Введение
Глава 1 Творчество американских писателей второй половины ХХ века
1.1 Писатели-предшественники и современники Дж.Д. Сэлинджера
1.2 История литературной критики о Дж.Д. Сэлинджере
Глава 2 Формирование эстетической концепции Дж.Д. Сэлинджера
2.1 Нравственно-этические ориентиры в литературе: история и современность
2.2 Философия романа «Над пропастью во ржи» и сборника «9 рассказов»
Глава 3 Поиски эстетических ориентиров в романе Дж.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
3.1 Своеобразие главного героя романа Дж.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
3.2 Моральные принципы Холдена Колфилда
3.3 Отношения Холдена с окружающим миром
Заключение
Список использованных источников
Введение
Роман Дж.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», изданный в 1951 году, стал переломной вехой в истории мировой литературы. Главный герой Холден Колфилд сделался культовым для многих поколений молодых бунтарей от битников и хиппи до современных радикальных молодежных движений.
Это произведение является необычайно искренним повествованием, изложенным от лица шестнадцатилетнего подростка в форме внутреннего монолога. Желание Холдена Колфилда откровенно говорить о себе и окружающих, стремление выразить все происходящее в душе не может не вызвать абсолютного доверия к повествователю, который сбивчиво говорит о наболевшем, чередуя откровенные признания с напускной грубостью, подростковым сленгом, скрывая ранимость за иронией по отношению к себе и окружающим.
Несмотря на внешнюю незамысловатость изложения, роман Дж.Д. Сэлинджера на самом деле представляет собой сложную неоднозначную работу, что обнаружилось в разных аспектах литературной критики Холдена Колфилда, его главного героя и рассказчика.
Некоторые критики назвали Холдена бунтарем, мятежником, выступающем против общественного порядка. Такой была первая реакция на роман Дж.Д. Сэлинджера. В отечественной критике такая точка зрения была доминирующей, поскольку ее поддержали Н.А. Анастасьев, В.В. Бибихин, Г.Н. Владимов, А.М. Гаврилюк, Е.Ф. Книпович, Т.М. Конева, Ю.Я. Лидский, А.С. Мулярчик, М.П. Тугушева, Л.А. Тукузина, И.П. Шмарук и другие. Они рассматривали Холдена Колфилда как борца против господствующей в обществе лжи, поскольку он остро реагировал на «показуху», отсутствие взаимопонимания между людьми, человечечности. М.П. Тугушева объясняла это восстание тем, что Холдену присуще особое седьмое чувство – усиленная реакция на «ложь» и «липу» (то, чему он дал ярлык “phony”), на несоответствие между реальным и кажущимся [26, с. 8].
Действительно, поле обличения в романе довольно широкое. По словам Ю.Я. Лидского, в него входят система образования, кино, деловая карьера, литература, искусство, армия, образ жизни, всемогущество денег и, самое главное, универсальная, всепроникающая ложь, которую автор подчеркивает с особой настойчивостью [20, c. 193]. Отечественные литературоведы, конечно же, обратили внимание на политическую критику в том числе. Так, М.О. Мендельсоном было отмечено негативное отношение Холдена к американской армии, которая полна «сволочей, не хуже, чем у фашистов», а также его отвращение к атомной бомбе, выраженное в иронической форме [21, с. 463].
Многое из того, что попадает в область осуждения и отклонения Холденом, не показано, а только названо. Можно подумать, что речь идет не о реальности, а только о том, как пессимистичный и склонный к размышлениям и самокопанию подросток ее воспринимает. Но, как правильно заметил Лидский, Холдену можно безоговорочно доверять, когда он возмущен «идиотскими историями в журналах» и во всех других случаях. По его мнению, это объясняется не только абсолютной искренностью героя: Холден стал таковым только потому, что живет в мире лжи, обмана и жестокости. Иначе просто невозможно объяснить проявление такого характера и менталитета. В этом случае само изображение подростка в романе является тончайшим инструментом для «показа» и доказательства существования того, что якобы только названо [20, с. 194].
