Введение
Современный мир изменчив и требует от человека мобильности, гибкости, умения действовать в условиях неопределенности, высокого уровня самоорганизации. Перемены глобальны, условия жизни и работы в насыщенной информационной среде заставляют менять привычные способы восприятия информации, ставят новые задачи адаптационного характера, с которыми не каждый человек может справиться. В результате возникают и усиливаются феномены, угрожающие психологическому благополучию членов социума. Один их таких феноменов - «прокрастинация».
Актуальность. Исследование проблемы прокрастинации обусловлена, прежде всего, тем, что это психологическое состояние в той или иной мере испытывал каждый человек. Небольшая степень прокрастинации характерна для всех, однако, когда данное состояние превышает норму, это может стать серьезной психологической проблемой для осуществления любого вида деятельности, и, как следствие, приводит к невозможности самореализации в социальной среде.
Феномен прокрастинации состоит в том, что человек откладывает все дела «на потом», а когда это становится невозможным, пытается решить задачи за нереально короткий срок или отказаться вовсе от их решения. Это, с одной стороны приводит к большим физическим и психологическим нагрузкам, а с другой может привести к тому, что человек не добьется в жизни никаких значительных результатов. В настоящее время прокрастинацией страдает практически половина современного общества. Высокий уровень прокрастинации может вызывать тревожные состояния, стресс, чувство вины и неполноценности, провоцировать агрессивное поведение, недовольство собой и окружающим миром.
Феномен прокрастинации стал изучаться недавно и на сегодняшний день представляет особый интерес. Исследователи отмечают, что в современном обществе уровень прокрастинации постоянно повышается. Так, исследования зарубежных ученых показали, что около 25 % взрослого населения Америки считают прокрастинацию главной чертой их личности. В.С. Ковылин приводит данные, что от 46% до 95% учащихся считают себя заядлыми прокрастинаторами. Постоянное откладывание «на потом» наблюдается и у более старшего возраста – 15%-20% людей, вышедших из студенческого возраста, также склонны к прокрастинации.
Студенческий возраст является наиболее опасным для развития данного феномена, так как в этот период возникают новые психологические образования, например, самоопределение, рефлексия, самооценка, перфекционизм и другие. Большая часть студентов является прокрастинаторами, и значительная доля внимания в исследованиях уделяется именно академической прокрастинации, которая свойственна для данной общественной группы. Прокрастинация в среде студентов негативно сказывается на процессе обучения.
Многие исследователи, рассматривая причины возникновения феномена прокрастинации, придерживаются мнения о том, что определяющую роль здесь играют личностные характеристики человека. Об этом пишут Н. Фьоре, М. Селигман. В связи с этим в настоящее время активно изучается взаимосвязь прокрастинации с различными аспектами личностных психологических особенностей, которые могли бы быть причинами развития данного феномена. Среди таких причинных факторов исследователи выделяют эмоциональный интеллект, который определяет способности к познавательной деятельности, понимание эмоций и управление ими. Исследователь Д. Гоулман считает, что эмоциональный интеллект оказывает влияние на достижение человеком профессионального и личного успеха. П. Сэловей и Дж. Мейер считают, что развитый эмоциональный интеллект способствует умению выбирать оптимальный способ поведения в различных ситуациях.
В настоящее время отсутствует системное исчерпывающее исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и прокрастинации. В основном исследователи рассматривают связь прокрастинации с отдельными компонентами эмоционального интеллекта. Так, в исследовании А.А. Горбуновой, была выявлена отрицательная связь эмоциональной саморегуляции с прокрастинацией. итальянские исследователи обнаружили отрицательную связь с самооценкой и прокрастинацией.
Теоретико-методологическая база исследования. Современные психологические проблемы эмоционального интеллекта исследовали отечественные ученые Д.В. Люсин, С.П. Деревянко, В.В. Овсянникова, И.Н. Андреева, A.C. Петровская и другие.
Также вопросы эмоционального интеллекта освещали зарубежные исследователи Р.Д. Робертс, Д. Гоулман, Г. Орме, Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Карузо, Дж. Сайаррочи, Д. Слайтер, P. Poбертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Р. Стернберг, Дж. Блок и другие.
Проблеме прокрастинации посвящены многие работы как отечественных (Я.И. Варваричева, О.С. Виндекер, Т.Л. Сморкалова, С.Ю. Лебедев, Н.Г. Гаранян, В.С. Ковылин, Е.Л. Михайлова, А.Н. Неврюев, Н.А. Шухова и другие), так и зарубежных ученых (П. Рингенбах, А. Эллис, В. Кнаус, Дж. Бурка, Л. Юэн и другие).
Несмотря на большое количество исследований в сфере прокрастинации и эмоционального интеллекта многие вопросы, связанные с данным феноменом еще малоизучены. К таким малоизученным вопросам относится взаимосвязь прокрастинации с эмоциональным интеллектом у студентов.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии взаимосвязи между прокрастинацией и эмоциональным интеллектом у студентов.
Цель работы: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и прокрастинации у студентов.
Задачи:
- изучить эмоциональный интеллект как психологический феномен;
1 Теоретико-методологические основы исследования эмоционального интеллекта и прокрастинации у студентов
1.1 Эмоциональный интеллект как психологический феномен
Проблема эмоциональной культуры человека является актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. В настоящее время наблюдается рост интереса к изучению данного психологического феномена. Это связано как с множеством пробелов в концептуальном поле эмоционального интеллекта, так и с потребностями прикладных исследований.
Исследования эмоционального интеллекта появились в научных статьях в начале 1990-х. гг. Данная проблема сразу завоевала популярность в научных кругах. Это было связано с поиском возможностей изучения взаимосвязи адаптивных способностей человека с его эмоциональными особенностями, а также поиском путей прогнозирования успешности человека в различных видах социальной деятельности.
Первоначальная идея эмоционального интеллекта возникла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк. Еще одной предпосылкой возникновения научной концепции эмоционального интеллекта стала психология гуманизма, основоположником которой стал А. Маслоу.
Существует множество определений понятия «эмоциональный интеллект». Первоначально термин «эмоциональный интеллект» был разработан в зарубежной психологии. Д. Мейер и П. Сэловей определили эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других» [14, с. 25]. В 1990 г. они ввели данное понятие и начали разработку методики для исследования эмоционального интеллекта.
Особенно широко исследовал понятие «эмоционального интеллекта» Х. Гарднер. По его мнению, для данного феномена характерна множественность и широкий круг способностей. Автор разработал модель эмоционального интеллекта, которая включает следующие формы интеллекта:
- вербальный интеллект представляет собой способность к порождению речи и использование речи в различных ситуациях;
- музыкальный интеллект – это способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра звука;
- логико-математический интеллект помогает использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, то есть абстрактное мышление;
- пространственный интеллект направлен на восприятие зрительной и пространственной информации, модифицирование ее и воссоздание зрительных образов без обращения к исходным стимулам;
- телесно-кинестетический интеллект представляет собой способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов;
- внутриличностный интеллект распознает свои собственные чувства, намерения и мотивы;
- межличностный интеллект распознает и проводит различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей [4, с. 239].
Исследователь Р. БарОн отмечает, что «эмоциональный интеллект состоит из комплекса не только личностных особенностей, но и из межличностных способностей, умений и навыков, которые в комплексе с личностными характеристиками определяют поведение личности» [3, с. 79]. Также Р. БарОн впервые ввел обозначение EQ – emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта.
Исследователь в сфере гуманистической психологии П. Сэловей в своей статье «Эмоциональный интеллект» писал, что в современной науке представления об интеллекте и эмоциях в корне изменились. По словам автора: «Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни» [25, с. 23].
П. Сэловей и Дж. Мейер дают следующее определение: «эмоциональный интеллект – это способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов [46, с. 6]. Авторы выделяют четыре составляющих эмоционального интеллекта:
- способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека);
- способность направлять свои эмоции в помощь разуму;
- способность понимать, что выражает та или иная эмоция;
- способность управлять эмоциями [37, с. 146].
Таким образом, изучив разнообразные определения «эмоционального интеллекта», можно прийти к выводу, что эмоциональный интеллект – это устойчивая ментальная способность, которая может рассматриваться как подструктура социального интеллекта. Как ментальная способность, он является также частью более обширной группы свойств личности. Это один из многих факторов индивидуальности, скорее позитивных, чем негативных для межличностного взаимодействия. В структуру эмоционального интеллекта входят способности к осознанной регуляции эмоций, их пониманию и осмыслению, ассимиляции эмоций в мышлении, а также различению и выражению эмоций.
В отечественной психологии аналогом термина «эмоциональный интеллект» можно считать понятие «эмоционального мышления», изучением которого занимался О.К. Тихомиров. Описывая специфику эмоционального мышления, он отмечал, что эмоциональные состояния включены в процесс решение задач. По мнению исследователя «с мыслительной деятельностью связаны все эмоциональные явления – аффекты, эмоции, чувства; взаимосвязь эмоций с процессом мышления проявляется в том, что эмоциональные состояния выполняют в мышлении различного рода регулирующие, эвристические функции» [42, с. 321].
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и прокрастинации у студентов
2.1 Характеристика процедуры исследования
Цель исследования: выявить характер связи эмоционального интеллекта и прокрастинации у студентов.
Задачи исследования:
- сформировать выборку.
- подобрать методики исследования.
- выявить уровень прокрастинации у студентов.
- выявить особенности эмоционального интеллекта студентов.
- определить характер связи эмоционального интеллекта и прокрастинации у студентов.
Гипотеза исследования: существует связь между эмоциональным интеллектом и прокрастинацией у студентов.
Характеристика Базы и выборки исследования: в исследовании принимали участие 40 студентов 1 и 3 курсов Гомельского государственного университета им. Франциска Скорины. Для исследования возрастных особенностей эмоционального интеллекта и уровня прокрастинации выборка была поделена на две группы. В первую группу вошли 20 человек первого курса, во вторую – 20 человек третьего курса.
Методики исследования.
«Шкала общей прокрастинации» К. Лэй (Приложение А).
Шкала общей прокрастинации была переведена на русский язык и апробирована на студенческой выборке О.С. Виндекер и М.В. Останиной на базе Уральского Федерального университета.
Цель методики: выявить степень выраженности склонности к прокрастинации.
Содержание методики: «Шкала общей прокрастинации» К. Лэй включает в себя 20 утверждений, касающихся откладывания дел «на потом» в различных обстоятельствах. В качестве шкалы ответов предлагается 5-балльная шкала Лайкерта.
Инструкция: Необходимо определить, насколько характерно или не характерно для Вас каждое из следующих утверждений. Для этого нужно использовать пятибалльную систему ответов.
Интерпретация результатов: при помощи ключа подсчитывается общий показатель студенческой академической прокрастинации, при этом баллы, проставленные респондентом в ответ на «обратные» утверждения, инвертируются, то есть 5 баллов заменяются на 1 балл, 4 балла – на 2 балла и т.д. Уровень прокрастинации определяется по следующей шкале:
- 20-32 балла – очень низкий уровень (практически отсутствует);
- 33-49 баллов – низкий уровень;
- 50-66 баллов – средний уровень;
- 67-83 баллов – высокий уровень;
- 84-100 баллов – очень высокий уровень.
Тест-опросник «Степень Выраженности Прокрастинации» («СВП») М.А. Киселевой (Приложение Б).
Цель методики: выявить уровень прокрастинации.
Содержание методики: методика содержит 15 утверждений. Методика определяет как общий уровень прокрастинации, так и по шкалам: «мотивационная недостаточность», «перфекционизм», «тревожность»:
Инструкция: Необходимо ответить, насколько данное утверждение Вам свойственно, используя предложенную шкалу.
Интерпретация результатов:
1. По шкале «Общая прокрастинация»:
- низкая степень от 0 до 5 баллов;
- средняя степень от 6-14 баллов;
высокая степень от 15 до 30 баллов.
Тест (опросник) эмоционального интеллекта Д.В. Люсина (Приложение В).
Согласно теоретической модели, лежащей в основе опросника ЭмИн, в его структуре можно выделить, с одной стороны, внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект, с другой стороны, способности к пониманию и управлению эмоциями.
Цель методики: измерение эмоционального интеллекта.
Содержание методики: опросник ЭмИн состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя четырехбалльную шкалу. Эти утверждения объединяются в пять субшкал, которые, в свою очередь, объединяются в четыре шкалы более общего порядка:
1. Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.
2. Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.
3. Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.
4. Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
1. Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
2. Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
3. Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
Заключение
В ходе работы было рассмотрено понятие «эмоциональный интеллект». Эмоциональный интеллект, является сложной, многоуровневой конструкцией, включающей в себя способности к опознанию, пониманию и управлению собственными эмоциями и эмоциями других людей. Изучение вопроса развития эмоционального интеллекта показало, что на этот счет не существует единой точки зрения: некоторые исследователи придерживаются мнения о том, что эмоциональный интеллект является устойчивой психологической характеристикой личности, некоторые, что эмоциональный интеллект поддается коррекции и развитию.
В ходе исследования было изучено понятие «прокрастинации». Прокрастинация представляет собой стремление отложить решение важных задач на потом, и является негативной характеристикой личности. Прокрастинация оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека. В настоящее время феномен прокрастинации широко исследуется, что породило множество различных классификаций данной характеристики личности, а также причин ее возникновения.
В ходе исследования были рассмотрены особенности студенчества как возрастного периода. Студенческий возраст во многом определяет дальнейшее развитие человека, успешность его профессиональной деятельности и самореализации. Для студентов наиболее характерной является академическая прокрастинация, которая связана со спецификой учебной деятельности. Высокий уровень академической прокрастинации в студенческом возрасте имеет негативное влияние не только на освоение учебной программы, но и на развитие личности студента в целом. Для того чтобы стать полноценным участником учебного процесса и освоить весь комплекс необходимых знаний, стоит принять меры по устранению данного синдрома.
Исследование уровня прокрастинации у студентов 1 курса и 3 курса показало, что в целом, для обеих групп респондентов характерны средний и высокий уровень прокрастинации. При организации исследования эмоционального интеллекта на констатирующем этапе было выявлено, что для большинства студентов характерны низкий и средний уровни развития эмоционального интеллекта. Также оценка различий между двумя выборками по уровню прокрастинации показала, что различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы. Таким образом, уровень прокрастинации является свойством личности, которое не зависит от года обучения. Анализ различий показателей эмоционального интеллекта между 1 курсом и 3 курсом показал, что уровни различия являются статистически не значимыми, как и в случае с прокрастинацией. Это говорит о том, что личность обладает характерными особенностями эмоционального интеллекта, на которые не оказывает влияние количество лет обучения.
Анализ взаимосвязи уровня прокрастинации и уровня развития эмоционального интеллекта, показал значимую корреляционную связь, что говорит о тесной взаимосвязи данных характеристик личности. Было выявлено, что студенты, обладающие низким уровнем эмоционального интеллекта, имеют высокий уровень прокрастинации. Таким образом, была установлена обратно пропорциональная связь – чем ниже уровень эмоционального интеллекта, тем выше степень прокрастинации у студента. То есть гипотеза о наличии взаимосвязи между прокрастинацией и эмоциональным интеллектом у студентов была доказана в ходе исследования.
В ходе исследования была разработана и апробирована программа для развития эмоционального интеллекта и коррекции состояний прокрастинации у студентов. Контрольный этап исследования выявил значительное повышение уровня развития эмоционального интеллекта, и снижение уровня прокрастинации. Таким образом, данную программу можно признать эффективной и использовать в практике образовательных учреждений с целью снижения уровня прокрастинации и коррекции эмоционального интеллекта учащихся.
Таким образом, в ходе исследования были решены все поставленные задачи, цель исследования достигнута. В ходе работы гипотеза о том, что особенности эмоционального интеллекта студента влияют на его уровень прокрастинации, была подтверждена. Результаты исследования можно применять в практической деятельности учреждений образования для коррекции состояний прокрастинации у студентов.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособ. для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, Раритет, 2010. – 316 с.
2. Ананьев. Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. – Л.: ЛГУ, 1974. – Выпуск 2. – 280 с.
3. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. – №3. – С. 78-86.
4. Аткинсон, Р.Л. Теория множественного интеллекта Гарднера / Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема // Введение в психологию / под общ. ред. В.П. Зинченко. – 15-е международное издание. – СПб., Прайм-Еврознак, 2007. – С. 201-249.
5. Барабанщикова, В.В. Феномен прокрастинации в деятельности членов виртуальных проектных групп / В.В. Барабанщикова, Е.О. Каминская // Национальный психологический журнал. – 2013. – №2 (10). – С. 43-51.
6. Барабанщикова, В.В. Предикторы прокрастинации в трудовой деятельности современного профессионала / В.В. Барабанщикова, С.А. Иванова // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38. – № 3. – С. 44-56.
7. Барабанщикова, В.В. Влияние организационно-личностных факторов на уровень выраженности прокрастинации у сотрудников современной организации / В.В. Барабанщикова, С.А. Иванова // Экспериментальная психология. – 2016. – Т. 9. – № 1. – С. 95-111.
8. Березовская, Т.П. Особенности развития эмоционального интеллекта старшеклассников / Т.П. Березовская // Психологический журнал. – 2006. – №2(10) – С. 24-27.
9. Борисова, А.А. Психологическая проницательность как проблема психологии общения / А.А. Борисова // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. – С. 117-122.
10. Быкова, Д.В. Прокрастинация как проявление эмоционально-ориентированного и ориентированного на избегание стилей копинга / Д.В. Быкова // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. научно-практической конференции. – Кострома: КГУ имени Н.А. Некрасова. 2013. – С. 194-196.
11. Варваричева, Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования / Я.И. Варваричева // Вопросы психологии. – 2010. – №3. – С. 121-131.
12. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // собр. соч.: В 6-ти т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – С. 244 -268.
13. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособ. для студ. педагог. вузов / М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
14. Гарскова, Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.практ. конф.; редкол. / под. ред. А.А. Крылова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб.ун-та, 2013. – С. 25-26.
15. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 301 с.
16. Дементий, Л.И. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации / Л.И. Дементий, Н.Н. Карловская Н.Н. // Психология обучения. – 2013. – № 7. – С. 4-19.
17. Долготович, И.В. Эмоциональный интеллект: методологический аспект проблемы / И.В. Долготович. – 2009. – №6. – С. 206-207.
18. Зазыкин, В.Г. Основы психологической проницательности / В.Г. Зазыкин. – М.: Тривола, 1997. – 88 с.
19. Зверева, М.В. Адаптация опросника PASS на российской выборке / М.В. Зверева // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – №1. – C. 79-84.
20. Зверева, М.В. Прокрастинация как личностный фактор при психической патологии в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / М.В. Звереа. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 25 с.
21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. по педаг. психол. / И.А. Зимняя. – М., 2000. – 384 с.
22. Карловская, Н.Н. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью / Н.Н. Карловская, Р.А. Баранова // Психология в вузе. – 2008. – № 3. – С. 38-49.
23. Киселева, О.А. Особенности психологической проницательности у лиц с разной эмоциональной диспозицией: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / О.А. Киселева // Киевский национальный университет. – Киев, 1999. – 20 с.
24. Ковылин, В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации / В.С. Ковылин // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». – 2013. – №2. – С. 22-41.
25. Комарова, А.И. Структура эмоционального интеллекта и возможности его развития / А.И. Комарова // Вестник. – 2010. – №4. – С. 23-26.
26. Корнилова, Т.В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная адаптация / Т.В. Карнилова // Психологические исследования. – 2013. – № 6 (31). – С. 14-25.
27. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницина, В.Н. Казаринова, В.М. Погольша. – М., 2001. – 329 с.
28. Левин, К. Динамическая психология / К. Левин. – М.: Смысл, 2001. – 527 с.
29. Лисовский, В.Т. Личность студента / В.Т. Лисовский, А.В. Дмитриев. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. – 168 с.
30. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
31. Люсин, Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанова // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – С. 129-140.
32. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред.Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. – М., 2000. – С.29-39.
33. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. – 2006. – №4. – С. 3-22.
34. Майер, Г. Психология эмоционального мышления: хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. – 123 с.
35. Манойлова, М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М.А. Манойлова. – Псков: ПГПИ, 2004. – 140 с.
36. Носенко, Е.Л. Эмоциональный интеллект: концептуализация феномена, основные функции: монография / Е.Л. Носенко, Н.В. Коврига. – Киев: Высшая школа, 2003. – 126 с.
37. Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г. Орме. – М: КСП, 2003. – 272 с.
38. Реан, А.А. Психология изучения личности: учеб. пособ. / А.А. Реан. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 288 с.
39. Савенков, А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха / А.И. Савенков // Вестник практической психологии образования. – 2006. – № 1 (6). – С. 30-39.
40. Савина, Е.А. Введение в психологию: курс лекций / Е.А. Савина. – М.: Прометей, 1998. – 247 с.
41. Санникова, О.П. Эмоциональность в структуре личности / О.П. Санникова. – Одесса: Хорс, 1995. – 334 с.
42. Тихомиров, О.К. Психология / О.К. Тихомиров; под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высш. образование, 2006. – 538 с.
43. Толстых, А.В. Возрасты жизни / А.В. Толстых. – М.: Мол. Гвардия, 1988. – 223 с.
44. Шемякина, О.О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов / О.О. Шемякина // Психология и право. – 2013. – № 4. – С. 503-509.
45. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.
46. Юркевич, B.C. Проблема эмоционального интеллекта / B.C. Юркевич // Вестник практической психологии образования. – 2005. – № 3 (4). – С. 4-10.
47. Якиманская, И.С. Психология лени: постановка проблемы / И.С. Якиманская. – Оренбург, 2003 – 18 с.
48. Якунин, В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов: учеб. пособ. / В.А. Якунин. – Л.: ЛГУ, 1986. – 43 с.
49. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: монография / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 98 с.
50. Baumeister, R.F. Esteem threat, self-regulatory breakdown, and emotional distress as fac-tors in self-defeating behavior / R.F. Baumeister // Review of General Psychology. – 1997. – Vol. 1(2). – P. 145-174.
51. Burka J. Procrastination: Why you do it, what to do about it. Reading / J. Burka, L. Yuen. – MA: Addison-Wesley, 1983.
52. Choi, J.N. Why not procrastinate? Development and validation of a new active procrastination scale / J.N. Choi, S.V. Moran // The Journal of Social Psychology. – 2009. – №149 (2). – P. 195-211.
53. Demeter D.V. Procrastination as a tool: exploring unconventional components of academic success / D.V. Demeter, S.E. Davis // Creative Education. – 2013. – №4 (7). – P. 144-149.
54. Kim, E. The relationship of flow and self-regulated learning to active procrastination / E. Kim, E.H. Seo // Social Behavior and Personality. – 2013. – Vol. 41 (7). – P. 1099-1113.
55. Specter, M.H. Time orientations of procrastinations: Focusing on the past, present, or future? / M.H. Specter, J.R. Ferrari // J.of Soc. Behav. and Personality. – 2000. – V. 15. – N 5.
56. Steel, P. The procrastination equation: How to stop putting things off and start getting stuff done / P. Steel. – New York: HarperCollins, 2012. – 352 p.
57. Takizawa, E. Active procrastination, passive procrastination and task-related beliefs in academic settings / E. Takizawa // International Journal Of Psychology. – 2012. – Vol. 47 (1). – P. 330-330.