Психологические аспекты профессионального развития личности будущих специалистов помогающего типа
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Психологические аспекты профессионального развития личности будущих специалистов помогающего типа»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Психологические аспекты профессионального развития личности будущих специалистов помогающего типа
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Психодиагностические методики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сравнительный анализ между доминирующим типом профессиональной мотивации социальных педагогов и психологов.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретическо-методологические подходы к проблеме профессионального развития личности специалистов помогающего типа
1.1 Сущность понятия «профессиональное развитие личности» в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Профессии помогающего типа: дефиниции и классификация
1.3 Особенности профессионального развития личности у специалистов помогающего типа
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального развития личности будущих специалистов помогающего типа
2.1 Организация исследования, характеристика выборки и психологического инструментария исследования
2.2 Результаты исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Профессиональное развитие личности является одной из серьёзных тем, которую рассматривает психология и педагогика в наше время. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье человека, выраженность у него определенных личностных черт определяется именно профессиональной деятельностью.
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье, радость и счастье. Однако в настоящее время в системе непрерывного образования отсутствует целенаправленная, систематическая профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости.
Профессиональное развитие стало ключевым элементом глобальной конкуренции. Человек не может «просто жить» и выполнять свою работу. Личность развивается в результате достижения жизненной цели, при этом работа и профессия занимают определяющее место.
Профессиональное развитие – это процесс, в результате которого человеку удается сохранить качество и уровень своих профессиональных навыков и умений в течение всей трудовой жизни. То есть, недостаточно стать профессионалом один раз. Чтобы оставаться профессионалом, необходимо постоянное профессиональное развитие личности. Профессиональное развитие должно быть не обязанностью или формальностью, а образом мышления, полезной привычкой. Профессиональное развитие человека можно также рассматривать как один из пунктов кодекса профессиональной этики.
Профессиональное развитие включает: развитие необходимых компетенций (систематическое подкрепление, усовершенствование и расширение спектра знаний); развитие личных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний и навыков, профессиональную самореализацию на протяжении всей жизни (применение себя –профессионала во благо развития жизни).
Профессиональное развитие требует от человека осознанного, направленного, активного обучения. Такое обучение отличается от всех остальных форм, поскольку оно не назначено сверху. Человек сам решает, в каком направлении ему необходимо развиваться, какими способами получать информацию, каким образом её осваивать.
Проблема профессионального развития личности рассматривалась в работах: Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульхановой-Славской, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Л.М. Митиной и др.
В связи с глубокими и быстро протекающими социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, демократизацией и гуманизацией общества, резко возросла значимость помогающих профессий. Поскольку в этих сферах социальной практики средством профессиональной деятельности выступает сама личность специалиста, требуется пристальное внимание к особенностям процесса их личностно-профессионального развития, к условиям, оказывающим на него влияние.
В последнее время понятие «помогающая профессия» встречается все чаще, обозначая весьма широкий круг специальностей. К спектру «помогающих» иногда относят не только профессии, связанные с медициной, психологией, преподаванием и социальной работой, но и такие, как полицейский, юрист, экскурсовод. Может сложиться впечатление, что помогающими называют практически все профессии типа «человек-человек». С другой стороны, в контексте помогающей деятельности часто говорится об особых явлениях, характерных только для определенных профессий, например, об эмоциональном выгорании. В этом случае помогающая профессия выступает как специфический вид деятельности, по самой своей сути отличающийся от всех остальных.
Специфика помогающих профессий заключается в достаточно большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов, требующих от специалиста значительного личного вклада в ежедневные профессиональные дела.
Цель исследования: изучить психологические аспекты профессионального развития личности будущих специалистов помогающего типа.
Объект исследования – профессиональное развитие личности.
Предмет исследования – психологические аспекты профессионального развития личности будущих специалистов помогающего типа.
Гипотеза: у будущих социальных педагогов и психологов имеются различия в аспектах профессионального развития личности, таких как: ведущий тип мотивации, уровень сформированности рефлексии, уровень способности к саморазвитию.
Глава 1. Теоретическо-методологические подходы к проблеме профессионального развития личности специалистов помогающего типа
1.1 Сущность понятия «профессиональное развитие личности» в психолого-педагогических исследованиях
Психологами установлено, что принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. Вместе с тем развитие личности в профессиональной деятельности происходит неоднозначно. С одной стороны, обеспечивается усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой стороны – изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе.
В результате человек и профессия создают внутренне напряженную развивающуюся систему, развитие которой может привести либо к прогрессу личности как субъекта деятельности, либо к ее регрессу. Поэтому вопросы профессионального развития личности, обеспечивающего позитивное «приращение» в психике человека, ее обогащение, представляют значительный интерес для психолого-педагогической теории и практики.
По мнению Н.В. Бордовской [9], в настоящее время в российской и зарубежной литературе нет единого, целостного понимания профессионального развития личности и личностного развития специалиста до уровня высокого профессионализма и мастерства.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил условно распределить психологические и педагогические исследования на две группы – личностного развития и профессионального развития специалиста с выходом на процессы интеграционного плана. При этом проблема профессионального развития и психологами, и педагогами рассматривается в контексте процессов профессионализации, профессиональной активности и профессионального становления.
По мнению А.А. Ангеловского [2], понятие «профессиональное развитие» может быт истолковано в широком и узком значении. В широком значении оно включено в понятие «профессионализация личности» и означает изменение психологических структур личности, связанное с усвоением человеком профессиональных знаний, умений, навыков, идеалов и ценностей, т.е. профессиональных норм, необходимых для осуществления личностью успешной профессиональной деятельности. В становления человека и означает становление и развитие профессионального узком значении понятие «профессиональное развитие» используется для акцентирования внимания на психологической составляющей процесса профессионального самосознания [2, с. 512].
В нашем исследовании мы придерживаться позиции, что профессиональное развитие является компонентом развития личности в целом, которое происходит в рамках определенной профессиональной деятельности и задается ее содержанием, требованиями, условиями освоения. Вслед за Н.В. Бордовской [9], под профессиональным развитием личности мы будем понимать процесс целостного развития личности как активного участника профессиональной деятельности, обусловленный социальной ситуацией, ведущей деятельностью и творческими возможностями самого индивида.
В. М. Клищевская предлагает определять профессиональное развитие как любое закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние содержания и структуры деятельности [23]. Такое определение дает возможность подойти к изучению психологических закономерностей развития человека-профессионала для определения места и роли сознательной смены профессии как к феномену профессионального развития в жизни человека. При этом показателями становления профессионала могут выступать изменения компонентов в психологической структуре деятельности.
К. К. Платонов определяет профессиональное развитие личности как:
1. Процесс развития субъекта профессионального труда и становления профессионального самоопределения;
2. Результат профессионально-технического образования [42, с. 59].
Позиция Л. М. Митиной заключается в том, что профессиональное развитие неотделимо от личностного: в основе и того, и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности – творческой самореализации [35, с. 51].
При этом профессиональное развитие предполагает не только потребность индивида в профессиональной деятельности, но и ориентацию личности на профессиональный рост, так как было установлено, что в профессиональном развитии человека природное и общественное, биологическое и социальное выступают как предпосылки, из которых человек сам строит свою жизнь в профессии. В связи с этим исследователи важную роль отводят активности самого человека в этом процессе [9, с. 31].
Исходя из сказанного, в нашем исследовании вслед за Л.М. Митиной под профессиональным развитием мы будем понимать рост, становление, интеграцию и реализацию в труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений учителя, в котором происходит активное качественное преобразование специалистом своего внутреннего мира, приводящее к его творческой самореализации в профессии [34, с. 23].
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального развития личности будущих специалистов помогающего типа
2.1 Организация исследования, характеристика выборки и психологического инструментария исследования
Цель: изучить психологические аспекты профессионального развития личности будущих специалистов помогающего типа.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 50 будущих специалистов помогающего типа: 25 социальных педагогов и 25 психологов.
Гипотеза: у будущих социальных педагогов и психологов имеются различия в аспектах профессионального развития личности, таких как: ведущий тип мотивации, уровень сформированности рефлексии, уровень способности к саморазвитию.
Задачи исследования:
1. Подбор психодиагностического инструментария для выявления аспектов профессионального развития личности будущих социальных педагогов и психологов.
2. Определить ведущий тип мотивации при выборе профессии будущих социальных педагогов и психологов.
3. Определить уровень сформированности рефлексии будущих социальных педагогов и психологов.
4. Определить уровень способности к саморазвитию будущих социальных педагогов и психологов.
5. Провести сравнительный анализ выявленных аспектов профессионального развития личности будущих социальных педагогов и психологов.
Эмпирическое исследование состояло из следующих этапов:
I этап: определение плана исследования, подбор методик, адекватных целям и задачам исследования, формирование выборки.
II этап: сбор эмпирических данных.
III этап: интерпретация и анализ полученных результатов, осмысление выявленных тенденций и закономерностей; обобщение результатов исследования.
Методы эмпирического исследования:
1. Тестирование.
2. Методы количественного и качественного анализа.
3. Методы математико-статистической обработки данных.
Психодиагностические методики (Приложение А):
1. Методика «Мотивы выбора профессии» (автор Е.В. Овчарова) [40].
2. Методика диагностики сформированности рефлексии (автор Е.Е. Рукавишникова) [4].
3. Анкета «Самодиагностика способности к саморазвитию» (автор В.И. Зверева) [28]
Рассмотрим методики подробнее.
1. Методика «Мотивы выбора профессии» (автор Е.В. Овчарова) [40]. Данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы). Инструкция: «ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии». Методика позволяет определить внутренние индивидуально значимые мотивы, внутренние социально значимые мотивы, внешние положительные мотивы, внешние отрицательные мотивы.
2. Методика диагностики сформированности рефлексии (автор Е.Е. Рукавишникова). Цель методики – определение уровня сформированности рефлексии. Методика имеет структуру личностного опросника, состоит из 34 вопросов, на которые требуется дать ответ да или нет. По сумме баллов делается вывод об уровне сформированности рефлексии: 0 - 11 баллов – низкий уровень развития рефлексии социальных педагогов; 12 - 22 балла – средний уровень рефлексии; 23 - 34 балла – высокий уровень рефлексии [4].
3. Анкета «Самодиагностика способности к саморазвитию» (автор – В.И. Зверева) [28], направлена на определение того, на каком уровне находится саморазвитие социального педагога, какие усилия специалист прилагает для улучшения качества своего труда, стремится ли педагог рефлексировать свою деятельность, анализирует ли социальный педагог свой опыт. Анализ позволяет определить готовность социального педагога к профессиональному совершенствованию, отражает устойчивый интерес к инновационной деятельности, потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что профессиональное развитие педагога представляет собой рост, становление, интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений учителя путем активного качественного преобразования педагогом своего внутреннего мира, приводящего к творческой самореализации в профессии. К основным этапам профессионального развития педагога относятся адаптация, зрелость, самореализация и стагнация. Значительные трудности в процессе профессионального развития испытывают начинающие учителя, только приступившие к профессиональной деятельности в учреждении среднего образования. Возможности педагогического обеспечения их профессионального развития мы рассматриваем в следующем параграфе данной главы нашей курсовой работы.
Помогающие профессии – это профессии, которые в процессе деятельности основываются на общении типа «человек-человек». Эти профессии предполагают помогающее поведение и помогающую деятельность. Специфика помогающих профессий состоит в особенностях условий, средств, предмета и продукта профессиональной деятельности. Специфика помогающих или коммуникативных профессий заключается также в достаточно большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов, требующих от специалиста значительного личного вклада в ежедневные профессиональные дела. Профессии, ориентированные на работу с людьми, отличаются тем, что в них важное значение имеют такие особенности как получение от этих людей обратной связи, которое может проявляться в благодарности, признании, проявлении уважения; высокая ответственность за результаты общения; определенная зависимость от партнеров общения; необходимость понимания их индивидуальных особенностей и притязаний, частные притязания на неформальные отношения при решении их проблем; напряженные или конфликтные ситуации общения, которые обусловлены недоверием, несогласием и проявляются в различных формах отказа от дальнейшего общения.
Выделяют общие личностно-психологические особенности учащихся, осваивающих помогающие профессии: социальная совместимость, ориентация на процесс профессиональной деятельности, преобладание альтруизма над эгоизмом; доминирующие ценности – здоровье, уверенность в себе, свобода и материально обеспеченная жизнь; большинство студентов имеют представление о специфике своей специальности на первом курсе обучения, а важнейшими качествами «идеального» специалиста помогающей профессии являются профессионализм, необходимо отметить, что средства профессиональной деятельности в этих профессиях являются личность специалиста. Представители социономических профессий имеют определенные личностные и психологические особенности, к примеру: наблюдательность, эмоциональную стабильность, эмпатию, передовые коммуникативные навыки; организаторские навыки и быструю переключаемость внимания. Деятельность представителя «помогающих» профессий направлена на достижение следующих социальных идеалов: высокое качество жизни, благосостояние, здоровье, образование, личностное развитие и т.д. К профессиональным качествам относятся: рефлексия, эмпатия, эмоциональная стабильность, внимательность, наблюдательность; скорость принятия решений; коммуникативные и организаторские навыки.
Целью работы было изучить психологические аспекты профессионального развития личности будущих специалистов помогающего типа. Для достижения цели нами были использованы следующие методики: методика «Мотивы выбора профессии» (автор Е.В. Овчарова), методика диагностики сформированности рефлексии (автор Е.Е. Рукавишникова), анкета «Самодиагностика способности к саморазвитию» (автор В.И. Зверева).
В результате обработки данных методики «Мотивы выбора профессии» (Е.В. Овчарова) был определен ведущий тип мотивации при выборе профессии. Результаты распределились следующим образом: для социальных педагогов доминирующими являются внутренние индивидуально-значимые мотивы профессиональной деятельности, а для психологов – внутренние социально-значимые мотивы профессиональной деятельности. Полученные данные демонстрируют достаточно высокий уровень внутренней мотивации профессиональной деятельности социальных педагогов и психологов, что может позитивно сказываться на эффективности работы и выполнении служебных обязанностей. По данным Е.В. Овчаровой преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.
Использование критерия U-Манна-Уитни позволило установить, что существуют различия между типами профессиональной мотивации социальных педагогов и психологов. Установлено, что у психологов достоверно выше показатели внешних положительных мотивов, чем у социальных педагогов. Это говорит о том, что для психологов более важно отношение к материальному стимулированию, возможности продвижения по службе, одобрением коллектива, престижем, чем для социальных педагогов.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2008. – 287 с.
2. Ангеловский, А.А. Профессиональное развитие личности: психолого-педагогические и социально-философские факторы становления профессионала / А.А. Ангеловский // Известия Самарского научного центра РАО. – 2018. – Т. 13. – № 2 (3). – С. 512–521.
3. Баранов, А.А. Помогающие профессии. / А.А. Баранов. – М.: АСТ, 2012. – 248 с.
4. Батура, И. Н. Теория и практика социальной педагогики : практикум / И. Н. Батура. – Могилёв : МГУ, 2011. – 136 с.
5. Бодров, В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс / В. А. Бодров // Психологический журнал. – 2015. – №2. – 63-69 с.
6. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. / В.А. Бодров. – М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2016. – 328 с.
7. Бойкова, О.А. Особенности эмоционального выгорания педагогов общеобразовательного учреждения / О.А. Бойкова, Т.И. Кувшинова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 5–9.
8. Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография / В.В. Болучевская. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.
9. Бордовская, Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема / Н.В. Бордовская // Известия РГПУ. – 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-lichnostnoe-razvitie-buduschego-spetsialista-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema.
10. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания // Вопросы психологии. – М.: Академия, 2015. – С. 96–103.
11. Вакушенко, Т.Д. Теория и практика социальной педагогики. Введение в профессию : метод. рекомендации / Т. Д. Вакушенко. – Витебск : Витеб. гос. ун-т, 2016. – 54 с.
12. Галкина Т. Э. Персонифицированный подход в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Галкина Т. Э. – Москва, 2012. – 120 c.
13. Голованова, И.И. Саморазвитие и планирование карьеры: учеб.пособие / И.И. Голованова. – Казань: Казан. ун–т, 2013. – 196 с
14. Жуковская, В.И. Психологические основы выбора профессии. / В.И. Жуковская. – Минск: Народная асвета, 2018. – 358 с.
15. Зарецкий, А. Д. Менеджмент социальной работы / А.Д. Зарецкий. – Москва: Огни, 2017. – 192 c.
16. Захарчук Л. М. Профессионально-личностное развитие специалиста по социальной работе в условиях университетского комплекса: Дис. … канд. пед. наук. / Л.М. Захарчук. – М.: РГСУ, 2006. – 96 c.
17. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический Проект, 2013. – 336 с.
18. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для вузов по напр. / Э.Ф. Зеер. – М.: Академия, 2007. – 239 с.
19. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2014. – 139 с.
20. Киселёва Т.В. Профессиональное становление педагога в инновационной образовательной среде общеобразовательной школы : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ленингр. гос. обл. ун-т им. А. С. Пушкина. – Санкт-Петербург, 2002. – 22 с.
21. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. / Е.А. Климов. – М.: Просвещение, 2011. – 214 с.
22. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. / Е.А. Климов. – Москва: Академия, 2004. – 328 с.
23. Клищевская М. В. Смена профессии как феномен профессионального развития: Дис. … кандидата психол. наук: 19.00.03. / М. В. Клищевская. – Москва, 2001. – 148 с
24. Мамардашвили М. Философские чтения. / М. Мамардашвили. – Санкт-Петербург Издательство "Азбука-классика". – 2002. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://modernlib.ru/books/ mamardashvili_merab/filosofskie_chteniya/read_46/.
25. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / В.Г. Маралов.– М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
26. Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А.К. Маркова // Педагогика. – 2005. – № 6. – С. 55–63.
27. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Академия, 2003. – 230 с.
28. Мартынова, В. В. Социальная педагогика : пособие для студентов учреждений высш. образования, обучающихся по спец. 1-03 04-01 Социальная педагогика / В. В. Мартынова. – 1-е изд., доп. и испр. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2019. – 168 с.
29. Милакова, В.В. Зарубежные подходы к проблеме профессионального развития / В.В. Милакова // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины: материалы 64-ой открытой итоговой научной конференции молодых ученых и студентов ВолГМУ. – Волгоград, 2006. – С.228-229.
30. Милакова, В.В. Профессионально-личностное становление будущего специалиста помогающей профессии как психолого-акмеологическая проблема / В.В. Милакова // Актуальные проблемы прикладной психологии: материалы конференции. – Калуга: ИП Кошелев (Издательство «Эйдос»), 2006. – 366 с.
31. Милакова, В.В. Психологические аспекты профессиональной подготовки специалистов помогающих профессий / В.В. Милакова // Образовательная и молодежная политика в России: проблемы и перспективы: сб. докл. междунар. науч.-практ. конф. / Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т., фак-т гос. и муниципал. Управления, ИЗОП. – Новосибирск, 2006. – 177 с.
32. Милакова, В.В. Профессиональная подготовка специалистов помогающих профессий / В.В. Милакова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Ресурсы социальной работы в XXI веке». – Казань: КГМУ, 2006. – С. 129-131.
33. Милакова, В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13 / В.В. Милакова. – Астрахань: АГУ, 2007. – 234 с.
34. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Л.М. Митина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 289 с.
35. Митина, Л.М. Психология личностно-профессионального развития учителя: стратегии, ресурсы, риски / Л.М. Митина – М.: Издательство «Академия», 2018. – 455 с.
36. Морозов, В. В. Воспитательная педагогика А. С. Макаренко – новая мотивация / В. В. Морозов // Социальная педагогика. – 2015. – № 5. – c. 61-66.
37. Никитина, Н. И. Профессиональное самовоспитание будущих социальных педагогов в системе непрерывного образования: Дис. … д-ра пед. наук / Н. И. Никитина. – М.: ИОО МО РФ, 2014. – 88 c.
38. Никитина, Н. И. Теория и практика квалитативного управления непрерывным многоуровневым профобразованием специалистов социономического профиля / Н.И. Никитина. – М., 2014. – 96 с.
39. Никитина, Н. И. Профессионально-личностное развитие специалистов социономического профиля в системе «колледж – вуз – постдипломное образование» / Н. И. Никитина, Л. М. Захарчук, В. М. Гребенникова // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – Вып. 4 – с. 16-28.
40. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.
41. Панова, Н.В. Профессиональное развитие личности педагога / Н.В. Панова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2012. – №2 (117). – С. 101–106.
42. Платонов, К.К. Структура и развитие личности: психология личности / К.К. Платонов, А.Д. Глоточкин. – Москва : Наука, 2006. – 256 с.
43. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.
44. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.М. Исениной. – М.: Прогресс, 2004. – 465 с.
45. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – СПб., 2004. – 224 с.
46. Семёнова, Н. С. Профессиональная подготовка социальных педагогов в вузах Республики Беларусь / Н. С. Семенова // Веснiк ВДУ. – 2017. – № 6. – С.46-50.
47. Фонарев А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации / А.Р. Фонарев // Вопросы психологии. – 2004. – №17. – c. 124–136
48. Хамидулина, Н.А. Профессиональная адаптация молодых учителей в современных социально–экономических условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / / Н.А. Хамидулина; Кемеровский гос. ун-т. – Кемерово, 2000. – 20 с.
49. Щербаков, В. А. Аксиологические аспекты в профессиональном становлении социальных педагогов / В А Щербаков // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования материалы V Всерос науч -практ конф в 6 ч. – Челябинск: Образование, 2016. – С 68-72.
50. Щербаков, В. А. Педагогические условия формирования ценностных ориентации будущего социального педагога в вузе / В. А. Щербаков // Вестник ун-та «Государственный университет управления». – 2017. – №12. – С 118-119.
51. Эннс, Е.А. Психологическая характеристика помогающих профессий / Е.А. Эннс // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. г. Пермь, июнь 2012 г. – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 92–93.
52. Maslach, C. Maslach burnout inventory: manual / C. Maslach, S.E. Jackson; with a special supplement «Burnout in education» by R. L. Schwab. – 2nd ed. – Palo Alto, Calif.: Consulting Psychologists Press, 2006. – 34 p.
53. Super, D.E The psychology of career [Текст] / D.E. Super. – N.Y.: Harper&Brothers, 2007. – 400 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Психодиагностические методики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сравнительный анализ между доминирующим типом профессиональной мотивации социальных педагогов и психологов.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты