Профилактика табакокурения среди студентов в учреждении высшего образования
РГСУ филиал (Российский государственный социальный университет)
Диплом
на тему: «Профилактика табакокурения среди студентов в учреждении высшего образования»
по дисциплине: «Социальная работа»
2022
301.00 BYN
Профилактика табакокурения среди студентов в учреждении высшего образования
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Организация: Российский государственный социальный университет, ФГБОУ (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для исследования студентов на предмет табакокурения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест-опросник «Аддиктивная склонность».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест на самоуважение М. Розенберга.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Примеры листов, буклетов и памяток.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Конспекты мероприятий.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Особенности распространенности курения у студентов в учреждении высшего образования
1.2. Профилактика табакокурения студентов в учреждении высшего образования
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Г. МИНСКЕ
2.1. Исследование потребления табака среди студентов в учреждении высшего образования
2.2. Программа профилактики табакокурения среди студентов в условиях Филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» г. Минске
2.3. Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Употребление табака среди молодежи представляет собой серьезную угрозу для международного сообщества. Для России решение этой проблемы является одним из главных приоритетов правительства.
Студенческая молодежь – одна из возрастных групп, на которую негативно влияет макро- и микросоциальная среда. Средства массовой информации, современная реклама, непристойные выражения, пропагандирующие культ власти, наживы, секса и т.д., оказывают возбуждающее и развращающее воздействие на молодое поколение. Все это формирует мораль и этику, противоречащие исторически сложившимся обычаям духовной и культурной жизни России [37].
Целью системы образования было не только воспитание и обучение подрастающего поколения, но и попытка сохранить здоровье студентов, способствовать их физическому развитию и прививать моральные ценности. Это заложит основу формирования личности молодых людей. Научно-технический прогресс, огромный объем информации, вводимый на раннем этапе обучения работе на компьютере, предъявляет большие требования к психологическим особенностям развития, здоровью школьников, в конечном итоге приводя к физическому и умственному переутомлению, нарушению внутренней гармонии организма и возникновению осложнений психологического характера у студенческой молодежи.
Согласно официальной российской статистике здоровья подрастающего поколения, было установлено, что за последние десять лет произошло значительное ухудшение здоровья населения.
Причина появления у студентов таких вредных привычек, особенно самого процесса курения, негативно сказывается на физическом состоянии и развитии подрастающего поколения, а также на здоровье в целом. Табачный дым наносит большой вред здоровью курильщиков и окружающих их людей, формирует у студентов негативное отношение к здоровому образу жизни и приводит к снижению уровня развития личностных и нравственных норм поведения.
По данным исследователей П.Б. Виноградова, А.В. Мелянкина, Г.И. Заборовского, Н.Н. Боровикова, распространенность курения среди студентов составляет 30-50%. Таким образом, можно проследить тенденцию роста распространенности курения среди студентов. Распространенность курения среди юношей в 2-3 раза выше, чем среди девушек.
По мнению С.Г. Тимофеевой, В.М. Шамарина, Н.В. Полуниной, А.В. Ляхович, Г.И. Куценко, Л.Г. Розенфельд, отсутствие знаний о здоровом образе жизни способствует распространению вредных привычек, в том числе курения, среди молодежи.
В настоящее время, по мнению Н.В. Паршиковой, основным направлением борьбы с табаком должна стать ранняя профилактика употребления табачных изделий.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» обязывает образовательные учреждения обеспечивать охрану здоровья обучающихся, что включает «профилактику и запрет курения, употребления алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, других одурманивающих веществ» [1]. Это означает, что высшее учреждение образования, как образовательная организация, должна не только предоставлять информацию и просвещать об опасностях употребления табака, но и следить за тем, чтобы употребление табака не распространялось на ее территории, защищать учащихся от опасностей табака и организовывать эффективную профилактическую работу по снижению зависимости от употребления табака. В законе прямо не указано, что курение относится к потреблению табака, поэтому работа, организованная в школах, должна также учитывать современные тенденции, такие как использование электронных сигарет, которые являются альтернативой табаку и пока не запрещены на национальном уровне.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Особенности распространенности курения у студентов в учреждении высшего образования
К числу проблем, что в последнее десятилетие особенно интенсивно разрабатываются представителями ведущих психологических школ и отраслей, относится проблема аддиктивного поведения. Злоупотребление веществами, вызывающими состояния изменения психической деятельности (употребление алкоголя, наркотиков, курение табака и др.) – аддиктивное поведение – является типом девиантного поведения.
Проблема аддиктивного поведения – один из вопросов, который в последнее десятилетие особенно интенсивно изучается представителями основных школ и направлений психологии. Злоупотребление веществами, которые приводят к измененным состояниям психической деятельности (алкоголь, наркотики, курение и т.д.) является формой девиантного поведения.
Аддиктивное поведение, по мнению Ц.П. Короленко и Т.А. Донских – один из видов девиантного поведения, тенденцией которого является уход от реальности путем употребления определенных веществ или постоянной фиксации внимания на определенной деятельности с целью развития и поддержания сильных эмоций и искусственного изменения привычных психических состояний [26].
Одним из видов аддиктивного поведения является табачная зависимость иди табачная аддикция. Табачная зависимость – это состояние психики, возникающее в результате употребления табака как средства удовлетворения личных потребностей психологического и социального характера.
Никотиновая зависимость – это патологическая тяга к табаку, которая неизбежно возникает у людей, регулярно курящих. Тяга к никотину возникает на двух уровнях: физическом и психологическом. Поскольку никотин связывается с ацетилхолинергическими рецепторами в мозге человека, он вызывает высвобождение дофамина-адреналина, который, в свою очередь, вызывает эйфорию. Когда человек вдыхает дым, никотин попадает в органы через дыхательные пути, а затем оказывает сильное стимулирующее воздействие на нервные окончания. Последствия курения, несомненно, распространяются полностью на весь организм: учащается пульс, сердцебиение, дыхание, повышается кровяное давление, курение также вызывает некоторые изменения в мыслительных процессах [4].
Табачная зависимость формируется под влиянием личностных особенностей и социальных факторов. Табачная зависимость приводит к развитию личной психологической зависимости.
Анализ систематического увеличения потребления табачных изделий, роста числа регулярных курильщиков и начала смещения курения в сторону более молодых возрастных групп используется в работе С.А. Бабанова, Е.С. Скворновой, Т.А. Журавлевой.
Период развития и формирования личности студенческой молодежи – это бурное время, известное как завершающий этап взросления и становления личности. Период с 18 до 25 лет, когда большинство молодых людей обучаются в высших учебных заведениях, называется поздней юностью или ранней взрослостью. Этот этап развития закладывает основу для следующего этапа, который повлияет на будущую личную жизнь и будущую социальную деятельность, а также на собственное здоровое психофизическое состояние. Психическое здоровье студенческой молодежи, требует особого внимания со стороны взрослых. На наш взгляд этап перехода вызывает наибольшее волнение [12].
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Г. МИНСКЕ
2.1. Исследование потребления табака среди студентов в учреждении высшего образования
В первой главе мы теоретически обосновали важность проведения социально-педагогической профилактики табакокурения в студенческой среде.
Цель экспериментальной работы: разработать, внедрить и апробировать программу деятельности педагога социального по профилактике табакокурения среди студентов в условиях филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» г. Минске.
Для проведения исследования были определены следующие задачи:
- исследовать взаимосвязь между отношением к табакокурению и отношением к курящим и некурящим людям;
- определить различия в отношении к курению у курящих и некурящих студентов, а также отдельно для каждой из групп, имеющих различный опыт, связанный с табакокурением и оценками жизненных перспектив, связанных с курением;
- определить различия в отношении к курящим и некурящим студентам с точки зрения принадлежности к каждой из трех групп, а также с точки зрение гендерного подхода;
- определить отличительные черты в представлениях испытуемых о функциях курения в процессе межличностного общения, а также связь данных представлений гендерными стереотипами;
- изучить социально-перцептивные проявления в процессе межличностного общения в отношении групп курящих и некурящих, а также парней и девушек.
- разработать и экспериментально проверить программу социально-педагогической профилактики табакокурения среди студентов в условиях филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» г. Минске.
Этапы опытно-экспериментальной работы:
- констатирующий этап: осуществление первичной диагностики потребления табака среди студентов в учреждении высшего образования.
- формирующий этап: реализация программы социально-педагогической профилактики табакокурения среди студентов в условиях филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» г. Минске.
- контрольный этап: выявление динамики потребления табака среди студентов в учреждении высшего образования.
В исследовании принимали участие студенты. Возраст исследуемых – 16-18 лет. Для более детального исследования выборка была поделена на 3 группы, каждая группа составила 20 человек. 1 группа – некурящие; 2 группа – курящие; 3 группа – студенты, которые пробовали курить, но не приобщились к этому. Также все были разделены в соответствии с гендерными различиями на две равные группы по 30 человек в каждой.
База исследования: Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» г. Минск.
1. Для проведения исследования была разработана анонимная анкета (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курение – это одна из форм девиантного поведения, с которой впоследствии часто сочетаются другие виды зависимости. Курение молодых людей принимает угрожающие формы. Это явление сильно искажает моральное, физическое и психологическое здоровье подрастающего поколения и подрывает профессиональную подготовку молодежи. Причинами курения в студенческом возрасте являются форма «принуждения» со стороны курящих детей к курению, желание одобрения, взрослые ролевые модели, любопытство, реклама. Преодоление формирования этой аддикции является самым важным вопросом в профилактике курения.
Профилактика – это комплекс профилактических мероприятий для поддержания и укрепления нормального состояния. Социально-педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития студентов и способствующих проявлению различных видов его активности. Целью антитабачного воспитания студентов является возврат их к норме, для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при табакокурении. Именно эти нарушения должны быть в центре профилактической работы. На сегодняшний день существуют разные модели профилактики употребления табачных и никотиносодержащих изделий в студенческой среде: образовательная модель, медицинская модель, психосоциальная модель, информационная модель, модель фактических знаний, модель поведенческих навыков, конструктивно-позитивная модель.
ходе работы было проведено исследование студенческой среды на предмет табакокурения в г. Минске, которое показало отношение отдельных групп студентов к процессу курения. Исследование было проведено отдельно для трех групп: первая группа – курящие, вторая группа – некурящие, третья группа – пробовали курить. Также анализ результатов проводился с учетом гендерного аспекта.
Анализ результатов исследования показал, что большинство респондентов, независимо от принадлежности к группе, негативно относятся к курению, но были и такие, которые относятся безразлично. С процессом курения во многом связывались такие негативные характеристики личности, как неудовлетворенность, грусть, недовольство и др. Также были отмечены различия в отношении к курению у девушек и парней. Также в ходе исследования было выявлено, что существует связь между склонностью к аддиктивному поведению и табакокурением, а также связь между уровнем самоуважения и табакокурением.
Далее на основании полученных результатов мы разработали программу профилактики табакокурения среди студентов группы 2 в условиях Филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» г. Минске так как именно для этой группы была выявлена связь между склонностью к аддиктивному поведению и табакокурением, а также связь между уровнем самоуважения и табакокурением. Программа профилактики табакокурения среди студентов в условиях Филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» г. Минске включает ряд взаимосвязанных блоков, охватывающих различные сферы профилактической работы. По результатам реализации данной программы студенты получат информацию о негативном влиянии табачных и никотиносодержащих изделий на организм, а также научатся методам и способам межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми без курения.
1. Аксючиц, И.В. Профилактика табакокурения среди студентов / И. В. Аксючиц // Психологический журнал. – 2008. – №4. – С. 82-85.
2. Александров, А. А. Профилактика курения: роль и место психолога / А. А. Александров, В.Ю. Александрова // Вопросы психологии. – 1999. – №4. – С. 35-42.
3. Алферов, Б. В. Наркотики и человек / Б. В. Александров. – Москва : Луч, 1997. – 230 с.
4. Баранов, А.А. Табакокурение подростков и студентов : гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, И.В. Звездина. – Москва : Литтерра, 2007. – 216 с.
5. Белова, В.А. Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде / В.А. Белова. – Москва, 2002. – 112 с.
6. Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех / С.Б. Белогуров. – Санкт-Петербург: Изд-во «Лань», 1998. – 340 с.
7. Битенский, В.С. Мотивировка и условия, способствующие злоупотреблению опиатами у студентов / В.С. Битенский // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. – Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1989. – С. 45-60.
8. Богданович, О.Н. Здоровый образ жизни: внеклассные мероприятия: практическое пособие для педагогов, классных руководителей, заместителей директоров общеобразовательных учреждений / О.Н. Богданович. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2009. – 108 с.
9. Буркин, М.М. Основы наркологии : Учеб. пособие / М.М. Буркин, С.В. Горанская. – Петрозаводск : Карелия, 2002. – 190
10. Вайнер, Э.Н. Профилактика аддиктивного поведения в молодежной среде / Э.Н. Вайнер // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2011. – № 1 (175). – С. 32-41.
11. Губин, Д.Г. Методы оценки табачной зависимости / Д.Г. Губин, А.Н. Калягин // Сибирский медицинский журнал. – 2011. – №8. – С.121-124.
12. Кавиева, В.В. Влияние психоактивных веществ на организм человека / В.В. Кавиева // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2011. – № 4 (178). – С. 25-31.
13. Камерон, Д. Некоторые проблемы изучения зависимости от наркотических веществ / Д. Камерон // Бюллетень Всемирной организации здравоохранения. – 1971. – С. 520-623.
14. Карпов, А.М. Самозащита от курения : образоват.-воспитат. основы профилактики и психотерапии курения / А.М. Карпов, Г.З. Шакирзянов. – Казань : Центр инновац. технологий, 2005. – 35 с.
15. Колесов, Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников / Д.В. Колесов. – Москва : Медицина, 1982. – 340 с.
16. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – Москва : Просвещение, 1989. – 255 с.
17. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе : Деструктив. поведение в современ. мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. – Новосибирск : Наука : Сиб. отд-ние, 1990. – 222,
18. Лалаянц, К. Дорогое удовольствие (о курильщиках) / К. Лалаянц // Наука и жизнь. – 1996. – № 10. – С. 80-83.
19. Леонова, Н.М. Организация работы в учреждениях образования по профилактике табакокурения / Н.М. Ленова // Социально-педагогическая работа. – 2008. – №2. – С. 57-61.
20. Личко, А.Е. Подростковая наркология / А.Е. Личко. – Москва : Медицина, 1991. – 240 с.
21. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – 2-е изд., доп. и перераб. – Л. : Медицина : Ленингр. отд-ние, 1983. – 255 с.
22. Лукачев, Г.Л. Одурманивающие средства в подростковой среде / Г.Л. Лукачев // Социологические исследования. – 1990. – № 4. – С. 80-85.
23. Ляхович, А.В. Психоактивные вещества: профилактика наркоманий (токсикоманий) / А.В. Ляхович // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2011. – № 6 (180). – С. 50-54.
24. Мазниченко, М.А. Профилактика социальных зависимостей : учим студентов управлять личным временем / М.А. Мазниченко // Народное образование. – 2014. – № 5. – С. 213-220.
25. Максимова, Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: учеб. Пособие / Н.Ю. Максимова. – Ростов на Дону : Феникс, 2000. – 240 с.
26. Матвеев, В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников: кн. для учителя. – Москва : Медицина, 1987. – 240 с.
27. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://mkb-10.com/.
28. Науманн, Ф. Курение без вреда для здоровья / Ф. Науманн. – Москва : Изд-во РГПУ, 2001. – 159 с.
29. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – Москва : Академия, 1996. – 496 с.
30. Позняков, В.П. Отношение к табакокурению у курящих и некурящих мужчин и женщин // В.П. Позняков, В.Л. Хромова // Проблема отношений в жизнедеятельности человека: сборник материалов межрегион. научно-практ. конф. – Владимир, 2004. – С. 210-213.
31. Позняков, В.П. Социально-психологическое исследование отношения к табакокурению / В.П. Позняков, В.Л. Хромова. – Москва : Изд-во Московского гуманитарного университета, 2010. – 180 с.
32. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – Изд-во «Самарский университет», 2002. – 206 с.
33. Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков: сборник авторских программ и практических рекомендаций для средних учебных заведений / О.В. Винда [и др.]. – Москва : Владос, 2006. – 249 с.
34. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 237 с.
35. Распространенность курения: Результаты обследования национальной представительной выборки населения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья / С.А. Шальнова [и др.]. – Москва : «Ось-89», 2008. – 49 с.
36. Сахарова, Г.М. Противодействие табачной эпидемии – сохранение здоровья людей / Г.М. Сахарова // Профилактическая медицина. – 2010. – №6. – С.3-7.
37. Сизанов, А.Н. Психолого-педагогические и интеракивные методики обучения здоровому образу жизни / А.Н. Сизанова. – Минск : 2001. – № 3. – С.4-8.
38. Скворцова, Е.С. Профилактика потребления алкоголя среди учащихся средних школ. Методические рекомендации / Е.С. Скворцова. – Москва : Медицина, 1991. – 210 с.
39. Сушков, И.Р. Психологические отношения человека в социальной системе / И.Р. Сушков. – Москва : «Институт психологии РАН», 2008. – 385 с.
40. Уткина, И.Ю. Риски возникновения химической зависимости у студентов / И.Ю. Уткина. – Москва, 2015. – 16 с.
41. Шипунова, Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования / Т.В. Шипунова. – Москва : Академия, 2011. – 240 с.
42. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе / Н.Е. Щуркова. – Москва : Педагогика, 1998. – 180 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для исследования студентов на предмет табакокурения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест-опросник «Аддиктивная склонность».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест на самоуважение М. Розенберга.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Примеры листов, буклетов и памяток.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Конспекты мероприятий.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты