1 Теоретические аспекты изучения особенностей нарушений пищевого поведения в подростковом возрасте
1.1 Основные подходы к изучению нарушений пищевого поведения в психологии
1.2 Факторы нарушений пищевого поведения
1.3 Психологическая характеристика подросткового возраста
Выводы по главе
1 Теоретические аспекты изучения особенностей нарушений пищевого поведения в подростковом возрасте
1.1 Основные подходы к изучению нарушений пищевого поведения в психологииПищевое поведение представляет собой индивидуальные черты, которые связаны с индивидуальной регуляцией потребления пищи. Расстройства пищевого поведения – это тяжелые психические состояния, характеризующиеся изменением пищевого поведения, которые могут привести к резкой потере веса и недостаточному весу, или к увеличению веса и ожирению.
Нарушения пищевого поведения ряд современных исследователей (Ц.П. Короленко, Н.Д. Дмитриева, Е.В. Змановская и др.) рассматривают в контексте аддиктивного поведения. По определению Е.В. Змановской, «нарушение пищевого поведения представляет собой биопсихосоциальное расстройство, фиксированное на использовании какого-либо объекта и связано с психотравмирующими переживаниями и травмами (предположительно на первом году жизни), что отчасти объясняет особую стойкость симптоматики и трудности в терапии данных расстройств» [1, с. 214].
Нарушение пищевого поведения рассматривается как дезадаптивный способ разрешения внутриличностного конфликта. По мнению Е.В. Макаровой, «для лиц с нарушениями пищевого поведения пища выступает средством символической коммуникации с собственным чувством неадекватности перед требованиями жизни. Общая патология пищевого поведения включает в себя ряд симптомов когнитивного расстройства пищевого поведения, таких как неудовлетворенность своим телом и желание похудеть, а также расстройство пищевого поведения» [3, с. 176].
Согласно О.А. Скугаревскому, «нарушения пищевого поведения характеризуются ярко выраженной озабоченностью массой и формами собственного тела, что сопровождается чрезмерными попытками их контроля. При этом, измененное отношение к еде основано не на реальном весе тела, а на субъективных представлениях избыточности веса, которое часто поддерживают существующие в семьях взгляды в отношении полноты. Так, образ собственного тела является важнейшим фактором, подталкивающим человека к диете» [3, с. 25].
Основными формами нарушений пищевого поведения являются: нервная анорексия, булимия и компульсивное переедание. Наиболее важной психопатологической особенностью анорексии и булимии выступает переоценка формы тела и веса. Люди с анорексией имеют недостаточный вес, отказываются набирать вес или отрицают тяжесть статуса недостаточного веса без переедания и компенсаторного поведения. При этом, эпизоды переедания определяются как употребление большего количества пищи, чем средний человек, за короткий период времени, с ощущением потери контроля над приемом пищи. Компенсаторное поведение – это очистительное поведение (произвольный вызов рвоты или использование слабительных) или чрезмерные физические нагрузки для предотвращения увеличения или снижения веса. Люди с булимией не имеют недостаточного веса и имеют повторяющиеся эпизоды переедания и компенсаторного поведения и/или голодания или компульсивных физических упражнений. У людей с компульсивным перееданием наблюдаются повторяющиеся эпизоды переедания, за которыми не следует компенсаторное поведение. Переоценка формы и веса не является характерной чертой компульсивного переедания, что часто связано с ожирением или приводит к нему [3, с. 28].
В своей работе Ю.И. Савчикова различает три базовых типа нарушения пищевого поведения: эмоциогенное, ограничительное и экстернальное (внешнее) пищевое поведение [4, с. 126].
По мнению Ю.И. Савчиковой, «эмоциогенное пищевое поведение чаще всего возникает после стрессовой ситуации или чрезмерного эмоционального дискомфорта. Такое поведение отражает склонность есть в ответ на негативные эмоции – тревогу, страх, гнев и т.д. Это попытка улучшить самочувствие с помощью еды или питья в стрессовой ситуации. Часто эти приемы связаны с нездоровым комфортным питанием и приемом пищи без чувства голода. Эмоциогенное пищевое поведение подразделяется на три группы: перманентное эмоциогенное пищевое поведение, компульсивное пищевое расстройство и синдром ночной еды» [4, с. 127].
Характеристики эмоциогенного пищевого поведения приведены в работе А.Б. Вахмистрова:
– «перманентное эмоциогенное пищевое поведение характеризуется выраженной мотивационно психической незрелостью с гипертрофией пищевой мотивации, где на вершине иерархии - гедонистический компонент питания;
– компульсивное потребление пищи предполагает амбивалентность приступов переедания, которые как снимают психоэмоциональное напряжение, так и выступают в качестве стрессогенного фактора, способствующего появлению чувство вины, отвращения к самому себе, страху перед невозможностью контролировать прием пищи;
– для синдрома ночной еды характерна утренняя анорексия, вечерняя гиперфагия и бессонница» [5, с. 128].
[...]
Выводы по главеНарушения пищевого поведения – это психические состояния, характеризующиеся изменением пищевого поведения, основанные на озабоченности массой и формами собственного тела, что сопровождается попытками их контроля. В рамках функционального подхода нарушения пищевого поведения рассматриваются как способ улучшения самочувствия с помощью еды в стрессовой ситуации, способ достичь желаемого тела, результат воздействия внешних раздражителей. Теория семейных систем рассматривает нарушения пищевого поведения в контексте влияния родителей, их пищевых паттернов и связанных с ними личностных особенностей. Биопсихосоциальных подход рассматривает нарушения пищевого поведения как результат физиологических и когнитивных процессов, неудовлетворенных потребностей и психологических особенностей.
Факторы нарушений пищевого поведения могут быть биологическими, социокультурными и психологическими. К биологическим относятся: индивидуальные реакции на насыщение, наследственная дисфункция церебральных систем. К социокультурным факторам относятся: семейное воспитание, нарушения в диаде «родитель – ребенок», ограничения в питании у родителей, пережитые детские травмы, влияние сверстников, идеалы худобы в социуме. Психологические факторы – это эмоциональная нестабильность, тревога, депрессия, слабые рефлексивные способности, низкий уровень саморегуляции, неумение выстраивать межличностные отношения, негативные автоматические мысли, заниженная самооценка, неудовлетворенность телом, трудности в регуляции эмоций, перфекционизм. Одним из факторов нарушений пищевого поведения является возраст - наиболее уязвимым периодом развития, характеризующимся риском развития нарушений пищевого поведения, является подростковый период.
Подростковый возраст - возрастной этап, который признается критическим периодом психосоциального развития, когда перед школьником стоят задачи формирования личностной идентичности, освоения механизмов взаимоотношений и преодоления трудностей, необходимых для взрослой жизни. Для подростков характерны возбудимость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, лабильность настроения, чувствительность к оценкам других, что связано с процессом полового созревания и физиологическими изменениями. Регуляторные способности, самоконтроль, волевая саморегуляция в подростковом возрасте постепенно формируются, но отличается слабым развитием. Протекание подросткового кризиса зависит от различных факторов: от индивидуальных особенностей, отношений с родителями и сверстниками.
[...]
1. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
2. Макарова Е. В. Психологические аспекты нарушения пищевого поведения / Е. В. Макарова // Научное сообщество студентов XXI столетия : сборник статей по материалам LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. – № 6. – 2019. – С. 175–179.
3. Скугаревский, О. А. Нарушения пищевого поведения : монография / О. А. Скугаревский. – Минск : БГМУ, 2007. – 340 с.
4. Савчикова, Ю.И. Психологические особенности женщин с проблемами веса: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю.И. Савчикова. – СПб.: СПбГУ. –2005. – 20 с.
5. Вахмистров, А.В. Клинико-психологический анализ различных форм эмоциогенного пищевого поведения / А.В. Вахмистров // Альманах клинической медицины. – 2001. – № 2. – С. 127–130.
6. Бобровская, Е. Ф. Нарушение пищевого поведения / Е. Ф. Бобровская // Теоретический и практический потенциал современной науки : Сборник научных статей / Научный редактор Н.А. Шайденко. Том Часть VII. – Москва : Издательство "Перо", 2020. – С. 74-76.
7. Гостева, Б. О. Проблема нарушения пищевого поведения у современной молодежи / Б. О. Гостева // Актуальная медицина : материалы I Студенческой научно-теоретической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. И. Георгиевского, Симферополь, 29 ноября 2018 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2018. – С. 745-749.
8. Чеснокова, Н. В. Анализ типов пищевого поведения и особенностей режима питания у девушек и их обеспокоенности по поводу набора избыточного веса (на материале исследования студентов первого курса) / Н. В. Чеснокова // Научные достижения высшей школы. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 217-226.
9. Малкина-Пых, И.Г. Исследование влияния индивидуально-психологических характеристик на результаты коррекции пищевого поведения и алиментарного ожирения / И.Г. Малкина-Пых // Сибирский психологический журнал. - 2008. - № 2. – С. 90-94.
10. Алиева, Л. Э. Нервная булимия / Л. Э. Алиева, Ю. М. Шишкина // Проблемы научно-практической деятельности. Поиск и выбор инновационных решений. – Уфа: «Омега Сайнс», 2021. – С. 193-195.
11. Мэйа, М. Расстройства пищевого поведения [Текст] / М. Мэйа, К. Халми. - Киев: Сфера, 2006. – 444 с.
12. Jordan, J., McIntosh, V.V. Bulimia nervosa‐nonpurging subtype: Closer to the bulimia nervosa‐purging subtype or to binge eating disorder? // International Journal of Eating Disorders. – 2014. - № 47(3). – Р. 231–238.
13. Haynos A.F,. Fruzzetti A.E. Anorexia nervosa as a disorder of emotion dysregulation: Evidence and treatment implications. Clinical Psychology: Science and Practice. 2011;18:183–202.
14. Pace U., D'Urso G., Zappulla C. Negative eating attitudes and behaviors among adolescents: The role of parental control and perceived peer support, Appetite, 2018, vol. 121, pp. 77-82.
15. Свиткевич, Ю.В. Переедание как способ регуляции эмоциональной сферы людей с синдромом нервной булимии очистительного типа [Текст] / Ю.В. Свиткевич // Северо-кавказский психологический вестник. – 2021. – № 19/1. – С. 5-20. 22. Труфанова, О.К. Психологические факторы нарушений пищевого поведения [Текст] / О.К. Труфанова // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. – 2018. – Т. 1, № 2. – С. 56-67.
16. Винникова, Л. А. Нервная анорексия на примере клинического случая / Л. А. Винникова, Е. В. Левченко // Innova. – 2021. – № 2(23). – С. 58-60.
17. Иванова, А. В. Нервная анорексия у современных молодых девушек и девушек-подростков / А. В. Иванова, Н. Л. Сомова // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст. – Кострома: Костромской государственный университет, 2021. – С. 609-612.
18. Пономарева, Л.Г. Современные представления о расстройствах пищевого поведения / Л.Г. Пономарева // Молодой ученый. – 2010. – № 10. – С. 274–276.
19. Исаченкова, О.А. Пищевое поведение как важный фактор развития ожирения и коморбидных с ним заболеваний / О.А. Исаченкова // Ожирение и метаболизм. – 2015. – № 4. – С. 14–17.
20. Малкина-Пых И.Г. Терапия пищевого поведения / И. Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2007. - 1040 с.
21. Gilmartin, Т. The relationship between disordered eating behaviour and the five factor model personality dimensions: A systematic review // J Clin Psychol. 2022 Sep; 78(9): 1657–1670.
22. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В.Д. Менделевич. – М.: ЧеРо, 2010. – 563 с.
23. Каменецкая В. К. Телесный образ «Я» у лиц с нарушением пищевого поведения / Е. В. Каменецкая, Т. А. Ребенко // Вестник Костромского гос. Университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - № 4. - С. 58-64.
24. Грицай, А. О. Психологические причины расстройств пищевого поведения / А. О. Грицай, Ю. А. Панина, М. Ю. Жерихина // Ярославский психологический вестник. – 2020. – № 2(47). – С. 101-104.
25. Ломака, А.О. Особенности самооценки, ведущие к формированию нарушений пищевого поведения / А.О. Ломака // Научные исследования и современное образование. – Чебоксары, 2019. – С. 101-104.
26. Михайлова, М.А. Психологические особенности женщин с нарушением пищевого поведения / М.А. Михайлова // Молодой ученый. – 2020. – № 3 (293). – С. 296-298.
27. Константинова, Ю. О. Аффективно-личностные факторы нарушения пищевого поведения / Ю. О. Константинова, И. В. Запесоцкая // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание. – Санкт-Петербург: ООО "Издательство ВВМ", 2018. – С. 470-476.
28. Мазаева, Н. А. Нервная анорексия: обзор зарубежных публикаций. Часть 2. Клинико-биологические соотношения, прогноз и ведение больных / Н. А. Мазаева // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2019. – Т. 21, № 4. – С. 4-12.
29. Лаврова, Н.А. Взаимосвязь между типом привязанности и нарушением пищевого поведения / Н.А. Лаврова // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. – 2021. – № 1. – С. 32-49.
30. Кащенко, Е. С. Пищевое поведение как предмет психологического исследования / Е. С. Кащенко // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 433-437.
31. Goldschmidt, A. B., Smith, K. E., Crosby, R. D. Ecological momentary assessment of maladaptive eating in children and adolescents with overweight or obesity // International Journal of Eating Disorders. – 2018. - № 51(6). – Р. 549–557.
32. Van Strien, T. Emotional eating in adolescents: A gene - Depressive feelings interaction analysis // Journal of Psychiatric Research. – 2010. - № 44(15). – Р. 1035–1042.
33. Eivors A., Button E., Warner S. Understanding the experience of drop-out from treatment for anorexia nervosa // Eur Eat Disord Rev. – 2003. - № 11(2). – Р. 90–107.
34. Westwood H., Kerr-Gaffney J., Stahl D. Alexithymia in eating disorders: systematic review and meta-analyses of studies using the Toronto Alexithymia Scale // J Psychosom Res. - 2017. - № №1(99). – Р. 66–81.
35. Келина, М.Ю. Неудовлетворенность телом как риск-фактор возникновения нарушений пищевого поведения у девушек подросткового и юношеского возраста / М.Ю. Келина, Е.В. Маренова // Молодые ученые – нашей новой школы: материалы научно-практической конференции. – М.: МГППУ, 2014. –С. 211-212.
36. Liu K, Liang X. The effect of adolescent concerning about weight-loss diet on body image // China Health Psychol. – 2012. - № 20(2). – Р. 246–247.
37. Presnell, K., Bearman S.K., Stice E. Risk factors for body dissatisfaction in adolescent boys and girls: a prospective study // Int J Eat Disord. – 2004. - № 36(4). – Р. 389–401.
38. Hollitt, S., Kemps E, Tiggemann M, et al. Components of attentional bias for food cues among restrained eaters // Appetite. – 2010. - № 54(2). – Р. 309–313.
39. Кононов, А.Н. Теоретический анализ подходов к проблеме пищевого поведения в психологической науке / А.Н. Кононов // Актуальные проблемы теории и практики психологических исследований. – Москва, 2020. – С. 236-241.
40. Константинова, Ю.О. Особенности нарушений пищевого поведения в подростковом возрасте / Ю.О. Константинова, М.В. Зеленская // Коллекция гуманитарных исследований. – 2018. – № 6. – С. 49-61.
41. Николаева, Н.О. История и современное состояние исследований нарушений пищевого поведения (культурные и психологические аспекты) / Н.О. Николаева // Клиническая и специальная психология. – 2012. – № 1. – С. 51-63.
42. Олейникова А. В. Кризис подросткового возраста / А. В. Олейникова // Аллея науки. 2018. Т. 2, № 10(26). С. 955-957.
43. Бызова Л. В. Проблема становления идентичности у современных подростков // Актуальные проблемы педагогики и психологии. – Нижний Тагил: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. С. 37-40.
44. Голубков Г. В. Причины возникновения кризиса в подростковом возрасте // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 5-1(33). С. 327-331.
45. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. М.: Флинта, 2006. 346 с.
46. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2008. - 456 с.
47. Варламова, Е. Е. Влияние семьи на формирование личности подростка/ Е.Е. Варламова // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 38-2.-С. 55-57.
48. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 465 с.
49. Истратова О. Н. Общение со сверстниками подростков, находящихся в ситуациях семейного неблагополучия // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 633-639.
50. Карабанова О.А., Поскребышева Н.Н. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками // Вестник московского университета. Серия 14. Психология 2011. № 2. С. 36-47.
51. Рагозина, С. М. Особенности личностной автономии подростков // Психол
ого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях. – Курск: Университетская книга, 2018. – С. 390-395.
52. Лебедева, Е.В. Эмоциональная регуляция поведения младших подростков / Е.В. Лебедева // Научный аспект. – 2019. – Т. 7, № 1. – С. 824-831.
53. Шапарев, В. П. Эмоционально-волевая регуляция личности подростка/ В.П. Шапарев // Эпоха науки. - 2021. - № 28.- С. 380-383.
54. Байгужин П. А. Взаимосвязь показателей психической устойчивости и эмоционального интеллекта у лиц с различной чувствительностью к аффективному стимулу // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8, № 5. - С. 9-16.
55. Буслаева, Е.Н. Особенности развития личности современных подростков / Е.Н. Буслаева // Европейские исследования. - 2015. - № 10. - С. 107-112.
56. Уланова, А.Ю. Соотношение эмоционального интеллекта и когнитивной регуляции эмоций в старшем подростковом возрасте / А.Ю. Уланова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2021. - № 1. - С. 97-107.
57. Шейнов, В. П. Короткая версия опросника импульсивности В.А. Лосенкова: разработка и валидизация / В.П. Шейнов // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2022. - Т. 19, № 4. - С. 820-838.
58. Шмырева. О.И. Сущность эмоционального развития личности в подростковом возрасте / О.И. Шмырева // Мир психологии. - 2013. - № 3(75). - С. 254-266.
59. Имангалиева, А.М. Особенности социализации современного подростка / А.М. Имангалиева // Будущее науки - 2021. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. - С. 115-118.
60. Таныгина, О.И. Особенности саморегуляции и воли у подростков с разным уровнем психического развития / О.И. Таныгина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2017. - № 1. - С. 69-76.
61. Ходырева, С.В. Особенности протекания подросткового кризиса у современных подростков / С.В. Ходырева // Будущее науки - 2019. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 334-337.
62. Архипова, В.Ю. Влияние родительского контроля на формирование личности подростка / В.Ю. Архипова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 3. - С. 1-7.
63. Мищенко, Е. Е. Способы саморегуляции в подростковом возрасте / Е.Е. Мищенко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 3-6. - С. 78-81.