Реабилитационный потенциал психологического педагогического состояния пожилых людей после выхода на пенсию
ГИУСТ БГУ (Государственный институт управления и социальных технологий)
Диплом
на тему: «Реабилитационный потенциал психологического педагогического состояния пожилых людей после выхода на пенсию»
по дисциплине: «Социальная работа»
2018
251.00 BYN
Реабилитационный потенциал психологического педагогического состояния пожилых людей после выхода на пенсию
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б РЕЗУЛЬТАТЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ.
ПРИЛОЖЕНИЕ В РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПА.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ПОСЛЕ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ
1.1 Понятие реабилитационного потенциала личности
1.2 Психологическое состояние пожилых людей после выхода на пенсию
1.3 Технологии социальной реабилитации пожилых людей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ПОСЛЕ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования реабилитационного потенциала пожилых людей
2.3 Программа по повышению реабилитационного потенциала пожилых людей после выхода на пенсию
2.4 Оценка эффективности программы по повышению реабилитационного потенциала пожилых людей после выхода на пенсию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
Одной из характерной особенностей современности является увеличение числа пожилых людей среди общего населения и процесс старения общества. В пожилом возрасте возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к наименее защищенной категории. Большинство проблем люди пожилого возраста собственными силами решать не способны. Вместе с тем, сегодня увеличивается число людей, которые не желают принимать на себя ответственность за пожилых родителей, которым свойственны особые потребности. Это все порождает ряд требований к государственным социальным службам, возлагая на них обязанности по оказанию социальной помощи и социальной защиты лиц пожилого возраста.
Практика социального обслуживания позволяет смягчить проблемы пожилых людей как маломобильного населения, вносит вклад в улучшение их качества жизни, способствует оптимизации жизненного уклада. Социальная работа с пожилыми людьми выстраивается с учетом присущих ей психологических особенностей и социальных проблем, с которыми они сталкиваются в процессе своей жизнедеятельности.
Пожилые люди – эта категория населения, которая в силу снижения физических сил, появления ряда заболеваний, является субъектом оценки их реабилитационного потенциала личности. Оценка реабилитационного потенциала личности является важным аспектом при составлении ожидаемого прогноза результатов реабилитации, для организации пожилых людей, имеющих различные виды нарушений, в группы для проведения коррекционно-восстановительных мероприятий, а также определения фундамента для их реализации. От реабилитационного потенциала зависит способность пожилого человека адекватно переживать и преодолевать социальную ситуацию заболевания как критическую ситуацию, разрушающую жизненный замысел.
Психологическое сопровождение реабилитации выступает в качестве важнейшего компонента в системе реабилитационных мероприятий, т.к. изменение социальной ситуации развития пожилого человека, связанной с хроническим заболеванием или инвалидностью, способствует изменениям его личности, что оказывает влияние на все его сферы жизнедеятельности. Система реабилитационных мероприятий служит практически полному или частичному возврату этой категории лиц к привычному образу жизни. Реализуемое в этой системе психологическое сопровождение – это важнейший аспект комплексной реабилитации, направленный на возвращение пожилого человека к активной жизнедеятельности, сохранение его для общества и семьи.
Научно разработанная система реабилитационных мероприятий способствует частичному или полному возвращению пожилого человека в привычную для него жизнедеятельность. Психологическая составляющая реабилитационного потенциала пожилого человека направлена на определение возможностей, ресурсов личности для осуществления комплексной реабилитации. Без учета личностных особенностей пожилого человека и оценки его возможностей невозможно выстроить эффективную систему реабилитационных мероприятий, способных возвратить его к полноценной жизни. Определение уровня психологического реабилитационного потенциала обладает ценностью для самого пожилого человека, так как указывает ему на те скрытые в нем личностные ресурсы, за счет которых возможна компенсация ограниченных возможностей и наиболее полная реабилитация в новых для него социальных условиях.
Изучением проблемы реабилитационного потенциала пожилых людей занимались многие ученые (М.В. Коробов [25], Д.И. Лаврова [27], Т.В. Рогачева [40] и др.). Однако, исследования преимущественно относились к медицинским аспектам. Психологический аспект реабилитационного потенциала пожилых людей в качесвте предмета исследования выступает в работах таких авторов как О.С. Андреева [1], Е.А. Залученова [14], К.Э. Зборовский [15], И.Ю. Кулагина и Л.В. Сенкевич [26], Ж.В. Порохина [38], Е.М. Старобина [45], М.Е. Халак [50] и др.
Актуальность темы исследования заключается в том, что до настоящего времени вопрос о содержании и критериях оценки реабилитационного потенциала пожилых людей остается недостаточно разработанным. Вместе с тем, определение реабилитационного потенциала пожилых людей является важным процессом для составления индивидуальной программы реабилитации. При осуществлении индивидуальной программы реабилитации пожилых людей большое значение имеют реабилитационные возможности личности пожилого человека. Различного рода заболевания создают особую ситуацию развития личности, так как у пожилого человека с выходом на пенсию изменяются условия жизнедеятельность
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ПОСЛЕ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ
1.1 Понятие реабилитационного потенциала личности
Понятие реабилитационного потенциала возникло в рамках непосредственного реабилитационного процесса, указывая на влияние самой личности на процесс реабилитации. Личности больного принадлежит важнейшая и порой определяющая роль в преодолении болезни и ее последствий, так как основным действующим началом и результатом реабилитации является он сам [33, с. 7].
В социальной работе реабилитация рассматривается как завершающий этап общего лечебного процесса, позволяющий оценить эффективность лечения, воздействия на организм в контексте восстановления физического, личностного и социального статуса больного. Социальная реабилитация представляет собой совокупность мер, которые направлены на восстановление разрушенных или утраченных в результате болезней функций организма, восстановление социальных отношений и статуса. Главная цель реабилитации заключается в восстановлении физического состояния, социального статуса личности, обеспечении социальной адаптации в социуме [47, с. 198].
Термин «реабилитационный потенциал» был введен в научный оборот в 1973 г. В.П. Беловым и И.Н. Ефимовым, которые предложили под реабилитационным потенциалом понимать комплекс биологических, личностных и социально-средовых факторов, которые составляют основу ресоциализации больного [24, с. 120].
По определению М.В. Коробова, реабилитационный потенциал – это возможности больного при определенных условиях в содействии реабилитационных служб приводить биологические и социально-психологические резервы к мобилизации реституционных, компенсаторных и адаптивных процессов и иных механизмов, которые лежат в основе восстановления его нарушенного здоровья, трудоспособности, статуса и положения в социуме [25, с. 22].
По мнению Ю.В. Гольдблат, реабилитационный потенциал следует рассматривать на биологическом, личностном и социальном уровне как трехуровневую систему:
– биологический (саногенетический) потенциал – возможности восстановления или компенсации нарушений в анатомическом, физиологическом, психическом состоянии организма, то есть возможности реабилитации больного на биологическом уровне в основном средствами медицинской реабилитации;
– личностный (потенциал ресоциализации личности) – возможности восстановления или компенсации социальных навыков и функций на индивидуально-личностном уровне в условиях болезни или ее последствий, то есть адекватного поведения, самообслуживания, передвижения, способности к обучению и творчеству, общению, трудовой деятельности;
– потенциал социальной интеграции (реинтеграции) в общество больного определяет возможности индивида к возобновлению привычного для образа жизни, социального положения и интересов, восстановления доболезненного статуса в социуме, экономико-юридической самостоятельности [26, с. 54].
Как отмечает Т.В. Рогачева, в данном случае саногенетический и психологический компоненты реабилитационного потенциала характеризуют соответствующие ресурсы самого индивида, а социально-средовый – ресурсы социума (микросреды, экономических условий и др.), содействующих актуализации саногенетического и психологического реабилитационных потенциалов [40, с. 4].
При тяжелом хроническом заболевании, даже если оно не приводит к инвалидности, изменяются качество и стиль жизни человека. Больной человек вынужден пройти через этапы реабилитации (восстановительного лечения) и реадаптации, в том числе социальной, направленной на восстановление приспособленности к условиям профессиональной деятельности и быта. По мнению И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич, эффективность реабилитации и реадаптации зависит от общей позиции личности, использования имеющихся личностных ресурсов.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ПОСЛЕ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе учреждения здравоохранения «Бобруйская городская поликлиника №1». Всего в исследовании приняли участие 70 пожилых людей, из них 35 мужчин и 35 женщин. Возраст испытуемых – 60-65 лет. Все испытуемые имеют хронические заболевания различного генеза.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методик исследования, формирование выборки исследования;
2) проведение исследования уровня реабилитационного потенциала пожилых людей с помощью тестирования, обработка и анализ полученных результатов;
3) разработка, апробация и оценка эффективности программы по повышению реабилитационного потенциала пожилых людей после выхода на пенсию.
Цель исследования: выявить уровень реабилитационного потенциала пожилых людей после выхода на пенсию.
Гипотеза исследования: уровень реабилитационного потенциала в пожилом возрасте выше у женщин, чем у мужчин.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Методики исследования:
1. Методика «Реабилитационный потенциал личности» И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич [26].
Назначение методики: выявление реабилитационного потенциала. Методика предназначена для лиц, имеющих хронические заболевания, старше 16 лет.
Опросник включает 28 закрытых вопросов. Испытуемому предлагается ответить на вопросы, выбрав один из вариантов ответов. Опрос может проводить в групповой или индивидуальной форме. Опросник включает пять шкал, соответствующих пяти компонентам реабилитационного потенциала – мотивационному, эмоциональному, самооценочному и коммуникативному, а также внутренней картине болезни.
Мотивационный компонент отражает широту интересов и степень активности испытуемого, который включается в решение бытовых, профессиональных проблем и задач, связанных восстановлением здоровья.
Эмоциональный компонент является общим эмоциональным фоном жизни испытуемого (позитивный, негативный), его динамикой в связи с заболеванием и возможностями регуляции эмоциональных реакций.
Самооценочный компонент включает представления о своих наиболее значимых качествах и отношение к себе как к больному человеку.
Коммуникативный компонент отражает специфику значимых социальных связей и динамику межличностных отношений во время болезни.
Внутренняя картина болезни – компонент реабилитационного потенциала, который учитывается при определении реабилитационного потенциала в целом и рассматривается в качестве самостоятельного показателя.
Первичная обработка полученных данных заключается в подсчете баллов. Каждый ответ получает оценку от 0 до 2 баллов. Отсутствие балла («нулевой» балл) указывает на недостаточность личностных ресурсов в конкретной сфере, необходимых для эффективного противостояния хроническому заболеванию. Оценка в 2 балла свидетельствует о наличии личностных ресурсов в данной сфере, которые способствуют успешной реабилитации. По каждой шкале подсчитываются сырые баллы. Затем баллы, полученные группой испытуемых по всем шкалам, складываются и переводятся в проценты. Также определяется общий уровень реабилитационного потенциала. Отдельно рассматривается шкала «внутренняя картина болезни», сумма баллов по которой также переводится в проценты.
Внутренняя картина болезни считается оптимистичной при высоком уровне показателя этой шкалы (что становится одним из важнейших личностных ресурсов больного). Если показатель имеет низкий уровень, внутреннюю картину болезни можно считать пессимистичной, которая не является необходимым личностным ресурсом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрено понятие реабилитационного потенциала личности. Понятие реабилитационного потенциала инвалида акцентирует внимание на характеристике личности больного, ее ресурсов для определения возможностей формирования адаптивного поведения. Реабилитационный потенциал представляет собой сложный комплекс характеристик, которые определяются на уровне организма, личности и социума, обусловливающих степень возможного восстановления биопсихосоциального статуса больного. Реабилитационный потенциал включает как ресурсы самого индивида (физическое и психическое состояние, социальные функции), так и ресурсы социума (ближайшее окружение, социально-экономические условия). Оценка реабилитационного потенциала заключается в определении сомато-личностных особенностей индивида, которые выступают в качестве предпосылки для восстановления статуса и прогнозирования уровня возможности восстановления или компенсации имеющихся ограничений.
Охарактеризовано психологическое состояние пожилых людей после выхода на пенсию. В пожилом возрасте в связи с выходом на пенсию прекращение активной профессиональной деятельности, сужение круга общения, ослабленное физическое состояние влечет за собой ряд изменений в образе жизни, личности и поведения. Перед пожилым человеком стоит задача адаптации к новому образу жизни, обусловленному прекращением трудовой деятельной. У пожилых людей меняется отношение к жизни, ценностные ориентации и установки, снижается самооценка, появляется ощущение беспомощности и одиночества. Их эмоциональное благополучие и удовлетворенность жизнью все больше зависит от социальной активности, контактов с семьей, поддержки других. В пожилом возрасте в силу появления заболеваний утрачивается ряд необходимых навыков и социально-значимых функций, что определяет ограниченность жизнедеятельности, приводит к нуждаемости в посторонней помощи.
Раскрыты технологии социальной реабилитации пожилых людей. В социальной реабилитации пожилых людей используются социально-педагогические, социально-психологические и профессиональные технологии. Широко применяются такие социально-педагогические технологии реабилитации пожилых людей как оккупационная терапия, группы самопомощи, клубная работа, социальная терапия. Социально-психологические технологии (школа третьего возраста, клуб родственников, школа волонтеров) направлены на повышение ответственности за собственное здоровье, изменение отношения к себе, коррекцию эмоциональных нарушений, развитие коммуникативных навыков. Технологии профессиональной реабилитации пожилых людей направлены на восстановление утраченных функций, трудовых навыков, профпригодности, овладение профессией и адаптацией к ней.
Выявлен уровень реабилитационного потенциала пожилых людей после выхода на пенсию. В результате констатирующего этапа эксперимента установлено, что уровень реабилитационного потенциала в группе женщин достоверно выше, чем в группе мужчин. Мужчины пожилого возраста имеют преимущественно низкий уровень реабилитационного потенциала, что указывает на отсутствие у них личностных ресурсов, позволяющих им активно и эффективно участвовать в процессе реабилитации, адаптироваться к изменяющимся условиям среды в ситуации хронической болезни. Женщины обладают преимущественно средним уровнем реабилитации. У мужчин наиболее выражен эмоциональный компонент реабилитационного потенциала, у женщин – мотивационный, коммуникативный компоненты реабилитационного потенциала. Также у женщин внутренняя картина болезни более оптимистичная, чем у мужчин. Уровень жизнестойкости личности выше у женщин, чем у мужчин пожилого возраста. У мужчин пожилого возраста на достоверном уровне выше показатели по такому компоненту жизнестойкости как принятие риска, у женщин пожилого возраста на достоверном уровне выше показатели по таким компонентам жизнестойкости как вовлеченность и контроль, а также уровень жизнестойкости личности. Для мужчин пожилого возраста на достоверном уровне более характерна приподнятость настроения, у женщин пожилого возраста – спокойствие, энергичность, уверенность в себе. Гипотеза исследования о том, что уровень реабилитационного потенциала в пожилом возрасте выше у женщин, чем у мужчин, подтвердилась.
1. Андреева, О.С. Принципы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида / О.С. Андреева // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2000. – № 4. – С. 20–26.
2. Анцыферова, Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 2001. –№ 3. – С. 3–15.
3. Басов, Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения / Н.Ф. Басов. – М.: КноРус, 2016. – 528 с.
4. Басов, Н.Ф. Учет психологических особенностей людей пожилого возраста в социальной работе / Н.Ф. Басов // Вестник КГУ. – 2013. – № 3. – С. 143–148.
5. Борчук, А.В. Адаптация пожилых людей в посттрудовой период / А.В. Борчук // Бюллетень Северного гос. мед. университета. – 2011. – № 1 (26). – С. 295–297.
6. Васильева, И.А. Отношение к болезни пациентов на хроническом гемодиализе / И.А. Васильева // Нефрология. – 2005. – № 2. – С. 53–61.
7. Васильева, Л.П. Профессиональная реабилитация: профориентация и отбор на профессиональное обучение личности с ограниченными возможностями / Л.П. Васильева, К.Э. Зборовский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2012. – 124 с.
8. Величко, П.А. Одиночество пожилых людей: социально-психологический анализ / П.А. Величко // Вестник Северо-Западн. инст. Управления. – 2014. – № 1. – С. 30–35.
9. Волкова, О.В. Социальная реабилитация как направление социальной работы / О.В. Волкова // Гадеамус. – 2006. – № 2. – С. 171–176.
10. Дементьева, Н.Ф. Социально-трудовая реабилитация нетрудоспособных граждан, находящихся в защищенных условиях / Н.Ф. Дементьева // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2012. – № 1. – С. 142–145.
11. Денисова, Е.А. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей / Е.А. Денисова, Е.В. Фатхуллина // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 12–19.
12. Ермолаева, М.В. К проблеме периодизации развития личности на протяжении жизненного пути / М.В. Ермолаева // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 119–128.
13. Жигарева, Н.П. Особенности трудовой реабилитации инвалидов в психоневрологическом интернате / Н.П. Жигарева // Отечественный журнал социальной работы. – 2010. – № 3. – С. 103–111.
14. Залученова, Е.А. Принципы оценки психологического компонента реабилитационного потенциала / Е.А. Залученова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 1998. – № 2. – С. 29–32.
15. Зборовский К.Э. Группы самопомощи в технологии социальной реабилитации инвалидов / К.Э. Зборовский. – М.: «Белорусская ассоциация социальных работников», 2008. – 156 с.
16. Зборовский, К. Э. Социальная реабилитация личности – главная цель комплексной реабилитации инвалида / К. Э. Зборовский // Инвалиды и общество: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию оо «Белои» [и др.]. – Минск: Белои, 2009. – С. 110-126.
17. Зборовский, К.Э. Реабилитация личности – одно из направлений охраны здоровья, развиваемое Всемирной организацией здравоохранения / К.Э. Зборовский // Здоровье населения: проблемы и пути решения: материалы II Междунар. науч.-практ. семинара, г. Минск, 19–21 мая 2011 г. / ред. кол.: Н.М. Римашевская (гл. ред.) и др; НАН Беларуси; Ин-т социологии НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2011. – С. 185–191.
18. Зенина, О.Н. Особенности социально-педагогической работы с пожилыми людьми как фактор успешной социальной адаптации в посттрудовой период / О.Н. Зенина // Технологии социальной работы с различными группами населения / Под ред. С.Т. Кохана. – М., 2015. – С. 161–164.
19. Зыкова, З.Н. Исследование актуальных психических состояний социально-активных пожилых людей / З.Н. Зыкова, Е.А. Лучкова. – 2017. – № 2, Т. 2. – С. 60–63.
20. Иржанова А.А. Актуальные проблемы пожилого возраста в современном мире // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – С. 114–116.
21. Иржанова, А.А. Проблемы социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период в условиях нестационарного социального учреждения // Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 6. – С. 1–7.
22. Кардаш, О.И. Оккупационная терапия как реабилитационная технология для пациентов, перенесших инсульт / О.И. Кардаш // Социология медицины. – 2015. – № 2. – С. 41–44.
23. Киселева, Т.Г. Исследование социально-психологических проблем пожилых людей / Т.Г. Киселева, Т.В. Бобик // In Siru. – 2015. – № 1. – С. 90–95.
24. Клемешева, Ю.Н. Реабилитационный потенциал и его оценка при заболеваниях нервной системы / Ю.Н. Клемешева, О.Н. Воскресенская // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2009. – № 1. – С. 120–123.
25. Коробов, М.В. Реабилитационный потенциал: вопросы теории и применения в практике медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов / М.В. Коробов // Врачебно-трудовая экспертиза. Социально-трудовая реабилитация инвалидов. – М.: ЦБНТИ, 1995. – Вып. 17. – 22 с.
26. Кулагина, И.Ю. Реабилитационный потенциал личности при Различных хронических заболеваниях / И.Ю. Кулагина, Л.В. Сенкевич // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11, № 1. – С. 50–60.
27. Лаврова, Д И. Оценка содержания и уровня реабилитационного потенциала при различных заболеваниях / Д. И. Лаврова, М.М. Косичкин, О.С. Андреева // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2004. – № 93. – С. 10–14.
28. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
29. Литвак, Р.А. Использование технологии социальной адаптации в работе с пожилыми людьми в геронтологических центрах / Р.А. Литвак, Т.А. Калугина // Вестник культуры и искусств. – 2013. – № 1. – С. 155–160.
30. Максимова, С.Г. Социально-психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого и старческого возраста / С.Г. Максимова // Клиническая геронтология. – 2000. – № 5-6. – С. 58–63.
31. Маюрова, А.А. Самоорганизация пожилых людей в обществе как способ адаптации / А.А. Маюрова // Вестник Пензенского гос. ун-та. -– 2016. – № 1. – С. 120–125.
32. Методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса // Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – С. 39–40.
33. Милькаманович В.К. Реабилитационный практикум / В.К. Милькаманович. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2016. – 40 с.
34. Милькаманович В.К. Социальная геронтология / В.К. Милькаманович. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. – 299 с.
35. Мусина-Мазнова, Г.Х. Типологические особенности социальной адаптированности и дезадаптированности людей пожилого возраста / Г.Х. Мусина-Мазнова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 2. – С. 11–15.
36. Никольская, И.М. Личность пожилого человека и психологическая реабилитация / И.М. Никольская, М.А. Краева // Российский семейный врач. – 2009. – № 2. – С. 26–31.
37. Овчинникова, Л.В. Психофизиологическое состояние пожилого человека в период его выхода на пенсию / Л.В. Овчинникова // Человек. Спорт. Медицина. –2012. – № 8. – С. 22–26.
38. Порохина, Ж.В. Психологический реабилитационный потенциал инвалида: на примере больных с ишемической болезнью сердца: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.10 / Ж.В. Порохина. – Москва, 2004. – 19 с.
39. Примак, Ю.А. Особенности социальной работы с пожилыми людьми / Ю.А. Примак // Педагогическое мастерство: материалы науч. конф. – М., 2012. – С. 54–58.
40. Рогачева, Т.В. Этапы и задачи комплексной реабилитации пациента реабилитационного центра (к постановке проблемы) / Т.В. Рогачева // Медицинская психология в России. – 2015. – № 6 (35). – С. 1–8.
41. Сачек, О.С. Социально-психологическая реабилитация пожилых людей в условиях дома-интерната / О.С. Сачек // Тезисы докладов XVI межвузовской научной конференции молодых ученых (17–18 апр. 2013 г., г. Минск) / редкол.: В. В. Манкевич (отв. ред.) [и др.]. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2013. – С. 173–174.
42. Светличная, Т.Г. Личностные характеристики адаптационных способностей лиц периода поздней взрослости / Т.Г. Светличная, А.А. Кузнецова // Экология человека. – 2005. – № 11. – С. 37–41.
43. Смирнова, Р.А. Мир инвалида глазами социолога / Р.А. Смирнова. – Минск: Белорус. Наука, 2006. – 219 с.
44. Солодухин, А.В. Взаимосвязь психологических характеристик внутренней картины болезни и копинг-поведения пациентов с ишемической болезнью сердца с параметрами их когнитивного статуса / А.В. Солодухин // Вестник РУДН. – 2017. – № 2. – С. 178–189.
45. Старобина, Е.М. Психологические аспекты реабилитационного потенциала инвалидов: методическое пособие / Е.М. Старобина, Е.Г. Свистунова, Е.О. Гордиевская. – СПб.: Эксперт, 2008. – 72 с.
46. Тяпкина, Т.Ю. Характеристика пожилых людей как особой социально-демографической группы / Т.Ю. Тяпкина // Nauka-Rastudent. – 2017. – № 1. – С. 26–35.
47. Украинец, П.П. Социальная работа: теория и организация / П.П. Украинец – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 79 с.
48. Фирсов, М.В. Психология социальной работы содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Ю.Б. Шапиро. – М.: Юрайт, 2015. – 390 с.
49. Фурман, Ю.В. Социально-психологические детерминанты удовлетворенности жизнью людей пожилого возраста / Ю.В. Фурман // Социальная работа с современном мире: взаимодействие науки, образования и практики. – 2015. – № 1. – С. 224–227.
50. Халак, М.Е. Психологическое сопровождение восстановительного лечения лиц с ограниченными возможностями и низким психологическим реабилитационным потенциалом: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.10 / М.Е. Халак. – Нижний Новгород, 2012. – 24 с.
51. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2010. – 344 с.
52. Щанина, Е.В. Организация досуга пожилых людей / Е.В. Щанина // Общественные науки. – 2013. – № 4. – С. 149–154.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б РЕЗУЛЬТАТЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ.
ПРИЛОЖЕНИЕ В РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПА.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты