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4090/.
3. Коробкова Венера Викторовна, Якина Юлия Ивановна Подготовка родителей к взаимодействию с одаренным ребенком // Вестник ВятГУ. 2011. №3-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-roditeley-k-vzaimodeystviyu-s-odarennym-rebenkom.