Особенности жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Особенности жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ У ЗАМУЖНИХ И НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие «жизненная стратегия»: подходы к изучению
1.2 Психологические составляющие жизненной стратегии личности
1.3 Понятие профессиональной карьеры в психологии
1.4 Особенности жизненных стратегий и профессиональной карьеры у женщин
1.4 Особенности жизненных стратегий и профессиональной карьеры у женщин
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ У ЗАМУЖНИХ И НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования особенностей жизненных стратегий у замужних и незамужних женщин
2.3 Изучение особенностей профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин
2.4 Взаимосвязь жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе на фоне существенных трансформаций в социальной, экономической и политической сферах актуализируется проблема продуманного, ответственного отношения к будущему. Человек должен уметь на основе принятых социальных норм, системы ценностей и индивидуальных потребностей выстраивать планы, ставить перед собой цели и задачи. Он должен быть субъектом собственной деятельности.
Современные условия жизни и деятельности требуют от человека, особенно женщины, чрезмерного напряжения, включают целый ряд психогенных факторов, усложняющих процессы формирования жизненной стратегии. В современных социально-психологических исследованиях отмечается, что выбор жизненной стратегии зависит от многих факторов: социального положения в обществе [31], благосостояния [9; 12], личностных нравственных установок [33], семейного положения [13; 14] и др.
В современных условиях жизнедеятельности меняется социальное положение женщины. На фоне изменения жизненных приоритетов, ролевой трансформации мужчин и женщине, последние начинают выполнять все больше функций в разных сферах жизни. Женщина стремиться быть не только женой и матерью, но и профессионалом своего дела. Это не только расширяет границы ее деятельности, сферы самореализации, но и требует от нее навыков целеполагания, выбора жизненной стратегии.
Одной из значимых сторон жизнедеятельности современной женщины является профессиональная карьера. Особенность профессиональной карьеры женщин предполагает наличие социальных факторов, среди которых: широкое распространение гендерных стереотипов, которые выступают условием проявления профессиональной активности, а также степени подверженности женщины этим стереотипам. От ее личностных особенностей зависит, будет ли женщина стремиться вверх по карьере или не будет. Благодаря построению своей карьеры женщины получает возможность самореализации, получения удовлетворения о том, что она приносит пользу в социально значимой сфере. Это позволит поддерживать самооценку на высоком уровне, удовлетворять потребности в самоутверждении. Это необходимо для развития гармоничной личности.
В связи с этим проблема выбора жизненной стратегии и профессиональной карьеры женщиной является актуальной научно-практической проблемой и требует теоретической и методологической разработки.
Степень разработанности проблемы.
К феномену жизненных стратегий личности обращались многие советские ученые (К.А. Абульханова-Славская, О.С. Васильева, И.В. Галактионов, Е.А. Демченко, Н.Ф. Наумова, В.Н. Кормакова, И.А. Ральникова, Ю.М. Резник, Н.Н. Федотова и др.), а также зарубежные психологи и социологи
(Ж.-П. Альмодавар, П. Томпсон, А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, И. Годзман, Дж. Мид, Ю. Хабермас, Р. Пехунен, Э. Гидденс, М. Арчер, П. Штомпка и др.).
Существуют различные подходы к выделению типологии жизненных стратегий. Современные авторы, такие как (Е.П. Варламова, И.А. Ральникова, М.Р. Плотницкая, А.В. Морозов, Т.Е. Резник, Е.В. Трунова, С.Ю. Степанов, Н.Н. Федотова и др.) предлагаются свои классификации жизненных стратегий, в основе которых лежат различные основания. Однако, авторы согласны в том, что выбор жизненных стратегий требует от человека проявления психический активности, соотнесения своих потребностей с социальными условиями существования.
В современной литературе изучаются ценности и жизненная перспектива женщин независимо от их социального статуса (Е.С. Лученкова, Л.С. Вечер, И.А. Ковалева и др.). Кроме того, не затрагивается проблема профессиональной карьеры женщины в связи с ее ценностно-смысловой сферой. В данном исследовании эти пробелы будут устранены и показаны особенности жизненных стратегий и профессиональной карьере у замужних и незамужних женщин, а также их взаимосвязь.
Актуальность темы исследования. Расширение границ социальной активности современных женщин сопровождается совмещением семейных и профессиональный ролей, что ставит ее перед выбором того или иного варианта жизненного пути. Ценности и смыслы, имеющиеся в сознании женщины, определяют ее поведение и задают ориентиры в профессиональной карьере. От того, насколько эффективными окажутся жизненные стратегии женщины, зависит степень ее самоактуализации личности, удовлетворенность различными сторонами собственной жизни.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ У ЗАМУЖНИХ И НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие «жизненная стратегия»: подходы к изучению
В зарубежной и отечественной психологии признается, что ключевым элементом построения жизненной стратегии личности является активность. Зарубежные авторы Р. Мэй, К. Роджрес, А. Адлер указывали на наличие творческой активности и свободы воли, которые есть у каждого человека. Эти внутренние явления важны для духовного развития и потому должны использоваться людьми. В своих работах Р. Мэй утверждал, что «человек способен принять на себя ответственность за творческое планирование своей будущей судьбы в том случае, когда он освобождается от собственных неврозов, которые блокируют его инстинктивные побуждения, то есть если он фактически станет психически здоровым» [цит. по: 29, с. 120].
А. Адлер использовал термин жизненного стиля, который определял. как «единство, формирующееся в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве и основывающееся на стремлении к цели» [цит. по: 29, с. 120]. Также А. Адлер рассматривал сущность процесс формирования жизненного стиля через проявление творческой активности. У каждого человека есть способности и умения для того, чтобы свободный выбор и нести ответственность за свои поступки, так как он в силах изменить свое поведение.
В теории мотивационных стремлений личности понятие «жизненные стратегии» утверждается, что выбор стратегии определяется при разрешении противоречия между внутренней и внешней мотивацией в ситуации конкуренции мотивов. Представители данного подхода Т. Кассер и Р. Райан предложили выделять следующие типы стратегий: стратегии, основанные на внешних стремлениях (внешность, популярность, богатство) и зависящие от оценок других людей; стратегии, в основе которых лежат внутренние стремления, которые опираются на ценности личного развития, любви и служения людям. Также зарубежные авторы показали, что тип жизненной стратегии тесно связан с психическим здоровьем человека. В частности, лиц, которые ориентированы на внешние ценности, имеют более низкий уровень психического здоровья [29, с. 121].
Э. Фромм выделил следующе жизненные стратегии: «иметь» (внешне мотивированная потребность в собственности, игнорирование внутренних мотивов и ресурсов) и «быть» (связана с внутренними стремлениями, развитием индивидуальности и личностного потенциала). Так, согласно психологу, выбор стратегии определяется при разрешении противоречия между внутренней и внешней мотивацией в ситуации конкуренции мотивов [15, с. 68].
Представители гуманистической психологии считали, что построение стратегии зависит от последовательного прохождения всех стадий «личностного роста» от уровня физиологических (дефицитарных) потребностей к ростовым потребностям, вершиной которых является самоактуализация. В качестве структурных компонентов жизненной стратегии А. Маслоу и К. Роджерс выделяли:
- дефицитарные мотивы (направлены на изменение существующих условий, которые воспринимаются как «неприятные», «фрустрирующие» или «вызывающие напряжение» (пример: голод, холод, приближающаяся опасность);
- мотивы роста, метапотребности (расширяют жизненный опыт и помогают воплотить наши цели и желания в действительность). Сюда относятся: «целостность», «совершенство», «активность», «красота», «доброта», «уникальность», «не напряженность», «истина, честь, реальность», «опора на себя» [15, с. 68].
Жизненные стратегии ученые анализировали с точки зрения различных подходов и направлений: бихевиоризма (М. Вебер, Э. Толмен); структурно-функционального подхода (Т. Парсонс, Р. Мертон); теорий субъективности и интерсубъективности поведения личности (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман); теории стратегического действия и взаимодействия (И. Годзман, С. Берман). В символическом интеракционизме рассматривались роль символов и значений в интерпретации людьми жизненной ситуации, в конструировании ими действий (У. Томас, Ч. Кули, Дж. Мид). Интегративный анализ стратегического поведения людей осуществляли П. Бурдье, Ю. Хабермас, Э. Гидденс, М. Арчер, П. Штомпка и другие. В своих трудах они отражают идею о тесной взаимосвязи жизненных стратегий с социальными детерминантами и культурными условиями жизнедеятельности человека [26, с. 12].
Финский психолог Р. Пехунен выделил три основные жизненные стратегии личности:
1. Защитные стратегии («консерватизм» и «избегание»). Здесь индивид не меняется сам и принимает ситуацию такой, какая она есть.
2. Стратегии приспособления («адаптивное самоограничение», «пассивное приспособление», «активное приспособление») (здесь жизненная ситуация принимается такой какая она есть, но индивид начинает менять свою личность под условия жизни).
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ У ЗАМУЖНИХ И НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления особенностей жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление особенностей жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, разработка рекомендаций по результатам исследования.
Исследование проводилось на базе БГПУ им. М. Танка. В исследовании приняли участие 50 женщин в возрасте 25-35 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 25 замужних женщин и 25 незамужних женщин.
Гипотезы исследования:
1. Существует взаимосвязь жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин.
2. Существуют различия в жизненных стратегиях и профессиональной карьере у замужних и незамужних женщин.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Тест смысложизненные ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева [45].
Методика позволяет оценить наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь).
Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности. Шкалы:
1. Цели в жизни;
2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни;
3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией;
4. Локус контроля-Я (Я – хозяин жизни)
5. Локус контроля-жизнь или управляемость жизни.
Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал по ключу и их переводу в процентили. Интерпретация данных исследования осуществляется на основании сопоставления со средними значениями, полученными на выборке стандартизации.
2. Методика «Базовые ценности современных женщин» [35].
Цель: выявление базовых ценностных ориентаций женщин, предпочтение тех или иных ценностей.
Женщинам предлагается назвать три основные ценности, которые они считают самыми важными в своей жизни.
3. Методика «Семья или карьера?» И.Г. Леонова [44].
Цель: выявление направленности женщин на семью или карьеру.
В ходе выполнения теста опрашиваемым следует выбрать в каждой из десяти предложенных ситуаций по одному из трех вариантов и подсчитать результаты в баллах по шкале оценок для каждого из трех вариантов. Может быть использован для определения личностных особенностей направленности на создание семьи или представлений о целенаправленном построении карьеры. Позволяет выявить представления о приоритетах и о степени устремленности к достижению цели.
4. Методика «Якоря карьеры» Э. Шейна (в адаптации В.А. Чикер, В.Э. Винокуровой) [36].
Цель: выявление структуры карьерных ориентаций личности и доминирующей ориентации в выборе карьеры, предпочтения личности в выборе профессионального пути.
С помощью методики можно выявить 8 основных карьерных ориентаций или «якорей»: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.
Опросник включает 41 утверждение. Испытуемому предлагается оценить каждое утверждение по степени согласия с каждым из них по 10-балльной шкале. Обработка методики осуществляется по ключу методики.
Методы математико-статистической обработки данных.
Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «STATISTICA v.12.0».
Для оценки достоверных различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни – статистический критерий, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками.
С целью установления статистической связи был использован критерий линейной ранговой корреляции rs-Спирмена – непараметрический критерий, предназначенный для изучения связи между показателями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделанный анализ литературы показал, что существуют различные взгляды к пониманию феномена жизненных стратегий. В рамках субъективного подхода к изучению жизненных стратегий в качестве основного фактора выступает активность личности как организатора и преобразователя собственной жизни. Жизненные стратегии - это способ построения жизни, основанный на преобразующей активности субъекта, путь самореализации в жизни, охватывающий представления и планы на будущее, основанный на системе ценностей. Жизненные стратегии подразделяются на: защитные стратегии, когда индивид не меняется сам и принимает ситуацию такой, какая она есть; стратегии приспособления, когда жизненная ситуация принимается такой какая она есть, но индивид начинает менять свою личность под условия жизни; стратегии развития, когда индивид стремится расширить границы существующих жизненных ситуаций и активно изменяет свое окружение. Выбор стратегии определяется при разрешении противоречия между внутренней и внешней мотивацией в ситуации конкуренции мотивов. Структуру жизненной стратегии образуют: жизненная цель, смысл жизни, ценностные ориентации, убеждения о возможности и способности управления собственной жизнью, временная перспектива, активность. Жизненная цель представляет собой осознанный предвосхищаемый личностью результат жизни в целом. Ценностные ориентации лежат в основе выбора средств достижения жизненных целей. Для того, чтобы построить жизненную стратегию, личность должна быть уверена в том, что она способна на это. Временная перспектива позволяет построить позитивный образ будущего. Активность является поведенческим компонентом жизненной стратегии. Профессиональная карьера – это система социальных ролей, выбор которых и успех в их исполнении обусловлены потребностями, ценностями, установками, интересами, опытом и ожиданиями.
В результате исследования было выявлено, что подавляющее большинство женщин имеют средние показатели осмысленности жизни. Женщины адекватно оценивают собственные силы при постановке жизненных целей, учитывают, как внешние, так и внутренние факторы. При этом, для замужних женщин характерна целеустремленность, которая не всегда может быть подкреплена собственными возможностями. Для незамужних женщин характерно снижение уровня ответственности, они не стремятся к планированию собственной жизни и живут одним днем. Большинство женщины удовлетворены процессом своей жизни. Они считают ее жизнь интересной и насыщенной множеством событий, которые имеют смысл. Замужние женщины отличаются более высокой оценкой результативности жизненного процесса. Многие незамужние женщины не в полной удовлетворены своей жизнью в настоящем. Большинство женщин имеют представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Они женщины уверены в том, что они контролируют свою жизнь, действуют в соответствии с собственными принципами и жизненными установками, свободно принимают решения и воплощают их в жизнь. В результате сравнения установлено, что у замужних женщин достоверно выше общий показатель осмысленности жизни, а также цели, процесс, результат жизни, Локус контроля – жизнь. Такой результат свидетельствует о более высокой осмысленности жизни замужних женщин, чем у незамужних. Незамужние женщины проявляют меньшее внимание к таким ценностям, как «дом» и «семья», для них на данный жизненный момент более значимы другие ценности: работа, карьера, общение, любовь, материальное благополучие и стабильность. Замужние женщины больше ценят семью, детей и собственное здоровье, и меньшую ценность придают карьере, свободе выбора и независимости. Выполнение социальных ролей от женщины требует много времени и сил, потому женщины чаще ориентированы на одну сферу, либо семь, либо карьеру. Именно система ценностей определяет эту направленность. Вполне закономерно, что незамужние женщины больше ценят возможность построить карьеру, так как у них нет других важных обязанностей, связанных с построение семьи и воспитанием детей. В свою очередь, замужние женщины больше ценят семью и детей, у них есть возможности для реализации своих ценностей.
В ходе исследования направленности женщин на семью или карьеру были установлены существенные различия. Так, женщины незамужние предпочитают ориентироваться на карьеру, имеют более настойчивый и упорный характер, во многом схожий с мужским. Замужние же женщины во многом в качестве главной ценности определяют семью, иногда и в ущерб собственным интересам, которые чаще всего ограничены. На достоверном уровне направленность на карьеру выше у незамужних женщин, чем у замужних женщин. У замужних женщин более выражены такие карьерные ориентации, как: интеграция стилей жизни, стабильность работы, профессиональная компетентность. У незамужних женщин более выражены такие карьерные ориентации, как: автономия, вызов и менеджмент. Сравнительный анализ показал, что у замужних женщин выше ориентация на профессиональную компетентность, стабильность работы, служение, интеграцию стилей жизни. У незамужних женщин выше ориентация на менеджмент, автономию, вызов и предпринимательство. Гипотеза исследования о том, что существует различия в жизненных стратегиях и профессиональной карьере у замужних и незамужних женщин, подтвердилась.
1. Антоненко, А. А. Субъективная смысложизненная концепция женщин зрелого возраста в зависимости от семейного статуса / А. А. Антоненко // Наука. Мысль. – 2016. – № 10. – С. 35–41.
2. Бавыкина, Е. Н. Профессиональная карьера: компетентностный подход [Электронный ресурс] / Е. Н. Бавыкина // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. – 2016. – Т. 15. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/96431.htm.
3. Балык, А. С. Развитие личности в период зрелости / А. С. Балык // Науч. вестн. гос. автоном. образоват. учреждения высш. проф. образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». – 2016. – №. 3. – С. 86–91.
4. Белановская, О. В. Жизненные планы и жизненные ценности у женщин возраста ранней и средней взрослости / О. В. Белановская // Актуал. науч. исслед. в соврем. мире. – 2017. – № 10–3. – С. 108–113.
5. Белановская, О. В. Ценностные ориентации у мужчин и женщин возраста ранней взрослости / О. В. Белановская // Актуал. науч. исслед. в соврем. мире. – 2016. – № 10–5. – С. 13–21.
6. Берберян, А. С. Исследование гендерных особенностей самореализации женщин в профессиональной сфере / А. С. Берберян, А. А. Арутюнян // Сб. конф. НИЦ Социосфера. – 2015. – № 25. – С. 28–32.
7. Богатырева, Л. Г. Вопросы корректировки жизненного пути современной женщины / Л. Г. Богатырева // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. – 2019. – № 4. – С. 51–55.
8. Богатырева, Л. Г. Традиционные ценности в аксиологии пути жизни современной женщины / Л. Г. Богатырева // Социология. – 2019. – № 3. – С. 122–126.
9. Валеева, Н. И. Карьера женщины в современном мире / Н. И. Валеева, Н. А. Бибикова // Современные парадигмы научных воззрений : сб. науч. ст. по итогам междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 27–28 февр. 2016 г. / Ред.-издат. центр «КУЛЬТ-ИНФОРМ-ПРЕСС». – СПб., 2016. – С. 51–52.
10. Валиуллина, Л. М. Особенности отношения к семье замужних и незамужних женщин / Л. М. Валиуллина // Казан. пед. журн. – 2017. – № 6. – С. 183–186.
11. Власова, И. Р. Характеристика подходов к ценностным ориентациям / И. Р. Власова // Акад. публицистика. – 2018. – № 9. – С. 54–57.
12. Волкова, Е. А. Положение женщин на современном рынке труда / Е. А. Волкова // Вопр. экономики и упр. – 2016. – № 5. – С. 135–138.
13. Володькина, О. Н. Психологические особенности мотивации профессиональной деятельности замужних женщин / О. Н. Володькина // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии : тез. III Всерос. студен. науч.-практ. конф., Москва, 6–7 дек. 2017 г. / Моск. гор. пед. ун-т ; науч. рук. Л. П. Набатникова. – М., 2017. – С. 15–19.
14. Воронцова, Н. А. Особенности ценностно-смысловой сферы людей, состоящих в браке / Н. А. Воронцова // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., Уфа, 1 марта 2017 г. : в 2 ч. / О-во с огранич. ответственностью «Аэтерна» ; отв. ред. А. А. Сукиасян. – Уфа, 2017. – Ч. 2. – С. 188–191.
15. Галактионов, И. В. Жизненна стратегия личности: сущность феномена, структура, концептуальные подходы к изучению его специфики / И. В. Галактионов // Мотивация и рефлексия личности: теория и практики : сб. науч. тр. / Тихоокеан. гос. ун-т ; ред. Е. Н. Ткач. – Хабаровск, 2018. – С. 66–75.
16. Григорьева, Н. В. Гендерные аспекты построения карьеры современного руководителя в коммерческих структурах / Н. В. Григорьева // Вестн. Вост. экон.-юрид. гуманитар. акад. – 2016. – № 4. – С. 43–50.
17. Даренских, С. С. Ценностно-смысловое содержание жизненных перспектив / С. С. Даренских // Азимут науч. исслед.: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7, № 2. – С. 363–366.
18. Дидковская, Я. В. Профессиональная карьера: теоретико-методологические подходы к исследованию феномена / Я. В. Дидковская // Не расстанусь с молодежью, буду… : сб. науч. ст. / Урал. федер. ун-т ; отв. ред. Д. Ю. Нархов. – Екатеринбург, 2018. – С. 185–194.
19. Жигулина, А. И. Подход к определению ценностных ориентаций / А. И. Жигулина // Интернаука. – 2019. – № 1. – С. 61–62.
20. Ивенкова, О. А. Смысл жизни как элемент повседневности и фактор социокультурной адаптации / О. А. Ивенкова // Твор. наследие Э. В. Ильенкова и современность. – 2017. – № 3. – С. 27–31.
21. Карашпай, С. М. Основные подход к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности / С. М. Карашпай // Социальные нормы в условиях современных рисков : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 18–19 мая 2017 г. / Тувин. ин-т гуманитар. и прикладных соц.-экон. исслед. ; редкол.: И. Р. Камалиева (отв. ред.) [и др.]. – Челябинск, 2017. – С. 29–33.
22. Киселев, А. Ф. С. Л. Франк о смысле жизни / А. Ф. Киселев // Высш. образование сегодня. – 2015. – № 11. – С. 44–48.
23. Кишиков, Р. В. Профессиональная карьеры как предмет исследования в психологии / Р. В. Кишиков // Человеч. капитал. – 2019. – № 6–2. – С. 153–158.
24. Колбасина, О. И. Особенности жизненных стратегий у мужчин и женщин / О. И. Колбасина // Образование и наука в современных реалиях : сб. материалов IX Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 24 мая 2019 г. / Чуваш. гос. ун-т ; гл. ред. О. Н. Широков. – Чебоксары, 2019. – С. 136–137.
25. Кормакова, В. Н. Жизненные стратегии в системе профессионального самоопределения личности / В. Н. Кормакова // Наука. Искусство. Культура. – 2016. – № 1. – С. 154–161.
26. Корнильцева, Е. Г. Жизненные стратегии личности: подходы к изучению / Е. Г. Корнильцева // Актуальные проблемы социально-экономического развития общества : сб. тр. по материалам II Нац. науч.-практ. конф., Феодосия, 20 февр. 2020 г. / Керч. гос. морской технол. ун-т ; под ред. Е. П. Масюткина. – Керчь, 2020. – С. 213–218.
27. Круглов, А. В. Подходы к пониманию ценностных ориентаций личности в научной литературе / А. В. Круглов // Психолого-педагогическая деятельность : сферы сотрудничества и взаимодействия : материалы III Межрегион. заоч. науч.-практ. интернет-конф. с междунар. участием, Кострома, 12–15 окт. 2017 г. / Костром. гос. ун-т ; сост. Т. Е. Коровкина ; науч. ред. Ж. А. Захарова. – Кострома, 2017. – С. 18–21.
28. Кудрявцев, К. Н. Ценности и ценностные ориентации как социально-педагогический феномен / К. Н. Кудрявцев // Науч. альм. ассоц. France-Kazakhstan. – 2020. – № 1. – С. 234–241.
29. Кузьмина, Н. С. Жизненная стратегия личности как психологический феномен / Н. С. Кузьмина // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе : сб. науч. тр. / Тихоокеан. гос. ун-т ; под ред. Е. Н. Ткач. – Хабаровск, 2017. – С. 118–122.
30. Куликова, М. Е. Жизненный путь и стратегия жизни человека / М. Е. Куликова // Форум молодых ученых. – 2019. – № 4. – С. 609–612.
31. Леонтьева, М. Д. Система ценностей современной женщины [Электронный ресурс] / М. Д. Леонтьева, А. П. Макарова // КиберЛенинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-tsennostey-sovremennoy-zhenschiny.
32. Литвякова, Е. В. Современные подходы к понятию «профессиональная карьера» / Е. В. Литвякова // Практический дискурс высшей школы : сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф., Брянск, 1 дек. 2016 г. / Брян. гос. ун-т. – Брянск, 2016. – С. 121–123.
33. Лученкова, Е. С. Профессиональная социализации женщины как показатель кризиса гендерной идентичности / Е. С. Лученкова, Л. С. Вечер // Материалы докл. 50-й Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей и студен., посвящ. году науки : в 2 т. / Витеб. гос. технол. ун-т ; редкол.: А. А. Кузнецов [и др.]. – Витебск, 2017. – Т. 1. – С. 3–4.
34. Мельникова, Н. Н. Карьерные ориентации: гендерные различия и возрастная динамика / Н. Н. Мельникова // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Психология. – 2016. – Т. 9, № 3. – С. 76–85.
35. Морозов, А. В. Категории жизненного пути и смысла жизни как ориентиры индивидуального развития личности / А. В. Морозов // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 12–14 апр. 2017 г. / Рос. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Е. Ю. Коржова. – СПб., 2017. – С. 251–258.
36. Пантелеева, В. В. Исследование мотивационных детерминант конструктивной жизненной перспективы [Электронный ресурс] / В. В. Пантелеева, Д. А. Богомолова // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. – 2017. – № 6. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2017/170128.htm.
37. Ральникова, И. А. Жизненные перспективы женщины в изменяющемся мире / И. А. Ральникова // Фундаментальные проблемы гуманитарных наук: опыт и перспективы развития : материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием, Барнаул, 24–26 сент. 2020 г. / Алтайс. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Н. А. Матвеева ; отв. ред. Т. П. Сухотерина. – Барнаул, 2020. – С. 490–492.
38. Рогозина, Т. И. Самореализация и карьера / Т. И. Рогозина // Человек и общество в нестабильном мире : материалы междунар. науч.-практ. конф., Омск, 2 марта 2018 г. / Омс. юрид. акад. ; отв. ред. Г. И. Тюменцева. – Омск, 2018. – С. 129–138.
39. Соловей, А. П. Карьерные ориентации молодой женщины в академической науке / А. П. Соловей // XI Машеровские чтения : материалы междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Витебск, 18 окт. 2017 г. / Витеб. гос. ун-т ; редкол.: И. М. Прищепа (отв. ред.) [и др.]. – Витебск, 2017. – С. 317–318.
40. Соловей, А. П. Профессиональная деятельность и карьерные ориентации женщин – молодых ученых НАН Беларуси / А. П. Соловей // Социол. альм. – 2018. – № 9. – С. 393–401.
41. Струнина, Н. Н. Ценностные ориентации в контексте жизненного пути личности в периоды ранней и средней взрослости / Н. Н. Струнина // Актуал. проблемы гуманитар. и соц.-экон. наук. – 2019. – Т. 13, № 7. – С. 121–124.
42. Тест «Семья или карьера?» (по И. Г. Леонову) [Электронный ресурс] // ВикиЧтение. – Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/58266.
43. Тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева [Электронный ресурс] // ПСИ. Работы по психологии. – Режим доступа: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/test-smyslozhiznennykh-oriyentatsiy-szho-d-a-leontyeva.
44. Тихомандрицкая, О. А. Представления о карьере и психологическое благополучие у замужних и незамужних женщин / О. А. Тихомандрицкая // Психологические проблемы современной семьи : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 3–6 окт. 2018 г. / Моск. гос. ун-т ; редкол.: Ю. П. Зинченко [и др.]. – Екатеринбург, 2018. – С. 301–305.
45. Толочек, В. А. Профессиональная карьера: исследования, результаты, возможные перспективы / В. А. Толочек // Изв. Сарат. ун-та. Н. с.. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. – 2019. – Т. 8, № 1. – С. 19–29.
46. Толочек, В. А. Профессиональная карьера: синергетический подход / В. А. Толочек // Изв. Сарат. ун-та. Н. с.. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. – 2020. – Т. 9, № 1. – С. 13–24.
47. Трунова, Е. В. Определение жизненного пути человека / Е. В. Трунова // Наука молодых – будущее России : V Междунар. науч. конф. перспектив. разработок молодых ученых, Курск, 10–11 дек. 2020 г. / Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2020. – С. 385–387.
48. Уваров, Е. А. Влияние осмысленности жизни на выстраивание временной перспективы современной молодежью / Е. А. Уваров // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Обществ. науки. – 2017. – Т. 3, № 2. – С. 66–75.
49. Федина, Г. А. Жизненные стратегии женщин среднего возраста. Факторы, влияющие на особенности их жизненной стратегии / Г. А. Федина // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века : сб. ст. / Рос. гос. соц. ун-т ; отв. ред. А. А. Сукиасян. – Уфа, 2016. – С. 256–259.
50. Цымбалюк, А. Э. Характеристика основных проблем психологии карьерного развития / А. Э. Цымбалюк // Ярослав. пед. вестн. – 2016. – № 6. – С. 233–238.
51. Чудновский, В. Э. Смысл жизни: некоторые итоги и перспективы исследования / В. Э. Чудновский // Психол. журн. – 2015. – Т. 36, № 1. – С. 5–19.
52. Шевелев, В. В. Психология жизненного пути личности: основные понятия / В. В. Шевелев // Интернаука. – 2017. – № 5–1. – С. 46–49.
53. Шкимелис, К. В. Смысл жизни в современности / К. В. Шкимелис // Российская цивилизация: история, проблем, перспективы : материалы XXIII Межрегион. молодеж. науч.-практ. конф., Иркутск, 8 дек. 2019 г. / Иркут. обл. отд-ние КПРФ ; редкол.: П. П. Петухов (отв. ред.) [и др.]. – Иркутск, 2020. – С. 298–301.
54. «Якоря карьеры» методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова) [Электронный ресурс] // ТЕСТотека. – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/prof/1/10.html.
55. Ярославкина, Е. В. Исследование особенностей ценностно-смысловой сферы женщин в разных возрастных группах / Е. В. Ярославкина // Грани познания. – 2009. – № 3. – С. 109–110.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты