Социальная работа с неформальными подростковыми объединениями
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Социальная работа с неформальными подростковыми объединениями»
по дисциплине: «Социальная работа»
2018
251.00 BYN
Социальная работа с неформальными подростковыми объединениями
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 80.
В работе также имеются следующие приложения:
Наиболее важные ценности молодежных субкультур (по мнению Л.В. Мосиенко)
Бланк опросника Басса-Дарки
Результаты методики Басса-Дарки в баллах (констатирующий этап)
Результаты методики Басса-Дарки в баллах (контрольный этап)
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕФОРМАЛЬНЫМИ ПОДРОСТКОВЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
1.1 Понятие и типология молодежных субкультур мира
1.2 Признаки неформальных объединений
1.3 Опыт использования технологий социальной работы с неформальными молодежными объединениями в мире и Республике Беларусь
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕФОРМАЛЬНЫМИ ПОДРОСТКОВЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
2.1 Организация и ход исследования
2.2 Анализ констатирующего этапа исследования
2.3 Проведение корректирующей программы, направленной на реабилитацию несовершеннолетних с девиантным поведением
2.4 Оценка результативности проведенной программы и выводы исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Молодежь составляет четвертую часть населения страны и является мощным стратегическим ресурсом государства. Это та часть общества, которая вовлечена во все без исключения социальные процессы либо непосредственно, либо через свою семью. Ее духовные ценности и взгляды, нравственный облик оказывают все более заметное влияние на общество, на политические и общественные программы, на экономические процессы.
В Беларуси молодежь находится в центре внимания Главы государства, Правительства, республиканских и местных органов госуправления. В ежегодном Послании к белорусскому народу и Национальному собранию 21 апреля 2016 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил, что система образования должна «во-первых, научить молодежь жить в нынешней насыщенной и очень информационной среде. Во-вторых, воспитывать нравственную личность, прививать чувство гражданской ответственности человеку с младых лет, чтобы каждый смог видеть разницу между добром и злом и выбирать именно ту положительную сторону любого явления. Речь идет, прежде всего, о системе патриотического, морально-этического и эстетического воспитания, которая требует всяческой поддержки развития в современных условиях» [42].
На сегодняшний день, досуговая деятельность, является одним из серьезных факторов формирования личности молодого человека. Ведь именно в условиях досуга наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки, а также имеют возможность проявить свой творческий потенциал. При правильной организации свободного времени, когда молодые люди активно отдыхают, образовываются и развиваются как личности, является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или данной социальной группы.
Будучи частью свободного времени, досуг привлекает молодежь отсутствием регламентации и вольным выбором различных форм, демократичностью, эмоциональностью, возможностью сочетания различных видов деятельности. Именно в сфере досуга у молодежи появляется возможность самореализации, самовыражения. В сфере досуга гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕФОРМАЛЬНЫМИ ПОДРОСТКОВЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
1.1 Понятие и типология молодежных субкультур мира
Термин «субкультура» был введен в научный оборот относительно недавно, и споры о дефиниции данного понятия не утихают до сих пор. Так, С.И. Левиковой отмечается, что в справочной литературе до середины 80-х годов XX столетия этот термин найти не удастся [27, с. 28].
Т.Б. Щепанская обращает внимание на то, что изначально понятие «субкультура» по отношению к молодежи имело тот же смысл, что и понятия «контркультура», «андеграунд», «подземная культура», а именно «служило определением низовой культуры» [66, с. 51]. Автором приходит к выводу, что в период первоначального рассмотрения «молодежного бунта» 1950-1960-х гг. культура рассматривалась как привилегированная, элитарная, «созданная профессионалами и освященная традицией; все остальное – область повседневности, быта – рассматривалось как низовая, слабо охваченная культурой область [66, с. 52]. Следовательно, и молодежный бунт, направленный на отказ от доминирующей культуры, рассматривался как отказ от культуры вообще.
Впервые понятие «субкультура» было введено в научный оборот Т. Роззаком. В настоящее время существует множество определений данного понятия и различные подходы к его пониманию.
Так, по мнению А.В. Мудрика, субкультурой является целостное образование, включающее ряд разной степени выраженности следующие признаки – специфический набор ценностных ориентаций; норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей; статусную структуру в реальных группах; иерархию предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы; способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и т.д. [37, с. 129]
При этом Л.Л. Супруновой молодежная субкультура рассматривается в качестве составной части общечеловеческой культуры. В подтверждение своей точки зрения автор приводит тот факт, что данный феномен развивается в конкретном цивилизационном и временном пространстве и на него влияют общие экономические и социокультурные факторы [36, с. 237].
С.К. Бодыревой субкультура определяется как особая сфера культуры, автономное целостное образование в структуре общечеловеческой культуры, которое отличается собственным ценностным строем, отношениями, нормами поведения [1, с. 8].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕФОРМАЛЬНЫМИ ПОДРОСТКОВЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
2.1 Организация и ход исследования
Как было определено в теоретической части исследования, неформальные подростковые объединения могут быть просоциальные и антисоцальные. Антисоциальное (девиантное) поведение членов подростковых неформальных объединений является объектом многочисленных исследований.
В начале работы нами была выдвинута гипотеза о том, что при создании оптимальных учебно-воспитательных условий, проведении коррекционно-развивающей программы возможно существенное снижение уровня девиантности у подростков.
Для подтверждения нашей гипотезы нами было организовано экспериментальное исследование, состоящее из 3 этапов.
Цель данного исследования состоит в определении эффективных условий социально-педагогической работы с девиантными подростками.
В исследовании приняли участие 75 подростков Государственного учреждения образования «Средняя школа № 23 г. Борисова». Возраст подростков – от 15 до 16 лет. Средний возраст 15,3 ± 0,49.
На констатирующем этапе исследования нами был исследован уровень агрессии и тревожности подростков.
Нами были использован опросник состояния агрессии Басса-Дарки.
Опросник Басса-Дарки – одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Басс и Дарки в 1957 г. первыми проделали работу, которая характеризовалась попыткой рассмотреть агрессию как комплексный феномен. Ими был предложен опросник, состоящий из 8 индексов, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник сейчас широко применяется в зарубежной и отечественной практике.
Бланк опросника представлен в Приложении Б.
Обработка результатов. Ответы оцениваются по 8 шкалам следующим образом: подсчитывается количество набранных баллов в соответствии с ключом по каждой шкале и умножается на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности, что позволяет получить удобные для сопоставления – нормированные – показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты (нулевые значения не просчитываются).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев вопросы социальной работы с неформальными подростковыми объединениями, были сделаны следующие выводы:
1. понятие «молодежной субкультуры» в научной литературе является до сих пор спорным и единая точка зрения на его природу отсутствует. Несмотря на то, что наукой выработано множество подходов, которые раскрывают сущность, функции и роль молодежных субкультур в настоящее время единая позиция и единое определение данного явления отсутствует.
В наиболее общем виде в наши дни под молодежной субкультурой большинство ученых понимают культуру определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм ценностей и стереотипов. При этом некоторые исследователи предпочитают употреблять этот термин во множественном числе, говоря, что молодежная субкультура отнюдь не едина.
Учеными разработано большое количество классификаций молодежных субкультур, каждая из которых объединяет те или иные субкультуры по различным признакам. Исходя из того, что в мире в настоящее время насчитывается довольно много молодежных субкультур и точное их количество не подлежит определению, сформулированные классификации также не могут быть признанные завершенными, а лишь охватывающие основные молодежные субкультуры;
2. неформальные молодежные объединения – это молодежные группы, которые возникают спонтанно и/или по чьей-либо инициативе для достижения общих целей их участников.
Особенностями неформальных объединений являются добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее и соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения;
3. основными формами и направлениями социальной работы с неформальными молодежными объединениями являются диагностико-коррекционное направление; создание системы социальной поддержки; информационно-пропагандистское направление; специфика организации досуговой деятельности; работа с девиантными подростками.
Каждое из данных направлений имеет свою специфику. Обществом всегда прилагалось достаточно усилий в борьбе с нежелательными формами человеческого поведения в целях сохранения порядка и стабильности. В научной литературе совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами определяется как социальный контроль.
1. Актуальные проблемы молодежной субкультуры: Сборник статей / под общей редакцией О.В. Красновой. – М.: МПСИ, 2008. – 304 с.
2. Акунина, Ю.А. Молодежные движения современной России: протест и созидание / Ю.А. Акунина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 3. – С. 127-132.
3. Алексеевич, Н.П. Основы социальной работы с подростками. Учебное пособие / Н.П. Алексеевич. – Мозырь : Белый ветер, 2016. – 250 с.
4. Алисова, А.П. Возрастная градация жизни человека: правовые и социальные аспекты / А.П. Алисова // Вестник БГУ. – 2015. – С. 14-19.
5. Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодежью : учеб. пособие / Н.Ф. Басов. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.-328 c.
6. Буйницкая, М.В. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе / М.В. Буйницкая // Вестник ГрГУ. – 2015. – № 5. – С. 29-34.
7. Государственная молодежная политика удерживает молодежь в стороне от политики. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://belarusinfocus.info/by/regiyony/gosudarstvennaya-molodezhnaya-politika-uderzhivaet-molodezh-v-storone-ot-politiki. – Дата доступа: 16.11.2017.
8. Жаковска, М. Эволюция российской молодежной культуры / М. Жаковска // История и современность. – 2011. – № 2. – С. 194-206.
9. Медков, В.М. Демография / В.М. Медков. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2002. – 448 с.
10. Гринченко, К.И. Особенности девиантного поведения подростков: социологический анализ. Автореф. дисс….канд. соц. Наук / К.И. Гринченко. – Витебск, 2015. – 156 с.
11. Данилова, Е.А. Социодинамика ценностей молодежи Республики Беларусь / Е.А. Данилова. // Социология. – 2008. – № 4. – С. 99-107.
12. Данилова, Е.А. Трансформация базовых ценностей молодежи Республики Беларусь: социологический анализ : автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.01 / Е.А. Данилова ; Бел. гос. ун-т.-Минск, 2009.-19 с.
13. Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / Е.М. Бабосов, С.Е. Бабосов, Ю.М. Бубнов и др.; Под ред. Е.М. Бабосова; Ин-т социологии Нац. акад. наук Беларуси, Белорус. респ. фонд фундам. исслед. – Минск : Соврем. слово, 2001. – 159 с.
14. Дыщенко, А.А. Агрессивный подросток: особенности педагогического взаимодействия / А.А. Дыщенко // Педагогика. – 2015. – № 5. – С. 37-39.
15. Зотов, М.В. Девиантология (Психология отклоняющего поведения) / М.В. Зотов. – Полоцк : Типография «Наследие Скорины», 2015. – 450 с.
16. Иваненко, С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С.П. Иваненко. – Оренбург, 1999. – 348 с.
17. Ильина, Н.М. Формы досуга современной молодежи / Н.М. Ильина // Эврика – 2014: сб. научн. работ [Электронный ресурс] / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: В.П. Тарантей (отв. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2014. – С. 51-59.
18. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория / И.М. Ильинский. – М.: Голос, 2001. – 696 с.
19. Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие / Л.Г. Ионин. – М.: Логос, 2000. – 430 с.
20. Кабадейцева, О.В. Эволюция понятия «досуг молодежи» в истории социологических коцепций / О.В. Кабадейцева // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 3. – Том 7. – С. 36-60.
21. Карпиленя, С.С. Молодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях модернизации российского общества. Автореф. ... дис. канд. соц. наук / С.С. Карпиленя / ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет». – Ростов-на-Дону, 2009. – 34 с.
22. Клейберг, Ю.А. Девиантное поведение : синтагма, онтология, эпистемиология / Общество и право. – 2015. – № 1. – С. 262-269.
23. Ковальчук, С.Ю., Линченко, С.А. Особенности социологического исследования неформальных молодежных объединений в Волгоградском регионе / С.Ю. Ковальчук, С.А. Линченко // Вестник Волгоградского государственного университета. – Серия 7. – 2011. – № 3(15). – С. 159-164.
24. Корниенко, Т.В. Культура досуга современной молодежи. Проблемы и перспективы развития / Т.В. Корниенко // Вестн. КазГУКИ. – 2016. – № 1. – С. 62-65.
25. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2012. – 432 с.
26. Латышева, Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы / Т.В. Латышева // Социологические исследования. – 2010. – № 6. – 45 с.
27. Левикова, С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие / С.И. Левикова. – М.: Фаир-Пресс, 2004. – 608 с.
28. Лекомцева, Е.Н. Неформальные объединения молодежи как социальное явление / Е.Н. Лекомцева // Ярославский педагогический вестник. – 2007. – № 2. – С. 51-55.
29. Лузина, Л.М., Владимирская, Е.А. Подростковая субкультура. Приглашение к диалогу / Л.М. Лузина, Е.А. Владимирская // Известия ВГПУ. – 2008. – № 9. – С. 30-32.
30. Медков, В.М. Демография / В.М. Медков. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2002. – 448 с.
31. Милиция считает молодежные субкультуры опасными для общества? – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://news.tut.by/society/284681.html. – Дата доступа: 16.11.2017.
32. Михайлов, В.С. Молодежные субкультуры в современном белорусском обществе / В.С. Михайлов // Социокультурная динамика современной Беларуси. – Секция VII. – 2012. – С. 386-389.
33. Молодежные субкультуры / Т.Г. Исламшина, О.А. Максимова, А.Л. Салагаев [и др.]. – Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 1997. – 116 с.
34. Молодежь в зеркале социологии. БРСМ. Молодежь Беларуси. Интернет-портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://brsm.by/news/molodezh-v-zerkale-sotsiologii/. – Дата доступа: 08.12.2017.
35. Молодежь в зоне риска / под ред. О.А. Павловской. – Минск : Изд. дом «Белорусская наука», 2015. – 770 с.
36. Мосиенко, Л.В. Исследование молодежной субкультуры: аксиологический аспект / Л.В. Мосиенко // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 2(121). – С. 236-242.
37. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
38. Муравьева, В.Е. Агрессивное поведение подростков / В.Е. Муравьева // Вопросы психологии. – 2013. – № 6. – С. 22-25.
39. Муравьева, Л.Р. Молодежь как объект исследования / Л.Р. Муравьева. // Социология сегодня. – 2014. – № 3. – С. 24-27.
40. Нечаев, С.А. Профилактическая работа в школе по предупреждению вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения / С.А. Нечаев // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 3. – С. 331-338.
41. Обращение с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию 21 апреля 2016 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-21-aprelja-obratitsja-s-ezhegodnym-poslaniem-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-13517/. – Дата доступа: 06.12.2017.
42. Ольшанский, Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере / Д.В. Ольшанский. – М. : Педагогика, 1990. – 631 с.
43. Опарин, Г.А. Досуг молодежи / Г.А. Опарин. // Вестник ГрГУ. – 2015. – С. 56-64
44. Осипов, Д.О. Молодежь как социально-демографическая группа: проблемы периодизации / Д.О. Осипов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – 6. – С. 67-77.
45. Панфилова, Е.В. Ценности культуры досуга студенческой молодежи: результаты исследования / Е.В. Панфилова // Молодой ученый. – 2012. – №8. – С. 278-283.
46. Патенов, В.В. Изучение девиаций в социальной психологии / В.В. Патенов // Молодой ученый. – 2014. – № 1. – Том 2. – С. 63-69.
47. Платонова, А.Д. Досуг молодежи: предпочтения, направленность, тенденции / А.Д. Платонова // Вестн. ВГМУ. – 2016. – С. 35-45.
48. Попова, А.С. Сфера досуга молодежи в современном мире / А.С. Попова // Молодой ученый. – 2014. – №11. – С. 220-223.
49. Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии; редкол.: Д.И. Фельдштейн, Л.А. Радзиховский (отв. редакторы), А.И. Мазуров. – М.: АПН СССР, 1988. – 160 с.
50. Романова, В.И. Тенденции молодежного досуга / В.И. Романова // Весн. Магiлёýскага дзярж. ун-та iмя А.А. Куляшова. – 2016. – № 6. – С. 54-69.
51. Рулицкая, М.М. Молодежь и молодежная субкультура / М.М. Рулицкая. // Вестник ВГУ. – 2014. – С. 31-35.
52. Савич, О.О. Организация молодежного досуга / О.О. Савич // Вестник БГУ. – 2013. – С. 66-68.
53. Сворог, А.Д. Социально-демографические характеристики молодежи / А.Д. Сворог. // Здравоохранение. – 2015. – №11. – С. 35-39.
54. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности : учеб.-метод. пособие / И.Л. Смаргович; Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус, гос. ун-т культуры и искусств. – Минск : БГУКИ, 2013. – 174 с.
55. Советский энциклопедический словарь. – М. : «Советская энциклопедия», 1981. – 1600 с.
56. Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / под ред. В.В. Костюшева. – СПб.: Норма, 1999. – С. 9-23.
57. Социальная работа: Теория и организация / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова [и др.]. – Минск : ТетраСистемс, 2005. – 288 с.
58. Стринадко, Ю.В. Социальная работа. Учебник / Ю.В. Стринадко. – Витебск : ВГУ, 2014. – 310 с.
59. Токова, Н.Ю. Молодежная субкультура и ее региональные аспекты / Н.Ю. Токова. – Могилев : МГУ им. Кулешова, 2003. – 76 с.
60. Толстых, А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения / А.В. Толстых. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с.
61. Фирсина, П.С. Молодежный досуг: проблемы и тенденции / П.С. Фирсина // Педагогическая наука. – 2016. – С. 36-39.
62. Фомина, А.П. Базовые ценности молодежи Республики Беларусь. Социологическое исследование / А.П. Фомина. – Минск : БГУ, 2012.-52 с.
63. Шабанов, Л.В. Молодежная субкультура: социально-философский анализ : автореф. дис. … докт. фил. наук : 24.00.01 / Л.В. Шабанов. – Томск, 2007. – 49 с.
64. Шабанов, Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность / Л.В. Шабанов. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 399 с.
65. Шарковская, Н.В. Инновационные формы организации досуга студенческой молодежи / Н.В. Шарковская // Вестн. МГУКИ. – 2015. – №4. – С. 136-141.
66. Щепанская, Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Т.Б. Щепанская. – М.: ОГИ, 2004. – 286 с.
67. ЮНЕСКО. О молодежной программе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unesco.org/new/ru/social-and-human-sciences/themes/youth/about-youth/. – Дата доступа: 08.12.2017.
68. Яковец, В.К. Влияние субкультур на молодежную культуру Республики Беларусь / В.К. Яковец // Репозиторий БГУКИ. – 2016. – С. 1396-1401.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 80.
В работе также имеются следующие приложения:
Наиболее важные ценности молодежных субкультур (по мнению Л.В. Мосиенко)
Бланк опросника Басса-Дарки
Результаты методики Басса-Дарки в баллах (констатирующий этап)
Результаты методики Басса-Дарки в баллах (контрольный этап)
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты