Введение
1 Теоретические аспекты изучения социально-психологических проблем одиноко проживающих людей старческого возраста
1.1 Психологическая характеристика людей старческого возраста
1.2 Основные аспекты социально-психологических проблем одиноко проживающих людей старческого возраста
Выводы по первой главе
2 Эмпирическое исследование социально-психологических проблем одиноко проживающих людей старческого возраста
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации по преодолению социально-психологических проблем у одиноко проживающих людей старческого возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность. Социальная политика нашей страны направлена на работу с лицами пожилого и старческого возраста и ее эффективность определяется построением необходимых концепций в системе оценки особенностей и потребностей людей данного возраста. Для людей этой группы очень важно оказание помощи социальными работниками, включаемые территориальными центрами, центрами социального обслуживания и иными организациями. Необходимо отметить, что такие формы оказания помощи людям старческого возраста как стационарное и полустационарное обслуживание в рамках оказания социально-консультативной помощи в рамках оказания медицинского обслуживания актуальны в современной социальной работе.
В режиме деятельности сегодняшнего дня необходимо выделить определенные особенности социальной работы с пожилыми людьми на основе плотного изучения в рамках оценки законодательной базы, определения реализации программ образовательного процесса. Необходимо отметить, что вопросы социальной работы с людьми старческого возраста находятся во внимании различных исследований как системы законодательной, так и социальной службы в целом.
Вопросами оценки социально-психологических проблем одиноко проживающих людей старческого возраста занимались отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как Б. Н. Алмазов, Н. Ф. Басов, И. В. Гущин, А. А. Дыскин, М. В. Ермолаева, К. Э. Зборовский и т.д.
Вышеуказанные исследователи формируют представление о необходимости оказания социальной помощи и поддержки людям старческого возраста в условиях одинокого проживания. Различные особенности социальной работы с данной категорией детей должны быть основаны на эффективных и экономических способах реализации потенциала личности человека в рамках данной возрастной категории. Специалист по социальной работе, который обслуживает людей старческого возраста, должен владеть определенными теоретическими знаниями и практическими умениями в рамках реализации навыков оценки социально-организационной диагностики, умения адекватно выбирать средства и методы решения проблем у людей старческого возраста.
Для современного процесса оценки социальной работы с людьми старческого возраста характерным является именно недостаточный уровень изученности. На основе данной информации нами было отмечено, что в основном, нами была выбрана тема исследования: «Социальная работа с гражданами пожилого и старческого возраста».
Объект исследования: социально-психологические проблемы одиноко проживающих людей старческого возраста.
Предмет исследования: методы и приемы решения социально-психологических проблем одиноко проживающих людей старческого возраста.
Цель исследования: теоретически изучить и эмпирически обосновать особенности социально-психологических проблем одиноко проживающих людей старческого возраста.
Гипотеза исследования: одиноко проживающие люди старческого возраста имеют широкий комплекс социально-психологических проблем, которые отражают особенности самоотношения людей в зависимости от среды проживания.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме людей старческого возраста.
2. Выявить основные аспекты социально-психологических проблем одиноко-проживающих людей старческого возраста.
3. Провести эмпирическое исследовании.
[...]
1 Теоретические аспекты изучения социально-психологических проблем одиноко проживающих людей старческого возраста
1.1 Психологическая характеристика людей старческого возраста
Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, – как определить место людей пожилого и старческого возраста в рамках функционирования современных социальных системах. Одной из наибольших проблем является именно в рамках включения людей старческого возраста в систему образования. Многие исследователи указывают на то, что современные люди старческого возраста также имеют определенный интеллектуальный потенциал. Именно на основе этих особенностей необходимо формировать активную позицию в рамках конкретных социальных структур в системе необходимости создавать конкретные условия в рамках социализации пожилого человека [6, с.55].
Старость – один из самых парадоксальных и противоречивых периодов жизни, связанный с тем, что перед человеком в полный рост встают «последние вопросы бытия» (М. М. Бахтин), требующие разрешения неразрешимого – сочетания возможностей старого человека в понимании мира и его жизненного опыта с физической немощью и невозможностью активно реализовать в жизни все, что было понято [7, с.127].
Старость (70-79 лет). После 70 лет многие люди сталкиваются с потерей близких (супругов, друзей). Социальная активность снижается, и люди стремятся жить в одиночестве. Для людей старческого возраста характерными являются такие особенности как уменьшение физиологического здоровья, ухудшение общего состояния здоровья, формирование большого количества соматических заболеваний и снижение показателей развития психических функций в рамках снижения работоспособности органов чувств. При когнитивном снижении возникают соответствующие компенсации. Например, образованные люди и те, кто активно занимается интеллектуальным трудом, не испытывают серьезных трудностей в повседневной жизни. В старости у некоторых пожилых людей появляется такое когнитивное свойство, как мудрость. Она основана на кристаллизованном интеллекте, обусловлена культурой, связана с опытом и личностью человека.
Мудрость представляет собой одно из наиболее важных новообразований старческого возраста, что помогает современным людям давать обоснованные суждения о важных вопросам в жизни. В целом, главная задача на этом этапе - сохранить достигнутую ранее реинтеграцию личности.
Н.Ф. Басов отмечает: «пожилые люди – это особая категория людей в возрасте от 60 до 74 лет, которые являются объектом социальной работы. К пожилым людям относятся люди разных типов – это могут быть здоровые люди или люди с различными физическими и психическими недостатками. Пожилые люди имеют разное социальное происхождение и отличаются по семейному положению, профессиональному статусу, интересам и убеждениям. Большинство из них отказываются от профессиональной деятельности и получают пенсию по старости» [11, с. 214].
И.Н. Бонларенко пишет: «в пожилом возрасте человек сталкивается с проблемой старости, с непосредственным ослаблением организма, иссяканием физических сил. Процесс старения связан с изменениями в организме, которые приводят к ослаблению социальных и биологических функций человека и обострению существующих или новых, часто очень серьезных заболеваний. Происходят изменения в центральной нервной системе, которые проявляются в обидах, снижении трудоспособности, раздражительности и депрессии, потере определенных способностей и нарушениях памяти. Естественное старение организма приводит к возникновению ряда хронических заболеваний» [12, с.43].
[...]
2 Эмпирическое исследование социально-психологических проблем одиноко проживающих людей старческого возраста
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУ «Петриковский территориальный центр социального обслуживания населения». В исследовании приняли участие 10 респондентов в возрасте 75-80 лет. Выборка исследования включала в себя 8 женщин и 2 мужчины. В связи с преобладающим количеством в выборке женщин, гендерный анализ результатов исследования мною не проводился.
«Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования» [45, с.88].
Цель эмпирического исследования: эмпирически обосновать особенности социально-психологических проблем одиноко проживающих людей старческого возраста.
Задачи эмпирического исследования:
1. Подобрать методики исследования.
2. Провести эмпирическое исследование.
3. Сделать выводы в рамках проведенного исследования и разработать рекомендации в соответствии с ними.
Методики исследования:
1. Анкета (Приложение А)
Цель: определить особенности развития социально-психологических проблем у одиноко проживающих людей.
Данная анкета состоит из 6 вопросов, которые имеют открытые ответы.
2. Методика Ю.М. Орлова «Потребность в общении» (Приложение Б)
Цель: определить уровень потребности в общении у одиноко проживающих пожилых людей.
Предлагается ответить на 33 вопроса. Обработка результатов исследования проводится в соответствии с ключом.
3. Опросник социально-психологической адаптации Р. Даймонда-К. Роджерса (Приложение В)
Цель: определить особенности и уровни социально-психологической адаптации Р. Даймонда-К. Роджерса.
Инструкция: «в опроснике содержатся высказывания о человеке, и его образе жизни. Необходимо их соотнести с собственными привычками и стилями поведения. И необходимо выделить, какие особенности характерны для конкретного респондента. Для этого необходимо выбрать ответ оценок от 0 до 6 баллов.
Обработка и интерпретация результатов исследования проводится в соответствии с ключом.
[...]
Заключение
литературных источников показал, что люди пожилого и старческого возраста характеризуются показателями изменения социальных ролей в рамках приобретения новых ценностей на основе проявления конкретных социально-нравственных обязанностей и норм. Снижение показателей прекращения работы с пожилыми людьми основан на состоянии стрессовых ситуаций в рамках изменения социальных ролей в целом и социуме. Пожилые люди и люди старческого возраста, вышедшие на пенсию, представляют собой определенную группу, которая отражает особенности проживания людей пожилого возраста на пенсии. Основными психологическими особенностями являются такие как необходимость приспособления человека пожилого и старческого возраста к новым условиям проживания.
Одиночество может быть определено как система личностной идентификации в рамках постоянного изучения на примере старческого возраста. Особенности одиночества основаны на определение показателей отношений и связей в рамках социальных отношений человека. Для старческого возраста характерными являются такие особенности как скачкообразный характер данных процессов на основе ослабления или усложнения конкретных функций в системе оценки активности социальной системы развития геронтогенеза людей старческого возраста.
Для современности характерным является недостаточный уровень изученности. Актуальность данной тематики крайне важна так как современные исследования основаны на геронтологических, психологических и социальных характеристиках. Широко распространенное в обществе представление о старости значительно усложняет для пожилых людей бремя физических и психологических проблем, с которыми они сталкиваются в реальной жизни.
Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты пожилых людей являются пенсионное и социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.
Социальная защита населения пожилого и старческого возраста направлена на оказание разносторонней и качественной помощи непосредственно нуждающимся в ней людям пожилого возраста, а также на создание условий для применения инновационных технологий социальной работы. Расширение спектра предоставляемых социальных услуг делает социальную поддержку адресной, своевременной и эффективной.
Одиночество может быть выявлено в рамках конкретных возрастных этапах. Наличие одиночества в рамках старческого периода указывает на наличие стресса и формирования системы индивидуального развития на основе развития личности в целом. Процессы социальной работы с людьми старческого возраста основаны на восстановлении определенных социальных функций в рамках создания условий в системе повышения качества жизни. Эффективные особенности реабилитации зависит в рамках развития активности людей старческого возраста.
С целью формирования представления об особенностях социально-психологических проблем у одиноко-проживающих людей старческого возраста нами было проведено эмпирическое исследование при помощи нескольких методик. В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты:
– для людей старческого возраста характерными являются такие особенности как нормативные показатели адаптации к определенным социальным явлениям, высокий уровень самооценки, определение системы отрицательного отношения в рамках происходящего на основе показателей доминирования в рамках лидерских показаний;
– 30% пожилых людей в свободное время предпочитают совершать пешие прогулки по городу или природе; 30% испытуемых предпочитают пассивный отдых; 20% испытуемых свободное время посвящают хобби.
[...]
1. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживанияЗакон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022 – 258 с.
2. О социальном обслуживании: Закон Респ. Беларусь, 22 мая 2000 г., –№ 395-З в редакции от 13 июля 2012 г. // // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. – 278 с.
3. О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь, 18 мая 2004 г., № 288-3: в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 11.10.2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. – 147 с.
4. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.01.2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by/. Дата доступа: 02.03.2022.
5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022 г.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. – 258 с.
6. Александрова, М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М.Д. Александрова. – СПб.: Питер, 2004. – 512 с.
7. Александрова, М.Д. Старение: социально-психологический аспект / М.Д. Александрова // Психология старости и старения/ сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003 – С.127-143.
8. Алмазов, Б. Н. Методика и технологии работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся на факультетах социальной педагогики и социальной работы / Б. Н. Алмазов и др.; под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Академия, 2007. – 390 с.
9. Альперович, В. Д. Социальная геронтология / В. Д. Альперович. – Р-н/Д: Феникс, 2017. – 557 с.
10. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания /Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева, М.: Издательство «Институт прикладной психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006 – 384 с.
11. Басов, Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения / Н.Ф. Басов. – М.: КноРус, 2016. – 528 с.
12. Бондаренко, И.Н. В интересах пожилых людей / И.Н. Бондаренко //Работник социальной службы. – М.: Академия, 2017. – №1 – С. 43
13. Бондаренко, И.Н. Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов на селе: инновационные формы и методы/ И.Н. Бондаренко, А.Н. Дашкина. – М.: Академия, 2018. – 425 с.
14. Борчук, А.В. Адаптация пожилых людей в посттрудовой период / А.В. Борчук // Бюллетень Северного гос. мед.университета. – 2011. – № 1 (26). – С. 295-297.
15. Бочарова, В. Г. Социальная педагогика и социальная политика: линии сопряжения / В. Г. Бочарова // Социальная работа. – 2002. – № 1. – С.13-17.
16. Величко, П.А. Одиночество пожилых людей: социально-психологический анализ / П.А. Величко // Вестник Северо-Западн. инст. Управления. – 2014. – № 1. – С. 30-35
17. Вульф, Л.С. Одиночество пожилых людей / Л.С. Вейс. // Социальное обеспечение. – 2008. – №5. – С.248.
18. Гамезо, М. В. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова, Л. М. Орлова. – М.: Ноосфера, 2009. – 410 с.
19. Гущин, И. В. Право социального обеспечения: учебно-методический комплекс в 2 частях / И. В. Гущин, Л. Я.Абрамчик, С.В. Агиевец [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/soc_pravo_part2/oglavlenie.htm.
20. Дегаева, Н.С., Сабитова, Г.В. Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / Н.С. Дегаева, Г.В. Сабитова. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. – Выпуск 4 – 192 с.
21. Ермолаева, М.В. К проблеме периодизации развития личности на протяжении жизненного пути / М.В. Ермолаева // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 119-128.
22. Зборовский, К. Э. Социальная реабилитация личности – главная цель комплексной реабилитации инвалида / К. Э. Зборовский // Инвалиды и общество: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию оо «Белои» [и др.]. – Минск: Белои, 2009. – С. 110-126.
23. Зборовский, К.Э. Реабилитация личности – одно из направлений охраны здоровья, развиваемое Всемирной организацией здравоохранения / К.Э. Зборовский // Здоровье населения: проблемы и пути решения: материалы II Междунар. науч.-практ. семинара, г. Минск, 19–21 мая 2011 г. / ред. кол.: Н.М. Римашевская (гл. ред.) и др; НАН Беларуси; Ин-т социологии НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2011. – С. 185–191
24. Иванов, В.Н., Патрушев, В.И. Социальные технологии: Курс лекций / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2009. – 432 с.
25. Киселева, Т.Г. Исследование социально-психологических проблем пожилых людей / Т.Г. Киселева, Т.В. Бобик // InSiru. – 2015. – № 1. – С. 90-95.
26. Ковалева, Н. Г. Пожилые люди: социальное самочувствие / Н.Г. Ковалева // Социологические исследования. – 2001. - № 7. – С.73-79
27. Козлова, Т.В. Социальное время пенсионера; этапы самореализации личности / Т.В. Козлова – М.: Академия, 2003 – 236 с.
28. Краснова, О.В. Социально – психологическое сопровождение выхода на пенсию / О.В. Краснова. – М: ЭКСМО – Пресс, 2002 – 460 с.
29. Краснова, О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании. / О.В. Краснова – М.: Принтер, 2011. – 231 с.
30. Кропоткин, П.М. Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты / П.М. Кропоткин. – М.: Академический проект, 2015. – 410 с.
31. Курбатов, В.И. Социальная работа/ В.И. Курбатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 480 с.
32. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев // Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т.2. – М.: Педагогика, 1983. – С.159-163
33. Литвак, Р.А. Организация досуговой деятельности пожилых людей в фитнес-клубе / Р.А. Литвак, И.В. Резанович // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. – С. 177-179
34. Максимова, С.Г. Социально-психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого и старческого возраста / С.Г. Максимова // Клиническая геронтология. – 2000. – № 5-6. – С. 58-63
35. Мелькунян, А.С. Геронтология. / А.С. Мелькунян. – М.: ЭСКМО – Пресс, 2002 – 265 с.
36. Милькаманович, В.К. Социальная геронтология / В.К. Милькаманович. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. – 299 с.
37. Миннигалеева, Г. А. Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми / Г. А. Миннигалеева: дисс. ... канд. пед. наук. – М.: Академия, 2004. – 310 c.
38. Пантюк, И.В. // Медико-социальная экология личности: состояние и перспективы: материалы III международной конференции / Минск, 1-2 апреля 2005 г.; Белорус. гос. ун-т.; ред.кол.: В.А. Прокашева [и др.]. – Минск: БГУ –2005. – Ч. 1. – С. 48-51
39. Покровский, Н.Г. Лабиринты одиночества / Н.Г. Покровский. – М.: Академическая книга,2008. – 298 с.
40. Россет, Э.Л. Демография старости. / Э.Л. Россет – Киев: Изд-во Киевского государственного университета, 2012. – 245 с.
41. Смит, Э.Д. Стареть можно красиво. / Э.Д. Смит. – М.: Крон-Пресс, 2015. – 165 с.
42. Сорвина, А.С. Социальная работа: теория и практика / А.С. Сорвина, Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА – М, 2012. – 427 с.
43. Тащева, А.И. Проблема старости: социокультурный феномен /А.И. Тащева // Психология старости и старения: Хрестоматия для студентов психологических факультетов высших учебных заведений / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. — М.: «Феникс - Плюс», 2003 – 350 с.
44. Ускова, Н.Е. Институциональное обеспечение социальной активности пожилых людей / Н.Е. Ускова– М.: Академия, 2015. – 278 с.
45. Фролькис, В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни / В.В. Фолькис – СПб.: Питер, 2008. – 138 с.
46. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2010. – 344 с.
47. Шапиро, В. Д. Человек на пенсии: Социальные проблемы и образ жизни / В. Д. Шапиро. – М.: Мысль, 2010. – 208 с.
48. Щукина, Н.П. Свободный доступ пожилых людей к социальным услугам как теоретическая и практическая проблема/ Н.П. Щукина, Е.А. Грищенко//Отечественный журнал социальной работы. – 2005. – №1 - С.29-33.
49. Щукина, Н.П. Самопомощь и взаимопомощь граждан старшего возраста. / Н.П. Щукина. – М.: ООО «Речь», 2013. – 198 с.
50. Яцемирская, Р. С. Социальная геронтология. / Р.С. Яцемирская, И.Г. Беленькая. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – 224 с.