Связь уровня конфликтности и эмоционального выгорания у работников в сфере продаж
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Связь уровня конфликтности и эмоционального выгорания у работников в сфере продаж»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Связь уровня конфликтности и эмоционального выгорания у работников в сфере продаж
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Тест определения стратегии поведения в конфликте.
Приложение 2 Эмпирические данные по методике исследования стилей поведения в конфликтной ситуации (К.Томас).
Поделиться
Введение
1. Теоретические основы исследования связи уровня конфликтности и эмоционального выгорания у работников в сфере продаж
1.1. Понятие конфликта в психолого-педагогической литературе
1.2. Современные исследования синдрома эмоционального выгорания в работах отечественных и зарубежных психологов
1.3. Психологическая характеристика работников в сфере продаж
1.4. Влияние уровня конфликтности на эмоциональное выгорание у работников в сфере продаж
2. Эмпирическое исследование связи уровня конфликтности и эмоционального выгорания у работников в сфере продаж
2.1. Программа эмпирического исследования связи уровня конфликтности и эмоционального выгорания у работников в сфере продаж
2.2. Результаты эмпирического исследования связи уровня конфликтности и эмоционального выгорания у работников в сфере продаж
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Актуальность проблемы исследования. Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области психологии, педагогики, теории социальной работы», социологии, и касается изучения связи уровня конфликтности и эмоционального выгорания у работников в сфере продаж.
Одним из факторов, которые влияют на психическое здоровье работников, является эмоциональное выгорание.
Проблема эмоционального выгорания личности очень важна для «помогающих» профессий «человек-человек». В таких профессиях отрицательные признаки профессиональной деформации личности встречаются намного чаще. Среди них есть и общие признаки для всех профессий: деформация механизмов социального восприятия; появление профессиональных фильтров восприятия окружающих людей не как уникальных личностей и индивидуальностей, а только как фигур специфических, чисто профессиональных отношений. Последствия эмоционального выгорания могут быть продемонстрированы как при психосоматических расстройствах, так и при чисто психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) личностных изменениях.
Интерес ученых и практиков к эмоциональному выгоранию вызван тем, что в наше время значительно увеличилось число работников в сфере продаж, которые ощущают себя физически и эмоционально уставшими, обессиленными, измотанными, что не лучшим образом влияет на продуктивность работы.
На эмоциональное состояние работников в сфере продаж во многом влияет характер их отношений с клиентами. Клиенты обычно отдают предпочтение следующим проявлениям: уважительность, внимательность по отношению к пациентам, любовь к профессии, доброта, вежливость, душевность
Напряженный ритм деятельности работников в сфере продаж, интенсивность их труда часто ведут к повышенному напряжению нервной системы. При неспособности работника преодолевать стресс, обретать психологическое равновесие это нередко способствует развитию синдрома «выгорания», при котором наблюдаются такие осложнения взаимоотношений с другими людьми, как излишняя конфликтность и стрессонеустойчивость. В деятельности работников в сфере продаж конфликтные ситуации могут возникать по всему спектру профессионального общения – это могут быть конфликты между: покупателями и продавцами; между продавцами; руководителем и подчиненным.
Вопросу эмоционального выгорания и факторам, обусловливающих его возникновение посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К. Маслач, Б. Перлман, Х.Д. Фрейденберг, М. Лейтер, Е. Хартман, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.П. Ильин, А.А. Рукавишнков, Е.Л. Старченкова, Т.В. Форманюк.
Среди белорусских авторов, занимающихся изучением эмоционального выгорания можно назвать Е.В. Гапанович-Кайдалову, Д.А. Пархоменко, А. Г. Давыдовского и др.
Можно отметить, что в настоящее время большое количество работ посвящено изучению эмоционального выгорания, однако работ, направленных на изучение связи уровня конфликтности и эмоционального выгорания у работников в сфере продаж, недостаточно.
Объект исследования – эмоциональное выгорание у работников в сфере продаж.
Предмет исследования – связь уровня конфликтности и эмоционального выгорания у работников в сфере продаж.
Цель исследования – выявить связь уровня конфликтности и эмоционального выгорания у работников в сфере продаж.
1. Теоретические основы исследования связи уровня конфликтности и эмоционального выгорания у работников в сфере продаж
1.1. Понятие конфликта в психолого-педагогической литературе
Незаменимым компонентом социального и психологического микроклимата являются ситуации возникновения конфликтов. В психологии современных авторов не имеется общепринятой формулировки понятия конфликта. Отечественные авторы анализируют сущность понятия конфликт с токи зрения трех подходов: личностный, ситуативный, онтологический подходы.
Понятие «конфликт» (от лат. conflictus – столкновение, столкнувшийся) в психологии используют различные школы, что придает особую направленность при анализе этого феномена. Рассматривая первые концепции конфликт, можно выделить психоаналитический (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон) и социально-психологический (Р. Дарендорф, К. Левин, Д. Креч, К. Томас, Р. Киллмен и др.) подходы. Психоаналитики уделяли большое внимание внутриличностному конфликту, а представители социально-психологической школы – межличностным конфликтам.
Психодинамическая концепция конфликта (З. Фрейд и его последователи) даёт интрапсихическую интерпретацию конфликта, в основе которой лежит динамическое расщепление личности где «Я» хочет освободиться от «Оно» и одновременно сгладить конфликт между «Оно» и реальностью, чтобы не попасть под осуждение «Супер-Я».
С точки зрения личностного подхода автор О.П. Маслова дает следующее определение конфликта. Конфликт — это столкновение нескольких сторон или позиций, во время которого одна из этих сторон понимает действия противоположной стороны, как некоторую себе личностную угрозу [40, с. 67]. О.А. Колобов под конфликтом понимает качество процесса взаимодействия между сторонами личности, которое предполагает столкновение сторон с целью достижения собственного интереса или мотива [32, с. 201].
Согласно онтологическому подходу, в котором личность человека исследуется как некоторый объект, который создает социальное настоящее. Проводится анализ взаимосвязи возникновения конфликта и стиля или стратегии поведения личности в данной конфликтной ситуации. Исследованием конфликта и поведения личности в конфликтной ситуации в данном направлении занимались такие авторы, как Н.В. Гришина, Н.А. Лобан и т.д. [35, с. 66].
Согласно И.В. Григорьевой под конфликтным поведением принято понимать некоторое наружное деятельное положение объекта, которое направлено на предмет возникновения конфликтной ситуации и возникает или исчезает под воздействием противостояния между протестующими сторонами этой конфликтной ситуации. В случае возникновения конфликта или конфликтной ситуации личность имеет цель отстоять свою точку зрения и ликвидировать активность противодействующей стороны. Внешними проявлениями поведения личности в конфликтной ситуации является выбор определенной стратегии поведения [18, с. 65].
В работах Н.Е. Богдановой конфликт рассматривается как явление, проходящее через ряд следующих стадий:
– скрытый конфликт, который появляется по причине возникновения разных позиций или мнений двух или более конфликтующих личностей;
– стадия начала возникновения конфликта, которая характеризуется некоторой ситуацией возникновения конфликта, которая предопределяет ход действий личности, вступающей в конфликт;
– стадия уравновешивания положения, возникающего между конфликтующими личностями. На данной стадии, конфликтующая сторона оказывает воздействие на своего противника;
– стадия баланса противодействующих сил, это стадия прихода к некоторому общему соглашению, возникновения компромисса, выхода из конфликтной ситуации [8, с. 190].
2. Эмпирическое исследование связи уровня конфликтности и эмоционального выгорания у работников в сфере продаж
2.1. Программа эмпирического исследования связи уровня конфликтности и эмоционального выгорания у работников в сфере продаж
С целью исследования связи уровня конфликтности и эмоционального выгорания у работников в сфере продаж было проведено эмпирическое исследование.
В исследовании приняли участие 80 сотрудников сферы продаж в возрасте 25-48 лет (30 мужчин и 50 женщин; в связи с преобладающим количеством женщин в выборке исследования гендерный анализ результатов не проводился). 42 сотрудника организации имеют высшее образование, 38 сотрудников организации имеют среднее специальное образование. Стаж работы испытуемых от 2 до 15 лет в данной организации.
Опишем диагностический инструментарий, применяемый в ходе исследования связи уровня конфликтности и эмоционального выгорания у работников в сфере продаж.
1. Тест исследования стилей поведения в конфликтной ситуации (К. Томас).
Цель: изучение предрасположенности к конфликтному поведению, выявление определенных стилей разрешения конфликтной ситуации.
Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
Инструкция к тесту Томаса «Поведение в конфликтной ситуации»: Вам будет предложено 30 пар вариантов различного поведения в конфликте. В каждой из пар необходимо выбрать одну наиболее близкую Вам. Правильных или ошибочных ответов нет, старайтесь отвечать вдумчиво и правдиво, т.к. только от этого зависит достоверность результата теста.
Время прохождения теста: 5 – 10 минут
Количество вопросов: 30
Результат теста: станет доступен сразу после ответа на все вопросы в виде интерпретации, описания используемых шкал и их значений (приложение 1).
2. Методика на выявление конфликтности (С. Емельянов).
Цель: Определение уровня конфликтности.
Инструкция к тесту С. Емельянова: Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для оценки 10 пар утверждений. Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки, отмечая кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое качество проявляется всегда, 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.
Процедура обработки и интерпретации данных. На каждой строке соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра четыре) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов.
Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов – на высокую; 50 баллов – на выраженную конфликтность. Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций (приложение 1).
3. Методика диагностики эмоционального выгорания (В.В. Бойко).
Назначение методики: выявление стадий и симптомов эмоционального выгорания. Методика разработана В.В. Бойко в 1996 году, методологической основой которой является теория развития и протекания стресса Г. Селье. Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».
Заключение
Конфликт – некоторое качество процесса взаимодействия между личностями, которое находит свое отражение в процессе противостояния сторон для достижения своей собственной цели. Конфликтное поведение – это наружная активная позиция личности, которая направлена на объект конфликтной ситуации и которая сохраняет имеющееся противоречие между конфликтующими сторонами. В психологии выделяется несколько стратегий поведения в конфликтной ситуации. Выбор определенной стратегии поведения осуществляется индивидом в зависимости от личных особенностей и согласно своим собственным позициям и установкам.
Существуют различные подходы к объяснению феномена эмоционального выгорания и определения этого феномена. Понятие эмоционального выгорания используется для характеристики психологического состояния специалистов, профессиональная деятельность которых связана с интенсивным и тесным общением с людьми. В психологических исследованиях эмоциональное выгорание принято относить к числу феноменов личностной деформации, который представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Эмоциональное выгорание развивается поэтапно и каждому этапу соответствуют определенные признаки, которые вызываются определенными факторами.
Работники в сфере продаж должны обладать набором психологических характеристик, которые могут частично определять его эффективность или неэффективность как субъекта профессиональной деятельности, помимо опыта работы, стажа, знаний и навыков.
Можно наблюдать определенную взаимосвязь уровня конфликтности специалистов по продажам и уровня проявления симптомов эмоционального выгорания. Деперсонализация – одно из проявлений эмоционального выгорания. Она возникает на фоне безразличного или негативного отношения к людям, с которыми человеку приходится сталкиваться в процессе трудовой деятельности. Общение с ними становится формальным, а затем начинает вызывать раздражение. Сначала это раздражение не проявляется внешне, однако по мере накопления человеку становится трудно сдерживать это чувство. Это приводит к бурной вспышке, которая часто порождает межличностные конфликты.
С целью исследования связи уровня конфликтности и эмоционального выгорания у работников в сфере продаж было проведено эмпирическое исследование.
В исследовании приняли участие 80 сотрудников сферы продаж в возрасте 25-48 лет (30 мужчин и 50 женщин; в связи с преобладающим количеством женщин в выборке исследования гендерный анализ результатов не проводился). 42 сотрудника организации имеют высшее образование, 38 сотрудников организации имеют среднее специальное образование. Стаж работы испытуемых от 2 до 15 лет в данной организации.
Для исследования связи уровня конфликтности и эмоционального выгорания у работников в сфере продаж были использованы следующие методики: тест исследования стилей поведения в конфликтной ситуации (К. Томас), методика на выявление конфликтности (С. Емельянов), методика диагностики эмоционального выгорания (В.В. Бойко).
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Доминирующими типами поведения у работников в сфере продаж является «соревнование (конкуренция)» (6,44) и «компромисс» (5,27). Менее применяемыми типами поведения можно считать следующие: тип «приспособление (уступчивость)» (4,59), тип «сотрудничество» (4,28) и тип «избегание» (4,24).
1. Антиперович, Е. Г. Основные подходы к исследованию синдрома эмоционального выгорания / Е. Н. Антиперович // Управление устойчивым развитием предприятий: сб. научн. статей / Под ред. Т. М. Сигитова. – 2016. – С. 4-6.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология. Теория и практика /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2019. – 503 с.
3. Апина О., Моисеенко Н. Рисуем идеальный профиль должности / О. Апина, Н. Моисеенко // Журнал «Справочник по управлению персоналом» №11, 2009. [Электронный ресурс]. Портал для менеджеров по персоналу. Режим доступа: http://www.pro-personal.ru/journal/316/8411.
4. Бабаев Т.М. Общительность как базовое свойство личности в коммерческой деятельности (на примере профессии продавца): Автореф. дис. канд. психол. наук / Т. М. Бабаев. Москва. – 2005. – 25 с.
5. Бабанов, С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания / С. А. Бабанов // Трудный пациент. – 2009. – № 1. – С. 42-46.
6. Белоусова, А. Б. Гендерные особенности участников вертикальных межличностных конфликтов в современной организации / А. Б. Белоусова, А. В. Хавронина // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – № 2. – С. 157-163.
7. Бердяева, И. А. синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей / И. А. Бердяева, Л. Н. Войт // Дальневосточный медицинский журнал. – 2012. – № 2. – С. 117-120.
8. Богданова, Е. Н. Психология личности в конфликте / Е. Н. Богданова, В. Г. Зазыкина. – СПб. : Питер, 2004. – 224 с.
9. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности / В. А. Бодров. Москва: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
10. Боева, А. В. синдром эмоционального выгорания у врачей-психиатров / А. В. Боева, У. С. Москвитина // Научные ведомости Белгородского гос. университета. – 2013. – Т. 22, № 11. – С. 6-12.
11. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 2006. – 469 с.
12. Болотникова, О. П. О синдроме эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций / О. П. Болотникова, А. С. Порох // Научное отражение. – 2016. – № 1. – С. 5-7.
13. Брыжинский, А. А. Общие задачи совершенствования негосударственного регулирования конфликтов в Российской Федерации / А. А. Брыжинский, Т. В. Худойкина // Вестник Мордовского университета. – 2019. – № 1. – С. 181 – 186.
14. Вершинин, А. В. Проблемы классификации конфликтов в учебной литературе конфликтологии / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2017. – № 17. – С.84-86.
15. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2009. – 433 с.
16. Гапанович-Кайдалова, Е. В. Исследование эмоционального выгорания у слушателей ИПК и ПК специальности «Практическая психология» / Е.В. Гапанович-Кайдалова // Современный психолог: вызовы, миссия, призвание: сб. науч. статей. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 61-69.
17. Гордиенко, Н. Н. Психологические особенности и пути преодоления межличностных конфликтов работников / Н. Н. Гордиенко, Е. Н. Политаева // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. -2019. – № 16. – С. 73-78.
18. Григорьева, И. В Психологические особенности поведения мужчин и женщин как субъектов межличностного конфликта / И. В. Григорьева // Человеческий капитал. – 2017. – № 2. – С. 64-66.
19. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистен-циальные проблемы / Н. В. Гришина // Психологические проблемы самореали-зации личности. Санкт-Петербург, 1997.
20. Деккушева, А. Д. Конфликт в организации: социологический анализ: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.08 / А. Д. Деккушева. – Пятигорск, 2010. – 21 с.
21. Деркач, П. М. Организационные конфликты и их значение для коллектива / П. М. Деркач // Новое поколение. – 2015. – № 8. – С. 61-65.
22. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала / М. А. Дмитриева, С. А. Дружилов // «Сибирь. Философия. Образование». Альманах Сибирского Отделения Российской Академии Образования. 2000 (выпуск 4). С. 18-30.
23. Дровняшина, О. С. Конфликты и их влияние на эффективность деятельности / О. С. Дровняшина // Аллея науки. – 2018. – № 1. – С. 122-127.
24. Емельянов, С. М. Управление конфликтами в организации / С. М. Емельянов. – СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2017. – 69 с.
25. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов. – СПб. [и др.] : Питер, 2000. – 360 с.
26. Ермакова, Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности / Е. В. Ермакова // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 1. – С. 27-39.
27. Зеленский, С. Ю. Методы профилактики конфликтов в компаниях / С. Ю. Зеленский, А. В. Чернов // Молодой ученый. – 2018. – № 18. – С. 364-366.
28. Ирликова, С. А. Взаимосвязь между психологическим климатом в организации и типами стратегий конфликтного поведения сотрудников / С. А. Ирликова // Журнал научных публкаций аспирантов и докторантов. – 2014. – № 6. – С. 14-19.
29. Климов Е.А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. Москва, 1988.
30. Ковальчук, В. И. Психическое «выгорание» тренеров / В. И. Ковальчук // Сборник тезисов научно-практической конференции «Ананьевские чтения». – СПб., 2000. – С. 312-315.
31. Козлов, С. А. Конфликт в организациях / С. А. Козлов // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2007. – № 113. – С. 129-133.
32. Колобов, О. А. Технологии предупреждения и разрешения конфликтов / О. А. Колобов // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. – 2017. – №3. – С. 199-203.
33. Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. Санкт-Петербург.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993. – 238 с.
34. Лазарева, Л.А. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер / Л.А. Лазарева, Т.В. Коннова // Известия Самарского научного центра РАН. – 2014. – № 5. – С. 1514-1516.
35. Лобан, Н. А. Конфликт и конфликтное поведение / Н. А. Лобан. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
36. Лозинская, Е. И. синдром перегорания и особенности его формирования у врачей-психиатров: автореф. дис… канд. мед. наук: 14.00.18 / Е. И. Лозинская. – СПб., 2007. – 25 с.
37. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3-11.
38. Магомедов, Г. М. Конфликты в организации: сущность и особенности / Г. М. Магомедов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-1. – С. 233-239.
39. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/ www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2.
40. Маслова, О.П. Конфликтологическая компетентность руководителя: оценка социально-психологического самочувствия работников / О. П. Маслова, О. Ю. Калмыкова //Известия СНЦ РАН. Вып. «Актуальные проблемы психологии». – Самара: СНЦ РАН, 2019. – С. 90
41. Методика Томаса – Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации (в адаптации Н.В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М., 2001. – Т.2. С. 69-77.
42. Миков, Д. Р. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников многопрофильного стационара / Д. Р. Миков // Вестник Пермского университета. – 2018. – Вып. 1. – С. 88-97.
43. Милевич, К. С. синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов / К. С. Милевич // Современная социология и образование. – 2007. – № 12. – С. 107-108.
44. Назаренко В.В. Психологические детерминанты эффективности про-фессиональной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук / В. В. Назарен-ко. Москва, 2009. 26 с.
45. Орел, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. – Ярославль, 1999. – С. 76-97.
46. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 90 – 101.
47. Практическая психодиагностика : Методики и тесты : [Учеб. пособие] / [Ред-сост. – Д. Я. Райгородский]. – Самара : БАХРАХ-М, 2002 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). – 667
48. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. Москва: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.
49. Решетов, Д. Н. синдром эмоционального выгорания у медицинских работников: проблемы и перспективы предупреждения / Д. Н. Решетов, А. А. Бельтюкова // Экономика и социум: современные модели развития. – 2016. – № 11. – С. 86-92.
50. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд / Е. С. Романова. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 464 с.
51. Ронгинская, Т.И. синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – № 3. – С. 85 – 95.
52. Семенова, Н. В. Эмоциональное выгорание у медицинских работников / Н. В. Семенова, А. С. Вяльцин // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. – С. 37-38.
53. Сидоров, П. синдром эмоционального выгорания / П. Сидоров // Медицинская газета. – 2005. – № 43. – С. 25-32.
54. Таткина, Е. Г. синдром эмоционального выгорания медицинских работников как объект психологического исследования / Е. Г. Таткина // Вестник Томского гос. педагогического университета. – 2009. – Вып. 11. – С. 131-134.
55. Тест исследования стилей поведения в конфликтной ситуации (К. Томас) [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://nmc-pto.zp.ua/wp-content/uploads/2017/04/Test-Tomasa.pdf.
56. Умняшкина, С.В. синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): дисс. канд. психол. наук: 19.00.04 / С.В. Умняшкина. – М.: РГБ, 2002. – 220 с.
57. Форманюк, Т. В. синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 57-64.
58. Частоедова, И. А. Сравнительный анализ проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестре различной специализации / И. А. Частоедова, Е. А. Мухачева // Вятский мед. вестник. – 2017. – № 2. – С. 80-84.
59. Чичерина, А. В. Эмоциональное выгорание медицинских работников / А. В. Чичерина // Научный альманах. – 2016. – № 9. – С. 341-345.
60. Юдина, Е. В. К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультантов: экзистенциальный подход / Е. В. Юдина // Педагогика и психология образования. – 2011. – № 2. – С. 109-113.
61. Юрьева, Л.Н. Профессиональное выгорание у работников: формирование, профилактика, коррекция / Л.Н. Юрьева. – Киев: Сфера, 2004. – 272 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Тест определения стратегии поведения в конфликте.
Приложение 2 Эмпирические данные по методике исследования стилей поведения в конфликтной ситуации (К.Томас).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты