Проблемы обеспечения государственного суверенитета Республики Беларусь
БИП (Белорусский институт правоведения)
Диплом
на тему: «Проблемы обеспечения государственного суверенитета Республики Беларусь»
по дисциплине: «Теория государственного управления»
2021
251.00 BYN
Проблемы обеспечения государственного суверенитета Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Теория государственного управления
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ФОРМЫ СУВЕРЕНИТЕТА
1.1 Понятие суверенитета
1.2 Значение суверенитета
1.3 Формы суверенитета
ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 История становления белорусского государства
2.2 Порядок принятия декларации о государственном суверенитете БССР
2.3 Характеристика суверенитета Беларуси
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Внутренние проблемы
3.2 Внешние проблемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день государство, самостоятельно и наиболее полным образом обеспечивающее своё функционирование на всех уровнях государственной власти, независимое от всех субъектов из вне в принятии любых решений как внутри государства, так и исходящие из него, а также имеющее полноценный аппарат государственной власти, беспрекословно является полноценным, а главное – суверенной формой организации общества.
Так, суверенитет государства сочетает в себе два таких понятия, как верховенство и независимость. Это означает, что признак суверенности имеется в наличии тогда, когда имеет место полная политическая самостоятельность, а также полноценный, слаженный и систематически функционирующий государственный аппарат.
В истории политики понятие суверенитет имеет для государства и власти всех уровней такой же смысл, что и понятие свободы и права для человека. Для суверенитета и суверенного государства это не только право на независимость и свободу от посягательств, как внешних, так и внутренних, но и право управлять. Главным и основополагающим нормативно-правовым документом, регламентирующим и провозгласившим полную независимость Республики Беларусь на международной арене, является Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь.
Таким образом, суверенитет государства означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене и является собирательным признаком государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что наличие суверенной основы государства является неотъемлемым и наиболее значимым фактором, дающим право государству функционировать и развиваться в полной мере в дальнейшем.
Именно суверенитет, заключающий в себе полную независимость действий, решений и развитие идеологии, дает право государству быть полноправным членом международных организаций и иных межгосударственных образований. А также принимать участие в международных крупнейших спортивных массовых соревнованиях, конкурсах и иных международных объединениях на соревновательной основе, а также на международном уровне осуществлять взаимодействия разного рода с другими суверенными государствами.
Верховенство законов, нормативное регулирование является главным источником любого руководства к действию всех государственных органов, организаций, а также физических и юридических лиц. Кроме того, это обусловлено наличием полноценного и постоянно действующего, законодательного органа и соответствующей ветви власти.
Таким образом, наиболее подробный анализ такого термина, как «суверенитет», а также рассмотрение его видов, позволит сформировать наиболее полное представление о его значимости для государства, а значит выявить необходимость его полноценной защиты и охраны на международном уровне, а также изучить и расширить способы такой защиты.
Объект исследования – общественные правоотношения, складывающиеся в сфере выявления и реализации проблем государственного суверенитета в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают положения законодательства о государственном суверенитете Республики Беларусь, а также научная литература, статьи периодических изданий.
Целью настоящей работы является на основе комплексного анализа положений законодательства, а также научной литературы выявить понятие, сущность значение и проблемы суверенитета Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ФОРМЫ СУВЕРЕНИТЕТА
1.1 Понятие суверенитета
Государство имеет ряд признаков, благодаря которым оно и может называться таковым. Один из важнейших признаков, наряду с наличием государственной символики, правом сбора налогов и другими – это суверенитет государства [1, c. 59].
Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.
Суверенность государства означает такое его свойство, в силу которого государство самостоятельно и независимо от всякой другой власти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами [2, c. 116].
Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, то есть государственно организованной публично-политической власти. Для государственного суверенитета характерны следующие признаки:
– верховенство;
– независимость;
– самостоятельность;
– единство.
Рассматривая каждый конкретный признак суверенности, можно дать данным признакам следующую характеристику:
Верховенство, как признак суверенности государственной власти означает, что народ сам в полном объеме осуществляет принадлежащую ему государственную власть, непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Независимость и самостоятельность государственной власти выражается в том, что она является таковой и по отношению к тем, кто непосредственно не выражает и не представляет воли народа. В этой связи Конституция Республики Беларусь установила, что любые действия по изменению конституционного строя и достижению власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону [3].
Единство государственной власти предполагает, что к ведению Республики Беларусь относится определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
Так, суверенитет предполагает способность государства гарантировать обеспечение своей внешней и внутренней безопасности.
Под гарантиями суверенитета следует понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства [4, c. 164].
Организационные гарантии выражаются в том, что в суверенном государстве создана и эффективно функционирует система органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана территориальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, органы внутренних дел, органы государственной безопасности.
Юридические гарантии – это наличие нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу правоотношений: заключение международных мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права [4, c. 164].
ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 История становления белорусского государства
Обычно политические процессы, особенно когда речь идет о становлении государственности, получают свое законодательное подкрепление. Это характерно также и для белорусской государственности, получившей свое новое, качественное развитие с начала 1991 г. Этот период был насыщен важными событиями, которые шаг за шагом приближали распад СССР и обретение пятнадцатью республиками государственного суверенитета.
Именно 1991 год стал переломным: был завершен распад СССР и начато масштабное строительство независимого белорусского государства. Фоном этого стали следующие крупные политические события и важные законодательные решения. Осoбoе местo среди закoнoдательных актов Верховного Совета в сфере государственного строительства занимает принятый 27 февраля 1991 г. Закон «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь» [19, с.127].
Первоначально имелось в виду подготовить Декрет o власти: такие акты были приняты в некоторых других республиках Союза ССР, например, России. В них республиканские законодатели стремились пересмотреть свои взаимоотношения с центром, перераспределить властные полномочия. Закон об основных принципах народовластия включал в себя как те положения, которые были в обновляемом Верховным Советом БССР Конституции 1978 года и Декларации, так и совершенно новые. Например, закреплялся принцип народовластия, происхождение всей власти от народа, который может ее осуществлять, как непосредственно, так и через представительные органы. В ранг закона возводилось положение Декларации o том, что право выступать от имени всего народа республики имеет Верховный Совет Республики Беларусь.
17 марта 1991 г. прошел референдум СССР по вопросу о сохранении Союза СССР. Хотя большинство граждан республики высказались за сохранение СССР как обновленной федерации, однако настроения людей менялись по мере ухудшения социально-экономической обстановки и падения авторитета союзных руководителей. Весной, в начале апреля, 1991 года состоялись многочисленные забастовки рабочих, которые вышли на площадь возле Дома Правительства в связи с повышением цен на 25–30 % на макаронные и хлебобулочные изделия [20, с.136].
В августе того же года была попытка группы руководителей союзных органов обуздать центробежные силы посредством введения режима чрезвычайного положения и создания ГКЧП. После ее провала 24–25 августа 1991 г. состоялась пятая внеочередная сессия Верховного Совета республики, на которой был принят ряд основополагающих юридических решений:
– Декларации о государственном суверенитете Беларуси 25 августа 1991 г. был придан статус конституционного закона, обладающего даже большей юридической силой, чем сама Конституция;
– приостановлена деятельность КПСС-КПБ;
– принято постановление о политической и экономической независимости республики [21, с.16].
Вторым по значению был Закон oт 25 августа 1991 г. «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Беларусь». Пo существу эти два Закона предопределили обретение независимости. Так, согласно новой редакции ст. 72 Конституции 1978 г. на территории Республики Беларусь устанавливалось верховенство ее Конституции и законов [22], т.е. было установлено правило, аналогичное тому, которое закреплено в ст. 7 Декларации o государственном суверенитете.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Внутренние проблемы
В современных условиях формирования новых цивилизационных моделей развития межгосударственного сотрудничества и создания надгосударственных механизмов взаимодействия наблюдается не только усиление процессов глобализации, но также очевидна тенденция к росту уязвимости всех членов международного сообщества перед лицом разнообразных вызовов и угроз, спектр и острота которых эволюционируют, видоизменяются и приобретают трансграничный характер.
Несмотря на богатый исторический опыт государственного развития, Республика Беларусь после выхода из состава СССР оказалась не готова к оперативному и эффективному осмыслению и адаптации как внутренних, так и внешнеполитических проблем, обусловленных трансформационными процессами, сопровождающимися высокой степенью нестабильности. Этот сложный период также был обусловлен создавшимся вокруг Беларуси кольцом напряженного ожидания со стороны зарубежной политической элиты: какой вектор международного сотрудничества она выберет, предложения каких политических сил будут приняты ею для дальнейшего партнерского сотрудничества, какому типу экономической системы отдаст предпочтение при формировании экономических целей и задач дальнейшего развития, насколько далеко позволит зайти крупному международному капиталу в разрешении своих внутренних проблем [40, с.65].
Беларусь, в силу своего географического положения и открытости, в полной мере подвержена воздействию большинства происходящих в мире геополитических процессов независимо от их характера и природы: падение стоимости барреля нефти, дефолт американского доллара, общемировой экономический кризис, гражданские волнения, обусловленные социальными проблемами, в странах Центральной Европы (Франции, Великобритании), безработица в Германии, природные катаклизмы в Китае, военные события в Ливии и т. д.
Именно выгодное геополитическое положение и проводимая политика нейтралитета не оставляют равнодушными ведущие политические державы мира, которые прилагают немалые усилия, стремясь втянуть Беларусь в политические интриги и не гнушаются манипулировать ее экономической уязвимостью, безуспешно применяя «грязные» инсинуации, необоснованно упрекая то в срыве поставок из РФ газа и нефти в страны Западной Европы, то в нарушении демократических принципов во время избирательных компаний, то в нарушении прав и основных свобод и т. п. [31, с.167]
В настоящее время наше государство является состоявшимся, независимым, суверенным европейским государством, которое придерживается провозглашенного Конституцией Республики Беларусь принципа нейтралитета в реализации внешней политики, проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для поддержания нейтрального статуса.
Для последовательного проведения внутренней и внешней государственной политики, направленной на поддержание и обеспечение стабильности гражданского общества, государственного развития, сокращения круга источников угроз и риска, снижения уровня их влияния на проведение самостоятельной государственной политики, необходимо определить стратегические направления, формы и методы обеспечения государственного суверенитета и безопасности Республики Беларусь.
После провозглашения в Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. [37] и обретения независимости Беларусь оказалась лицом к лицу перед неизвестным, неопределенным будущим, необходимостью решать целый комплекс проблем, эклектичных по своему характеру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Главным и основополагающим нормативно-правовым документом, регламентирующим и провозгласившим полную независимость Республики Беларусь на международной арене является Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь.
Наличие суверенной основы государства является неотъемлемым и наиболее значимым фактором, дающим право государству функционировать и развиваться в полной мере дальнейшем.
Именно суверенитет, заключающий в себе полную независимость действий, решений и развитие идеологии дает право государству быть полноправным членом международных организаций и иных межгосударственных образований, принимать участие в международных крупнейших спортивных массовых соревнованиях, конкурсах и иных международных объединениях на соревновательной основе, а также на международном уровне осуществлять взаимодействия разного рода с другими суверенными государствами.
Верховенство, независимость, самостоятельность и единство в совокупности со слаженным и полноценным функционированием государственных органов в рамках государственного аппарата обуславливает и обеспечивает полную государственную суверенность на территории Республики Беларусь.
Также считаем необходимым отметить обязательное наличие материальных и юридических гарантий, наличие которых обуславливает сущность суверенитета, а их совокупность обеспечивает полноценное функционирование государственных органов, а также полноценное взаимодействие их с народом.
Рассмотрев виды суверенитета и выделив такие, как народный суверенитет, национальный и государственный, можем заключить вывод о том, что что государственный суверенитет и народный являются смежными и параллельными определениями для правового государства. Данный вывод вытекает из анализа статьи 3 Конституции Республики Беларусь, который был проведен в процессе изложения первой главы настоящего курсового исследования.
Полноценно суверенным государство имеет возможность быть признанным только в случае наличия полной независимости действий и решений как внутри государства, так и действую на международной арене.
Рассмотрев понятие суверенитета, как главного признака государственности, можно сделать вывод о том, что данный термин неотъемлемо включает в себя единство, независимость, самостоятельность действий и решений, как на внутригосударственном уровне, так и на межгосударственном на международной арене.
Единство и целостность территориального пространства является целиком и полностью принадлежностью юрисдикции Республики Беларусь и никаким иным образом не может быть подвергнута изменением без регламентированного согласия и внутригосударственного решения.
Верховенство законов, нормативное регулирование является главным источником любого руководства к действию всех государственных органов, организаций, а также физических и юридических лиц. Кроме того, это обусловлено наличием полноценного и постоянно действующего, законодательного органа и соответствующей ветви власти.
Также необходимо отметить такие признаки государственного суверенитета, как наличие государственной символики, государственного языка, избирательной системы. На наш взгляд данный признаки наиболее значимые в определении суверенитета, и являются исключительно неотъемлемыми для его обеспечения.
1. Александров, Н.Г. Теория государства и права. Учебник / Н.Г. Александров, Ф.И. Калинычев, А.В. Мицкевич, А.Л. Недавний, и др. – М.: Юрид. лит., 2016. – 640 c.
2. Верееменко, В. М. Конституционное право: учебное пособие / В. М. Веремеенко, М.Д. Веремеенко. – Минск: Изд-во Гревцова, 2016. – 488 с.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
4. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. / В.Н. Хропанюк. – М., 2015. – 384 с.
5. Витушко, В.А. Теория механизма правового регулирования суверенного государства: автореф. дис. д-ра юрид. наук / В.А. Витушко. – Минск, 2017. – 42 с.
6. Белов, А.В. Конституционное право: Актуальные проблемы теории и практики / В.А. Белов. – М.: Юрайт, 2019. – 678 с.
7. Васильев, А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы конституционного права / А.М. Васильев. – М.: Юридическая литература, 2016. – 287 с.
8. Бредихин, А. Л. Суверенитет как политико-правовой феномен : автореф. … дис. канд. юрид. наук. 12.00.01 / А. Л. Бредихин . – Белгород, 2016. – 23 с.
9. Кодавбович, В. А. Конституционное право Республики Беларусь: пособие для студентов специальностей «Правоведение» и «Экономическое право» / В. А. Кодавбович, В. А. Круглов. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Минск: Амалфея, 2017. – 510 с.
10. Горшенев, В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе / В.М. Горшенев. – М.: Юридическая литература, 2012. – 256 с.
11. Лепешкин, А. И Суверенитет в Советском союзном государстве и его укрепление в период развитого социализма / А. И. Лепешкин // Советское государство и право. – 2016. – № 7. – С. 18-25.
12. Мойсеенко М. Г. Союзный договор и суверенитет: теория, практика, противоречие / М. Г. Мойсеенко // Конституционная реформа: поиски и решения. – М., 2016. – С. 143-154.
13. Баглай, М.В. Конституционное право / М.В. Баглай. – М.: Норма, 2012. – 784 с.
14. Еремеева, Е.А. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина: понятие, структура, непосредственное действие / Е.А. Еремеева // Конституционное право. – 2016. – № 2. – С.7-21.
15. Алексеев, С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С.С. Алексеев. – М.: Юридическая литература, 2015. – 271 с.
16. Василевич, Г. А. Конституционное право : учеб. пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Изд. Центр БГУ, 2014. – 279 с.
17. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов/ С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Изд. 2-е, исправл. и доп. – Минск: Амалфея, 2017. –480 с.
18. Канашевич, Н.М. Институты и механизмы государственной власти: Учебно-методическое пособие / Н.М. Канашевич. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2013. – 84 с.
19. Витрук, Н.В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан / Н.В. Витрук. – М.: Наука, 2010. – 342 с.
20. Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь: учебник К.Н.Кунцевич. - М.: Книжный дом, 2016. – 321 с.
21. Лучин, В.О. Конституционные институты / В.О. Лучин // Современный конституционализм. – 2015. – №4. – С.13-22.
22. Конституция 1978 года (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
23. О некоторых изменениях в системе органов государственного управления Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 25 августа 1991 г. №1015-XII [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
24. Лазарев, В.В. Конституционное право: учебник / В.В. Лазарев. – М.: Новый юрист, 2018. – 544 с.
25. О таможенной службе Республики Беларусь : постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 20 сентября 1991 г. №1101-XII [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
26. Мелешкина, Т. С. Политико-правовые механизмы защиты суверенитета: дис. ... канд.юрид. наук: 23.00.02 / Т. С. Мелешкина. – Ростов-на-Дону, 2018. – 138 с.
27. Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период : Закон СССР от 5 сентября 1991 года № 2392-I [Электронный ресурс] // СПС «Консультант». – Минск, 2021.
28. Демичев, Д. М. Конституционное право: учеб. пособие/ Д. М. Демичев. - Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 351 с.
29. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (г. Минск, 8 декабря 1991 года) [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
30. Лагун, Д. А. Общая теория права : курс лекций / Д. А. Лагун. – Минск : БГУ, 2016. – 184 с.
31. Угарина, Т.А. Проблемы государственного суверенитета Республике Беларусь / Т.А. Угарина // Социальные факторы устойчивого инновационного развития. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2016. – С. 164-173.
32. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник/ Г.А. Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2017. – 768 с.
33. Головко, А.А. Современные проблемы государственного суверенитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]/ А.А. Головко. – 2021. – Режим доступа:http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/28883/1/10_головко.pdf.
34. Понятие, признаки, структура государственной власти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.org/4-55804.html.
35. Акименко, К.В. Государственно-правовой механизм защиты гражданских прав и свобод человека в Республике Беларусь: теория и практика / К.В. Акименко. – Минск: Право и экономика, 2018. – 171 с.
36. Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ, 2015. – 592 с.
37. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 № 193-XII [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
38. Бабаев, В.К. Общая теория права / В.К. Бабаев. – Н. Новгород: Пламя, 2013. – 544 с.
39. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. –М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2016. – 656 с.
40. Лебедев, А.Ф. Общая теория права: учеб. пособие/ А.Ф. Лебедев. –Минск: Изд-во Гревцова, 2016. – 304 с
41. Атаманчук, Г. Суверенитет: чей и для чего / Г. Атаманчук // Союз. – 2017. – № 8. – С. 8-15.
42. Зорченко, Е. А. Теория государства и права: пособие / Е. А. Зорченко, Н. А. Полящук, Н. М. Юрашевич. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2013. – 363 с.
43. О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 25.08.1991 № 1017-XII [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
44. Алексеев, С. С. Теория права. / С.С. Алексеев. – М.: Издательство БЕК, 2015. – 320 с.
45. Палиенко, Н. И. Суверенитет – историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение / Н.И. Палиенко. – Ярославль, 2013. –591 с.
46. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. ̶ М.: Юристъ, 2016. ̶ 467 с.
47. О Президенте Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 21 февр. 1995 г., № 3602-ХII [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
48. О Национальном собрании Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 8 июля 2008 г., № 370-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
49. О Совете Министров Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 424-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
50. Избирательный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 11 февр. 2000 г., № 370-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
51. Ясинская-Казаченко, А.В. Конституционное право Республики Беларусь / А.В. Ясинская-Казаченко. – Минск: Амалфея, 2018. – 408 с.
52. О Государственной границе Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 21 июля 2008 г., № 419-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
53. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. ̶ М.: Юристъ, 2015. ̶ 269 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты