Осознанная саморегуляция и удовлетворенность учебной деятельностью старшеклассников
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Осознанная саморегуляция и удовлетворенность учебной деятельностью старшеклассников»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Осознанная саморегуляция и удовлетворенность учебной деятельностью старшеклассников
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 100.
В работе имеется доклад и презентация.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 «Тест-опросник удовлетворенность учебной деятельностью» Л.В. Мищенко.
Приложение 2 Шкала удовлетворенности жизнью (SWLS).
Приложение 3 Опросник осознанной регуляции учебной деятельности ОРУДС Р.П. Галузо.
Приложение 4 Таблица П.4.1 – Первичные эмпирические данные «Тест-опросник удовлетворенность учебной деятельностью» Л.В. Мищенко;
Таблица П.4.2. Шкала удовлетворенности жизнью (SWLS);
Таблица П.4.3 Опросник осознанной регуляции учебной деятельности ОРУДС Р.П. Галузо;
Приложение 5 Таблица П. 5.1 – Взаимосвязь удовлетворенности жизнью с учебной деятельностью и осознанной саморегуляцией учебной деятельности;
Таблица П. 5.2 – Взаимосвязь удовлетворенности учебной деятельности и осознанной саморегуляции учебной деятельности старшеклассников;
Приложение 6 Таблица П. 6.1 – Статистические различия в удовлетворенности жизнью у старшеклассников с различной успеваемостью.
Приложение 7 Таблица П. 7.1 – Матрица корреляции между параметрами осознанной саморегуляции и удовлетворенности учебной деятельностью у старшеклассников.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи осознанной саморегуляции и удовлетворенности учебной деятельностью у старшеклассников
1.1. Саморегуляция субъекта учебной деятельности как предмет психологического исследования
1.2. Проблема удовлетворенности старшеклассников учебной деятельностью в современной психологии
1.3. Теоретическое обоснование характера взаимосвязей осознанной саморегуляции и удовлетворенности учебной деятельности у старшеклассников
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи осознанной саморегуляции и удовлетворенности учебной деятельности у старшеклассников
2.1. Методы и организация исследования
2.2. Анализ результатов исследования осознанной саморегуляции и удовлетворенности учебной деятельностью старшеклассников
2.3. Анализ результатов исследования взаимосвязи между осознанной саморегуляцией и удовлетворенностью учебной деятельностью старшеклассников
Заключение
Библиография
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью осознанной саморегуляции и удовлетворенности учебной деятельностью у учащихся старших классов. Современное общество предъявляет высокие требования к академическим, профессиональным и социально-личностным компетенциям специалистов, имеющих высшее образование. Многочисленными теоретико-эмпирическими исследованиями показано, что уровень сформированности системы осознанной саморегуляции учебной деятельности оказывает определяющее влияние на разные стороны жизнедеятельности личности в юношеском возрасте.
Успешность образовательного процесса в немалой степени зависит от характера отношения к учебной деятельности, позитивный характер которого наиболее полно выявляет потребности школьника. В связи с этим важно, чтобы старшеклассники испытывали удовлетворенность учебной деятельностью, эмоционально-положительное отношение к ней.
Отношение проявляется в эмоциональном реагировании человека на объекты и явления жизни. Эмоциональное отношение, существуя на базе установки (диспозиции) и раскрываясь в оценке реальности, выполняет мотивационную функцию. Эмоциональное отношение действенно, оно не только оценивает, но и побуждает человека предпринимать шаги в адрес предмета оценки
Активное и осознанное отношение к учебной деятельности, является тем внутренним ресурсом, который помогает старшекласснику развиваться в этой деятельности. Учебная мотивация является предметом целого ряда исследований. Рост интереса к этой сфере учебной деятельности связан с глобальными культурными изменениями, которые привели к отрицанию ценности обучения, замещению интереса к процессу освоения профессии прагматическими соображениями. Между тем, учебная мотивация во многом зависит от позиции ученика в процессе учебной деятельности.
Глава 1. Теоретические основы осознанной саморегуляции учебной деятельности старшеклассников
1.1 Саморегуляция субъекта учебной деятельности как предмет психологического исследования
В современной психологической науке не существует общепринятого определения понятия «саморегуляция». Термин «саморегуляция», широко используемый в практике психологических исследований, носит междисциплинарный характер и отличается многозначностью и разнообразием трактовок.
В настоящее время психическая саморегуляция любого вида деятельности индивида рассматривается не как совокупность регуляторов, характерных для данной деятельности, а как функциональный комплекс саморегуляции частной деятельности в рамках целостной жизнедеятельности личности. Такое рассмотрение саморегуляции учебной деятельности субъекта отражает ее сущность как многоуровневый и многокомпонентный функциональный психический механизм, встроенный в систему регуляции индивидуального жизненного пути конкретной личности и обеспечивающий реализацию ее смысловых необходимостей. Согласно мнению А.К. Абульхановой-Славской, саморегуляция представляет собой тот механизм, обеспечивающий централизующую, активизирующую и направляющую позиция субъекта деятельности [1. с. 74].
В отечественной психологии исследования механизмов саморегуляции основываются на субъектном подходе к изучению психики и помогают раскрыть психологические механизмы развития человека как субъекта деятельности. Понимание человека как субъекта неразрывно связано, с одной стороны, с различными формами проявления активности, с другой – с регулированием этой активности. Значительное место в исследованиях произвольной активности человека занимает рассмотрение принципов
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи осознанной саморегуляции и удовлетворенности учебной деятельности у старшеклассников
2.1 Методы и организация исследования
Цель исследования: выявить характер взаимосвязи осознанной саморегуляции и учебной деятельности у старшеклассников.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень осознанной саморегуляции учебной деятельности у старшеклассников.
2. Определить уровень удовлетворенности учебной деятельностью у старшеклассников.
3. Определить уровень удовлетворенности жизнью у старшеклассников.
4. Установить статистическую связь межу уровнем осознанной саморегуляции и учебной деятельности у старшеклассников.
В основе исследования лежат следующие эмпирические гипотезы:
1. Характерными особенностями осознанной саморегуляции старшеклассников являются трудности создания планов и принятий решений в учебной деятельности.
2. Старшеклассники с различной успеваемостью имеют различия в процессах реализации осознанной саморегуляции.
3. Юноши и девушки имеют различия в процессах реализации осознанной саморегуляции.
4. Характерными особенностями удовлетворенности учебной деятельностью у старшеклассников являются: более высокая удовлетворенность учебным процессом у старшеклассников с хорошей успеваемостью; более высокая удовлетворенность учебной деятельностью у девушек, чем у юношей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный теоретический анализ литературы и эмпирическое исследование осознанной саморегуляции и удовлетворенности учебной деятельностью у старшеклассников позволяет заключить:
1. В отечественной психологии выделяются исследования саморегуляции личности, основанные на субъектном подходе, который подчеркивает активную роль личности в регуляции своих отношений с действительностью и рассматривает саморегуляцию личности как психологический механизм обеспечения внутренней активности человека психическими средствами. В зарубежной психологии наиболее актуальные исследования психической регуляторики проводятся на основе теории саморегуляции учения, в которой процесс саморегуляции понимается как активный и конструктивный поиск учащимися целей учения, моделирование, регуляция и контроль процесса познания под влиянием внешних условий. Под осознанной саморегуляцией учебной деятельности понимается личностная система, формирующаяся и проявляющаяся в учебной деятельности, которая реализуется взаимодействием функциональных звеньев.
2. В современной психологии удовлетворенность учебной деятельностью определяют как оценку выражения субъективного отношения к ней, которая проявляется в положительном эмоциональном состоянии старшеклассников, возникающем вследствие высокого уровня сформированности учебной деятельности, который позволяет эффективно справляться с решением теоретических и практических учебных задач. Удовлетворенность старшеклассников учебной деятельностью проявляется в положительном эмоциональном состоянии учащихся, возникающем вследствие высокого уровня сформированности учебной деятельности, который позволяет эффективно справляться с решением теоретических и практических учебных задач, направленных на получение избранной
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль,1991. – 299 с.
2. Антипова, И.Г. Отношение к учебной деятельности старшеклассников и студентов как субъективная реальность: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / И.Г. Антипова. – Ростов-на-Дону, 2000. – 19 с.
3. Астахова, Н.В. Психологические особенности саморегуляции учебной деятельности у подростков в условиях коррекционно-развивающего обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.В. Астахова. – М., 2007. – 24 с.
4. Бариляк, И.А. Особенности мотивации учебной деятельности детей школьного возраста, обучающихся в новых социально-экономических условиях: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / И.А. Бариляк. – СПб., 2002. – 19 с.
5. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников / Г.С. Прыгин [и др.] // Вопросы психологии. – 1987. – № 4. – С. 45–51.
6. Галузо, П.Р. Проблема осознанной саморегуляции учебной деятельности студентов вуза в отечественной психологии: обзор исследований / П.Р. Галузо, Ю.П. Шевелинская // Вучоныя запіскі. – 2014. – Вып. 10. – С. 90–103.
7. Гасанова, Р.Р. Мотивационные детерминанты осознанной саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов вуза: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Р.Р. Гасанова. – Н. Новгород, 2010. – 214 с.
8. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух. – М.: Знание, 1991. – 452 с.
9. Гоголева, М.Н. Удовлетворенность учебной деятельностью студентами гуманитарного и технического профиля / М.Н. Гоголева // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. – С. 192–192.
10. Гордеева, Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: автореф. дис. … канд. психол. наук: 13.00.08 / Т.О. Гордеева. – Москва, 2013. – 19 с.
11. Гордиенко, В. Особенности удовлетворенности учебной деятельностью студентов-гуманитариев / В. Гордиенко // Сборник ЧКО. – Минск, 2014. – С. 14-16.
12. Давыдов, В.В. Концепция учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов, А.К. Маркова // Вопросы психологии. – 1981. – № 6. –
С. 11-12.
13. Ежова, Н.В. Опыт осознанной саморегуляции как условие успешности профессионального обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.В. Ежова. – М., 2009. – 23 с.
14. Захарова, И.М. Структурно-функциональные и информационные особенности типологии осознанной саморегуляции деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / И.М. Захарова. – Ярославль, 2005. – 24 с.
15. Ишков, А.Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / А.Д. Ишков. – М., 2004. – 202 с.
16. Карпинский, К.В. Человек как субъект жизни: монография / К.В. Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 280 с.
17. Клименкова, Е.Н. Позиция в учебной деятельности способностях эмпатии в подростковом и юношеском возрастах / Е.Н. Клименкова, А.Б. Холмогорова // Психолого-педагогические исследования. – 2017. – № 3. – С. 156-163.
18. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 199 с.
19. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломинский. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 432 с.
20. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
21. Конопкин, О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. –
C. 22–34.
22. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – C. 5–12.
23. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. – М.: Наука, 1980. – 256 с.
24. Конопкин, О.А. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностям их саморегуляции / О.А. Конопкин, Г.С. Парыгин // Педагогическая и возрастная психология. – 1983. – № 1. – С. 42–52.
25. Круглова, Н.Ф. Индивидуально-типологические особенности построения регуляторной структуры учебной деятельности подростками / Н.Ф. Круглова // Прикладная психология. – 2002. – № 6. – С. 19-26.
26. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 296 с.
27. Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников / М.В. Матюхина. – Волгоград, 1983. – 152 с.
28. Миславский, Ю.А. Природа и структура системы саморегуляции и активности личности: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 / Ю.А. Миславский. – М., 1994. – 364 с.
29. Мищенко, Л.В. Методика диагностики удовлетворенности учебной деятельностью / Л.В. Мищенко // Вестник ПГЛУ. – 2007. – № 1. – С. 105-111.
30. Могилевкин, Е.А. Психолого-акмеологическая концепция карьеры профессионала / Е.А. Могилевкин. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 266 с.
31. Моросанова, В.И. Взаимосвязь мотивации и осознанной саморегуляции учения / В.И. Моросанова, И.Ю. Цыганов, А.В. Ванин // Психологические исследования. – 2012. – Т. 5, № 24. – С. 5–14.
32. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. – М.: Наука, 2001. – 192 с.
33. Моросанова, В.И. Самосознание и саморегуляция поведения / В.И. Моросанова, Е.А. Аронова. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – 213 с.
34. Мухина, B.C. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1987. – 256 с.
35. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. – М.: Модэк МПСИ, 2004. – 158 с.
36. Неверов, В.Н. Психологическая структура осознанной саморегуляции учебной деятельности студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / В.Н. Неверов. – Ярославль, 2012. – 21 с.
37. Осницкий, А.К. Роль осознанной саморегуляции в учебной деятельности подростков / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С. 42–51.
38. Осницкий, А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01 / А.К. Осницкий. – М., 2003. – 370 с.
39. Осницкий, А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1987. – № 1–2. – С. 52–59.
40. Попова, Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. – Владимир, 2002. – 213 с.
41. Прыгин, Г.С. Личностно-типологические особенности субъектной регуляции деятельности: дис ... д-ра психол. наук: 19.00.01 / Г.С. Прыгин. – М., 2006. – 382 с.
42. Росина, H.JI. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности: автореф. дис. .ю. канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.Л. Росина. – Н. Новгород, 1998. – 19 с.
43. Сагиев, Р.Р. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Р.Р. Сагиев. – М., 1993. – 129 с.
44. Сикорская, Т.В. Развитие профессионализма практических психологов средствами логоанализа: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Т.В. Сикорская. – М., 2005. – 19 с.
45. Соловьёва, Е.В. Развитие личностной саморегуляции студентов колледжа в структуре психологической готовности к педагогической деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.В. Соловьева. – Ставрополь, 2010. – 213 с.
46. Сорокина, Ю.Л. Преодоление кризиса учебной адаптации студентами педагогического вуза: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю.Л. Сорокина. – Ярославль, 2005. – 257 с.
47. Сырьева, А.С. Анализ опыта работы педагогов по формированию ценностного отношения к учебной деятельности у подростков / А.С. Сырьева // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2014. – № 30. – С. 116-120.
48. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – 288 с.
49. Ульенкова, У.В. Индивидуально-типические особенности сферы субъективной активности в учебной деятельности шестилетних детей / У.В. Ульенкова. – Куйбышев: Проспект, 1984. – 265 с.
50. Филиппова, И.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности / И.Н. Филиппова // Молодой ученый. – 2014. – № 6 (65). – С. 762-764.
51. Чельцова, М.Г. Формирование удовлетворенности учебной деятельностью студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. психол. наук: 13.00.08 / М.Г. Чельцова. – Новокузнецк, 2004. – 18 с.
52. Чернобровкина, С.В. Саморегуляция поведения у дошкольников и ее формирование в сюжетно-ролевой игре: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / С.В. Чернобровкина. – Омск, 2001. – 18 с.
53. Шевелинская, Ю.П. Осознанная саморегуляция и смысловые установки личности как субъекта учебной деятельности в юношеском возрасте / Ю.П. Шевелинская // Актуальные проблемы психологии личности: сб. науч. ст.: в 2 ч. – Гродно: ГрГУ, 2012. – Ч. 2. – С. 290–303.
54. Шрейбер, Т.В. Детерминанты смыслообразующей активности личности: на материале исследования старших школьников: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.В. Шрейбер. – Ижевск, 2006. – 165 с.
55. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 1989. – 537 с.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 100.
В работе имеется доклад и презентация.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 «Тест-опросник удовлетворенность учебной деятельностью» Л.В. Мищенко.
Приложение 2 Шкала удовлетворенности жизнью (SWLS).
Приложение 3 Опросник осознанной регуляции учебной деятельности ОРУДС Р.П. Галузо.
Приложение 4 Таблица П.4.1 – Первичные эмпирические данные «Тест-опросник удовлетворенность учебной деятельностью» Л.В. Мищенко;
Таблица П.4.2. Шкала удовлетворенности жизнью (SWLS);
Таблица П.4.3 Опросник осознанной регуляции учебной деятельности ОРУДС Р.П. Галузо;
Приложение 5 Таблица П. 5.1 – Взаимосвязь удовлетворенности жизнью с учебной деятельностью и осознанной саморегуляцией учебной деятельности;
Таблица П. 5.2 – Взаимосвязь удовлетворенности учебной деятельности и осознанной саморегуляции учебной деятельности старшеклассников;
Приложение 6 Таблица П. 6.1 – Статистические различия в удовлетворенности жизнью у старшеклассников с различной успеваемостью.
Приложение 7 Таблица П. 7.1 – Матрица корреляции между параметрами осознанной саморегуляции и удовлетворенности учебной деятельностью у старшеклассников.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты