1 Этапы социализации, ее формы
2 Роль деятельности в развитии и социализации личности
3 Разнообразие подходов к возрастной периодизации в педагогике
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Этапы социализации, ее формы
Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.
Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.
Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.
• Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.
2 Роль деятельности в развитии и социализации личности
В отечественной психологии общепринятым является представление о том, что решающую роль в развитии личности играет деятельность. Более того, деятельность представляет собой основной способ существования человека, познания им мира и самовыражения в обществе. поэтому, как отмечает Л. И. Анциферова (1981), адекватнее вести речь о действующем индивиде, о личности, находящейся в состоянии деятельности. С этой точки зрения деятельность может быть понята как динамическое многофазное развертывание личности, особый тип последовательности личностных преобразований, как закономерная смена ее функциональных состояний.
Несмотря на различные подходы к понятию личности (она рассматривается как синоним то сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще, или определяется как "совокупность потребностей данного субъекта"), пришло определение личности через ее целостно рассматриваемую деятельность. Из примата деятельности, в которой человек утверждает свою личность, исходил уже С. Л. Рубинштейн. Он считал, что совершенно недостаточно признавать только проявления человека в деятельности, необходимо учитывать и ее обратное воздействие на субъекта: "личность и формируется и проявляется" в деятельности. Λ. Н. Леонтьев убедительно показал, что личность представляет собой "особое качество", которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений на основе деятельности, общения и познания. Сформированная личность характеризуется сложившимися взглядами и убеждениями, моральными требованиями и оценками, сознательно поставленными целями, умением управлять своими поступками, деятельностью.
3 Разнообразие подходов к возрастной периодизации в педагогике
Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.
Возрастные особенности - это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Сущность возрастных особенностей раскрывается на примере физического развития человека: рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и др. биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере: происходит социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности.
Попытки классифицировать периоды человеческой жизни для правильного управления процессами развития были предприняты Аристотелем, Я. А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо и др.
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н. э.) создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период.
До 7 лет ребенок воспитывается в семье, где главное внимание следует уделять его физическому развитию через закаливание, здоровое питание, гигиену. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки, детей следует обучать речи. Аристотель настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов, отвергал самоустранение родителей от воспитания детей. С 5 до 7 лет ``дети должны уже присутствовать на уроках по тем предметам, которые им потом придется изучать самим.
С 7 до 14 лет основным занятием становится учение (письмо, грамматика, рисование, музыка), в этот же период следует формировать опыт нравственного поведения путем упражнения в нравственных поступках.
1. Борытко, Н. М. Педагогика / Н. М. Борытко. – М.: Академия, 2016, 352 с.
2. Маклаков А. Г., Общая психология: уч. пособие / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. – 583 с.
3. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И. П. Подласый. –– M.: Владос, 2002.
4. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: уч. / Д. М. Рамендик. – М.: Юрайт, 2016.
5. Руденко, А. М. Педагогика в схемах и таблицах / А. М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 172 с.