Злоупотребление властью или служебными полномочиями: проблемы квалификации и отграничения от смежных преступлений
Академия МВД РБ
Диплом
на тему: «Злоупотребление властью или служебными полномочиями: проблемы квалификации и отграничения от смежных преступлений»
по дисциплине: «Уголовное право»
2019
251.00 BYN
Злоупотребление властью или служебными полномочиями: проблемы квалификации и отграничения от смежных преступлений
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Уголовное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 72.
Поделиться
Введение
Глава 1. Злоупотребление правом и злоупотребление служебными полномочиями
1.1 Злоупотребление служебными полномочиями как вид злоупотребления правом
1.2 Становление и развитие отечественного и зарубежного уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за злоупотребление властью
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления властью или служебными полномочиями
2.1. Понятие должностного лица как субъекта преступления
2.2. Объективные признаки злоупотребления властью или служебными полномочиями
2.3. Субъективная сторона злоупотребления властью или служебными полномочиями
Глава 3. Особенности квалификации злоупотребления властью или служебными полномочиями
3.1 Квалификация и особо квалифицирующие признаки превышения власти или служебных полномочий
3.2. Проблемы отграничения злоупотребления власти или служебных полномочий от смежных преступлений
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Практика доказывает, что органы предварительного следствия очень часто сталкиваются с некоторыми проблемами при квалификации коррупционных преступлений. Одна из причин такого рода является статья 424 УК, которая включает ряд оценочных признаков, при понимании которых создается проблема разграничения со смежными составами преступления. Проанализировав судебную практику, можно обратить внимание на то, что интересы службы, вопреки которым должностное лицо использует свои служебные полномочия, характеризуется объемом полномочий лица, закрепленных на законодательном уровне, а также в трудовом договоре лица с государственными и иными организациями. В том случае, когда должностное лицо действует вопреки интересам службы, то данное деяние может сопровождаться нарушением особых обстоятельств их выполнения, что вытекает из статьи 426 УК. В связи с этим на практике правоприменителям очень сложно разграничить вышеупомянутые смежные составы и правильно квалифицировать преступление. Данные действия содержат в себе как признаки злоупотребления, так и превышение должностных полномочий. Однако, как показала практика, если возникают сомнения относительно разграничения квалификации данного вида преступления, то очень важно обратить внимание на наличие такой факультативной характеристики субъективной стороны, содержащей в статье 424 УК, как корыстный мотив или личная заинтересованность. Использование должностным лицом его официальных полномочий в корыстных или иных личных интересах, которое привело к существенному нарушению интересов и прав организаций или граждан, а также нарушению интересов государства или общества, охраняемых законом рассматривается в соответствии со статьей 424 УК Республики Беларусь как злоупотребление должностными полномочиями.
ГЛАВА 1 ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
В теории права нет единого мнения о природе злоупотребления правом: одни ученые считают это специфической правовой категорией [13, с. 27], особым видом правового поведения [14, с. 17] и даже «особым видом отклоняющегося поведения» [15, с. 170], другие - доказывают его противоправность и полагают, что это вид правонарушения [16, 17], третьи уверены, что это «самостоятельное правовое явление, по своим признакам не подпадающее ни под правонарушение, ни под правомерное поведение» [18, с.4]. Следует признать, что данное явление в любой отрасли права не может быть определено через признаки либо только правомерного поведения, либо только правонарушения. Злоупотребление правам — это деяние, которое совершается субъектом права с целью достижения своих интересов путем возможного причинения вреда при реализации норм права с нарушением цели использования данных норм. Поскольку злоупотребление правом характеризуется рядом признаков, относящихся и к злоупотреблению полномочиями (причинение вреда; получение необоснованных преимуществ; неправомерное ограничение прав других субъектов и др.), то сопоставим оба термина и выявим их причастность к деяниям должностных лиц, тем более что данные пересечения - это актуальный вопрос права [19 с. 120, 20, с. 58]. Злоупотребление служебными полномочиями — это такое деяние, которое тесно связано с использованием лицом своего положения и прав в организации. В отношении злоупотребления правом и злоупотребления полномочиями должностных лиц органов правопорядка единой системой выступает характер деяния, отделяемый от превышения и неисполнения должностных полномочий. Неисполнение подразумевает нарушение трудовой дисциплины, а превышение - выход за пределы полномочий, то есть оба деяния не связаны со злоупотреблением, которое существует только в поле полномочий и имеет специфический целевой характер - направлено на достижение цели в ущерб интересам других субъектов права. Обращаясь к анализу законодательства, отмечу, что международно-правовой основой регулирования злоупотребления и превышения должностных полномочий должностными лицами по поддержанию правопорядка выступает Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка - нормативно-правовой акт международного уровня, принятый 17 декабря 1979 г. резолюцией 34/169 на 106 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН [25, с. 65]. В Комментарии к ст. 1 данного документа сказано о том, что термин «должностные лица по поддержанию правопорядка» включает всех назначаемых или избираемых должностных лиц, связанных с применением права, которые обладают полицейскими полномочиями, особенно полномочиями на задержание правонарушителей. При этом в тех странах, где полицейские полномочия осуществляются представителями военных властей в форменной или гражданской одежде или силами государственной безопасности, определение понятия «должностные лица по поддержанию правопорядка» охватывает сотрудников таких служб. Меры ответственности за злоупотребление должностных полномочий данный документ не определяет.
ГЛАВА 2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
Должностное лицо в данном преступлении – особый субъект. Так, именно благодаря своим полномочиям он может осуществлять деятельность и именно благодаря ним он совершает рассматриваемое преступление. Следует обратить внимание на то, что при выделении первых пяти категорий должностных лиц, в качестве юридически значимых классифицирующих признаков избраны особенности властных, управленческих полномочий. Это очень важно, поскольку преступления против интересов службы, а точнее, та их часть, которую традиционно именуют «должностные преступления», имеют место не просто в связи с тем, что лицо занимает некую должность, а в связи с реализацией этим лицом своих должностных полномочий. Парламентарии, рассматривая в мае 1999 г. проект УК во втором чтении, справедливо отвергли предложение отнести к кругу должностных лиц всех «служащих государственного аппарата», игнорируя характер выполняемых обязанностей и функций. Поэтому при квалификации деяний должностных лиц следует не просто констатировать, что лицо занимает определенную должность, а указывать то, что деяние совершено лицом при осуществлении или в связи с осуществлением им тех полномочий, которые и придают ему статус должностного лица. Нельзя признавать должностными лицами тех, кто выступает в качестве подставного лица и лишь инсценирует управленческую деятельность. Суд Партизанского района г. Минска осудил П. по ч.1 ст. 428 УК, признав его виновным в том, что он, будучи директором торгового частного унитарного предприятия, устранился от исполнения своих обязанностей, допустил бесконтрольное осуществление иными лицами предпринимательской деятельности от имени ТЧУП, что повлекло причинение ущерба в особо крупном размере и существенного вреда государственным интересам, выразившегося в неуплате налогов и неналоговых платежей. Обвиняемый в ходе судебного разбирательства показал, что по предложению знакомого в 2000 г. согласился стать директором ТЧУП за вознаграждение в размере 100 долларов США. Об осуществляемой ТЧУП предпринимательской деятельности ему ничего неизвестно, так как он никаких договоров не подписывал. О том, каким образом происходило движение денежных средств на расчетном счету предприятия, открытом им как директором, он не знает. При схожих обстоятельствах судом Минского района и г. Заславля виновным в служебной халатности был признан гражданин Л. В обоих примерах виновные прекрасно сознавали, что они «липовые руководители», что в действительности на них никто не возлагал обязанности должностных лиц. Их поведение служило прикрытием лжепредпринимательской деятельности, за что они и должны нести ответственность. Очевидно, что назрела необходимость внесения изменений в редакцию п. 1 ч. 4 ст. 4 УК: слова «государственные служащие» следует заменить словами «лица, состоящие на государственной службе».
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
Корыстная заинтересованность является стремлением должностного лица путем совершения незаконных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с неправомерным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц. Например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п. По этим причинам возникают проблемы разграничения основного и особо квалифицированного состава злоупотребления должностными полномочиями. Однако в правоприменительной практике возникает проблема квалификации имущественных злоупотреблений должностных лиц, осуществляющих управленческие функции в хозяйственном (частном) секторе. В юридической литературе отмечается сложность установления точного содержания такого объективного признака как «вопреки интересам службы». Это обусловлено тем, что существует определённое несоответствие между закрепленным в законодательстве понятием должностного лица и интересами службы в частном секторе управления, которые приобрели относительно самостоятельный характер по отношению к интересам государства. При этом интересы службы в частном секторе управления в должной степени не консолидированы с публичными интересами. В уголовно-правовой литературе отмечается, что должностное злоупотребление будет иметь место тогда, когда служебные полномочия используются должностным лицом вопреки законным интересам коммерческой организации. Оценка принятых служебных решений на соответствие интересам службы должна осуществляться с позиции интересов собственника юридического лица, который несет весь риск негативных последствий от принятия управленческого решения уполномоченным на это лицом. Интересам службы в хозяйственной (частной) сфере управления причиняется существенный вред, если в результате злоупотребления должностного лица наряду с причинением имущественного ущерба потерпевшему наступают негативные последствия для иных собственников (акционеров, соучредителей) коммерческой организации невиновных в совершенном злоупотреблении. Эти последствия могут проявляться в необходимости возмещения причиненного виновным имущественного ущерба, в нарушении репутации коммерческой организации, в дезорганизации её деятельности и т.п. При этом обеспечение и соблюдение прав и законных интересов иных собственников коммерческой организации образуют функциональные обязанности виновного как должностного лица этой организации. Необходимо отметить, что публичный интерес в управленческой деятельности частного сектора сохраняется в полном объеме с точки зрения оценки принятых решений на их соответствие требованиям законности. Противоречий с обязанностью должностного лица действовать в интересах коммерческой организации в данном случае не возникает. Закрепляя указанную обязанность, законодатель, предполагает ее исполнение с учетом установленных законом ограничений. Исполнение предписаний нормативных правовых актов, в том числе локальных, входит в круг интересов коммерческой организации, имеющей юридические обязательства перед указанными в законе физическими лицами, трудовым коллективом, бюджетом и кредиторами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Состав злоупотребления должностными полномочиями следует разграничивать с составом превышения должностных полномочий. При этом следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором — совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).
2. История развития законодательства о злоупотреблении должностными полномочиями обладает своей спецификой, однако состав преступления оставался примерно одинаковым, с учетом специфики исторического периода.
3. Под использованием должностного лица своих служебных обязанностей, вопреки интересам службы, следует понимать, что такие действия совершались непосредственно от его полномочий и были осуществлением прав и обязанностей, которые были переданы этому лицу в связи с его должностью, то есть его профессиональной компетенцией.
4. Должностное лицо в данном преступлении – особый субъект. Так, именно благодаря своим полномочиям он может осуществлять деятельность и именно благодаря ним он совершает рассматриваемое преступление.
5. Указание на низменный мотив определяет степень общественной опасности должностного преступления. Это вызвано тем, что злоупотребление должностными полномочиями лежит в основе коррупции, что нередко вызвано покровительством организованных преступных групп, хищениями в крупном, особо крупном размере. Злоупотребление должностными полномочиями — неизменный спутник коррупции.
1. Бабий, Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: учебник/ Н.А. Бабий. – Мн: БГУ, 2010. 663 с.
2. Барков, А. В. Понятие должностного лица и судебная практика по уголовным делам / А. В. Барков // Судебная практика в контексте принципов права и законности: сб. науч. тр. / редкол.: В.М. Хомич (гл. ред) [и др.]. – Минск: Тесей, 2006. – С. 90 – 103.
3. Барков, А. В. Трактовка должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий / А.В. Барков. – Юстиция Беларуси. – 2008. – № 8. – С. 28 – 31.
4. Барков, А.В. Проблема полной реализации Закона «О борьбе с коррупцией» в законодательстве Республики Беларусь / А. В. Барков // Правовые средства и механизмы противодействия преступности в современном обществе: материалы междунар. науч.-практ. конф. Минск, 16 окт. 2009 г. / редкол.: Г.А. Шумак (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2010. – С. 94–97.
5. Барков, А.В. Субъекты коррупционных правонарушений: законодательство и правоприменительная практика / А. В. Барков // Проблемы совершенствования деятельности правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, связанной с выявлением, предупреждением и пресечением коррупционных правонарушений: материалы науч.-прак. конф., Минск, 11 декабря 2009 г. / редкол.: В.А. Конон (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2010. – С. 113 –123.
6. Васильевский, А. Возраст как условие уголовной ответственности/ А. Васильевский // Законность. 2000. -№11.С. 23-25.
7. Верховный Суд Республики Беларусь. – Режим доступа: http://court.gov.by/ru/. –
8. Вопросы квалификации, регистрации и учета преступлений Н.Ф. Ахраменка, Н.А.Бабий и др.; Под общ. Ред. А.И. Лукашова. – 2-е изд. Переаб. И доп. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2007. – 512 с.
9. Гравина, А. А. Противодействие коррупции в деятельности полиции и суда: опыт российского и зарубежного регулирования / А. А. Гравина // Журнал российского права. – 2013. – № 5. – С. 79-89.
10. Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных гос-ударств при проведении международных деловых операций [рус., англ.] (Вме-сте со «Статистикой экспорта странами-членами ОЭСР», «Комментарием к Конвенции...», «Пересмотренными Рекомендациями...», «Согласованными об-щими элементами...», «Рекомендациями...»): принята в Стамбуле 21.11.1997 г. Конференцией полномочных представителей стран-членов ОЭСР) // Консуль-тантПлюс
11. Костенников, М.В. Административно-правовые средства минимизации коррупционных рисков в служебной деятельности государственных служащих зарубежных стран / М. В. Костенников, А. В. Куракин, Д. Н. Колчеманов , А. В. Марьян // Административное и муниципальное право. – 2010. – № 5. – С. 5-20.
12. Костенников, М.В. Прокуратура и противодействие коррупции / М. В. Костенников, А. В. Куракин, И. А. Калита // Российская юстиция. – 2013. – № 8. – С. 35 - 39.
13. Круглов, В.А. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / В.А. Круглов, Е.И. Климова. – Минск : Амалфея, 2015. – 1008 с.
14. Кудрявцев, В. Н. Объективная сторона преступления [Текст] / В. Н. Кудрявцев. М.: Госюриздат, 1960. – 244 с.
15. Лазебник, Ю.В. Состав преступления и его элементы / Ю.В. Лазебник. - Минск, 2000. - 47 с.
16. Лазебник, Ю.В. Уголовное право. Общая часть: учеб. пособие/ Ю.В. Лазебник, В.В. Мороз. - Мн.: Веды, 1997. 68 с.
17. Лапека, И. Специальный субъект и проблемы классификации преступлений / И. Лапека // Судовы веснік. - 2004. -№3. - С. 23-25.
18. Ломакина, Л.А. Ротация государственных гражданских служащих в контексте преодоления коррупции /Л. А. Ломакина // Журнал российского права. – 2013. – № 4. – С. 43 - 50.
19. Лосев, В.В. Преступления против интересов службы: юридический анализ и правила квалификации / В.В. Лосев. – Минск: Амалфея, 2010. – 175 с.
20. Лукашов, А.И. Преступления против порядка осуществления экономической деятельности: уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации / А. И. Лукашов. – Минск: Тесей, 2002. – 256 с.
21. Лукашов, А.И. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / А.И. Лукашов, С.Е. Данилюк, Э.Ф. Мичулис [и др.]; Под общ. ред. А.И. Лукашова. – Минск: Тесей, 2001. – 576 с.
22. Маслюков, Д.А. Уголовное право (Общая часть): учебное наглядное пособие / Д.А. Маслюков, О.Ф. Воспякова; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь». – Могилев: Могилев, институт МВД, 2015. – 104 с.
23. Мороз, Д.Г. О соотношении преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. ст. 216 и 424 УК Беларуси / Д. Г. Мороз // Судовы веснік. – 2011 – № 4. – С. 68. – 72.
24. Научно-практический комментарий к Уголовному Кодексу Республики Беларусь / под ред. А.В. Баркова, В.М. Хомича с учетом изменений и дополнений на 23 февраля 2010 г. - 2-е издание. - Мн.: 2010. - 106 с.
25. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка [и др.]; под ред. А.В. Баркова, В.М. Хомича. – 2-е изд., с изм. и доп. Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 1064 с.
26. Новикова О.С. Сравнительный анализ законодательной базы по минимизации коррупции в Германии и России / О. С. Новикова // Безопасность бизнеса. – 2010. – № 2. – С. 22–25.
27. Ноздрачев А.Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах / А. Ф. Ноздрачев // Адвокат. – 2007. – № 10. – С. 34-49.
28. О борьбе с коррупцией: Закон Респ. Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
29. О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424 – 428 УК) [Электронный ресурс] : Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, 16 декабря 2004 г. № 12 : в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь от 02.06.2011 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
30. Об установлении размера базовой величины : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2018 г. № 956 [Электронный ресурс] // Эталон 6.8 : Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
31. Павлов, В.Г. Субъект преступления и уголовная ответственность / В.Г. Павлов. - Скб.: Лань, 2000. 192 с.
32. Саркисова, Э.А. Уголовное право. Общая часть: учеб пособие / Э.А. Саркисова. - Мн.: Тесей, 2005. - 592 с.
33. Статут Вялікага княства Літоўскага 1588 : Тэксты. Давед. Камент. / Беларус. сав. энцыкл. ; рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск : БелСЭ, 1989. – 573 с.
34. Судебник Казимира 1468 г. – Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Litva/XV/1460-1480/Kazimir_IV/frametext.htm.
35. Сулейманов, Т.М. Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями по уголовному праву России и Германии (уголовно-правовой и криминологический анализ) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов, 2016. – 165 с.
36. Уголовное уложение 1903 г. – Режим доступа: http://pravo.by/upload/pdf/krim-pravo/ugolovnoe_ulogenie_1903_goda.pdf. –
37. Уголовный кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. по состоянию на 22.04.2019 г. - Минск: НЦПИ Республики Беларусь, 2013. - 304 с.
38. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pravovye-akty-bssr/kodeksy. –
39. Устименко, В.В. Специальный субъект преступления: учебник / В.В. Устименко. - X.: ХГУ, 1989. - 104 с.
40. Хомич, В. М. О квалификации мошеннических действий должностных лиц с использованием служебных полномочий / В. М. Хомич. – Законность и правопорядок. – 2008. – № 3. – С. 54 – 55.
41. Хомич, В. М. Содержание уголовно-правового регулирования (теоретический аспект) / В. М. Хомич // Право и демократия: межвед. сб. науч. тр. - Минск, 1990. - Вып. 3. - С. 99-114.
42. Хомич, В.М. Взяточничество через призму уголовного закона и судебной практики / В. М. Хомич // Судовы веснiк. – 2003. – № 2. – С. 51 – 55.
43. Хомич, В.М. Уголовное право: Общая часть: учебник / В.М. Хомич. - Мн.: Тесей, 2002. - 496 с..
44. Шарапов, РД. Физическое насилие в уголовном праве / Р.Д. Шарапов. - СПб.: Изд-во «Юр.центр Пресс», 2001.- 298 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 72.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты