Сравнительная характеристика психологических защит спортсменов индивидуальных и командных видов спорта
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Сравнительная характеристика психологических защит спортсменов индивидуальных и командных видов спорта»
по дисциплине: «Психология»
2019
251.00 BYN
Сравнительная характеристика психологических защит спортсменов индивидуальных и командных видов спорта
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Первичный эмпирические данные
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ СПОРТСМЕНОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА» В ПСИХОЛОГИИ
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СПОРТСМЕНОВ
1.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ СПОРТСМЕНОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СПОРТСМЕНОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА
2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СПОРТСМЕНОВ КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА
2.4 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СПОРТСМЕНОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современном профессиональном спорте решение проблемы осознания и конструктивизации психологической защиты является одним из путей поиска эффективного улучшения соревновательного результата, приобретенного в условиях допустимого психологического стресса. Спортивная деятельность носит напряженный характер и предъявляет высокие требования к личности спортсмена. Высокомотивированная деятельность спортсменов характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов, потому предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим защитное поведение и высокую эффективность деятельности. Деятельность спортсменов носит соревновательный характер и по своей сути направлена на достижение максимального результата независимо от уровня квалификации спортсменов, а также от вида спорта.
Для преодоления напряженных ситуаций, возникающих на пути спортивных достижений, необходимо задействовать весь потенциал личности спортсмена, актуализировать способности и умения, которые не используются в обычных условиях. Использование спортсменами механизмов психологической защиты позволяет снизить негативное влияние отрицательных переживаний на психическое состояние, которое является залогом успешной деятельности.
Изучением психологических защит занимались такие ученые как С.Л. Богомаз [5], А.М. Богомолов [6], Р.Ю. Ветров [9], Э. И. Киршбаум [25], М.А. Кузьмин [30], А.А. Налчаджян [38], Л.Ю. Субботина [48], Е.А. Черенева [53] и др.
Особенности спортивной деятельности исследовали Е.С. Григорович и В.А. Переверзев [13], Е.П. Ильин [15], Ж.А. Кижнерова [24], А.В. Речкалов [43], М.М. Кашапов [22], О.В. Федотова [51], О. М. Чикова [54] и др.
В современной литературе имеются лишь фрагментарные данные об использовании спортсменами психологической защиты (В.В. Андреев [1], В.В. Шантарович, Е.Г. Каллуар, В.В. Маринич [55], Е. Р. Исаева [18]). Вместе с тем, открытым остается вопрос об использовании механизмов психологических защит спортсменами индивидуальных и командных видов спорта.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема психологических защит спортсменов индивидуальных и командных видов спорта в современной психологии остается недостаточно освещенной. К настоящему времени установлены различия по ряду индивидуально-личностных и социально-психологических особенностях личности спортсменов индивидуальных и командных видов спорта. Однако, психологические защиты спортсменов индивидуальных и командных видов спорта остаются за пределам научного поиска.
Актуальность темы и недостаточная изученность проблемы обусловили выбор темы данного исследования: «Сравнительная характеристика психологических защит спортсменов индивидуальных и командных видов спорта».
Цель исследования – выявить психологические защиты спортсменов индивидуальных и командных видов спорта.
Объект исследования – личность спортсмена.
Предмет исследования – психологические защиты спортсменов индивидуальных и командных видов спорта.
Гипотеза исследования: существуют различия в проявлении психологических защит у спортсменов индивидуальных и командных видов спорта.
В соответствие с целью и гипотезой были выделены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть основные подходы к понятию «психологическая защита» в психологии.
2. Охарактеризовать особенности психологических защит у спортсменов.
3. Определить психологические особенности индивидуальных и командных видов спорта.
4. Осуществить сравнительный анализ исследования психологических защит у спортсменов индивидуальных и командных видов спорта.
Для достижений цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
–аналитический (теоретико-методологический анализ исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме);
–психодиагностический (методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте, методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко);
–методы статистической обработки (пакет программ «Statistica» v. 7.0, критерий U-Манна-Уитни).
Методологической основой нашего исследования выступило положение Р. Плутчика о том, что психологическая защита - это система механизмов, которые направлены на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, ставящих под угрозу целостность личности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ СПОРТСМЕНОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА
1.1 Основные подходы к понятию «психологическая защита» в психологии
В современной психологии существуют различные взгляды на понимание сущности механизмов психологических защит. В отечественной психологии проблема психологической защиты рассматривается с позиций двух подходов:
– представители первого подхода полагают, что психологическая защита способствует установлению психологического комфорта личности, помогает избежать дезорганизации поведения и является нормальным средством адаптации здоровой личности (Э.И. Киршбаум [25]);
– представители второго подхода неоднозначно оценивают роль защитных механизмов, характеризуя их как непродуктивные способы разрешения проблемных ситуаций, искажающие восприятие реальности и препятствующие развитию личности (Е.Г. Вышинская [11]).
В современной литературе стоит проблема осознанности психологической защиты. На вопрос о соотношении психологической защиты и совладающего поведения в психологической науке существует несколько точек зрения. В рамках первого направлениях стратегии совладающего поведения большинством авторов противопоставляются психологической защите. Основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних. Некоторые авторы определяют копинг-стратегии как осознанные варианты бессознательных защитных механизмов [34, с. 234].
В рамках второго направления совладающее поведение рассматривается как более широкое понятие по отношению к психологической защите, включающее в себя как бессознательные, так и осознанные защитные техники. Здесь защитные механизмы выступают только как один из возможных способов реализации совладающего поведения. О. В. Кружкова, опираясь на мнение Р. Лазаруса, пишет о том, что психологическая защита сопоставляется с механизмами совладания, которые принято считать родовым понятием по отношению к термину психологической защиты, как и представление о них как о двух отдельных равноценных механизмах переработки стрессовых ситуаций [28, с. 105]. Механизмы совладания представляют собой как поведенческие условия, так и внутрипсихические усилия по разрешению внешних и внутренних требований, а также возникающих между ними конфликтов, которые требуют напряжения сил или превышают силы.
Подробно изучением проблемы психологической защиты занимался Ф.В. Бассин. Автор под психологической защитой понимает динамическую систему установок личности в ситуации конфликта установок. Психологическая защита осуществляется не только в специфических ситуациях для предотвращения дезорганизации поведения при столкновении сознания и бессознательного, но и при конфликтном взаимодействии вполне осознаваемых, но аффективно окрашенных установок [28, с. 108].
По мнению Б.Д. Карвасарского, психологическая защита представляет собой систему адаптивных реакций личности, направленных на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на «Я-концепцию». Этот процесс носит неосознаваемый характер с помощью разных механизмов психологической защиты, одни из которых реализуются на уровне восприятия (вытеснение), другие – на уровне искажения информации (рационализация). Общая черта этих механизмов заключается в отказе личности от деятельности, которая предназначена для продуктивного разрешения проблемы [20, с. 173].
В рамках интегрального подхода психологическая защита рассматривается как средство адаптации личности, способствующее установлению психологического комфорта. Так, А.А. Налчаджян рассматривает психологическую защиту в контексте исследования процесса адаптации личности к социальным проблемным ситуациям и выделяет основные адаптивные комплексы, к которым прибегает индивид в данных ситуациях: незащитные, защитные и смешанные. По мнению автора, защитные адаптивные комплексы используются личностью при адаптации с сохранением проблемной ситуации, в которой они, будучи приобретенными ранее, вновь актуализируются [38, с. 12].
Исследователи А.М. Богомолов и А.Г. Портнова указывают на необходимость рассмотрения механизмов психологической защиты применительно к этапу адаптационного процесса. Психологическая защита позволяет индивиду мобилизовать свой личностный потенциал и организовать адаптационный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями, что способствует сохранению внутреннего равновесия и предотвращает нарушение поведения и деятельности [6, с. 34].
Возникающие у индивида стрессовые ситуации способствуют появлению травматических переживаний, которые могут приводить к эмоциональному дискомфорту и личностным нарушениям. Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит. В работе Г.С. Абрамовой и Ю.А. Юдчиц показано, что психологические защиты и сопротивления часто формируются в условиях:
– прошлой психологической травмы и стресса;
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме психологических защит спортсменов индивидуальных и командных видов спорта позволяет сделать следующие выводы:
1. Понятие «психологическая защита» в современной психологической литературе употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт. Она является целой системой привычных реакций индивида, помогающей устранить, или снизить степень негативных, травмирующих личность переживаний. В современной психологии существуют два основных подхода к изучению защитных механизмов личности. В рамках первого направления принято считать, что психологическая защита способствует установлению психологического комфорта личности, помогает избежать дезорганизации поведения и является нормальным средством адаптации здоровой личности. Представители второго подхода неоднозначно оценивают роль защитных механизмов, характеризуя их как непродуктивные способы разрешения проблемных ситуаций, искажающие восприятие реальности и препятствующие развитию личности.
2. Особенности психологических защит у спортсменов обусловлены участием в спортивной деятельности, которая характеризуется наличием ситуации борьбы, ярко выраженным стрессом, взаимосвязью психологических особенностей личности спортсмена с успешностью спортивной деятельности, стремлением к достижению наивысших результатов. От спортсмена требуется постоянное преодоление трудностей объективного и субъективного характера стрессовых ситуаций, высокая ответственность за исход выступления. Психологическая защита рассматривается как важный для спортивной деятельности индивидуальный психический механизм, направленный на охрану сознания личности от идеи о неудаче, включенный в мотивацию спортивной деятельности, который активизируется в экстремальных ситуациях соревнований, угрожающих целостности Я-концепции спортсмена. Психологическая защита может оказывать позитивное, негативное или адаптивное влияние на психику спортсмена. В структуре профилей психологической защиты у спортсменов преобладают конструктивные и умеренно-допустимые механизмы психологической защиты.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ СПОРТСМЕНОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления психологических защит у спортсменов индивидуальных и командных видов спорта нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение психологических защит у спортсменов индивидуальных и командных видов спорта с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе учреждения «Минский городской центр физического воспитания и спорта учащейся молодежи». В исследовании приняли участие 60 спортсменов в возрасте 19-20 года. Выборку исследования составили 2 группы: в первую группу вошли 30 спортсменов индивидуальных видов спорта, во вторую – 30 спортсменов командных видов спорта.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют различия проявлении психологических защит у спортсменов индивидуальных и командных видов спорта.
Для достижения оставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте [39].
Назначение методики: выявление механизмов психологической защиты «Я». С помощью защитных механизмов личность сводит до минимального уровня негативные, травмирующие переживания, которые связаны с внутренними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта.
Процедура исследования: испытуемому предлагается оценить 97 утверждений по типу «верно – неверно». Измеряются восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, рационализация и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции, возникающие в различных ситуациях.
Методика включает в себя следующие шкалы: 1) отрицание; 2) вытеснение; 3) замещение; 4) компенсация; 5) проекция; 6) рационализация; 7) регрессия; 8) реактивные образования.
По утверждению В.Г. Каменской, Р.М. Грановской и др. наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными – проекция и вытеснение. Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения.
2. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко [37].
Назначение методики: выявление доминирующей стратегии психологической защиты в общении. С помощью методики можно выявить такие стратегии психологической защиты в общении как миролюбие, избегание, агрессия.
Процедура исследования: испытуемому предлагается оценить 24 типичные ситуации и выбрать тот вариант ответа, который больше всего им подходит.
Для определения присущей испытуемому стратегии психологической защиты в общении с партнерами подсчитывается ответов каждого типа: вариант «а» – миролюбие, вариант «b» – избегание, вариант «с» – агрессия. Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия. Если их количество примерно одинаковое, это означает, что в контакте с партнерами испытуемый активно использует разные защиты своей субъективной реальности.
Шкалы методики:
1) миролюбие – психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер;
2) избегание – психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов;
3) агрессия – психологическая стратегия защиты субъективной реальности личности, действующей на основе инстинкта.
Методы математико-статистической обработки данных.
Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS «Statistisc» v. 7.0. Для оценки различий между группами испытуемых применялся критерий U-Манна-Уитни – статистический критерий, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Проведенное эмпирическое исследование психологических защит у спортсменов индивидуальных и командных видов спорта позволило выявить следующее:
1. Доминирующими механизмами психологической защиты у спортсменов индивидуальных видов спорта являются: компенсация и рационализация. Реже всего в качестве механизмов психологической защиты у спортсменов индивидуальных видов выступает вытеснение. Спортсмены индивидуальных видов спорта, используя механизм рационализации, сосредоточены на «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Спортсмены индивидуальных видов спорта, используя механизм реактивные образования, предотвращают выражение неприятных или неприемлемых для них мыслей, чувств или поступков посредством преувеличенного развития противоположных аспектов.
2. Доминирующими механизмами психологической защиты у спортсменов командных видов спорта являются: компенсация и замещение. Реже всего в качестве механизмов психологической защиты у спортсменов командных видов спорта выступает регрессия. Спортсмены командных видов спорта, используя механизм компенсации, предпринимают попытки найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего посредством фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Спортсмены командных видов спорта, используя механизм замещения, предпринимают попытки вымещать свои негативные, подавленные эмоции на более объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства.
3. Спортсмены индивидуальных видов спорта в ситуациях общения чаще всего используют стратегию избегания, реже – стратегию миролюбие, редко – стратегию агрессии.
4. Спортсмены командных видов спорта в ситуациях общения чаще всего используют стратегию агрессии, реже – стратегию миролюбие, редко – стратегию избегания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Раскрыты основные подходы к понятию «психологическая защита» в психологии. Понятие «психологическая защита» в современной психологической литературе употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт. Она является целой системой привычных реакций индивида, помогающей устранить, или снизить степень негативных, травмирующих личность переживаний. В современной психологии существуют два основных подхода к изучению защитных механизмов личности. В рамках первого направления принято считать, что психологическая защита способствует установлению психологического комфорта личности, помогает избежать дезорганизации поведения и является нормальным средством адаптации здоровой личности. Представители второго подхода неоднозначно оценивают роль защитных механизмов, характеризуя их как непродуктивные способы разрешения проблемных ситуаций, искажающие восприятие реальности и препятствующие развитию личности.
Охарактеризованы особенности психологических защит у спортсменов. Особенности психологических защит у спортсменов обусловлены участием в спортивной деятельности, которая характеризуется наличием ситуации борьбы, ярко выраженным стрессом, взаимосвязью психологических особенностей личности спортсмена с успешностью спортивной деятельности, стремлением к достижению наивысших результатов. От спортсмена требуется постоянное преодоление трудностей объективного и субъективного характера стрессовых ситуаций, высокая ответственность за исход выступления. Психологическая защита рассматривается как важный для спортивной деятельности индивидуальный психический механизм, направленный на охрану сознания личности от идеи о неудаче, включенный в мотивацию спортивной деятельности, который активизируется в экстремальных ситуациях соревнований, угрожающих целостности Я-концепции спортсмена. Психологическая защита может оказывать позитивное, негативное или адаптивное влияние на психику спортсмена. В структуре профилей психологической защиты у спортсменов преобладают конструктивные и умеренно-допустимые механизмы психологической защиты.
Определены психологические особенности индивидуальных и командных видов спорта. Психологическими особенностями индивидуальных видов спорта являются: самостоятельность действий, ответственность за собственные решения и результаты, потребность в самоутверждении, личностно-престижная мотивация, ориентация на личную значимость спортивной деятельности, устойчивость к сложным ситуациям. Психологическими особенностями командных видов спорта являются: потребность быть членом спортивной команды, постоянное взаимодействие с членами команды, зависимость результатов соревнований от сплоченности действий спортсменов и их общей подготовленности; необходимость учитывать не только собственные цели и мотивы, но и командные, внешние мотивы, наличие поддержки команды. Особенности индивидуальных и командных видов спорта обусловливают выбор спортсменами копинг-стратегий и механизмов психологической для преодоления стрессовых ситуаций, устранения психического напряжения и избавления от негативных переживаний.
Осуществлен сравнительный анализ исследования психологических защит у спортсменов индивидуальных и командных видов спорта. На достоверном уровне для спортсменов индивидуальных видов спорта наиболее характерны такие механизмы психологической защиты как: рационализация и реактивные образования. Для спортсменов командных видов спорта наиболее характерны такие механизмы психологической защиты как: вытеснение, компенсация и замещение. Так, спортсмены индивидуальных видов спорта или сосредоточены на «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний, или предотвращают выражение неприятных или неприемлемых для них мыслей и чувств посредством преувеличенного развития противоположных аспектов. Спортсмены командных видов спорта или предпринимают попытки найти замену недостатка другим качеством посредством фантазирования или присвоения себе свойств и достоинств другой личности; или вымещать свои негативные и подавленные эмоции на объекты, более доступные; или неосознанно блокируют травмирующую информацию посредством ее неосознанного полного или частичного забывания.
На достоверном уровне для спортсменов индивидуальных видов спорта наиболее характерна такая стратегия психологической защиты в общении как избегание, для спортсменов командных видов спорта – агрессия. Так, у спортсменов индивидуальных видов спорта защита субъектной реальности личности основана на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов – они привычно обходят или без боя покидают зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается атакам; имея достаточно высокий интеллект, они уходят от напряженных контактов, проявляют волевые качества. У спортсменов командных видов спорта защита субъектной реальности личности действует на основе инстинкта – они весьма эмоциональны, легко раздражаются, а их интеллект усиливает агрессию за счет придаваемого ей смысла. Гипотеза исследования о том, что существуют различия в проявлении психологических защит у спортсменов индивидуальных и командных видов спорта, подтвердилась.
1. Андреев, В. В. Индивидуальные особенности психологической защиты личности в спортивной деятельности : автореф. дис. канд. психол. наук : 13.00.04 / В. В. Андреев. – Санкт-Петербург, 2006. – 20 с.
2. Антилогова, Л. Н. Виды психологической защиты у девиантных подростков / Л. Н. Антилогова, Л. А. Рассудова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 2. – С. 136–142.
3. Арестова, О. Н. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов / О. Н. Арестова, Н. В. Калинина // Вестник МГУ. – 2000. – № 1. – С. 20–29.
4. Белов, В. Г. Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека / В. Г. Белов, Г. М. Бирюкова, В. В. Федоренко // Гуманизация образования. – 2009. – № 2. – С. 66–72.
5. Богомаз, С. Л. Психологическая защита личности : методология, механизмы, инструментарий / С. Л. Богомаз // Ученые записки УО ВГУ им. П. М. Машерова. – 2008. – Т. 7. – С. 228–254.
6. Богомолов, А. М. Структурно-динамическая модель системы психологической защиты личности / А. М. Богомолов, А. Н. Портнова // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 3. – С. 27–29.
7. Босенко, Ю. М. Гендерные аспекты совладающего поведения в командных и индивидуальных видах спорта / Ю. М. Босенко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2012. – № 2. – С. 1–6.
8. Босенко, Ю. М. Субъектные регуляторы конструктивного реагирования спортсменов на оценивание их личности в спорте : автореф. дис. … канд. психол. наук : 13.00.04 / Ю. М. Босенко. – Краснодар, 2012. – 20 с.
9. Ветров, Р. Ю. Психологическая защита личности / Р. Ю. Ветров // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – № 1. – С. 106–114.
10. Волков, И. П. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. – СПб. : Питер, 2002. – 288 с.
11. Вышинская, Е. Г. Проблема психологической защиты личности в отечественной и зарубежной психологии / Е. Г. Вышинская // Вестник Полоцкого гос. ун-та. – 2006. – № 5. – С. 61–65.
12. Горская, Г. Б. Психологические ресурсы преодоления долговременных психических нагрузок на разных этапах профессиональной карьеры спортсменов командных видов сорта / Г. Б. Горская, З. Р. Совмиз // Физическая культура, спорт - наука и практика. – 2018. – № 3. – С. 88–94.
13. Григорович, Е. С. Физическая культура / Е.С. Григорович, В. А. Переверзев. – Минск Высш. шк., 2014. – 350 с.
14. Дмитриенкова, Л. П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта : Психологические аспекты подготовки спортсменов / Л. П. Дмитриенкова. – Смоленск : СГПУ, 2012. – 120 с.
15. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2016. – 352 с.
16. Ильинский, С. В. Особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта / С. В. Ильинский // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2013. – № 1. – С. 75–84.
17. Ильясов, А. А. Механизмы психологических защит и их влияние на личность / А. А. Ильясов // Череповецкие научные чтения / Отв. ред. Н. П. Павлова. – Череповец, 2013. – С. 84–86.
18. Исаева, Е. Р. Механизмы психологической адаптации спортсменов и их взаимосвязь с воспалительными заболеваниями пародонта / Е. Р. Исаева, И. Н. Антонова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2009. – № 4 (50). – С. 45–51.
19. Камилов, А. М. Личностные качества, определяющие успешность спортсмена / А. М. Камилов // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 2. – С. 138-142.
20. Карвасарский, Б. Д. Медицинская психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2006. – 280 с.
21. Карпов, А. Б. Механизмы психологической защиты и стратегии преодоления в переходный период от подросткового к юношескому возрасту : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / А. Б. Карпов. – М., 2007. – 20 с.
22. Кашапов, М. М. Волевая саморегуляция и локус контроля у спортсменов разных видов спорта // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы международной конференции / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. – М. : Институт психологии РАН, 2013. – С. 577–578.
23. Кашапов, М. М. Доминирующие психические состояния и тревожность у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта / М. М. Кашапов, Т. В. Огородова // Вестник Удмуртского университета. – 2016. – Вып. 2. – С. 73–79.
24. Кижнерова, Ж. А. Психологические особенности спортсменов как факторы их профессионального успеха / Ж. А. Кижнерова // Психология в экономике и управлении. – 2013. – № 2. – С. 25–29.
25. Киршбаум, Э. И. Психологическая защита / Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева. – СПб. : Питер, 2005. – 233 с.
26. Коломейцев, Ю. А. Социальная психология спорта : учеб.-метод, пособие / Ю. А. Коломейцев. – Мн. : БГПУ, 2004. 264 с.
27. Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте / Б. Дж. Кретти. – М. : ФиС, 2006. – 405 с.
28. Кружкова, О. В. Психологические защиты личности / О. В. Кружкова, О. Н. Шахматова. – Екатеринбург : Изд-во Росгоспрофпедуниверситет, 2006. – 153 с.
29. Кузнецов, С. А. Особенности мотивации спортсменов командных и индивидуальных видов спорта : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / С. А. Кузнецов. – Москва, 2014. – 21 с.
30. Кузьмин, Д. В. Особенности механизмов психологической адаптации спортсменов и их влияние на самооценку качества жизни, связанного со здоровьем / Д. В. Кузьмин, М. В. Беглов, Ю.К. Кульчицкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 3. – С. 370–374.
31. Кузьмин, М. А. Взаимосвязь объективных и субъективных критериев адаптированности спортсменов к соревновательной деятельности / М. А. Кузьмин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. –№ 8 (78). – С. 107–110.
32. Кузьмин, М. А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта / М. А. Кузьмин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 2 (72). –С. 111–115.
33. Кутергин, Н.Б. Формирование оптимальной агрессивности у спортсменов-борцов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Н. Б. Кутергин. – СПб., 2006 – 21 с.
34. Лапкина, Е В. Психологическая защита и совладание : защитная система личности / Е. В. Лапкина // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 2. – С. 232–235.
35. Лейман, Ю. С. Личностные особенности, способствующие социально-психологической адаптации юношей-спортсменов / Ю. С. Лейман, Т. В. Пфау // PEM : Psychology. Educology. Medicine. – 2014. – № 2. – С. 152–158.
36. Магрупов, И. Р. Социализация личности в области спорта / И. Р. Магрупов // Вестник современных исследований. – 2017. – № 1-1. – С. 82–87.
37. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский– Самара, 2001. – С. 281–287.
38. Налчаджян, А. А. Психологические защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности : хрестоматия / Ред. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2000. – С. 395–481.
39. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб. : Речь, 2006. – 298 с.
40. Никуленкова, О. Е. Личностные особенности системы психологической защиты / О. Е. Никуленкова // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4-1. – С. 290–295.
41. Пархоменко, Е. А. Стилевые особенности саморегуляции поведения спортсменов высокой квалификации / Е. А. Пархоменко // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 2. – С. 15–19.
42. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология / Л. А. Пергаменщик. – Минск : Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
43. Речкалов, А. В. Влияние занятий спортом на психологические особенности личности / А. В. Речкалов, О. Л. Речкалова // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2017. – № 1. – С. 104–109.
44. Романова, Д. В. Мотивы спортивной деятельности в связи с особенностями взаимоотношений членов команд разного профессионального уровня / Д. В. Романова // Вестник Удмуртского университета. – 2017. – Вып. 2. – С. 203–212.
45. Серова, Л. Л. Личностные качества спортсмена / Л. Л. Серова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2006. – Вып. 20. – С. 75–78.
46. Совмиз, З. Р. Психологические ресурсы индивидуальных и групповых стратегий преодоления стресса субъектами командной деятельности / З. Р. Совмиз // Общество : социология, психология, педагогика. – 2017. – № 2. – С. 11–14.
47. Совмиз, З. Р. Психологические ресурсы личности как субъекта преодоления стресса в условиях командной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / З.Р. Совмиз. – Краснодар, 2017. – 20 с.
48. Сорокин, В. А. Субъектно-личностные качества спортсменов как фактор успешности их деятельности / В. А. Сорокин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – № 1. – С. 48–50.
49. Субботина, Л. Ю. Психологическая защита / Л. Ю. Субботина. – Ярославль : Академия Холдинг, 2000. – 421 с.
50. Трещева, О. Л. О личностных качествах спортсмена экстра-класса / О. Л. Трещева, С. Г. Карпеева // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 2. – С. 63–67.
51. Федотова, О. В. Психологические исследования личности спортсменов / О. В. Федотова // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2007. – № 1. – С. 181–191.
52. Фирсов, К. Н. Возрастные особенности проявления агрессивности у спортсменов игровых командных видах спорта / К. Н. Фирсов // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2012. – № 1. – С. 1–6.
53. Черенева, Е. А. Защитные механизмы поведения как фактор адаптивного поведения личности / Е. А. Черенева // Вестник ТГПУ. – 2013. – № 6 (134). – С. 118–125.
54. Чикова, О. М. Психологические особенности спортивной деятельности и личности спортсмена / О. М. Чикова. – Мн. : ИПП Госэкономплана РБ, 2003. – 230 с.
55. Шантарович, В. В. Оценка выраженности феномена психологической защиты у спортсменов высокой квалификации / В. В. Шантарович, Е. Г. Каллуар, В. В. Маринич // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2014. – № 2. – С. 97–102.
56. Шостак, И. С. Особенности мотивации спортивной деятельности у студентов в командных и индивидуальных видах спорта / И. С. Шостак // Студенческий научный журнал «Грани науки». – 2016. – Т.4, № 2. – С. 15–16.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Первичный эмпирические данные
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты