Особенности учебной мотивации и смысложизненных ориентаций учащихся разных специальностей в колледже
БИП (Белорусский институт правоведения)
Диплом
на тему: «Особенности учебной мотивации и смысложизненных ориентаций учащихся разных специальностей в колледже»
по дисциплине: «Психология»
2018
301.00 BYN
Особенности учебной мотивации и смысложизненных ориентаций учащихся разных специальностей в колледже
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 71.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Характеристика выборки испытуемых.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Инструкция и вопросы к методике диaгностики личности нa мотивaцию к успеху Т. Элерсa.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тестовый материал к методике Д.А. Леонтьев.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Количественные данные, полученные в ходе проведения методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Количественные данные, полученные в ходе проведения методики СЖО Д.А. Леонтьева.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Методологические подходы к изучению феномена мотивации
1.2. Факторы, условия и средства формирования мотивационной сферы личности
1.3. Содержание смысложизненных ориентаций современного студента
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
2.1. Методы и организация эмпирического исследования
2.2. Результаты проведенного исследования
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема формирования готовности учащегося к предстоящей профессиональной деятельности, а также личностного развития будущего специалиста, сегодня продолжает оставаться одним из наиболее актуальных вопросов, решаемых в различных учебных заведениях.
В современных условиях «кризиса ценностей» и отсутствия общепризнанной идеологии представления о культурно одобряемом поведении становятся менее четкими, а выбор поведенческих моделей опирается на иерархию индивидуальных ценностей, смысложизненные ориентации личности. Таким образом, исследование мотивации и смысложизненных ориентаций личности дает возможность получить представление о тенденциях в изменении социальных норм, установок и стратегий поведения. В этой связи особое внимание привлекает молодежь, поскольку она наиболее динамична по своему характеру и чутко реагирует на происходящие социальные перемены. Вместе с тем в этом возрасте активно развивается система личностных смыслов и происходит порождение новых смысловых структур.
Даже принимая во внимание те изменения, какие происходят сегодня в сфере образования, проблема учебно-профессиональной мотивации продолжает оставаться актуальной. Это непосредственно связано с тем, что в профессиональные образовательные учреждения поступают «вчерашние» школьники, которые еще не полностью определились с выбором будущей профессии, слабо воспринимающие профессиональную деятельность в целом. В итоге этого понижается уровень эффективности обучения, а также профессиональная ориентация, ухудшается процесс вхождения в будущую профессию. Становление учащихся как субъектов учебной деятельности не будет эффективным вне развития у них соответствующей учебной мотивации. Постоянное совершенствование профессиональной подготовки учащихся в условиях колледжа требует, в свою очередь, развития учебно-профессиональной мотивации молодых людей.
Стремление к смыслу предполагает необходимость постоянного выбора между желательным и необходимым, приземленным и возвышенным, направленным внутрь или обращенным во вне. Право выбора предполагает ответственность за совершенные или несовершенные поступки.
Степень изученности проблемы в литературе. Исследованием проблемы смысложизненных ориентаций занимались Д.А. Леонтьев, М.С. Яницким, А.В. Серый, В.Э.Чудновский, Б.С. Братусь, Л.И. Божович, В.Франкл. Мотивационная сфера личности является предметов исследования А.Н. Леонтьева, Г. Мюррея, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Б.И. Додонова, А. Маслоу, В.Г. Асеева. Кроме того, отечественные и зарубежные ученые изучают мотивацию достижения успеха (Н.В. Афанасьева, Т.О. Гордеева, К. Двек, Э. Деси, Г.В. Лаврентьев, М.Ш. Магомед-Эминов, Р. Райан, М. Селигман, Э. Скиннер, X. Хекхаузен и др.).
Цель данной дипломной работы заключается в выявлении взаимосвязи смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности учащихся колледжа.
Объект исследования: мотивационно-потребностная сфера учащихся колледжа.
Предметом исследования является взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности учащихся разных специальностей колледжа.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой характер мотивации связан со смысложизненными ориентирами учащихся колледжа и с социально-психологическими характеристиками их личности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Методологические подходы к изучению мотивации
Психология мотивации по праву считается одним из наиболее важных разделов психологической науки. В рамках данной проблематики проведены многочисленные исследования, какие привели к выстраиванию различного рода теорий мотивации, внеся тем самым огромный вклад в исследование конкретных видов мотивов [42, с. 10].
Предпосылки для появления научной проблематики мотивации появились еще в идеях мыслителей античной и средневековой философии как соотношение объективных и субъективных категорий сущего. Высказывания Платона о цели, по какой представляется возможным судить о стараниях индивида, представляют базис всего мотивационного поведения личности. Главным в поведении индивида, согласно взглядам Аристотеля, выступает интуиция психолого-педагогической мысли [17, с. 19].
Истоки ведущих направлений исследования мотивации в зарубежной психологии в берут свое начало в концепции эволюции Ч.Дарвина (1859). Данная концепция пересмотрела существующее ранее противопоставление разума и свободы воли, свойственных индивиду, а также машинообразности, инстинктивности поведения представителей животного мира, утвердив присутствие исторической взаимосвязи между развитием личности и животных.
Концепция Ч.Дарвина выступила основанием развития 3-х подходов к обоснованию проблемы мотивации.
1. Первый из подходов был склонен трактовать человека как высшее животное. Из этого допущения следовал важный вывод, что развитие человеческого интеллекта имеет некоторые предпосылки у животных, значит, нынешние виды животных обязаны обладать определенными зачатками интеллекта. В связи с этим, были начаты исследования поведенческих реакций животных. Огромное воздействие на разработку указанного подхода оказали такие исследователи как И.П.Павлов (1909) и Э. Торндайк (1911). Именно ими были заложены основы ассоциативной ориентации в исследованиях теории мотивации [17, с. 19].
Предметом психологии для бихевиористов выступает не психика, а поведение, мотивы какого воспринимаются как причина разного рода телесных реакций организма в ответ на предоставленные внешние воздействия (так называемые стимулы).
Мотивация в рамках данной теории понимается как наиболее общий термин для называния такой категории как активность организма. В мотивации были выделены лишь энергетизирующие, а также активизирующие свойства, и в общем, она обусловлена только изнутри, по большому счету, органическими нуждами, драйвами. Нужно указать, что исследование проблемы мотивации, как правило, реализовывалось на животных и впоследствии уже чисто механически переносилось на личность человека.
2. Второй подход основывался на признании наличия между индивидом и животными общих для них биологических корней. Такое допущение позволяли прийти к выводу о том, что инстинктивные тенденции, которые присущи животным, присутствуют также и у человека [2, с. 33].
Такое положение нашло свою реализацию в 2-х главных направлениях.
1) Концепция инстинкта В. Мак-Дауголла (1908). Данный исследователь воспринимал инстинкт в качестве единственной категорией, которая имеет непосредственную связь с феноменом мотивацией. Саму же мотивацию В. Мак-Дауголл рассматривал как врожденный побудитель. Мотив, согласно Мак-Дауголлу, появляется только у человека и возникает на уровне осознаваемого действия, которое рефлекторно по своей сути.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
2.1. Методы и организация эмпирического исследования
Диагностика мотивационной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения разработки адекватных методик. Это связано с тем, что мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, являются наиболее «закрытой зоной» личности.
И наиболее оберегаемой (сознательно или подсознательно) самой личностью от постороннего проникновения в эту сферу.
Целью нашей исследовательской работы выступило исследование смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности учащихся разных специальностей колледжа.
Исследование проводилось на базе УО «Минский государственный профессионально-технический колледж полиграфии» им.В.З.Хоружей.
В качестве испытуемых выступили учащиеся специальностей «Продавец книжных товаров» и «Печатник». Всего в исследовании приняли участие 50 человек. Из них 27 девушек и 23 юноши. Подробное описание выборки испытуемых представлено в таблице Приложения А.
Эмпирическое исследование проходило в несколько этапов:
1 этап. Выбор, обоснование и теоретическое осмысление проблемы исследования на основе изучения психологической, педагогической и методической литературы. Разработка методологического аппарата исследования, определение его этапов, подбор методик для проведения исследования.
2 этап. Определение экспериментальной группы. Диагностика отношения к учебным предметам, мотивов учебной деятельности учащихся колледжа, измерение мотивации достижения.
3 этап. Сбор и систематизация данных, полученных при проведении исследования. Анализ и обобщение результатов исследования, выводы.
Методический инструментарий представлен комплексом методик, исследующих мотивацию учебной деятельности и достижений:
1) Методикa диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерсa;
2) Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев);
3) Методика диагностики учебной мотивации школьников М.В.Матюхиной в модификации Н.И.Бадмаевой.
Методикa диагностики личности нa мотивацию к успеху Т. Элерса предназначена для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха.
Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет».
Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.
Инструкция и вопросы к методике диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса представлена в Приложении Б.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования, стоит отметить, что его цель была достигнута, а основные задачи в ходе работы были выполнены.
1. Существующие многочисленные представления исследователей об учебной мотивации варьируются от абсолютизации отдельных ее аспектов и формирования линейных поведенческих моделей до попыток произвести описание ее многомерной структуры и ее иерархии. Использование деятельностного подхода и достижений психологии в качестве методологического базиса исследований учебной мотивации учащихся может быть крайне продуктивно, поскольку даст возможность увидеть глубокое содержание и суть исследуемых вопросов.
2. Смысложизненные ориентации студентов непосредственно зависят от особенностей социальной ситуации развития, от личностной зрелости. В период обучения смысложизненные ориентации студентов тесно связаны с проблемой профессиональной направленности и самоопределения.
3. Мотивационная сфера оценивается на базе всех существующих параметров (сила, устойчивость, структурность), используемых с целью оценки как отдельного мотива, так и мотивации в общем. Для успешной, высокоэффективной деятельности индивида, нужно соблюдение определенных условий формирование мотивационный сферы: во-первых, развитость мотивов указанной деятельности (их множественность), гарантирующая позитивное отношение к ней; во-вторых, оптимальная их сила; в-третьих, устойчивость; в-четвертых, определенная мотивационная структура; в-пятых, их определенная иерархия.
4. Результаты, полученные в ходе проведения методики Элерса, позволяют утверждать, что в группе детей, среди учащихся по специальности «Печатник» гораздо большее количество тех, кто имеет низкий уровень мотивации на избегание неудач, в сравнении с учащимися колледжа по специальности «Продавец книжных товаров». В то же время, в группе учащихся по специальности «Продавец книжных товаров» сравнительно больше лиц с умеренным уровнем мотивации к избеганию неудач.
Результаты теста смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев) показывают, что как в группе учащихся по специальности «Продавец книжных товаров», так и в группе учащихся по специальности «Печатник», подавляющее большинство участников исследования демонстриуют средние показатели по шкале «Локус контроля-Я» ),это значит (дописать)
Таким образом, подавляющее большинство учащихся по специальности «Продавец книжных товаров» и по специальности «Печатник» демонстрируют средний уровень по субшкале «Процесс жизни», то есть интерес и эмоциональная насыщенность жизни у учащихся данной подгруппе находится в пределах нормы. Высокие баллы по этой шкале присущи 2 учащимся по специальности «Продавец книжных товаров» и 1 человеку по специальности «Печатник», что говорит о большей приверженности этих молодых людей жить сегодняшним днем. Низкие баллы по анализируемой шкале отмечаются у относительно небольшой группы учащихся колледжа обеих исследованных специальностей, что может свидетельствовать о возможной неудовлетворенности данных молодых людей своей жизнью в настоящем.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. /К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Алексеева, Л.В. Мотивация и эмоции: учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. – 428 с.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. /Б.Г. Ананьев. – СПб., 2007. – 282 с.
4. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. /В.Г. Асеев. – М.: «София», 1976. – 285 с.
5. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшаева, А. А. Вирбицкий // М:. Логос, 2006. – 184 с.
6. Вачков, И.В. Психологический тренинг: методология и методика проведения / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2010. – 560 с.
7. Ведута, О.В. Формирование учебной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования технического профиля: методическое пособие /О.В.Ведута. – Тюмень: Изд-во «Титул», 2011. – 76 с.
8. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.
9. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский. – Собр. соч., т. 4. – 356 с.
10. Гуревич, П.С. Психология личности: учеб. пособие для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 559 с.
11. Дэкерс Л. Мотивация: теория и практика: расширенный курс. − М.: ГроссМедиа, 2007. – 640 с.
12. Епифанова, С. Формирование учебной мотивации / С. Епифанова // Высшее образование в России. – 2000. - №3. – С.106-107.
13. Журавлёв, Д. Мотивация и проблемы в обучении Текст. / Д. Журавлев // Народное образование. – 2002. - № 9. – С. 123-130.
14. Жучкова, С.М. Смысложизненные как субъективные составляющие феномена смысла жизни / С.М. Жучкова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011. – С.120-123.
15. Иванников, В.А. Волевая саморегуляция процесса мотивации / В.А. Иванников, А.В. Монроз // Психологические исследования. – 2014. – Т. 7. - № 35. – С.33.
16. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин // СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
17. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности. /В.И. Ковалев. – М.: «Наука», 1988. – 379 с.
18. Колесник, Н.Е. Формирование профессионально важных качеств у учащихся СПО / Н. Е. Колесник // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч.конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). – Уфа: Лето, 2011. – С. 93-96.
19. Коржова, Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека // Е.Ю. Коржова. – СПб:. РХГА, 2006. – 384 с.
20. Леонтьев, Д. Системно-смысловая природа и функции мотива / Д. Леонтьев // Вестник МГУ. – 1993. – № 2. – С.12-20.
21. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. − М., 1971. − С. 13−20.
22. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) 2-е изд. М.: Смысл, 2000. – 18 с.
23. Макклелланд, Д. Мотивация человека/ Д. Макклелланд. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
24. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. – М., 1994. – 326 с.
25. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004. – 255 с.
26. Мильман, В.Э. Мотивация и творчество. /В.Э. Мильман. – М.: «Мирея и Ко», 2005. – 165 с.
27. Насиновская, Е.Е. Смысловые образования. /Е.Е. Насиновская. – М.: Образование, 2008. – 342 с.
28. Немов, Р.С. Психология, кн. 1. Общие основы психология. – 2-е изд. /Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
29. Рахматуллина, Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности: Психологическая служба в вузе Текст. / Ф.М. Рахматуллина. Казань, 1981. – 342 с.
30. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – М.: Наука, 1998. – 422 с.
31. Станиславский, К. С. Полное собрание сочинений в 8 томах. /К.С. Станиславский. – Т.1. 1954. – М.: Искусство. – 364 с.
32. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов. /Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 358 с.
33. Франкл, В. Человек в поисках смысла/ В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
34. Фрейд, З. Неудовлетворенность культурой. Избранное. /З.Фрейд. Лондон, 1969. – 463 с.
35. Фромм, Э. Избавление от иллюзий. Сопоставление взглядов Маркса и Фрейда. /Э. Фромм. – М.:Айрис-пресс, 2005. – 325 с.
36. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. − Т. 1. /Х. Хекхаузен. − М.: Педагогика-пресс, 1986. – 408 с.
37. Цветкова, Р.И. Мотивационная сфера личности студента как субъективно-развивающаяся система. /Р.И. Цветкова. – Хабаровск: «Гриф УМО», 2006. – 124 с.
38. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности Текст. / В.И. Чирков. – Ярославль, 1991. – 367 с.
39. Чудновский, В.Э. Смысложизненный аспект современного процесса образования /В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. – 2009. - № 4. – С. 50-70.
40. Чудновский, В.Э. Смысл жизни и судьба человека / В.Э. Чудновский // Общественные науки и современность. – 1998. – №1. – С. 175.
41. Шадрина, Л.Ю. Формирование системы мотивации и стимулирования персонала предприятия как социальная технология /Л.Ю. Шадрина // Актуальные вопросы современной науки. – 2010. - № 13. – С. 67.
42. Шапиро, С.А. Мотивация / С.А.Шапиро. – М., 2008. – 224 с.
43. Юнг, К Г. Психологические типы /Пер. с нем. Софии Лорне / Под общей ред. Зеленского В.-СПб.: «Ювента»; - М.: Издательская фирма «Прогресс-Универс», 1995. – 718 с.
44. Яковук, Т.И. Динамика ценностных ориентаций белорусской молодежи периода системной трансформации общества / под ред. Е. М. Бабосова, А. А.Павловского. Брест: БрГТУ. 2003. – 221 с.
45. Ярошевский, М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества /М.Г. Ярошевский // Проблемы научного творчества в современной психологии. – М., 1971. – 245 с.
46. Ясперс, К. Общая психопатология / К. Ясперс. – Москва: Практика, 1997. – 1056 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 71.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Характеристика выборки испытуемых.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Инструкция и вопросы к методике диaгностики личности нa мотивaцию к успеху Т. Элерсa.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тестовый материал к методике Д.А. Леонтьев.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Количественные данные, полученные в ходе проведения методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Количественные данные, полученные в ходе проведения методики СЖО Д.А. Леонтьева.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты