1. Современная психология и ее место в системе наук.
2. Предмет, задачи, структура психологии на современном этапе. Проблема человека в психологии.
3. Методы современной психологии. Требования к проведению психологического исследования.
4. Этапы проведения психологического исследования
5. Наблюдение. Классификация наблюдения, по каким критериям.
6. Эксперимент как основной метод психологии.
7. Беседа. Основные виды беседы.
8. Виды вопросов, используемых во время беседы.
9. Интервью. Классификация интервью по критериям.
10. Анкетирование. Тестирование, типы тестов.
11. Этические принципы психологического исследования.
12. Основные этапы развития психологии.
13. Основные психологические школы.
14. Основные этапы развития психики в животном мире.
15. Психика человека как предмет системного исследования.
16. Возникновение сознания человека. Основные психологические характеристики сознания.
17. Психология бессознательного.
18. Общее понятие о личности и ее психологическая структура.
19. Определение и функции психики.
20. Психическое отражение.
21. Формы проявления психики.
22. Нейроны и нервная система человека.
23. Строение мозга, его структурные части.
24. Самосознание.Элементы самосознания.
25. Защитные механизмы психики.
26. Психогинетика. Основные идеи психогинетики.
27. Человек - индивид - личность - индивидуальность - субъект.
28. Основные отечественные психологические теории личности.
29. Социокультурные факторы развития личности.
30. Обучение как фактор развития личности.
31. Деятельность как фактор развития личности.
32. Общение как фактор развития личности.
33. Возрастная периодизация личности.
34. Основные кризисы. Формы их проявлений.
1. Современная психология и ее место в системе наук.
Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных сторон: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Несмотря на это, человек индивидуален. Вышеописанное может объяснить то, почему современная психология очень тесно связана с другими науками. Основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие. Прежде всего это философия...
2. Предмет, задачи, структура психологии на современном этапе. Проблема человека в психологии.
Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Отметим основные этапы развития психологии как науки. I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад). II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук)...
3. Методы современной психологии. Требования к проведению психологического исследования.
Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики.
Организационные методы: сравнительный, сравнительно-возрастной, лонгитюдный и комплексный...
4. Этапы проведения психологического исследования.
Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов. Подготовительный этап – на этом этапе собранные предварительные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу – предположение о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе. Собственно исследование – на втором этапе с использованием конкретных методик получают данные, которые зависят от поставленной задачи...
5. Наблюдение. Классификация наблюдения, по каким критериям.
Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Существуют определенные требования к организации и проведению научного наблюдения:– составление плана наблюдения;– фиксирование результатов (чаще всего в виде дневника наблюдения);– формулировка выводов...
6.Эксперимент, как основной метод психологии.
Обычно в психологии выделяют два вида экспериментов: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент. Основное достоинство метода – активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты: – оперативность: исследователь не ждет проявления необходимых фактов...
7. Беседа. Основные виды беседы.
Метод беседы применяется на разных стадиях исследования: как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, и прежде всего методом наблюдения. Метод беседы требует хорошей предварительной подготовки – наличия плана, основных вопросов, цели, возможных вариантов ответов и т. п. Метод интервью. Как и метод беседы, интервью относится к методам опроса...
8. Виды вопросов, используемых во время беседы.
Процедура проведения беседы .Следует определить тему беседы, ее цель, составить план-конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы, продумать методику ее организации и проведения. Очень важно правильно формулировать и задавать вопросы. По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся. Успех беседы зависит от контакта с аудиторией...
9. Интервью. Классификация интервью по критериям.
Интервью предполагает личное вербальное взаимодействие интервьюера и респондента(группы респондентов) с целью получения интересующей информации, оценки личности, воздействие на сознание и поведение личности.Различают следующие Виды интервью в зависимости от степени формализации:1. Свободное или Клиническое интервью...
10. Анкетирование. Тестирование. Типы тестов.
Анкета — расследование. Опросный лист для получения сведений от того ,кто его заполняет. Виды анкетирования. По числу респондентов. Индивидуальное анкетирование (один респондент).Групповое анкетирование (несколько респондентов), Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры...
11. Этические принципы психологического исследования.
Этика – это совокупность норм и правил поведения какого-либо общества. Поскольку психологи в своих исследованиях используют живых испытуемых, им следует быть чуткими к этическим проблемам, которые могут возникать при проведении своих экспериментов...
12. Основные этапы развития психологии.
Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Отметим основные этапы развития психологии как науки...
13. Основные психологические школы.
В психологии в начале 20 столетия расхождения позиций определялись тем, что каждая из школ оставила отличный от других собственный предмет. Фукционализм. Этот подход называется структурализмом. Ему противостоял функционализм...
14. Основные этапы развития психики в животном мире. Основные этапы развития психики в животном мире: I (низший) — элементарная чувствительность. II — предметное восприятие. III (высший) — отражение межпредметных связей. 1 этап – это стадия элементарной, сенсорной психики...
15. Психика человека как предмет системного исследования.
Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.
движение – это способ осуществления материи, важное свойство, которое присуще ей. Любая материя всегда пребывает в движении, изменяется...
16. Возникновение сознания человека. Основные психологические характеристики.
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе связано со сферой человеческого сознания. Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом...
17. Психология бессознательного. Бессознательное это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное включает психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию...
18. Общее понятие о личности и ее психологическая структура.
Личность — это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда...
19. Определение и функции психики.
Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Психика – субъективное отражение объективной реальности...
20. Психическое отражение
Понятие психическое отражение. Категория отражения является фундаментальным философским понятием, под ней понимается всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Это такая форма взаимодействия феноменов, при которой один из них – отражаемый , – сохраняя свою качественную определенность, создает во втором – отражающем специфический продукт: отраженное...
21. Формы проявления психики.
А) Психические процессы
Б) Психические состояния
В) Психические свойства
Психические процессы- динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции...
22. Нейроны и нервная система человека.
Структурной единицей нервной системы является нервная клетка – нейрон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков –дендритов, по которым нервные импульсы идут к телу клетки, и одного длинного отростка – аксона. По нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам...
23. Строение мозга. Его структурные части.
Центральная нервная система состоит из головного и спинного отделов мозга. Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг подразделяется на промежуточный и конечный.
Все отделы мозга имеют свои функции. Так, промежуточный мозг состоит из гипоталамуса – центра эмоций и витальных потребностей, лимбической системы, и таламуса...
24. Самосознание. Структуры самосознания.
В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его Я, его самосознания.
Формирование последнего становится венцом развития сознания. Сознательное поведение — это не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько следствие представлений о самом себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих...
25. Защитные механизмы психики.
Защитные механизмы психики служат для устранения или минимизации негативных, травмирующих переживаний. В конечном итоге действие защитных механизмов направлено на сохранение стабильности самооценки человека, его представлений о себе и образа мира. Вытеснение - устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний. Проекция - подсознательное приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, черт характера и переживаний...
26. Психогинетика. Основные идеи психогинетики.
Психогенетика (генетика поведения) — междисциплинарная область знаний, предметом ее исследований являются относительная роль и действие факторов наследственности и среды в формировании различий по психологическим и психофизиологическим признакам.Одной из задач дифференциальной психологии является изучение происхождения индивидуальных различий, а именно роли биологических и социальных причин их возникновения...
27.Человек-индивид-личность-индивидуальность-субъект.
Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Прежде всего индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, другое...
28. Основные отечественные психологические теории личности.
Школа Павлова.Учение об условных рефлексах – временная связь внешнего агента с деятельностью организма. Безусловные рефлексы осуществляются при любых условиях. Сигнальные системы. 1-я сигнальная система – раздражение на внешних рецепторах и на больших полушариях, общая у людей и животных; 2-ю сигнальную систему составляет слово.Школа Теплова, Небылицына...
29. Социокультурные факторы развития личности.
Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов:• В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения...
30. Обучение, как фактор развития личности.
Под обучением следует понимать не процесс "передачи " готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осу¬ществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности...
31. Деятельность как фактор развития личности.
Деятельность – активность человека направленная на удовлетворение его
собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и
государства. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Создает
материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка...
32. Общение как фактор развития личности.
Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя согласование стратегий взаимодействия, установление иподдержание отношений между ними. Примеры общения: беседа, разговоры, конфликты, ссоры, размолвки, напряжения, разрывы, развлечения, вечеринки, знакомства, совместная работа и отдых, выпивка, прогулки, учеба и другие совместные действия...
33. Возрастная периодизация личности.
Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:1. Принцип историзма, позволяющий последовательно анализировать проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени. 2. Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учетом...
34. Основные кризисы. Формы их проявлений
У Э. Эриксо на индивидуальное развитие определяется динамикой решения центральных задач возраста. Процесс развития личности совершается от рождения до смерти и проходит восемь типичных стадий. На каждой стадии решается своя задача развития, В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие личностные новообразования. Это: 1) базисное доверие – недоверие; 2) автономия – чувство зависимости; 3) инициативность – чувство вины...