Основные формы суицидального поведения у студентов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Основные формы суицидального поведения у студентов»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Основные формы суицидального поведения у студентов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичный эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ФОРМ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
1.1 Сущность и характеристики суицидального поведения в психологической литературе
1.2 Психологические особенности личностей студентов и подверженность их суицидальному поведению
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
2.3 Разработка направлений профилактики возникновения форм суицидального поведения у студентов
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день одной из наиболее острых социальных проблем проблема самоубийства среди молодых людей. Согласно статистическим данным ВОЗ, в третьем тысячелетии от суицида погибает больше людей, чем из-за всех войн и насильственных убийств вместе взятых. В большинстве высоко экономически развитых странах, самоубийство входит в первую десятку причин смерти. Проблема суицида особенно актуальна в подростковом и юношеском возрасте. Лишь за последние 15 лет число самоубийств среди лиц 14-24 лет увеличилось в 2 раза.
В юношеском возрасте желание лишить себя жизни может быть вызвано различными причинами и факторами. Деформации типологической структуры личности, деструктивные микро- и макросоциальные отношения являются важнейшими предпосылками, которые способствуют проявлению суицидального поведения в молодежной среде. Они активизирует психологические переживания, которые способны интегрироваться в нечто глобально-значимое и глубоко психотравмирующее.
Юноши и девушки сталкиваются с жизненными проблемами, но зачастую в силу своей неопытности в разрешении сложных ситуаций, они переживают. У подростков, не имеющих поддержки самых близких людей – родителей, возникнуть мысли о суициде. К нему могут привести негативные тенденции в форме деформации моральных устоев, напряженности социальных отношений, конфликтных отношений с родителями. Молодые люди именно в суициде видят решение сложившейся трудной ситуации.
Юноши и девушки в период студенчества в силу своих психологических особенностей наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. В этом возрасте еще ярко выражается впечатлительность и чувствительность, недостаточно развита стрессоустойчивость, которая выступает барьером для суицидального поведения. Потому изучение основных причин и психологических особенностей суицидального поведения в период студенческого возраста позволит определить уровень суицидального риска среди студентов.
Степень разработанности проблемы.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения среди студентов. Проблемами суицидального поведения молодых людей занимались отечественные психологи, педагоги, социологи: А.Г. Амбрумова, А.М. Волкова, Е.М. Вроно, Л.Я. Жезлова, Я.И. Гилинский, А.А. Колмаков, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко, В.А. Скачкова, В.А. Тихоненко.
Основу исследований суицидального поведения подростков заложили такие зарубежные ученые как Э. Дюркгейм, К. Меннингер, Н. Фарбероу, З. Фрейд, Э. Шнейдман.
Проблема исследования основных форм и причин суицидального поведения у студентов не теряет своей актуальности значимости, потому нуждается в дальнейшем изучении.
Объект исследования: суицидальное поведение у студентов.
Предмет исследования: основные формы суицидального поведения у студентов.
Цель исследования: проанализировать основные формы суицидального поведения у студентов.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи исследования:
– изучить сущность и характеристики суицидального поведения в психологической литературе;
– проанализировать психологические особенности личностей студентов и подверженность их суицидальному поведению;
– провести эмпирическое исследование форм суицидального поведения у студентов;
– разработка направлений профилактики возникновения форм суицидального поведения у студентов.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования, обобщение, систематизация); эмпирические (диагностика, анализ и интерпретация результатов исследования, обобщение, систематизация, количественная и качественная обработка данных).
Методики исследования:
1. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса.
2. Опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой.
3. Опросник определения уровня депрессии Т.И. Балашовой.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 студентов первого курса, среди которых 17 девушек и 13 юношей. Возраст испытуемых от 17 до 19 лет.
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ФОРМ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
1.1 Сущность и характеристики суицидального поведения в психологической литературе
В настоящее не существует единого определения понятия «суицид», как и общепринятой концепции, объясняющей природу суицидального поведения. В психологической литературе различают понятия суицида и суицидального поведения. Под суицидом понимается осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение же является более широким понятием, включающим кроме суицида, все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки и покушения на свою жизнь [9, с. 22].
При анализе суицидов, кроме мотива, необходимо различать следующие понятия. «Причина суицидального поведения – это все то, что вызывает и обусловливает суицид. Кроме основной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и др.). Повод суицидального поведения – в отличие от причины – это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Как правило, анализ поводов самоубийств не выявляет их причины. Условия – это совокупность явлений, которые хотя и не порождают конкретные действия, но выступают необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Анализ причин суицидов показывает повсеместную зависимость их от условий» [23, с. 254].
В современной психологии выделяются отдельные теоретические подходы к изучению суицидального поведения, среди которых можно назвать: психопатологический, психологический, социологический, клинико-психологический, социально-личностный подходы.
Психопатологическая концепция основана на положении о том, что самоубийцы являются душевнобольными людьми, а суицидальные действия являются проявлением острых или хронических психических расстройств. «Представители данной концепции психиатры Н.П. Бруханский, В.К. Хорошко, Л.А. Прозоров предпринимали попытки выделить самоубийства в отдельную нозологическую единицу (суицидомания), а саму проблему изучали медицинскими методами. В настоящее время психопатологическая концепция вызывает только исторический интерес, одно некоторыми исследователи поддерживается идея о том, что суицидальные действия являются формой проявления психических заболеваний» [4, с. 97].
Психологический подход основан на идеи о том, что в формировании суицидальных тенденций личности главная роль принадлежит психологическим факторам. «Основателем психоанализа З. Фрейдом самоубийство рассматривалось в качестве проявления инстинкта смерти, выражения агрессии, в частности, аутоагрессии. Сторонники психоаналитической концепции видят в суициде преобразованное (направленное на себя) убийство. Современные ученые, стоящие на психоаналитических позициях, не разделяют взгляды Фрейда на аутоагрессию. Однако отдают ведущее значение психологическим особенностям личности» [21, с. 375].
К. Меннингер придерживается идеи З.Фрейда: «человек в течение всей жизни ведет напряженную борьбу между инстинктами самосохранения и саморазрушения. В результате исследования глубинных мотивов самоубийства, автор выделил три составных части суицидального поведения: иметь желание убить, испытывать желание быть убитым, желание умереть» [18, с. 412].
По мнению К. Юнга: «у каждого человека отмечается бессознательное стремление к духовному перерождению, что может стать важнейшей причиной суицида. Человек не только желает уйти от невыносимых условий жизни, совершая самоубийств, он стремиться к метафорическому возвращению во чрево матери. Лишь после этого он превратится в ребенка, вновь рожденного, но уже в безопасности» [31, с. 129].
В индивидуальной психологии А. Адлера: «суицид рассматривается в качестве результата кризиса, возникающего в связи с поиском индивидом путей преодоления переживаемого им комплекса неполноценности. В результате индивид попадает в состояние стагнации и регрессии, что не позволяет ему приблизиться к реальности. Суицидальная попытка выступает как крайняя стадия регрессии личности» [2, с. 108].
Согласно К. Хорни: «суицид представляет собой результат особого сочетания внутренних характеристик личности и факторов окружающей среды, представленный у индивида чувством несоответствия социальным стандартам. По В. Франклу, суицид связан с потерей смысла жизни.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить формы суицидального поведения у студентов.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) на первом этапе проводился подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) на втором этапе проводилось исследование форм суицидального поведения у студентов;
3) на третьем этапе осуществлялась обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов.
База исследования:
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 студентов первого курса, среди которых 17 девушек и 13 юношей. Возраст испытуемых от 17 до 19 лет.
Методики исследования:
1. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса.
2. Опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой.
3. Опросник определения уровня депрессии Т.И. Балашовой.
Краткое описание методик диагностики:
1. Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус).
Методика предназначена для выявления копинг-механизмов, то есть способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности (копинг-стратегий). Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкман в 1988 году. Испытуемым предлагаются 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации, необходимо оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.
Методика включает в себя следующие шкалы:
– конфронтационный копинг;
– дистанцирование;
– самоконтроль;
– поиск социальной поддержки;
– принятие ответственности;
– бегство-избегание;
– планирование решения проблемы;
– положительная переоценка.
2. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой).
С помощью опросника можно выявить суицидальный риск, уровень сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Опросник предназначен для учащихся 8-11 классов. Опросник состоит из 29 вопросов.
Опросник включает в себя 9 шкал – факторов суицдального риска, среди которых: демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм, временная перспектива, антисуицидальный фактор. По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса. Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.
3. Опросник определения уровня депрессии (Т.И. Балашова).
Назначение методики: выявление уровня депрессии. Методика разработана для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
Критерии оценки уровня депрессии:
– количество баллов до 50 указывает на состояние без депрессии;
– количество баллов более 50 и менее 59 баллов свидетельствует о состоянии легкой депрессии ситуативного или невротического генеза;
– количество баллов от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия;
– истинное депрессивное состояние диагностируется более 70 баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суицидальное поведение представляет собой сложное многоплановое явление, феномен человеческого поведения, который представляет собой следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях неразрешенного микросоциального конфликта. Суицидальное поведение является аутодеструктивным набором действий, суицидальной активности, возникающим как результат личных трагедий, разногласий между личностью и социальной средой, уход от субъективно невыносимых переживаний. В качестве причин суицидального поведения можно назвать: социальные (социальная изоляция, нарушенные социальные связи с окружающими), психологические (неудовлетворенность значимых для личности потребностей, качества личности), социально-психологические причины (семейная ситуация, условия развития и воспитания, наличие социально-психологической дезадаптации). Основными мотивами суицидального поведения являются: протест, месть; стремление избежать угрозы; отказ или капитуляция; призыв о помощи.
Социальными факторами суицида в период студенчества являются: неблагоприятное воздействие средств массовой информации и современной литературы, вынужденная частая смена окружающей обстановки, подверженность влиянию асоциальных групп, вовлечению в деструктивные группы в социальных сетях, семейное неблагополучие, деструктивный характер детско-родительских отношений, трудности, связанные с учебной, исключение из высшего учебного заведения, несчастная любовь, употребление алкоголя и наркотиков. Психологическими особенностями личности в период студенчества, сказывающихся на склонности к суицидальному поведению являются: дезадаптация, связанная с нарушением социализации, при которой отмечается расхождение между уровнем притязаний юноши и реальным его положение в социуме; преобладание чувств безнадежности и беспомощности, когда любые проблемы выступают перед ними как непреодолимые; стремление к уединению и одиночеству. Риск возникновения суицидального поведения связан с такими личностными особенностями, как: впечатлительность, неадекватная самооценка, замкнутость, незрелость суждений, уход от неблагоприятных стрессогенных ситуаций, низкая толерантность к фрустрациям, внутренние конфликты.
Обобщая результаты эмпирического исследования форм суицидального поведения у студентов, можно сделать следующие выводы: студенты девушки в трудной жизненной ситуации предпочитают использовать преимущественно неконструктивные способы совладания, такие как: бегство-избегание, дистанцирование, принятие ответственности. При этом, студенты юноши склонны выбирать конструктивные способы совладания: планирование решения проблемы, самоконтроль, поиск социальной поддержки. Риск суицидального поведения у студентов девушек связан с такими факторами как социальный пессимизм, аффективность, несостоятельность. Риск суицидального поведения у студентов юношей связан с социальным пессимизмом. Анализируя полученные результаты по шкале «антисуицидальный фактор», можно говорить о том, что у студентов девушек антисуицидальные фактор выражен на низком уровне, у студентов юношей – на среднем уровнем. Таким образом, в результате исследования суицидального риска у студентов установлено, что наиболее выраженными факторами суицидального риска у студентов девушек являются: социальный пессимизм, аффективность и несостоятельность. У студентов юношей риск суицидального поведения повышается при отрицательной концепции окружающего мира. На достоверном уровне антисуицидальный фактор выше у студентов юношей, чем у студентов девушек. В результате исследования депрессии у студентов установлено, что у большей части студентов девушек выявлен повышенный уровень депрессии – у них отмечается субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Для этих студентов характерно состояние легко выраженной депрессии, характеризующееся пониженным настроением, пессимистической оценкой событий и снижением работоспособности; аффективные компоненты депрессии могут быть очень незначительными. У большинства студентов юношей выявлен низкий уровень депрессии, указывающий на отсутствие депрессивного состояния. Эти студенты характеризуются активностью, повышенным или нейтральным настроением, способностью получать удовольствие от любых видов деятельности, проявлять интерес к жизни. Уровень депрессии выше у студентов девушек, чем у студентов юношей. Полученные нами результаты исследования свидетельствуют о том, что студенты нуждаются в обучении приемам релаксации целенаправленного характера с целью оптимизации своего состояния.
1. Аблам, О. Э. Причины суицидального поведения молодежи / О. Э. Аблам // Научные труды РИВШ (г. Минск). – 2015. – № 15. – С. 3-9.
2. Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика / Л. А. Азарова. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
3. Аксенов, М. М. Психологическая помощь пациентам с невротическими расстройствами / М. М. Аксенов, А. А. Иванова, И. Я. Стоянова // Вестник ТГПУ. – 2013. –№ 1. – С. 23-28.
4. Амбрумова, А. Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А. Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91-102.
5. Аптер, А. Самоубийства и суицидальные попытки у молодежи. В кн.: Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств. Ред. Д. Вассерман. Пер. Е. Ройне. – М: Смысл, 2005. – С. 192-208.
6. Бутрим, Г. А. Профилактика юношеского суицида: пособие / Г. А. Бутрим, А. А. Колмаков, Н. П. Благенкова, А. А. Урбанович. – Минск : «Пачатковая школа», 2012. – 392 с.
7. Вертоградова, О. П. Депрессия как фактор соматизации и социальной дезадаптации / О. П. Вертоградова, Т. В. Довженко // Соц. и судеб. психиатрия: история и современность. – М.: МНИИ суд. и соц. психиатрии им. ВП. Сербского, 2016. – С. 104–106.
8. Визель, Т. Г. Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты / Т. Г. Визель, Л. В. Сенкевич, В.А. Янышева. – М. : ФПКМУ, 2007. – 425 с.
9. Войцех, В. Ф. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодежи / В. Ф. Войцех, Е. В. Гальцев // Социальная и клиническая психиатрия. – 2009. – № 2. – С. 17-25.
10. Группой максимального риска суицида в Беларуси являются мужчины старше 50 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mogilevnews.by/news/03-09-2020-13-31/66075.
11. Дормидонтов, Р. А. Социально-психологическая адаптация первокурсников к обучению в вузе / Р. А. Домидонтов // Гаудеамус. – 2017. – № 1. – С. 90-95.
12. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
13. Зотов, М. В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция / Зотов, Михаил Владимирович; М. В. Зотов. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 144 с.
14. Исаев, Д. С. Психология суицидального поведения: метод. рекомендации / Д. С. Исаев, К. В. Шерстнев. – Самара, 2005. – 120 с.
15. Калинина, Т. В. К проблеме суицида в юношеском возрасте / Т. В. Калинина, Д. А. Кудачкин // Молодой ученый. – 2014. – № 1. – С. 98-100.
16. Кибрик, Н. Д. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи: Методические рекомендации / Н. Д. Кибрик, В. М. Ковалев. – М.: Смысл, 1988. – 21 с.
17. Коркина, М. В. Психосоматические расстройства / М. В. Коркина. – М.: Медицина, 2015. – С. 501–502.
18. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.
19. Куркина, О. В. Интегративный подход к пониманию феноменологии суицидального поведения подростков. Опыт социально-психологического исследования проблемы суицида / О. В. Куркина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – № 8. – С. 168-172.
20. Литмен, Р. Зигмунд Фрейд о самоубийстве / Р. Литмен // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – № 1. – С. 84-90.
21. Мельникова, А. Ю. Влияние детско-родительских отношений на склонность к суициду в юношеском возрасте / А. Ю. Мельникова // Психология, образование : актуальные и приоритетные направления исследований. – Тверь, 2020. – С. 373-377.
22. Михайлов, Б. В. Проблема депрессий в общесоматической практике / Б. В. Михайлов // Международный медицинский журнал. – 2013. – № 3. – С. 22 – 27.
23. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб.: Речь, 2001. – 507 с.
24. Опросник суицидального риска модификация Т.Н. Разуваевой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/09.html.
25. Персидская, А. Е. Педагогическое предупреждение риска суицидального поведения подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Персидская, Александра Евгеньевна ; А. Е. Персидская ; науч. рук. И. С. Зимина; Урал. гос. пед. ун-т и др. – Чита : [б. и.], 2006. – 22 с.
26. Перфилов, Ю. А. Причины суицидального поведения в подростковом возрасте / Ю. А. Перфилов, Н. В. Юрковец // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. – № 1. – С. 279-280.
27. Руженков, В. А. Концепции суицидального поведения / В. А. Руженков, В. В. Руженкова, А. В. Боева // Суицидология. – 2012. – № 1. – С. 52-60.
28. Сергиенко, В. В. Одиночество как фактор суицидального риска в юношеском возрасте / В. В. Сергиенко, Е. Н. Ткач // Безопасность жизнедеятельности, физическая культура и спорт : современное состояние и перспективы. – Хабаровск, 2019. – С. 214-219.
29. Скачкова, В. А. Изучение психологической предрасположенности к суицидальному поведению учащихся старшего школьного возраста / В. А. Скачкова // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 12. – С. 11-17.
30. Смулевич, А. Б. Депрессия как общемедицинская проблема: вопросы клиники и терапии / А. Б. Смулевич // Психиатр. психофармакотер. – 2016. – № 3. – С. 12–18.
31. Созаев, К. Г. Социально-психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников в процессе обучения / К. Г. Созаев // Вектор науки ТГУ. – 2013. – № 1. – С. 128-132.
32. Старшенбаум, Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г. В. Старшенбаум. – М. : Когито-Центр, 2005. – 222 с.
33. Султанов, А. А. К вопросу о суицидальном поведении практически здоровых лиц молодого возраста / А. А. Султанов // Научные и организационные проблемы суицидологии : сб. науч. трудов. – М., 2003 – С. 95-99.
34. Тараненко, О. Н. Суицидальная настроенность молодежи как социально-психологическая проблема общества / О. Н. Тараненко, Я. А. Идрисова // Молодой ученый. – 2016. – № 6 (110). – С. 710-713.
35. Тетерина, Т. Л. Проблема суицида в юношеском возрасте / Т. Л. Тетерина // Школьный психолог. – 2007. – № 13. – С. 25-34.
36. Усова, Е. Б. Возрастная психология : учебно-методический комплекс /. Авт.-сост. Е. Б. Усова. – Минск : Изд-во МИУ, 2009. – 56 с.
37. Шатаева, Д. А. Проблема суицида в подростковом и юношеском возрасте / Д. А. Шатаева // Наука и молодежь : материалы научной конференции. – Грозный, 2018. – С. 630-633.
38. Шкала депрессии (адаптация Т.И.Балашовой) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vsetesti.ru/231/.
39. Шнейдман, Э. Душа самоубийцы / Пер. англ. – М. : Смысл, 2001. – 132 с.
40. Шолохова, Г. П. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности / Г. П. Шолохова, И. В. Чикова // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2014. – № 3(164). – С. 103-107.
41. Юфа, С. В. Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения: Информационный материал. / Сост. С. В. Юфа. – Мн.: БГУИР, 2015. – 32 с.
42. Lazarus, R.S. Psychological stress and the coping process / R.S. Lazarus. – New York: McGraw, 1966. – P. 258.
43. Maxwell, D. The Coping Strategies Index: Field Methods Manual / D. Maxwell, R. Caldwell. – 2 d Ed. – 2008. – P. 187.
44. Mental Health in Complex Emergencies / R.F. Mollica, B. Cardozo // The Lancet. – 2004. – Vol. 364. – P. 2058–2067.
45. Murphy, L. Coping vulnerability and residience in childhood – coping and adaptation / L. Murphy. – N.Y., 1974. – P. 343
46. Weber, H. Belastungsverarbeitung / H. Weber // Z. fur Klinische Psychologic. – 1992. – Bd. 21, H. 1. – P. 17–27.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичный эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты