1. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Общественная природа личности
Индивид – это единичный представитель вида «homo sapiens». Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью)…
2. Структура и свойства личности
Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях. В психологии принято делить свойства на три класса: черты характера, способности и мотивы. В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности…
3. Направленность личности; виды и формы мотивов.
Направленностью личности. Называется совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности…
4. Самосознание личности, его структура.
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я»…
5. Самооценка, её виды и основные функции.
Самооценка (англ. self-esteem) – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания…
6. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения. Педагогическая направленность личности.
В течение всего дошкольного детства одним из основных «авторов» развития личности ребенка выступает воспитатель.
Постоянное общение с ребенком – важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку…
7. Профессионально значимые качества педагога и психологические условия успешной профессиональной деятельности педагога.
Важные профессиональные качества педагога: трудолюбие; работоспособность; дисциплинированность; ответственность; умение поставить цель; избрать пути ее достижения, организованность; настойчивость; систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня; стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д…
8. Предпосылки формирования личности в младенчестве и раннем детстве.
В раннем возрасте формируются важные предпосылки для развития личности. Определенные изменения происходят, во-первых, в мотивационной сфере. Детям раннего возраста свойственна непосредственность, импульсивность поведения; они действуют под влиянием чувств и желаний, которые важны в данный момент…
9. Формирование и развитие самосознания у дошкольников.
Самосознание – высшая форма развития сознания. Относительно устойчивая система представлений о самом себе (я-концепция, образ-я) Образ-я – способность отличать себя от своей жизнедеятельности…
10. Развитие мотивационной сферы дошкольника.
Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми различными причинами, и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок…
11. Усвоение нравственных норм и правил поведения в дошкольном возрасте.
Взаимоотношения между людьми регулируются с помощью нравственных норм и правил, которые определяют социально одобряемые способы поведения личности в разнообразных ситуациях. В первом полугодии жизни у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, стремление войти с ним в контакт, привлечь к себе его внимание…
12. Происхождение и проявление у дошкольников негативных личностных образований, их профилактика и коррекция.
Взаимоотношения между людьми регулируются с помощью нравственных норм и правил, которые определяют социально одобряемые способы поведения личности в разнообразных ситуациях. В первом полугодии жизни у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, стремление войти с ним в контакт, привлечь к себе его внимание…
13. Овладение началами психологической культуры как важное условие развития личности дошкольника.
Личность формируется в условиях конкретно – исторического существования человека, в деятельности (трудовой, учебной и др.). Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах…
14. Создание условий для развития творческих начал личности в дошкольном возрасте.
Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения…
15.Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте происходят значительные изменения в структуре эмоциональной сферы ребенка, ее усложнение, что обусловлено социализацией содержания и форм проявления эмоциональных реакций. Происходит расширение модального ряда эмоциональных реакций, интегрирование эмоций и интеллекта…
16. Понятие эмоций и чувств, физиологические механизмы эмоций. Функции эмоций и чувств.
Все с чем человек сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Даже отдельные свойства предметов, такие как – цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для человека. Ощущая их, человек может испытать удовольствие или неудовольствие…
17. Виды и формы эмоциональных состояний.
К основным формам эмоциональных состояний, которые испытывает человек, относятся аффекты, собственно эмоции, чувства, стрессовые состояния, настроение, фрустрация, страсть.
Аффект – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями…
18. Характеристика базовых эмоций.
Эмоции можно определить как особые субъективные состояния, в которых отражается отношение субъекта к тому или иному предмету.
Есть идея, что существует ограниченный список основных эмоций, которые имеют врожденную основу.
Попытки определить набор «фундаментальных», или «базисных» («базальных»), эмоций имеют давнюю традицию в Европе. Этим занимались многие психологи. Во всех случаях предлагалось и разное число эмоций, и самые различные способы их классификации…
19. Характеристика высших чувств.
Моральные чувства. Это чувства, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям и к себе самому. Они неразрывно связаны с нормами поведения, приемлемыми в определенном обществе, с оценкой соответствия этим нормам действий, поступков, намерений человека…
20.Общие закономерности развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.
Эмоциональное развитие дошкольника прежде всего связано с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Изменения в мотивационной сфере связано с появлением общественных мотивов, что ведёт к развитию социальных эмоций и чувств. Соподчинение мотивов, когда основному мотиву подчиняется целая система других, способствует тому, что переживания ребёнка становятся всё более устойчивыми и глубокими…
21.Особенности эмоционального развития в младенчестве и раннем детстве.
Эмоциональные переживания преддошкольника имеют особенности, характерные для младенца: эмоции кратковременные, неустойчивые, бурно выражаются; дети очень впечатлительны; эмоции оказывают влияние на всё поведение ребёнка (в ожидании приятного события (дня рождения, праздника) или после него – плаксивые.
22.Особенности чувств дошкольника.
Чувства младших и средних дошкольников по отношению к сверстникам, не являющимися членами семьи, обычно вообще не бывают особенно длительными.
Нравственные (гуманные) чувства. Предпосылкой их возникновения является доброжелательность, внимание, забота, любовь со стороны взрослого. Это приводит к тому, что в дошкольном возрасте ребёнок сам начинает сопереживать другим людям. Сопереживание товарищу резко снижается в условиях острого личного соперничества…
23.Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция.
Анализ психологической литературы позволяет выделить три группы нарушений: в развитии эмоциональной сферы дошкольника: расстройства настроения; расстройства поведения; нарушения психомоторики.
Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением…
24.Развитие высших чувств в дошкольном возрасте.
Чувства младших и средних дошкольников по отношению к сверстникам, не являющимися членами семьи, обычно вообще не бывают особенно длительными.
Нравственные (гуманные) чувства. Предпосылкой их возникновения является доброжелательность, внимание, забота, любовь со стороны взрослого. Это приводит к тому, что в дошкольном возрасте ребёнок сам начинает сопереживать другим людям…
25.Общая характеристика воли; структура волевого действия.
Воля – форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий.
Воля есть сознательное регулирование человека своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий…
26. Волевые качества личности и их формирование.
В общей психологии волю принято считать психическим процессом, обладающим при этом определенными качествами.
Сила воли. На первом месте среди отдельных качеств воли стоит ее сила. Сила воли - обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое преодолел человек, тем с большей степенью уверенности можно говорить о том, что человек обладает сильной волей…
27.Предпосылки развития воли в младенчестве и раннем детстве.
Предпосылки развития воли в младенчестве и раннем возрасте. Волевое поведение проявляется в заучивании и осознании движений, в становлении основных этапов волевого действия, в овладении ребенком своим поведением…
28.Особенности волевой сферы дошкольников.
В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.
Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание - умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца (А.В.Запорожец, Н.М.Щелованов). Он тянется к заинтересовавшей его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения. Но такие цели задаются извне (предметом)…
29. Становление этапов волевого действия у дошкольников. Овладение планированием.
В развитии воли и в формировании произвольного поведения в дошкольном детстве можно выделить ряд этапов.
1. Развитие целеполагания как начального этапа волевого действия.
У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию…
30. Формирование волевого поведения и руководство развитием воли в дошкольном возрасте.
Рассмотрение развития волевого поведения детей дошкольного возраста как психолого-педагогической проблемы, я считаю целесообразным начать с рассмотрения этапов становления воли начиная с младенческого возраста. В этой связи будет более четко отслежено участие взрослого и педагогов в развитии интересующего нас вопроса…
31. Общая характеристика внимания, физиологические основы внимания. Функции и виды внимания.
Понятие внимания. Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления…
32. Характеристика основных свойств внимания.
Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность…
33. Особенности развития внимания младенчестве.
Первые реакции на раздражители у ребенка наблюдаются сразу после рождения. Он вздрагивает при резком звуке, отворачивается от слишком яркого света. Уже на первом месяце жизни у малыша проявляется ориентировочный рефлекс «что такое?». Если у животных такой рефлекс выполняет только биологическую функцию, то ребенку он дает возможность выделять предметы, их признаки на основе познавательного отношения к ним…
34. Особенности развития внимания раннем детстве.
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание…
35. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте.
Основные особенности развития внимания в дошкольном возрасте:
1. Значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
2. Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
3. Внимание становится опосредованным…
36. Пути и средства формирования внимания в дошкольном возрасте.
Можно выделить следующие пути формирования внимания детей в дошкольном возрасте.
1. Оптимальная организация режима дня. Соблюдение определенно режима важнейшее условие не только развития переключения, концентрации и других свойств внимания детей, но и организации всей их жизнедеятельности. Но при этом следует помнить о гибкости подхода решении этой задачи…
37. Сущность процесса ощущений, физиологические основы ощущений.
Ощущение – познавательный процесс, при котором в результате непосредственного воздействия раздражителей на ораны чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира…
38. Характеристика свойств ощущений.
Несмотря на то, что каждый вид ощущений имеет свою специфику, выделяют общие свойства ощущений, присущие всем видам независимо от их модальности. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность (длительность) и пространственная локализация…
39. Закономерности и пороги ощущений.
Пороги ощущений
Нижний порог ощущения –минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. (Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора)…
40. Виды ощущений.
По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. По субъективной различимости (по модальности) ощущений выделяют зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные (мышечные), болевые и висцеральные ощущения. Существуют интермодальные ощущения – синестезии…
41. Сущность процесса восприятия и его свойства.
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа…
42. Классификация восприятия.
В зависимости от целенаправленности, участия воли восприятие делится на две формы: непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и произвольное, преднамеренное (целенаправленное)…
43. Перцептивная деятельность и сенсорные эталоны.
Перцептивные действия – основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций…
44. Особенности развития сенсорной сферы в младенчестве.
Органы чувств новорожденного начинают функционировать с момента рождения. Но развитие сенсорной и моторной активности младенца происходит не одновременно. Важнейшая особенность развития в этом возрасте состоит в том, что высшие анализаторы – зрение, слух – опережают развитие руки как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм…
45. Особенности развития сенсорной сферы раннем детстве.
Сенсорно-перцептивный развитие в раннем возрасте связан с совершенствованием способности ребенка выделять как можно большее количество признаков в предметах. Специальной познавательной действием при этом выступает обследование, у малыша еще очень несовершенно (непоследовательное, фрагментарное)…
46. Влияние предметно-манипулятивной деятельности на развитие перцептивной сферы дошкольника
Сенсорно-перцептивные процессы интенсивно развиваются у ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, приобретая качественно новые свойства.
Основное место в сенсорному развитию ребенка начиная с 3 лет занимает овладение сенсорными эталонами цвета, формы, величины Сенсорные эталоны - это психические образы, содержащие представления о чувственно сп приемов свойства объектов…
47. Совершенствование перцептивных действий в дошкольном возрасте.
Этапы развития перцептивных действий:
• осуществление практических, материальных действии, выполняемых с незнакомыми предметами (3-4 года). Лучшие результаты восприятия получаются тогда, когда ребенку для сравнении предлагают сенсорные эталоны…
48. Овладение сенсорными эталонами в дошкольном возрасте.
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник…
49. Особенности восприятия пространства, времени в дошкольном возрасте.
В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие восприятия пространства. Дифференцировка основных пространственных направлений обусловлена ориентацией ребенка в частях собственного тела, которая является «чувственной системой отсчета»…
50. Особенности восприятия художественных произведений в дошкольном возрасте.
Проблема восприятия детьми произведений искусства и методик по знакомству их с искусством разрабатывалась в ряде исследований Н.М. Зубаревой, Р.А. Мирошкиной, П.А. Вершиниой, И.С. Левшиной и др…
51. Память как познавательный процесс; подходы к изучению памяти.
Память – один из основных психических процессов, без которого не может быть индивидуального развития, становления личности. Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков…
52.Значение памяти в жизни человека. Виды памяти.
Память – один из основных психических процессов, без которого не может быть индивидуального развития, становления личности. Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков…
53. Процессы памяти. Осмысленное и механическое запоминание.
Мнемическая деятельность (от «мнемоника» - искусство запоминания) складывается из процессов запоминания, воспроизведения, забывания.
Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление и сохранение в сознании новой информации. Запоминание начинается с запечатления различных сенсорных признаков, образов…
54. Особенности памяти в младенчестве.
Память в младенческом возрасте не является самостоятельным процессом, она включена в восприятие и ощущение, а значит, материал запоминается как бы «сам собой», непроизвольно. Если малыша в одно и то же время кормят, купают, постепенно у него формируется рефлекс на время, он начинает «готовиться» к соответствующему режимному процессу, например просыпается к кормлению…
55.Особенности памяти раннем детстве.
Память ребенка - это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание…
56.Основные направления развития памяти в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал…
57. Овладение дошкольниками мнемической деятельностью.
Обогащение когнитивной сферы ребенка дошкольного возраста опирается на игру и активное познавательное общение со взрослым. У дошкольника под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов, в том числе ощущений и восприятия…
58.Развитие произвольного запоминания в дошкольном возрасте.
Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя…