Введение
Актуальность темы. На современном этапе особую активность приобретает проблема жизнестойкости и осмысленности жизни у старшеклассников с разным уровнем фрустрационной толерантности. На фоне социальной напряженности и нестабильности, происходящих стрессовых ситуаций в жизни юношей и девушек, высоких требований к личности молодых людей важно изучение психологических факторов, позволяющих старшеклассникам успешно функционировать в обществе и ощущать удовлетворенность жизнью.
Жизнестойкость выступает важным ресурсом личности в юношеском возрасте. Жизнестойкость – это не просто способность продолжать развивать свои навыки, несмотря на невзгоды, или противостоять травмам, защищая себя от влияния внешних обстоятельств. Эта личностная особенность отражает способность позитивно реагировать, несмотря на трудности, превращая их в возможности для роста. Потому жизнестойкость принимает форму изменения, позволяющего человеку найти новый баланс и позитивно развиваться, то особенно важно в юности. Ведь в этом возрасте на первый план выходит задача личностного и жизненного самоопределения, достижения субъективного благополучия.
Осмысленность жизни относится к степени, в которой люди понимают, интерпретируют или находят значение в своем существовании и в своем восприятии наличия цели, миссии или всеобъемлющей цели. Развитие смысла жизни в юности возрасте включает в себя исследование и развитие целеустремленности при определении стадии своего развития. Поиск смысла жизни и целевых ориентаций является важнейшей задачей развития в юношеском возрасте. Развитие цели в жизни, смысла жизни и отношения к жизни, которые будут определять будущее человека, имеет решающее значение в юности.
Обретение смысла жизни, достижение самопревосходной цели и позитивное отношение к жизни чрезвычайно важны для психического здоровья и благополучия старшеклассников. На сегодняшний день установлено, что наличие смысла больше способствует позитивному развитию старшеклассников. Более того, наличие смысла положительно связано с общим благополучием. И наоборот, поиск смысла положительно связан с депрессией, тревогой, эмоциональным расстройством, суицидальными мыслями и снижением психологического благополучия (Д.Б. Ньюман, Л. Линь, С. Ван).
Особый научный интерес представляет изучение жизнестойкости и осмысленности жизни у старшеклассников с разным уровнем фрустрационной толерантности. Это связано с тем, фрустрационная толерантность воплощает в себе многие характеристики успешных людей. На сегодняшний день установлено, что толерантность к фрустрации лежит в основе академической успеваемости, а люди с высокой толерантностью к фрустрации имеют более высокий коэффициент интеллекта, показатели самоконтроля и социальной смелости (П. Мейндл). Также существует отрицательная связь между толерантностью к фрустрации и индивидуальным благополучием среди молодых людей. Школьники с низкой толерантностью к фрустрации, вероятно, имели более высокий уровень стресса и более высокий риск развития депрессии и тревоги (Н.Е. Махон).
В старшем школьном возрасте залогом преодоления стрессов выступает развитая фрустрационная толерантность, основанная на уверенности в собственных силах, способности принять жизненный вызов и извлечь из него полезный урок для себя, проявляя гибкость в подходах к решению проблем и преодолению сложных ситуаций. Высокая фрустрационная толерантность может быть связана с такими личностными особенностями, как жизнестойкость и осмысленности жизни.
Феномен жизнестойкости изучали Л.А. Александрова, С.А. Богомаз, О.Б. Дарвиш, М.В. Логинова, В.В. Морозова, Т.В. Наливайко, Д.А. Леонтьев, С. Мадди, А.Н. Фоминова, Д.А. Циринг и др.
К проблеме осмысленности жизни обращались К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, Т.Н. Сахарова, А.В. Серый, Ж.А. Сулаева, Н.В. Сухарева, Л.П. Шрейдер и др.
Вопросы фрустрационной толерантности в своих работах затрагивали Л.И. Дементий, Р. Диас, М.М. Клиффорд, С. Розенцвейг, Дж. Харви и др.
Однако, проблема изучения жизнестойкость и осмысленность жизни у старшеклассников с разным уровнем фрустрационной толерантности в современной психологии остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить жизнестойкость и осмысленность жизни у старшеклассников с разным уровнем фрустрационной толерантности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы жизнестойкости и осмысленности жизни у старшеклассников с разным уровнем фрустрационной толерантности.
[…]
Глава 1 Теоретические основы исследования жизнестойкости и осмысленности жизни у старшеклассников с разным уровнем фрустрационной толерантности
1.1 Основные подходы к изучению жизнестойкости
Впервые на феномен жизнестойкости личности было обращено внимание в 80-х годах XX века. Тогда было введено понятие «hardiness», что в переводе с английского языка означало «выносливость», «стойкость», «крепость». Авторами данного понятия стали американские психологи Сальвадор Мадди и Сьюзен Кобейс. Они рассматривали «hardiness» как «особое интегративное качество, систему установок и убеждений о мире и о себе, позволяющее личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя при этом внутренний баланс и гармонию» [13, с. 74].
В концепции С. Мадди, жизнестойкость рассматривалась как паттерн структуры установок и навыков, который позволяет превратить изменения в окружающей действительности в возможности человека. Жизнестойкость, по С. Мадди, включает психологический и деятельностный компоненты. Согласно автору, «деятельностная сторона предполагает действия, направленные на осуществление цели; совладание со стрессовой ситуацией; заботу о своем здоровье; занятия, преобразующие ситуацию. Психологическая сторона предполагает изменение характера отношений – увеличение интереса к миру в целом и окружающим людям в частности. Эти два компонента формируют систему, которая оберегает людей от непомерной тревоги» [62, с. 390].
Вслед за С. Мадди и другие зарубежные ученые начали исследовать феномен жизнестойкости личности. Так, Д. Бэнк и Л. Кэннон в своих исследованиях рассматривали влияние «hardiness» на взаимосвязь между стрессорами и психосоматической патологией. Они выяснили, что лица, обладающие хорошо выраженными качествами «hardy», испытывают стрессы намного реже и не воспринимают мелкие неприятности как стрессогенные. В свою очередь С. Ханг установил, что люди с высокой выраженностью жизнестойкости имеют высокую вероятность оставаться здоровыми и воспринимать изменения, происходящие в их жизни как положительные. Исследования И. Солковой и П. Томанека выявили, что жизнестойкость положительно воздействует на ресурсы совладания, повышая при этом общую самоэффективность. Лица, имеющие высокие показатели «hardiness», имеют более высокую когнитивную оценку и развитые копинг-стратегии [13, с. 75].
А. Систо рассматривает жизнестойкость как своеобразную личностную характеристику, проявляющуюся в результате столкновения с трудными условиями. Так как серьезные невзгоды и стрессы дестабилизируют людей, устойчивое функционирование в подобных ситуациях считается исключительным. Жизнестойкость проявляется в адаптивных установках и поведении, которые позволяют индивиду оставаться психологически здоровым или даже предвидеть личностный рост после воздействия стрессовых жизненных событий. Способность к позитивной адаптации определяется конкретными личными установками и качествами, способствующими сохранению равновесия перед лицом перемен [68, с. 752].
Р. Калиш раскрывает жизнестойкость как совокупность ресурсов человека, позволяющих адаптироваться к негативному опыту, управлять источниками стресса, восстанавливаться после невзгод. Жизнестойкость предполагает достижение хороших результатов, несмотря на трудности и риск, сохранение того же уровня результата или возвращение к этому уровню после первоначальной неудачи. Восстановление личности при этом предполагает возвращение к состоянию равновесия, способность к посттравматическому росту или как приобретение полезных навыков для преодоления будущих трудностей [58, с. 103].
В работе К.С. Судом жизнестойкость выступает как личностная характеристика или набор характеристик, которые защищают людей от неблагоприятного воздействия стресса. Сюда относятся находчивость и стойкость характера, решительность и целеустремленность, готовность преодолевать трудности [70, с. 382].
Р. Диас убежден, что жизнестойкость можно понимать не только как личностное качество, которое может привести к успеху, но и как динамическое взаимодействие факторов риска и защитных факторов, внутренних и внешних по отношению к человеку, действующих для изменения последствий неблагоприятного жизненного события. Жизнестойкость формируется под влиянием личных характеристик, семьи и социальных ресурсов и проявляющегося в позитивном копировании, контроле и интеграции [52, с. 15].
По мнению Дж. Харви, жизнестойкость - это совокупность убеждений, позволяющих поддерживать хороший уровень психологического здоровья, возвращаться в состояние баланса, несмотря на стресс и трудности. Это также
[…]
Глава 2 Эмпирическое исследование жизнестойкости и осмысленности жизни у старшеклассников с разным уровнем фрустрационной толерантности
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 1 г. Могилева». В исследовании приняли участие 40 учащихся 10-11 классов в возрасте 15-16 лет. Выборку с оставили 20 юношей и 20 девушек.
Цель исследования: выявить жизнестойкость и осмысленность жизни у старшеклассников с разным уровнем фрустрационной толерантности.
Гипотеза исследования: существуют различия в уровне жизнестойкости и осмысленности жизни в зависимости от фрустрационной толерантности старшеклассников.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Фрустрационный тест Розенцвейга [38] (Приложение А).
Цель: выявить уровень фрустрационной толерантности.
Методика позволяет выявить по направлению реакции: Е – экстрапунитивные реакции, I – интропунитивные реакции, М – импунитивные, а также типы реакций: OD – «с фиксацией на препятствии», ED – «с фиксацией на самозащите», NP – «с фиксацией на удовлетворение потребности». В итоге подсчитывается показатель социальной адаптивности (GСR). Выраженность показателя GСR характеризует стандартность поведения человека в стрессовых ситуациях и косвенно – его способность к социальной адаптации.
Тест состоит из 24 рисунков с персонажами, которые находятся в ситуации фрустрационной.
2. Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой [16] (Приложение А).
Цель: диагностика уровня жизнестойкости личности.
Шкалы:
- вовлеченность - убежденность в том, что вовлеченность в происходящие жизненные события позволяет найти что-то важное и интересное для себя
- контроль - убежденность в необходимости вести борьбу, пытаться оказать влияние на итоги событий, несмотря на небольшие шансы успеха.
- принятие риска - убежденность в том, что любые жизненные события несут в себе ценность получения полезного опыта, как положительного, так и отрицательного.
Опросник состоит из 45 утверждений, которые необходимо оценить, выбрав один из вариантов ответов. Обработка полученных данных проводится согласно ключу методики. Для каждой шкалы в методике описаны средние показатели. Полученные баллы сравниваются с нормативными значениями.
3. Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева [33] (Приложение А).
Цель: выявить уровень осмысленности жизни, характер смысложизненных ориентаций.
Шкалы: цели в жизни, процесс, результат, локус контроля-Я, локус контроля – жизни.
Опросник включает 20 пар утверждений, которую нужно оценить определенным баллом. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Подсчитывается сумма баллов. Согласно нормативной таблице осуществляется анализ данных. Также подсчитывается общий показатель осмысленности жизни
Методы математико-статистической обработки данных.
Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «STATISTICA v. 12.0».
Для оценки достоверных различий между группами применялись следующие критерии: 1) критерий U-Манна-Уитни – непараметрический критерий, который позволяет показатели двух групп; 2) критерий Краскела-Уоллиса – непараметрический критерий, с помощью которого можно сравнить полученные значения в трех группах.
2.2 Результаты исследования фрустрационной толерантности у старшеклассников
Для выявления фрустрационной толерантности у старшеклассников был использован Фрустрационный тест Розенцвейга. Сводная таблица результатов исследования по методике представлена в Приложении Б.
[…]
Заключение
Теоретический анализ по теме исследования показал, что жизнестойкость представляет собой своеобразную личностную характеристику, проявляющуюся в результате столкновения со стрессовыми ситуациями, которая выражается в адаптивных установках и поведении, позволяя индивиду оставаться психологически здоровым. Жизнестойкость позволяет сохранять собственный внутренний баланс, несмотря на опыт травмирующих событий или стрессовых состояний. Уровень жизнестойкости определяется личностными качествами, которые считаются защитными факторами, такими как: когнитивная гибкость, позитивный аффект, оптимизм, принятие трудностей, активное преодоление трудностей, духовность, альтруизм, социальная поддержка, стрессоустойчивость Компонентами жизнестойкости являются: вовлеченность, контроль, принятие риска.
Осмысленность жизни – результат наличия и поиска смысла в жизни, результат открытия индивидом смысла. Смысл жизни, будучи положительным психологическим состоянием, значительно влияет на психическое здоровье личности. Люди с более сильным чувством смысла жизни, проявляют большую психологическую устойчивость перед лицом неудач или трагедий и лучше адаптируются к социальной жизни. И наоборот, люди без чувства смысла жизни более склонны к эмоциям пустоты и скуки. В тяжелых случаях это может привести к всепроникающему чувству апатии ко всему, что их окружает, вплоть до игнорирования самой жизни. Люди создают свою цель в жизни, опираясь на внутренние характеристики, жизненный опыт, а также культурные нормы, которые служат основой для создания цели.
Фрустрационная толерантность – это способность позитивно реагировать на невзгоды или неудовлетворенные потребности, готовность решать жизненные проблемы и сдерживать импульсивные реакции. Высокая фрустрационная толерантность позволяет индивиду терпеть неудачи и сохранять позитивный настрой при переживании невзгод, травм или серьезных негативных событий, адаптироваться к повседневным проблемам. Развитая фрустрационная толерантность позволяет преодолевать такие эмоциональные реакции, как: тревога, напряжение, беспокойство, беспокойство, страх, депрессия и гнев.
Юношеский возраст – важный этап, когда появляются предпосылки для развития жизнестойкости, осмысленности жизни и фрустрационной толерантности старшеклассников. Это служат рост самосознания и рефлексии, направленность на будущее и поиск своего места в жизни. В современных исследования изучаются уровень жизнестойкости и осмысленности жизни старшеклассников. Показано, что жизнестойкость личность сформированные смысложизненные ориентации определяют оптимальное личностное развитие в юношеском возрасте, однако, уровень развития этих личностных образований является невысоким. Вместе с тем, исследователи практически не уделяют внимания изучению фрустрационной толерантности старшеклассников, которая может выступать внутренней предпосылкой развития как жизнестойкости, так и осмысленности жизни.
В ходе эмпирического исследования установлен уровень фрустрационной толерантности, жизнестойкости, осмысленности жизни у старшеклассников. Большая часть старшеклассников характеризуется средним уровнем фрустрационной толерантности – у них умеренно развита способность переносить фрустрацию без негативного влияния на поведение и утраты психологической адаптации, умение сохранять спокойное психическое состояние, несмотря на наличие фрустраторов, проявлять рациональность и рассудительность, сдерживать напряжение и импульсивные реакции;
У старшеклассников умеренно выражены вовлеченность и контроль - убежденность в необходимости активно вовлекаться с происходящие события, стремление к расширению интересов, нахождению важных для себя аспектов, а также убежденность в необходимости вести борьбу, пытаться оказать влияние на итоги событий, несмотря на небольшие шансы успеха. При этом, старшеклассники характеризуются высоким принятием риска – убежденностью в том, что любые жизненные события несут в себе ценность получения полезного опыта, как положительного, так и отрицательного, желание проявлять активность даже в неопределенных ситуациях;
У старшеклассников умеренно выражено ощущение наличия целей в жизни, склонность проявлять целеустремленность и направленность на будущее, а также восприятие себя как самодостаточной личности, способной самостоятельно принимать решения и делать жизненный выбор. Для них характерно слабо выраженное восприятие своей жизни как осмысленной и интересной, наполненной положительными эмоциями, полностью удовлетворяющей их потребности и запросы, неудовлетворенность жизненной самореализацией и ощущение непродуктивности прожитой части жизни, а также слабая убежденность в возможности у человека контролировать свою жизнь, управлять жизненными событиями, достигать желаемого.
1 Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.
2 Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М. : Академ, проект, 2015. - 240 с.
3 Александрова, Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. – М., 2004. – С. 82–90.
4 Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2016. – 282 с.
5 Асмолов, А.Г. Психология личности : Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М. : Смысл, 2001. – 416 с.
6 Березкина, О. А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств будущих специалистов: автореф. дис. канд. пед. наук / О. А. Березкина. – Комсомольск-на-Амуре, 2006. – 19 с.
7 Богомаз, С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С. А. Богомаз // Материалы научно-практических конгрессов. – 2008. – Т.2. – С. 24–27.
8 Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. – М. : Изд-во Московского. университета, 1984. – 200 с.
9 Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – Минск : Харвест, 1998. – 491 с.
10 Дарвиш, О. Б. Особенности жизнестойкости старшеклассников и студентов / О.Б. Дарвиш // Мир науки, культуры, образования. – 2018. - № 2. – С. 356-358.
11 Дементий, Л. И. Фрустрация: Понятие и диагностика / Сост. Л. И. Дементий. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2004. – 68 с.
12 Духина, Т. Н. Цели и ценности жизни современной молодёжи / Т. Н. Духина, И. А. Болдырев // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза : «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 205-207.
13 Евтушенко, Е. А. Жизнестойкость личности как психологический феномен / Е. А. Евтушенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – № 2. – С. 72-78.
14 Жучкова, С. М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни / С. М. Жучкова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам . науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2011. – С. 158–164.
15 Леонтьев, Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 487 с.
16 Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
17 Логинова, М. В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук / М. В. Логинова. – М., 2010. – 26 с.
18 Медведева, Е. В. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и жизнестойкости инвалидов / Е. В. Медведева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2008. – Вып. 2. – С. 172–177.
19 Морозова, В. В. Уровень осмысленности жизни у студентов вуза / В. В. Морозова // Проблемы теории и практики современной психологии. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2022. – С. 234-237.
20 Московских, Е. С. Ценностные ориентации и осмысленность жизни студентов вуза / Е. С. Московских, Т. А. Помелова // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. – Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2022. – С. 327-330.
21 Наливайко, Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности : автореф. дис. канд. психол. наук / Т. В. Наливайко. – Челябинск, 2006. – 17 с.
22 Оськина, К. Н. Особенности жизнестойкости у старшеклассников / К. Н. Оськина // Развитие науки в XXI веке: научно-методические и практические аспекты. – Анапа : ООО «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2023. – С. 55-59.
23 Падун, М. А. Регуляция эмоций / М. А. Падун // Разработка понятий современной психологии. – Москва : Институт психологии РАН, 2021. – С. 300-320.
24 Попов, Н. А. Особенности развития личности старшеклассника / Н. А. Попов // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа : материалы научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С. 63–65.
25 Попова, Т. А. Оптимальное развитие подростков и юношей в аспекте смысложизненных ориентаций / Т. А. Попова // Развитие профессионализма. – 2016. – № 2(2). – С. 49-51.
26 Почтарева, Е. Ю. Ценностно-смысловая сфера личности : сущность, детерминант, механизмы развития / Е. Ю. Почтарева // Вестник Пермского университета. – 2017. – Вып. 4. – С. 563-575.
27 Романов, Р. В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в юношеском возрасте (17–19 лет) / Р. В. Романов, Л. В. Лежнина // Педагогический опыт : теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 126–129.
28 Сахарова, Т. Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности / Т. Н. Сахарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2012. – Т. 8, № 10-2. – С. 156-160.
29 Серый, А. В. Система личностных смыслов : структура, функции, динамика / А. В. Серый. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. – 272 с.
30 Слободчиков В. И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - СПб. : Питер, 2013. - 276 с.
31 Сулаева, Ж. А. Некоторые психологические проблемы понимания смысла жизни у молодежи / Ж. А. Сулаева, Ф. Х. Сулаева, А. Х. Хирамагомедова // Студент года 2020 : сборник статей. – Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. – С. 180-183.
32 Сухарева, Н. Ф. Диагностика смысложизненных ориентаций юношей и девушек / Н. Ф. Сухарева, Н. Ю. Филиппова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2018. – № 1. – С. 141-147.
33 Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psytests.org/exist/tso.html. - Дата доступа: 15.01.2024.
34 Трухина, Е. И. Особенности смысложизненных ориентаций у старших подростков : теоретический аспект / Е. И. Трухина // Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития. – Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева, 2019. – С. 52-54.
35 Ферапонтова, М. В. Взаимосвязь степени осмысленности и уровня жизнестойкости у лиц юношеского возраста / М. В. Ферапонтова, А. А. Игошина // Проблемы психологического благополучия. – Екатеринбург-Фергана: [б.и.], 2022. – С. 508-517.
36 Фоминова, А. Н. Жизнестойкость личности: монография / А. Н. Фоминова. – М.: Прометей, 2012. – 152 с.
37 Франкл, В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М. : Смысл, 2005. – 368 с.
38 Фрустрационный тест Розенцвейга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psytests.org/classic/rpfs.html. - Дата доступа: 15.01.2024.
39 Циринг, Д.А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных подростков / Д.А. Циринг // Вестник Томского гос. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 336–342.
40 Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды / В. Э. Чудновский. – М .: Смысл 2006. – 768 с.
41 Шиповская, Л. П. Смысл жизни. Человек и его потребность быть личностью / Л. П. Шиповская // Сервис плюс. – 2008. – № 2. – С. 25-30.
42 Шрейбер, Т. В. Детерминанты смыслообразующей активности личности: на материале исследования старших школьников : автореф. дис. … канд. психол. наук / Т. В. Шрейбер. – Ижевск, 2006. – 25 с.
43 Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. А.В. Толстых. – М. : Прогресс, 1996. – 344 с.
44 Ювченко, М. С. Психологические особенности юношеского периода / М. С. Ювченко // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. – 2019. – № 2(15). – С. 42-46.
45 Юнг, К.Г. Символы трансформации / К.Г. Юнг. - М. : ACT, 2008. - 731 с.
46 Ялом, И. Экзистенциальная психология / Пер. Т.С. Драпкиной. – СПб.: Питер, 2010. – 596 с.
47 Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
48 Amsel, A. Frustration theory: many years later // Psychol Bull. – 1992. - № 112(3). – Р. 396-411.
49 Brassai L, Piko BF, Steger MF. Meaning in life: is it a protective factor for adolescents’ psychological health? // INT J BEHAV MED. – 2011. - № 18(1). – Р. 44–51.
50 Clifford, M. M. Risk taking: theoretical, empirical, and educational considerations // Educ. Psychol. – 1991. - № 26. – Р. 263–297.
51 Deci, E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development, and health // Canadian Psychology/Psychologie Canadienne. – 2008. - № 49(3). – Р. 182–185.
52 Dias, R., Santos R.L., Sousa M.F.B.D., Nogueira M.M.L., Torres B., Belfort T., Dourado M.C.N. Resilience of caregivers of people with dementia: A systematic review of biological and psychosocial determinants // Trends Psychiatry Psychother. – 2015. - № 37. – Р. 12–19.
53 Garmezy, N. Children in poverty: Resilience despite risk // Psychiatry. - 1993. - № 56. – Р. 127–136.
54 Gelbrich, K. Anger, frustration, and helplessness after service failure: coping strategies and effective informational support // J. Acad. Mark. Sci. – 2009. - № 38. – Р. 567–585.
55 Gross, J. J. Emotion regulation: taking stock and moving forward // Emotion. – 2013. - № 13. – Р. 359–365.
56 Harrington, N. Frustration intolerance: Therapy issues and strategies // Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy. – 2011. – № 29(1). – Р. 4–16.
57 Harvey, J., DelFabbro P.H. Psychological resilience in disadvantaged youth: A critical overview // Aust. Psychol. – 2004. - № 39. – Р. 3–13.
58 Kalisch, R., Müller M.B., Tüscher O. A conceptual framework for the neurobiological study of resilience // Behav. Brain Sci. – 2015. - № 38. – Р. 92-104.
59 Li, Q. The influence of anti frustration psychological ability of higher vocational students on academic frustration: the mediation of Core literacy and coping style // Chin. J. Health Psychol. – 2020. - № 28. – Р. 918–924.
60 Lu, Y.-Y. Investigating Grade and Gender Differences in Students’ Attitudes toward Life and Well-Being. Appl. Res. Qual. Life. - 2021. - № 16 . – Р. 105–127.
61 Maddi, S. Creating Meaning Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / ed. by P.T.P. Wong, P.S. Fry. - Mahwah: Lawrence Erl-baumPubl., 1998. - P. 1-25.
62 Maddi, S. Hardiness: Operationalization of Existential Courage / S. Maddi // Journal of Humanistic Psychology. – 2004. - Vol. 44. - № 3. - Р. 279 – 298.
63 Mahon, N. E. Relations of low frustration tolerance beliefs with stress, depression, and anxiety in young adolescents. Psychol. Rep. – 2007. - № 100. – Р. 98–100.
64 Meindl, P. A brief behavioral measure of frustration tolerance predicts academic achievement immediately and two years later // Emotion. – 2019. - № 19. – Р. 1081–1092.
65 Richardson, G.E., Neiger B.L., Jensen S., Kumpfer K.L. The resiliency model. Health Educ. – 1990. - № 21. – Р. 33–39.
66 Rosenzweig, S. The children's Form of the Rosenzweig Picture-Frustration Study / S. Rosenzweig, E.E. Fleming, L. Rosenzweig // J. Psychol. − 1948. − Vol. 26. –P. 10-12.
67 Shi, S. The relationship between college teachers’ frustration tolerance and academic performance. Front. Psychol. – 2021. - № 12. – Р. 564-584.
68 Sisto, А. Towards a Transversal Definition of Psychological Resilience: A Literature Review // Medicina. – 2019. - Nov; 55(11). – Р. 745-759.
69 Steger, M. F. Making meaning in Life // Psychol. Inq. – 2012. - № 23. – Р. 381–385.
70 Sudom, K.A., Lee J.E., Zamorski M.A. A longitudinal pilot study of resilience in Canadian military personnel // Stress Health. – 2014. - № 30. – Р. 377–385.
71 Wagnild, G.M., Collins J.A. Assessing resilience // J. Psychosoc. Nurs. Ment. Health Serv. - 2009. - № 47. – Р. 28–33.
72 Zhang Ping. Effect of self-concept clarity and meaning in life on suicidal ideation in college fresh students // Chin Mental Health J. – 2022. - № 36(11). – Р. 975–980.