ВВЕДЕНИЕ
Профессиональное самоопределение, будучи способом самоактуализации личности в сфере профессиональной деятельности, важнейшей линией ее жизненного и личностного самоопределения, оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Профессиональная направленность как важнейшая составляющая профессионального самоопределения является важнейшим условием профессионального самоопределения, критерием овладения профессией и закрепления в ней, фундаментом профессиональной адаптации.
На процесс формирования профессиональной направленности оказывают влияние многие социально-психологические факторы, воздействия макро- и микросреды, в которой формируется личность. В числе разнообразных факторов, влияющих на выбор профессии, следует особо выделить родителей и семью в целом. Семья является одним из основных институтов социализации детей, осуществляющих трансляцию норм и духовных ценностей от поколения к поколению, воздействуя на поведение и ориентации формирующейся личности подростка.
Изучением проблемы профессиональной направленности занимались Т.Н. Долгушина, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Зыбина, Е.А. Климов, Л.И. Кунц, А.С. Нечаева, Ю. А. Полещук, А.П. Сейтешев и др.
Факторы профессиональной направленности изучали Н.А. Александрова, М.Л. Белановская, Е.В. Волобуева, В В. Решетников, А. А. Тараданов и др.
Противоречие между недостаточной разработанностью проблемы влияния семьи на характер профессиональной направленности подростков, и наличием теоретических предпосылок ее важности для профессионального становления подрастающего поколения, способствовало выбору темы настоящего исследования: «Взаимосвязь социально-психологической характеристики семьи и профессиональной направленности подростков».
Актуальность исследования объясняется недостаточной разработанностью проблемы профессионального самоопределения в связи с разными условиями социально-семейной ситуации развития, что необходимо для оказания помощи подросткам в процессе профессионального выбора. Подростковый возраст представляет особый интерес для исследования вследствие того, что в этот период формируются сложные компоненты личности и субъекта деятельности, которые являются психологическими предпосылками вступления молодого человека во взрослую жизнь.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Цель исследования – изучить взаимосвязь социально-психологических характеристик семьи и профессиональной направленности подростков.
Объект исследования – профессиональная направленность подростков.
Предмет исследования – взаимосвязь социально-психологических характеристик семьи и профессиональной направленности подростков.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между социально-психологическими характеристиками семьи и профессиональной направленностью подростков.
В соответствие с целью и гипотезой были выделены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к понятию профессиональной направленности личности в психологии.
2. Изучить социально-психологические характеристики семей подростков.
3. Определить уровень профессиональной направленности подростков.
4. Выявить и описать взаимосвязь между социально-психологическими характеристиками семьи и профессиональной направленностью подростков.
Методы исследования:
– аналитический (теоретико-методологический анализ исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме);
– психодиагностический (опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР) Е. Шафер, методика мотивации учения и эмоциональное отношение к учению Ч.Д.Спилберга – А.Д. Андреевой, «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова);
– методы статистической обработки (программа «STATISTICA» v. 7.0, критерий U-Манна-Уитни, критерий линейной ранговой корреляции
r-Спирмена).
Методологической основой нашего исследования выступило положение Э.Ф. Зеера о том, что профессиональная направленность личности является целой системой движущих индивидом устойчивых мотивов и эмоционально ценностных отношений, которая определяет его тип мышления, склонности, потребности и желания, интересы.
База исследования и контингент испытуемых: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №125 г. Минска». В исследовании приняли участие 26 учащихся 9 «А» класса, 30 учащихся 9 «Б» класса, 16 учащихся 11 «Б» класса. Всего было опрошено 72 подростка, из них 44 мальчика и 28 девочек в возрасте 14-16 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 36 подростков из неблагополучных семей и 36 подростков из благополучных семей. В качестве критериев семейного благополучия выступали: состав семьи (неполная/полная), уровень жизни (высокий/низкий), социальный статус родителей (наличие образования, постоянной работы), здоровье членов семьи, характер выполнения семейных функций (полный/неполный).
Научная новизна состоит в выявлении взаимосвязи взаимосвязь между социально-психологическими характеристиками семьи и профессиональной направленностью подростков.
Практическая значимость полученных данных заключается в том, что результаты дипломной работы могут быть использованы психологами и педагогами в учреждениях образования в рамках сопровождения учащихся подросткового возраста. Материалы работы могут послужить основой для разработки просветительских мероприятий, коррекционно-развивающих программ, способствующих развитию профессиональной направленности подростков.
Структура и содержание дипломной работы: введение, включающее общую характеристику работы; основная часть, представленная теоретико-аналитической и эмпирической главами; заключение; список использованных источников; приложения. Работа включает 57 страниц текста, 10 рисунков, 8 таблиц, 50 источников, 2 приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЬИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие профессиональной направленности личности в психологии
Профессиональная направленность в современной психологии рассматривается как элемент общей направленности личности. Термин «направленность личности» был предложены известным психологом С.Л. Рубинштейном. Понятие направленности личности определялось им в качестве характеристики основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека [42, c.134].
Направленность человека по-разному соотносится с различными внешними явлениями, условиями, обстоятельствами жизни и деятельности человека. Она является интегральной психологической характеристикой системы субъективных ценностей, эмоционально окрашенных отношений к окружающему миру, себе, другим людям. Она конкретизируется через сферу ценностно-смысловых отношений и определяет выбор мотивов, приемов и способов общения с другими людьми.
По мнению В. Д. Шадрикова, направленность личности обладает свойствами структурности, для компонентов которой характерна внутренняя близость и наличие подструктур, имеющих основной вид формирования и иерархическую зависимость в ряду других подструктур. Процесс формирования направленности личности зависит в определяющей степени от состояния микро и макросоциумов, в которых протекает деятельность личности [22, с. 9].
Направленность объединяет те внутренние психологические условия, которые детерминируют социальную активность человека, и неразрывно связана с его участием в социальных процессах. Ее свойства раскрываются через вектор «мотив – цель», т.е. посредством деятельности. Общая направленность личности конкретизируется в различных видах деятельности [4, с. 113].
Направленность личности выполняет ряд важнейших функций:
– ориентирует деятельность и посредством нее проявляется, является источником активности;
– стержневое и многогранное свойство личности, определяющее весь ее психологический склад, обусловливающий ее индивидуальность и своеобразие;
– определяется потребностями, интересами, склонностями и стремлениями личности; отражает и обусловливает цели, характеризуется системой ведущих мотивов, определяющих внутреннюю позицию личности, ее субъективное отношение к действительности, к деятельности, к участию в социальном взаимодействии; отличается устойчивостью, как в целом, так и в отношении отдельных компонентов.
Структура профессиональной направленности включает основные компоненты направленности личности: мотивы, интересы, цели, ценностные ориентации и др. Теоретические модели профессиональной направленности предложены Е.К. Климовым, А.П. Сейтешевым, Л.М. Митиной, Ю.А. Афонькиной, А.А. Подлесновым, Э.Ф, Зеером.
Профессиональная направленность личности рассматривается через отношение к профессиональной деятельности (С.С. Мартынова, Н.К. Котиленков, А.С. Ткаченко), через мотивационные аспекты (Н.В. Кузьмина, П.А. Шавир, А.Е. Голомшток), через потребности, интересы, ценности (В.В. Чебышева, Б.А. Федоришин). Так, профессиональную направленность можно анализировать в следующих системах отношений: в системе отношений личности к профессиональной деятельности; в системе предпочтений и мотиваций определенной деятельности; в системе регуляции поведения личности, детерминированной ее профессиональными потребностями, интересами и ценностями.
В наиболее общем виде профессиональная направленность определяется как избирательно-положительное отношение к определенной профессии или роду профессиональной деятельности [5, с. 94].
Профессиональная направленность личности является целой системой движущих индивидом устойчивых мотивов и эмоционально ценностных отношений, которая определяет его тип мышления, склонности, потребности и желания, интересы. Профессиональная направленность выступает как относительно устойчивое образование личности, входящее в структуру общей направленности, и выражает собой систему потребностей и преобладающих мотивов, ценностных ориентаций и воплощается в профессиональных целях, установках и активности учащихся по их достижению [6, с. 10].
В работе Э. Зеера профессиональная направленность понимается как одна из важнейших характеристик личности. Профессиональная направленность – это система эмоционально ценностных отношений, которые задают соответственно их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности [20, с. 169].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЬИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи социально-психологических характеристик семьи и профессиональной направленности подростков нами проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение социально-психологической характеристики семьи и профессиональной направленности подростков с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования и контингент испытуемых: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №125 г. Минска». В исследовании приняли участие 26 учащихся 9 «А» класса, 30 учащихся 9 «Б» класса, 16 учащихся 11 «Б» класса. Всего было опрошено 72 подростка, из них 44 мальчика и 28 девочек в возрасте 14-16 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 36 подростков из неблагополучных семей и 36 подростков из благополучных семей. В качестве критериев семейного благополучия выступали: состав семьи (неполная/полная), уровень жизни (высокий/низкий), социальный статус родителей (наличие образования, постоянной работы), здоровье членов семьи, характер выполнения семейных функций (полный/неполный).
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь между социально-психологическими характеристиками семьи и профессиональной направленности подростков.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е. Шафер) [36] (Приложение А).
Цель: определение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
Цель: выявление установок родителей, их поведения и методов воспитания так, как их видят дети в подростковом возрасте. Методика предназначена для лиц от 13 до 18 лет. Модифицированный вариант опросника был предложен З. Матейчиком и П. Ржичаном в 1983 г. В основе методики лежит положение о том, что воспитательное воздействие родителей в восприятии подростка можно охарактеризовать посредством трех факторных переменных: принятия – эмоционального отвержения, психологического контроля – психологической автономии, скрытого контроля – открытого контроля. Под принятием понимается безусловно положительное отношение к подростку вне зависимости от ожиданий родителей. Эмоциональное отвержение представляет собой отрицательное отношение к подростку, отсутствие к нему любви и уважения, враждебность. Психологический контроль предполагает определенное давление и преднамеренное руководство подростком, а также уровень последовательности в осуществлении воспитательных принципов. Шкалы методики: позитивный интерес; директивность; враждебность; автономность; непоследовательность.
Испытуемому предлагается оценить 50 утверждений, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для его родителей. Обработка данных осуществляется с помощью ключа методики. По каждой шкале необходимо подсчитать арифметическую сумму сырых баллов, которые следует перевести в стандартные баллы в соответствии с таблицами. Диапазон полученных баллов – от 1 до 5. Норма – 3 балла.
Критерии оценки: 1-2 балла свидетельствует о слабой выраженности параметра; 4-5 баллов – свидетельствует о яркой выраженности параметра.
2. Методика мотивации учения и эмоциональное отношение к учению (Ч.Д.Спилберга – А.Д. Андреевой) [2] (Приложение Б).
Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся.
Шкалы методики: познавательная активность, мотивация достижения, тревожность, гнев. Для получения балла по шкале подсчитывается сумма по всем 10 пунктам этой шкалы. минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА+МД+(-Т) +(-Г), где ПА – балл по шкале познавательной активности; МД – балл по шкале мотивации достижения; Т – балл по шкале тревожности Г – балл по шкале гнева. Итоговый балл по всем шкалам может находиться в интервале от –60 до +60.
С помощью методики можно вывить следующие уровни мотивации учения:
I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществлён теоретический анализ основных подходов к изучению понятия профессиональной направленности личности в психологии. Профессиональная направленности личности в психологии рассматривается как проявление общей направленности личности; сложный многоаспектный процесс, направляющий деятельность индивида в профессиональной среде. Профессиональная направленность личности является целой системой движущих индивидом устойчивых мотивов и эмоционально ценностных отношений, которая определяет его тип мышления, склонности, потребности и желания, интересы.
Рассмотрены социально-психологические характеристики семьи. Семья характеризуется брачными и родственными связями между ее членами общим бытом и пространством, эмоциональными взаимоотношениями, возрастными, половыми, личностными, социально-статусными особенностями. Социально-психологическими характеристиками семьи являются: образование родителей их профессиональная принадлежность, сплоченность и гибкость семьи, характер детско-родительских отношений, стиль семейного воспитания.
Семья является важнейшим фактором профессиональной направленности подростков. Семейные условия и характеристики родителей значительной мере предопределяют профессиональный путь подростка. Родители могут выступать примером, влиять своим поведением на профессиональные предпочтения подростков, на их положительное отношение их трудовой деятельности, мотивы выбора профессии. Отношения с родителями, их характер могут способствовать или препятствовать развитию тех или иных профессиональных склонностей и интересов подростков, формированию профессиональной направленности личности в целом.
Выявлены социально-психологические характеристики семей подростков. Родители по отношению к подросткам из неблагополучных семей проявляют следующие установки и методы воспитания: слабо выраженный позитивный интерес, умеренная директивность, низкая враждебность, высокая автономность, слабо выраженная непоследовательность. Родители по отношению к подросткам из благополучных семей проявляют следующие установки и методы воспитания: ярко выраженный позитивный интерес, умеренная директивность, низкая враждебность, умеренная автономность, умеренно выраженная непоследовательность. На достоверном уровне родители подростков из неблагополучных семей более склонны проявлять директивность, враждебность и автономность. Родители подростков из благополучных семей более склонны проявлять позитивный интерес и непоследовательность в воспитании.
Выявлена профессиональна направленность подростков. У подростков из неблагополучных семей более выражена профессиональная направленность и интерес к профессиям типа «человек-техника» и «человек-знаковая система». У подростков из благополучных семей более выражена профессиональная направленность и интерес к профессиям типа «человек-человек» и «человек-художественный образ». При этом, у подростков из неблагополучных семей профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо к профессиям, связанным с чертежами, схемами, текстами и цифрами. У подростков из неблагополучных семей профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо к профессиям, связанным с воспитанием и обучением людей; медицинским, бытовым или информационным обслуживанием.
Существует взаимосвязь между социально-психологическими характеристика семьи и профессиональной направленностью подростков их неблагополучных семей. Подростки из неблагополучных семей, родители которых проявляют директивность, обладают направленностью на профессии типа «человек-техника». Подростки, родители которых проявляют низкую враждебность, характеризуются средним уровнем мотивации к учению с несколько сниженной познавательной активностью. Подростки, родители которых предоставляют подросткам автономность, обладают направленностью на профессии типа «человек-знаковая система». Подростки, родители которых непоследовательны в методах воспитания и установках по отношению к общению с подростком, не обладают направленностью профессии типа «человек-человек». Подростки из благополучных семей, родители которых проявляют позитивный интерес, обладают направленностью на профессии типа «человек-человек. Подростки, родители которых проявляют низкую враждебность, характеризуются продуктивной мотивацией, позитивным отношением к учению. обладают направленностью на профессии типа «человек-знаковая система». Подростки, родители которых непоследовательны в методах воспитания и установках по отношению к общению с подростком, обладают направленностью профессии типа «человек-художественный образ».
Гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь между социально-психологическими характеристика семьи и профессиональной направленностью подростков, подтвердилась.
Результаты дипломной работы могут быть использованы психологами и педагогами в учреждениях образования в рамках сопровождения учащихся подросткового возраста. Материалы работы могут послужить основой для разработки просветительских мероприятий, коррекционно-развивающих программ, способствующих развитию профессиональной направленности подростков.
1. Александрова, Н. А. Семейные факторы профессионального самоопределения в подростковом возрасте / Н. А. Александрова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2010. – № 2. – С. 180-189.
2. Андреева, А. Д. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах / А. Д. Андреева, А. М. Прихожан // Психологическая диагностика. – 2006. – № 1. – С. 33-38.
3. Арон, И. С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению / И. С. Арон // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2010. – № 1. – С. 233–237.
4. Афонькина, Ю. А. Становление профессиональной направленности в развитии человека / Ю. А. Афонькина. – Мурманск : МГПИ, 2001. – 280 с
5. Белановская, М. Л. Семья как фактор психологического здоровья ребенка / М. Л. Белановская // «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы» : материалы IV Международного научно-практического семинара (18 апр. 2013 г. Барановичи) / редкол. А. В. Никишова (гл.ред.), Н. Г. Дубешко (отв.ред.) [и др.]. – Барановичи : РИО БарГУ, 2013. – С.178–180.
6. Бесклубная, А. В. Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников / А .В. Бесклубная // Известия СНЦ РАН. – 2011. – № 2–4. – Т. 13. – С. 768–770.
7. Бойко, И. Н. Влияние стиля родительского воспитания на формирование личности ребенка / И. Н. Бойко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 2–9. – С. 109–113.
8. Бурова, С. Н. Условия жизни семьи как фактор ее благополучия / С. Н. Бурова // Социология. – 2010. – № 2. – С. 85–99.
9. Буровихина, И. А. Структурно-функциональные особенности семьи как фактор формирования образа мира в отрочестве / И. А. Буровихина // Журнал практического психолога. – 2011. – № 6. – С. 150–171.
10. Ваньков, А. Б. Старшеклассник как субъект профессионального самоопределения / А. Б. Ваньков // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2014. – № 1. – С. 85-87.
11. Волобуева, Е. В. Влияние родителей на профессиональный выбор старшеклассника : автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. В. Волобуева. – Ставрополь, 2007. – 26 с.
12. Головей, Л. А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ / Н. А. Грищенко. – Л .: Изд-во ЛГУ, 1988. – 79 с.
13. Гребень, Н. Ф. Семейное благополучие и гендерные установки брачных партнеров / Н. Ф. Гребень / Религия образование в светских обществах: опыт, проблемы перспективы: материалы международной научной конференции (г. Минск, 27–28 мая 2014 года). – Минск, 2014. – С. 247–249.
14. Долгушина, Т. Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности / Т. Н. Долгушина, С. Н. Юревич // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2013. – № 2. – С. 152-155.
15. Елютина, М. Э. Благополучие семьи: парадигма институционального подхода / М. Э. Елютина, С.В. Климова // Известия Саратовского университета. – 2013. – Т. 13, Вып. 2. – С. 19–27.
16. Жигулин, А. А. Социально-профессиональное самоопределение личности / А. А. Жигулин // Территория науки. – 2013. – № 1. – С. 46–49.
17. Журавлева, О. В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников / О. В. Журавлева // Известия высших учебных заведений. – 2015. – № 1. – С. 159–160.
18. Загайнов, И. В. Профессиональная направленность личности обучающихся / И.В. Загайнов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 63-69.
19. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 149 – 154.
20. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. – М. : Академический проект, 2006. – 336 с.
21. Зыбина, Л. Н. Психологическая сущность направленности личности / Л.Н. Зыбина // Деятельность личности. – 2005. –№ 1. – С. 57–67.
22. Зыбина, Л. Н. Структурные компоненты и динамика профессиональной направленности личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Л.Н. Зыбина. – Новосибирск, 2009. – 18
23. Карцева, Л. В. Социальные и психологические факторы семейного благополучия / Л. В. Карцева // Вестник КАЗГУКИ. – 2016. – № 3. – С. 54–56.
24. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М. : Просвещение, 2004. – 304 с.
25. Коробкова, В. В. Структура и содержание воспитательного потенциала семьи / В. В. Коробкова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 9. – С. 87-92.
26. Кретова, Н. А. Факторы профессионального самоопределения личности / Н. А. Кретова, С. И. Вершинин // Научные исследования в образовании. – 2010. – № 12. – С. 39–42.
27. Кузьмишина, Т. Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина // Современная зарубежная психология. – 2014. – № 1. – С. 16–25.
28. Кунц, Л.И. Профессиональная направленность и направленность личности / Л.И. Кунц // Сибирский пед. журнал. – 2013. – № 2. – С. 14-18.
29. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова // Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер, 2004. – С. 152-154.
30. Нечаева, А. С. Проблема понимания профессионального самоопределения в контексте восприятия событий жизненного пути / А. С. Нечаева // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – № 2. – С. 22-25.
31. Носова, Е. А. Социально-педагогические факторы семейного благополучия / Е. А. Носова // Современная семья и проблемы семейного воспитания : сб. науч. ст. II Международной научно-практической конференции (г. Могилев, 20 марта 2012 г.). – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2012. – С. 244-247.
32. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Пер. с англ. – СПб. : Питер, 2002. – 640 с.
33. Овсянникова, С.Б. Профессиональное самоопределение как путь реализации активной позиции личности / С.Б. Овсянникова // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 4. – С. 139 – 144.
34. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен : учебное пособие / Р. В. Овчарова. – М. : МПСИ, 2006. – 496 с.
35. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович. – СПб. : Речь, 2006. – 563 с.
36. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е. Шафер)// Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1999. – С. 145-149.
37. Покровская, С.Е. Понятие «Профессиональная направленность личности» в современной психологии: Анализ содержания / С.Е. Покровская // Белорусский психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 74-79.
38. Полещук, Ю. А. Профессиональная направленность личности: теория и практика: пособие / Ю. А. Полещук. – Минск : БГПУ, 2006. – 92 с.
39. Ренева, Г. Ф. Профессиональное самоопределение личности на различных этапах профессионализации / Г. Ф. Ренева // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2012. – № 3. – С. 126–132.
40. Решетников, В. В. Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии / В. В. Решетников // Известия Самарского научного центра РАН. – 2011. – № 2. – С. 1163 – 1166.
41. Романенко, Л. В. Роль семьи в формировании личности ребенка / Л. В. Романенко // Наука, образование и культура. – 2017. – № 2. – С. 30-32.
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
43. Сейтешев, А. П. Профессиональная направленность личности / А.П. Сейтешев. – Алма-Ата: Мир, 1990. – 240 с
44. Слепкова, В. И. Супружеское благополучие как фактор родительского отношения к детям / В. И. Слепкова, Е. Ю. Коженевская // Журнал практического психолога. – 2011. – № 6. – С. 18–32.
45. Сосновская, Н. А. Восприятие семейного благополучия в современном белорусском обществе / Н. А. Сосновская // Социологический альманах. – 2017. – № 8. – С. 314–322.
46. Тараданов, А. А. Социальные параметры семейного благополучия общества / А. А. Тараданов // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2004. – Т. 8, № 1. – С. 57–62.
47. Фролова, С. В. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников : автореф. дис. … канд. психол. наук / С. В. Фролова. – М., 2009. – 25 с.
48. Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
49. Эриксон, Э. Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М. : Прогресс, 1996. – 344 с.
50. Янгуразова, С. В. Семейное воспитание и его роль в формировании личности / С. В. Янгуразова // Дискуссия : журнал научных публикаций. – 2010. – № 6. – С. 103–107.