3.6 Организация пробного обучения и анализ его результатов
Использование использованием кейс-технологий для развития у учащихся умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности в процессе изучения английского языка осуществлялось на базе ГУО «Гимназия №32 г. Минска».
В процессе обучения были поставлены следующие задачи:
- формировать умения пользоваться кейс-технологиями при развитии умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
- способствовать проявлению интереса к предмету посредством использования инновационных методов обучения;
- просмотреть в динамике эффективность использования кейс-технологий на уроках иностранного языка.
- сравнить эффективность использования кейс-технологий по сравнению с традиционным уроком.
Пробное обучение проводилось на базе 8 классов. Было создано две группы: контрольная и экспериментальная. Количество учащихся в каждой группе составляло 10 человек. Группы подбирались таким образом, чтобы по развитию творческих и умственных способностей дети были одного уровня.
Уроки в контрольной группе происходил без использования кейс-технологий. В экспериментальной группе мы активно применяли кейс-технологии.
В экспериментальной группе при работе на уроке использовались упражнения и приемы, направленные на развитие у учащихся умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности, при этом каждый раз менялась подача информации, от написания слов с графическими иллюстрациями и звуковым сопровождением, до видео, в которых также отрабатывается произношение, показывается правильное написание слова и представлено все это в занимательном ключе с хорошей музыкой и качественным видео-оформлением. При работе с текстами на экран выносились незнакомые лексические единицы, имена героев, перевод сложных или длинных лексических конструкций.
4 Графический материал
Исходя из анализа научной психолого-педагогической литературы мы определили значимость самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащегося как субъекта учебной деятельности в системе современного образования. Также нами были определены принципы организации эффективной самостоятельной работы школьников. Одним из эффективных методов формирования самостоятельной деятельности учащихся является технология кейсов.
В данном параграфе мы предоставляем методическую разработку использования кейс-стади на уроках английского языка в средней школе. В разработке мы предоставляем следующие разделы работы над кейсом на уроках английского языка:
1. структура кейса;
2. содержание кейса;
3. деятельность учителя при использовании метода кейсов;
4. этапы работы над кейсом;
5. развитие коммуникативных навыков посредством кейс-метода;
6. критерии оценки работы учащихся над кейсом;
Также в данном параграфе мы представили примеры использования кейсов на уроках английского языка в средней школе в 8 классе.
Структура кейса и правила его построения. Кейсы имеют четкую и логичную структуру и предполагают последовательность определенных этапов:
1. постановка цели и задач кейса;
2. постановка проблемной ситуации;
3. разработка программной карты кейса, в которой обычно излагаются тезисы, которые необходимо использовать в ходе решения;
4. выбор ситуационной модели, которая должна соответствовать реальной социальной ситуации.
1. Айкина, Т.Ю. Метод кейсов в формировании коммуникативной компетенции студентов / Т.Ю. Айкина // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2013. – № 1. – С. 58–61.
2. Белякова, И.В. Самостоятельная работа как ведущая форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся на 50 уроке / И.В. Белякова, Н.В. Кожушкова // Научные труды Sworld. – 2017. – Т. 6. – № 1. – С. 86-88.
3. Гальскова, Н.Д. Новые технологии общения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. – 2016. – №7. – С. 9-15.
4. Дядус, Е.В. Самостоятельная работа в учебной деятельности / Е.В. Дядус // Сборник научных трудов Девятой Международной заочной научно-методической конференции. – 2013. – С. 102-104.
5. Жарова, Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / Л.В. Жарова. – Л.: Наука, 1982. – 76 с.
6. Ильина, О.К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка / О.К. Ильина // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. – М.: МГИМО-Университет, 2009. – С. 253–261.
7. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС: сборник научных трудов по материалам Четвертой Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 19–20 февраля 2019 г.): в 2 ч. / [отв. ред. М.В. Щербакова]; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательский дом ВГУ. – 2019. – 418 с.
8. Исакова, Т.Б. Сущность понятия «Самостоятельная работа». - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-samostoyatelnaya-rabota
9. Капаева, А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам / А.Е. Капаева // // Вопросы образования и науки: 51 теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов. – 2015. – С. 151-158.
10. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
11. Коноводова, Ю.А. Актуальность самостоятельной работы школьников в образовательном процессе / Педагогика: традиции и инновации: материалы II международной научной конференции (Челябинск, октябрь 2012 г.), URL: http://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2736/
12. Красильникова, Л.П. Метод кейсов в обучении студентов деловой беседе / И.Г. Красильникова, Л.П. Лунева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – №2. – С. 81–85.
13. Кутбиддинова, Р.А. Методы активного социально-психологического обучения: учебно-методическое пособие / Р. А. Кутбиддинова. – Южно-Сахалинск: из-во СахГУ, 2014. – 136 с.
14. Малимонов, М.И. Организация самостоятельной работы в учебной деятельности / М.И. Малимонов. – Орел: Издательство Орловского государственного университета Горизонт, 2013. – 138 с.
15. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1999. – 192 с.
16. Мильберт, Г.Е. Личностно-ориентированный подход в организации самостоятельной работы учащихся при обучении иностранному языку / Г.Е. Мильберт // Проблемы современной филологии и лингводидактики. Российский государственный университет имени А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2015. – С. 169-172.
17. Минасян, В.А. Роль дифференцированного подхода в организации самостоятельной работы при изучении иностранному языку в школе / В.А. Минасян, К.С. Дементьева // Новое слово в науке и практике. – 2016. – № 3. – С. 73-75.
18. Ниматулаев, М.М. Необходимость усиления методической работы преподавателя для организации непрерывной самостоятельной учебной деятельности / М.М. Ниматулаев // Наука и школа. – 2014. – № 3. – С. 33-36.
19. Ожегова, Л. А. Метод case studies как эффективная форма обучения студентов географических специальностей / Л. А. Ожегова // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «География». – Том 25 (64). – 2012 г. – №4. – С. 87-96.
20. Пачина, С.В. Особенности применения кейс-метода в формировании личного профессионального плана у детей старшего школьного возраста / С.В. Пачина // Вестник современных исследований. – 2018. – № 6.3. – С. 176–180.
21. Плотников, М.В. Технология case-study: учебно-методическое пособие / М. В. Плотников, О. С. Чернявская, Ю. В. Кузнецова. — Нижний Новгород, Просвещение, 2014. — 208 c.
22. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. – Москва: Просвещение, 2017. – 287 с.
23. Ромасева, Ю.А. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности / Ю.А. Ромасева, В.И. Абрамов // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 12-2 (119). – С. 98-102.
24. Рубцова, А.В. Продуктивная учебная деятельности в области обучения иностранному языку и организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку / А.В. Рубцова // Проблемы и перспективы языкового образования в XXI веке материалы III региональной научно-практической конференции. – Кузбасская государственная педагогическая академия. – 2016. – С. 162-167.
25. Сафонова, Е. И. Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе / Е. И. Сафонова. – М.: РГГУ, 2011. – 71 с.
26. Смирнова, М.И. Виды и формы самостоятельной работы при изучении иностранного языка / М.И. Смирнова, И.Г. Коршунова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 11-2. – С. 155-160.
27. Стрелкова, А.В. Формирование социальных компетенций старших подростков методом кейсов: автореф. дисс. канд. пед. наук / А.В. Стрелкова. – М.: МГПУ, 2016. – 22 с.
28. Сурмин, Ю.П. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Ю.П. Сурмин. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с.