Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей формирования внутренней позиции школьника у детей 6-7 лет
1.1. Понятие и характеристика внутренней позиции школьника
1.2. Теоретический обзор готовности к школе детей 6 лет
1.3. Научные исследования готовности к школе детей 7 лет
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования внутренней позиции школьника у детей 6-7 лет
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования особенностей формирования внутренней позиции школьника у детей 6 и 7 лет
2.3. Сравнительный анализ формирования внутренней позиции школьника у детей 6 и 7 лет
2.4. Рекомендации родителям по формированию внутренней позиции школьника у детей
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. На современном этапе особенно остро стоит проблема изучения особенностей формирования внутренней позиции школьника у детей 6-7 лет. В последние годы многие дети идут в школу в возрасте 6 лет, не всегда в полной мере понимая сущность школьной среды, проявляя положительное отношение к школе и новым требования, стремление соблюдать школьные правила.
Внутренняя позиция школьника рассматривается в качестве итога саморазвития ребенка в дошкольном детстве и выступает предпосылкой саморазвития в младшем школьном возрасте, так как становится основой для развития субъектности школьника. Внутренняя позиция как итоговое новообразование дошкольного возраста определяет систему отношений ребенка к школе. В многочисленных исследованиях показано, что внутренняя позиция выступает в качестве предпосылки эмоционального благополучия школьника и успешной школьной адаптации в целом (Л.А. Венгер, М.С. Гринева, Н.И. Гуткина, Л.Е. Захарова, К.В. Котова, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, М.В. Михайлова, Н.В. Нижегородцева и др.).
Несформированная внутренняя позиция школьника у детей приводит к негативным последствиям, препятствует достижению успехов в учебе. В случаях, когда ученик испытывает на себе ситуации неуспеха в постоянном режиме, возникает негативное эмоциональное отношение к школе, что впоследствии приводит к появлению признаков дезадаптации и стойкой хронической неуспеваемости, отражается на взаимоотношениях с учителем и сверстниками.
Непринятие нового социального статуса и роли ученика, незрелость школьной мотивации, двойственное, а в некоторых случаях негативное отношение ребенка к школе значительно осложняет ход нормативного возрастного развития в младшем школьном возрасте и адаптацию к школе.
Внутреннюю позицию школьника как новообразование, опосредующее переходе от дошкольного детства к школьному, важно изучить как в возрасте 6 лет, так и в возрасте 7 лет. Смена ведущей деятельности, появление ряда иных личностных новообразование может выступать предпосылкой преобразования внутренней позиции школьника.
Феномен внутренней позиции школьника изучали такие ученые и исследователи, как Л.И. Божович, Д.В. Лубовский, Т.А. Нежнова, Н.Г. Салмина, Г.А. Цукерман, Л.В. Шипова, О.А. Щербинина и др.
Цель исследования: выявить особенности формирования внутренней позиции школьника у детей 6-7 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты изучения формирования внутренней позиции школьника у детей 6-7 лет.
2. Исследовать особенности формирования внутренней позиции школьника у детей 6 и 7 лет.
3. Осуществить сравнительный анализ формирования внутренней позиции школьника у детей 6 и 7 лет.
4. Предложить рекомендации родителям по формированию внутренней позиции школьника у детей.
Объект исследования: внутренняя позиция школьника.
Предмет исследования: особенности формирования внутренней позиции школьника у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: существуют различия в степени сформированности внутренней позиции школьника у детей 6 и 7 лет.
Методы исследования:
1) теоретико-методологический анализ научной литературы по теме исследования.
[...]
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей формирования внутренней позиции школьника у детей 6-7 лет
1.1. Понятие и характеристика внутренней позиции школьника
Понятие внутренней позиции было введено в научный оборот Л.И. Божович. Под этом понятием психолог понимала систему реально действующих мотивов по отношению к окружающим или какой-либо его сфере, осознание себя, отношение к себе в рамках окружающей действительности [3, с. 129].
Под внутренней позицией понимается психологическое образование возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста в период кризиса 7 лет и представляет собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. Благодаря сочетанию этих потребностей ребенок включается в учебный процесс как субъект деятельности [3, с. 117].
Ядром внутренней позиции школьника Л.И. Божович называла мотивационные новообразования (широкие социальные мотивы учения и познавательную мотивацию). При этом, для автора для ее последователей принципиально важным было то, что внутренняя позиция не сводима только к названным двум группам мотивов. Ребенок со сформированной внутренней позицией школьника имеет позитивный настрой по отношению к школе, осознает свою неудовлетворенность социальной ролью дошкольника. Переход в школу вызывает у ребенка радость. Сравнивая свою социальную ситуацию дошкольника с ситуацией обучения в школе, ребенок находит последнюю более привлекательной. Так, внутренняя позиция включает в себя не только мотивационный, но также эмоциональный и рефлексивный компоненты [3, с. 120].
По определению Т.А. Нежновой, «внутренняя позиция – мотивационный центр, обеспечивающий направленность школьника на эмоционально-положительное отношение к школе, учебную деятельность, определяет стремление соответствовать образу успешного ученика» [37, с. 149].
Т.А. Нежнова считает, что в структуру внутренней позиции школьника входят такие компоненты, как общее отношение к школе, отношение к школьным заданиям, к учителю, школьным нормам и правилам. Основным направлением становления внутренней позиции школьника в период от шести к семи годам является постепенный переход от ориентации на внешнюю, формальную сторону школьной жизни, к интересу и к содержательному, собственно учебному её компоненту, что осуществляется посредством осознания детьми социальной значимости учения [37, с. 151].
Ребенок со сформированной позицией школьника считает себя учеником, хочет ходить в школу, получать новые знания. Он переживает новый статус, что порождает новые чувства и эмоции. В связи с этим возникают новые формы поведения, соответствующие роли ученика. Внутренняя позиция школьника выступает в качестве целостного психического образования, включающего мотивы деятельности ребенка, предпочитаемые типы занятий, содержательное представление о новом виде деятельности, ориентации ребенка в плане организации деятельности (на коллективные формы занятий или на индивидуальные; на общепринятые нормы поведения или на индивидуально-непосредственные), отношение к авторитетному социальному взрослому [54, с. 120].
В своих работах Д.В. Лубовский выделяет в содержании внутренней позиции следующие аспекты:
1) принятие ребенком школьных правил, содержания обучения и требований школы к ученикам;
2) возрастание значимости для ребенка положения школьника и направленности на поддержание своего социального статуса школьника.
[...]
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования внутренней позиции школьника у детей 6-7 лет
2.1. Организация и методы исследования
С целью выявления особенностей формирования внутренней позиции у детей 6-7 лет было проведено эмпирическое исследование.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 156 г. Минска» и ГУО «Средняя школа №2 г. Минска». В исследовании приняли участие 30 детей старших групп в возрасте 5-6 лет и 30 детей 1-х классов в возрасте 7 лет.
Этапы исследования:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки;
2) проведение диагностики, направленной на изучение особенностей внутренней позиции у детей 6-7 лет;
3) обработка и анализ полученных результатов, формулирование выводов, разработка рекомендаций по результатам исследования.
Гипотеза исследования: существуют различия в степени сформированности внутренней позиции школьника у детей 6 и 7 лет.
Методы исследования:
1) методы сбора эмпирической информации: психодиагностические методы (тестирование);
2) математико-статистические методы обработки и анализа данных (критерий U-Манна-Уитни в системе STATISTIСA 12.0);
3) интерпретационно-описательные методы.
Методики исследования:
1. Методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова).
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника.
Методика проводится в форме индивидуальной беседы, которая включает 9 вопросов. За каждый ответ, относящийся к положительному отношению к школе, присваивается 1 балл.
Критерии оценки:
- высокий уровень внутренней позиции школьника – 8-9 баллов;
- средний уровень – 4-7 баллов;
- низкий уровень – 1-3 балла (Приложение А).
2. Методика «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбурга.
Цель: определение сформированности мотивов учения у детей 6-7 лет, в учения, выявление ведущего мотива.
Процедура исследования: ребёнку читается рассказ, в котором исследуемые мотивы выступают как личностные позиции персонажей. Прочитав каждый абзац рассказа, педагог выкладывает соответствующий содержанию рисунок, служащий опорой для запоминания. После прочтения текста ребёнку задаётся ряд вопросов. Исходя из содержания ответов, делается вывод об уровне сформированности учебных мотивов. Экспериментатор фиксирует выборы, которые рассматриваются как актуальная приоритетная учебная мотивация ребёнка. Мотивы: внешний, учебный, игровой, позиционный, социальный, оценка. Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация).
Критерии оценки уровня мотивации: I – очень высокий – 13-15 баллов, II – высокий – 10-12 баллов, III – нормальный – 7-9 баллов, IV – сниженный – 4-6 баллов, V – низкий – 0-3 балла.
3. Тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» (А.Л. Венгер).
Цель: выявление уровня мотивационной готовности к школьному обучению.
[...]
Заключение
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что внутренняя позиция школьника представляет собой интегративное личностное образование, включающее стремление занять новое социальное место школьника, направленность на образцы учебной деятельности, желание усвоить нормы дисциплины и выполнять школьные требования. Сущность внутренней позиции проявляется в мотивационной направленности на учебную деятельности, положительном отношении к школе, стремлении занять новую социальную роль ученика и проявлять социально-желание повеление.
В возрасте 6 лет происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Этот период формируются внутренние предпосылки для психологической готовности к школьному обучению: осознание самого себя как субъекта отношений с другими людьми, навыки самооценки, потребность в общении со взрослыми и сверстниками, внутренняя позиция школьника. Психологическая готовность детей 6 лет к школьному обучению только начинает формироваться. Современные исследования говорят о неустойчивом произвольном внимании, низкой работоспособности, сниженной познавательной активности и познавательной мотивации, неумении устанавливать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Но на данном этапе уже появляется установка на социально-желательное поведение, а внутренняя позиция школьника наполнена представлением о детском саде, как о форме подготовки к школе.
В возрасте 7 лет наблюдается активное развитие самооценки и требовательности к себе, трудолюбия и чувства компетентности, повышение самостоятельности и ответственности. Начало школьного обучения обозначает переход от учебной деятельности, как ведущей, где формируются основные психические новообразования - произвольность психических процессов, осознанность и рефлексия, которые приводят к формированию внутренней позиции. К 7 годам у ребенка обычно сформировано желание и осознание необходимости учиться. Современные исследования указывают на достаточную готовность к школе у детей 7 лет, а их внутренняя позиция школьника обогащена знаниями о содержании школьной жизни и необходимости учения как социальной деятельности.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большая детей 6 лет обладает средним уровнем внутренней позиции школьника. Половина детей 7 лет характеризуется высоким уровнем внутренней позиции школьника. Большая часть детей 6 лет характеризуется сниженным уровнем учебной мотивации. Для детей 7 лет характерна высокая учебная мотивация, отражающая наличие сформированных учебных и социальных мотивов, интерес к учебной деятельности, желание познавать нечто новое.
Исследование показало, что для большей части детей 6 лет характерна средняя мотивационная готовность к школе, что отражает умеренный интерес к школьному обучению и познавательную активность, сформированные представления о школе. Большая часть детей 7 лет отличается высокой мотивационной готовностью к школе, что говорит о положительном отношении к школьной среде, восприятии учебной деятельности как важной и необходимой. Дети 6 лет обладают преимущественно средним уровнем социально-желательного поведения, а для большей части детей 7 лет характерен высокий уровень социально-желательного поведения. Половина детей 6 лет обладает обладают средним уровнем самостоятельности в поведении, а дети 7 лет характеризуются высокой самостоятельностью в поведении.
В ходе сравнительного анализа установлено, что у детей 7 лет более сформирована внутренняя позиция школьника, а также выраженность ее таких показателей, как: учебная мотивация, мотивационная готовность к школьному обучению, степень социально-желательного поведения, самостоятельность в поведении, чем у детей 6 лет.
[...]
1. Акишева, А. К. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста / А. К. Акишева, Ж. А. Кульмагамбетова // Наука и реальность. – 2021. – № 1 (5). – С. 118-122.
2. Бедина, А. Н. К проблеме развития волевых качеств в младшем школьном возрасте / А. Н. Бедина // Методология, теория и практика инновационного развития регионального образования. – Борисоглебск: Издательство «Перо», 2019. – С. 473-476.
3. Божович, Л.И. Личность и формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
4. Бортникова, Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника (младший школьный и подростковый возраст): автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л.Г. Бортникова. - М., 2000. - 18 с.
5. Боцманова, М.Э. Показатели и уровни рефлексии в самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте / М.Э. Боцманова, А.В. Захарова // Новые исследования в психологии. – 2003. – № 2 (29). – С. 35-39.
6. Буркова, С. А. Особенности изучения самооценки у детей 6–8 лет / С. А. Буркова // Известия ТРТУ. – 2005. – № 7, Т. 51. – С. 64–65.
7. Венгер, Л. А. Готов ли Ваш ребенок к школе? / Л. А. Венгер. – М.: МГППУ, 2002. – 226 с.
8. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 281 с.
9. Гаджиева, З. М. Общая психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста / З. М. Гаджиева // Гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы и перспективы: материалы международной научно-практич. конференции. – 2010. – № 2. – С. 35–37.
10. Гороголева, О.Ю. Проблема формирования внутренней позиции школьника у детей шестилетнего возраста / О.Ю. Гроголева // Сибирский психологический журнал. – 2000. - № 2. – С. 95-97.
11. Гринева, М.С. Внутренняя позиция школьника современного первоклассника (в условиях мегаполиса): автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.С. Гринева. - Москва, 2011. - 23 с.
12. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.
13. Джиоева Г. Х. К вопросу о формировании личности ребенка дошкольного возраста / Г. Х. Джиоева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – № 2. – С. 217-220.
14. Дубровина, И. В. Психология / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Смысл, 2008. – 464 с.
15. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н. С. Ежкова. – М.: Владос, 2010. – 130 с.
16. Захарова, Л.Е. Психологическая готовность детей к школе в условиях дополнительного образования: автореф. дис. … канд. психол. наук / Л.Е. Захарова. – Санкт-Петербург, 2013. – 25 с.
17. Зацепилина, Т.В. Развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста [Текст] / Т.В. Зацепилина // Аллея науки. – 2018. – Т. 6. – № 11(27). – С. 812-817.
18. Кайвалиева, А. Э. Проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста в значимых видах деятельности / А. Э. Кайвалиева // Актуальные вопросы модернизации российского образования. – Таганрог: ООО «Спутник», 2014. – С. 210-213.
19. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. – М.: Феникс, 2008. – 512 с.
20. Киселева, И.А. Проблема готовности к школьному обучению в трудах психологов и педагогов / И.А. Киселева // Проблемы педагогики. – 2017. – № 2. – С. 11-13.
21. Колодезникова, М.В. Психологические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / М.В. Колодезникова // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 24. – С. 1715-1718.
22. Котова, К.В. Особенности протекания адаптации первоклассников к школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017034209.
23. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987. – 94 с.
24. Кравцова, Е. Е. Психологическая готовность к школьному обучению / Е. Е. Кравцова // Детский сад: теория и практика. – 2018. – № 3-4. – С. 26-39.
25. Куркова, Д. Н. Психологические и возрастные особенности младших школьников / Д. Н. Куркова // Преемственность в образовании. – 2021. – № 28 (3). – С. 355-362.
26. Лаптева Ю. А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста / Ю. А. Лаптева, И. С. Морозова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – № 3. – С. 51–55.
27. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М. : Академия, 2007. – 243 с.
28. Лопсонова З. Б. Ценностные ориентации современных дошкольников / З. Б. Лопсонова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 1. – С. 46-51.
29. Лубовский, Д.В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника / Д.В. Лубовский // Культурно-историческая психология. - 2008. - № 1. - С. 2-8.
30. Лыскова, А.Г. Формирование внутренней позиции школьника у детей 6-7 лет / А.Г. Лыскова // Стриж. – 2016. - № 7. – С. 23-26.
31. Масленникова, У. Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста / У. Н. Масленникова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, октябрь 2011 г.). – Новосибирск, 2012. – С. 123 – 126.
32. Михайлова, М. В. Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада: автореф. дис. … канд-та психол. наук / М. В. Михайлова. – СПб.: СПбГУ, 2002. – 18 с.
33. Михейкина, Т.А. Формирование ролевого поведения у младших школьников с ЗПР в процессе учебной деятельности в условиях инклюзивной практики / Т.А. Михейкина // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта, 2019. – С. 219-223.
34. Моисейкина, Д. К. Развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста [Текст] / Д. К. Моисейкина // Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук: тезисы III Международной студенческой научно-практической конференции: в 2 т., Москва, 20 февраля 2020 года. – Москва: Ритм, 2020. – С. 202-206.
35. Мороз, А.А. Особенности развития детей младшего школьного возраста [Текст] / А.А. Мороз // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 12-2 (119). – С. 152-154.
36. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 608 с.
37. Наконечных, В. Н. Становление и развитие самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (отдельные аспекты проблема) / В. Н. Наконечных // Транспорт, общество, образование, язык. – 2014. – № 1. – С. 358–369.
38. Нежнова, Т. А. Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема / Т.А. Нежнова // Журнал практического психолога. - 2008. - № 5. - С. 143-156
39. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: автореф. дис. … канд-та психол. наук / Н.В. Нижегородцева. – М.: МГУ, 2001. – 13 с.
40. Овчинников, В.Л. Факторная структура психологической готовности к школе / В.Л. Овчинников // Проблемы теории и практики современной психологии. – Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. – С. 56-57.
41. Паршина И.В. Формирование представлений о себе у старших дошкольников / И. В. Паршина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – № 2. – С. 24–27.
42. Прохорова, М.В. Проблема готовности детей к обучению к школе / М.В. Прохорова // Проблемы педагогики. – 2015. – № 2. – С. 11-13.
43. Рогачева, С. Н. Влияние самопонимания на развитие самостоятельности младшего школьника: автореф. дис. … канд. психол. наук / С. Н. Рогачева. – Астрахань, 2006. – 25 с.
44. Рождественская, Е.С. Психологическая готовность детей к школьному обучению / Е.С. Рождественская // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. – Тверь: Тверской государственный университет, 2021. – С. 172-176.
45. Салмина, Н. Г. Методика диагностики социально-желательного поведения, исследование феномена социально-желательного поведения в дошкольном возрасте / Н. Г. Салмина, Т. Е. Иовлева, И. Л. Тиханова // Психологическая наука и образование. – 2006. – Т. 11, № 4. – С. 81-94.
46. Сергеева, Б.В. Факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте / Б.В. Сергеева, Т.К. Габелия // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. С. 128-132.
47. Сорокоумова, Е. А. Психологическая готовность к школе детей поколения Z / Е. А. Сорокоумова, В. О. Журинская // Коллекция гуманитарных исследований. – 2017. – № 3(6). – С. 69-76.
48. Суздальцева, О. О. Состояние психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению / О.О. Суздальцева // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1-6.
49. Таушканова, Е.С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации / Е.С. Ташканова // Концепт. - 2015. – Вып. № 1. – С. 1-7.
50. Трошина Е.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е.А. Трошина // Вестник ЛГУ. – 2012. – № 2. – С. 89-94.
51. Ульенкова, О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / О.В. Ульенкова. - М.: Академия, 2002. - 176 с.
52. Фатуллаева, А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки младших школьников / А.Т. Фатуллаева // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С. 112-116.
53. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности [Текст] / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. – М.: Авторский клуб, 2015. – 430 с.
54. Чердынцева, Е.В. Развитие внутренней позиции ученика у младших школьников во внеурочной деятельности / Е.В. Чердынцева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2018. - № 2. – С. 42-55.
55. Шипова, Л.В. Возрастная динамика внутренней позиции школьника в дошкольном и младшем школьном возрасте / Л.В. Шипова // Социокультурная интеграция и специальное образование. – Москва, 2015. – С. 117-127.
56. Шипова, Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии / Л.В. Шипова // Современные исследования социальных проблем. – 2015. - № 2. – С. 145-151.
57. Щербинина, О.А. К вопросу о критериях, показателях и уровнях развития внутренней позиции личности младшего школьника / О.А. Щербинина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 2 (121). - С. 394-400.