Реферат
Дипломная работа: __ с., __ источников, __ таб., __ рис., __ приложения
ТУРОТЕРАПИЯ, ТУРИЗМ, ПОЖИЛЫЕ ГРАЖДАНЕ, ИНВАЛИДЫ, РЕАБИЛИТАЦИЯ.
Цель исследования: теоретически изучить и эмпирически обосновать особенности туротерапии как инновационной формы работы с пожилыми гражданами и инвалидами.
Объект исследования: туротерапия как инновационная технология.
Предмет исследования: особенности применения туротерапии как инновационной формы работы с пожилыми гражданами и инвалидами.
Методы исследования: анализ и синтез научной литературы, краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни, опросник «Активность повседневной жизни», методика САН (самочувствие, активность, настроение), анализ результатов исследования.
Элементы новизны: исследованы возможности использования различных форм и методов туротерапии для повышения социальной активности пожилых граждан и инвалидов; проведено исследование социальной активности пожилых граждан и инвалидов, даны рекомендации по проведению туротерапии с лицами пожилого возраста и инвалидами.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении понятия «туротерапия» как «инновационная технология», а также взаимосвязи данных понятий на основе работы с пожилыми гражданами и инвалидами.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для разработки программ и рекомендаций по применению туротерапии в рамках работы с пожилыми гражданами и инвалидами.
Введение
В XX веке туризм стал массовой и преобладающей формой путешествий. Значительный рост произошел в 50-е годы. Миллионы людей отправляются путешествовать, чтобы увидеть новое, необычное, то, о чем они читали в книгах, чтобы вдохнуть воздух морских просторов и лесов, узнать, как живут люди в других странах и регионах, испытать радость и бодрость от движения» [1, с.132].
Туризм был доступен, но не для всех, а именно для социально-незащищенных категорий нашего общества: пожилых граждан и инвалидов, по причине того, что условия проведения туристической деятельности, в основном, были нацелены на молодых и здоровых людей.
В наше время туризм меняется. «Пожилых людей и инвалидов все чаще можно встретить в турах в разные страны мира, в экологической экспедиции, они поднимаются на вершины гор, пересекают ледовые материки, путешествуют на колясках, автомобилях, сплавляются по рекам, принимают участие в международных конгрессах и конференциях. Туризм становится стилем жизни современного человека, в том числе и людей с ограниченными функциями [1, с.132].
В Законе Республики Беларусь «О туризме» 129-З от 11.11.2021 г.: «туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей» [2].
Социальный туризм – это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский), расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды.
Социальный туризм как специфическое направление исследования получило развитие в работах ученых, таких как А. П. Марков, О. А. Аникеева, Л. К. Игнатьева, Е. А. Сигида.
По оценкам Всемирной туристской организации, лечение и оздоровление относятся к числу важнейших туристских мотиваций. За последние 15 лет количество поездок на лечение увеличилось в мире на 10%. Лечебный туризм становится одним из приоритетов в мировом туризме. До сих пор идут споры, какие виды туризма относить к лечебному туризму. Если в качестве критерия использовать цель путешествия, то можно выделить отдельно лечебный туризм и оздоровительный туризм.
Туризм является уникальным средством рекреации и реабилитации для людей с проблемами здоровья, так как его функции соответствуют реабилитационным задачам, включая различные механизмы адаптации и самоадаптации, при условии активного участия в процессе самого реабилитанта. В связи с этим сегодня социально-культурная реабилитация, а именно туротерапия пожилых граждан и инвалидов рассматривается как комплекс мер, направленных на то, чтобы помочь этой категории граждан достичь и поддерживать оптимальную степень их участия во взаимодействии и общении с обществом. Это наиболее полно интегрирует их в общество, обеспечивая тем самым позитивные изменения в образе жизни.
Вопросами социокультурной реабилитации людей пожилого возраста в различные года занимались Ю. И. Демченко, М. А. Лобода, Л. В. Мерцалова, П. Д. Павленок, О. Е. Плеханова, Е. И. Холостова, а в исследованиях Е. Л. Луценко, Э. К. Наберушкиной, Т. И. Черняевой, Е. Р. Ярской-Смирновой, Н. В. Веденеевой, О. Г. Злобиной, И. А. Дворянчиковой, Е. В. Толкачевой представлен социокультурный подход к реабилитационной работе с инвалидами.
Физическая активность необходима для здоровья в любом возрасте. Рациональный двигательный режим является неисчерпаемым источником здоровья и долголетия. Кроме того, физические упражнения могут помочь предотвратить многие заболевания. Здоровый образ жизни – это ключ к долголетию и счастливой жизни [3, с.152].
Цель исследования: теоретически изучить и эмпирически обосновать особенности туротерапии как инновационной формы работы с пожилыми гражданами и инвалидами.
Объект исследования: туротерапия как инновационная технология.
Предмет исследования: особенности применения туротерапии как инновационной формы работы с пожилыми гражданами и инвалидами.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику и виды туротерапии.
2. Выделить основные направления туротерапии с разными категориями населения.
3. Провести анализ опыта работы по туротерапии на примере ГУ «ТЦСОН Железнодорожного района г. Витебска».
4. Разработать социальный проект в соответствии с тематикой исследования.
Методы исследования: анализ и синтез научной литературы, краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни, опросник «Активность повседневной жизни», методика САН (самочувствие, активность, настроение), анализ результатов исследования.
Методики исследования:
1. Краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни
2. Опросник «Активность повседневной жизни»
3. Методика САН (самочувствие, активность, настроение)
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты туротерапии как инновационной формы работы с пожилыми гражданами и инвалидами
1.1 Характеристика и виды туротерапии
Туризм (tourisme, от tour) в переводе с французского означает «прогулка», «поездка», «путешествие» – временные выезды людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства. Путешествия совершаются человеком в свободное от основной работы время в оздоровительных, познавательных, религиозных, рекреационных и иных целях. Одной из социально ориентированных отраслей экономики является туризм. Эта отрасль приносит не только доход в экономику, но и напрямую ориентирована на людей. Во многих странах основная доля государственных доходов относится именно к туризму.
Одним из первых документов, определяющих социальный туризм, является Манильская декларация по мировому туризму 1980 года, которая гласит: «Социальный туризм – это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими права на отдых». Это определение достаточно общее и поясняет, кто может относиться к «менее обеспеченным гражданам», а также каким образом и посредством чего осуществляется их право на отдых. Наряду с широкой трактовкой понятия «социальный туризм» существует и узкая, более конкретная, узкоспециализированная трактовка. К ней относятся определения, представленные учеными: B. C. Сениным, В. И. Азаром, В. Н. Акишиным, М. Б. Биржаковым.
Система социального туризма представляет собой совокупность социокультурных объектов и участников, а также принципов, целей, средств, включая льготы, что позволяет малообеспеченным слоям населения воспользоваться возможностями туристского отдыха. В целях обеспечения доступности туристского отдыха требуется разработка государственной социальной туристской политики, направленной на создание законодательной базы, принятие нормативных актов, развитие социальной инфраструктуры, подготовку квалифицированных кадров по организации информационной работы и оказания помощи различным слоям населения в реализации своих прав на отдых [4, с.26].
На примере ряда цивилизованных стран мы видим, что социальный туризм развивается в виде «ассоциативного туризма», организаторами которого являются профессиональные союзы туристских компаний и ассоциации социального туризма. Основной задачей социального туризма стала организация дешевых поездок для людей с низкими доходами. Немалую роль в развитии социального туризма играют и местные органы власти, создавая для этого не только экономические условия, но и инфраструктурные, в первую очередь, ориентированные на людей с ограниченными физическими возможностями. Именно поэтому в странах Европы туризм для этой категории граждан - обыденное явление. Свои услуги в этой сфере предлагают множество турфирм, имеющих разнообразные специализированные туристские программы и экскурсии для инвалидов. Экономически выгодному развитию социального туризма способствует не наличие отдельных единичных инфраструктурных элементов, а созданная целеполагающая система, обеспечивающая доступ людей к полноценному отдыху, а значит и эффективному восстановлению физических и духовных сил.
В Беларуси развитие социального туризма возможно пока только через государственное регулирование, поставив во главу угла общедоступность туризма внутри страны. Социальные туры сегодня предлагаются за счет бюджетных средств: для детей-сирот, детей из малообеспеченных семей, инвалидов и ветеранов. С учетом имеющихся возможностей организуются экскурсии и 2-х дневные туры по направлениям культурно-исторического и водного туризма [4, с.26-27].
За последние 20 лет количество туристов среди граждан пенсионного возраста заметно возросло. Сегодня самыми активными туристами являются люди старше 60 лет. В связи с этим следует обратить внимание на туристов пожилых людей, направляя инвестиции в создание комфортных условий для путешествий и отдыха этой категории граждан: специально оборудовать гостиничные номера, обучить соответствующий персонал, организовать услуги сопровождения, создать условия для свободного передвижения (пандусы, лифты, эскалаторы) и использования гигиенических комнат, приобрести специализированный транспорт. И самое главное, диверсифицировать туристические предложения, применяя мягкую ценовую политику.
Развитие социального туризма, разработка туристических программ с учетом их доступности для людей с особыми потребностями – все это создаст равные возможности для реализации права инвалидов и пожилых людей на отдых и ознакомления их с культурными ценностями.
Одним из востребованных сегодня направлений социокультурной реабилитации инвалидов и пожилых людей является туротерапия – технология социокультурной реабилитации, основанная на туристической и экскурсионной деятельности. Развитие данной технологии сегодня очень актуально, так как пагубное однообразие, монотонность в жизни, длительное скованное состояние пожилого человека приводит к физическому истощению и нервному напряжению. Ему необходима смена сферы деятельности и туротерапия позволяет решить вышеперечисленные проблемы [1, с.133].
[...]
Глава 2 Опыт
работы по туротерапии на примере ГУ «ТЦСОН Железнодорожного района г. Витебска»
2.1 Анализ
деятельности ГУ «ТЦСОН Железнодорожного района г. Витебска» по туротерапии с
пожилыми людьми и инвалидами
Для того чтобы работать с пожилыми людьми и инвалидами, нужно знать их социальное положение, особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических, социально-экономических и других видов исследований.
Технология социальной диагностики предполагает способность специалиста по социальной работе распознать личностные ресурсы клиента и резервные возможности социального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение успехов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах, как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций [42;44].
В процессе прохождения преддипломной практики при работе с лицами пожилого возраста и инвалидами целесообразно было применить следующие диагностические методики:
1. Опросник «Активность повседневной жизни» (Приложение А)
Это универсальный опросник для анализа самооценки и внешней оценки различных сфер повседневной жизни человека. Опросник содержит 25 вопросов.
Два вступительных вопроса (1, 2) оценивают способность человека справляться с повседневными делами и заботиться о себе. Эти два вопроса призваны дать первое впечатление об общей способности человека справляться с проблемами повседневной жизни.
Другие вопросы оценивают и анализируют проблемы, с которыми сталкивается человек, начиная, выполняя и заканчивая какую-либо деятельность. Наблюдаемые трудности не должны быть следствием соматических расстройств.
Вопросы с 3 по 20 непосредственно оценивают проблемы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Они охватывают следующие области: прием лекарств (3), гигиена (4), чтение (6), участие в разговоре (8), пользование телефоном (9), покупки (12), приготовление пищи (13), управление деньгами и решение финансовых вопросов (14 и 15), использование бытовой техники (17), транспорт (19), проведение досуга (20). Три из этих вопросов оценивают способность решать повседневные задачи, требующие сохранения кратковременной и долговременной памяти (5-й, 7-й, 10-й). Три других - способность ориентироваться в знакомой и незнакомой обстановке (11-й, 16-й, 18-й).
Последние пять вопросов шкалы посвящены не конкретному виду деятельности, а когнитивным функциям, которые оказывают непосредственное влияние на успешное повседневное функционирование человека. Вопрос 21 оценивает способность выполнять задачу, которую необходимо продолжить после короткого перерыва, например, сделать телефонный звонок или позвонить в дверь. Вопрос 22 оценивает трудности человека в выполнении двух дел одновременно, то есть оценивает функцию переключения волевого внимания. Вопрос 23 оценивает способность человека справляться с незнакомыми или новыми ситуациями, или адаптироваться к ним, что требует от него адекватной обработки новой информации. Вопрос 24 касается аспекта безопасности при выполнении повседневной деятельности. 25-й (заключительный) вопрос предназначен для людей, которым трудно выполнить задание под давлением обстоятельств.
Инструкция. В рамках выявления самооценки респондент должен отвечать на вопросы шкалы с помощью следующих градаций: 1 – «никогда», 2 – «иногда», 3 – «часто», 4 – «всегда», 0 – «не подходит» и «неизвестно».
В рамках осуществления внешней оценки на вышеописанные вопросы шкалы ADL должен ответить родственник, знакомый, социальный или медицинский работник, довольно близко знающий испытуемого и способный дать более объективную оценку.
Самооценка. Есть ли затруднения в том, чтобы...
Внешняя оценка. Есть ли у испытуемого человека затруднения в том, чтобы…
Обработка результатов. Чтобы подсчитать общий суммарный балл, необходимо просуммировать баллы, полученные по всем вопросам. Ответы, полученные в категориях «не подходит» и «неизвестно», не суммируются. Затем полученная сумма делится на количество вопросов, на которые были даны ответы в баллах от 1 до 4.
Интерпретация. Средняя величина зачетных ответов считается интегральным показателем тяжести нарушения всех видов повседневной жизни. Это среднее значение будет находиться между значениями 1 и 4, где 1 означает отсутствие трудностей в процессе осуществления «деятельности» повседневной жизни, а 4 свидетельствует о максимальных трудностях в процессе повседневного функционирования опрашиваемого человека.
2. Опросник САН (самочувствия, активности и настроения) (Приложение B)
Этот бланковый тест, предназначен для быстрой оценки самочувствия, активности и настроения (опросник назван по первым буквам этих функциональных состояний). Суть оценки заключается в том, чтобы попросить испытуемых соотнести свое состояние с рядом признаков по многоуровневой шкале.
[...]
Заключение
Итак, по итогам поставленных и решенных задач дипломной работы удалось получить следующие выводы:
1 Туризм может рассматриваться как туротерапия. Это двигательная активность, которая оказывает большое влияние на оздоровление пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями. Туротерапия является фактором, противодействующим гипокинезии, которая деструктивно влияет на здоровье и психику. Создает среду полноценного общения, в которой человек с проблемами взаимодействует с разными людьми, устанавливает социальные контакты и имеет возможность выполнять различные социальные роли. Воспроизводящая функция туротерапии направлена на восстановление сил, затраченных при выполнении производственных и повседневных бытовых обязанностей, а также помогает восстановить психические ресурсы человека. По характеру деятельности туротерапия является активной технологией, ее виды - это путешествие, экскурсии, походы, выезды и общение.
2 Туротерапия выступает как одна из технологий социокультурной реабилитации и имеет несколько направлений. Это работа с лицами, имеющими инвалидность, в том числе, с детьми, а также работа с пожилыми людьми. При этом работа с пожилыми людьми подразделяется на работу с «молодыми пожилыми» (55-59 лет), работу с гражданами пожилого возраста (60-74 лет) и работу с гражданами старческого возраста (75 и более лет). Работа с каждой возрастной группой имеет свои особенности: следует учитывать то, что с возрастом у людей становится больше хронических заболеваний опорно-двигательной, сердечно-сосудистой и нервной систем, из-за которых сложно перемещаться пешком на дальние расстояния, а также переносить длительные поездки в транспорте.
3 В ходе проведения эмпирического исследования в ГУ «ТЦСОН Железнодорожного района г. Витебска», с целью формирования представлений об особенностях развития системы туротерапии как инновационной формы работы с пожилыми гражданами и инвалидами приняли участие 60 респондентов. Согласно результатам проведенных исследований, люди пожилого возраста и инвалиды нуждаются во внимании, поддержки, которая может принести позитивные эмоции и будет оказывать положительное влияние на здоровье; при создании благоприятных условий для лиц пожилого возраста и инвалидов посредством организации рекреационной и реабилитационной деятельности, создадутся равные возможности для осуществления права на отдых и приобщения к культурным ценностям.
4 Таким образом, проведенные исследования в ГУ «ТЦСОН Железнодорожного района г. Витебска» по формирования представлений об особенностях развития системы туротерапии как инновационной формы работы с пожилыми гражданами и инвалидами позволили разработать проект «На перекрестках дорог» по блокам отдельно для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Проект предлагает разнообразные виды деятельности, решение различных задач, вовлечение каждого человека в активную деятельность. Целью является – формирование здорового образа жизни через туризм и активный образ жизни для клиента.
[...]
1 Зайцева, И. И. Туротерапия как социокультурная технология повышения социальной активности пожилых людей / Зайцева И. И. // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер: сб. науч. ст., Витебск, 3 марта 2022 г. / редкол.: Е. Л. Михайлова (гл. ред.), С. Д. Матюшкова, Е.Н. Бусел-Кучинская – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2022. – 278 с.
2 О туризме: Закон Республики Беларусь, от 11 ноября 2021 г., №129-З: принят Палатой представителей 4 октября 2021 г.: одобрен Советом Республики 28 октября 2021 г. – Минск: Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2021. – 2/2849.
3 Зайцева, И. И. Отношение к здоровому образу жизни у лиц пожилого возраста / И. И. Зайцева, Л. В. Королькова // Трансформация современной модели научной деятельности: задачи, проблемы, перспективы: сб. статей, Челябинск, 10 июля 2023г. / отв. ред. А. А. Сукиасян. – Уфа: Аэтерна, 2023. – С. 152-155
4 Зайцева, И. И. Социальный туризм как средство повышения социальной активности пожилых людей / И. И. Зайцева, Л. В. Королькова // Креативная трансформация и модернизация современного общества: электрон. науч. журн., Харьков, 23 июня 2021 г. / редкол.: П. З. Кучин (гл. ред.) и др. – Харьков: Креативный простор, 2021. – С. 26-27.
5 Трофимов, Е. Н. Государственная поддержка социального туризма новые аспекты и решения / Е. Н. Трофимов // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 10. – С. 68-71.
6 Чедов, К. В. Физическая культура. Двигательная активность как основа здорового образа жизни: учебно-методическое пособие / К. В. Чедов. – Пермь. – Издательский центр Пермского государственного национального исследовательского университета, 2022. – 103 с.
7 Выготский, Л.С. Психология искусства /Л.С. Выготский. – Минск: Современное слово, 2018. – 278 с.
8 Збароўскі Э.І. Генеалогія ў абароне жыцця: выхаваўчая практыка і дыдактыка. Медико-пед. пробл. охраны здор. учащ. и безопасны. жизнедеят.: Матер. науч.-практ. конф. Минск, 25 октября 2013 г. / Мин. обр. РБ и УО «БГПУ им. Танка» / под общ. ред. В.П.Сытого. – Минск: Тирас-Н, 2014. – С.51-55.
9 Милькаманович, В. К. Основы социальной геронтологии: учеб. пособие / В. К. Милькаманович. – Минск: Беларусь, 2018. – 191 с
10 Милькаманович, В.К. Гериатрия Беларуси: организация и основные показатели деятельности / В.К. Милькаманович, В.П. Сытый, В.Э. Сушинский // Социальная работа. – 2008. – № 4. – С. 2–4Лобанкова, Ю. С. Методы социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста / Ю. С. Лобанкова // Альманах мировой науки. – 2015. – Т.2 № 1-3 (1). – С. 70-71.
11 Лобанкова, Ю. С. Современные методы социокультурной реабилитации инвалидов / Ю. С. Лобанкова // Вестник научных конференций. – 2015. – № 2-6 (2). – С. 74-75.
12 Социальная геронтология: учеб.-метод. комплекс / В. К. Милькаманович. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 321 с
13 Лашкова, О. А. Практика применения инновационных технологий социальной работы в социальном обслуживании граждан пожилого возраста / О. А. Лашкова, Е. Н. Бусел-Кучинская // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2021. – С. 214-217.
14 Григорьев, А. Д. Социальная работа на Беларуси: История, опыт, проблемы / А. Д. Григорьев – Мн.: Дизайн ПРО, 2018. – 147 с.
15 Манцурова Н.В. Развитие рынка соци¬альных услуг в Республике Беларусь / Н.В. Манцурова //Вестник Беларускага дзяржаунага эканамичнага универсiтэта. – 2019. – №1. – С. 26-33.
16 Савин, А. Ю. Социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов в геронтологическом центре / А. Ю. Савин, Н. В. Щербинина // Социальное обслуживание. – 2014. – № 5. – С. 19-31.
17 Афанасьева, Т.С. Формирование ценностного отношения к пожилому возрасту у будущих специалистов по социальной работе: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: специальность 13.00.08 Теория и методика профессионального образования / Афанасьева Т.С. – Минск, 2014. – 26 с.
18 Дворянинова, Е.В. Теоретико-методические аспекты восстановления двигательной функции шейного отдела позвоночника средствами физической реабилитации у лиц зрелого возраста: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Е.В. Дворянинова. – Минск, 2015. – 25 с.
19 Просвирякова, И.. Гигиеническая оценка загрязнения атмосферного воздуха мелкодисперсными твердыми частицами как фактора риска здоровью населения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук: специальность 14.02.01 Гигиена / И.А. Просвирякова. – Минск, 2018. – 22 с.
20 Щербинина, А. О. Особенности проведения туристической терапии при организации работы с людьми пожилого возраста: теоретический аспект / А. О. Щербинина // Аллея науки. – 2018. – Т.2 № 1 (17). – С. 524-527.
21 Матвеева, М Гимнастика для пожилых. 20 простых упражнений / М. Матвеева // Аргументы и факты. – 2013. – URL: https://aif.ru/health/secrets/gimnastika_dlya_pozhilyh_20_prostyh_uprazhneniy
22 Зайцева, И. И. Проектная деятельность в социальном туризме / Зайцева И. И. // Тенденции и перспективы развития науки и образования в условиях глобализации: сб. науч. трудов, Переяслав, 30 апреля 2021г. / редкол.: В. П. Коцур (гл. ред.) и др. – Университет Григория Сковороды в Переяславе, 2021. – №70. – С 19-22.
23 Что такое инклюзия простыми словами? // Специальная олимпиада. – URL: https://specialolympics.ru/blog/inclusion-simple-words
24 Борисенко-Клепач, Н. М. Инклюзивный туризм: что, как и зачем? / Н. М. Борисенко-Клепач – Минск: Просветительское правозащитное учреждение «Офис по правам людей с инвалидностью», 2016. – 23 с.
25 Борисенко-Клепач, Н. М. Развитие инклюзивного туризма на международном рынке туристических услуг: автореферат диссертации / Н. М. Борисенко-Клепач – Минск: БНТУ, 2023. – 24 с.
26 Конанова, Е. И. Инклюзивный туризм: технология и организация турпродукта / Е. И. Конанова – Ростов-на-Дону – Таганрог Издательство Южного федерального университета, 2019. – 128 с.
27 Борисенко-Клепач, Н. М. Доступность информации о культурных и туристических услугах и мероприятиях как неотъемлемое условие развития инклюзивного туризма в Республике Беларусь / Н. М. Борисенко-Клепач, Л. Е. Можаева, Н. М. Шевко // Развитие инклюзивного туризма в Беларуси и мире – Минск, БГУ, 2022 – С 11-18.
28 Конвенция о правах инвалидов: принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года // Конвенции и соглашения. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
29 Пациенко, С. А. Инклюзивный туризм как перспективное направление туризма в Республике Беларусь / Пациенко С. А. // Материалы II Международной научно-практической конференции «Перспективы развития туризма в современных условиях: мировые тенденции и региональные контексты», Минск, 28 сентября 2022г. / редкол.: И.Н. Воронович (председатель) [и др.]. – Минск, Колорград, 2022.
30 Инклюзивный туризм. Что предлагают в Беларуси для особенных гостей // БЕЛТА. – URL: https://www.belta.by/comments/view/inkljuzivnyj-turizm-chto-predlagajut-v-belarusi-dlja-osobennyh-gostej-8515/
31 Ясный язык. Основные положения // Государственный стандарт Республики Беларусь: СТБ 2595-2021. – Минск, БелГИСС, 2021 – 18 с.
32 Ясный язык: как сделать информацию доступной для чтения и понимания. // Методические рекомендации / под ред. Е. Г. Титовой. – Минск, 2018 – 42 с.
33 Шрифт Брайля // Алфавит. – URL: https://alphabetonline.ru/braylya.html
34 Шатохина, А. Читать руками. Как работает азбука Брайля для слепых / А. Шатохина // Аргументы и факты. – URL: https://aif.ru/health/life/chitat_rukami_kak_rabotaet_azbuka_braylya_dlya_slepyh
35 Общественное объединение «Белорусское товарищество инвалидов по зрению // ОО «БелТИЗ». – URL: https://beltiz.by/
36 Тактильный проект «Искусство на кончиках пальцев» // Национальный художественный музей Республики Беларусь. – URL: https://artmuseum.by/ru/taktylny-praekt-mastatctva-na-konchykakh-paltcau
37 «Включись в музей!» В Национальном историческом музее работает инклюзивный проект // Минские новости. – URL: https://minsknews.by/vklyuchis-v-muzej-v-naczionalnom-istoricheskom-muzee-rabotaet-inklyuzivnyj-proekt/
38 Фотофакт: Инклюзивный выставочный проект «История без границ» проходит в Национальном историческом музее // БЕЛТА. – URL: https://www.belta.by/culture/view/fotofakt-inkljuzivnyj-vystavochnyj-proekt-istorija-bez-granits-prohodit-v-natsionalnom-istoricheskom-524946-2022/
39 Доступный музей // Национальный художественный музей Республики Беларусь. – URL: https://artmuseum.by/ru/dastupny-muzei
40 Инклюзивный туризм в Беларуси // Современные технологии без комплексов. – URL: https://nnd.name/2022/05/inklyuzivnyj-turizm-v-belarusi/
41 Ценностный мир современного человека: Беларусь и ее соседи в международных проектах по изучению ценностей / Под ред. Д.М. Булынко, А.Н. Данилова, Д.Г. Ротмана. – Минск, 2016. – 269 с.
42 Григорьев, А.Д. Очерки истории социальной работы на Беларуси / А.Д. Григорьев. – Минск, 2018. – 256 с.
43 Снытко, Н.И. Социальные проблемы демографического старения / Н.И. Снытко. – Мн.: Право и экономика, 2016 – 205 с.
44 Писаревский, Е. Л. Основы туризма: учебник / Е. Л. Писаревский. – Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 384 с.
45 Станишевский, А. Л. Алгоритмы оказания первой помощи пострадавшим на месте происшествия: учеб.-метод. пособие / А. Л. Станишевский [и др.]. – Минск: БелМАПО, 2020. – 114 с.
46 Трофимов, Е. Н. Государственная поддержка социального туризма новые аспекты и решения / Е.Н. Трофимов // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 10. – С. 68-71.
47 Чаплинская Е. В. Старение : теории и генетические аспекты / Е. В. Чаплинская, В. Э. Бутвиловский. — Минск : БГМУ, 2014. — 74 с.
48 Социальная геронтология / Р.С. Яцемирская. – Минск: Асвета, 2015. – 287 с.
49 Сушкова, Г. М. Туризм – действенное средство реабилитации инвалидов с психоневрологическими заболеваниями / Г. М. Сушкова, И. Г. Холопова // Социальное обслуживание. – 2015. – №1. – С.34-40.