Изменение напряженности психологических защит в подростковом возрасте
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Изменение напряженности психологических защит в подростковом возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Изменение напряженности психологических защит в подростковом возрасте
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Методика-опросник «Опросник на выявление механизмов защиты» Т.М. Домнич.
Приложение Б Расчет критерия U-Манна-Уитни.
Поделиться
Введение
1 Теоретические подходы к пониманию сущности психологических защит подростков
1.1 Методологические подходы к пониманию сущности и механизмов психологических защит
1.2 Обусловленность психологических защит особенностями пубертата
2 Эмпирическое исследование напряженности психологических защит в подростковом возрасте
2.1 Организация эмпирического исследования
2.2 Обсуждение результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение
Проблема напряженности психологических защит в подростковом возрасте в современной психологии на сегодняшний день, является актуальной научно-исследовательской и практической проблемой. Психологическая защита является средством развития личности, обеспечивающим ее целостность через адаптацию и минимизацию или даже устранение чувства тревоги, связанного с осознанием внутриличностного конфликта и преодолением психотравмирующей ситуации. Механизмы психологической защиты функционируют в ежедневном опыте подростков, позволяя им так или иначе разрешать внутренние и внешние конфликты, бороться с тревогой. В ситуациях психологической угрозы подростки также используют различные копинг-стратегии. Каждая из множества поведенческих, эмоциональных и интеллектуальных копинг-стратегий личности может рассматриваться не только как осознанный вариант психологической защиты, но и включать в себя сразу несколько таких стратегий.
Пубертат – это легко определяемая характеристика подросткового периода, отмеченного резким ускорением физического развития и полового созревания. Вместе с тем, это не просто совокупность соматических изменений, но общая, системная реорганизация человека, включающая в себя изменение разных уровней индивидуальности. Эта реорганизация, как правило, приводит к физиологическому дискомфорту, что способствует возникновению психического напряжения. Несмотря на то, что разница во времени вступления в подростковый возраст, содержательно выражающаяся в наличии или отсутствии явного пубертатного скачка, теоретически заставляет предполагать наличие разнообразных проявлений психического напряжения, чаще всего оно выражается в ощущении беспокойства. Появление чувства беспокойства является сигналом, который воспринимается как необходимость актуализации системы психологических защит, которая, удерживая силу психического напряжения на уровне необходимой интенсивности, способствует эффективному функционированию личности.
Внутриличностные преобразования, действие которых обусловлено процессом полового созревания, оказывают основное влияние на психологические защиты в подростковом возрасте. Для подростка характерна предельная неустойчивость настроения, колебания самооценки, ранимость и неадекватные реакции. Новая внешность, новые потребности, новая система представлений, а также неопределенность жизни в новом качестве бросают весьма серьезный вызов их адаптационным и интеграционным возможностям. В результате подростки весьма длительное время находятся как бы в состоянии стресса, но при этом не заболевают психически, а в большинстве своем успешно все преодолевают.
Неслучайно, с одной стороны, психологическая защита рассматривается как предмет исследования патопсихологии и иных клинических направлений (З. Фрейд, К. Хорни, В. Е. Рожнов,В. М. Банщиков, В. А. Ташлыков, В. М. Воловик, А.Б. Добрович,В. С. Ротенберг, Р. А. Зачепицкий, А. Н. Михайлов и др.). С другой стороны, психологическая защита все чаще становится предметом психологии развития, прежде всего, на уровне детского и частично подросткового возрастов (А. Фрейд, Дж. Блюм, М. Кляйн Р. М. Грановская,И. М. Никольская, С. К. Нартова-Бочавер и др.) Однако, характеристике изменений в психологических защитах на протяжении подросткового возраста в работах этих авторов уделяется мало внимания. Не обнаружено научных публикаций по этой проблеме и в отечественных периодических изданиях. То есть динамика действия у подростков психологической защиты, представляющей собой один из способов справляться с травмирующими воздействиями и восстанавливать нарушенное личностное равновесие, до сих пор остается мало исследованным.
Объектом исследования являются психологические защиты в пубертате, а предметом – изменения в напряженности психологических защит в подростковом возрасте.
Цель исследования заключается в выявлении количественных и качественных изменений в психологических защитах на протяжении подросткового возраста.
Задачи сводятся к тому, чтобы:
1) определить методологические основания для исследования механизмов психологических защит;
2) рассмотреть обусловленность психологических защит проблемами пубертата;
3) выстроить замысел эмпирического исследования психологических защит у подростков;
4) выявить особенности развития психологических защит в начале и конце подросткового возраста.
1 Теоретические подходы к пониманию сущности психологических защит подростков
1.1 Методологические подходы к пониманию сущности и механизмов психологических защит
Понятие «психологическая защита» в современной психологической литературе употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт.
В широком смысле термин «психологическая защита» употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт. Это целая система привычных реакций человека, которая помогает устранить, или, если это невозможно, свести к минимуму негативные, травмирующие личность переживания [1, с. 228].
Впервые термин «защита» был введен Зигмундом Фрейдом в работе «Защитные невропсихозы» (1894). Термин «защита» применялся З. Фрейдом для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых аффектов и мыслей. С течением времени этот термин был заменен на понятие «вытеснение».
3. Фрейдом были описаны многочисленные механизмы защиты, которые позволяют психике поддерживать состояние внутреннего психологического комфорта посредством искажения представлений о себе, о собственном поведении. Защитным механизмом называется специфическое изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта; защитный механизм направлен на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом [2, с. 52].
Вначале психологическая защита рассматривалась только как форма разрешения конфликта между бессознательными влечениями и социальными требованиями и запретами и как механизм разрешения внешних конфликтов, адаптации. По Фрейду, защитные механизмы врожденные, запускаются в экстремальных ситуациях и выполняют функцию «снятия» внутреннего конфликта. Затем З. Фрейд вносит существенные изменения в предшествующую концепцию: акцентирует роль механизмов защиты в разрешении внешних, т.е. социогенных конфликтов; механизмы защиты рассматривает как продукты развития и научения; набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности [2, с. 54].
Наиболее разработанная концепция механизмов психологических защит принадлежит Анне Фрейд. В своей работе «Психология Я и защитные механизмы» она рассматривается психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности. По А. Фрейд, механизмы психологической защиты являются бессознательными, приобретенными в ходе развития личности способы достижения «Я» компромисса между противодействующими силами «Оно» или «Сверх-Я» и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты преследуют цель уменьшения тревоги, вызванной внутриличностный конфликтом [3, с. 36].
Особое значение Анна Фрейд придавала вытеснению, полагая, что этот способ защиты занимает уникальную позицию, так как отличается от других защитных способов своей эффективностью. Вытеснение способно достигать значительно большего в количественном отношении – они способно справиться с сильнейшими инстинктивными импульсами, когда другие защитные механизмы в таком случае неэффективны [3, с. 40].
Анна Фрейд допускала, что «Я» не является полностью свободным в создании защитных механизмов, которые оно использует. Само существование невротических симптомов свидетельствует о том, что «Я» потерпело неудачу, а каждый возврат вытесненных импульсов, который приводит к формированию симптомов, указывает на то, что защита не сработала.
По мнению А. Фрейд, вытеснение является самым опасным защитным механизмом. Отъединение от «Я», которое наступает по причине изоляции сознания от всего процесса инстинктивной и аффективной жизни, способно полностью разрушить целостность личности. Можно говорить о том, что вытеснение обусловливает формирование компромисса и невроза. Итоги и последствия других защитных механизмов являются не менее серьезными, однако, даже в острой форме они преимущественно остаются в пределах нормы. Они проявляются в искажениях, диспропоциях, существенных изменениях «Я», которые частично сопровождают (или замещают) невроз [3, с. 44].
2 Эмпирическое исследование напряженности психологических защит в подростковом возрасте
2.1 Организация эмпирического исследования
Напомним, что целью эмпирического исследования является обнаружение количественных и качественных изменений в психологических защитах на протяжении подросткового возраста.
Исследование проходило на базе ГУО «Солтановская средняя школа» Речицкого района. Всего в исследовании приняли участие 60 подростков. Было сформировано две группы: 1 группа – ученики 6 класса в количестве 30 человек в возрасте 11-12 лет (младший подростковый возраст). 2 группа – ученики 10 класса в количестве 30 человек в возрасте 15-16 лет (старший подростковый возраст).
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. На первом этапе было проведено исследования уровня напряженности психологических защит в подростковом возрасте (Плутчик, Келлерман, Конте «Опросник на выявление механизмов защиты», адаптация Т.М. Домнич»). Участников исследования ознакомили с целью исследования и попросили внимательно прочитать инструкцию, а затем заполнить полученные бланки.
2. После заполнения опросников полученные данные были обработаны в соответствии с ключом.
3. Далее проводился анализ, обсуждение и интерпретация полученных результатов исследования.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что существуют различия в уровне напряженности психологических защит в младшем и старшем подростковом возрасте.
Для достижения цели были использованы такие методы как: метод опроса, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Метод опроса – психологический вербально-коммуникативный метод, который заключается в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Опрос предполагает общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Опрос является одним из самых распространённых методов получения информации о субъектах – респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Описание методики.
Выбор психодиагностического инструментария осуществлялся в соответствии с поставленными задачами исследования и требованиями валидности, надёжности, стандартизации и адаптации используемых методик. По всем параметрам подошел «Опросник на выявление механизмов защиты». Адаптация: Т.М. Домнич [66, с. 167].
Цель: определить доминирующие виды психологической защиты личности.
Тест на выявление защитных механизмов LSI Р. Плутчик был разработан совместно с Г. Келлермановм и Х.Р. Контом в 1979 году. Этот опросник является логическим продолжением оригинальной теории разработанной Р. Плутчик, которая рассматривает защитные механизмы в контексте эволюционной структуры и предполагает, что они являются прямо пропорциональны эмоциям.
Автор выделяет 8 базисных адаптивных реакций, которые являются прототипом 8 базисных эмоций, а в комбинациях – всех существующих эмоций. Базисными эмоциями являются: страх, гнев, радость, доверие, горе, обида, ожидание, удивление.
Психологическая защита (по Плутчик) – является последовательным искривлением когнитивных и эмоциональных составляющих образа реальной ситуации с целью уменьшения эмоционального напряжения, которое угрожает личности в случаях полного или адекватного отображения реальности. Содействия психологической защиты ослабляют интенсивные эмоциональные реакции и поддерживают социально адекватные отношения.
Психологические защиты регулируют переживания, экспрессию и поведения на базе таких эмоций:
– регрессия – удивление;
– замещение – гнев;
– отрицание – доверие;
– вытеснение – страх;
– проекция – обида;
– компенсация – горе;
– реактивное образование – радость;
– рационализация – ожидание.
Часто переживание этих эмоций и использование ответных защит является основанием в формировании особенных черт характера личности:
– регрессия (механизм защиты) – удивление (эмоция) – наивность или непоследовательность (черта характера);
– замещение (механизм защиты) – гнев (эмоция) – агрессивность;
– отрицание – доверие – общительность;
– вытеснение – страх – неуверенность;
– проекция – обида – подозрительность.
Заключение
Проведенное исследование изменения напряженности механизмов психологической защиты в подростковом возрасте позволяет сделать следующие выводы:
Психологическая защита представляет собой феномен, связанный с проблемами психической регуляции, становления личности и социально-психологической адаптации индивида. С позиций психоаналитического подхода механизм психологической защиты представляет собой реакцию бессознательной части «Я», за счет реализации которой достигается только относительное личностное благополучие посредством искажения, отрицания или трансформации реальности, снижения таким путем тревоги. В рамках интегрального подхода психологическая защита рассматривается как средство адаптации личности, способствующее установлению психологического комфорта. С позиций функционального подход психологическая защита является специфической функциональной системой деятельности, базовыми свойствами которой выступают формирование адаптационных форм поведения и интегральная регуляция деятельности личности. Психологическая защита позволяет индивиду мобилизовать свой личностный потенциал и организовать адаптационный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями, что способствует сохранению внутреннего равновесия и предотвращает нарушение поведения и деятельности.
Психологическая защита в подростковом возрасте имеет свои особенности. Пубертатный период представляет собой возрастной этап в границах 13-17 лет, на протяжении которого происходит ряд физиологических и психологических изменений. В подростковом возрасте происходит развитие самосознания, формирование рефлексии, самооценки. У ребенка появляется чувство взрослости – отношение подростка к себе как взрослому. Интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности, оригинальности, появляется способность суждения в отношении себя и оценки своей личности. Пубертат предполагает прерывание спокойного роста, который сопровождается появлением многочисленных эмоциональных нарушений и весомых изменений. Протекание отрочества в неконструктивном русле может способствовать возникновению постоянного нервного напряжения, столкновения различных потребностей, внутриличностного конфликта, обусловливающих необходимость использования психологической защиты. Пубертат влияет на уровень психологических защит. С началом процесса полового созревания психологическая защита подростков существенно усиливается. В подростковом возрасте могут функционировать в норме как зрелые, так и незрелые виды психологической защиты. Психологическая защита проявляется в тенденции подростка сохранять привычное мнение о себе, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других. У подростка каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан с определенной фазой индивидуального развития.
В результате исследования уровня напряженности психологических защит в подростковом возрасте было установлено, что младшие подростки в напряженной ситуации с целью уменьшения эмоционального напряжения, которое угрожает личности в случаях полного или адекватного отображения реальности, применяют преимущественно такой механизм психологической защиты, как проекция. Компенсация, реактивное образование и рационализация находятся на одном, относительно невысоком уровне. Практически не используются младшими подростками механизмы вытеснения, регрессии, замещения и отрицания.
Старшие подростки применяют преимущественно такие механизмы психологической защиты, как рационализация и реактивные образования; чуть менее выражена проекция, еще меньше – компенсация. Менее часто, но все же используем такой механизм, как отрицание; практически не используется замещение, вытеснение и регрессия.
Сравнительный анализ результатов исследования напряженности психологических защит в подростковом возрасте показал, что если в младшем подростковом возрасте чаще всего используются такие защитные механизмы как проекция, то в старшем подростковом возрасте используются рационализация и реактивные образования. Частота применения механизма проекции с возрастом снижается. Механизмы вытеснение, регрессия и замещение не свойственны младшим и старших подросткам.
Сравнение напряженности психологических защит в подростковом возрасте показало, что на достоверном уровне у младших подростков выше напряженность механизма проекция (U=216 при р≤0,05). У старших подростков выше напряженность механизма отрицание (U=251 при р≤0,05); реактивные образования (U=240 при р≤0,05); рационализация(U=246 при р≤0,05).
1 Богомаз, С. Л. Психологическая защита личности: методология, механизмы, инструментарий / С.Л. Богомаз // Ученые записки УО ВГУ им. П. М. Машерова. – 2008. – Т. 7. – С. 228–254.
2 Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – М. : Наука, 1989. – 456 с.
3 Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы / Пер. с англ. М. Р. Гинзбурга. – М. : Педагогика, 1993. – 144 с.
4 Каменская, В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта / В. Г. Каменская. – СПб. : Детство-пресс, 1999. – 287 с.
5 Кружкова, О. В. Психологические защиты личности / О. В. Кружкова, О. Н. Шахматова. – Екатеринбург : Изд-во Росгоспрофпедуниверситет, 2006. – 153 с.
6 Ковалева, Е. Б. Психологическая защита у детей. Диагностика и коррекция / Е. Б. Ковалева, Г. Я. Кудрина. – Иркутск : ИГПУ, 2001. – 85 с.
7 Вассерман, Л. И. Медицинская психодиагностика : Теория, практика и обучение / Л. И. Вассерман, О. Ю. Щелкова. – М. : Академия, 2003. – 736 с.
8 Карпов, А. Б. Механизмы психологической защиты и стратегии преодоления в переходный период от подросткового к юношескому возрасту : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / А. Б. Карпов. – М., 2007. – 20 с.
9 Киршбаум, Э. И. Психологическая защита / Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева. – СПб. : Питер, 2005. – 233 с.
10 Черенева, Е. А. Защитные механизмы поведения как фактор адаптивного поведения личности / Е.А. Черенева // Вестник ТГПУ. – 2013. – № 6 (134). – С. 118–125.
11 Карвасарский, Б. Д. Медицинская психология / Б.Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2006. – 280 с.
12 Налчаджян, А. А. Психологические защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / Ред. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2000. – С. 395–481.
13 Богомолов, А. М. Связь интенсивности психологической защиты личности с процессом самореализации / А. М. Богомолов, А. Г. Портнова // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 2. – С. 30–35.
14 Церковский, А. Л. Избранные лекции по медицинской психологии. Курс лекций / А. Л. Церковский, В. С. Федосеенко, О. И. Гапова. – Витебск : ВГМУ, 2009. – 109 c.
15 Богомолов, А. М. Структурно-динамическая модель системы психологической защиты личности / А. М. Богомолов, А. Г. Портнова // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 3. – С. 27–29.
16 Ветров, Р. Ю. Психологическая защита личности / Р. Ю. Ветров // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – № 1. – С. 106–114.
17 Ильясов, А. А. Механизмы психологических защит и их влияние на личность / А. А. Ильясов // Череповецкие научные чтения / Отв. ред. Н. П. Павлова. – Череповец, 2013. – С. 84–86.
18 Богомаз, С. Л. Копинг-стратегии и механизмы психологической защиты личности: сопоставительная характеристика / С. Л. Богомаз, С. Ф. Пашкович // Право. Экономика. Психология. – 2015. – № 3 (3). –
С. 62–69.
19 Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб. : Речь, 2006. – 298 с.
20 Антилогова, Л. Н. Виды психологической защиты у девиантных подростков / Л. Н. Антилогова, Л.А. Рассудова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 2. – С. 136–142.
21 Субботина, Л. Ю. Психологическая защита / Л. Ю. Субботина. – Ярославль : Академия Холдинг, 2000. – 421 с.
22 Вышинская, Е. Г. Проблема психологической защиты личности в отечественной и зарубежной психологии / Е. Г. Вышинская // Вестник Полоцкого гос. ун-та. – 2006. – № 5. – С. 61–65.
23 Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология / Л. А. Пергаменщик. – Минск : Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
24 Битюцкая, Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е. В. Битюцкая // Вестник МГУ. – 2011. – № 1. – С. 100–111.
25 Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – 184 с.
26 Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 302 с.
27 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М. : Флинта, 2006. – 342 с.
28 Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
29 Дубровина, И. В. Практическая психология образования : учебное пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2004. – 592 с.
30 Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – СПб. : Питер, 2008. – 456 с.
31 Никитюк, Б. А. К вопросу о сенситивных, критических и кризисных периодах / Б. А. Никитюк, P. C. Черкасова // Труды ученых ГЦОЛИФКА : 75 лет: ежегодник. – М. : Смысл, 1993. – С. 252–260.
32 Кле, М. Психология подростка. Психосексуальное развитие / М. Кле. – М. : Педагогика, 1991. – 176 с.
33 Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
34 Макаров, В. К. Особенности самосознания подростков / В. К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 94–98.
35 Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н.В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 170 с.
36 Фортино, Ж. О патолoгическом кризе в период пубертата / Ж. Фортино // Социальная и клиническая психиатрия. – 1994. – № 1. – С. 102–105.
37 Лясина, Е. С. Механизмы психологической защиты умственно отсталых подростков с различными типами акцентуаций характера / Е. С. Лясина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена : Аспирантские тетради. – № 23 (54). – СПб., 2008. – С. 387–393.
38 Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
39 Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста / С. В. Молчанов. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 351 с.
40 Хухлаева, О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
41 Харламенкова, Н. Е. Самоутверждение подростка / Н. Е. Харламенкова. – М. : ИП РАН, 2007. – 384 с.
42 Полунина, Л. В. Психическое состояние школьной тревожности в подростковом возрасте / Л.В. Полунина // Вестник КГУ. – 2013. – № 3. – С. 62–64.
43 Бисерова, Г. К. Влияние детско-родительских отношений на агрессивность и самооценку подростка / Г. К. Бисерова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55-4. – С. 353–360.
44 Гордеев, В. В. Формирование самооценки у подростков / В. В. Гордеев // Новая наука : проблемы и перспективы. – 2016. – № 3. – С. 180–182.
45 Накорякова, Н. Ю. Взаимосвязь самооценки с уровнем эмпатии, успеваемости и социометрическим статусом подростка / Н. Ю. Накрякова, Ю.А. Симакина // Интеллектуальный и научный потенциал 21 века : сборник статей Междунар. научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 158–161.
46 Курбанова, З. С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З. С. Курбанова // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 91–95.
47 Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95–99.
48 Рапацкий, Б. И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б. И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 74–79.
49 Терехина, А. Е. Рефлексивные возможности формирования образа-Я современных подростков / А. Е. Терехина, Т.Е. Федосеева, И.А. Иванова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. – С. 350-359.
50 Шамухаметова, Е. С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Е. С. Шамухаметова // Научные исследования и разработки : материалы XIX Международной научно-практич. конференции. – М., 2017. –С. 388–390.
51 Будасси, С. А. Защитные механизмы личности / С. А. Будасси. – М. : Модус, 1998. – 351 с.
52 Рыбалко, Е. Ф. Роль психологической защиты в самореализации личности в период ранней юности / Е. Ф. Рыбалко, Т. В. Тулупьева // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. – С. 193–203.
53 Антонова, Е. В. Механизмы психологической защиты подростков / Е. В. Антонова // Вестник научных конференций. – 2016. – № 5. – С. 19–20.
54 Соловьева, А. В. Закономерности проявления психологической защиты в период полового созревания : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / А. В. Соловьева. – М., 2009. – 19 с.
55 Соловьева, А. В. Специфика психологической защиты в подростковом возрасте / А. В. Соловьева // Вестник КГУ. – 2007. – № 2. – С. 159–163.
56 Соловьева, А. В. Уровень психического напряжения и типы защит в норме и при аномалиях развития // Научный поиск : Сб. научных работ студентов, аспирантов и преподавателей / Под ред. проф. А. В. Карпова. – ЯрГУ, Ярославль, 2006. – С. 284–292.
57 Дворянчиков, Н. В. Половозрастные и полотипические особенности механизмов психологических защит / Н. В. Дворянчиков, С. С. Носов // Вестник СПбГУ. – 2007. – Вып. 4. – С. 261–266.
58 Носов, С. С. Теоретико-экспериментальные аспекты изучения гендерных особенностей защитных механизмов / С. С. Носов // Известия РГПУ. – 2010. – № 1. – С. 29–34.
59 Ветрова, И. И. Сравнение динамики психологических механизмов регуляции поведения (совладания, психологических защит и контроля поведения) у подростков в лонгитюдном исследовании и методом срезов / И. И. Ветрова // Вестник КГУ. – 2009. – Т. 15. – С. 233–236.
60 Подольская, И. В. Психологические механизмы защиты подростков и юношей в социальной ситуации развития / И. В. Подольская // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2008. – № 2. – С. 47–52.
61 Ганеева, А. А. Особенности проявления механизмов защиты подростков в конфликтных ситуациях, в зависимости от социально-психологического типа личности / А. А. Ганеева // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 2. – С. 152–156.
62 Абабков, В. А. Защитные психологические механизмы и копинг : анализ взаимоотношений / В. А. Абабков // Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии : материалы научно-практ. конференции «Ананьевские чтения-2004» / Под ред. Л. А. Цветковой. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. – С. 14–22.
63 Скиба, Н. В. Психологическая защита как средство личностного развития подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Н.В. Скиба. – Курск, 2006. – 20 с.
64 Андреева, Е. Н. Самоотношение подростков / Е. Н. Андреева // Психология современного подростка. – СПб. : Речь, 2005. – С. 27–37.
65 Каменская, В. Г. Возрастные и гендерные особенности системы психологических защит (на примере подростково-юношеской выборки) / В. Г. Каменская // Психологический журнал. – 2005. – № 4. – С. 77–89.
66 Казакова, Т. В. Особенности психологической защиты у подростков с разным уровнем суицидального риска / Т. В. Казакова, Н. В. Басалаева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 1–8.
67 Домнич, Т. Н. Научные методы оценки защитного функционирования личности // Сборник тезисов международной межвузовской студенческой научно-практической конференции «Психология XXI века». – СПб. : СПбГУ, 2001. – С. 167–171.
68 Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб. : ООО «Речь», 2003. – 350 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Методика-опросник «Опросник на выявление механизмов защиты» Т.М. Домнич.
Приложение Б Расчет критерия U-Манна-Уитни.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты