Отношение белорусских студентов к представителям иннокультурных групп в онлайн-пространстве
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Отношение белорусских студентов к представителям иннокультурных групп в онлайн-пространстве»
по дисциплине: «Психология»
2019
251.00 BYN
Отношение белорусских студентов к представителям иннокультурных групп в онлайн-пространстве
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Базовые ценности белорусской молодежи по результатам исследования института социологии НАН
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник диагностика уровня сформированности толерантности
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика семантического дифференциала
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты изучения сформированности толерантности
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник диагностика уровня сформированности толерантности
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика семантического дифференциала
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты изучения сформированности толерантности
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКИХ СТУДЕНТОВ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
1.1 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОЙ МОЛОДЕЖИ
1.2 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ СТУДЕНТОВ О СВОЕЙ И ДРУГИХ КУЛЬТУРНЫХ ГРУППАХ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ КУЛЬТУРНЫХ ГРУПП В ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ
ГЛАВА 2. ЭПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ СТУДЕНТОВ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ИНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП В ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ СТУДЕНТОВ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ИНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП В ОНЛАЙН ПРОСТРАНСТВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Молодежная проблематика актуализировалась в науке в середине 50-х годов XX в. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам и был замечен в связи с конституированием так называемой техногенной цивилизации. Если ранее культура не делилась так ярко выраженно на «взрослую» и «молодежную», то теперь у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.
На протяжении долгого времени социологи изучали молодежь в основном в контексте «социальной проблемы». Внимание исследователей было обращено к тем группам молодежи, которые выпадали из общей «нормативности», чаще субкультурным и маргинальным. При таких подходах теряется «реальный молодой человек», его жизненные ситуации и их интерпретации. Более продуктивным, на наш взгляд, является учет полного комплекса взаимоотношений молодежи со средой, компаниями, со взрослыми и т. д. При этом новые социальные реалии, вызванные трансформацией (модернизацией, изменением) практически всех векторов ценностно-нормативного пространства, привели к нарушению, а иногда и к разрыву социальной коммуникации между старшим и молодым поколением, что также требует особого внимания ученых [10].
Непосредственными представителями молодежи в Беларуси в настоящее время являются студенты. Именно студенческая аудитория представляет собой поколение, которое демонстрирует перспективы развития и будущее нашей страны.
В последнее время появляется все большее количество конфликтов, которые связаны с непониманием и дискриминацией различных культурных групп в онлайн-пространстве. Постепенный рост конфликтов, а также последствий, которые влекут за собой данные противоречия, делает проблему отношения к инокультурным группам в онлайн пространстве особенно актуальной.
Объект данного исследования – отношение к представителям инокультурных групп.
Предмет исследования – отношение белорусских студентов к представителям инокультурных групп в онлайн-пространстве.
Цель работы – изучить особенности отношения белорусских студентов к представителям инокультурных групп в онлайн-пространстве.
Для достижения поставленной цели нами предполагалось решение следующих задач:
1) Описать социокультурные особенности белорусской молодежи;
2) Изучить представления белорусских студентов о своей и других культурных группах;
3) Выявить особенности восприятия культурных групп в онлайн-пространстве;
4) Изучить представления белорусских студентов о представителях инокультурных групп в онлайн-пространстве;
5) Выявить особенности отношения белорусских студентов к представителям инокультурных групп в в онлайн-пространстве.
ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКИХ СТУДЕНТОВ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
1.1 Социокультурные особенности белорусской молодежи
Общий контекст развития молодежи Беларуси предопределен во многом сложившимися ценностями конкретной культурно-исторической традиции и теми влияниями и вызовами, с которыми сегодня сталкивается наше общество.
Быть молодым, значит иметь уязвимую позицию, быть во многих отношениях аутсайдером, зависимым и подавляемым звеном. Поскольку мы связываем «отношения между взрослыми индивидами и обществами, в которых они живут, с тем вкладом, который они вносят посредством оказания услуг, а также с тем удовлетворением и вознаграждением, которые они за это получают от общества» [3]. Молодое поколение, в этом контексте, еще только в процессе конструирования своей идентичности и собственных способов социальной активности. Кроме того, молодежь подвержена внешним влияниям и является «невероятно кодируемым кодирующим агентом» (С. Холл) [5].
Само понятие «молодежь» имеет множество интерпретаций и является предметом активных обсуждений среди ученых. Дж. Форнас и Г. Болин дают следующее определение молодежи (молодости) – это фаза психологического развития, в течение которого меняется и развивается тело подростка. С другой стороны, это есть фаза психологической жизни, проходящая через различные фазы ранней и поздней подростковости [4, с. 229].
Молодежь можно рассматривать и как социальную группу, активно осваивающую социальную реальность, имеющую социальный статус молодых и идентифицирующих себя как молодых, а также транслирующую распространенные в этой социальной группе знаки и символы, способы репрезентации и поведение, выражающее и отражающее их символический и предметный мир. Хотя молодежь каждого конкретного общества объединяется объективно исследователями в одну социальную группу (класс), поколение, которому присущи общие типичные антропогенетические, социально-психологические, демографические черты, внутри своих границ, среди самой молодежи существуют существенные различия в ценностных ориентирах, идейных, нравственных характеристиках, различиях в образе жизни, способах потребления, организации досуга, социальном опыте и т. д. Кроме того, в обыденности молодежь детерминируется «особой» культурой и ассоциируется с «другими» музыкальными, визуальными и вербальными знаками, свойственными молодости.
Согласно мониторинговым и лонгитюдным исследованиям, которые проводились в Республике Беларусь в течение последних двадцати лет двадцатого века под руководством Е.М.Бабосова при финансовой поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, представления о труде как жизненной ценности молодежи за период с 1983 по 1998 год претерпели изменения. Так, например, в 1983 году в трудовой деятельности молодые люди больше всего ценили возможность заниматься любимым делом, на втором месте – применение способностей, на третьем – совершенствование знаний, умений по специальности и общение с людьми и только на седьмом месте – возможность хорошо зарабатывать. Молодое поколение 1998 года иначе структурирует ценности труда. На первом месте – возможность хорошо зарабатывать, на втором – жить спокойно и обеспеченно, на третьем – возможность заниматься любимым делом.
Прежде чем переходить к рассмотрению непосредственно социокультурных особенностей современной белорусской молодежи, необходимо более точно установить, что же такое культура, и что же такое социокультурные особенности.
Под культурой в данном контексте мы понимаем совокупность норм, идей, ценностей, представлений молодежи, то, что сохранялось и передавалось поколениями. Социальное же в данном контексте демонстрирует непосредственно сферу реализации данных ценностей и норм.
Итак, как мы можем видеть, центральными понятиями в данном контексте являются «ценности», «ценностные ориентации». В социологии проблема ценностей является одной из центральных. Разработкой данного понятия занимался еще Э. Дюркгейм. В работе «Ценностные и «реальные» суждения» Дюркгейм применил свой «социологический» подход и к объяснению ценностей [2]. Автор, с одной стороны, признает их (ценностей) трансцендентный характер. С другой стороны, само общество в его интерпретации выступает не только как эмпирическая, но и в значительной мере трансцендентная и сакральная реальность, источник и вместилище всех высших ценностей. Эти ценности Дюркгейм считал доступными и подлежащими научному описанию и объяснению. В конечном счете даже самые высокие ценности, с его точки зрения, основаны на реальности, проистекают из нее. Подчеркивая роль ценностного аспекта социальной регуляции, он приходит к выводу о том, что в нормальных условиях внешняя социальная детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов. Должное и желаемое, нормы и ценности в таком истолковании оказываются двумя сторонами одной медали. Социальные нормы эффективны только в том случае, когда они опираются не на внешнее принуждение, а на нравственный авторитет общества.
ГЛАВА 2. ЭПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ СТУДЕНТОВ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ИНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП В ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ
2.1 Организация и методы исследования
Для проведения эмпирического исследования отношения белорусских студентов к представителям инокультурных групп в онлайн-пространстве было проведено несколько этапов:
На первом этапе были определены цель и сформулированы задачи исследования., а так же гипотеза исследования, которые мы собирались проверить в эмпирическом исследовании.
На втором этапе был проведён анализ теоретических источников по теме исследования.
На третьем этапе был разработан дизайн эмпирического исследования.
На четвёртом этапе в соответствии с теоретико-методологическими основаниями были подобраны методы и методики исследования.
На пятом этапе был осуществлён сбор эмпирических данных, данные были обработаны, и общая выборка респондентов была поделена по двум признакам во-первых по году обучения (4 группы респондентов, каждой группе соответствует 1, 2, 3 и 4 курс обучения), во-вторых по уровню толерантности (2 группы респондентов – студенты с высоким уровнем толерантности и студенты с более низуим уровнем толерантности)
На шестом этапе данные были подвергнуты статистической обработке с помощью программы Статистика 7.0.
Для описательного анализа особенностей отношения белорусских студентов к представителям инокультурных групп в онлайн-пространстве был использован частотный анализ. Для анализа раличий отношения белорусских студентов к представителям инокультурны групп в онлайн-пространстве по различным параметрам использовались методы статистической обработки данных: T-критерий Стьюдента для двух независимых выборок (по результатам теста Колмогорова-Смирнова). Так же применялся корреляционный анализ по Спирману, с целью изучения взаимосвязи уровня толерантности с отношением к общению с представителями инокультурных групп.
Наконец, на заключительном этапе был осуществлён анализ и интерпретация полученных результатов.
Выборку исследования составили 100 студентов 1-4 курса различных специальностей Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка.
Объект данного исследования – отношение к представителям инокультурных групп.
Предмет исследования – отношение белорусских студентов к представителям инокультурных групп в в онлайн-пространстве.
Цель исследования – изучить особенности отношения белорусских студентов к представителям инокультурных групп в в онлайн-пространстве.
Гипотеза исследования: отношение белорусских студентов к представителям инокультурных групп в онлайн пространстве зависит от курса обучения.
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
1) Диагностика уровня сформированности толерантности (приложение Б). Респондентов просят ответить на вопрос, насколько они согласны или не согласны с содержащимися в опроснике утверждениями. Каждое из таких утверждений представляет собой, в явной или скрытой форме, выражение толерантной или не толерантной позиции человека по отношению к людям других культур. Стремясь сделать результаты диагностики более достоверными при составлении данного опросника делалась опора на материалы таких опросников (схожих по процедуре проведения), как опросник Г. Айзенка - Г. Вильсогна и опросник, разработанный в Институте социологии РАН.
2) Методика семантического дифференциала (приложение В).
Метод семантического дифференциала используется для выявления субъективных (индивидуальных) семантических полей и относится к методам «шкалирования». Последние используются в психологии для получения количественных параметров исследуемого явления в целях объективной оценки его соотношения с другими объектами. В качестве объекта исследования выступает в данном случае отношение. Семантический дифференциал — это метод количественного и качественного «индексирования» (оценки) значения слова с помощью двухполюсных шкал, на каждой из которых имеется градация с парой антонимических прилагательных. Процедура проведения эксперимента с помощью этой методики заключается в следующем. Испытуемым предъявляется слово, и они должны отметить цифру, которая соответствует их представлению о слове как семантической единице. На каждой шкале нанесена градация от +3 до —3 или просто 7 делений.
3) Метод свободного описания опыта межкультурного взаимодействия в онлайн-пространстве. Респондентам предлагалось в свободной форме описать их опыт взаимодействия с представителями инокультурных групп в онлайн-пространстве. На основании описания выделялись когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты взаимодействия и отношения белорусских студентов к представителям других культур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Молодое поколение является гибким звеном в системе общества, оно функционирует на основе уже сложившихся культурных ценностей, однако в то же время является активным субъектом е формирования. Молодежь представляет собой отражение культуры, норм, взглядов и ценностей определенной нации и ее народа, является ярким ее представителем. В основе социокультурных особенностей, лежат ценностные представления и ценностные ориентации белорусской молодежи. Ценностные ориентиры белорусской молодежи имеют свои специфические особенности. Представители белорусской молодежи больше ориентированы на приобретение и активное использование профессионально квалификационных навыков; стремятся к достижению достаточно высокого уровня материальных и статусных позиций в обществе, а также хотят получать различного рода удовольствия. Менее значимыми по сравнению с более старшими группами у молодежи Беларуси являются семейные ценности и ориентации на спокойную и стабильную жизнь.
Делая небольшие выводы изучения особенностей представлений белорусских студентов о своей и других культурных группах можно отметить, что представления о иных культурных группах всегда тесно связаны с формированием стереотипов и установок. Касательно своей культурной группы, белорусские студент отмечают такие качества как толерантность, доброта, свет. Касательно иных культурных групп, например китайцев или туркменов, у белорусских студентов сформированы различные представления как позитивного, так и негативного характера, которые затрагивают как эмоциональную, так и поведенческую сферу личности.
Блок «характеристики страны» у белорусов-студентов содержит группы «продукты питания», «культура, традиции», «природа, экология» и «отношение и оценка страны». Группа «продукты питания» содержит единственный дескриптор «картошка», самый многочисленный в данном блоке. Группа «культура, традиции» не имеет четко выраженного дескриптора, в ней присутствуют разнообразные ассоциаты, связанные с указанием сельского хозяйства, национальной одежды, достижений белорусской культуры. В группу «природа, экология» у белорусских респондентов вошли такие ассоциации как «озера» и «аисты». Самая небольшая по количеству представленных ассоциативных реакций группа «отношение и оценка страны». Однако ассоциативные реакции, содержащиеся в данной группе, указывают на то, что белорусы гордятся своей страной, она развивается и тем самым им нравится («развитие», «горжусь»).
Мы провели исследования отношения белорусских студентов к представителям инокультурных групп в онлайн-пространстве.
Так, по результатам исследования, у 33% был выявлен высокий уровень толерантности. Такие люди признают другие культуры, признают право людей на другой образ жизни, а также и свободное выражение своих взглядов и ценностей. Такие студенты принимают представителей других культур, положительно относятся к различиям культуры, у них может быть повышенная восприимчивость к проявлениям культурной дискриминации. Студенты с высоким уровнем толерантности могут найти что-то полезное и новое для себя самого в проявлениях другой культуры. Такие студенты избегают культурных стереотипов, стремятся рассмотреть иные культуры через призму их ценностей и приоритетов.
У 46% респондентов был выявлен средний уровень развития толерантности. Такие студенты характеризуются признанием и принятием культурного многообразия, они уважают другие социокультурные группы, однако в то же время они склонны разделять общественные стереотипы и предрассудки. Такие студенты не особо представляют трудности, с которыми сталкиваются представители иных культур например при миграции, они не могут их полностью понять и принять, не могут взглянуть на мир с их точки зрения.
И у 21 % был выявлен низкий уровень толерантности. Особенности таких студентов выражаются в сознательном отказе признавать, понимать и принимать представителей других культур. Культурные отличия такие студенты рассматривают как отклонение от нормы, как девиацию, это выражается как нежелание признавать равные права всех культур. Такие студенты могут открыто демонстрировать негативное отношение к лицам другой национальности, могут выражать презрение и открытую враждебность.
Нами были обнаружены статистически значимые различия в уровне толерантности к представителям других культур у парней и девушек. Так, по результатам исследования, парни имеют более высокий уровень толерантности к представителям других культур, нежели девушки (p<0,01). Результаты получены на высоком уровне статистической значимости.
Такой результат может быть связан с тем, что девушки, как правило, имеют более богатый опыт общения с представителями противоположного пола иных культур, а также существует большое количество стереотипов и предрассудков, которые связаны с межполовыми отношениями с представителями других культур, в частности восточных. Именно поэтому у девушек может формировать негативный образ представителей иных культур, вследствие чего может снижаться уровень толерантности.
1) Баляев С.И. Этнические стереотипы как социально-перцептивные феномены этнического самосознания эрзян и мокшан: автореф, дис. канд, психол, наук. - Самара, 1999. - 22 с.
2) Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учеб, пособие. - СПб: СПбКО, 2009. - 416 с.
3) Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 33.
4) Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 37.
5) Бурова С.Н. , Демидова А .В . Состояние института семьи в условиях трансформации белорусского общества // Социология. 2008 № 2 С. 116
6) Варнер, Е. С. Митрофанова, О. Г. Представления белорусских студентов о своей культурной группе / Е. С. Варнер, О. Г. Митрофанова // Актуальные проблемы психологии развития личности: материалы международной науч. – практ. конф. / редкол.: Л. М. Даукша [и др.]; под науч. ред. М. М. Карнелович. – Гродно: ГрГУ, 2013. – с. 211 – 215.
7) Варнер, Е. С. Митрофанова, О. Г. Представления белорусских студентов о своей культурной группе / Е. С. Варнер, О. Г. Митрофанова // Актуальные проблемы психологии
8) Вебер, М. Избр. произведения / М. Вебер. – М. : Прогресс, 1990. – 808 с.
9) Вербова, К. В. Этнические стереотипы белорусских, польских и русских студентов / Е. А. Анисимова // Веснiк ГРДУ. – 2003. - Серия 1. - № 4. - С. 87-97.
10) Вербова, К.В. Психологические барьеры межкультурного взаимодействия студентов / К. В. Вербова, О. Г. Митрофанова // Весцi БДПУ. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2014 – № 3 – С. 15–19.
11) Восприятие: механизмы и модели. Пер. с англ. М.: Мир, 1974. С. 155.
12) Восприятие: механизмы и модели. Пер. с англ. М.: Мир, 1974. С. 9.
13) Гончарова, В.А. Технология обобщения национальных социокультурных стереотипов у студентов старших курсов языкового вуза // Вестник Бурят, ун-та. Сер. 8 : Теория и методика обучения в вузе и школе. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, госун-та, 2006. - Вып. 11. - С. 112-127.
14) Горошко, Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента / Е. И. Горошко. - Харьков: РА - Каравелла, 2001. – 318 с.
15) Гришаева Л. И. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», «Перевод и переводоведение», «Теория и практика межкультурной коммуникации" направления «Лингвистика и межкультурная коммуникация». – М. : Академия , 2007 - 331 с.
16) Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации. - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2002 - 352 с.
17) Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / Под ред. Е.М. Бабосова. Минск: ИООО «Современное слово», 2001 – 160 с.
18) Дюркгейм, Э. Ценностные и «реальные» суждения / Э. Дюркгейм // Социологические исследования. – 1991. – № 2. – С. 106 – 114.
19) Дюркгейм, Э. Ценностные и «реальные» суждения / Э. Дюркгейм // Социологические исследования. – 1991. – № 2. – С. 106 – 114.
20) Мацевило, А.Е. Актуальные вопросы координации государственной молодежной политики в Республике Беларусь // Народная асвета. – № 6 – 2005 – С.13-16.
21) Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 254-262.
22) Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 35.
23) Митрофанова, О. Г. Восприятие своей и чужой культурной группы в процессе межкультурного взаимодействия студентов / О. Г. Митрофанова //Весн. Гродз. дзярж. ун-та імя Я. Купалы. Сер. 3, Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2012 – № 2 – С. 149–154.
24) Митрофанова, О. Г. Динамика ценностных приоритетов белорусских студентов / О. Г. Митрофанова // Актуальные проблемы психологии личности и социального взаимодействия : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы ; под науч.ред. : А. М. Колышко. – Гродно : ГрГУ, 2014 – С. 160–166.
25) Митрофанова, О. Г. Представления белорусских и китайских студентов качествах, способствующих и препятствующих взаимопониманию в межкультурном взаимодействии / О. Г. Митрофанова // Психологические аспекты развития личности в онтогенезе : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол. : А. И. Янчий (гл. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2014 – С. 69–80.
26) Митрофанова, О. Г. Представления о межличностном взаимопонимании в межкультурном взаимодействии (на примере индусов, арабов и белорусов) / О. Г. Митрофанова // Актуальные проблемы психологии общения : сб. науч. cт. / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол. : Л. М. Даукша (гл. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2011 – С. 53–58.
27) Митрофанова, О. Г. Современные теоретические направления исследования межкультурного взаимодействия / О. Г. Митрофанова // Психологические проблемы личности и социального взаимодействия : сб. науч.ст. / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол. : Е. В. Костюченко (гл. ред.) [и др.]. –Гродно : ГрГУ, 2012 – С. 56–65.
28) Митрофанова, О. Г. Ценностные приоритеты туркменских и белорусских студентов в процессе межкультурного взаимодействия / О. Г. Митрофанова // Актуальные проблемы психологии развития личности : науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы ; науч. ред.: Л. М. Даукша,К. В. Карпинский. – Гродно : ГрГУ, 2014 – С. 241–246.
29) Мызникова, О. Г. Ценности и ценностные ориентации семьи / О. Г. Мызникова // Праблемы выхавання. – 1999 – № 4 – С. 83–93.
30) Новикова Л . Г . «Религиозный бум» в Беларуси: миф или реальность // Социология. 1999 № 2 С. 30
31) Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации. // Вестник МГУ. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998, №1, с.94-104.
32) Парсонс, Т. П. О структуре социального действия / Т. П. Парсонс. – М.: Академический Проект, 2000. – 880 с.
33) Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. Учеб. пособие для вузов по специальности «Лингвистика и межкультур. Коммуникация». - М. : Логос , 2002 - 224 с.
34) Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. - М.: Логос, 2004.
35) Пузаков А. В. Диалог культур // Социально-гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты. Саранск: СВМО, 2000. С.20.
36) Пузаков А. В. Текст как отражение восприятия чужой культуры// Иностранные путешественники о России. Саранск, 2000. С. 3.
37) Русецкая, В.И. Трансформация ценностных ориентаций современной молодежи // Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси: Сб. науч. тр. / НАН Беларуси, Ин-т социологии; Редкол.: В.Л. Абушенко (гл. ред.) и др. Минск, 2003 – С. 228-231.
38) Садохин, А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Учебное пособие для бакалавриата / А.П. Садохин. - М.: КноРус, 2016. - 442 c.
39) Сапелкин, Е.П. Молодежная политика в Республике Беларусь: Системный анализ: Монография / Е.П. Сапелкин. Минск, 2004 – 286 с.
40) Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 71; Авторский знак 927; Инв. номер 2265313-ЕФ Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. Учеб. пособие для, аспирантов и соискателей по специальности «Лингвистика и межкультур. Коммуникация». - М. : Слово/Slovo , 2000 - 262 с.
41) Севковская, З.А. Молодежь Беларуси на пороге третьего тысячелетия.Минск, 2002 – 128 с.
42) Сезнева, Т. А. Роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков / Т. А. Сезнева // Адукацыя ì выхаванне. – 2000 – № 11 – С. 35–37.
43) Скриптунова, Е. А. О предпочтениях городской молодежи (заметки об исследовании) / Е. А. Скриптунова // Социол. исслед. – 2002 – № 1 – С. 105–110.
44) Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. – М.: Академический проект, 1999. – 320 с.
45) Тхорик В. И. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : ГИС , 2005 - 258 с.
46) Филиппова, М.М. Парадоксы и стереотипы межкультурного общения представителей русской и британской культур // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. - М. - 2002 - N 3 - С. 64-83.
47) Форнас, Дж. Молодежная культура в поздней современности / Дж. Форнас, Г. Болин // Молодеж. культуры и субкультуры. Тексты // Е. Л. Омельченко. – М., 2000 – С. 229–254.
48) Холл, С. Вопрос культурной идентичности / С. Холл // Художеств. журн. – 2010 – № 77 – Режим доступа: http://moscowartmagazine.com/issue/28/article/484#footnote-4
49) Широканов Д.И., Алексеева Е.А. Стереотипы и динамика мышления. Минск, 1993.
50) Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь - справочник / Отв. Редактор М.И. Панов; Сост. М.И. Панов, Л.Е. Тумина - М.: ООО «Агенство КРПА Олимп», 2005.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Базовые ценности белорусской молодежи по результатам исследования института социологии НАН
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник диагностика уровня сформированности толерантности
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика семантического дифференциала
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты изучения сформированности толерантности
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник диагностика уровня сформированности толерантности
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика семантического дифференциала
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты изучения сформированности толерантности
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты