Особенности нравственного сознания подростков с разным социометрическим статусом в учебном классе
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности нравственного сознания подростков с разным социометрическим статусом в учебном классе»
по дисциплине: «Педагогическая психология»
2021
251.00 BYN
Особенности нравственного сознания подростков с разным социометрическим статусом в учебном классе
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогическая психология
Организация: Лельчицкой средней школы №2, ГУО (г.п Лельчицы)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк социометрической матрицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бланк методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бланк теста нравственной самооценки Л.Н. Колмогорцевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Социометрическая матрица 9 «А» класса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Статистическая обработка данных методики «Социальные установки» О.Ф. Потемкиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Результаты теста нравственной самооценки Л.Н. Колмогорцевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ З Статистическая обработка результатов теста нравственной самооценки Л.Н. Колмогорцевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ И Комплекс занятий для подростков по формированию нравственного сознания.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ЛИЦ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
1.1 Особенности становления личностных особенностей в подростковом возрасте
1.2 Понятие социометрического статуса в коллективе
1.3 Нравственное сознание как психологический феномен
1.4 Методы формирования нравственного сознания в подростковом возрасте
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей нравственного сознания подростков с разным социометрическим статусом в учебном классе
2.3 Программа формирования нравственного сознания подростков
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (ст.18 Воспитание в системе образования) целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося, задачи воспитания включают:
- формирование гражданственности, патриотизма и нравственного самосознания на основе государственной идеологии;
- подготовка к самостоятельной жизни и труду;
- формирование нравственной, эстетической и экологической культуры.
В Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. обозначено, что духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры. Современная система школьного образования, создает тенденцию активного поиска нового содержания, путей, средств, форм и методов совершенствования нравственного воспитания. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации белорусского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в Беларуси, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Перед образовательной организацией ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, ведь именно она может сделать это наиболее системно, последовательно и глубоко. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности подростка. Подростковый возраст – это период формирования интимно-личностных отношений и становления личности. В данный период происходит образование сферы самосознания и обретение мировоззренческой позиции. Однако в психологии обращается недостаточно внимания изучению влияния изменившегося контекста детства на характер формирования основ нравственности у подростков. Мало изученными являются психолого-педагогические факторы формирования нравственных установок школьника. Важнейшей составляющей частью формирования нравственного сознания у человека, в том числе у ребенка, является любовь к родному краю. Первооснову воспитания любви к родному краю у детей подросткового возраста составляет привязанность и любовь к родным людям и ближайшему окружению. Формирование любых нравственных чувств, в том числе и любви к ближнему, у детей подросткового возраста базируется на развитии эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Я.Л. Морено указывал на то, что социометрический статус представляет собой свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию в ней, т.е. определенным образом соотносится с другими элементами, что в свою очередь будет оказывать непосредственное влияние на взаимодействие людей в группе [28, с. 16]. При этом социометрический статус необходимо рассматривать как минимум в двух аспектах: формальном и неформальном. Формальный аспект, или критерий социометрического статуса связан с такими межличностными отношениями в группе, которые связаны с выполнением заданных из вне ролей и функций, исполнением должностных обязанностей. Неформальный аспект связан в большей степени реализацией межличностных отношений вне структуры организации, например, досуговой деятельностью. В качестве личностных особенностей нами были рассмотрены следующие характеристики: жизненные стремления личности, параметры временной перспективы. В качестве социально-психологических особенностей мы проанализировали установку на удовлетворенность процессом трудовой деятельности, ценностные ориентации детей подросткового возраста. Одна из основных проблем подросткового возраста — проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств, социальных установок, нравственного сознания.
Степень разработки проблемы.
Актуальность и необходимость работы по формированию нравственного сознания детей подросткового возраста отражена в работах зарубежных и отечественных исследователей: Д.Б. Эльконина, И.Ф. Харламова, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.И. Волковой, И.А, Зимней, Г.А. Никулиной и др.
Авторы указывают на изменившиеся методологические подходы к данному вопросу, появление нового взгляда на «старые» проблемы. Педагоги-ученые, Г.А. Никулина, И.С. Марьенко и другие считают, что начинать воспитание нравственных чувств необходимо с отношения к себе как к личности, к семье, к ее традициям, к родной культуре. Проблемы содержания, динамики и компонентов нравственной сферы детей подросткового возраста поднимались и исследовались в работах Л.И. Божович, А.И. Довгунь, Л.С. Выготского. Исследователи личности ребенка подросткового возраста М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.Е. Игнатьева подчеркивали, именно в подростковом возрасте развиваются нравственные чувства и нравственное сознание.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ЛИЦ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
1.1 Особенности становления личностных особенностей в подростковом возрасте
В отечественной психологии подростковой возраст, завершающий переход от детства к взрослости, изучается как самостоятельная и своеобразная ступень психического развития. В свою очередь этот возраст разделяют на ранний подростковый возраст (старшеклассники) и юность (17-23 лет). В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни, общество требует от него профессионального самоопределения, хотя и первоначального. В это время усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, достаточно прямолинейно, то теперь – более тонко.
Динамика развития в подростковом возрасте зависит от ряда условий. Прежде всего это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. Уже в переходный от подросткового к юношескому возрасту период возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается [21, с. 44].
При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста – этапа эмансипации от взрослых – обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. При всем своем стремлении к самостоятельности дети нуждаются в жизненном опыте и помощи старших; семья остается тем местом, где они чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно. Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация. Кроме того, в общении со взрослыми им не обязательно достигать глубокого самораскрытия, чувствовать реальную психологическую близость. Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками – общении «на равных». Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции [22, с. 17].
Оно остается интимно-личностным, исповедальным. С лучшим другом (подругой) обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками – представителями противоположного пола. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я», оно поддерживает самопринятие, самоуважение. Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Рассмотрим психологические особенности в подростковом возрасте. Это прежде всего – высокая импульсивность, чувствительность, эмоциональная лабильность, психическая неустойчивость, стремление к самоутверждению, низкий самоконтроль подростков. Однако, наряду с этим, современным подросткам присуща затруднённость в контактах, замкнутость, враждебность, готовность к риску в стрессовых ситуациях. Возможно, замкнутость и затруднённость в социальных контактах у детей подросткового возраста связаны с нерешённостью этих же проблем в младшем школьном возрасте.
Подростковый возраст – единственный из самых сложных этапов развития человека. Невзирая на относительную кратковременность, он фактически во многом предопределяет всю последующую жизнь человека. Не иначе как в отроческом возрасте главным образом происходит формирование характера и других основ личности. Необходимость в общении выступает одной из наиболее ключевых в жизни человека. Вступая во взаимоотношения с окружающим нас миром, мы оповещаем информацию о себе, в обмен получаем интересующую нас информацию, анализируем ее и рассчитываем свою деятельность в обществе на базе этого анализа. Плодотворность этой деятельности нередко зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь гарантируется присутствием достаточного и необходимого коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше постигается этот опыт, чем богаче запас коммуникативных средств, тем эффективнее осуществляется взаимодействие. Можно заключить, что самореализация и самоактуализация личности в обществе непосредственно зависит от степени сформированности ее коммуникативной культуры [2, с. 64].
Проблема культурного общения детей подросткового возраста – одна из самых значимых в настоящее время в формировании социальной учебной среды. Для детей в подростковом возрасте обучение и коммуникация представляются ведущими видами деятельности, потому как в обозримой судьбе подростка собственно коммуникативная компетентность примется играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ЛИЦ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
2.1 Организация исследования
В рамках дипломного исследования, изучения формирования нравственного сознания лиц подросткового возраста с разным социометрическим статусом у учащихся школы, исследование происходило на базе Государственного учреждения образования «Лельчицкой средней школы №2», расположенного по адресу г. п Лельчицы, ул. Победы 24 А, выборка составила – 60 человек, учащиеся 9 «А» класса, 9 «Б» класса, 9 «В» класса, возраст испытуемых 14-15 лет.
Цель эмпирического исследования – определение особенностей нравственного сознания учащихся подросткового возраста с разным социометрическим статусом.
Задачи эмпирического исследования:
1. Подбор методик, адекватных исследуемому феномену.
2. Организация исследования, подбор испытуемых для участия в исследовании. Выборка составила 60 учащихся подросткового возраста.
3. Провести эмпирическое исследование социометрического статуса у учащихся подросткового возраста.
4. Провести эмпирическое исследование сформированности нравственного сознания у учащихся подросткового возраста.
4. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях нравственного сознания у подростков с разным социометрическим статусом.
Эмпирическое исследование реализовывалось в три этапа:
- организационный – определение методологии, подбор методов, выбор и проверка методик исследования;
- основной – проведение основного этапа эмпирического исследования;
- аналитический – математико-статистическая обработка и анализ результатов исследования.
Психодиагностические методики, которые применялись для сбора эмпирического материала:
1. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено в адаптации Я.Л. Коломинского.
Социометрия – метод исследования субъективных взаимоотношений – выборов в малой группе. Это вид испытаний для определения степени психологических реакций человека на окружающих людей, в различных ситуациях, выявление взаимных чувств, симпатии и неприязни в группе подросков.
Цель методики: диагностика межличностных и межгрупповых отношений для дальнейшего их улучшения и совершенствования. Социометрия дает возможность получить информацию:
- ᴏ социально-психологических отношениях в группе подростков;
- ᴏ статусе подростка в группе;
- ᴏ психологической совместимости и сплоченности в группе.
В исследовании принимают участие обучающиеся всего класса. Детям объясняется цель и порядок организации исследования, гарантируется сохранность тайны ответов. Каждому участнику предъявляется карточка, в которой помещены вопросы, на которые нужно ответить, записав три фамилии своих одноклассников, перечислив их в порядке уменьшения предпочтения.
Отношение к одноклассникам проводится по выделенным критериям: учебная деятельность, досуг.
В нашей работе нужно было ответить на следующий вопрос:
С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой? Ответ допускал от одного до трех учеников.
Обработка результатов проходит в несколько этапов:
1) определение социометрического статуса школьников:
- подсчет выборов для каждого ученика;
- определение количества взаимных выборов;
- выявление социометрического статуса школьников.
1. Лидеры («звезды») – набравшие 5 и более выборов;
2. «Предпочитаемые» – получившие 3-4 выбора;
3. «Принятые» – имеющие 1-2 выбора;
4. «Изолированные» – не получившие никаких выборов.
2) вычисление коэффициента взаимности выборов (КВ) по формуле:
КВ = А1 / А * 100%;
Где:
А – общее количество выборов,
А1 – количество взаимных выборов.
Показатели взаимности:
- высокий – 67-100%,
- средний – 33-67%,
- низкий – 0-33%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев психологические особенности в подростковом возрасте, можно сказать, что это прежде всего – высокая импульсивность, чувствительность, эмоциональная лабильность, психическая неустойчивость, стремление к самоутверждению, низкий самоконтроль подростков. Однако, наряду с этим, современным подросткам присуща затруднённость в контактах, замкнутость, враждебность, готовность к риску в стрессовых ситуациях. Подростковый возраст – единственный из самых сложных этапов развития человека. Невзирая на относительную кратковременность, он фактически во многом предопределяет всю последующую жизнь человека. Вступая во взаимоотношения с окружающим нас миром, мы оповещаем информацию о себе, в обмен получаем интересующую нас информацию, анализируем ее и рассчитываем свою деятельность в обществе на базе этого анализа. Плодотворность этой деятельности нередко зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь гарантируется присутствием достаточного и необходимого коммуникативного опыта субъектов отношений.
Социометрический статус – положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, определенное при помощи социометрического теста. Данные статусы отличаются друг от друга по ряду признаков, а также по количеству положительных выборов, отвержении и их непосредственного сочетания. Подростковая группа является одним из условий формирования личностных особенностей учащихся. Подростки в зависимости от уровня развития коллектива, становятся либо агрессивными, конфликтными, драчливыми, либо уверенными в себе, более эмоционально устойчивыми, что, в свою очередь, влияет на их взаимоотношения со сверстниками и на социометрический статус. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремиться ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров. Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков.
Особенностью нравственного сознания как процесса воспитания является то, что данный процесс непрерывен, а ожидаемый результат отсрочен во времени. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, т. е. устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения. Социальное пространство ребенка постепенно расширяется – школьник постоянно ведет общение с учителями и одноклассниками по законам четко сформулированных правил. Нравственная воспитанность характеризуется более зрелым нравственным сознанием: наличием определенных моральных образованностей, способностью анализировать и судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать поступкам и действиям самостоятельную оценку. О наличии нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Нравственное сознание имеет свою специфику, обусловленную содержанием, своеобразием целей и включенностью в процесс всех видов воспитания, и свои задачи, определяемые как: формирование нравственного сознания; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества; воспитание и развитие нравственных чувств; выработку умений и нравственных чувств. Нравственное сознание имеет свои направления: воспитание патриотизма, воспитание нравственных убеждений и морального сознания, эстетическое воспитание и формирование экологической культуры.
Нравственное сознание будет актуальным для обучающегося, если оно соединяется с реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Результатом нравственного сознания является нравственная воспитанность, которая выражается в ценных для общества свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. И.С. Марьенко назвал такие группы методов формирования нравственного сознания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно-иллюстративные и проблемно-ситуативные. Методы формирования нравственного сознания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Методы формирования нравственного сознания – это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного воспитания личности, управление этим процессом. При помощи методов формирования нравственного сознания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.
Исследовав нравственное сознание, можно заключить, что у большинства детей подросткового возраста нравственное сознание развито на среднем уровне. Формирование нравственного сознания тесно связано с социометрическим статусом личности. Нравственное сознание, являясь, механизмом личностного роста и саморазвития, носит развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2003. – 214 с.
2. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 2011. – 184 с.
3. Асмолов, А.Г. Образование как платформа развития образования нравственности в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмолов // Внешкольник. – 2017. – № 9. – С. 3-5
4. Ананьев, Б.Г. Проблемы подросткового возраста / Б.Г. Ананьев. – М.: Рост,2011. – 168 с.
5. Березина, В.А. Образование детей как средство их нравственного воспитания / В.А. Березина. – М.: Педагогика, 2008. – 147 с.
6. Бестужев-Лада, И.В. Нужна ли школе реформа? XXI век: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования России / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 192 с.
7. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка / Н.Е. Богуславская. – Екатеринбург: АРГО 2017. – 191 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Пед. о-во России, 2011. – 402 с.
9. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории / Н.И. Болдырев. – М.: Педагогика, 2011. – 198 с.
10. Волкова, А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 446 с.
11. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1984. – 246 с.
12. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – с. 111–113; с. 118–120.
13. Довгун, А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания / А.И. Довгун. – Волгоград: Учитель, 2013. – 56 с.
14. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. – М.: Просвещение, 2007. – 376 с.
15. Дубина, Л.В. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л.В. Дубина // Дошкольное воспитание. – 2015. – №10. с. 26–35.
16. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М.: Педагогика, 2012. –189 с.
17. Зосимовский, А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен / А.В. Зосимовский // Педагогика. – 2018. – № 7. – С. 74-77.
18. Игнатьева, Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е.Е. Игнатьева. – М.: АСТ, 2011. – С.8-11.
19. Коломинский, Я.Л. О взаимоотношениях в группе детей / Я.Л. Коломинский //Дошкольное воспитание. – 2008. – №1. – С.40-45.
20. Колдунов, Л.К. Нравственное воспитание школьников в процессе ознакомления с окружающим миром / Л.К. Колдунов. – М.: Педагогика, 2008. – 104 с.
21. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Леонтьев. – 4–е изд. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
22. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. – М., 2015. – 239 с.
23. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина; 2–е изд., перераб. и доп.– СПб.: Питер, 2019. –276 с.
24. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью / В.И. Лутовинов. – М.: АПК и ПРО, 2001. – 207 с.
25. Мазыкина, Н.В. Методические рекомендации по совершенствованию нравственного воспитания детей и подростков / Н.В. Мазыкина, А.Л. Монахов. – М.: Глобус, 2013. – 66 с.
26. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 2009. – 600 с.
27. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. – М.: Педагогика, 2005. – 70 с.
28. Морено, Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Дж. Морено. – М.: Приори, 2005. – 169 с.
29. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3–е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. –200 с.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
31. Никулина, Г.А. Основные направления духовно-нравственного воспитания / Г.А. Никулина // Классный руководитель. – 2008. – №6. – С. 14-16.
32. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Рус. яз., 2002. – 614 с.
33. Павленко,Т.В. Почему они конфликтуют? / Т.В. Павленко, А.А. Рузская // Дошкольное воспитание. – 2008. – №1. – С.10-12.
34. Петерс, В.А. Психология и педагогика / В.А. Петерс. – М.: Велби, Проспект, 2005. – 288 с.
35. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Издат. центр, 2000. – 184 с.
36. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения школьников / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Приори, 2015. – 189 с.
37. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2011. – 600 с.
38. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2003. – 240 с.
39. Щуркова, Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: Пед. о-во России, 2011. – 240 с.
40. Шипицина, Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. – СПб.: Питер, 2003. – 132 с.
41. Шульц, М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников // Нравственное воспитание школьников. – 2001. – №4. – С.32-34
42. Черноусова, Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании: учеб. пособие / Ф.П. Черноусова. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 112 с.
43. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1995. – 362 с.
44. Эльконин, Д.Б. детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – 4–е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 384 с.
45. Якиманская, И. С. Методология и диагностика в психологическом исследовании. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. – 143 с.
46. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская // Классный руководитель. – 2003. – № 4. – С.25-26.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк социометрической матрицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бланк методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бланк теста нравственной самооценки Л.Н. Колмогорцевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Социометрическая матрица 9 «А» класса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Статистическая обработка данных методики «Социальные установки» О.Ф. Потемкиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Результаты теста нравственной самооценки Л.Н. Колмогорцевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ З Статистическая обработка результатов теста нравственной самооценки Л.Н. Колмогорцевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ И Комплекс занятий для подростков по формированию нравственного сознания.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты