Особенности ценностных ориентаций как фактора самоопределения учащихся раннего юношеского возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Готовые дипломы
на тему: «Особенности ценностных ориентаций как фактора самоопределения учащихся раннего юношеского возраста»
по дисциплине: «Педагогическая психология»
2020
189 BYN
Особенности ценностных ориентаций как фактора самоопределения учащихся раннего юношеского возраста
Тип работы: Готовые дипломы
Дисциплина: Педагогическая психология
Организация: Средняя школа № 1, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест Дж.Холланда на определение профессионального типа личности (модификация Г.В.Резапкиной)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К.Замфира. в модификации А.А. Реана
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные эмпирические данные
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций как фактора самоопределения учащихся раннего юношеского возраста
1.1 Понятие ценностных ориентаций в психологии
1.2 Основные подходы к изучению профессионального самоопределения
1.3 Психологическая характеристика учащихся раннего юношеского возраста
Выводы по главе 1
Глава 2 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций как фактора самоопределения учащихся раннего юношеского возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования профессионального самоопределения учащихся раннего юношеского возраста
2.3 Результаты исследования ценностных ориентаций учащихся раннего юношеского возраста
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи профессионального самоопределения и ценностных ориентаций учащихся раннего юношеского возраста
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим жизненным выбором, от которого зависит удовлетворенность человека своей жизнью, его эмоциональное благополучие, наличие возможностей для личностного роста является профессиональный выбор. От степени осознанности принятого решения зависит дальнейшая судьба молодежи. Выбор профессии является сложным мотивационным процессом, требующим осознания значимости избранной профессии как для себя, так и общества в целом, а также тех целей, которые можно достигнуть.
Особый интерес представляет изучение ценностных ориентации и их роди в профессиональном самоопределении лиц раннего юношеского возраста. Перед старшеклассником встают сложные вопросы выбора социального, личностного, профессионального пути. Выбор профессии во многом обусловливается уровнем сформированности и качественным набором ценностей, которыми он руководствуется.
Изучением проблемы профессионального самоопределения занимались Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Э.Ф. Зеер, Л.В. Радина, Н.А. Кретова, С.И. Вершинин и др. Феномен ценностных ориентаций исследовали Л.Н. Антилогова, В.Н. Селезнев, О. А Овсяник, О.М. Краснорядцева,
Особенности развития личности в раннем юношеском возрасте изучали Б.Г. Ананьев, Р.В. Романов, В.Н. Петрова, Н.А. Попова, Л.С. Самсоненко и др.
Однако, проблема изучения ценностных ориентаций как фактора профессионального самоопределения учащихся раннего юношеского возраста остается недостаточно освещенной.
Противоречие между недостаточной разработанностью проблемы роли ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении учащихся раннего юношеского возраста, и наличием теоретических предпосылок их важности для профессионального развития старшеклассников, с другой стороны, способствовало выбору темы настоящего исследования: «Особенности ценностных ориентаций как фактора самоопределения учащихся раннего юношеского возраста».
Актуальность темы исследования связана с тем, что в раннем юношеском возрасте особую значимость приобретает профессиональное самоопределение, детерминированное рядом факторов. Одним из факторов профессионального самоопределения старшеклассников могут выступать ценностные ориентации как личностные образования, регулирующие деятельность индивида, роль которых недостаточно раскрыта в современных исследованиях.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ФАКТОРА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие ценностных ориентаций в психологии
Ценностные ориентации относятся к сложным личностным образованиям, оказывающим влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к людям, обществу и самому себе.
Ценностные ориентации в психологических исследованиях рассматриваются как потребности личности (А. Маслоу, К. Роджерс); установка личности на жизненные ценности (Д.Н. Узнадзе, В.Д. Ядов); отношение личности к жизненным ценностям (В.И. Мясищев, Б.Ф. Ломов); направленность личности на жизненные ценности (Б.Т. Ананьев, С.С. Рубинштейн, Э. Фромм); убеждения, представления личности о жизненных ценностях (Д.А. Леонтьев, Г. Олпорт, М. Рокич); понимание смысла жизни человеком (В.Э. Чудновский) и др.
В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности изучались А. Маслоу, М. Рокичем, С. Шварцем, Э. Шпрангером, В. Франклом и другие. Ценностные образования представляют собой базу для формирования системы личностных смыслов. Так, по мнению В. Франкла, человек приобретает смысл жизни, переживая определенные ценности [41, с. 68].
Согласно А. Маслоу, ценность – это избирательная установка, производная от потребностей. Он считал, что ценности и потребности связаны между собой иерархически и эволюционно. По мнению психолога, ценности и потребности связаны между собой иерархически и эволюционно. К неотъемлемым качественным признакам ценности А.Г. Маслоу относит: онтологичность, антропоцентричность, историчность, зависимость от родовых человеческих потребностей, гуманистическая созидательная направленность, самодостаточность, явно выраженная многозначность, системная, целостная организованность и иерархичность [25, с. 153].
По мнению Э. Фромма, ценности структурированы и образуют иерархию, в которой некоторые высшие ценности обусловливают все прочие как необходимые для реализации первых соотносительные понятия. Прежде всего, человеку присуща потребность искать ответы на вопрос о смысле жизни и определять те нормы и ценности, в соответствии с которыми он должен жить и функционировать в обществе [41, .с 69].
В своей концепции М. Рокич рассматривал ценности в качестве руководящих принципов жизни. Согласно психологу, ценностные ориентации выражают человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях. Наличие ценностей представляет собой выражение отношения человека к миру, возникающего из значимости для человека различных его сторон и аспектов. Все ценности индивида подразделяются на две группы и могут быть терминальными (связанными с индивидуальным существованием) и инструментальными (связанными со индивидуальным существованием), которые объединяются в системы [41, с. 70].
В отечественной психологии наиболее распространен деятельностный подход к изучению ценностей. В работах А.Н. Леонтьева личностные ценности рассматриваются как центральная структура смысловой сферы личности, которая является источником смыслообразования вместе с другими обобщенными смысловыми ориентациями. Ценностные ориентации являются разновидностями устойчивых мотивационных образований. Потребности переживаются индивидом как непосредственное ощущение связи с внешним миром, как нужда во взаимодействии с ним, а их реализация приводит к дезактуализации потребностей [24, с. 112].
Система ценностных ориентаций личности является регулятором и механизмом развития людей, которая определяет форму реализации поставленных целей и при потере ими мотивационной силы в результате их достижения, стимулируя постановку новых значимых целей. Ориентированность на развитие личности задается именно ценностями, которые играют роль так называемого «определителя вектора активности». [24, с. 114].
В рамках функционального подхода размариваются основные функции, которые выполняют ценности. Ценностные ориентации представляют собой одну из наиболее важных характеристик личности, доминирующий ее компонент, определяющий относительно устойчивое избирательное отношение личности к окружающей действительности. По С.Л. Рубинштейну, ценности являются производными от соотношения мира и индивида; ценности являются выражением небезразличия личности по отношению к миру, возникающего из значимости разных сторон мира для индивида [34, с. 297].
Функции системы ценностных ориентаций личности двойственны - они служат внутренним источником жизненных целей человека, а также определяют приемлемые способы реализации этих целей, являясь высшим контрольным органом всех побудителей активности человека. Так, А.Г. Здравомыслов определяет ценностные ориентации личности как ось сознания, «обеспечивающую устойчивость личности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности» [28, с. 76].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ФАКТОРА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение ценностных ориентаций и профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования и контингент испытуемых: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 1 г. Минска». В исследовании приняли участие 50 учащихся 10-11 классов, из них 28 мальчиков и 22 девочки. Возраст испытуемых: 16-17 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте.
Для достижения оставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Тест Дж. Холланда на определение профессионального типа личности (модификация Г.В.Резапкиной) [46] (Приложение А).
Цель: определение профессионального типа личности.
С помощью методики можно выявить личностные, склонности и способности субъекта в соответствии с типами личности и профессиональными склонностями.
На основании предпочитаемых занятий Дж. Холланд описал шесть типов личности:
- реалистический, который характеризуется следующими личностным качествами: эмоциональной стабильностью, практичностью, упорством, настойчивостью, уверенностью в себе, скромностью, откровенностью, ригидностью, независимостью, склонностью к поддержке традиционных ценностей, аккуратностью, склонностью к регламентации работы.
- интеллектульный, который отличается аналитическими способностями, рационализмом, независимостью и оригинальностью мышления, умением точно формулировать и излагать свои мысли, генерировать новые идеи;
- артистический, который характеризуется самостоятельностью, нонконформизмом; импульсивностью, экспрессивностью, эмоциональностью, чувствительностью, непрактичностью, интуитивностью, ориентаций на ценности красоты и эстетичности, образностью мышления; стремление к самовыражению, открытостью;
- социальный, который имеет развитые вербальные способности, коммуникативные навыки, отличается гуманистической направленностью, этичностью, ответственностью, умением понимать других, тактичностью, понимающим и дружелюбным отношением к другим;
- предпринимательский, который характеризуется развитыми организаторскими и вербальными способностями, социальным и навыками, склонностью к предпринимательской деятельности, стремление к лидерству, высоком статусу, доминантностью, самоуверенностью, социабельностью;
- конвенциональный, который отличается практичностью, упорством, самоконтролем, консервативностью, заинтересованностью в материальном благополучии, склонностью к групповой работе.
Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. Вывод о принадлежности к одному определенному типу личности делается в том случае, если оценка по этому типу на несколько баллов выше, чем оценки по другим типам. Опросник состоит из 42 пар профессий, из которых испытуемому предлагается выбрать одну наиболее привлекательную с его точки зрения. Наибольшее количество баллов указывает на доминирующий тип. Критерии оценки: 8-10 баллов – ярко выраженный тип; 5-7 баллов – средне выраженный тип; 2-4 баллов – слабо выраженный тип.
2. Методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир, модификация А.А. Реана) [27] (Приложение Б).
Цель: выявление мотивации профессиональной деятельности.
С помощью методики можно выявить внутренние и внешние (положительные и отрицательные) мотивы профессиональной деятельности.
Мотивы: 1) денежный заработок; 2) стремление к продвижению по работе; 3) стремление избежать критики; 4) стремление избежать наказаний; 5) потребность в достижении престижа; 6) удовлетворение от процесса; 7) возможность самореализации. Опросник состоит из 7 утверждений, которые необходимо оценить по степени значимости по 5-балльной шкале. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Показателем выраженности каждого типа мотивации выступает число от 1 до 5.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме ценностных ориентаций и профессионального самоопределения. В современной психологии ценностные ориентации рассматриваются как важнейшие элементы структуры личности, отражающие в сознании человека ценности окружающей действительности, закрепленные жизненным опытом индивида, ранжирующие объекты социальной действительности по их значимости. Ценностные ориентации в процессе профессионального самоопределения выполняют смыслообразующую, регулирующую, интегрирующую, стимулирующую и развивающую функции. В настоящей работе под ценностными ориентациями понимаются сложные образования мотивационно-потребностной сферы, некоторые конечные цели, к которым стремится человек, дают возможность принять важное решение в ситуации выбора, активизируют и направляют поведение и деятельность.
Профессиональное самоопределение представляет собой сложный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий в качестве личностного новообразования старшего школьного возраста. Сущность профессионального самоопределения заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выбираемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации, нахождении смысла в процессе самоопределения. Успешность профессионального самоопределения зависит от многих факторов, прежде всего, от мотивации. Профессиональное самоопределение рассматривается как характеристика личности, которая является носителем различных образований, в том числе и ценностных ориентаций.
Ранний юношеский возраст представляет собой важнейший период, когда происходит личностно и профессиональное самоопределение. Этот возраст принято считать «сензитивным» для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей человека действительности. Ценностные ориентации старшеклассников определяют жизненные выборы, в том числе и выбор профессии. Профессиональное самоопределение является основным психологическим новообразованием старшего школьного возраста. Готовность к самоопределению обусловлена формированием у старшего школьника устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к социуму, другим людям, нравственных убеждений, понимании ответственности и дисциплинированности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями окружающей действительности и давать им оценку.
Выявлены особенности профессионального самоопределения учащихся раннего юношеского возраста. У старшеклассников преобладающими профессиональными типами личности являются: предпринимательский, артистический, социальный и реалистический типы. Старшеклассники предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Они также склонны выбирать творческие профессии и профессии, связанные с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Старшеклассникам интересна работа, требующая силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. В раннем юношеском возрасте мальчики и девочки выбирают различные профессии, требующие от них проявления разных личностных качеств. На достоверном уровне у мальчиков раннего юношеского возраста более выражен предпринимательский тип личности. У девочек более выражены социальный и артистический профессиональные типы личности.
Установлено, что в раннем юношеском возрасте преобладает внутренняя мотивация профессиональной деятельности, свидетельствующая о высоком значении будущей профессиональной деятельности самой по себе, ее содержании, потребности старшеклассников быть компетентным и самодетерминированным при взаимодействии со средой. У старшеклассников мотивация профессиональной деятельности представлена преимущественно такими мотивами как удовлетворение от самого процесса и результата работы и возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности. У старшеклассников в зависимости от пола отмечаются различные мотивы профессиональной деятельности. У мальчиков выше показатели по таким мотивам как: стремление к продвижению по работе и потребность в достижении престижа и уважения со стороны других. У девочек выше показатели по таким мотивам как: стремление избежать критики, стремление избежать наказаний, возможность самореализации именно в данной деятельности. На достоверном уровне в структуре профессиональной мотивации у мальчиков выше потребность в достижении престижа и уважения со стороны других, чем у девочек.
Определены ценностные ориентации учащихся раннего юношеского возраста. У старшеклассников на вершине иерархии расположены такие ценности-цели как: здоровье (физическое и психическое), наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, интересная работа, развитие. На достоверном уровне мальчики больше стремятся к интересной работе, материальной обеспеченности, наличию хороших и верных друзей.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.
2. Антилогова, Л. Н. Ценностные ориентации как форма выражения нравственной активности личности / Л. Н. Антилогова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2016. – № 4. – С. 23-25.
3. Архипова, И. В. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения / И. В. Архипова // Социально-экономические явления и процессы. 2010. – № 5. – С. 183–188.
4. Бадашкеев, М. В. Психологические особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников / М. В Бадашкеев // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 20. – С. 202–203.
5. Бородастова, Е. К. Влияние мотивов выбора профессии на профессиональное самоопределение старшеклассников / Е. К. Бородастова // Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций : региональный аспект : материалы международн. конференции. – Армянск, 2017. – С. 145-150.
6. Володева, А. А. Ценностные ориентации старшеклассников в современном обществе / А. А. Володева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XXXVI Международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2014. – № 1 (36). – С. 40-45.
7. Гинзбург, М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1988. – № 2. – С. 19–27.
8. Давыдюк, Л. В. Мотивы выбора профессии старшеклассниками / Л. В. Давыдюк, О. Н. Истратова // Известия ТРТУ. – 2005. – № 5. – С. 85-88.
9. Дубнякова, А. И. Теоретические подходы к исследованию мотивов профессиональной деятельности / А. И. Дубнякова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2008. – № 2. – С. 226 – 230.
10. Дубровина, И. В. Психологическая готовность к личностному самоопределению – основное новообразование ранней юности // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И. В. Дубровиной. – Москва, 2001. – С. 229–232.
11. Дуда, И.В. Формирование ценностных ориентаций школьников: теоретический и практический аспекты / И.В. Дуда, О.А. Сидоренко // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2010. – №1. – С. 21–27
12. Загайнов, И. В. Профессиональная направленность личности обучающихся / И. В. Загайнов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 63-69.
13. Загузина, Н.Н. Проблемы профессионального самоопределения учащихся на современном рынке труда / Н.Н. Загузина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 70. – С. 36–37.
14. Закревская, О.В. Особенности развития ценностно-смысловой сферы старших подростков / О.В. Закревская // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №3. – С. 655.
15. Зеер, Э.Ф. Профессиональное самоопределение и потенциал профессионала /Э.Ф. Зеер // Мир психологии. – 2005. – №2. – С. 141–147.
16. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003. – 336 с.
17. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 513 с.
18. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
19. Корявая, С.М. Ценностные предпочтения молодежи / С.М. Корявая // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – №10. – С. 49–54.
20. Красник, В.С. Роль ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении личности / В.С. Красник, П. Лукиных // Вестник Института психологии и педагогики. – 2010. – № 10. – С. 116-121
21. Красноярцева, О. М. Психодиагностический прием реконструкции профессиональных ценностей / О. М. Краснорядцева // Сибирский психологический журнал. – 2004. – № 4. – С. 94-97.
22. Кретова, Н. А. Факторы профессионального самоопределения личности / Н. А. Кретова, С. И. Вершинин // Научные исследования в образовании. – 2010. – №12. – С. 39–42.
23. Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология / И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.
24. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. –№ 4. – С. 36–42.
25. Маслоу, А. Мотивация и личность / Перевод А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
26. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича // Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина. – М., 2000. – С. 25-29.
27. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. А. Реана) // Сборник психологических тестов / Сост. Е. Е. Миронова – Мн. : Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – С. 15-20.
28. Нагоева Л. Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л. Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76-79.
29. Некрасова, О. Н. Мотивы выбора профессии / О. Н. Некрасова // Вестник Прикумского социального института. – 2016. – № 3 (75). – C. 121-124.
30. Нечаева, А. С. Проблема понимания профессионального самоопределения в контексте восприятия событий жизненного пути / А. С. Нечаева // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – № 2. – С. 22-25.
31. Пашинина, В. В. Ценностные ориентации современных школьников / В. В. Пашинина, А. А. Попов // Юный ученый. – 2017. – № 2. – С. 89-93.
32. Петрова, В. Н. Представления старшеклассников в будущем как аспект их социализации / В. Н. Петрова // Сибирский психологический журнал. – 2003. – № 2. – С. 140–143.
33. Попов, Н. А. Особенности развития личности старшеклассника / Н. А. Попов // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа: материалы научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С. 63–65.
34. Потехина, Н. В. Выбор профессии как смысловая вертикаль в процессе профессионального самоопределения / Н.В. Потехина // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2014. – № 4 (60). – С. 296-296.
35. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
36. Радина, Л. В. Психолого-акмеологические особенности ценностных ориентаций личности на этапе профессионального самоопределения : автореф. дис. … канд. психол. наук / Л. В. Радина. – М., 2001. – 26 с.
37. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. – М. : Просвещение, 2002. – 312 с.
38. Решетников, В. В. Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии / В.В. Решетников // Известия Самарского научного центра РАН. – 2011. – № 2. – С. 1163-166.
39. Романов, Р. В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в юношеском возрасте (17–19 лет) / Р. В. Романов, Л. В. Лежнина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 126–129.
40. Самсоненко, Л. С. Изучение планов у современных старшеклассников / Л.С. Самсоненко // Балканско-научное обозрение. – 2019. – № 3 (5). – С. 58-61.
41. Селезнев, В. Н. Ценностные ориентации старших школьников / В.Н. Селезнев, О. А Овсяник // Вестник Московского государственного областного университета. – 2017. – № 4. – С. 68-79.
42. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека : Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М .: Школьная пресса, 2000. – 416 с.
43. Смирнова, Ю. Е. Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения личности старшего школьника / Е. Ю. Смирнова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2010. – № 2. – С. 88-95.
44. Сорокина, Н. В. Формирование мотивации профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений : автореф. дис. канд. психол. наук / Н. В. Сорокина. – Тула, 2004. – 26 с.
45. Сысоева, И. А. Психологические особенности формирования личности в юношеском возрасте: на материале обучения в 10 и 11 классах: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / И. А. Сысоева, 2009. – 20 с.
46. Тест Дж. Холланда на определение профессионального типа личности (модификация Г. В. Резапкиной) // Психология и выбор профессии / Г. В. Резапкина. – М., 2005. – С. 196-205.
47. Тырнова, О. А. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи / О. А. Тырнова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. – 2010. – № 3. – С. 71-75.
48. Федорова, Л. Д. Профессиональное самоопределение школьников / Л. Д. Федорова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – №3. – С. 19–23.
49. Франкл, В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. – М.: Смысл, 2002. – С. 158-163.
50. Шапкина, Е. А. Мотивы выбора профессии учащимися 10-11 классов / Е. А. Шапкина, Т. М. Урутина, Л.Г. Агеева // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 9. – С. 1-7.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест Дж.Холланда на определение профессионального типа личности (модификация Г.В.Резапкиной)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К.Замфира. в модификации А.А. Реана
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные эмпирические данные
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты