Международный Комитет Красного Креста и его роль в формировании гуманитарных принципов и норм права вооруженных конфликтов
БИП (Белорусский институт правоведения)
Диплом
на тему: «Международный Комитет Красного Креста и его роль в формировании гуманитарных принципов и норм права вооруженных конфликтов»
по дисциплине: «Международное публичное право»
2021
251.00 BYN
Международный Комитет Красного Креста и его роль в формировании гуманитарных принципов и норм права вооруженных конфликтов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Международное публичное право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ КРАСНОГО КРЕСТА
1.1. История возникновения Международного Комитета Красного Креста
1.2. Основополагающие принципы Международного Комитета Красного Креста
ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КОМИТЕТА КРАСНОГО КРЕСТА В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
2.1. Формы влияния Международного Комитета Красного Креста на развитие международного гуманитарного права
2.2. Деятельность Международного Комитета Красного Креста по решению актуальных проблем международного гуманитарного права
ГЛАВА 3. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КОМИТЕТА КРАСНОГО КРЕСТА В ФОРМИРОВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ПРИНЦИПОВ И НОРМ ПРАВА ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что вооруженные конфликты довольно часто сопровождаются расторжением дипломатических, консульских и иных официальных отношений между государствами-участниками конфликта, остановкой применение общих норм международного права мирного периода, введением специального правового режима, который характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан и др. Именно в таких условиях применяется международное гуманитарное право, которое призвано защищать жертв войны.
Особая сфера применения международного гуманитарного права породила необходимость создать специальные механизмы, которые позволяли бы эффективно реализовывать нормы этой отрасли права, а также контролировать их соблюдение, поскольку понятно, что соответствующие механизмы, разработанные для мирного времени, не могут применяться в этих условиях. Среди существующих беспристрастных гуманитарных организаций особое место занимает Международный Комитет Красного Креста. Созданный еще во второй половине XIX в., он не только стал первой организацией такого вида, но и выступил с инициативой урегулировать вопросы защиты жертв войны, что в целом привело к созданию международного гуманитарного права в его современном понимании.
Объектом исследования выступают отношения, возникающие в процессе осуществления Международным Комитетом Красного Креста своих основных функций.
Предметом исследования являются деятельность Международного Комитета Красного Креста в области формирования гуманитарных принципов и норм права вооруженных конфликтов.
Целью исследования – рассмотреть и проанализировать историю становления и деятельность Международного Комитета Красного Креста, в том числе на территории Республики Беларусь.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю становления и развития Международного Комитета Красного креста.
2. Проанализировать основополгагающие принципы Междунароного Комитета Красного Креста.
3. Определить формы влияния Международного Комитета Красного Креста на развитие международного гуманитарного права.
4. Изучить деятельность Международного Комитета Красного Креста по решению актуальных проблем международного гуманитарного права.
5. Проанализировать роль Международного Комитета Красного Креста в формировании гуманитарных принципов и норм права вооруженных конфликтов.
В дипломной работе была использована диссертация Е. С. Семеновой на тему: «Роль Международного Комитета Красного Креста в развитии и реализации норм международного гуманитарного права». Автор уделила большое внимание значению Международного Комитета Красного Креста в реализации международного гуманитарного права.
Проблемы правового статуса международных межправительственных и неправительственных организаций рассматривались в трудах видных отечественных ученых: А. X. Абашидзе, Г. И. Морозова, В. А. Батырь, О. И. Тиунова, Д. К. Романова, В. Г. Говзич, А. В. Шестобитов, О. Н. Толочко и ряда других. Цель представленной работы – рассмотреть роль Международного Комитета Красного Креста в формировании гуманитарных принципов и норм права в вооруженных конфликтах.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания: анализ, синтез, системный, логический, обобщение, а также частно-научные методы: сравнительно-правовой, формально-юридического анализа, историко-правовой.
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ КРАСНОГО КРЕСТА
1.1. История возникновения Международного Комитета Красного Креста
История Международного Комитета Красного Креста началась 24 июня 1859 г. в Сольферино, селении в северной Италии, где французские и итальянские войска сражались с оккупировавшими тогда страну австрийцами. В этой ожесточенной битве за несколько часов пало 40000 жертв – убитых и раненых.
Санитарные службы воюющих сторон были явно бессильны помочь в сложившейся ситуации. Вид тяжелых страданий раненых привел в ужас приехавшего в те места по делам швейцарца Анри Дюнана. Обратившись с призывом к жителям соседних сел, он принялся оказывать помощь всем раненым воинам независимо от национальности. Вернувшись в Швейцарию, Анри Дюнан не мог стереть из памяти эту ужасающую картину. Он взялся за перо, чтобы рассказать миру об этой драме войны, так много раз повторявшейся. В 1862 г. была закончена его книга «Воспоминание о Сольферино». Как только книга, напечатанная на его собственные деньги, вышла из печати, Дюнан разослал её европейским монархам того времени, политическим деятелям, военным, филантропам, друзьям [1, c. 124]. Успех оказался мгновенным и превзошел все ожидания. Книга сильно взволновала Европу, так как многим была неизвестна жестокая реальность полей битв.
В те времена в Женеве существовало Благотворительное общество, президентом которого был адвокат Густав Муанье. Он писал, что книга «Воспоминание о Сольферино» потрясла его. Будучи человеком действия, Муанье предложил Дюнану переговорить об этой книге с другими членами Общества.
В ходе встречи была создана комиссия из пяти членов. Помимо самого Анри Дюнана и Густава Муанье в её состав вошли генерал Гийом-Анри Дюфур и доктора Луи Аппия и Теодор Монуар – все швейцарские граждане. Комиссия собралась впервые 17 февраля 1863 г. и назвала себя «Международным комитетом помощи раненым» [2, с. 56].
В последующие месяцы эти пять членов Комитета вели напряженную деятельность, в результате которой в октябре 1863 г. в Женеве состоялась международная конференция, в которой приняли участие представители шестнадцати государств. По этому случаю был выбран отличительный знак – красный крест на белом фоне.
Знак имел целью выделять, и как следствие охранять тех, кто оказывает помощь раненым воинам. Эта конференция легла в основу учреждения Красного Креста. Что касается Комитета, то впоследствии он будет переименован в Международный Комитет Красного Креста.
Великая заслуга Анри Дюнана состоит в том, что он не ограничился отдельными и спонтанными гуманитарными жестами своих предшественников, а выдвинул в своей книге новые и конкретные предложения и широко распространил их: «Нельзя ли создать во всех европейских странах общества по оказанию помощи, которые в военное время, действую на добровольных началах, обеспечивали бы уход за ранеными, независимо от национальности?» [3, c. 857].
Это предложение ляжет в основу создания национальных обществ Красного Креста, а позднее, Красного Полумесяца.
Помимо защиты раненых, по мнению Анри Дюнана, необходимо было предоставить статус нейтральности в районе сражения ухаживающим за ними лицам. Поэтому он предложил сформулировать: «…международный принцип, условный и узаконенный, который, по его согласовании и ратификации, явился бы основой обществ по оказанию помощи раненым в разных странах…» [3, c. 859].
ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КОМИТЕТА КРАСНОГО КРЕСТА В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
2.1 Формы влияния Международного Комитета Красного Креста на развитие международного гуманитарного права
Развитие международного гуманитарного права является одним из приоритетных направлений деятельности Международного Комитета Красного Креста. Как уже говорилось, Международный Комитет Красного Креста не может создавать международно-правовые нормы. Однако данный комитет стремится оказывать максимальное влияние на данный процесс.
Как отмечает Н. А. Соколова, роль Международный Комитет Красного Креста в развитии международного гуманитарного права заключается в том, чтобы:
1) следить за изменениями в характере конфликтов;
2) организовывать консультации для изучения возможности заключения соглашений по вопросу принятия новых положений;
3) разрабатывать проекты конвенций документов, представляемых для принятия дипломатическими конференциями.
Таким образом, следует сказать, что Международный Комитет Красного Креста обладает вспомогательной ролью в развитии международного гуманитарного права.
Международный комитет в ходе своей работы по изменению норм гуманитарного права устанавливает связи с четырьмя видами субъектов: с государствами; с международными межправительственными организациями; с международными неправительственными организациями (с гражданским обществом в целом); с непосредственными жертвами конфликтов. Виды этих связей различны и зависят от вида субъекта и необходимого результата работы. Можно выделить следующие направления деятельности Международный Комитет Красного Креста по развитию международного гуманитарного права:
• изучение социальной действительности (организация социологических и правовых исследований, встреч экспертов в различных областях, мониторинг вооруженных конфликтов);
• оперативная деятельность по исполнению мандата в соответствии с Женевской конвенцией 1949 г. и дополнительный протокол к нему 1977 г. [4, c. 95];
• организация обсуждения новых правовых актов на международном уровне (подготовка проектов соглашений, инициирование проведения международных конференций по принятию новых международно-правовых соглашений).
Норма права представляет собой «идеальный» образ желаемого, максимально обобщенный и деперсонализированный. Именно практика наполняет его реальным, материальным содержанием. Целью права является его эффективная реализация, то есть достижение социально значимого результата, необходимого уровня правового регулирования общественных отношений. Соответственно, практика осуществления норм права помогает выявить характеристики права: его эффективность или неэффективность, которая может проявляться в дефекте самой правовой нормы либо в недостатках механизма ее осуществления (как на национальном, так и на международном уровне). Наиболее ярким проявлением неэффективности являются случаи несоблюдения норм международного гуманитарного права. Также, кроме недостаточности правового регулирования, практика может выявить существующие пробелы в праве, восполнение которых является одной из важнейших задач развития международного гуманитарного права [16, c. 122].
ГЛАВА 3. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КОМИТЕТА КРАСНОГО КРЕСТА В ФОРМИРОВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ НОРМ ПРАВА ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
Международный Комитет Красного Креста – организация, которая в своей деятельности строжайшим образом руководствуется писаным законом (Женевские Конвенции). Это пристрастие к букве закона придает работе Международного Комитета Красного Креста точность и дисциплинированность, но некоторые другие гуманитарные организации критикуют Международный Красный Крест за чрезмерную осторожность, нейтральность законника. Возможно это связано ещё и с тем, что официально его представители дистанцируются от других неправительственных организаций, работающих в той же области, и от ООН. Например, в ходе войны в Боснии они всячески старались отграничивать свою деятельность от действий агентств ООН, отказываясь сопровождать колонны миротворцев ООН, поскольку это могло бы скомпрометировать их нейтралитет [38, с.85].
Тем не менее, Красный Крест, подобно своему основателю, играет центральную роль в кампаниях по «цивилизовыванию» военных действий, например кампании по запрещению ослепляющего лазерного оружия и наземных противопехотных мин.
Также можно с уверенностью утверждать, что первым в зону любого конфликта, а также бедствия с предложением помощи приходят представители именно этой организации. Такие действия реализуют негласный принцип работы Международного Комитета Красного Креста, который гласит что нужно прийти первым, а уйти последним. Зачастую представители Красного Креста остаются в зоне конфликта даже тогда, когда все остальные миссии ООН выведены. Именно это позволяет Международному Комитету Красного Креста сохранить свое особое положение во все более тесной от конкурентов области международной гуманитарной помощи. Но иногда Международный Комитет Красного Креста жестоко расплачивается за своё пребывание в зоне вооруженного конфликта. Известны случаи, когда его сотрудников предательски убивали или похищали. Но, несмотря на это, данная организация отказывается от вооруженной охраны своих сотрудников, госпиталей и сопровождения колонн, демонстрируя, тем самым, свою готовность оказать помощь любому обратившемуся за ней и свою независимость от каких бы то ни было государственных структур.
Таким образом, Международный Комитет Красного Креста на протяжении всего своего существования, с момента создания и до наших дней, осуществляет деятельность по оказанию помощи жертвам различных конфликтов. Начиная с практической деятельности, то есть непосредственно лечение пострадавших, доставка продуктов и медикаментов и т. п. и заканчивая теоретическими разработками документов, имеющих международное значение, а также принятием мер по ограничению распространения оружия, причиняющего излишние страдания, и бесчеловечных методов ведения войн.
Далее стоит рассмотреть, в чем заключается деятельность Международного Красного Креста с момента его основания и на примере приводимых сведений продемонстрировать роль этой организации в формировании гуманитарных норм в вооруженных конфликтах.
В год своего основания, то есть 1864 г., Международный Красный Крест приступил к своей деятельности, оказывая помощь раненым в ходе датско-прусского конфликта. За короткое время во многих странах были созданы национальные общества Красного Креста, которые в 1919 г. объединились в Лигу обществ Красного Креста.
Следует отметить, что первое серьёзное испытание Красный Крест получил в период с 1914 г. по 1919 г., во время Первой мировой войны во время которой были взяты на учет имена 7 млн. пленных, установлена судьба нескольких сотен тысяч без вести пропавших.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенному дипломному исследованию на тему «Международный Комитет Красного Креста и его роль в формировании гуманитарных принципов и норм права вооруженных конфликтов» можно сделать следующие выводы.
1. Пройдя сложный путь становления и развития, на сегодняшний день, Международный Комитет Красного Креста включает в себя более 190 Национальных обществ по всему миру. Вместе они составляют всемирное гуманитарное движение, задача которого предотвращать и облегчать страдания людей, защищать их жизнь и здоровье, обеспечивать уважение к человеческой жизни во всем мире. В Республике Беларусь данное общество носит название Белорусского Общества Красного Креста.
2. Основополагающие принципы Международного комитета Красного Креста являются результатом длительного и сложного процесса исторического развития Международного Комитета Красного Креста, оставаясь основополагающими, хотя их содержание и изменялось в зависимости от общественных потребностей.
3. Белорусское Общество Красного Креста на территории нашего государства осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: распространение знаний о международном гуманитарном праве; подготовка и реагирование на чрезвычайные и кризисные ситуации; медико-социальные услуги на дому; адвокация интересов уязвимых и мобилизация сообществ.
4. Международное гуманитарное право является одним из приоритетных направлений деятельности Международного Комитета Красного Креста, который носит вспомогательную роль в данном процессе.
5. Среди наиболее актуальных проблем развития международного гуманитарного права можно выделить проблему запрещения применения ядерного оружия; вопросы регулирования применения фосфорных бомб; действие норм международного гуманитарного права в отношении новых методов ведения военных действий; проблему регулирования международного гуманитарного права деятельности частных военных и охранных компаний.
6. Роль Международного Комитета Красного Креста в процессе развития международного гуманитарного права значительна, что доказывает современное гуманитарное право, большинство норм которого были приняты при участии Международного Комитета Красного Креста.
7. Международный Комитет Красного креста может действовать в качестве посредника и предлагать свои добрые услуги, помогая враждующим сторонам восстановить контакты друг с другом, либо для того, чтобы решить гуманитарные проблемы, вызванные конфликтом, либо для поиска политических решений. Однако Международный Комитет Красного Креста сам никогда не будет принимать участие в политических дискуссиях, касающихся урегулирования конфликта.
1. Бирюков, П.Н. Международное право / П.Н. Бирюков. – М.: «Юристъ», 2001. – 27 с.
2. Гутмэн, Р. Военные преступления / Р. Гутмэн, Д. Рифф. – М.: «Текст», 2002. – 293 с.
3. Бюньон, Ф. Международный Комитет Красного Креста и защита жерт войны / Ф. Бюньон. – М.: МККК, 2011. – 1548 с.
4. Женевские конвенции и дополнительные протоколы к ним. // Международный Комитет Красного Креста, – М.: «Инфра-М». – 1997. – 162 с.
5. Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении [Электронный ресурс] : [заключена в г. Оттаве 25.05.1988 г.] // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2021.
6. Терехов, А.Н. История социальной работы: учебник / А.Н. Терехов. – М.: Мысль, 2006. – 304 с.
7. История Белорусского Общества Красного Креста [Электронный ресурс] // Белорусское Общество Красного Креста. – Режим доступа: https://redcross.by/bokk-history/.
8. Асеев, И.А. Реорганизация Российского Общества Красного Креста после октября 1917 года (историко-правовой аспект) / И.А. Асеев, Р.Р. Каримов // Вестник Уфимского Юридического института МВД России. – 2019. – № 2. – С. 11.
9. Лауреты медали имени Флоренс Найтингейл [Электронный ресурс] // Белорусское Общество Красного Креста. – Режим доступа: https://redcross.by/laureaty-medali-imeni-f-najtingejl/.
10. Чернобыльская программа гуманитарной помощи и реабилитации в Республике Беларусь [Электронный ресурс] // Белорусское Общество Красного Креста. – Режим доступа: https://web.archive.org/web/20120814105407/http://www.redcross.by/projects/program2.aspx.
11. О Белорусском Обществе Красного Креста [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 24 окт. 2000 г., № 437-3 : принят Палатой представителей 2 окт. 2000 г. : одобр. Советом Респ. 12 окт. 2014 г.: с изм. и доп. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.
12. Стратегии развития Белорусского Общества Красного Креста. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/strategija-razvitija-belorusskogo-obschestva-krasnogo-kresta-budet-utverzhdena-14-oktjabrja-v-minske-214240-2016/.
13. Устав Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца [Электронный ресурс] : [заключена в г. Женеве 10.1986 г.] // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2021.
14. Говзич, В.Г. Международное публичное право / В.Г. Говзич, И.В. Трафимчик. – Барановичи : РИО БарГУ, 2014. – 363 с.
15. Шестобитов, А.В. Международное публичное право / А.В. Шестобитов. – БГЭУ, 2020. – 251 с.
16. Семенова Е. С. Проблемы правового статуса Международного Комитета Красного Креста //Международные правоотношения: публичные, частные и интеграционные аспекты: сборник тезисов докладов. – М.: Спутник Плюс, 2008. – С. 122-125.
17. Дэвид, Э. Принципы вооруженных конфликтов / Э. Дэвид. – М: МККК, 2000. – 1144 с.
18. Государства должны настаивать на принятии срочных и эффективных мер по борьбе с кассетными боеприпасами. [Электронный ресурс] // Международный Комитет Красного Креста. – Режим доступа: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/interview/2011/cluster-munitions-interview-2011-11-10.htm.
19. Толочко, О.Н. Международное гуманитарное право: учеб. пособие / О.Н. Толочко. – Гродно : ГрГУ, 2004. – 88 с.
20. Семенова, Е.С. Роль Международного Комитета Красного Креста в развитии и реализации норм международного гуманитарного права: дис. … к-та юрид. наук: 12.00.10 / Е.С. Семенова. – Москва, 2009. – 202 л.
21. Романов, Д.К. Международное гуманитарное право: понятие, содержание и основные институты / Д.К. Романов, М.Б. Степанов // Международное публичное и частное право. – 2004. – № 6. – С. 33–35.
22. Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений [Электронный ресурс] : [заключена в г. Париже 20.12.2006 г.] // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2021.
23. Хенкертс, Ж.-М. Обычное международное гуманитарное право. Нормы. /Ж.-М. Хенкертс, Л. Досвальд-Бек. – Кембридж, 2005.
24. Эйффингер, А. От оговорки Мартенса до Международного уголовного Суда / А. Эйффингер. – Российский ежегодник международного права, 2004. – 99 с.
25. Тиунов, О.И. Международное гуманитарное право: учебник / О.И. Тиунов. – М. : НОРМА, 2012. – 336 с.
26. Резолюции Ассамблеи Международного Комитета Красного Креста A/RES/56/507 от 27 июня 2002 года [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/ga/fifth/56/fifth_res.shtml.
27. Договор о нераспространении ядерного оружия [Электронный ресурс] : [заключена в г. Москве, Вашингтоне, Вене 01.07.1967 г.] // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2021.
28. Договор о безъядерной зоне в Латинской Америке [Электронный ресурс] : [заключена в р-не г. Мехико 14.02.1967 г.] // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2021.
29. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения [Электронный ресурс] : [заключена в г. Москве, Лондоне, Вашингтоне 11.02.1971 г.] // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2021.
30. Ядерное разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и экспортный контроль [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Республики Беларусь. – Режим доступа: https://mfa.gov.by/mulateral/global_issues/global_security/nuclear_disarmament/
31. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие [Электронный ресурс] : [заключена в г. Женева 10.104.1980 г.] // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2021.
32. Протокол III о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия [Электронный ресурс] : [заключен в г. Женеве 10.10.1980 г.] // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2021.
33. Батырь, В.А. Международное гуманитарное право: учебник / В.А. Батырь. – Юстицинформ, 2012. – 370 с.
34. Резолюции Ассамблеи Международного Комитета Красного Креста 53/70 от 4 дек. 1998 года [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/ga/53/docs/53res1.shtml.
35. Беляева, Н.Г. Международное право: учебник / Н.Г. Беляева. – М. : НОРМА, 2006. – 624 с.
36. Волеводз, А.Г. О международных инициативах в сфере правового регулирования деятельности частных и военных компаний / А.Г. Волеводз // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2009. – № 1. – С. 12–17.
37. Резолюции Ассамблеи Международного Комитета Красного Креста А/63/467 от 6 окт. 2008 года [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/ga/63/docs/63res_nocte.shtml.
38. Игнатьефф, М. Международный Комитет Красного Креста: сборник / М. Игнатьефф. – М.: Текст, 2002. – 514 с.
39. Нобелевская премия мира 1944 [Электронный ресурс] // Лауреаты Нобелевской премии. – Режим доступа: http://nobeliat.ru/laureat.php?id=146.
40. Капустина, А.Я.. Международное право / А.Я Капустина. – М.: Гардарики, 2011. – 617 с.
41. Капустина, А.Я.. Международное гуманитарное право / А.Я Капустина. – М.: Высшее образование, 2009. – 587 с.
42. Шиндлер, Д. Международный Комитет Красного Креста и права человека / Д. Шиндлер. – М.: МККК, 2009. – 15 с.
43. Смольников, О.Ю Международное гуманитарное право / О.Ю. Смольников, А.Г. Шапочка. – М.: Медицина, 2009. – 48 с.
44. Действия Международного Комитета Красного Креста в случае нарушений международного гуманитарного права. – М.: МККК, 1994. – 102 с.
45. Бретт, Р. Неправительственные правозащитные организации и международное гуманитарное право / Р. Бретт // Международный журнал Красного Креста. – 2008. – № 22. – C. 117.
46. Абашидзе, А.X Неправительственные организации: международно-правовые аспекты / А.Х. Абашидзе, Д.А. Урсин. – М.: РУДН, 2012. – 160 с.
47. Алешин, В.В Международное право вооруженных конфликтов / В.В. Алешин. – М.: Юрлитинформ, 2010. – 200 с.
48. Морозов, Г.И Международные организации. Некоторые вопросы теории / Г.И. Морозов. – М.: Мысль, 2012. – 332 с.
49. Пикте, Ж Международные организации. Некоторые вопросы теории / Г.И. Морозов. – М.: Мысль, 2012. – 332 с.
50. Семенова, Е.С. К вопросу о международной правосубъектности Международного Комитета Красного Креста / Е.С. Семенова // Актуальные проблемы российского права. – 2008. – № 4. – С. 412-418.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты