Представление о насилии у девушек с разным отцовским отношением
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Представление о насилии у девушек с разным отцовским отношением»
по дисциплине: «Психология»
2021
126.00 BYN
Представление о насилии у девушек с разным отцовским отношением
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
1. Психологические аспекты гендерного насилия
1.1 Общее понятие о насилии и агрессии в психологии
1.2 Проблема гендерного насилия в психологии
1.3 Понятие о родительском отношении в психологии
Выводы по теоретической главе
Список литературы
1. Психологические аспекты гендерного насилия
1.1 Общее понятие о насилии и агрессии в психологии
Практически любая работа, так или иначе связанная с проблематикой насилия и агрессии, начинается с попытки дать определение изучаемому феномену для того, чтобы хотя бы приблизительно очертить тот круг проблем, с которыми эта работа имеет дело.
Все это связано с чрезвычайной объемностью понятий ″насилие″ и ″агрессия″, охватывающих огромный спектр поведенческих реакций.
В общественных науках и в науках о поведении термин ″агрессия″ часто рассматривается как синоним понятия ″насилие″, а насилие – как одно из проявлений агрессии.
Начнем наш анализ с понятия ″насилие″. В настоящее время феномен насилия стал все больше привлекать внимание как общества, так и специалистов из различных областей знания (юристов, психологов, педагогов). По поводу насилия пишутся статьи, книги и диссертации. Однако, как ни парадоксально, при этом без обсуждения остается вопрос – что такое насилие. Термин «насилие» используется настолько расширительно, что подчас становится непонятно, о чем уже идет речь.
Существуют различные определения понятия «насилие». Насилие представляет собой применение силы или угрозы применения силы по отношению к субъектам или их собственности с целью запугивания и принуждения к определенным действиям [10, с. 355].
Определение насилия в семье приводится в законе Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений от 4 января 2014 года № 122-3». Согласно закону, насилие в семье – это умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания [25].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет насилие в качестве преднамеренного применения физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное на себя или иное лицо, или группу лиц, которое влечет или с большой вероятностью может повлечь нанесение телесных повреждений, психологической травмы, смерть, отклонения в развитии или другой ущерб. Насилие отличается от других действий преднамеренным характером [13, с. 13].
Наиболее распространенным определение насилия является следующее: «Насилие представляет собой физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы, которые вынуждают его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, или угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности» [8 с. 82].
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова дается следующее определение: «Насилие – применение физической силы к кому-нибудь; принудительное воздействие на кого-нибудь». В этом определении главное – принудительное воздействие (принудить – заставить что-то сделать против желания самого человека), а какое оно по характеру (физическое или психологическое), это уже детали. Так, к принудительным воздействиям С. И. Ожегов относит притеснение, беззаконие. Притеснение – это несправедливое ограничение свободы, а беззаконие – нарушение, отсутствие законности, т. е. попрание прав человека [28].
Психологи определяют насилие как реальное или выраженное в форме угрозы преднамеренное применение физической силы или власти против личности, социальной группы или общества, приводящее к негативным последствиям, наносящим вред человеку (боли, увечью, смерти, психологической травме, нарушению развития или депривации). Здесь ключевым является «преднамеренное (неслучайное) нанесение вреда». Если кто-то случайно или по неосторожности ударил локтем стоящего рядом человека, это нельзя расценивать как акт насилия, так как никакой преднамеренности совершить это действие и тем более умысла причинить этому человеку вред у него не было [3].
1.2 Проблема гендерного насилия в психологии
Гендерное насилие – это социальный феномен, сложный, многоаспектный по своей структуре, сформировавшийся задолго до цивилизованного общества. В массовом сознании гендерное насилие чаще сводится к стереотипу как чисто физическому надругательству мужчины над женщиной, но это узкий, односторонний подход. На самом деле гендерное насилие в любом обществе и при любом государственном строе – категория социокультурная, прежде всего по своим побудительным мотивам и последствиям. Имея универсальный характер, оно существует в многообразных формах практически во всех сферах жизни: политической, экономической, духовной и семейно-бытовой [8].
Гендерное насилие – разновидность агрессии, как поведения, наносящего вред или имеющего целью причинение вреда другому человеку, использование силы на основе признака пола – от словесных оскорблений и угроз до тяжелых физических побоев и принуждения к вступлению в сексуальную связь.
Термин «гендерное насилие», который часто можно встретить в русскоязычных источниках, не вполне корректен. Более правильным для обозначения насилия в отношении определенной социальной группы является термин «насилие по гендерному признаку» или «насилие, связанное с гендерной идентичностью». Дополнительную сложность в понятие насилия по гендерному признаку вносит то, что часто возникают сложности с различением гендера и сексуальности [12].
Пол определяется первичными биологическими признаками, тогда как гендер включает в себя социально-культурные конструкты фемининности и маскулинности. Таким образом, понятие «гендер» иллюстрирует, что биологических признаков недостаточно для определения социальных ролей, приписываемых женщинам и мужчинам.
В настоящее время исследователями гендерных вопросов, в том числе и их насильственной составляющей, отмечается несколько направлений [22]:
- биосоциальное, рассматривающее соотношение биологического и социального в человеке в связи с его половой принадлежностью;
- культурологическое, рассматривающее особенности социокультурной детерминации пола, общественные стереотипы, допустимые требования к поведению женщин и мужчин;
- политико-правовое, изучающее созданные мужчинами социальные институты, поддерживающие власть против тех, кто менее социально защищен в своих возможностях;
- социально-экономическое, исследующее экономику домашнего хозяйства, низкий уровень вознаграждения женских видов деятельности и полное отсутствие материальной оценки труда женщин по воспитанию детей и поддержанию домашнего хозяйства;
- брачно-семейное, посвященное отношениям в патриархатной семье, домашнему насилию и способам его предотвращения, исследованию мужской агрессии, трансформации традиционной семьи и возникновению новых ее форм, изменению поло-ролевого статуса женщин и мужчин в современной семье;
- психологическое, представляющее женскую психологию, и, в отличие от классического фрейдизма, вырабатывающее новый взгляд на женскую сексуальность, причины женских психических расстройств;
- лингвистическое, изучающее языки, употребляемые женщинами и мужчинами, в том числе роль слова и образа в дискриминации человека по признаку пола, соотношение языка и положения женщин в обществе;
- этическое, обращенное к проблемам ненасилия и справедливости во взаимоотношениях полов, преодоления двойного стандарта в морали, значения ценностей человеческого альтруизма, этики заботы.
1.3 Понятие о родительском отношении в психологии
Отношения между ребенком и родителем являются самой важной подсистемой семейных отношений как целостной системы и устанавливаются как непрерывные, долгосрочные и опосредованные по возрасту отношения между ребенком и родителем.
В психологии «отношение» относится к субъективному аспекту отражения действительности в результате взаимодействия человека с окружающей средой. В социальных общностях (в том числе семейных) из составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.
Отношение родителей к своим детям – сложное, многомерное явление, которое еще не до конца изучено современной наукой. Родительское отношение изучается в психологии в рамках исследования психологии семьи.
Семья – самая важная ценность в жизни многих людей во все времена. Каждый член общества, независимо от социального статуса, этнической принадлежности, богатства и имущества, с момента рождения и до конца жизни обладает такими характеристиками, как семья и семейный статус.
Семья – это «небольшая группа людей, связанных браком или родством, общность жизни и взаимная моральная ответственность» [20, с. 13].
Семья – это малая социальная группа, в которой есть субъект (родитель) с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок) с определенными характеристиками [20, с. 107]. Между ними существует взаимосвязь, взаимодействие и взаимовлияние.
Формирование, развитие и функционирование детско-родительских отношений и их психологические характеристики закладываются в самой семье [13, с. 72].
В то же время отношения «родитель-ребенок» можно определить как независимую систему отношений «взрослый-ребенок», находящихся в непосредственной взаимосвязи. Они возникают вместе с вхождением ребенка в семью и процессом взаимодействия родителей и детей и имеют свою динамику и специфику.
По мере взросления ребенка и изменения возраста родителей отношения родитель-ребенок становятся отношениями родитель-дочь или родитель-сын, но отношения ребенок-родитель остаются основой этих отношений.
Специфика взаимодействия родителей и детей заключается в том, что это двустороннее взаимодействие. И родители, и дети активно формируют и регулируют систему отношений. Однако эти отношения по своей сути неравноправны, родитель играет более важную роль в процессе формирования.
Такое одностороннее понимание детско-родительских отношений является наиболее распространенным в отечественной и зарубежной психологии, что привело, в частности, к изучению типов, детерминант и причин дисфункционального отношения родителей к собственным детям.
Так, Б.Я. Шапиро, обобщая детерминанты различных концепций отношений между родителями и детьми, указывает, в частности, на следующее:
- «особенности личности родителя;
- личностные и клинико-психологические особенности;
- этнологические факторы;
- социокультурные детерминанты;
- особенности внутрисемейных отношений» [10, с. 65].
Наблюдения и исследования последствий разрушения отношений между родителями и детьми убедительны и показательны. Лишение родительских прав, считается окончательным вариантом разрушения родительских отношений и поведения [34, с. 221].
Родительское отношение обычно понимается как «система или набор эмоциональных установок родителя по отношению к ребенку, восприятие родителем ребенка и поведение родителя по отношению к ребенку» [22, с. 85].
Выводы по теоретической главе
Насилие – особый тип отношений, который предполагает применение силового воздействия с целью уничтожения, наказания или контроля над людьми, против их воли; то есть в нем присутствует наличие деструктивного деятельностного компонента в действиях человека. Агрессия – есть проявление эмоциональной реакции в поведении человека как показатель неудовлетворенной потребности в чем-либо, она не всегда может проявляться в насилии, но всегда – через поведение; в некоторых случаях агрессия может носить природный характер и провоцироваться на ситуацию фрустрации. Жестокое обращение является формой применения насилия, связанной с действиями по причинению другому человеку вреда, и может выражаться в виде угроз, наказаний или применения физической силы. Насилие, агрессия, жестокое обращение применяются человеком для достижения или поддержания доминирующего положения во взаимоотношениях с другими людьми и связаны с нанесением ущерба или вреда, с созданием условий, ограничивающих права и свободу других людей. Понятия агрессии и насилия сходны, но не тождественны, понимают в разных значениях, одно понятие не является частью другого, однако они неразрывно связаны и одно без другого невозможно. Вместе с этим, для данной работы, превалирующее значение имеет понятие насилия. Причина в том, что понятие агрессии является слишком обширным и многозначным. Насилие же является более частным случаем агрессии, именно поэтому в этом исследовании ему отдается главная роль.
Гендерное насилие является сложным, многоаспектным явлением современной действительности. В науке сложилось множество подходов к исследованию данного явления. Однако, несмотря на интерес исследователей из разных областей знаний, в настоящее время не разработан даже понятийный аппарат используемого термина, что говорит о необходимости проведения соответствующего исследования. В своем исследовании под гендерным насилием (или сексистским насилием, согласно другим источникам) мы будеи понимать все виды насилия, которые наносятся путем нанесения вреда физическому, психологическому или реляционному благополучию человека из-за его пола или гендерной идентичности. Агрессия преднамеренно используется, будь то с помощью физической силы или с целью причинения вреда, принуждения, ограничения или манипулирования лицом, подвергшимся насилию.
В современной науке отсутствует как общепринятое определение родительских отношений, так и четкое разграничение между понятиями, характеризующими различные аспекты отношений между родителями и детьми. Неоспоримо, что родительское отношение является важнейшим фактором, влияющим на психологическое состояние ребенка и развитие его личности. В современном обществе наблюдаются негативные тенденции в родительских установках, связанные с кризисом семьи как социального института.
1. Адлер, А. О нервическом характере / А. Адлер; Под ред. Э. В. Соколовой / Пер. с нем. И. В. Стефанович – СПб.: Университетская книга, 2012. – 388 с.
2. Аристова, М. В. Компонент насилия в гендерных взаимодействиях: социальнофилософский анализ: автореф. дис. … д-ра филос. наук. М., 2009. С. 3.
3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб., 2004. 2
4. Беседина, О. А. О понятийном аппарате исследования проблемы жестокого обращения с детьми в семьях / О. А. Беседина // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 134-139.
5. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс / А. Я. Варга. – СПб. : Речь, 2001. – 143 с.
6. Галтунг, Д. Культурное насилие // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М. Вып. 8, 1995. С. 34−38.
7. Гендерология и феминология: учеб. пособие / Л. Д. Ерохина [и др. ]. М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 120.
8. Горшкова, И. Д. Насилие против жен как проблема социологического анализа / И. Д. Горшкова, И. И. Шурыгина [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://www. gender-cent. ryazan. ru/gorshkova. htm.
9. Данилова О. Л. Психология восприятия насилия: культурный и гендерный аспекты // Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клециной. – СПб., 2003.
10. Детско-родительские отношения [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://psymania.info/femil/shnaid/deti-roditeli-3.php.
11. Журавлева, Т. М. Помощь детям – жертвам насилия / Т. М. Журавлева, Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал. – М.: Генезис, 2006. – 112 с.
12. Зайцев Д.В. Социологический анализ современной семьи // Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия / Авторы-составители И.В. Добряков, О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – с.19-24.
13. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез / А.И. Захаров. - Л.: Медицина, 1988. - 244 с.
14. Илгамова, Э. З. Феномен семейного насилия в отношении детей / Э. З. Илгамова // Вестник Казанского технол. Ун-та. – 2011. – № 2. – С. 112-116.
15. Кавелин, К. Д. Наш умственный строй / К. Д. Кавелин. – М., 2013. -262с.
16. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Учебное пособие / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2004. – 342 с.
17. Клецина, И. С. Гендерный подход в анализе причин проявления насилия в близких отношениях между мужчинами и женщинами / И. С. Клецина, И. В. Иоффе // Женщина в российском обществе. – 2015. – № 1 (74). – С. 4-17
18. Клецина, И. С. Психологическое насилие в гендерных отношениях: теория и практика / И. С. Клецина. – СПб. – 2004. – 39 с.
19. Клименкова, Т. А. Женщина под сексуальны взглядом. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России // Т. А. Клименкова. М., Преображение. – 1996. С. 88-117
20. Крюкова, Т.Л. Психология семьи : жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е. В. Куфтяк. – Кострома : РЦОИ «Эксперт-ЕГЭ», 2005. – 2009. – 321 с.
21. Лактионова, М. А. Гендерное насилие как социокультурный феномен: к постановке проблемы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2010. – №4. [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/gendernoe-nasilie-kak-sotsiokulturnyy-fenomen-k-postanovke-problemy.
22. Лернер, Г. «Создание патриархата» [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://urtica-monoica. livejournal. com/82032. html.
23. Липпо, С.В. Образ отца как фактор самоактуализации личности : автореф. диссертации на соиск. уч. степени канд. психол наук : 19.00.01 / С.В.Липпо. – Санкт-Петербург – 2006. – 24 с.
24. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) / К. Лоренц. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 2014. – 272 с.
25. Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. bsmu. by/downloads/otdeli/vospitanie/2016/122. pdf.
26. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
27. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
28. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; ок. 57000 слов / Под. Ред. Гл. – корр. АНСССР Н. Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 2010. – 797 с.
29. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – 3-е изд., стер. – Москва : Большая российская энциклопедия, 2009. – 527 с.
30. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков / Н. М. Платонова; Учебное пособие – СПб.: РЕЧЬ, 2016. – 336 с.
31. Преступления на почве гендерной ненависти [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://www. osce. org/ru/odihr/486448.
32. Психологический словарь / Под ред. В. Н. Зинченко, Б. Г. Мещарекова. Изд-е 2-е. М. . – ФЕНИКС, 2014. – 243 с.
33. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Ю.А.Логинов, Т.В.Невская, С.В.Смирнова, И.В.Овчинникова. – Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава, 2006. – 99 с.
34. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
35. Рется, С. Э. Отрицание гендерного насилия: введение в проблему С. Э. Рется, З. В. Луковцева // Психология и право. – 2019. – Том 9. – № 1. – С. 85-95.
36. Савкина, И. SO I GENERIS: мужественное и женственное в автобиографических записках Н. Дуровой // О мужественности : сборник статей / сост. С. Ушакин. – М., 2002.
37. Сандей, П. Культура кампусов, склонных к изнасилованию, и культура, свободная от изнасилования [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://web. sas. upenn. edu/psanday/articles/selected-articles/rape-prone-versus-rape-free-campus-cultures/.
38. Сафонова, Т. Я. Жестокое обращение с детьми : сущность, причины социально-правовая защита / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал. – М.: Просвещение, 2003. – 296 с.
39. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., Педагогика, 2009. – 254 с.
40. Фрейд, З. Психология Я и защитные механизмы / З. Фрейд; – М.: Педагогика. – Пресс, 2015. – 207 с.
41. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм; М. – Л.: Лениздат, 2015. – 342 с.
42. Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна / И.Ю. Хамитова // Журнал практической психологии и психоанализа, № 3, 2001
43. Хорни, К. Невроз и личностный рост / К. Хорни. – Перевод с английского Е. И. Замфир. – Спб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2014. – 278 с.
44. Чуркина, Н. А. Ментальные основания гендерного насилия // Манускрипт. – 2018. – №1 (87). [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/mentalnye-osnovaniya-gendernogo-nasiliya.
45. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - 2. изд., расшир., доп. - СПб. и др. : Питер, 1999. – 651 с.
46. Юнг, К. Г Психологические типы / К. Г. Юнг; Пер. С. Лорис. – М.: Мн.: ООО «Харвест», 2016. – 528 с.
47. Яблоков, А. В. Чарльз Дарвин. Происхождение видов путем естественного отбора / Ч. Дарвин, Б. М. Медников, А. В. Яблоков. – М., «Просвещение», 2017. – 345 с.
48. Forms of violence [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://eige. europa. eu/gender-based-violence/forms-of-violence.
49. Promoting gender equality to prevent violence against women [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://apps. who. int/iris/bitstream/handle/10665/44098/9789241597883_eng. pdf.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты