Особенности смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Особенности смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Особенности смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Театр танца Фантазия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты диагностики испытуемых.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Программа формирования смысложизненных ориентаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики испытуемых экспериментальной и контрольной групп.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки по критерию Стьюдента для зависимых выборок.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения проблемы смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра как представителей творческих профессий
1.1 Понятие и структура смысложизненных ориентаций с позиций зарубежных и отечественных ученых
1.2 Содержательная характеристика смысложизненных ориентаций у представителей творческих профессий
2 Эмпирическое исследование особенностей смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра разного возраста
2.1 Описание процедуры и методов исследования
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
2.3 Коррекционно-развивающая программа по формированию смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра с учетом возрастных особенностей
2.4 Результаты контрольного этапа исследования смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра разного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения проблемы исследования заключается в наличии стабильного научного интереса в практической психологии к поиску повышения субъективной удовлетворенности жизнью и формирования осмысленности жизни как залога психологического благополучия личности. Представление о том, что осмысленная жизнь есть залог духовного равновесия, душевного благополучия в широком смысле слова, а отсутствие смысла жизни приводит к формированию особого типа заболевания ноогенного невроза, благодаря работам В. Франкла [45], прочно укоренилось в современной психологии и породило многочисленные и многоаспектные исследования, в которых основное внимание уделяется связи наличия или отсутствия смысла жизни с различными аспектами человеческой жизнедеятельности в различные возрастные периоды. Особый научный интерес представляет изучение смысложизненных ориентаций представителей разных профессий. Каждой профессиональной группе присущ свой смысл деятельности, своя система ценностей, которые определяются, прежде всего, направленностью деятельности на объект труда. В этой связи, особый интерес представляют творческие профессии, в которых трудовая деятельность обусловлена наличием развитой креативной направленности, гуманистическими принципами по отношению к своему объекту.
Существенный вклад в разработку проблемы формирования смысложизненных ориентаций личности внесли Э.Гуссерль, М. Вебер, М.Даммит, ВДильтей, К.И. Льюис, Ж.П.Сартр, П.Тиллих, ГЛ. Тульчинский, Г. Фреге, М.Хайдеггер, Г.Шпет, Э. Шпрангер, Г.П. Щедровицкий, К. Ясперс и др. Термин «осмысленность жизни» теоретически и эмпирически связан с такими категориями, как: «смысл жизни», «смысловая сфера личности», «смысловое образование», «личностный смысл» - поэтому представляется наиболее целесообразным раскрывать понятие «осмысленность жизни» в соответствии с исторической логикой развития представлений о смысле человеческой жизни и смысле как общепсихологической категории. Исторически понятие «смысл» развивалось в рамках философии и других гуманитарных науках. Проблема смысла жизни всегда была одной из ключевых проблем в психологии личности. В свете изучения смысла как интегративной структуры особый интерес, на наш взгляд, представляет теория В. Франкла, в которой смысл жизни становится центральным объяснительным понятием, характеризуется его психологическая природа и место в поддержании психического здоровья индивида. Теория В. Франкла включает в себя три аспекта: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли [44]. Согласно В. Франклу именно стремление к поиску и реализации смысла жизни определяет мотивацию поведения и развитие личности. Это стремление он рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, которая противопоставляется фрейдовскому принципу удовольствия. Постулируя индивидуальность отдельно взятого смысла жизни конкретного человека, В. Франкл, тем не менее, полагает, что в принципе смысл доступен любому человеку независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, и религиозных убеждений. Однако до сих пор остается недостаточно освещенной связь осмысленности жизни с различными аспектами профессиональной направленности [44]. Особенно дискуссионным и мало изученным является вопрос о том, что выступает необходимым условием обретения смысла жизни у артистов танцевального жанра как представителей творческих профессий. Изучение этой проблемы связано с необходимостью изучения становления человека как субъекта деятельности, а также изучение его профессионального становления через осмысление своей жизни. В связи с этим была выбрана тема дипломной работы: «Особенности смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра».
Объект исследования: смысложизненные ориентации.
Предмет исследования: особенности смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра.
Цель исследования: выявить особенности смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие смысложизненных ориентаций с позиций зарубежных и отечественных ученых.
2. Охарактеризовать специфику смысложизненных ориентаций у представителей творческих профессий.
3. Выявить особенностей смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра разного возраста.
4. Разработать практические рекомендации по формированию смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра.
Гипотеза исследования: существуют возрастные различия в особенностях смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра.
Выборку исследования составили 100 испытуемых в возрасте 20-45 лет: из них 50 молодых танцоров в возрасте 20-25 лет и 50 танцоров в возрасте 40-45 лет.
База исследования: театр танца «Фантазия».
Методологическая основа исследования: исследование осмысленности жизни базируется на положениях о психологической сущности феномена смысла жизни, выдвинутых в работах В. Франкла, понимании осмысленности жизни, предложенном Д. А. Леонтьевым.
1 Теоретические аспекты изучения проблемы смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра как представителей творческих профессий
1.1 Понятие и структура смысложизненных ориентаций с позиций зарубежных и отечественных ученых
Смысл жизни – философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В рамках проблемы смысла жизни изучаются смысложизненные ориентации личности.
Одна из наиболее ранних попыток выделить смысл жизни как отдельную психологическую структуру принадлежит авторам психоаналитического направления. 3. Фрейд, обращаясь к проблематике смысла жизни, высказывался о том, что человек задаётся вопросом о смысле жизни когда он нездоров, и у него есть запас неудовлетворённого либидо. В данном случае можно констатировать тот факт, что хотя Фрейдом и отрицается наличие какого-либо истинного смысла жизни, тем не менее, замечание это прямо указывает на существование связи между ощущением бессмысленности с болезнью [47, с. 110].
По мнению З. Фрейда, предпосылкой постановки этого вопроса является «человеческое зазнайство». Поэтому следует рассуждать не о смысле и цели человеческой жизни, но о том, что люди требуют от жизни и что стремятся в ней достичь?» На поставленный вопрос З. Фрейд отвечает, что люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми [47, с.112].
К. Хорни также затрагивает проблему смысла и целей жизни в её негативном аспекте, описывая поиск смысла жизни как одну из проблем характерных для невротиков [40, с. 56].
Трактовка смысла жизни, принадлежащая А. Адлеру, исходит из представлений об изначальной телеологической ориентации человека, по его мнению, такого рода ориентация выражается в существовании в жизни каждого человека неосознаваемых жизненных целей. Описывая процесс формирования жизненных целей в онтогенезе, А.Адлер отмечал, что они закладываются в период раннего детства и, мотивируя человека на протяжении всей жизни, чаще всего, остаются бессознательными. Жизненные цели выступают своеобразной формой психологической защиты, буфером между беспомощным положением, в котором находится ребёнок и вожделенным для него будущим могущественного взрослого. Адлер отмечает, что жизненные цели всегда несколько нереалистичны, но у невротика эта нереалистичность приобретает гипертрофированный размеры. Подлинные цели человек может открыть, развивая «социальный интерес»; социальный интерес, в свою очередь, связан с тремя основными социальными сферами человеческой жизни: деятельностью, дружбой и любовью. Фиктивные цели не способствуют обретению психического здоровья, хотя и являются чрезвычайно распространенными, так, у невротика жизненные цели целиком и полностью замкнуты на его собственной персоне. На основе жизненной цели человек формирует определённый стиль жизни, помогающий ему реализовать эту цель [3, с. 124].
Согласно К.Г. Юнгу смысл жизни обретается человеком в процессе индивидуации (в процессе «восхождения» к самости), связан с коллективным бессознательным и божественным началом: «Самость - важнейший архетип. Он способен примирить и согласовать разнонаправленные психические силы и, наконец, стать точкой соприкосновения с трансцендентным началом, с Богом, перед лицом которого индивидуальная судьба только и обретает смысл» [50, с. 81].
По нашему мнению, работы К.Г. Юнга и А. Адлера, уделяя внимание тому влиянию, которое оказывает смысл жизни на формирование и развитие позитивных аспектов функционирования личности, задали противовес ранее сформировавшемуся в психологии акценту на негативных аспектах проблемы смысла жизни (поиск смысла жизни характерен только для ощущающего бессмысленность своего существования невротика).
Оценивая вклад К.Г, Юнга и А. Адлера, можно сказать, что в их работах тематика смысла предстаёт двояким образом. С одной стороны, это базисное интегральное психическое образование, детерминирующее содержание и направленность всей жизнедеятельности индивида, а с другой - производный от мотивов и ряда других факторов частный структурный элемент деятельности и сознания индивида.
Смысл как высшую интегративную основу личности рассматривал в своих работах В. Франкл. В свете изучения смысла как интегративной структуры особый интерес, на наш взгляд, представляет теория В. Франкла. Согласно В. Франклу именно стремление к поиску и реализации смысла жизни определяет мотивацию поведения и развитие личности. Человек не может создать себе смысл жизни, он должен обнаружить его вовне и реализовать его в собственной жизни. В. Франкл вводит понятие «ноодинамика», она представляет собой определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, - с другой. Автор выдвигает положение о том, что «такое напряжение внутренне присуще человеку и, следовательно, необходимо для его душевного благополучия» [45, с. 191].
2 Эмпирическое исследование особенностей смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра разного возраста
2.1 Описание процедуры и методов исследования
Цель исследования: особенности смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра.
Гипотеза исследования: существуют возрастные различия в особенностях смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра.
Выборку исследования составили 100 испытуемых в возрасте 20-45 лет: из них 50 молодых танцоров в возрасте 20-25 лет и 50 танцоров в возрасте 40-45 лет.
База исследования: театр танца «Фантазия».
Эмпирические методы исследования: тестирование, метод количественной обработки, статистические методы. Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок, а также t-критерий Стьюдента для зависимых выборок, метод частотного распределения. Расчеты производились с использованием программы SPSS версия 6.0.
Психодиагностические методы и методики исследования:
1. Методика смысложизненных ориентации (СЖО, Д.А. Леонтьев).
Является адаптированной версией теста «Смысл в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика. Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым. Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни была разработана и адаптирована А. Д. Леонтьевым. Версия К. Муздыбаева была взята А. Д. Леонтьевым за основу и видоизменена. В соответствии с оригиналом тест представляет собой набор из 20 пунктов, каждый из которых представляет собой утверждение с раздваивающемся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру [25]. Тест смысложизненных ориентаций включает, на ряду с общим показателем осмысленности жизни, пять субшкал, отражает три конкретных смысложизненных ориентаций и два аспекта локуса контроля:
Субшкала 1. Цели в жизни.
Субшкала 2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная лабильность.
Субшкала 3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией.
Субшкала 4. Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни).
Субшкала 5. Локус контроля - управляемость жизни [16].
2. Методика изучения смысложизненных ориентаций П. Иберсола. Представляет собой неструктурированное интервью в виде свободного эссе (анкеты с двумя «открытыми» вопросами). Процедура исследования достаточно проста. Испытуемым предлагается развернуто, в форме небольшого письменного эссе ответить на следующий вопрос: «Какой смысл жизни является для Вас самым значимым в данный момент? Если Вы чувствуете, что Ваша жизнь сейчас не имеет смысла, поставьте отметку здесь и расскажите о том, как Вы потерялисмысл или почему Вы так думаете. Приведите какой-нибудь пример из своей жизни, который помог бы нам лучше понять смысл Вашей жизни (или его отсутствие)». В результате можно выявить следующие типы смысложизненных ориентаций:
– Межличностные отношения. Ориентация на взаимоотношения с семьей, друзьями или возлюбленными, например: «Наиболее осмысленным мне кажется время, которое я провожу с друзьями и с моим парнем». В рамках этой категории были выделены подкатегории: «Семья», «Возлюбленный(ая)», «Друзья» и «Совокупность подкатегорий».
– Служение. Ориентация на отдачу, оказание помощи, адресованной людям вообще, например: «Смысл моей жизни состоит в том, чтобы помогать детям учиться».
– Вера. Жизнь в соответствии с собственными верованиями и убеждениями (религиозными, политическими или социальными), например: «Теперь, когда я открыл для себя Бога, моя жизнь полна смысла». Эта категория также делилась на подкатегории: «Религиозная или духовная вера» и «Социальные и политические убеждения».
– Получение. Подчеркнутая ориентация на материальные блага. Достижение «психологических» благ, таких как уважение, успех или престиж, не относится к этой категории. Пример ответа, попадающего в нее: «Я хочу заработать столько денег, столько смогу, чтобы чувствовать себя спокойно».
– Рост. Смысл, полагаемый в собственном развитии и понимании (например, в стремлении к достижению целей, в развитии своих способностей, в обретении чувства собственной ценности, обретении не зависимости), например: «Я уверен, что рожден познать себя и раскрыть свои таланты. Изменение, рост, стремление к достижению целей — в этом и состоит вся жизнь».
– Здоровье. Смысл видится в поддержании своего физического или психического здоровья, например: «Я хочу быть настолько здоровым, насколько это возможно».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы показал, что на сегодняшний день все еще не сложилось однозначной трактовки понятия «смысложизненные ориентации». В нашем исследовании мы определяем понятие смысложизненные ориентации как выражение стремления личности, ее потребности, как подтверждение ее реальных достижений, реальную способность выразить себя в формах жизни. Таким образом, смысл жизни – это не только будущее, не только перспектива, но и мера свершенного человеком, оценка достигнутого собственными силами по важным для личности критериям. Человеческая жизнь мотивируется поиском смысла своего существования, стремлением реализовать этот смысл на основе ценностных ориентиров. Стремление найти смысл жизни есть «вторичная рационализация» инстинктивных влечений, основная мотивационная сила, помогающая преодолеть трудности. Понятие «смысл жизни» имеет отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий. Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.
Представители творческих профессий как отдельная категория профессионалов имеют определенный набор личностных, и ценностно-мотивационных характеристик, которые отличают их от представителей других профессий. Творческая деятельность обладает большим потенциалом для формирования смысложизненных ориентаций личности, так как обеспечивает интеграцию творческого потенциала личности и создает условия для практического освоения видов искусства и способов художественно-творческой деятельности, принятию гуманистических ценностей (красота, добро, любовь и т.д.). В целом, представители творческих профессий демонстрируют устремленность, выраженную креативность и направленность личности на саморазвитие. С другой стороны, представители творческих профессий кроме профессиональной самореализации, находят в своей деятельности средство для самоутверждения, а также своеобразную групповую психотерапию для оптимизации своего эмоционального и психологического состояний, которое в силу природной чувствительности, является нестабильным.
В ходе эмпирического исследования смысложизненных ориентаций артистов танцевального жанра разного возраста – 20-25 лет и 40-45 лет, было установлено, что у артистов танцевального жанра независимо от возраста доминирует позитивное отношение к собственной жизни. Однако в старшем возрасте большую актуальность приобретает поиск смысла жизни, а в более молодом возрасте – постановка целей жизни. Для артистов танцевального жанра 20-25 лет характерны наличие целей в будущем, придающих жизни направленность и осмысленность, четкая временная перспектива. Артистам танцевального жанра 40-45 лет присуща более высокая удовлетворенность своей жизнью в настоящем, чем их более молодым коллегам. Среди полученных данных по шкале «Управляемость жизни» большая часть испытуемых 40-45 лет убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Данная категория полагает, что жизнь в их руках и они сами способны ею управлять. Фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее, характерна для испытуемых 20-25 лет. По общему показателю ОЖ большинство испытуемых (90%) видят свою жизнь осмысленной и целенаправленной. Низкие результаты по данному показателю получили 10% молодых артистов 20-25 лет. В результате изучения эмпирической типологии смыслов жизни у артистов танцевального жанра, установлено, что наиболее значимыми источниками являются семья и учеба (работа); менее количественно выраженными, но столь же устойчивыми и инвариантными выступают смыслы роста (саморазвития), служения людям. Смыслы жизни, связанные с гедонистическими основаниями, обнаруживают больший разброс как в количественных показателях, так и в содержательных определениях (обобщенная категория личного благополучия). Однако процесс жизни как источник смысла выделяется весьма отчетливо.
По результатам проведенного исследования была разработана программа по формированию смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра. Цель программы – формирование смысложизненных ориентаций у артистов танцевального жанра разного возраста. Учет возрастных особенностей участников при реализации коррекционно-развивающей программы производился следующим образом: для артистов танцевального жанра 20-25 лет в программе присутствуют упражнения на развитие коммуникативных умений и навыков; умений и навыков самоанализа и самовыражения; преодоление психологических барьеров, мешающих самовыражению; упражнения на выработку активной позиции по отношению к жизни. Для возрастной группы 40-45 лет специально подобраны упражнения для постановки более отдаленных целей в жизни, повышение оптимистичного отношения к своему будущему, в целом формирование жизненных смыслов применительно к отдаленной перспективе будущего и поиск новых смыслов жизни помимо семьи и работы.
1. Абдуллаева, М. М. Особенности профессиональной идентичности представителей творческих профессий // Вестник МГЛУ. – 2009. – № 5. – С. 35-49.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.
3. Адлер, А. Наука жить / А.Адлер // Психологические теории и концепции личности / Под ред.П.А.Горностай, Т.А.Титаренко. – К.: «Рута», 2001. – 312 с.
4. Александрова, Ю.В. Нравственное переживание как путь преодоления «раскола» смысла жизни // Психолого-педагогические и философские ас¬пекты проблемы смысла жизни / Под ред. В.Э.Чудновского, А.А.Бодалева, НЛ.Карповой. – М. : Психологич. ин-т РАО, 1997. – С. 140-144.
5. Антилогова, Л.И. Самоактуализация и смысложизненные ориентации мужчин и женщин зрелого возраста в контексте задач непрерывного образования / Л.И. Антилогова, Е.А. Черкевич // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2017. – № 2. – С.99-105.
6. Бельская, З. В. Смысложизненные ориентиры личности в условиях творческой деятельности / З. В. Бельская // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань : Бук, 2014.
7. Ведин, И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл / И.Ф. Ведин. – Рига : Зинатне, 1987. – 212с.
8. Вильсон, Г. Психология артистической деятельности: таланты и поклонники / Г. Вильсон. – М. : «Когито-Центр», 2001. – 384 с.
9. Волкова, Е.Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру / Е.Н.Волкова // Мир психологии. – 2005. - № 3. – С.33-39.
10. Головей, Л.А. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум / Л.А. Головей. - М. : Юрайт, 2016. – 413 с.
11. Гольцова, А.А. Смысложизненные ориентации юношей и девушек с разной самооценкой психологического возраста / А.А. Гольцова // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 4. – С. 189-193.
12. Голышева, З.В. Динамика смысложизненных ориентаций (лонгитюдное исследование) / З.В. Голышева // Психологические проблемы смысла жизни. – Материалы XIV симпозиума. – Москва : МГУ, 2009. – 312 с.
13. Горбунова, Г.В. Особенности взаимосвязи между смысложизненными ориентациями, жизнестойкостью и перфекционизмом (на примере российских граждан) / Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 138-141.
14. Грачева, Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала / Л.В. Грачева. – СПб. : Издательство «Речь», 2005. – 60 с.
15. Гуревич, П.С. Психология личности: учеб. пособие для студентов вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 559 с.
16. Егорова Н. Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций обучающихся образовательных организаций МВД России с признаками профессионального отчуждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 26. – С. 956–960.
17. Жаткина, К.А. Проявление смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте // Журнал прикладной психологии. – 2010. - №3. – С.23-30.
18. Зеленкова, И. Л. Проблема смысла жизни: Опыт историко-этического исследования / И.Л. Зеленкова. – Минск, 1998. – 125 с.
19. Калашников, М.О. Проблема смысла в контексте деятельностного подхода / М.О. Калашников // «Психологические проблемы смысла жизни и акме» / Материалы ХII симпозиума Психологического института РАО. – М. : МГУ, 2006. – 212 с.
20. Каунова, Н.Г. Исследование смысложизненных ориентаций и значимости смысла жизни современной молодежи // Автореферат дис. …канд. психол. наук. – М. : МГУ, 2006. – 93 с.
21. Кирейчева, Е.В. Психологический тренинг развития Я-концепции / Е.В. Кирейчева, А.В. Кирейчев. – Ялта, 2006. – 80 с.
22. Коновалова О. В. Особенности смысложизненных ориентаций у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 251–255.
23. Леонтьев, Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии / Электронная библиотека. Статьи и монографии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / под ред. Д.А.Леонтьева. – М. : Смысл, 2005. – С. 36-49.
24. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии. – 2-е, исправленное издание. – М. : Смысл, 2003. – 487 с.
25. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1992. - 334с.
26. Леонтьева, А.Н. Тренинг личностного роста в психологическом сопровождении дезадаптированной личности / А.Н. Леонтьева // Психология: проблемы практического применения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. – С. 49-54.
27. Литвинова Е.М., Васильева Л.Г. Связь смысложизненных ориентаций сотрудников организации с социально - психологическими особенностями коллектива // В сборнике: Управление и коммуникации: анализ тенденций и перспективы развития сборник научных статей. Ответственные 66 редакторы: А. Н. Николаева, Е. А. Ильина, Л. Г. Васильева. 2016. С. 110-114.
28. Мельник, Е.В. Проблема формирования смысложизненных ориентаций у офисных работников : монография / Е.В. Мельник, С.А. Самаркина. – Челябинск : Цицеро, 2017. – 141 с.
29. Мережников, А.П. Самоактуализация личности как детерминанта смысложизненных ориентаций молодежи. / В сборнике: Молодежь в современном обществе Сборник материалов Всероссийской заочной научнопрактической конференции / Под ред. С.А. Бурилкиной, Б.Т. Ищановой, О.Л. Потрикеевой, Е.Н. Ращикулиной, Г.А. Супруненко. – М., 2015. – С. 182-186.
30. Мишин, И.А. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и особенностей профессионального выбора будущих специалистов // Акмеология. – 2015. – № 3. – С. 117-118.
31. Мишина, М.М. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и характера профессиональной деятельности личности / М.М. Мишина // Историческая и образовательная мысль. – 2012. – № 1. – С.22-28.
32. Нестерова О. В. Обучение персонала как инструмент реализации стратегических целей организации // Науковедение. - 2015. - № 2. - С. 53.
33. Одиночкина, Е.В. Некоторые особенности смысложизненных ориентаций взрослых, переживающих психологическое отчуждение / В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития Сборник материалов V Международной научно-практической конференции / Под ред. О.Н. Широков [и др.]. – М., 2017. – С. 113-116.
34. Писарева, В. Ю. Особенности развития эмпатии как компонента социальной креативности на отдельных этапах профессионализации личности: на примере старшеклассников и студентов-психологов / В. Ю. Писарева // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – Т. 20. – № 27 (170). – С. 295–299.
35. Психология – наука будущего : Материалы VIII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего». 19–20 ноября 2019 года, Москва / Отв. ред. Е. А. Сергиенко, Н. Е. Харламенкова. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. – 562 с
36. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб. : Нева, 2002. – 854 с.
37. Рамендик, Д.М. Тренинг личностного роста: Учебное пособие/ Д.М. Рамендик.–М. : ФОРУМ, 2007. –176с.
38. Самоукина Н. Психология профессиональной деятельности / Н. Самоукина. – СПб. : Изд-во «Питер», 2003. 224 с.
39. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко.– СПб.: Речь, 2013. – 68 с.
40. Словарь группы психоанализа / Под ред. А.Е. Василюка. – СПб.: Вече, 2008. – 180 с.
41. Толстова, Д. А. К проблеме изучения личностных особенностей молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами / Д. А. Толстова // Личность в Природе и Обществе: Научные труды молодых ученых. Выпуск 15 / Сост. и науч. ред. А.В. Иващенко, Н.Б. Карабущенко, Е.Н. Полянская. – М. : Изд-во РУДН, 2012. – С. 125-128.
42. Тренинг личностного роста / Авт-сост. Ж.Л. Данилова. – Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2012. – 50 с.
43. Тульчинский, Г.Л. Разум. Воля. Успех / Г.Л.Тульчинский. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. – 215 с.
44. Франкл, В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере / В.Франкл – М. : Альпина Паблишер, Альпина нон-фикшн, 2016. – 239 c.
45. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Дайджест, 1990. – 322 с.
46. Чудновский, В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни / В.Э. Чудновский // Мир психологии. – 1999. – № 2. – С. 74-80.
47. Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд.– Тбилиси, 1991. – 375 с.
48. Чудновский, В.Э. Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности / В.Э. Чудновский [и др.] // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25, №1. – С. 22-32.
49. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды / В.Э. Чудновский. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 768 с.
50. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994. – 232 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты диагностики испытуемых.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Программа формирования смысложизненных ориентаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики испытуемых экспериментальной и контрольной групп.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки по критерию Стьюдента для зависимых выборок.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты