Введение
Актуальность темы исследования. Во всех сферах деятельности на первый план выступают межличностные отношения, которые придается большое значение в жизни человека. Межличностные отношения трансформируются посредством различных детерминант – возраста, личностных особенностей, профессиональных предпочтений, социокультурных изменений. Благодаря отношениям с другими людьми осуществляется гармоничное развитие личности, благоприятная социализация.
Изучение межличностных отношений особенно важно в период адаптации к срочной службе, когда молодым людям предстоит приспособиться к требованиям воинской среды и вступить в специфическую атмосферу межличностных отношений. Основным требованием воинской среды к входящей в него личности выступает подчинение личности целям коллектива в рамках общей деятельности. Потому призывники, включающиеся в воинскую среду, должны обладать рядом личностных качеств, внутренних ресурсов и психофизических возможностей.
Адаптация призывников срочной службы требует перестройки их ценностно-мотивационной сферы, актуализации необходимых свойств и качеств, позволяющих успешно усвоить новые социальные роли, достигнуть нового статуса в коллективе и т.д. Это все отражается на характере межличностных отношений у призывников срочной службы.
Изучением феномена межличностных отношений в психологии занимались такие ученые как Г.М. Андреева [1], А.А. Бодалев [5], Е.П. Ильин [16], К.А. Казарян [17],
Особенности социализации и межличностных отношений в условиях срочной службы исследовали российские авторы (О.В. Ежов [12], В.А. Петрикас [36], Н.В. Попова [38], В.И. Стекольников [44]) и белорусские ученые (Е.М. Бабосов [5], В.Г. Малащенко [25], В.Г. Моисеенко и А.В. Войтеховский [29], Т.С. Сливин и А.Д. Терещенко [43]).
Однако, проблема изучения межличностных отношений призывников срочной службы в современной психологии остается недостаточно освещенной. В работе В.Г. Малащенко [25] акцентируется внимание на таком аспекте межличностных отношений в условиях службы по призыву как наличие конфликтов. В исследовании Н.В. Попова [38] показано состояние межличностных отношений в воинских коллективах является противоречивым, так как в них существуют как отношения войскового товарищества и взаимопомощи, так и безразличие наряду с конфликтным взаимодействием. Открытым остается вопрос, каков характер межличностных отношений призывников срочной службы, с чем связаны условия их развития.
Решение данной проблемы имеет важное теоретическое и практическое значение, так как на основе определения характера межличностных отношений у призывников срочной службы возможно определение путей формирования благоприятных отношений.
Формирование благоприятных межличностных отношений позволит избежать негативных последствий, среди которых: социальная дезадаптация, суицидальное поведение, потеря психологической безопасности.
Актуальность темы и высокая значимость проблемы обусловили выбор темы настоящего исследования: «Характеристика межличностных отношений призывников срочной службы.
1 Теоретический анализ межличностных отношений у призывников срочной службы
1.1 Основные подходы к понятию межличностных отношений в психологии
Межличностные отношения как неотъемлемый атрибут жизни человека играет огромную роль во всех сферах жизнедеятельности. Впервые в отечественной литературе термин «межличностные (межперсональные) отношения» рассматривались в 1975 году в книге «Социальная психология» [20, с. 114].
Понятие «межличностные отношения» тесно связано с различными видами общественных отношений. В работе Г.М. Андреевой отмечается, что существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений представляет собой реализацию обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия [1, с. 147].
Если общественные отношения являются официальными, формально закрепленными, объективизированными связями, то межличностные отношения – это объективно переживаемые, в различной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. Межличностные отношения характеризуются эмоциональной основой, эмоциональными состояниями взаимодействующих друг с другом людей.
Межличностные отношения представляют собой взаимодействие, где объектом отношений является другая личность. Г.М. Андреева отмечает, что межличностные отношения характеризуются взаимной направленностью, так как человек не свободен от собственной системы ожиданий, стереотипов, ориентаций, установок, диспозиций, сквозь призму которых люди воспринимаются и оцениваются [1, с. 152].
Под межличностными отношениями Н.Н. Обозов понимает взаимную готовность личности к типу взаимодействия, которое сопровождается эмоциональными переживаниями: положительными, индифферентными, отрицательными в условиях общения и иной совместной деятельности [48, с. 149].
По мнению В.Г. Крысько, межличностные отношения людей - это субъективные связи, которые возникают вследствие их непосредственного взаимодействия и сопровождаются эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) людей [20, с. 59].
Т. Шибутани рассматривает межличностные отношения как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизируются у индивидов, находящихся в длительном контакте. Характер этих взаимоотношений в каждом случае зависит от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов. Межличностные отношения, в отличие от других типов отношений, предполагают определенные ограничения и ответственность за себя и за индивида, с которым вступают в отношения [48, с. 274].
В работе С.В. Духновского межличностные отношения рассматриваются как отношения между личностями, индивидуальностями. Именно личностный компонент становится в них преобладающим. Межличностные отношения предполагают так называемую диалогическую ориентацию индивидов в отношении друг друга. Лишь тогда, когда субъекты отношений начинают воспринимать и относиться друг к другу как к личности, уникальности, стремятся увидеть личность своего партнера, независимо от его социального положения, тогда это можно в полной мере назвать межличностными отношениями [10, с. 11].
2 Эмпирическое исследование характера межличностных отношений у призывников срочной службы
2.1 Организация и методы исследования
На основании проведенного теоретического анализа литературы по проблеме исследования мы пришли к тому, что в современной литературе недостаточно сведений, касающихся характера межличностных отношений у призывников срочной службы. Открытым остается вопрос, каков характер межличностных отношений у призывников срочной службы. В связи с особенностями их социализации, необходимости адаптации к срочной службе, спецификой условий их личностного развития у призывников формируется межличностные отношения, подверженные этим факторам. Потому с целью выявления характера межличностных отношений у призывников срочной службы нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение механизмов психологической защиты личности у пациентов онкологического профиля с помощью тестирования;
3) обработка и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе УО «Витебский государственный университет им. А.М. Машерова» на военной кафедре. В исследовании приняли участие 40 человек - призывников. Возраст испытуемых 23-25 лет.
Гипотеза исследования: на характер межличностных отношений у призывников срочной службы влияют характеристик социально-психологической адаптации и личностные качества.
Методики исследования:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К Роджерса и Р. Даймонда [27].
Цель: диагностика комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации. Под социально-психологической адаптацией понимается процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среда, результатом которой становится согласованность требований социальной среды и личностных тенденций.
Опросник включает 101 утверждение, сформулированное в третьем лице с целью избежать влияния «прямого отождествления», потребности давать испытуемыми социально-желательные ответы. Испытуемым предлагается оценить утверждения по 7-балльной шкале.
Шкалы методики (характеристики социально-психологической адаптации): 1) адаптивность; 2) дезадаптивность; 3) принятие себя; 4) непринятие себя; 5) принятие других; 6) непринятие других; 7) эмоциональный комфорт; 8) эмоциональный дискомфорт; 9) внутренний контроль; 10) внешний контроль; 11) доминирование; 12) ведомость; 13) эскапизм.
2. Методика «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина [28].
Цель: выявление адаптивных возможностей на основе оценки психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития.
С помощью методики можно выявить уровень адаптивных способностей, уровень развития нервно-психической устойчивости, коммуникативных особенностей и моральной нормативности.
Опросник содержит 5 шкал и состоит из 165 вопросов. Испытуемому предлагается ответить на предложенные утверждения «да» или «нет». Шкалы методики: 1) адаптивные способности; 2) нервно-психическая устойчивость; 3) коммуникативные способности; 4) моральная нормативность.
3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [26].
Заключение
Осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме межличностных отношений у призывников срочной службы. Социализация призывников срочной представляет собой процесс установления оптимального соответствия личности и воинской среды в первый год службы через военно-профессиональную деятельность, в ходе которого призывник включается в систему социальных связей и ролей в воинских коллективах, усваивает ценности, приспосабливается к ролевым функциям, воинским нормам, условиям воинского труда. Особенности социализации личности в период срочной воинской службы связаны с выраженной военно-профессиональной направленностью социализации, высокими требованиями и личности призывника, характером адаптации к условиям воинской службы. Результатом социально-психологической адаптации призывника к условиям срочной службы является обретение системы качеств необходимых для получения статуса военнослужащего и включения в деятельность военной организации.
Особенности межличностных отношений у призывников срочной службы связаны с личностью каждого отдельного призывника, с условиями их взаимодействия. В условиях срочной службы создаются условия для совершенствования социально важных качеств личности, необходимых для выполнения обязанностей по службе. Социально-психологическая адаптация к условиям срочной военной службы находит свое проявление в умении военнослужащих устанавливать межличностные отношения, как формальные, так и неформальные. Межличностные отношения призывников основаны на совместной воинской деятельности, которая разворачивается в военно-социальной среде. На установление межличностных отношения призывников оказывают влияние факторы, связанные связаны с особенностями личности, и факторы, связанные с особенностями воинского коллектива.
Изучены характеристики социально-психологической адаптации, личностные качества и стили межличностных отношений призывников срочной службы. Призывники срочной службы обладают преимущественно высокой адаптивностью к требованиям социума в соответствии с собственными потребностями и интересами, принятием себя и высокой самооценкой, принятием других людей их поведенческих проявлений, эмоциональным комфортом, внутренним контролем, стремлением быть подчиненным, выполняя поставленные перед ними задачи, стремлением решать возникающие проблемы. Большинство призывников срочной службы обладают такими личностными качествами как: высокая адаптивность, нервно-психическая устойчивость, развитые коммуникативные способности, высокая моральная нормативность.
Установлено, что призывники срочной службы в отношениях с другими людьми склонны проявлять, прежде всего, подчиняемость и дружелюбие. Они характеризуются скромностью, эмоциональной устойчивостью, способностью подчиняться, послушно и честно выполнять свои обязанности. Призывники обладают склонностью к сотрудничеству и кооперации, гибкостью при решении проблем, склонностью идти на компромисс в ситуациях конфликта. Призывники стремятся быть в согласии с мнением окружающих, следовать условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми. Им свойственно проявлять инициативу в достижении целей группы, помогать другим, быть в центре внимания, проявлять дружелюбие в отношениях.
Определен характер межличностных отношений у призывников срочной службы. На характер межличностных отношений у призывников срочной службы оказывают влияние характеристики социально-психологической адаптации и личностные качества. Призывники срочной службы, обладающие высокой адаптивностью, в межличностных отношениях проявляют подчиняемый стиль. Призывники срочной службы, склонные принимать других, в межличностных отношениях проявляют дружелюбный стиль. Призывники срочной службы с внутренним контролем в межличностных отношениях проявляют авторитарный стиль.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2004. – 375 с.
2. Бабосов, Е.М. Социальные конфликты в воинских коллективах. Причины, функции, специфика, профилактика / Е.М. Бабосов, В.Г. Малащенко // Конфликтология. – 2013. – № 4. – С. 178–186.
3. Бадмаева, Б.Б. Адаптация и социализация: постановка вопроса в педагогическом знании / Б.Б. Бадмаева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 129-132.
4. Бобков, О.Б. Военно-профессиональное развитие личности в условиях военного вуза / О.Б. Бобков // Вестник Вятского гос. ун-та. – 2015. – № 2. – С. 116-122.
5. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Просвещение, 2001. – 200 с.
6. Веремчук, В.И. Социальные характеристики и особенности процесса социализации личности офицера в условиях модернизации вооруженных сил РФ / В.И. Веремчук, М.В. Барановский // Военный академический журнал. – 2015. – № 3. – С. 104-110.
7. Власкин, В.Ю. Ценности воинской службы как ресурс социализации военнослужащих / В.Ю. Власкин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). – Тамбов: Грамота, – 2015. – № 12, Ч. 1. – С. 40-44.
8. Горемыкин, В.П. Военное образование: цель – на развитие / В.П. Горемыкин // Вестник военного образования. – 2017. – № 1. – С. 4-13.
9. Грива, О.В. Межличностная аттракция и ее детерминирующие факторы / О.В. Грива // Современная психология: материалы науч. конф. – Пермь, 2014. – С. 23–25.
10. Духновский, С.В. Особенности дисгармонии в различных формах межличностных отношений / С.В. Духновский // Вестник Ленинградского гос. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 60-–68.
11. Дьяченко, М.И. Военная психология и педагогика / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Издание академии, 1999. – 358 с.
12. Ежов, О.В. Военная служба как фактор социализации личности: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. философ. наук / О.В. Ежов. – Москва, 1999. – 22 с.
13. Екадумова, И.И. Военная социология: история, проблемы, перспективы / И.И. Екадумова, В.Г. Малащенко // Вестник Военной академии Республики Беларусь. – 2014. – № 3. – С. 4–16.
14. Жажина, О.С. Диагностика стадий межличностных отношений подростков в учебной группе / О.С. Жажина // Вестник Самарской гум. Академии. – 2012. – № 1. – С. 41–47.
15. Завьялова, Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации / Е.К. Завьялова // Вестник Балтийской педагогической академии. – 2001. –Вып. 40. – С. 55-60.
16. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 580 с.
17. Казарян, К.А. Межличностные отношения как предпосылка формирования представлений друг о друге / К.А. Казарян // Российский психологический журнал. – 2009. – № 2. – С. 107–110.
18. Карушева А.В. Проблемы межличностных взаимоотношений в различных коллективах / А.В. Карушева // Молодой ученый. – 2016. – № 4. – С. 691–693.
19. Квасов, С.Е. Социально-психологические аспекты адаптации молодого пополнения к военной службе / С.Е. Квасов, А.А. Кузнецов. – Н.: Новгород: Военно-медицинский институт, 1999. – 120 с.
20. Крысько, В. Г. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
21. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.А. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
22. Лопуха, А.Д. Социализация курсантов военных вузов / А.Д. Лопуха, В.А. Чебатарев // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2015. – № 2. – С. 111-117.
23. Лопуха, Т.Л. Воинская социализация военнослужащих в системе работы с личным составом / Т.Л. Лопуха, А.А. Манин, В.А. Чебатарев // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 2. – С. 113-118.
24. Малащенко, В.Г. Воинский коллектив как особая социальная группа / В.Г. Малащенко // Гуманітар.-экан. весн. – 2015. – № 3. – С. 84–90.
25. Малащенко, В.Г. Особенности социальных конфликтов среди военнослужащих, проходящих военную службу по призыву // Белорусская наука в условиях модернизации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., (г. Минск, 20-21 сент. 2018 г.) / ред.кол. Коршунов Г.П. (гл.ред.) [и др.]; НАН Беларуси, Ин-т социологии НАН Беларуси. – Минск: СтройМедиаПроект, 2018. – С. 201-203.
26. Методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 125-129.
27. Методика диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C.193-197
28. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. и сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – С. 549-672.
29. Моисеенко, В.Г. Формирование патриотических ценностей курсантов Института пограничной службы Республики Беларусь в современных условиях / В.Г. Моисеенко, А.В. Войтеховский // Социологически альманах. – 2017. – № 8. – С. 225-235.
30. Мухаметжанов, А.С. Особенности адаптации военнослужащих в процессе прохождения воинской службы / А.С. Мухаметжанов, Н.К. Смагулов // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. – С. 1-8.
31. Неронова, О.Э. Специфика адаптации военнослужащих к службе в армии / О.Э. Неронова // Вестник Воронежского гос. техн. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 10-11.
32. Опошнянский, А.В. Особенности профессиональной социализации курсантов в условиях военного вуза / А.В. Опошнянский // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 1. – С. 98-100.
33. Пальчиков, А.В. Оценка военно-профессиональной адаптации военнослужащих по призыву / А.В. Пальчиков, Е.С. Косырев // Политематический сетевой эл. научный журнал КГАУ. – 2016. – № 8. – С. 1-10.
34. Панов, В.И. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихологических типов взаимодействия / В.И. Панов, А.В. Капцов // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 1. – С. 1219–1227.
35. Пастушков, А.В. Актуальные проблемы социально-психологической адаптации военнослужащих в вооруженных силах / А.В. Пастушков // Известия РГПУ. – 2007. – № 2. – С. 378-381.
36. Петрикас, В.А. Социальная ценность воинской службы для современной российской молодежи, основные пути ее повышения: автореф. дис. … канд. социол. наук / В.А. Петрикас. – М., 1998. – 23 с.
37. Поликанов, А.В. Военно-профессиональная деятельность как фактор адаптации курсантов к образовательной среде военного института внутренних войск МВД России / А.В. Поликанов // Преподаватель ХХI век. – 2016. – № 4. – С. 229-235.
38. Попова, Н.В. Состояние межличностных отношений в воинских коллективах Вооружённых Сил РФ / Н.В. Попова // Военно-социологические исследования: сборник статей. – М.: ВУ, 2011. – № 1 (33). – С. 44-63.
39. Примаков, В.Л. Социализация офицера в условиях военной службы (на примере вооруженных Сил Российской Федерации): автореф. дис. ... д-ра социол. наук / В.Л. Примаков. – Москва, 2000. – 21 с.
40. Примаков, В.Л. Социализация офицера в условиях военной службы: монография / В.Л. Примаков. – М.: ВУ, 2000. – 156 с.
41. Приступа, И.В. Факторы социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву возрастных группу в условиях армии / И.В. Приступа // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2012. – № 1. – С. 118-127.
42. Сенокосов, Ж.Г. Социально-психологическая адаптация к воинской службе: автореф. ... дис. канд. психол. наук / Ж.Г. Сенокосов. – М., 1989. – 21 с.
43. Сливин, Т.С. Организация и содержание воспитания военнослужащих вооруженных сил Республики Беларусь / Т.С. Сливин, А.Д. Терещенко // Вестник гос. ун-та управления. – 2012. – № 2. – С. 299-303.
44. Стекольников, В.И. Особенности социализации личности в процессе срочной воинской службы в современных условиях: автореф. дис. ... канд. социол. наук / В.И. Стекольников. – Москва, 1995. – 20 с.
45. Татьяченко, Н.А. Адаптация военнослужащих по призыву к условиям службы / Н.А. Татьяченко // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – № 7. – С. 170-171.
46. Фернхем А. Личность и социальное поведение / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 430 с.
47. Чихачев, М.В. Психологическая адаптация в исследованиях военных психологов / М.В. Чихачев // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 269-272.
48. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544 с.
49. Ясеницкий, И.А. Воинский коллектив и социализация личности курсанта / И.А. Ясеницкий // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: материалы научной конференции / под ред. А.Н. Моисеева. – Сызрань, 2016. – С. 91-93.
50. Ясеницкий, И.А. Личность как продукт социализации / И.А. Ясеницкий // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2017. – № 52. – С. 93-95.