Самоотношение старших школьников с разным типом профессиональной идентичности
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Самоотношение старших школьников с разным типом профессиональной идентичности»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Самоотношение старших школьников с разным типом профессиональной идентичности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа № 4, ГУО (г. Пружаны)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика исследования самоотношения (Р.С. Пантелеев, В.В. Столин).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика изучения профессиональной идентичности Марсиа (адаптация А.А. Азбель и А.Г. Грецова).
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспект изучения самоотношения старших школьников с разным типом профессиональной идентичности
1.1 Психологическая характеристика раннего юношеского возраста
1.2 Самоотношение как психологический феномен
1.3 Понятие и типы профессиональной идентичности
2 Эмпирическое исследование самоотношения старших школьников с разным типом профессиональной идентичности
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования самоотношения у старших школьников
2.3 Результаты исследования типов профессиональной идентичности у старших школьников
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи самоотношения старших школьников и типов их профессиональной идентичности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия существования, постоянные изменения в нашем обществе требуют от подрастающего поколения проявления усилий и ресурсов для успешной профессионализации, порождают потребность в новом поколении, способному к принятию самостоятельных решений и самореализации в постоянно меняющихся условиях жизни. Развитию таких качеств у человека способствует наличие у него сформированной профессиональной идентичности, которая активно формируется в раннем юношеском возрасте. К моменту окончания школы юноши и девушки выбирают профессию, определяющую содержание трудовой деятельности. Овладевая этой профессией, они обретают возможность осуществлять свои жизненные планы и реализовывать личностный потенциал.
Самоотношение оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играет значимую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения критических ситуаций. Ведущую роль самоотношения в нормальном функционировании личности в ранней юности подчёркивают такие психологи, как И.Г. Андреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев и др.
Особую значимость проблема самоотношения как феномена самосознания имеет для раннего юношеского возраста, поскольку именно самосознание считается центральным новообразованием этого возрастного периода, являясь условием успешной социализации и адаптации в социуме.
Феномен самоотношения изучали многие ученые, среди которых можно назвать А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, Е.В. Шорохову, И.С. Кона, И.И. Чеснокову и др.
К проблеме профессиональной идентичности обращались такие авторы, как: Дж. Марсия, Э. Эриксон, А. Уотерман, Ю.П. Поваренко, Т.В. Мищенко, Е.П. Ермолаева, Л.Б. Шнейдер, Н.А. Перинская и др.
Однако, проблема изучения самоотношения старших школьников с разным типом профессиональной идентичности в современной психологии недостаточно изучена.
Объект исследования – самоотношение в раннем юношеском возрасте.
Предмет исследования – самоотношение старших школьников с разным типом профессиональной идентичности.
Цель исследования – выявить самоотношение старших школьников с разным типом профессиональной идентичности.
Задачи исследования:
1. Дать психологическую характеристику раннего юношеского возраста.
2. Охарактеризовать самоотношение как психологический феномен.
3. Рассмотреть понятие и типы профессиональной идентичности.
4. Эмпирически выявить взаимосвязь самоотношения старших школьников и типов их профессиональной идентичности.
Методология исследования: в своей работе я опиралась на теорию самоотношения Р.С. Пантелеева и В.В. Столина, теорию профессиональной идентичности Дж. Марсия.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 4 г. Пружаны». Всего в исследовании приняли участие 45 учащихся 10 классов в возрасте 15-16 лет.
Методы исследования: метод анализа литературы, методы обобщения и систематизации; эмпирические методы: психодиагностический метод, методы математико-статистической обработки данных.
Для решения поставленных задач был использованы следующие методики:
1. Методика исследования самоотношения (С Р. Пантелеев, В.В. Столин).
2. Методика профессиональной идентичности Дж. Марсиа.
Научная новизна исследования состоит в выявлении взаимосвязи самоотношения старших школьников и типов их профессиональной идентичности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке коррекционно-развивающих программ для старших школьников, способствующих формированию положительного самоотношения и профессиональной идентичности.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ САМООТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
1.1 Психологическая характеристика раннего юношеского возраста
По различным периодизациям юношеский возраст охватывает период от 15-16 лет до 23 лет. В нем принято выделить два этапа: ранняя юность (15-18 лет) и поздняя юность (18-23 года) [1, с. 64].
Б. Г. Ананьев в юношеском возрасте выделил 2 фазы, одна из которых находится на границе с детством, а другая – на границе со зрелостью. Первая фаза: ранняя юность, отличается неопределенностью положения молодого человека в обществе. В этом возрасте юноша осознает, что он уже не ребенок, но вместе с тем еще не взрослый. Вторая фаза: юность как таковая, представляет собой начальное звено зрелости. Юношеский возраст является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека [2, с. 113].
В раках психосоциальной теории Э. Эриксона признается, что в период ранней юности должна быть решена центральная задача достижения идентичности, создания непротиворечивого образа самого себя в условиях множественности выборов (ролей, партнеров, групп общения и т.п.). Согласно психологу, юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификации и самоопределений. Если на этой стадии установится позитивная идентичность Эго, то это откроет широкие возможности для реализации сознательного плана собственной жизни» [3, с. 293].
Согласно К. Юнгу в период юности личность обращена в основном к внешнему миру, стремится к взаимодействию со своим социокультурным окружением, к общению с людьми. На данном этапе происходит процесс обретения человеком своей самости, который называется индивидуализацией. Личность юноши стремится к своему предназначению, интеграции личности, причем эта цельность достигается в различной степени и различными способами. Но юношеском возрасте еще недостаточно жизненного опыта, потому полня индивидуализация еще не достигается [4, с. 124].
В. Мухина рассматривает юность как «период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации других людей, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе» [5, с. 130].
Основными новообразованиями раннего юношеского возраста являются:
- развитие мировоззрения (система нравственных взглядов и убеждений, которая приводит к изменениям в стремлениях);
- формирование системы ценностных ориентаций и социальных установок;
- становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»;
- профессиональное и личностное самоопределение [6, с. 154].
У старших школьников складываются мировоззрение, система ценностных ориентаций, формируются нравственные качества. Это необходимо для того, чтобы успешно ставить перед собой жизненные цели с учетом общественных требований, норм и ценностных ориентаций. Базовый вклад в формирование мировоззрения вносит социальное окружение – семья, сверстники [7, с. 51].
В исследовании А.Н. Певневой показаны ценностные ориентации старшеклассников. Для старшеклассников важное значение имеют следующие ценностные ориентации: здоровье, красота природы и искусства, познание, продуктивная жизнь, счастливая семейная жизнь, счастье других, уверенность в себе. Также значимыми для старшеклассников являются следующие инструментальные ценностные ориентации: рационализм, воспитанность, исполнительность, непримиримость в недостатках других, самоконтроль, чуткость, эффективность в делах [8, с. 73].
В ранней юности происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Юноши и девушки открывают свой внутренний мир, появляются склонность и навыки саморефлексии. Юноши и девушки осознают себя в качестве неповторимой, не похожей на других личности, с собственным миром мыслей, чувств и переживаний, с собственными взглядами и оценками. По мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и сверстников [6, с. 155].
Самоопределение (социальное, личностное, профессиональное) составляет основную задачу юношеского возраста. В качестве главного результата самоопределения психологи выделяют потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности [9, с. 225].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
2.1 Методики и организация исследования
С целью выявления самоотношение старших школьников с разным типом профессиональной идентичности было проведено эмпирическое исследование.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на ГУО «Средняя школа № 4 г. Пружаны». Всего в исследовании приняли участие 45 учащихся 10 классов в возрасте 15-16 лет.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь самоотношения старших школьников и типов их профессиональной идентичности.
Методы исследования: метод анализа литературы, методы обобщения и систематизации; эмпирические методы: психодиагностический метод, методы математико-статистической обработки данных.
Для решения поставленной цели был использованы следующие методики:
1. Методика исследования самоотношения (Р.С. Пантелеев, В.В. Столин) [54].
Цель: исследование самоотношения.
Шкалы методики:
- закрытость: преобладание или конформности, выраженной мотивации социального одобрения, или критичности, глубоко осознания себя, внутренней честности и открытости;
- самоуверенность - самоуважение, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать;
- саморуководство отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного Я, либо внешних обстоятельств;
- отраженное самоотношение - представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию;
- самоценность - ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного Я для других;
- самопринятие – степень выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости;
- самопривязанность - степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию;
- внутренняя конфликтность определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденций к самокопанию и рефлексии;
- самообвинение характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего Я.
Опросник включает 110 утверждений по 9 шкалам, которые необходимо оценить согласием «+» или несогласием «–» с ними. Сумма сырых баллов по каждой из шкал с помощью специальной таблицы переводится в стены. Стены служат основанием для интерпретации. Интерпретация показателей осуществляется в зависимости от их выраженности. Критерии оценки уровня характеристик самоотношения: значения 1-3 стена считаются низкими, 4-7 - средними, 8-19 – высоким (Приложение А).
2. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (Дж. Марсия) [55].
Цель: выявление стадий профессиональной идентичности у учащихся.
С помощью методики можно выявить четыре статуса профессиональной идентичности – «ступеньки», на которых человек находится в процессе профессионального самоопределения.
– диффузная профессиональная идентичность: выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой такую задачу;
– предрешенная профессиональная идентичность: человек имеет сформированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны извне и не являются результатом самостоятельного выбора;
– мораторий профессиональной идентичности: человек осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен;
– достигнутая профессиональная идентичность: профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения.
Процедура проведения: испытуемым предлагается 20 утверждений, по каждому из которых возможно четыре варианта ответов. Испытуемому необходимо выбрать один из них. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики (Приложение Б).
Методы математико-статистической обработки данных.
Для выявления взаимосвязи был использован критерий линейной ранговой корреляции rs-Спирмена. Данный критерий был выбран потому, что он является непараметрическим, не требует нормального распределения. Он позволяет установить не только наличие, на и характер взаимосвязи. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы показал, что ранний юношеский возраст – это важный возрастной этап, охватывающий период от 15 до 18 лет. В качестве новообразований данного возраста выступают: развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я», профессиональное и личностное самоопределение. Основными характеристика в этом возрасте являются: неопределенность положения в обществе, задача достижения идентичности, построения жизненных планов на будущее, развитие самосознания и рефлексии, рост саморегуляции, повышение самоинтереса и стремления к самопознанию.
В современной психологии самоотношение рассматривается как структурное личностное образование, включающее включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Самоотношение представляет собой важнейший фактор социальной адаптации. Основное предназначение самоотношения состоит в нормативном функционировании личности в социуме, в детерминации социальной активности личности, а позитивное самоотношение выступает условием психологического здоровья, которое помогает полной самореализации личности, определяет её успешность в разных сферах жизнедеятельности.
Профессиональная идентичность – это положительный результат профессионального самоопределения, выступающий показателем самореализации и психологического благополучия. Профессиональная идентичность представляет собой сложное образование, включающее осознание принадлежности к профессиональному сообществу, переживание своей профессиональной целостности, система представлений о себе как специалисте. Процесс формирования профессиональной идентичности основан на влияние и тесном взаимодействии внутренних и внешних детерминант. Процесс развития профессиональной идентичности состоит из двух этапов: поиска возможных потенциальных вариантов идентичности и принятия решения следовать выбранному варианту идентичности. Основными типами профессиональной идентичности являются: диффузная, предрешенная, мораторий и достигнутая идентичность.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что подростки характеризуются избирательным отношением к себе, среднем уровнем самоуверенности, недостаточным саморуководством и волевым контролем для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели, избирательным восприятием отношения окружающих к себе, избирательной самоценностью, склонностью принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки, средним уровнем самопривязанности, умеренной внутренней конфликтностью, слабой склонностью к самообвинению.
У старших школьников преобладает такой статус профессиональной идентичности, как «мораторий» - они находятся состоянии поиска альтернативных вариантов профессионального развития. Вторым по преобладанию является диффузная идентичность, предполагающая отсутствие профессиональных планов и стремление их сформировать. Немногие старшие школьники обладают таким статусом профессиональной идентичности как предрешённая идентичность. Лишь немногие старшие школьники сделали осознанный выбор дальнейшего профессионального развития.
В результате корреляционного анализа установлено, что чем выше закрытость от себя, тем выше диффузная и предрешенная идентичность, и ниже – мораторий и достигнутая идентичность. Чем выше самоуверенность, тем выше предрешенная идентичность и ниже – диффузная идентичность. Чем выше саморуководство, тем выше мораторий, достигнутая идентичность, и ниже диффузная идентичность. Чем выше самоценность, тем выше предрешенная идентичность и ниже – диффузная идентичность. Чем выше самопринятие, тем выше мораторий и достигнутая идентичность, ниже диффузная идентичность. Чем выше внутренняя конфликтность, тем ниже мораторий и достигнутая идентичность, выше диффузная идентичность. Чем выше самообвинение, тем ниже мораторий и достигнутая идентичность, выше диффузная идентичность.
Гипотеза исследования подтвердилась: существует взаимосвязь самоотношения старших школьников и типов их профессиональной идентичности.
1. Усова, Е. Б. Возрастная психология : учебно-методический комплекс /. Авт.-сост. Е. Б. Усова. – Минск : Изд-во МИУ, 2009. – 56 с.
2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 260 с.
3. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М. : Флинта, 2006. – 342 с.
4. Юнг, К. Структура психики и процесс индивидуации / К. Юнг. – М. : Наука, 1996. – 269 с.
5. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 433 с.
6. Семчук, Л.А. Возрастная психология : учебно-методический комплекс / Л.А. Семчук, А.И. Янчий. – Гродно : ГрГУ, 2006. – 226 с.
7. Ильичева, И.М. Формирование профессиональной направленности в ранней юности посредством формирования ценностно-смысловых ориентаций / И. М. Ильичева, И.В. Безкровная // Педагогическое образование и наука. – 2019. – № 3. – С. 49–54.
8. Певнева, А. Н. Ценностные и профессиональные ориентации старшеклассников / А. Н. Певнева, Е. М. Кунделева // Психологическое благополучие современного человека. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2018. – С. 67–74.
9. Мандель, Б. Р. Психология развития (детство, юность, молодость): история и проблематика / Б. Р. Мандель. – М. : Директ-Медиа, 2018. – 405 с.
10. Курбанова, Л. А. Связь перфекционизма и волевой саморегуляции в ранней юности / Л. А. Курбанова // Весенние психолого-педагогические чтения. – Астрахань, 2020. – С. 107–111.
11. Самсоненко, Л. С. Изучение жизненных планов у современных старшеклассников / Л. С. Самсоненко // Балканско научно обозрение. – 2019. – № 3. – С. 58–61.
12. Хухлаева, О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. – М. : Академия, 2008. – 160 с.
13. Арапова, П. И. Образ будущего и выбор жизненного пути в юношеском возрасте / П. И. Арапова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2015. – Вып. 1. – С. 122–129.
14. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.
15. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Академия, 2005. – 352 с.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М. : АСТ, 2019. – 532 с.
17. Шестакова, Ю.В. Психологические особенности эмоциональных состояний в юношеском возрасте / Ю.В. Шестакова // Студент и наука. – Магнитогорск, 2021. – С. 1344–1349.
18. Абульханова-Славская, К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности / К.А. Альбуханова-Славская // Проблемы психологии личности. - М. : Наука, 1982. – С. 92–102.
19. Булгаков, В. М. Влияние особенностей саморегуляции произвольной активности личности на профессиональное и личностное самоопределение студентов / В. М. Булгаков // Наука, образование, инновации. – Пенза, 2020. – С. 267–270.
20. Втюрина, Т. А. Стремление к самоактуализации и особенности Я-концепции в раннем юношеском возрасте / Т. А. Втюрина, Д. В. Грязева // Концепт. – 2020. – № 11. – С. 1–8.
21. Никанович, Е. В. Особенности самоотношения в ранней юности / Е.В. Никанович // Человек. Искусство. Вселенная. – 2020. – № 1. – С. 164–169.
22. Тихомандрицкая, О. А. Ценности и самоотношение на этапе юношеской социализации : автореф. дис. … канд. психол. наук / О. А. Тихомандрицкая. – Москва, 2000. – 29 с.
23. Рождественская, Н. А. Связь личностной и профессиональной идентичности у старшеклассников / Н. А. Рождественская, И. Л. Можаровский // Национальный психологический журнал. –2018. – № 1 (29). – С. 38–49.
24. Кузнецова, О. В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков / О. В. Кузнецова // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 3. – С. 5–15.
25. Гут, Ю. Н. Роль временной перспективы в процессе профессионального самоопределения и становления личности / Ю. Н. Гут // Вестник Вятского государственного университета. – 2019. – № 3. – С. 140–148.
26. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. – Тбилиси : Мецниереба, 1989. – 382 с.
27. Дрибан, Е. П. Подходы к определению самоотношения личности / Е. П. Дрибан // Развитие профессионализма. – 2016. – № 2 (2). – С. 149–150.
28. Роджерс К. Измерение отношений в «Я» II Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара : Издательский дом «БАХРАХ - М», 2000. – 672 с.
29. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс; пер. с англ.; под ред. В. Я. Пилиповского – М. : Прогресс, 2001. – 422 с.
30. Мясищев, В. Н. Личность и отношения человека / Психология отношений: под редакцией А.А. Бодалева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. – С. 381–394.
31. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова. – Москва : Наука, 1977. – 144 с.
32. Соколова, Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. – М. : Изд-во МГУ, 1989. – 210 с.
33. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М. : Издательство Московского Университета, 1983. – 284 с.
34. Колышко, A. M. Психология самоотношения: монография / А. М. Колышко. – Гродно : Изд-во Гродненского государственного университет имени Янки Купалы, 2004. – 102 с.
35. Пантелеев, С. Р. Самоотношение // Психология самосознания: Хрестоматия. – Самара : БАХРАХ-М, 2007. – С. 225–311.
36. Хватова, М. В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности / М. В. Хватова // Гаудеамус. – 2015. – № 2. – С. 9–17.
37. Кочеткова, Т. И. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов : автореф. дис. … канд. психол. наук / Т. И. Кочеткова. – Хабаровск, 2007. – 19 с.
38. Андреева, И. Г. Исследование особенностей самоотношения / И. Г. Андреева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – № 2. – С. 87–93.
39. Герасимов, П. Е. Теоретические аспекты проблемы «самоотношения» / П. Е. Герасимов // Известия Саратовского ун-та. – 2010. – № 1. – С. 90–95.
40. Ericson, E.H. Identity, youth and crisis. – L.: Faber Identity in adolescence // Abelson. J. (Ed.) / Handbook of abolescent psychology. – N.Y.: J. Wiltj, 1980.
41. Marcia, J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.). Handbook of adolescent psychology. – NY: JohnWiley, 1980.
42. Berzonsky, M. D. Cognitive Reasoning, Identity Components, and Identity Processing Styles, Identity / M. D. Berzonsky, D. R. Papini // International J. of Theory and Research. - 2015. - Vol. 15, № 1. - P. 74-88.
43. Waterman, A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review // Devel. Psychol. – 1982. – Vol. 18, № 3. – P. 341-358.
44. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессиональной идентичности / Ю. П. Поваренков // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 2. – С. 53–58.
45. Кон, И.С. В поисках себя : личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 335 с.
46. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность : концепция и реальность / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. – 2001. – № 4. – С. 60–65.
47. Мищенко, Т. В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза : автореф. дис. … канд. психол. наук / Т. В. Мищенко. – Ярославль, 2005. – 28 с.
48. Патырбаева, К. В. Идентичность : социально-психологические и социально-философские аспекты : коллективная монография / К. В. Патырбаева, В. В. Козлов, Е. Ю. Мазур. – Пермь, Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 2012. – 250 с.
49. Перинская, Н. А. Профессиональная идентичность / Н. А. Перинская // Знание. Понимание. Умение. – 2018. – № 2. – С. 209–211.
50. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность / Л. Б. Шнейдер. – М. : МОСУ, 2001. – 272 с.
51. Овникян, М. В. Профессиональная идентичность как психологическая проблема / М. В. Овникян // Научное отражение. – 2017. – № 1. – С. 22–24.
52. Пранов, В. А. Социально-психологические характеристики профессиональной идентичности / В. А. Пранов // Мир науки. – 2017. – Том 5, № 5. – С. 1–6.
53. Стрельникова, Ю. Ю. Исследование феномена профессиональной идентичности в различных направлениях психологической науки / Ю. Ю. Стрельникова // Вестник института : преступление, наказание, исправление. – 2019. – № 2. – С. 257–265.
54. Методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеев, В. В. Столин // Настольная книга практического психолога / Сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. – СПб. : Сова, 2008. – С. 141–157.
55. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (Дж. Марсия) // Психологические тесты для подростков / А. Г. Грецов, А. А. Азбель. – СПб., Питер, 2006. – С. 143–155.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика исследования самоотношения (Р.С. Пантелеев, В.В. Столин).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика изучения профессиональной идентичности Марсиа (адаптация А.А. Азбель и А.Г. Грецова).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты