Совладающее поведение и суицидальные риски подростков-сирот
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Совладающее поведение и суицидальные риски подростков-сирот»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Совладающее поведение и суицидальные риски подростков-сирот
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Первичный эмпирический материал.
Приложение Б Аутотренинг релаксации для подростков «Гармония».
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты проблемы совладающего поведения
1.1 Понятие совладающего поведения
1.2 Классификация копинг-стратегий
1.3 Возрастные особенности копинг-стратегий подростков
2 Социально-психологические аспекты суицидального поведения
2.1 Причины и мотивы суицидального поведения
2.2 Особенности суицидального поведения подростков
3 Эмпирическое исследование совладающего поведения и суицидальных рисков у подростков-сирот
3.1 Процедура и методы исследования
3.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме подросткового суицидального поведения. По данным Детского фонда ООН в последние годы отмечается значительное увеличение числа суицидальных попыток и суицидов среди подростков. Это связано с тем, что подростковый возраст является самым сложным в жизни каждого человека, так как именно в это время начинается формирование личности, ее ценностей и приоритетов. В этот период ребенок поддается своим эмоциям, у него беспричинно меняется настроение, он становится более раздражительным и агрессивным, остро реагирует на незначительные замечания. Подростки сталкиваются с жизненными проблемами, но зачастую в силу своей неопытности в разрешении сложных ситуаций, они переживают. У подростков, не имеющих поддержки самых близких людей - родителей, возникнуть мысли о суициде.
Негативные тенденции в форме деформации моральных устоев, напряженности социальных отношений, конфликтных отношений с родителями приводят к единственному, по мнению подростков, выходу из сложившейся трудной ситуации, – суициду. Средним возрастов детей, совершающих попытки суицида, является период от 14 до 17 лет, когда отмечается наиболее неустойчивое психоэмоциональное состояние.
Семья является важнейшим источником благоприятного развития детей и подростков. Вне семьи развитие ребенка происходит по особому пути с формированием специфических черт личности, которые проявляются в незащищенности, тревожности, эмоциональной неустойчивости, враждебности к окружающему миру.
В условиях детского дома у детей и подростков наблюдается специфическое развитие интеллектуальной и аффективно-потребностных сфер, особенностей поведения. Эта специфика проявляется в несформированности внутреннего, психического плана действий, собственной мотивации и преобладании ориентации на внешнюю ситуацию. Особая проблема детей-сирот заключается в низком уровне социальной адаптации, социальной активности, а также сформированности социальных ценностей. Причинами возникновения этих трудностей многие ученые называют специфику социальной ситуации развития ребенка в детском доме, где отсутствуют возможности для установления контактов с другими.
Наличие различного рода трудностей в жизни детей-сирот вызывает особый интерес исследователей к проблеме стратегий совладания детей-сирот с трудными жизненными ситуациями. Совладающее поведение детей-сирот как предмет исследования является новым направлением в изучении этой категории детей. На сегодняшний день существует мало исследований, посвященных изучению совпадающего поведения детей-сирот подросткового возраста. Они лишь отчасти касаются проблем его эффективности и возможности развития в условиях процесса воспитания.
Проблемами суицидального поведения подростков занимались отечественные психологи, педагоги, социологи: А.Г. Амбрумова, А.М. Волкова, Е.М. Вроно, Л.Я. Жезлова, Я.И. Гилинский, А.А. Колмаков, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко, В.А. Скачкова, В.А. Тихоненко. Основу исследований суицидального поведения подростков заложили такие зарубежные ученые как Э. Дюркгейм, К. Меннингер, Н. Фарбероу, З. Фрейд, Э. Шнейдман.
Цель работы: исследовать суицидальные риски у подростков-сирот, систематизировать методы формирования и развития совладающего поведения.
Задачи:
- проанализировать причины и особенности суицидальных рисков у детей подросткового возраста;
- рассмотреть и систематизировать работы по формированию и развитию совладающего поведения;
- описать возрастные особенности копинг-стратегий подростков;
- изучить совладающее поведение и суицидальные риски у детей-сирот.
Актуальность темы заключается в том, что проблема совладающего поведения и суицидального риска у подростков-сирот остается недостаточно освещенной. Необходимость исследования этой проблемы обусловлена тенденцией к росту числа детей, воспитывающихся вне семьи. Практическая актуальность исследования заключается в возможности разработки профилактических мероприятий по предотвращению суицида и формированию конструктивных стратегий совладающего поведения у подростков.
1 Теоретические аспекты проблемы совладающего поведения
1.1 Понятие совладающего поведения
Проблема «копинга» (от англ. слова «coping» - совладание) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ в. Этот термин предложил L. Murphy, который означал им «определенную попытку создать новую ситуацию, будь она угрожающей и опасной или радостной и благоприятной» [1, с. 343].
Ряд авторов рассматривает феномен «копинга» как тенденциозный динамический процесс психики по устранению проблем, направленный на оптимизацию эмоционального состояния. В таком контексте рассматривал «копинг» R.S. Lazarus, определяя его как «процесс решения проблем, предпринимаемый индивидом для оптимизации своего психологического состояния и адаптации к окружающей среде» [2, с. 258].
Такие авторы, как H. Weber, D. Maxwell, R.F. Mollica, B. Cardozo, понимали совладающее поведение как «широкий комплекс взаимосвязанных навыков необходимый для качественного управления обстоятельствами любой степени сложности в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе физическому личностному и социальному благополучию» [3; 4; 5].
Совладающее поведение А. Маслоу определил как «функциональный ответ» на проблему и актуализировал следующие характерологические элементы:
– «четко мотивированно;
– направленно на решение определенной проблематики;
– вызывает изменения, как в окружении, так и в самой личности;
– имеет осознанную природу;
– приобретается в результате обучения»[6, с. 160].
В отечественную психологию проблема копинга вошла благодаря Л.И. Анцыферовой под термином «совладание». Согласно Л.И. Анцыферовой, стратегиями совладания называются основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам [7, с. 45].
В работах отечественных ученых «копинг» рассматривается в концепции стресса. Так, Е.П. Белинской совладающее поведение рассматривается как «способ, позволяющий индивиду справится со стрессом или трудной жизненной ситуацией» [8, с. 154].
Анализ литературы позволяет выделить несколько направлений на сущность копинг-стратегий: психоаналитическое, диспозиционное, ситуационное, интегративное.
В основе психоаналитического направления лежат идеи З. Фрейда, который ввел в научный оборот понятие «психологические защиты». Под этим термином ученый понимал феномены разрешения конфликтологического напряжения между сознанием и бессознательным. По мнению З. Фрейда, «основной задачей психологических защит является ослабление напряжения между данными компонентами личности» [9, с. 54].
Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемной ситуацией. Когда личность не способна к адекватному преодолению проблемы, то включаются защитные механизмы, которые способствуют пассивной адаптации. Они являются ригидными, дезадаптивными способами совладания с проблемой, которые препятствуют адекватной ориентации личности в реальной действительности. В целом, копинг и защита функционируют на основе одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем. Таким образом, психоаналитическое направление рассматривает копинг-процессы в тесной связи с защитными механизмами личности.
Диспозиционный подход, который объясняет копинг в терминах личностных черт. Поведение индивида в определенной трудной ситуации определяется набором личностных особенностей. М.Р. Хачатурова отмечает, что «особенности личности во многом детерминируют определенную предрасположенность человека реагировать похожим образом в преодолении различных трудностей» [10, с. 162]. Основополагающим аспектом этого подхода является то, чтобы выявить степень эффективности определенных диспозиционных тенденций, обычно обозначаемых как стратегии совладания, насколько успешно они обеспечивают позитивные результаты: улучшение здоровья и психологическое благополучие.
Представители диспозиционного направления выделяли взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности с копинг-стратегиями, использующимися индивидом в период стресса. Как отмечает С.А. Хачатурова, «показана взаимосвязь способов совладания с интеллектуальным уровнем развития личности, оптимизмом, негативной эффективности, враждебности, нейротизма, локуса контроля на совладающие аспекты жизнедеятельности личности» [11, с. 189].
2 Социально-психологические аспекты суицидального поведения
2.1 Причины и мотивы суицидального поведения
Важной проблемой суицидального поведения в психологической науке является понимание природы и причин, способствующих суицидальному поведению. В настоящее не существует общепринятой концепции, объясняющей природу суицидального поведения. Выделяются отдельные теоретические подходы к изучению суицидального поведения, среди которых можно назвать: психопатологический, психологический, социологический, клинико-психологический, социально-личностный подходы.
Психопатологическая концепция основана на положении о том, что самоубийцы являются душевнобольными людьми, а суицидальные действия являются проявлением острых или хронических психических расстройств. Представители данной концепции – отечественные психиатры Н.П. Бруханский, В.К. Хорошко, Л.А. Прозоров – предпринимали попытки выделить самоубийства в отдельную нозологическую единицу (суицидомания), а саму проблему изучали медицинскими методами. Как подчеркивает Т.Е. Аргентова, «в настоящее время психопатологическая концепция вызывает только исторический интерес, одно некоторыми исследователи поддерживается идея о том, что суицидальные действия являются формой проявления психических заболеваний» [36, с. 87].
Психологический подход основан на идеи о том, что в формировании суицидальных тенденций личности главная роль принадлежит психологическим факторам. Основателем психоанализа З. Фрейдом самоубийство рассматривалось в качестве «проявления инстинкта смерти, выражения агрессии, в частности, аутоагрессии» [36, с. 86]. Сторонники психоаналитической концепции видят в суициде преобразованное (направленное на себя) убийство. Современные суицидоги, стоящие на психоаналитических позициях, не разделяют взгляды Фрейда на аутоагрессию. Однако отдают ведущее значение психологическим особенностям личности.
К. Меннингер придерживается идеи Фрейда о том, что человек в течение всей жизни ведет напряженную борьбу между инстинктами самосохранения и саморазрушения. В результате исследования глубинных мотивов самоубийства, автор выделил три составных части суицидального поведения: «иметь желание убить, испытывать желание быть убитым, желание умереть» [37, с. 9].
По мнению К. Юнга, «у каждого человека отмечается бессознательное стремление к духовному перерождению, что может стать важнейшей причиной суицида. Человек не только желает уйти от невыносимых условий жизни, совершая самоубийств, он стремиться к метафорическому возвращению во чрево матери. Лишь после этого он превратится в ребенка, вновь рожденного, но уже в безопасности» [37, с. 17].
В индивидуальной психологии А. Адлера суицид рассматривается в качестве результата кризиса, возникающего в связи с поиском индивидом путей преодоления переживаемого им комплекса неполноценности. В результате индивид попадает в состояние стагнации и регрессии, что не позволяет ему приблизиться к реальности. По А. Адлеру, «суицидальная попытка выступает как крайняя стадия регрессии личности» [38, с. 153].
Согласно взглядам К. Хорни, «суицид представляет собой результат особого сочетания внутренних характеристик личности и факторов окружающей среды, представленный у индивида чувством несоответствия социальным стандартам» [38, с. 154]. По В. Франклу, «суицид связан с потерей смысла жизни. Сопутствующая экзистенциальная тревога переживается как страх перед безнадежностью, ощущение пустоты и бессмысленности, страх вины и осуждения» [38, с. 154].
Представитель бихевиоризма Г.С. Салливан полагал, что «каждый индивид сочетает в себе три олицетворения «Я»: когда он чувствует себя в безопасности, когда является «хорошим Я», когда в состоянии тревоги он становится «плохим Я» или вовсе превращается в «не-Я»» [38, с. 155]. При возникновении угрозы безопасности из-за неразрешенного кризиса конфликт и тревога могут стать для индивида невыносимыми. В таких условиях может появиться желание перевести свое «плохое Я» в «не-Я», и так совершить суицид. В состоянии депрессии саморазрушение представляет собой привлекательную альтернативу для человека. По мнению автора, «суицид отражает переориентированное на себя враждебное отношение к другим людям и окружающему миру, что, по сути, является эквивалентов защитного психологического механизма «ретрофлексия» [38, с. 156].
В рамках социологического подхода суицидальное поведения в тесной связи с социальными условиями, среди которых нарушения ценностной н системы общества, экономический кризис, религиозное сознание социума, семейное влияние.
В зависимости от особенностей социальных связей индивида Э. Дюркгейм выделял следующие виды самоубийства:
– «анемическое самоубийство, происходящее в результате значительных разногласий между личностью и социальной средой;
– фаталистическое самоубийство представляет собой результат личных трагедий, значимых событий (смерти близкого человека, несчастная любовь);
– альтруистическое самоубийство, которое совершается для других людей, ради какой-то высокой цели;
– эгоистическое самоубийство отражает уход от неблагоприятных ситуаций – конфликтов, неприемлемых требований» [39, с. 41].
3 Эмпирическое исследование совладающего поведения и суицидальных рисков у подростков-сирот
3.1 Процедура и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности совладающего поведения и суицидальных рисков у подростков-сирот.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) на первом этапе проводился подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) на втором этапе проводилось исследование совладающего поведения и суицидальных рисков у подростков-сирот с помощью тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялась обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов.
Гипотеза исследования: суицидальное и совладающее поведение детей-сирот в подростковом возрасте обусловлено социально-психологическими факторами.
База исследования: исследование проходило на базе УО «Лоевский государственный педагогический колледж».
Характеристика выборки: всего в исследовании приняли участие 60 учащихся подросткового возраста. Выборку исследования составили 2 группы: в первую группу вошли 30 подростков-сирот, вторую группу составили 30 подростков из обычных семей. Возраст испытуемых: 14-18 лет.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных (угловой критерий Фишера).
Методики исследования:
1. Методика « Индикатор копинг–стратегий» (Д. Амирхан).
2. Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус).
3. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой).
4. Опросник определения уровня депрессии (Т.И. Балашова).
Краткое описание методик исследования.
1. Методика «Индикатор копинг–стратегий» (Д. Амирхан).
Методика была разработана Д. Амирханом в 1990 году. Опросник включает 33 утверждения, определяющие основные копинг-стратегии, их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения.
– разрешение проблем;
– поиск социальной поддержки;
– избегание (уклонение).
2. Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус).
Методика предназначена для выявления копинг-механизмов, то есть способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности (копинг-стратегий). Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкман в 1988 году. Испытуемым предлагаются 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации, необходимо оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.
Методика включает в себя следующие шкалы:
– конфронтационный копинг;
– дистанцирование;
– самоконтроль;
– поиск социальной поддержки;
– принятие ответственности;
– бегство-избегание;
– планирование решения проблемы;
– положительная переоценка.
3. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой).
С помощью опросника можно выявить суицидальный риск, уровень сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Опросник предназначен для учащихся 8-11 классов. Опросник состоит из 29 вопросов.
Опросник включает в себя 9 шкал – факторов суицидального риска, среди которых: демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм, временная перспектива, антисуицидальный фактор. По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса. Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.
Заключение
Теоретический анализ литературы показал, что суицидальное поведение представляет собой сложное многоплановое явление, феномен человеческого поведения, который представляет собой следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях неразрешенного микросоциального конфликта. Суицидальное поведение является аутодеструктивным набором действий, суицидальной активности, возникающим как результат личных трагедий, разногласий между личностью и социальной средой, уход от субъективно невыносимых переживаний. В качестве причин суицидального поведения можно назвать: социальные, психологические, социально-психологические причины. Основными мотивами суицидального поведения являются: протест, месть; стремление избежать угрозы; отказ или капитуляция; призыв о помощи.
Понятие «совладающее поведение» относится к адаптационному потенциалу личности и охватывает широкий круг человеческой активности – от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления стрессовых ситуаций. Совладающее поведение – поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. Ресурсы совладающего поведения являются основными компонентами, которые позволяют личности эффективно справляться со стрессовыми событиями. В качестве критериев для классификации копинг-стратегий в зарубежной психологии выступают направленность действий человека, интенсивность совладания, адаптивность и модальность выбираемых копингов.
Возрастными особенностями копинг-стратегий подростков являются: стремление уйти от проблемы и выбор копинга избегания, активное развитие стиля совладающего поведения происходит при активном взаимодействии с родителями и сверстниками. Поэтому подростку необходима социальная и эмоциональная поддержка значимых людей в преодолении трудных ситуаций, способствующая выявлению и развитию его внутренних ресурсов. В подростковом возрасте «запускают» совладающее поведение ситуации неудовлетворенности основных жизненных потребностей личности, связанных с принадлежностью к семье, к группе сверстников, а также потребности в развитии своего Я. Дети-сироты подросткового возраста характеризуются дисфункциональным копинг-поведением, преобладанием пассивных копинг-стратегий над активными стратегиями.
Эмпирическое исследование совладающего поведения и суицидальных рисков у подростков-сирот позволило выявить, что подростки-сироты в трудной жизненной ситуации предпочитают использовать преимущественно неконструктивные способы совладания, такие как: бегство-избегание, дистанцирование, принятие ответственности. При этом, подростки из обычных семей склонны выбирать конструктивные способы совладания: планирование решения проблемы, самоконтроль, поиск социальной поддержки. Подростки из обычных семей пытаются самостоятельно разрешат проблемы, а подростки-сироты – пытаются ее избегать. При этом, подростки из обычных семей более склонны обращаться за поддержкой к другим, чем подростки-сироты.
Наиболее выраженными факторами суицидального риска у подростков-сирот являются: социальный пессимизм, аффективность и несостоятельность. У подростков из обычных семей риск суицидального поведения повышается при отрицательной концепции окружающего мира. На достоверном уровне антисуицидальный фактор выше у подростков из обычных семей, чем у подростков-сирот. Уровень депрессии выше у подростков-сирот, чем у подростков из обычных семей. У подростков установлено, что у большей части подростков-сирот выявлен повышенный уровень депрессии – у них отмечается субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Для этих подростков характерно состояние легко выраженной депрессии, характеризующееся пониженным настроением, пессимистической оценкой событий и снижением работоспособности; аффективные компоненты депрессии могут быть очень незначительными. У большинства подростков из обычных семей выявлен низкий уровень депрессии, указывающий на отсутствие депрессивного состояния. Эти подростки характеризуются активностью, повышенным или нейтральным настроением, способностью получать удовольствие от любых видов деятельности, проявлять интерес к жизни.
Полученные нами результаты исследования свидетельствуют о том, что подростки-сироты нуждаются в обучении приемам релаксации целенаправленного характера с целью оптимизации своего состояния. В качестве снятия острой фазы по суицидальному поведению мы рекомендуем обучать подростков аутотренингу релаксации, с помощью которого они получат возможность самостоятельно снижать психическое и мышечное напряжение, устранять негативные эмоции, гармонизовать свое эмоциональное состояние.
1 Murphy, L. Coping vulnerability and residience in childhood – coping and adaptation / L. Murphy. – N.Y., 1974. – P. 343
2 Lazarus, R.S. Psychological stress and the coping process / R.S. Lazarus. – New York: McGraw, 1966. – P. 258.
3 Maxwell, D. The Coping Strategies Index: Field Methods Manual / D. Maxwell, R. Caldwell. – 2 d Ed. – 2008. – P. 187.
4 Weber, H. Belastungsverarbeitung / H. Weber // Z. fur Klinische Psychologic. – 1992. – Bd. 21, H. 1. – P. 17–27.
5 Mental Health in Complex Emergencies / R.F. Mollica, B. Cardozo // The Lancet. – 2004. – Vol. 364. – P. 2058–2067.
6 Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. – М.: Изд-во РЕФЕЛ-БУК, 1997. – 300 с.
7 Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – №1. – С. 45-49.
8 Белинская, Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема [Электронный ресурс] / Е.П. Белинская // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2009. – № 1 (3). – Режим доступа: http://psystudy.com/index.php/alfa/14-2011/54-n5-19.html. – Дата доступа:
9 Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. – М.: Наука, 1989. – 456 с.
10 Хачатурова, М.Р. Совладающий репертуар личности / М.Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160-169.
11 Хазова, С.А. Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования / С.А. Хазова // Вестник КГУ. – 2013. – № 5, Т. 19. – С. 188-191.
12 Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – 296 с.
13 Станибула, С.А. Психология совладающего поведения: состояние и перспективы / С.А. Станибула // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2016. – № 2 (95). – С. 52-56.
14 Малкина-Пых, И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых // Московский психологический журнал. – 2007. – № 12. – С. 15-25.
15 Пергаменщик, Л.А. Кризисная психология / Л.А. Пергаменщик. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
16 Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
17 Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18, № 5. – С. 20-51.
18 Корытова, Г.С. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция / Г.С. Корытова, Ю.А. Еремина // Вестник ТГПУ. – 2015. – Вып. № 3 (156). – С. 42–47.
19 Станибула, С.А. Характеристика ресурсов совладающего поведения / С.А. Станибула // Известия ГГУ – 2016. – № 5 (98). – С. 35-38.
20 Kobasa, S.C. Personality and social resources in stress resistence / S.C. Kobasa, M.C. Puccetti // J. of Personality and Social Psychology. – 1983. – Vol. 45, № 4. – P. 839-850.
21 Исаева, Е.Р. Копинг-механизмы в системе приспособительного поведения больных шизофренией / Е.Р. Исаева. – СПб.: Питер, 1999. – 145 с.
22 Малахова, С.И. Связь показателей психометрического интеллекта и копинг-стилей у студентов гуманитарной и негуманитарной специализации / С.И. Малахова // Вестник Моск. ун-та. – 2011. – № 3. – С. 67–75.
23 Сирота, Н.А. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель использования / Н.А. Сирота, Н.В. Ялтонский // Обозр. психиатрии и мед. психол. им. В.М. Бехтерева. – 1993. – № 1. – С. 53-60.
24 Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н.В. Известия РГПУ. – 2008. – № 70. – С. 127-130.
25 Лапкина, Е.В. Совладающее поведение, жизнестойкость и жизнеспособность личности: связь понятий, функции / Е.В. Лапкина // Вестник КГУ. – 2015. – № 2. – С. 54-59.
26 Журавлев, А.Л. Социальная психология / А.Л. Журавлев. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М., 2006. – 416 с.
27 Малышев, И.В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-стратегий личности в разных условиях социализации / И.В. Малышев // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 1. – С. 84-86.
28 Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е.Р. Исаева. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c.
29 Ялтонский, В.М. Взаимосвязь копинг-поведения и Я-концепции у больных, зависимых от алкоголя, и условно здоровых мужчин / В.М. Ялтонский, Н.А. Сирота, Е.Т. Соколова // Соц. и клинич. психиатрия. – 2001. – Т.11, вып. 2. – С. 36-43.
30 Борисова, Н.М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н.М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 216-218.
31 Битюцкая, Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е.В. Битюцкая // Вестник МГУ. – 2011. – № 1. – С. 100-111.
32 Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2001. – 507 с.
33 Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.
34 Богомолов, А.М. Структурно-динамические свойства системы психологической защиты у детей подросткового возраста: автореф. … дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / А.М. Богомалов. – СПб., 2005. – 25 с.
35 Аргентова, Т.Е. Особенности совладающего поведения детей-сирот старшего подросткового возраста / Т.Е. Аргентова, Е.В. Тополова // Сибирский психологический журнал – 2007. - № 2. – С. 142-146.
36 Азарова, Л.А. Девиантное поведение и его профилактика / Л.А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
37 Визель, Т.Г. Девиантное поведения подростков: монография / Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева. – Тула: Факультет повышения квалификации МГППУ, 2007. – 341 с.
38 Старшенбаум, Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г.В. Старшенбаум. – М.: Когито-Центр, 2005. – 222 с.
39 Вроно, Е.М. О возрастном своеобразии аутоагрессивного поведения у психически здоровых подростков / Е.М. Вроно, Н.А. Ратинова // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. – М., 1989. – С. 38-46.
40 Шнейдман, Э. Душа самоубийцы / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2001. – 132 с.
41 Игумнов, С.А. Изучение и профилактика суицидального поведения в Беларуси / С.А. Игумнов, А.П. Гелда, Е.В. Гриневич // Медицинская психология в России. – 2017. – № 3. – С. 1-23.
42 Дашенко, В.И. Аутоагрессия и суицид: соотношение понятий и их различие / В.И. Дашенко // Всероссийская научн.-практ.- конференция. – Ростов-на-Дону. – 2013. – № 1. – С. 52-55.
43 Куркина, О.В. Интегративный подход к пониманию феноменологии суицидального поведения подростков. Опыт социально-психологического исследования проблемы суицида / О.В .Куркина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – № 8. – С. 168-172.
44 Амбрумова, А.Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А.Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91-102.
45 Делейчук, Л.Э. Суицидальное поведение подростков как социальная проблема / Л.Э. Делейчук // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – № 2 (19). – С. 312-314.
46 Виноградова, Е..В. Суицидальные риски у детей с девиантным поведением / Е.В. Виноградова //Медицина. – 2017. – № 22. – С. 9-10.
47 Солодкая, Е.В. К проблеме депрессивных расстройств у подростков / Е.В. Солодкая, И.П. Логинов // Дальневосточный мед. журнал. – 2014. – № 1. – С. 15-18.
48 Султанов, А.А. К вопросу о суицидальном поведении практически здоровых лиц молодого возраста / А.А. Султанов // Научные и организационные проблемы суицидологии: сб. науч. трудов. – М., 2003 – С. 95-99.
49 Перфилов, Ю.А. Причины суицидального поведения в подростковом возрасте / Ю.А. Перфилов, Н.В. Юрковец // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. – № 1. – С. 279-280.
50 Ефимова, О.И. Суицидальное поведение в подростковом возрасте и возможности его профилактики / О.И. Ефимова // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 11. – С. 93-95.
51 Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – СПб.: Изд-во «Речь», 2010 – 256 с.
52 Амбрумова, А.Г. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности // Актуальные проблемы суицидологии / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко. – М., 1978. – С. 6-28.
53 Дмитриева, Н.В. Психологические особенности личности суицидальных подростков / Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко, Л.В. Левина // Вестник КГУ. – 2015. – № 1-1 (61). – С. 127-134.
54 Станибула, С.А. Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С.А. Станибула // Психологическое сопровождение и образование: теория и практика. Сборник статей по материалам VI Междунар. научно-практ. конференции 24-26 декабря 2015 г. – Йошкар-Ола, 2016. – С. 405-410.
55 Михайлова, Ю. В. Нарушения развития социального поведения и эмоциональной регуляции у воспитанников домов ребенка / Ю.В. Михайлова // Психолог в детском саду. – 2003. – № 2. – С. 83-114.
56 Кувшинова, Т.И. Современные тенденции суицидального поведения детей и подростков-сирот / Т.И. Кувшинова, И.П. Овчинникова // Суицидология. – 2011. – № 3. – С. 41-43.
57 Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1990. – 188 с.
58 Фурманов, И.А. Психологические особенности детей, лишённых родительского попечительства / И. А. Фурманов. – Мн.: Тесей, 1999. – 160 с.
59 Пашина, А.Х. Особенности эмоциональной сферы у воспитанников и сотрудников детского дома / А.Х Пашина, Е.П. Рязанова // Психологический журнал. – 1993. – № 1. – С. 19-33 с.
60 Васильева, К.Е. Эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей. Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения: сборник научных статей / Ред. В.Н. Ослон, Е.В. Селенина.– М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – 194 с.
61 Шульга, Т.И. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье / Т.И. Шульга, Д.Д. Татаренко // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 2. – С. 203-211.
62 Станибула, С.А. Особенности эмоциональной сферы личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С.А. Станибула // Психологическое сопровождение и образование: теория и практика. Сборник статей по материалам VI Междунар. научно-практ. конференции 24-26 декабря 2015 г. – Йошкар-Ола, 2016. – С. 411-415.
63 Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
64 Ермаков, В.Г. Связь обучения и развития, проблемы её моделирования и философия незамкнутости // Педагогика и психология: проблемы развития мышления: материалы II Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием (г. Красноярск, 08 дек. 2016) / под общ. ред. Т.Н. Ищенко. – Красноярск: Сибирский университет науки и технологий, 2017. – С. 40-50.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Первичный эмпирический материал.
Приложение Б Аутотренинг релаксации для подростков «Гармония».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты