Глава 1 Теоретические основы формирования медиакультуры старшеклассников
1.1 Медиакультура формирующейся личности как предмет педагогического исследования
Чтобы определить понятие «медиакультура», рассмотрим определение «культура». Ю.Н. Лотман предлагает следующее определение культуры: «это возделанный человеком мир» [26, с. 5]. Культура – это сфера для осуществления интеллектуальных и социальных потребностей, среди которых выделяются стремление к созиданию и общению [26]. Культура является коллективным творением. В культурологической энциклопедии культура определяется как «…некий свод «правил игры» коллективного существования, символических обозначений явлений и понятий, сконструированных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации, знаний, представлений, опыта, идей и т. п.; мир творческих новаций – способов и результатов познания» [25, с. 336]. То есть, культура представляет сферу существования и самореализации людей, которая позволяет регулировать социальные взаимодействия и поведение. Все взаимодействия в культуре представляют собой коммуникации. Культурные взаимодействия между людьми – это коммуникации от отправителя сообщения, канал передачи сообщения в пространстве и времени, получатель сообщения. Как отмечает Н.Б. Кириллова, большая часть исследователей сходятся во мнение, что культура выполняет различные типы коммуникации: тактильные, устные, письменные, визуальные и аудиовизуальные. В процессе взаимодействия эти средства коммуникации направлены на реализацию психологической потребности аудитории в иллюзорности и динамике. При этом в каждой эпохе преобладают свои культурные формы, которые в наибольшей степени отвечают интересам и потребностям человечества, то есть оказывают наиболее действенное влияние и приемлемы по социальному статусу [19]. Понятие «медиакультура» введено сравнительно недавно современной культурологией. Оно обозначает особый тип культуры современного информационного общества. Н.Б. Кириллова отмечает, что для отечественной культурологи и социологии наиболее употребляемыми являются понятия «средства массовой информации (СМИ)», «средства массовой коммуникации (СМК)», хотя в западных исследованиях превалируют термины ««mass culture», «mass media» [20, с. 9]. Термин «медиа» происходит от множественного числа латинского слова. medium – средство, посредник. Этот термин был введен в XX веке для обозначения любого проявления феномена «массовой культуры». Наибольшее значение для современной трактовки термина «медиа» сыграл канадский ученый и публицист Г.М. Маклюэн. Он впервые пересмотрел историю культуры с позиций анализа коммуникативных каналов в культуре и изучал каждодневную жизнь человека в информационном обществе. С его подходов началось применение термина «медиа» для обозначения различных средств коммуникации [19]. Начиная с исследований Г.М. Маклюэна и его последователей, медиа стало восприниматься не только как средство передачи, а как целая среда производящая, эстетизирующая и транслирующая культурные коды. С появлением медиа изменился коммуникационный процесс. Сообщение представляет собой продукт интеллектуальной деятельности человека. Интерпретация – это приобретаемое знание. Коммуникация – это трансляция, передачи [19].
1. Бакулина, Ю. В. Медиакультура в сфере образовательной рефлексии / Ю.В. Бакулина. – Новосибирск: Параллель, 2009. – 456с.
2. Баранов, О.А. Медиаобразование в школе и вузе / О.А. Баранов. – Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. – 87 с.
3. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Дону: Феникс, 2009. – 352 с.].
4. Бочарская, И.А. Развитие медиакультуры старшеклассников средствами информационно-просветительских и игровых технологий: Автореф. дисс….канд.пед.наук / И.А. Бочарская. – Москва, 2013. – 23 с.
5. Вартанова, Е. JI. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели / Е. JL Вартанова, Я. Н. Вартанова // Информационное общество. – 2003. – № 3. – С. 5-10.
6. Вишневецкая, Г. В. Способы формирования медиакультуры учащихся на уроках литературы в средней общеобразовательной школе / Г.А. Вишневецкая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. Т. 3. – С. 2701-2705.
7. Возчиков, В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества / В. А. Возчиков. – Санкт-Петербург, 2007. – 413 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 413с.
9. Гендина, Н. И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) / Н. И. Гендина // Школьная библиотека. – 2005. – №3. – С.18-24.
10. Грибанова, Е. Е. Медиадидактические возможности образовательных сайтов / Е. Е. Грибанова // Образовательные технологии XXI века. – М.: Высшая школа, 2007. – 96с.
11. Гудилина, С.И. Формирование медиакультуры у школьников (из опыта московской экспериментальной площадки «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения»). URL: HTTP://WWW.MEDIASHKOLAPLUS.RU/ (дата обращения: 11.02.2019).
12. Гура, В. В. Новые виды интеллектуальной деятельности в медиасреде как основа развития медиакультуры / В. В. Гура // Медиаобразование. – 2007. – № 2. – С.87-98.
13. Гутевич, В. А. Технология медиаобразования в обучении младших школьников / В.А. Гутевич // Молодой ученый. – 2017. №3.1. – С. 53-54.
14. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т. Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2005. – No 3. – С. 5-12.
15. Елисеев, А. В. Медиакультура и медиаобразование в современном обществе / А.В. Елисеев. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.of.ru/attach/17/40063.doc. 2010.
16. Жилавская, И. В. От медиапроектов к системе медиаобразования / И. В. Жилавская // Медиаобразование. – 2007. – № 2. – С.4-8.
17. Иванова, Л.А. Освоение подрастающим поколением медиамира: гендерная и возрастная специфика / Л.А. Иванова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – № 2. – С.253-257.
18. Исаев, И.Ф. Концептуальные основания разработки проблем профессионально-педагогической культуры / И.Ф. Исаев // Профессионально-педагогическая культура: концептуальные основания и технологический контекст. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. – С. 10-19.
19. Кириллова Н. Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента. – Уральский федеральный университет, 2014. –184 с.
20. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика : учеб. Пособие / Н.Б. Кириллова. – М.: Академический проект Культура, 2008. – 496с.
21. Коломиец, В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе / В. П. Коломиец // Социс. Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С.58-66.
22. Кон, И.С. Психология юношеской возраста (проблемы формирования личности) / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
23. Крюкова, Н.А. Медиакультура и ее роль в современном информационном обществе / Н.А. Крюкова // Омский научный вестник. – 2013. Выпуск № 5 (122). – С. 226-228.
24. Кузьмина, М.В. Формирование медиакультуры учащихся в процессе создания ими образовательных видеоматериалов: автореф. дис. канд. пед. Наук / М.В. Кузьмина. – Москва, 2014. – 26 с.
25. Культурология. XX век: энциклопедия: в 2-х т. Т. I. – СПб.: Университет. книга, 1998. – 447 с.
26. Лотман, Ю. Н. Беседы о русской культуре / Ю.Н. Лотман. – СПб.: Искусство, 1994. – 390 с.
27. Мелюхин, И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И.С. Мелюхин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 206 с.
28. Огольцова, Н. Н. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий / Н. Н. Огольцова, В. А. Стародубцев // Информатика и образование. – 2007. – № 7. – С.104-106.
29. Павлова, Е. Д. Медиаобразование как способ формирования национальной информационной культуры / Е. Д. Павлова // Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации / отв. ред. Ю. С. Пивоваров. – М.: ИНИОН РАН, 2007. – 208с.
30. Печинкина, О. В. Школьное медиаобразование в североевропейских странах: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Печинкина. – Архангельск, 2008. – 24 с.
31. Стечкин, И. В. Медиаобразование в школе: школьный интернет-портал / И. В. Стечкин, Д. А. Олеринская, JT. А. Круглова. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009. – 40 с.
32.Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
33. Федоров, А.В. Медиаобразование: История, теория и методика / А.В. Федоров. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. – 708 с.
34. Федоров, А.В. Развитие медиакультуры и критического мышления студентов педагогического вуза / А.В. Федоров. – М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. – 616 c.
35. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды / Д.И. Фельдштейн. – М.: Инфра-М, 2011. – 432 с.
36. Хлызова, Н. Ю. К вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект / Н.Ю. Хлызлова // Педагогическая теория, эксперимент, практика / ред. Т. А. Стефановская. – Иркутск: Ин-т повышения квалификации работников образования, 2009. – 104с.