Лидский также отмечает характер восстания Холдена, подчеркивая, что его протест – это не классовый, а спонтанный, анархичный бунт личности против всего общества. Многие исследователи придерживаются этого мнения, называя протест героя «одиноким бунтом» или «этическим бунтом одаренного человека» [16, с. 456; 7, с. 120]. Но все они согласны с тем, что Холден – одинокий бунтовщик, протестующий против конформистского единомыслия и консьюмеризма, чувствующий реальное противоречие между действительным и желаемым в обществе, школе, семейных отношениях – во всем отвратительном, фальшивом взрослом мире.
Глава 1. Творчество американских писателей второй половины ХХ века
1.1 Писатели-предшественники и современники Дж.Д. Сэлинджера
В 50-е годы, американские критики и писатели, оглядываясь на опыт прошлых десятилетий, интересовались, что же ждет литературу на новом этапе развития. Они надеялись на ее обновление, потому что чувствовали потерю художественных вершин, достигнутых американской классикой в первой половине ХХ века.
Тема противостояния личности напору антигуманной цивилизации, навязывающей мнимые ценности, стремящейся подавить жизнь «человеческого сердца», о чем писал и чего так опасался Фолкнер в своей статье «О частной жизни. Американская мечта: что с ней происходит?» (Faulkner, William. On Privacy (The American Dream: What happened to It?) [34]) продолжала быть одной из основных в американской литературе второй половины века. Крупнейшие американские писатели, осознав несбыточность «американской мечты», продолжали в новых условиях нравственно-эстетические поиски, противопоставляя духу алчности свободолюбие и достоинство человека, его стремление к справедливости, неприятие милитаризма и расизма.
Типология конфликтов, освещаемых в литературных произведениях, определила типологию героя, в образе которого отражены мировоззрение и эстетический идеал писателя.
В знак протеста против конформизма и установившихся стандартов прозвучали произведения «битников» в 50-х годах, наиболее яркими представителями которых были Джек Керуак и Аллен Гинсберг.
Само слово «битник» было придумано Джеком Керуаком – главным писателем «разбитого поколения» (beat generation). На нью-йоркском жаргоне beat означает «разбитый, отчаявшийся» (позже Керуак разъяснил смысл иначе, как сокращенное от beatitude – просветление). Его романы «На дороге», «Бродяги Дхармы» лишены сюжета, в них запечатлен неустойчивый быт молодежи, которая отреклась от надоевшего американского образа жизни, искала прибежища в анархическом богемном своеволии, в наркотиках и буддизме, в бродяжничестве. Среди поэтов-битников — Л. Ферлингетти, Г. Корсо, А. Гинзбург— автор поэмы «Вопль» (Ginsberg, A. Howl) ставшей своеобразным манифестом «битнического» неприятия буржуазной цивилизации.
Всплеск анархизма, который произошел в 1950-х и 1960-х годах, привел к появлению целого литературного движения, агрессивно асоциального и пропитанного нигилизмом. Сопоставляя литературу конформизма с самими собой, калифорнийские битники, с анархизмом, присущим их работе и выраженным эмоциональным оттенком, горячо защищали своеобразную модель нового отношения к реальности. Герои Дж. Керуака, восставшие против законов современного общества, объявили войну любой морали хотя бы потому, что она накладывает обязательства на «живущих лишь однажды» индивидов [17, с. 618]. Их неподчинение и бунт были результатом их замешательства перед лицом власти капиталистической системы.
Творчество битников относится к модернистскому направлению литературе. Модернистские и постмодернистские течения были чрезвычайно популярны в то время. Гарантия успеха, как полагают многие исследователи, заключалась в том, что в работах данных направлений сосуществовал высокий психологизм и полное отрицание социально-экономических закономерностей развития общества.
В американской литературе 50-х – начала 60-х годов была широко распространена так называемая «центростремительная» структура произведений. Под этим подразумевается, что для произведения характерны индивидуализация восприятия мира и отчуждение героя от общества. Таким образом, возникла опасность отделения произведения и его героев от реальности, что привело к неправильной интерпретации развития общества. Помимо того, «уклон в индивидуалистическую замкнутость было трудно совместить с нараставшей в США под влиянием обострившихся общественных противоречий социальностью писательского поиска» [17, с.618]. В связи с этим с начала 60-х годов постепенно возрождается активная роль автора, которая вновь заиграла яркими красками благодаря разработке и раскрытию актуальных художественных тем.
Глава 2. Формирование эстетической концепции ДЖ.Д. Сэлинджера
2.1 Нравственно-этические ориентиры в литературе: история и современность
В мировой литературе в изучении нравственно-этических ориентиров важно место занимает этика добродетели Аристотеля. Он считал, что в общественной жизни люди должны соблюдать не только существующие законы и выполнять повеления богов, но и следовать истине и справедливости.
Аристотелем была создана целая наука об этике. Основу учения аристотелевской этики составляют добродетели. Учение Аристотеля о нравственной деятельности и о нравственных доблестях человека строится на основе его объективной телеологии, охватывающей весь мир и всю деятельность в нем человека. Аристотель в своей философии сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие. Основой счастливой судьбы и благополучия человека являются его добродетели. Аристотель связывает этическую добродетель с желанием, хотением, волей, считая, что одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое – хотеть делать и следовать хорошему. По Аристотелю добродетели не качества разума, они составляют склад души [2, с. 54–56].
В своей книге «Understanding Virtue Ethics», Стэн Ван Хооф утверждает, что значение слова «этика» для Аристотеля может быть выявлено при рассмотрении древнегреческого корня термина «ethos». Этот термин относится к обычаям общества, включая характерный взгляд на жизнь, которого придерживается большинство членов этого общества. Говорить об этике в этом смысле означает говорить об обычном поведении людей, о стандартах человеческого совершенства, с которыми они себя связывают, и об отношениях, посредством которых они выражают свой характер как людей [47, с. 49].
Аристотель имел в виду стандарт верований или ценностей, которыми обладает общество в целом. Уровень «человеческого совершенства», определенный Аристотелем, является высшим моральным стандартом большинства людей в данном обществе. Эти ценности заложены в каждом человеке, затем объединяются с ценностями общества, и затем ответственность лежит на человеке, чтобы решить, как себя вести. Объясняя эту идею из книги Аристотеля «Этика», Питер Симпсон утверждает, что в практических вопросах цель состоит не в теоретизировании, а в действии, не в том, чтобы знать добродетель, а в том, чтобы обладать и использовать ее [47, с. 245-246]. Эта идея состоит в том, что добродетель заключается не просто в том, чтобы знать или понимать высочайший стандарт общества, а в том, чтобы быть побужденным изнутри действовать в соответствии с ним.
Аристотель учит, что человек должен не только понимать этический стандарт, но и обладать характером, необходимым для его соблюдения. Он задавался вопросом, почему человек предпринимает определенное действие, и продолжал спрашивать, какова была мотивация для каждого шага, который привел к действию. Он называет этот целенаправленный выбор «рациональной деятельностью». Ван Хооф считает, что Аристотель относится к рациональной деятельности, которая делает людей счастливыми, как к добродетельной деятельности. Он говорит, что человек будет счастлив, когда он действует в соответствии с добродетелью, и в наивысшей степени счастлив, когда действует в соответствии с высшей формой добродетели» [47, с. 51]. Тогда, согласно Аристотелю, когда мы поймем, что является добродетельным или этическим стандартом для человека, и затем будем действовать в соответствии с этим стандартом, мы будем чувствовать себя счастливыми изнутри.
В настоящее временя этика добродетели все еще является общепринятым подходом в литературной критике. Целесообразным будет уточнить понятие этики добродетели с помощью существующих определений. Стэнфордская философская энциклопедия дает следующее определение: «Этика добродетели в настоящее время является одним из трех основных подходов в нормативной этике. Первоначально он может быть идентифицирован как тот, который подчеркивает достоинства или моральный характер, в отличие от подхода, который подчеркивает обязанности или правила (деонтология) или тот, который подчеркивает последствия действий (последовательность)» [48].
Глава 3. Поиски этических ориентиров в романе ДЖ.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
3.1 Своеобразие главного героя романа Дж.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
Повествование в романе «Над пропастью во ржи» ведется от лица главного героя, от первого лица, я-героя – Холдена Колфилда – семнадцатилетнего подростка. Оно содержит элементы прямого обращения к читателю, которому герой доверяет свои самые потайные мысли и движения души. Передача повествования рассказчику – композиционный прием перемещения точки видения автора в сферу главного героя. Психологическая атмосфера романа соответствует настроениям именно послевоенных США, захваченных войной идейного разброда, когда лозунгами дня становились понятия «приобретательство» и «потребительство».
Авторский замысел в данном художественном произведении реализуется посредством создания системы образов. В свою очередь, художественные образы создаются писателем при помощи стилистических приемов различных уровней – фонетического, лексического, синтаксического и др.
Роман «Над пропастью во ржи» написан от лица подростка, и именно его образ является центральным. Он создается при помощи всей совокупности стилистических приемов, формирующих своеобразную систему изложения. Автор пишет как простыми короткими предложениями, часто односоставными и с элементами эллипсиса, так и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Каждый их этих типов предложений выполняет в тексте романа определенную стилистическую функцию. При помощи такого синтаксического рисунка автор создает образ мальчика-подростка, который торопится высказать то, что его волнует, поделиться мыслями и чувствами. В романе Сэлинджера мы также часто встречаем односоставные предложения, также характерные для живой разговорной речи. Как правило, короткие односоставные предложения используются в ответах на вопросы. Однако в романе Сэлинджера чаще используются распространенные односоставные предложения, при помощи которых герой выражает свое отношение к высказанному другим персонажем. Но выражает это в своей внутренней речи, он не произносит эти слова вслух. Читатель имеет возможность «прикоснуться» к мыслям и чувствам главного героя.
Главного героя данного романа, обуреваемого духом юношеского протеста, исключают из средней школы Пэнси. Учитель истории, который пытается понять, чем вызвано недовольство Холдена Колфилда, изображен педагогом-моралистом, к тому же имеющим обыкновение ковырять в носу. Слушая его прощальную нотацию, Холден не может усидеть на месте, ему скучно, а потом ему и вовсе становится не по себе, ему жаль своего учителя. Этот мотив жалости рефреном проходит через все повествование, и мятежный юный герой под конец «жалеет» всех подонков, тупиц, психов, которые, по-видимому, попадаются на каждом шагу в фешенебельной закрытой средней школе, где учатся дети богачей.
Он презирает также все общепринятые условности как «одну сплошную липу». Как будто он единственная в этом мире поистине творческая личность и, несмотря на то, что он провалился по всем предметам, кроме английского, у него имеются свои и весьма высокие, почти максимальные критерии – по крайней мере, в оценке литературных произведений.
Он говорит, например, что в книге «Прощай, оружие!» все придумано. Герой «над пропастью во ржи» очень человечный, но физически слабый и сознающий, что он «трусоват», – своего рода знак протеста против обязательной мужественности хэмингуэйевской школы прозы.
В историю литературы США молодой герой послевоенного периода вошел благодаря своему протесту, а не успокоению и просветлению. Реалистически изобразить его лучше всего удалось Сэлинджеру в романе «Над пропастью во ржи». Холден Колфилд – наиболее совершенный в художественном отношении образ, вышедший из-под пера Сэлинджера, писатель использовал при его создании некоторые факты собственной биографии (его тоже в юности исключили из школы за неуспеваемость и отдали в военное училище, о котором Холден упоминает как о следующем учебном заведении, куда его после провала в Пэнси собирается определить отец).
Заключение
В данной работе прежде всего была исследована тема основных нравственно-этических ориентиров романа «Над пропастью во ржи» и определена их роль в раскрытии характера и образа главного героя Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи: описан культурно-исторический контекст эпохи для выявления истоков тематики произведений и типологии персонажей; были определены факторы, повлиявшие на формирование идейно-эстетической концепции Сэлинджера; был рассмотрен образ героя в призме основной идеи автора и составлен психологический портрет Холдена Колфилда путем анализа его внутреннего мира.
Выполняя поставленные задачи были сделаны определенные выводы. Изучая различные научные и критические труды о творчестве Сэлинджера, мы пришли к выводу, что несмотря на то, что произведено большое количество различного рода исследований, в которых в качестве центральной темы рассматривался образ героя-подростка, был обнаружен недостаток изученности нравственно-этических ориентиров, обозначенных в произведении. Исследуя исторический контекст эпохи, мы пришли к выводу, что темы произведений, сюжеты и герои Сэлинджера появились благодаря влиянию событий, происходивших в обществе. Творчество писателя можно рассматривать как своеобразный протест против милитаризации, конформизма, капитализма и маккартизма, царивших в то время в Америке. Изучая философские воззрения Сэлинджера, можно прийти к выводу, что писатель находился под сильным влиянием дзэн-буддизма, философии и эстетики древнего Востока в целом. Мистико-религиозные этические построения Сэлинджера находятся в сложном переплетении с материалистическими взглядами писателя на некоторые проблемы воспитания и своеобразно отражаются в его художественном творчестве.
В части произведений, вошедших в сборник «9 рассказов» писатель намеренно прибегает к усложненной шифровке своих идей, специально вводит в реалистическое повествование язык символов, условных знаков. Данный сборник Дж.Д. Сэлинджер строил на основе канонов древнеиндийской поэтики. Взяв за основу учение древнеиндийских теоретиков о суггестивности произведения, Сэлинджер наделил каждый свой рассказ определённым «главным чувством», призванным помочь понять скрытый, суггестивный смысл произведения.
Исследовав внутренний мир главного героя романа «Над пропастью во ржи» Холдена Колфилда, можно заключить то, что данный персонаж получился весьма автобиографичен. Ему, как и самому писателю когда-то, не нравится элитная частная школа, его не понимают и не стремятся понять родители, его игнорируют и не воспринимают всерьез одноклассники и ровесники. Холден Колфилд уже на протяжении десятилетий остается культовым персонажем для молодежи и даже для некоторых взрослых, так как он призывает к борьбе за свободу личности, справедливость, равноправие и уважение. Можно справедливо утверждать, что Колфилд – это символ поиска нравственно-этических ориентиров в огромном мире, где на первом месте стоит культура потребления и жажда обеспеченной жизни. Он одинок со своей внутренней борьбой идеалов – он боится расстаться с идеализмом отрочества, так как это неминуемый шаг во взрослую «ненастоящую» жизнь.
Книга Сэлинджера заканчивается тем, что герой возвращается в лоно семьи, хоть и против своей воли. Колфилд намеревается уехать на Запад в поисках лучшей жизни, пишет записку Фиби, но она приходит на встречу с ним с чемоданом и говорит, что едет с ним. Тогда брат всерьез испугался за нее, стал отговаривать и взывать к разуму, аргументируя свой отказ от поездки тем, что это глупо и не обдумано. Он и сам отказался от затеи, видя последствия своего желания порисоваться. Результаты поиска Холдена Колфилда заключаются в том, что в финале романа произошло превращение Холдена из подростка в ответственного молодого человека.
1. Анджапаридзе, Г.А. Потребитель? Бунтарь? Борец? : Заметки о молодом герое зарубеж. прозы 60-70-х г. / Г. Анджапаридзе. – М.: Молодая Гвардия, 1988. – 269 с.
2. Аристотель. Никомахова этика / пер. Н.В. Брагинской // Аристотель. Соч.: В 4 т. – Т.4. – М., 1984. – С. 54-56.
3. Арсеньев, А. Подросток глазами философа: философский очерк / А. Арсеньев // Развитие личности. – 2013. – №2. – С. 110 –184.
4. Аствацатуров, А.А. И не только Сэлинджер: десять опытов прочтения английской и американской литературы / А.А. Аствацатуров. – М.: АСТ, 2015. – 320 с.
5. Белов, С. Парадоксы Дж. Сэлинджера / С. Белов // Литературное обозрение. – 1985. – №2. – 61-64.
6. Белов, С. Вступительная статья / С. Белов // Сэлинджер Дж.Д. Над пропастью во ржи: Роман. Повести. Рассказы. – М.: Эксмо, 2006. – с. 7-24.
7. Бибихин, В. По поводу трактовки одного характера. К инсценировке повести Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» в Московском театре сатиры / В. Бибихин // Театр. – 1965. – № 11. – С. 120.
8. Богданова, О.И. Образ молодого поколения в малой прозе Д.Д. Сэлинджера / О.И. Богданова // Евразийский научный журнал. – 2016. – № 5. – С. 384-385.
9. Бурсина, М.В. Новый тип героя в английской литературе 1950-60-х гг. : от «потерянного поколения» к «рассерженным молодым людям» / М.В. Бурсина // Художественное осмысление действительности в зарубежной литературе: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: Московский государственный областной университет, 2015. – С. 60-66.
10. Владимов, Г. Три дня из жизни Холдена / Г. Владимов // Новый мир. – 1961. – № 2. – С. 254 – 258.
11. Гайсмар, М. Американские современники / М. Гайсмар. – М., 1976. – С. 268-275.
12. Галинская, И.Л. Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинджера / И.Л. Галинская // АН СССР. Ин-т науч. информации по обществ. наукам. Ин-т США. – М. : Наука, 1975. – 110 с.
13. Зарубежная литература. XX век : курс лекций / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина» ; [автор-составитель И. Ю. Вераксич]. — Мозырь, 2010. — 252 с.
14. Засурский, Я.Н. Американская литература XX века / Я.Н. Засурский. – М.: Издательство московского университета, 1984. – 502 с.
15. Зверев, А.М. Сэлинджер: тоска по неподдельности / А.М. Зверев. – Харьков: Фолио, 1999. – 20 с.
16. История зарубежной литературы 20 века: Учебник / Под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. – М.: ТК Велби, 2003. – 544 с.
17. История США : в 4-х т. / гл. ред. Г.Н. Севостьянов. – М. : Наука, 1983 – 1987. – Т. 4 : 1945 – 1980 гг. / ред. В.Л. Мальков [и др.]. – 1987. – 744 с.
18. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант. – М: «Искусство» , 1994. – 367 с.
19. Ларин, В.А. Учение о символе в индийской поэтике / В.А. Ларин // Поэтика. – Л.: Худ. лит-ра, 1974. — С. 30–31.
20. Лидский, Ю.Я. Очерки об американских писателях 20 века / Ю.Я. Лидский. – К., 1968. – 349 с.
21. Мендельсон, М.О. Современный американский роман / М.О. Мендельсон. – М.: Наука, 1964. – 534 с.
22. Риттер, П.Г. Калидаса, его время и произведения. «Избранные труды русских индологов-филологов» / П.Г. Риттер. — . М.: 1962. – 226 с.
23. Скороденко, В.А. Современная английская новелла / В.А. Скороденко. – М.: Прогресс, 1969. – 201 с.
24. Сэлинджер, Дж.Д. 9 рассказов / Дж.Д. Сэлинджер.; пер. — пер. с англ. Н. Галь, Р. Райт-Ковалева, С. Таск, М. Ковалева. — М.: Эксмо, 2015. — 256 с.
25. Сэлинджер, Дж.Д. Над пропастью во ржи / Дж.Д. Сэлинджер.; пер. — пер. с англ. Р. Райт-Ковалевой. – М. : Эксмо, 2013. – 224 с.
26. Тугушева, М. Предисловие / М. Тугушева // Salinger J.D. The Catcher in the Rye. – M., 1979. – С. 3 – 21.
27. Шешикова, Е.С. Проблема личности и общества в романе Дж.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» / Е.С. Шешикова // Филологическое образование и современный мир. XII молодежная научно-практическая конференция с международным участием. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2016. – С. 61-66.
28. Школьская, А.О. Джек Керуак и культура битников / А.О. Школьская // Общество, наука и инновации . Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 258-261.
29. Alexander, Ch. Salinger's «Franny and Zooey» and «Nine Stories» (A Critical Commentary) / Ch. Alexander. – N. Y., 1966.
30. Booth, Wayne C. Who is Responsible in Ethical Criticism? Ethics, Literature, Theory: An Introductory Reader : 2nd Ed. / Ed. Stephen K. George. – Oxford: Rowman & Littlefield, 2005. – p. 79-98.
31. De, S.К. Sanskrit Poetics as a Study of Aesthetic / S.К. De. — Los Angeles: Berkeley, 1963. – p. 83.
32. Edwards, J. Censorship in the Schools: What's Moral about «The Catcher in the Rye?» / J. Edwards // The English Journal. – 1983. –№ 72(4). – p. 39-42.
33. Evans, Robert C. Alienation, Materialism, and Religion in J.D. Salinger’s the Catcher in the Rye / Robert C. Evans. – New York, 2009. – p. 41-49.
34. Faulkner, W. On Privacy (The American Dream: What happened to It?) / W/ Faulkner // Essay, Speeches and Public Letters, ed. By James B. Meriwether. — N.Y., 1965.
35. French, W.G. J.D. Salinger / Warren French. – London: MacMillan Publishing Company, 1985. – 212 p.
36. Galloway, D. The Absurd Hero in American Fiction. Updike. Styron. Bellow. Salinger. Austin / D. Galloway. — London, 1966.
37. Grunwald, H.A. Salinger. A Critical and Personal Portrait / H.F. Grunwald. – New York and Evanston, 1962.
38. Gwуnn, F., Blotner, J. The Fiction of J. D. Salinger / F. Gwуnn, J. Blotner. – University of Pittsburgh Press, 1958.
39. Hassan, I. Almost the Voice of Silence: The Later Novelettes of J.D Salinger / I. Hassan // Wisconsin Studies in Contemporary Literature. – 1963. – № 1. – p. 5—20.
40. Lettis, R. J.D. Salinger: the Catcher in the Rye / R.J. Lettis. — N. Y., 1964, – p. 17.
41. Miller, J.Jr. J.D. Salinger / J.Jr. Miller. — Minneapolis, 1965. — 350 p.
42. O'Connor, Dennis L. J.D. Salinger: Writing as Religion / Dennis L. O’Connor // The Wilson Quarterly. – 1980. – № 4(2). – p. 182-190.
43. Salinger, J.D. Nine Stories / Jerome David Salinger. – N.Y. : Little Brown and Company, 2014. – 196 p.
44. Salinger, J.D. The Catcher in the Rye / Jerome David Salinger. – N.Y. : Little Brown Books, 2007. – 217 p.
45. Simonson, H.Р. Salinger's «Catcher in the Rye». Clamor vs. Criticism / eds. Ph.E. Hager. – Boston, 1963.
46. Statman, D. Virtue Ethics / D. Statman. – Edinburgh University Press, 1997.
47. Van Hooft, S. Understanding virtue ethics / S. van Hooft. – Chesham U.K.: Acumen, 2006.
48. Virtue Ethics [Electronic resource] / Stanford Encyclopedia of Philosophy. – N.p., n.d. – Mode of access : http://plato.stanford.edu/entries/ethics-virtue/.