Глава 2 Исследование организации самостоятельной работы школьников
2.1 Организация самостоятельной работы школьников в учебном процессе
2.2 Организация самостоятельной работы по иностранному языку на примере 12 гимназии города Минска
Глава 2 Исследование организации самостоятельной работы школьников
2.1 Организация самостоятельной работы школьников в учебном процессе
Планируя самостоятельную работу на уроке, учитель учитывает многие аспекты организации и решает проблему ее включения в общую структуру урока, совмещая учебную деятельность с набором необходимых методов и форм, определяя оптимальный размер класса, задания, основанные на уровне знаний и подготовки учеников и др. Кроме того, согласно И.П. Подласого, учителя должны анализировать и предвидеть возможные трудности при выполнении заданий в ходе самостоятельной работы учеников, а также предоставить ряд альтернативных методов тестирования и самоконтроля результатов работы [Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – 2-е изд., доп. – М.: Юрайт, 2011. – 574 с., с. 209]. Важное место в этой работе занимает рассмотрение проблем, влияющих на индивидуализацию образовательного процесса с точки зрения возможности активизации развития познавательных способностей учеников, с использованием для этой цели различных методов и приемов, соответствующих уровню, возможностям и познавательной активности учеников. Термин «индивидуализация» используется в качестве синонима термина «индивидуальный подход» при описании дидактических условий формирования творческой активности учеников. В настоящее время изучены общие дидактические вопросы индивидуализации обучения, разработаны дидактические приемы и методы индивидуализированного обучения. Отправной точкой является идея индивидуализации как совокупности элементов, процессов, тенденций, которые формируют особую форму познания явлений объективного мира, особый уровень его бытия. Когнитивные способности являются ключевой характеристикой человека в процессе познания этого существа. Часто при изучении различных аспектов учебной деятельности это означает, что ученик работает в классе или на уроке. Однако следует помнить, что изучение предмета или дисциплины предполагает наличие таких компонентов, как домашняя работа, внеклассная и самостоятельная работа. Процесс получения знаний в совокупности посредством развития познавательных способностей представляет наибольший научный интерес для учителей – как теоретических исследователей, так и практиков. Этот вид работы способствует проявлению мотивации, самоотдачи, самоорганизации, самостоятельности, самоконтроля и других личностных качеств ученика. Самостоятельная работа определяет возможность формирования устойчивых позиций и взглядов ученика на их место и роль в учебном процессе. Этот факт регулируется рядом положений:
1. Самостоятельная работа становится результатом слаженного образовательного процесса, который создает условия для мотивации в ее самостоятельном расширении, углублении и продолжении в свободное время.
2. В этой интерпретации самостоятельная работа является более широким понятием, чем домашняя работа, то есть выполнение заданий, выполняемых учителем в классе дома, при подготовке к следующему уроку.
3. Самостоятельная работа должна выступать как специфическая форма (тип) активной познавательной деятельности ученика, характеризующаяся всеми перечисленными особенностями.