Введение
Глава 1. Основные этапы развития этико-политического учения конфуцианства, основополагающие категории и принципы конфуцианства
1.1. Религиозные, этические и социальные истоки формирования культуры Китая
1.2. Традиции конфуцианства в социальной культуре императорского Китая
1.3. Традиции конфуцианства в политической культуре императорского Китая
1.4. Традиции конфуцианства в политической культуре середины xix - начала xx вв
Глава 2. Традиции конфуцианства в политических взглядах и деятельности Мао Цзэдуна
Глава 3. Влияние конфуцианства на политический и экономический процесс современного Китая, его роль в модернизации экономики и политической системы в период xx-xxi вв
3.1. Политические и экономические условия формирования современной политической культуры Китая
3.2. Конфуцианство в современной политической культуре Китая
Заключение
Список литературы
Введение
В научных кругах никогда не угасал интерес к китайской цивилизации, особенно к политической культуре Китая. Благодаря уникальности культуры Китая и его геополитического значения в мире, политические, экономические и социальные процессы в развитии этой страны всегда были под пристальным вниманием исследователей. При нынешнем бурном развитии Китайской Народной Республики актуальность исследования политической культуры Китая возросла. Интерес вызывает факт гармоничного сочетания традиционной политической культуры с мировым прогрессом, сочетание опыта сохранения национальной традиции вместе с высоким развитием технологий, увеличивающуюся интеграцию в мировую экономику. В мировой истории цивилизация Китая является примером того, как можно усвоить культурные и научные традиции Запада, не утратив при этом собственной культурной самобытности. Традиции, сохранившиеся со времен глубокой древности, и в современном Китае сохранили свою актуальность. Во время модернизации Китая все больше возникает необходимость в соблюдении баланса между политической стабильностью и рыночным реформированием. Для решения этих проблем современные китайские политики во многом опираются на идеи конфуцианства. Сформированные в учениях Конфуция политические нормы являются основным стержнем, на котором формируется современная модель государственного и общественного устройства КНР. Сформулированный еще в Древнем Китае лозунг – «древность на службу современности» (гу вэй цзинь юн) указывает на преданность традициям, которая свойственна менталитету китайцев. Современный Китай идет по собственному пути модернизации общества, не основываясь на западных идеях. Этот путь основан на творческом переосмыслении конфуцианских традиций. Политикам пока удается успешно соединять социалистическую модель с капиталистической. Таким образом, идет формирование собственной модели развития страны и общества в целом. Местные традиции, богатый исторический опыт и разумное использование достижений западной цивилизации – все это лежит в основе формирования собственной модели политической культуры.
Глава 1. Основные этапы развития этико-политического учения конфуцианства, основополагающие категории и принципы конфуцианства
Познавать Китай можно с разных сторон. Современный Китай – это продолжение исторического Китая – стран с пятитысячелетней цивилизацией, и поэтом историко-культурный подход представляется особенно важным для познания Китая [1, с. 5]. Китайская цивилизация может считаться единственной, чья история насчитывает около 5000-7000 лет, а иероглифическая письменность насчитывает более чем три с половиной тысяч лет [2, с. 573]. Исходя из этого, можно считать, что, и политическая культура Китая сформировалась давно. На протяжении всей своей истории, территория Китая терпела множество набегов иноземцев. Но, несмотря на это, китайской цивилизации удавалось ассимилировать покорившие ее народы. Примером может служить период монгольских нашествий в XIII веке. Культура захватчиков испытывала достаточно сильное воздействие со стороны сформировавшейся культуры китайской цивилизации и становилась ее составной частью. Способность китайской культуры к ассимиляции исходит из мировоззрения, которое заложено в самой культуре. Китай в сознании китайцев представляется Срединным государством (на китайском 中国 – Чжунго), которое находится в центре самого мироздания, а саму культуру Китая считают неповторимой и самодостаточной. Язык китайцев уникален. Иероглифическое письмо единственное и неповторимое. Иероглифы являются символами, которые кодируют смысл, поэтому, они всегда несут в себе намек на конкретное. В письменном языке иероглифы не произносятся одинаково – разная комбинация одних и тех же знаков читается по-разному и с разной интонацией. Такая специфика в языковой форме сформировала у китайцев особую форму мышления. Через символы китайцу открывается то, что не способен понять человек из другой цивилизации. При этом китайцам тяжело понять то, что они не могут вообразить. Еще одной важной чертой самосознания китайцев является их нацеленность на существующую реальность, в которой народ Китая занимает Центр Земли, «Срединное государство» или «Поднебесная». Центром государства является Мудрый правитель. Император – живой человек, стоящий над всеми, а значит рядом с Небом, и представляет собой Сына Неба, получившего право правления на Земле. Земной император, или владыка земли, представляется в китайской культуре центром традиции. С середины XX века такое место занимает Председатель ЦК КПК. У китайцев нет Единого Бога. Есть Небо, и оно одно и безлично. У китайцев не приняты такие понятия как стыд и совесть. Вместо этого, у них существует понятие «лицо», которое нельзя потерять в отношениях с другими людьми. Также у них существует понятие долга и справедливости. У китайцев не считается постыдным потерять совесть, но потерять «лицо» считается позором [3]. С древних времен для религиозной системы китайцев характерны такие качества как рационализм и умеренность, как можно меньше мифологии и главенство этики над мистикой. Такие особенности религиозной системы Китая создавали в сфере веры пустое пространство. Уже в древнем Китае это пространство было заполнено культом мудрецов древности и легендарных героев, культом добродетели, олицетворением которой была Доктрина, или Мандат Неба (раннечжоуская теория). Это пространство заполнялось раннечжоускими чиновниками-историографами, чья задача состояла в записывании и воспевании деяний мудрых и добродетельных. Результатом их работ считается создание основы для первых канонических книг в Китае: Шуцзин – книги исторических преданий и Шицзин – книги народных песен и священных гимнов. Эти книги стали фундаментом древнекитайской мысли. Они определили характер менталитета китайцев.
Глава 2. Традиции конфуцианства в политических взглядах и деятельности Мао Цзэдуна
Несмотря на успешное окончание «великой пролетарской культурной революции», главные цели: сосредоточение всей полноты власти в руках Мао Цзэдуна и утверждение маоизма в качестве единой, определяющей идеологии китайского общества, так и не были достигнуты. Внутри правящей элиты не было единства. Существующие группировки – Мао-Цзян Цин, Лин Бяо и Чжоу Эньлая – имели различные взгляды на решение вопросов как внутренней, так и внешней политики государства. Мао Цзэдуна тревожила складывающаяся в КНР традиция использования Конфуция и раннего конфуцианства для критики его учений и взглядов. Он считал, что уничтожив во время «культурной революции» всех своих противников, ему удастся избавиться от этой пагубной традиции. Его официальный преемник – Линь Бяо – будучи одним из активных руководителей «культурной революции», призывая народ изучать изречения председателя, одновременно почитал Конфуция. В своих записях, Линь Бяо обращался к авторитету Конфуция, тем самым противопоставляя маоистскому произволу и насилию конфуцианскую гуманность и культ знаний. Таким образом, он вводил в бой с моизмом, вошедшие в обыденное сознание китайцев, рациональные элементы учения Конфуция. Обращаясь непосредственно к массам, он показывал несовместимость двух идеалов человека: конфуцианского и маоистского. Мао Цзэдун узнал о записях своего преемника в конце 1971 года. Им было решено искоренить раннее конфуцианство из сознания народа и окончательно расправиться с учением Конфуция. Будучи опытным политиком, Мао Цзэдун решил сыграть на оплошности своих противников, которые использовали в политической борьбе некоторые изречения философа и делали их более современными. Таким образом, шло идеализирование личности Конфуция, его представляли в качестве противника авторитарной системы, что исторически не являлось правдой. Линь Бяо, Дэн То, У Хань и другие воскрешали некоторые рациональные идеи мыслителя. Прежде всего, это касалось идеи о благородном муже. Однако они не давали оценку ему как философу в связи с тем, какую роль он и его учение сыграли в истории Китая. Учение Конфуция не было идентично конфуцианству. В итоге, идеологический статус конфуцианства стал противоречивым. На протяжении многих столетий, разные слои китайского общества брали от учений то, что им подходило в тот или иной момент. Правящий класс – идею покорности, социальной незыблемости и право благородного мужа на управление страной. Прогрессивные слои общества, особенно деятели культуры – элементы гуманизма и нравственной чистоты. Благодаря стараниям Чжу Си, в эпоху Сун, древнее конфуцианство было реформировано и «улучшено» в религиозно-философском плане [13, с. 36]. Были более четко выражены социальные концепции, направленные на воспитание народа в духе полной покорности правителям страны. В целом конфуцианство, особенно в толковании Чжун Си, сыграло реакционную роль в истории Китая. Именно поэтому все прогрессивные движения первой половины XX века, начиная с «движения 4 мая» 1919 года, проходили под антиконфуцианскими лозунгами. Мао решил воспользоваться антиконфуцианской прогрессивной традицией и объявил себя продолжателем духовного раскрепощения нации. Перед ним встала задача искоренения из сознания народа тех конфуцианских идеалов, которые были несовместимы с его идеалом правителя и человека. Мао тревожила традиционная прочность семейных связей, определяющая роль семьи и старшего поколения в решении многих вопросов. Одной из лучших черт национального характера китайцев была почтительность к родителям, уважение к старшим по возрасту. Интересы семьи всегда ставились выше личных стремлений. В этом была немалая заслуга и самого Конфуция. Китайская семья, особенно объединение кровнородственных семей – цзунцзу – патронимия, на протяжении многих столетий являлась той низшей организацией, которая сохраняла автономию от властей и свободу внутренней духовной жизни.
Глава 3. Влияние конфуцианства на политический и экономический процесс современного Китая, его роль в модернизации экономики и политической системы в период xx-xxi вв
В качестве определения политической культуры можно выдвинуть тезис, что это объединение политических знаний, убеждений и принципов, которые проявляются в способах и результатах политической деятельности людей. В структуре политической культуры можно отметить два основных компонента: культуру политического поведения и культуру политического сознания. Политологами Г. Алмондом и С. Вербой были выработаны критерии типологизации политических культур. По их мнению, существуют три идеальных типа политической культуры:
1. Патриархальная политическая культура. Она характеризуется ориентацией на местные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, коррупции и семейственности.
2. Культура участия. Она отличается политической активностью и рациональностью. Граждане стараются активно воздействовать на политику с помощью законных средств.
3. Подданническая политическая культура. Она предполагает пассивное отношение граждан к политической системе. Индивид, подчиняясь власти, ожидает от нее различных благ и опасается ее диктата.
В чистом виде идеальные типы политической ориентации не встречаются на практике. Согласно концепции Г. Алмонда и С. Вербы, политическая культура современных государств представляет собой смешанную культуру, которую они назвали «культурой гражданственности». Наиболее характерными чертами такой культуры являются: рационально-активное поведение граждан, соответствующее демократической политической системе [17, с. 44-45]. Политическую культуру Китая можно представить в виде определенного способа существования политической системы. Сама политическая культура показывает нам весь опыт существования, функционирования и развития политической сферы китайского общества. Рассмотрим, что именно представляет собой политическая система Китая. После победы в гражданской войне Коммунистической партии Китая 1 октября 1949 года была провозглашена Китайская Народная Республика. С этого момента Китай стал государством народной демократии. Руководящей силой была установлена новая система власти под названием «демократическая диктатура народа». Ее целью было объявлено строительство социализма. С 1982 года, согласно принятой конституции, в стране признается право на частную собственность, и были провозглашены права человека [18]. Не отказываясь от цели построения коммунизма, руководство Китая в конце 70-х гг. XX века стало оперировать прагматическими категориями вместо социалистических лозунгов. Экономический рост и личное благосостояние граждан были провозглашены высшими приоритетами государства и основной задачей Коммунистической партии. Для построения рыночного социализма и социалистических рыночных отношений прагматическая фракция в КПК во главе с Дэн Сяопином начала проводить радикальные реформы в экономике. С целью превратить Китай к началу XXI века в одну из ведущих держав мира, пленум ЦК КПК, в декабре 1978 года, принял стратегию четырех модернизаций в области промышленности, сельского хозяйства, науки и техники. Упор был сделан на ослабление государственного контроля нал экономикой, постепенное освобождение частной инициативы и повышение жизненного уровня населения. Было провозглашено начало политики «открытых дверей». Правительством были предприняты значительные усилия для привлечения в страну иностранного капитала и современных технологий. Началось активное интегрирование китайской экономики в мировую.
Заключение
Главные традиции политической культуры Китая сформировались в древний период его истории. Постепенно они стали фундаментом для развития системы управления государством и концепции государства. Это представляет собой результат экономических и социально политических условий исторического развития Древнего Китая. Конфуцианство сыграло важную роль в формировании политической культуры китайского народа. В рамках института «большой семьи» конфуцианство развивалось до XX века. Подобную политическую культуру можно назвать культурой долга и согласия. В дальнейшем оставшиеся основы конфуцианства в мышлении народа стали фундаментом для создания современной политической культуры. В современном мире происходят динамичные процессы, которые свойственны быстро распространяющейся глобализации. Вследствие этого, происходят изменения в политической культуре современного Китая. Оставшиеся знания конфуцианской философии в мышлении китайцев стали основой для формирования современной политической культуры переходного типа. Следуя за динамичными процессами, происходящими в быстро глобализирующемся мире, политическая культура Китая стремительно меняется. В ней появились черты индивидуализма. Начали появляться этические учения, которые смогли соединить в себе учения конфуцианства и предпринимательство. Такое соединение может стать успешной идеологической базой для процесса модернизации. Если говорить об условиях глобализации в современном мире, то Китай находится в поисках собственных векторов социальной динамики. В своих стремлениях он основывается и на объективных социально-экономических изменениях и на китайском определении постиндустриальной системы ценностей. Эта система основана на культурных традициях, которые и сейчас во многом определяют важнейшие особенности менталитета китайского народа.
1. Конфуцианско «Четверокнижие» («С шу»). Пер. с кит. и коммент. А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, Л.С. Переломова, П.С. Попов пр. участие В.М. Майоров; Вступит, ст. Л.С. Переломова; ИнДальнег Востока. – М.: Вост. лит., 2004. – 431 с.
2. Васильев, Л.С. История Востока / Л.С. Васильев. – М.: Высшая школа, – 1998. – 310 с.
3. Девятов, А. Китайская цивилизация как феномен мировой истории / А.Девятов // Электронный журнал Арт&Факт [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: http://artifact.org.ru/kalibrovka-teorii/andrey-devyatovkitayskaya-tsivilizatsiya-kak-fenomen-mirovoy-istorii.html.
4. Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки) / Под редакцией Р.В.Вяткина. – М.: Восточная литература, 1955. – 415 с.
5. Рыков, С.Ю. Древнекитайская философия: Курс лекций / С.Ю. Рыков; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2012. – 312 с.
6. Малявин, В. Империя ученых / В. Малявин. – М.: Европа, 2007. – 384 с.
7. Ян Боцзюнь. Лунь юй и чжу (Беседы и суждения с переводом на современный язык и комментариями) / Ян Боцзюнь. – Шанхай. 1965. – 402 с.
8. Лисевич, И.С. Литературная мысль Китая / И.С. Лисевич. – М., 1968. – 267 с.
9. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики / под ред. Л.П.Делюсин // История философии, Дальний Восток. – М.: Наука, 1982. – 262 c.
10. Переломов, Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая / Л.С. Переломов. – М.: Наука, 1981. – 334 с.
11. Мартынов, А.С. Конфуцианство: классический период / А.С.Мартынов. – Санкт-Петербург: Азбука-классика: Петерб. Востоковедение, 2006. – 379 с.
12. Вебер, М. Хозяйственная этика мировых религий. Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм / М. Вебер. – СПб.: Владимир Даль, 2017. – 446 с.
13. Конфуций: Суждения и беседы / пер. и ком. Л.С. Переломова // Pro власть. – Рипол Классик, 2017. – 360 с.
14. Быков, Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае / Ф.С. Быков. – М., 1966. – 244 с.
15. Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy / Yu-lan Fung / Princeton. Princeton University Press. – 1952. – Vol. 1. – 496 p.
16. Переломов, Л.С. Конфуцианство в политической жизни современного Китая. Вопросы философии. – М., 1975. – № 10. – С. 57-80.
17. Мелентьева, Т.Н., Погорелый, Д.Е. Политология. Учебное пособие для иностранных студентов / Т.Н. Мелентьева, Д.Е. Погорелый. – Харьков: Золотые страницы, 2002. – 68 с.
18. Конституция КНР. Консалтинговая группа «Окно в Китай» [Электронный ресурс]. – Китай. – 1982. – Режим доступа: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution/constitution_ch2.
19. Бурмистров, П. Коммунистическая демократия. Когда Китай станет многопартийным / П. Бурмистров, И. Плескачевская // «Русский репортер» [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://rusrep.ru/2009/42/kitay.
20. Анохина, В.В. Культурные традиции и парадоксы модернизации современного Китая / В.В. Анохина // «Веснік БДУ» [Электронный ресурс]. – 2009. – Сер. 3. – №1. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/4694/1/08%20АНОХИНА.pdf.
21. Пожидаева, А. Разные лица китайцев / А. Пожидаева. – М.: Гермес, 2009. – № 6. – С. 75-77
22. Fukuyama, F. The End of History and the Last Man / F. Fukuyama [Electronic resource]. – New York: Free Press, 1992. – Mode of access: http://www.social-sciences-and-humanities.com/PDF/The-End-of-History-and-the-LastMan-.pdf.
23. Бергер, Я. Политическая реформа в Китае / Я. Бергер // Азия и Африка сегодня. – 2007. – № 8. – С. 44-54.
24. Сидорейко, И.В. Конфуцианство и современная политическая культура Китая / И.В. Сидорейко // Журнал международного права и международных отношений [Электронный ресурс]. – 2008. – № 3. – С. 55-59. Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/19057.
25. Lijphart, A. (1997) Democracy in plural societies / A. Lijphart // A comparative explorations [Electronic resource]. – New Haven and London. Yale University press. 1997. Mode of access: http://polisci2.ucsd.edu/democracy/documents/Lijphart-DemocracyinPlural.pdf
26. Zhou, Zheng Huan. Liberal Rights and Political Culture / Zheng Huan Zhou // Envisioning Democracy in China. – New York; London, 1999. – 146 p.
27. Fukuyama, F. (1995). Confucianism and democracy / F. Fukuyama // Journal of democracy [Electronic resource]. – 1995. – Vol. 6. – № 2. – P. 20-33. Mode of access: http://www.u.arizona.edu/~zshipley/pol437/docs/fukuyama_1995.pdf.
28. Гурченко, К.Д. Конфуцианство в Китае: проблемы и перспективы / К.Д. Гурченко, И.Ю. Добродеева, С.А. Турыгин. – Шуйский филиял ИвГУ, 2014. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/7673.pdf.