1 Общее понятие о психике и психологии. Структура психики (виды психических явлений)
2 Отрасли психологии. Детская психология, ее задачи
3 Психика и мозг. Общее строение нервной системы. Рефлекторная природа психики
4 Методы изучения психики. Особенности использования психологических методов в деятельности воспитателя.
5 Характеристика наблюдения как метода изучения психических явлений, его виды. Требования к организации наблюдения
6 Характеристика эксперимента как вида метода изучения психических явлений, его виды
7 Воспитатель детского сада и психология. Психология и гуманизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
8 Эволюционное развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики животных.
9 Историческое развитие сознания человека как высшей стадия психики животных
10 Понятие о психическом развитии. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития. Кризисы развития, их причины.
11 Психическое развитие и обучение, их взаимосвязь. Выготский об опережающей роли обучения (учение о зоне ближайшего развития). Социальная ситуация развития на основных возрастных этапах и ее значение.
12 Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Критерии ведущей деятельности по Леонтьеву
13 Общая характеристика основных периодов психического развития от рождения до старости. Возрастная периодизация психического развития
14 Основные направления психического развития ребенка в младенчестве
15 Основные направления психического развития ребенка в раннем детстве
16 Дошкольное детство как самоценный и особо важный период в жизнедеятельности человека
17 Понятие деятельности. Психологическая структура деятельности. Способы освоения деятельности: навыки, умения, привычки
18 Цели и мотивы деятельности воспитателя. Особенности педагогической деятельности воспитателя. Творчество и трудности в деятельности воспитателя
19 Психологические особенности игры как деятельности. Строение игры. Роль игры в развитии.
20 Особенности игры и ее динамика в дошкольном возрасте
21 Условия, способствующие развитию игровой деятельности: создание развивающей среды, наличие доброжелательной атмосферы. Роль игровой деятельности в формировании детского общества.
22 Художественная деятельность в дошкольном возрасте и ее виды
23 Изобразительная деятельность детей. Психологические особенности рисования
24 Конструктивная деятельность школьника – лепка и аппликация
25 Экспериментирование и его особенности в дошкольном возрасте. Пробы и ошибки как важный компонент детского экспериментирования
26 Сущность и структура учебной деятельности. Особенности УД в дошкольном возрасте
27 Психологические особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте
28 Интеграция разных видов художественной деятельности как важный подход к организации жизнедеятельности ребенка. Благоприятные условия развития художественной деятельности
29 Понятие об общении. Функции (стороны) и средства общения
30 Вербальные средства общения: речь и язык. Виды и функции речи
31 Развитие форм общения в дошкольном возрасте
32 Становление речи у дошкольника. Развитие речи как средство коммуникации
33 Понятие малой группы. Виды групп и уровни (стадии) развития группы
34 Статус личности в группе. Межличностные отношения в малой группе
35 Типы отношения педагога к детям и типы воспитателей
36 Типы и стили педагогического взаимодействия
37 Условия оптимизации профессиональное взаимодействие педагога с родителями воспитанников
38 Положение личности в группе. Лидерство, звездность и стили руководства
39 Социально-психологическая характеристика дошкольной группы
40 Структура дошкольной группы. Функции «детского общества»
41 Проблема статуса ребенка в системе личных взаимоотношений и его индивидуально-психологические характеристики
42 Межличностные отношения в «детском обществе».
1 Общее понятие о психике и психологии. Структура психики (виды психических явлений)
В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности.
1. Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи – головного мозга…
2 Отрасли психологии. Детская психология, ее задачи
Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии - базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Общая психология изучает: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций…
3 Психика и мозг. Общее строение нервной системы. Рефлекторная природа психики
Нервная система человека является носителем психики человека.
Основными функциями нервной системы являются: обеспечение контактов с внешним миром, объединение внутренних органов в системы, организация целостного функционирования организма…
4 Методы изучения психики. Особенности использования психологических методов в деятельности воспитателя.
Основными методами получения психологической информации являются наблюдение, опрос, эксперимент и тестирование.
Наблюдение - это последовательное и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их изменений в определенных обстоятельствах…
5 Характеристика наблюдения как метода изучения психических явлений, его виды. Требования к организации наблюдения
Наблюдение - древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями - пользуется каждый человек в своей повседневной практике.
Наблюдение - это последовательное и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их изменений в определенных обстоятельствах…
6 Характеристика эксперимента как вида метода изучения психических явлений, его виды
Главным методом психологического исследования является эксперимент- способ получения информации об изменении поведения человека или группы в результате воздействия на них контролируемых факторов.
Виды эксперимента: естественный и лабораторный…
7 Воспитатель детского сада и психология. Психология и гуманизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Основной целью и предназначением современной психологической службы является общая гуманизация воспитательно-образовательного процесса в семье, детском саду и школе при соблюдении принципа педагогической экологии.
Отношения родителя, педагога к ребенку строятся на его безусловном принятии как необходимом условии развития и саморазвития, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии воспитаннику, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод…
8 Эволюционное развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики животных.
А.Н. Леонтьев выделил в развитии психики животных 3 стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики и стадию интеллекта.
Животные с элементарной сенсорной психикой способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. К существам, чья психика находится на низшем уровне этой стадии, т. е. существует только в зачатке, относятся многие простейшие…
9 Историческое развитие сознания человека как высшей стадия психики животных
Сознание – высший уровень развития психики, присущий только человеку. Предысторию развития человеческого сознания составляет длительный и сложный процесс развития психики животных.
Психика животных отличается от человеческого сознания…
10 Понятие о психическом развитии. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития. Кризисы развития, их причины.
Закономерности психического развития - это общие или частные законы развития, опираясь на которые можно не только представить психическое развитие, но и управлять им:
- возрастные кризисы - непродолжительный период онтогенеза, характеризуется резкими психическими изменениями…
11 Психическое развитие и обучение, их взаимосвязь. Выготский об опережающей роли обучения (учение о зоне ближайшего развития). Социальная ситуация развития на основных возрастных этапах и ее значение.
Подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития:
1. Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение – чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные функции. Развитие предшествует обучению, следовательно, обучение просто надстраивается над развитием…
12 Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Критерии ведущей деятельности по Леонтьеву
Ведущая деятельность - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данной ступени развития его личности.
Ведущая деятельность - критерий периодизации психического развития, показатель психологического возраста ребенка…
13 Общая характеристика основных периодов психического развития от рождения до старости. Возрастная периодизация психического развития
Под возрастом Д. Б. Эльконин понимал соответствующий относительно замкнутый период в жизни ребенка, значение которого определяется прежде всего его местом в общем ходе детского развития.
Каждый возраст характеризуется следующими показателями: социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, возрастными новообразованиями и кризисами как переломными моментами в развитии…
14 Основные направления психического развития ребенка в младенчестве
Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности.
Причины кризиса новорожденности:
Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания)…
15 Основные направления психического развития ребенка в раннем детстве
Раннее детство (1-3 года).
На втором году жизни в развитии ребенка начинается новый этап.
Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма…
16 Дошкольное детство как самоценный и особо важный период в жизнедеятельности человека
Первым кто подверг серьезному осмыслению вопрос о самоценности детства был Ж.Ж. Руссо, затем она развивалась в «теориях свободного воспитания» (К.Н.Вентцель, Л.Н.Толстой, М. Монтессори и др.).
Д.Б.Эльконин: детство – это необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Детство имеет большое значение для овладения ребенком человеческой культуры. В овладении культурой осуществляется развитие человека, в этом заключается ценность детства…
17 Понятие деятельности. Психологическая структура деятельности. Способы освоения деятельности: навыки, умения, привычки
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Психологическая структура деятельности обусловлена ее общественным характером…
18 Цели и мотивы деятельности воспитателя. Особенности педагогической деятельности воспитателя. Творчество и трудности в деятельности воспитателя
Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.
Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом…
19 Психологические особенности игры как деятельности. Строение игры. Роль игры в развитии.
Игра человека — порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир.
Суть человеческой игры — в способности, отображая, преображать действительность...
20 Особенности игры и ее динамика в дошкольном возрасте
Проявляя интерес к миру взрослых, но не имея возможности включиться в него, дошкольник моделирует этот мир в игре. Эта деятельность является социальной по своему происхождению и содержанию, она возникает в ходе усложнения опыта человечества, его производственных и культурных взаимоотношений и отражает изменения в обществе. Сюжет и роли в игре дети заимствуют в обществе…
21 Условия, способствующие развитию игровой деятельности: создание развивающей среды, наличие доброжелательной атмосферы. Роль игровой деятельности в формировании детского общества.
Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения…
22 Художественная деятельность в дошкольном возрасте и ее виды
Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др…
23 Изобразительная деятельность детей. Психологические особенности рисования
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей…
24 Конструктивная деятельность школьника – лепка и аппликация
Конструктивная деятельность - это элемент проектной деятельности, так как это практическая деятельность, направленная на производство задуманного продукта.
Конструктивная деятельность обладает рядом характеристик.
1) Пространственность.
Дети, конструируя, должны…
25 Экспериментирование и его особенности в дошкольном возрасте. Пробы и ошибки как важный компонент детского экспериментирования
Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете. Получение новых знаний и сведений выступает как основной мотив деятельности. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного…
26 Сущность и структура учебной деятельности. Особенности УД в дошкольном возрасте
Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых.
Д.Б. Эльконин представил следующую структуру учебной деятельности…
27 Психологические особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте
В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенной является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей…
28 Интеграция разных видов художественной деятельности как важный подход к организации жизнедеятельности ребенка. Благоприятные условия развития художественной деятельности
Интеграция видов художественной деятельности у детей дошкольного возраста имеет естественный характер и играет важную роль в развитии художественно-творческих способностей детей.
Дети часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности…
29 Понятие об общении. Функции (стороны) и средства общения
Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества в общении реализуются социальные отношения людей.
Общение - процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности…
30 Вербальные средства общения: речь и язык. Виды и функции речи
Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.
Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь…
31 Развитие форм общения в дошкольном возрасте
Общение влияет на все достижения дошкольного возраста:
- развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения;
- на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами…
32 Становление речи у дошкольника. Развитие речи как средство коммуникации
В дошкольном возрасте ребёнок всё чаще стремится к совместному обсуждению явлений, предметов окружающего его мира, взаимоотношений между людьми.
А так как речь теснейшим образом связана с мышлением ребёнка, развитие речи даёт малышу возможность выйти за пределы непосредственно переживаемой ситуации…
33 Понятие малой группы. Виды групп и уровни (стадии) развития группы
Малая социальная группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объедены общей целью деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого…
34 Статус личности в группе. Межличностные отношения в малой группе
Основные параметры, с помощью которых возможен социально-психологический анализ группы – это характеристики собственно группы и характеристики, определяющие положения человека в группе.
К характеристике группы относятся ее композиция, структура и групповые процессы…
35 Типы отношения педагога к детям и типы воспитателей
Типы отношений педагога к детям: устойчиво - положительный, неустойчиво - положительный, пассивно - положительный, открыто - отрицательный, пассивно - отрицательный.
Устойчиво- положительный тип. Воспитатель такого типа характеризуются ровным, душевным отношением к детям, заботой о них. Им присущи преобладание положительной оценки ребенка, искренность, такт. Такой воспитатель действует дольше убеждением, чем принуждением…
36 Типы и стили педагогического взаимодействия
Два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.
1. Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта – воспитанник (ребенок)…
37 Условия оптимизации профессиональное взаимодействие педагога с родителями воспитанников
Педагогическое взаимодействие школы и семьи может выступать только в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие и солидарность в понимание целей совместной деятельности и путей ее достижения…
38 Положение личности в группе. Лидерство, звездность и стили руководства
Руководство – процесс управления группой, осуществляемый руководителем или посредником между социальной властью и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему…
39 Социально-психологическая характеристика дошкольной группы
Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст - особо ответственный период в первоначальном становлении социально-психологического благополучия ребенка…
40 Структура дошкольной группы. Функции «детского общества»
Дошкольная группа – это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединяться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами…
41 Проблема статуса ребенка в системе личных взаимоотношений и его индивидуально-психологические характеристики
Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребёнка. От этого зависит, насколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками…
42 Межличностные отношения в «детском обществе».
Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, что делает другой ребёнок и что у него в руках.
Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию общения детей может разрушить их взаимодействие…