Дохристианская религиозная культура восточнославянских племён
Список использованной литературы
Дохристианская религиозная культура восточнославянских племён
«У славян очень долго держался патриархально-родовой строй. Поэтому естественно, что у них сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанного с погребальным культом.
По всей территории, на которой обитали славянские племена, встречаются многочисленные могильники и курганы с погребениями. Погребальные обычаи были сложными и разнообразными: кремация, трупоположение (с X-XII вв. повсеместно). Над могилой обычно насыпали курган; с умершим всегда клали разные вещи. Умершие делились очень резко на две категории: одна категория - "чистые" покойники, умершие естественной смертью: от болезни, старости, - их называли обычно, безотносительно к возрасту и полу, родителями; другая - "нечистые" умершие (мертвяки, заложные), те, кто погиб неестественной, насильственной или преждевременной смертью: убитые, самоубийцы, утопленники, опойцы (умершие от пьянства), сюда же относились и колдуны. Отношение к этим двум категориям умерших было в корне различно: "родителей" почитали, смотрели на них как на покровителей семьи, а "мертвяков" боялись и старались обезвредить.
Почитание "родителей" – это настоящий семейный (а прежде, очевидно, родовой) культ предков, отчасти сохранившийся в качестве пережитков до наших дней. Русские крестьяне поминают родителей в определенные дни года, особенно в родительскую субботу, на радуницу. Белорусские крестьяне справляли несколько раз в году праздник дзядов (то есть дедов, умерших), особенно торжественно - осенью (большей частью в последнюю субботу октября). К празднику старательно готовились, чистили и мыли жилище, готовили обрядовые кушанья; дзядов приглашали принять участие в трапезе, которая всегда проходила очень торжественно» [2].
Стоит отметить, что славяне не имели специального термина, который бы каким-либо образом выделял религию из прочих сфер жизни. И хотя, это общее понятие отсутствовало, дохристианское сознание восточных славян обладало достаточным категорийным лексическим аппаратом для того, чтобы выразить религиозные представления. Одним из важнейших понятий славянского религиозного сознания было слово «дива». Оно обозначало необыкновенные явления, поражавшие человека и вызывавшие изумление. И хотя, оно могло употребляться и вне религиозного контекста, оно имело ярко выраженное религиозное содержание. Лингвисты допускают родство праславянского divo с лит. Dievas, лтш. Dievs «бог», др.-инд. Devas «бог» и другими словами индоевропейской семьи, восходящими к deiwos «бог». В таком случае, если представленная ретроспектива верна, то понятие «дива» в своих истоках – обозначение божественного. Таким образом, посредством категории дива и дивного религиозное сознание выражает нуминозные (не поддающиеся объяснению) признаки того, что отнесено к области потусторонней реальности.
1. История Религии в 2 т. Т.1. Учебник / В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина [под ред. И.Н. Яблокова]. – Москва: Высшая школа, 2004. – 464 с.
2. Токарев, С.А. Религия в истории народов мира [Электронный ресурс] / История религии. – Режим доступа: http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st011.shtml. – Дата доступа: