1. Профессионально-обусловленные последствия медицинских работников скорой помощи
1.1 Особенности развития посттравматического стрессового расстройства у медицинских работников
1.2 Понятие «вторичной травматизации» у работников службы скорой медицинской помощи
1.3 Синдром эмоционального выгорания, как психологическая проблема медицинских работников
1.4 Роль социальной поддержки в совладании со стрессом
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи психической травматизации медицинских работников скорой помощи и воспринимаемой социальной поддержки
2.1 Характеристика выборки, методов и методик исследования
2.2 Анализ результатов проведённого исследования
2.2.1 Уровень психической травматизации работников скорой помощи
2.2.2 Уровень вторичной травматизации у медицинских работников скорой помощи
2.2.3 Уровень восприятия социальной поддержки сотрудниками скорой помощи
2.2.4 Синдром эмоционального выгорания как фактор психической травматизации медицинских работников
2.3 Корреляционный анализ полученных данных
3. Рекомендации по профилактике психической травматизации сотрудников скорой помощи
Список использованных источников
Приложение
1 Профессионально-обусловленные последствия медицинских работников скорой помощи
1.1 Особенности развития посттравматического стрессового расстройства у медицинских работников
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) является специфической клинической формой нарушения посттравматического стрессового процесса. Критерии диагностики ПТСР содержатся в Международном диагностическом стандарте ICD-10, Международной классификации болезней, принятой в Европе и России. ПТСР относится к группе пациентов с нарушенной адаптацией и реакцией на тяжелый стресс.
ПТСР возникает от воздействия на человека травматических событий, связанных со смертью, серьезными травмами людей и потенциальной угрозой смерти или травмы. В то же время человек, переживающий травмирующую ситуацию, может стать жертвой других причин. В любом случае, оказавшись в травмирующей ситуации, он должен испытывать сильный страх, ужас или чувство беспомощности, а также как проявление на фоне общего благополучия.
Посттравматическое стрессовое расстройство – это синдром, возникающий по разным причинам и обусловливающий характер события, характеристики жертвы и качество окружающей среды, влияющие на процесс заживления [1]. Важно понимать, что, несмотря на боль, симптомы могут вносить позитивные изменения в области социальных ролей человека. Некоторые люди имеют положительную адаптацию к травме, используя свой опыт в качестве источника мотивации. Для некоторых работа становится методом разрушения и средством ухода от прошлого. Хотя их карьера может быть успешной, этот успех часто достигается путем разрушения семьи или межличностных отношений. Причиной многих психологических проблем у человека являются навязчивые мысли о прошлом и невозможность сосредоточиться на настоящем.
Американские ученые В. Рейкер и Дж. Кармен писали: «Насилие меняет основные убеждения человека в том, что он неуязвим и ценен как таковой, а также о мире, который безопасен и справедлив. После акта насилия взгляды на жертву и окружающий мир резко меняются и никогда не должны совпадать: взгляды должны быть изменены, чтобы интегрировать травмирующий опыт» [2]. Чтобы правильно функционировать, человеку прежде всего необходимо определить свои потребности, уметь их удовлетворить и составить план соответствующих действий. Для этого, прежде всего, человек должен быть способен умозрительно рассмотреть весь спектр своих возможностей, прежде чем предпринимать какие-либо действия: провести мысленный эксперимент. Люди с ПТСР, похоже, теряют эту способность, они испытывают определенные трудности в воображении, что негативно сказывается на работе медицинского работника. Исследования показали, что, когда травмированные люди позволяют себе фантазировать, они начинают беспокоиться о разрушении своих барьеров. Спекулятивно проявляются разные возможности оптимального ответа в эмоционально заряженных ситуациях. Обуздание их эмоциональных реакций негативно сказывается на работе врача. Пациент, который просит помощи, чаще всего ждет поддержки, понимания и эмоционального тепла.
Компульсивное повторное переживание травматических событий − поведенческий паттерн, который проявляется в том, что неосознанно человек стремится участвовать в ситуации, подобной исходному травмирующему событию в целом или некоторому его аспекту. Это явление практически всех видов травм. Например, ветераны становятся наемниками или служат в полиции; у обиженных женщин возникают болезненные отношения с мужчиной, который плохо к ним относится; лица, которые в детстве испытывают сексуальное совращение, по мере взросления занимаются проституцией. Что касается медицинской сферы, люди, которые пережили смерть своих пациентов, по незнанию идут на работу с «тяжелыми» пациентами, часто с диагнозом, приводящим к смерти. Понимание этого, казалось бы, парадоксальность явления может помочь прояснить некоторые аспекты социального и межличностного поведения в девиантном поведении. Субъект с подобными травмирующими переживаниями может действовать как жертва или агрессор [3].
Преследуемые навязчивыми воспоминаниями и мыслями о травмах, травмированные люди начинают организовывать свою жизнь таким образом, чтобы избежать эмоций, вызванных этими вторжениями. Избегание может принимать различные формы, такие как дистанцирование от напоминаний о событиях, злоупотребление наркотиками или алкоголем, чтобы подавить чувство дистресса, используя диссоциативные процессы, чтобы принести болезненные переживания из области сознания. Все это ослабляет отношения с другими людьми, приводит к их нарушению и, как следствие, к снижению адаптационных возможностей, что недопустимо среди медицинских работников.
Факторы, повышающие риск возникновения посттравматического стрессового расстройства у работников здравоохранения [4]:
- психотравматические: внезапная травма с радикальной агрессией и угрозой смерти (потенциальный риск физического разрушения); эмоциональная травма, сопровождающаяся интенсивным стрессом; наличие травматического анамнеза;
- социальные: война, природные и техногенные катастрофы, терроризм, насилие и другие события или ситуации угрожающего и катастрофического характера, выходящие за рамки обычного человеческого опыта. Эти стрессовые события являются патогенными для всех участников событий;
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи психической травматизации медицинских работников скорой помощи и воспринимаемой социальной поддержки.
2.1 Характеристика выборки, методов и методик исследования
Исследование проводилось на базе: ГУЗ «Гомельская городская станция скорой медицинской помощи», в котором приняли участие 54 сотрудника выездных бригад скорой медицинской помощи (врачей, фельдшеров (медсестер) и санитаров подстанций скорой помощи № 2, 7). Возраст опрошенных сотрудников от 21 до 63 лет, стаж работы от 1 года до 40 лет. Исследование проводилось добровольно, у большинства исследуемых не возникло трудностей с ответами на предложенные опросники, однако 4 сотрудника не дали ответы в методике: «Шкала оценки влияния травматического события (IES-R)». Это можно рассматривать как процесс избегания или стремление избежать обстоятельств, напоминающих либо ассоциирующихся со стрессором, описанный в критериях МКБ 10 и DSM IY и рассматривается многими современными авторами как один из симптомов посттравматического стресса. Данный факт, таким образом, может косвенно, свидетельствовать о наличие не интегрированной психотравмирующей ситуации в анамнезе этих людей.
Цель исследования: определить и описать взаимосвязь социальной поддержки с психической травматизацией медицинских работников скорой помощи.
Объект исследования: психическая травматизация у медицинских работников.
Предмет исследования: взаимосвязь психической травматизации с воспринимаемой социальной поддержкой.
Реализация поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Определить распространённость и уровень психической травматизации медицинских работников скорой помощи.
2. Установить взаимосвязь социальной поддержки с психической травматизацией медицинских работников скорой помощи.
3. Проанализировать полученные взаимосвязи и сравнить с результатами других исследований.
Методы: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анкетирование, опросник; методы обработки и интерпретации данных: методы количественного и качественного описания данных. В качестве методов математической статистики использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Психодиагностический инструментарий:
- опросник Secondary Trauma Questionnaire (Motta, Joseph, 1998) [36];
- шкала оценки влияния травматического события (Н.В. Тарабариной);
- многомерная шкала восприятия социальной поддержки (M.S.P.S.S.).
Рассмотрим подробнее каждую из методик.
Опросник по определению уровня вторичной травматизации
Опросник по определению уровня вторичной травматизации «Secondary Trauma Questionnaire» включает в себя 18 утверждений по определению проявления симптоматики посттравматического стрессового расстройства, каждое из которых оценивается по пятибалльной шкале Ликерта. Оценка результатов производится суммированием баллов. Шкала была разработана для оценки степени выраженности посттравматических стрессовых реакций у лиц, оказавшихся вовлеченными в травматическое событие другого человека. Оценка результатов производится суммированием баллов, а итоговый показатель позволяет выявить степень воздействия на индивида травматичсекого события, связанного с другим человеком.
Шкала оценки влияния травматического события ШОВТС (Н.В. Тарабариной)
Шкала оценки влияния травматического события (сокр. ШОВТС, англ. Impact of Event Scale, сокр. IES-R) – клиническая тестовая методика, направленная на выявление симптомов посттравматического стрессового расстройства и оценку степени их выраженности.
Методика была опубликована в 1979 году Горовицем с соавторами. По сути, это была первая тестовая методика в области ПТСР, основанная одновременно на теоретических изысканиях и клинической апробации, причём это было сделано ещё до принятия ПТСР в качестве отдельной диагностической единицы в DSM-III.
В первоначальном варианте опросник содержал 15 пунктов, содержательно относился к определённым жизненным событиям, выявляя преобладание реакции избегания травмирующей ситуации и переживания вторжения воспоминаний о ней.
Несмотря на растущую популярность шкалы и многочисленные эпмирические подтверждения её надёжности и валидности, Д. Вейс с коллегами (Weiss D. S., Mar-mar С. R., Metzler Т.) в 1995 году пришли к выводу, что IES может быть более полезной, если она будет способна диагностировать не только такие симптомы ПТСР, как вторжение и избегание, но и симптомы гипервозбуждения, которые вошли в диагностический критерий DSM-IV и являются составной частью психологической реакции на травматические события. Таким образом, была предпринята попытка пересмотра оригинальной IES.
Для лонгитюдного исследования реакций на травматические события персонала служб быстрого реагирования после землетрясения было создано семь дополнительных пунктов, 6 из которых относятся к критерию D «гипервозбуждения» из DSM-IV и один вопрос добавлен на выявление флэшбэков. Эти дополнительные пункты были случайным образом распределены между 7 пунктами вторжения и 8 избегания первой версии IES, и таким образом «Шкала оценки влияния травматического события – пересмотренная» (IES-R) стала содержать 22 пункта.
3. Рекомендации по профилактике психической травматизации сотрудников скорой помощи
В работе с медицинскими работниками при индивидуальной или групповой терапии можно придерживаться следующих направлений:
1. Тренинг коммуникативных навыков. Обучение навыкам эффективного межличностного общения. Выявление и расширение значимых для участников межличностных связей (семья, друзья, близкие люди коллеги).
2. Позитивный взгляд на вещи. Работниками нужно помочь осознать, что существует много вариантов интерпретации определенной ситуации. Ответ на вопрос «Стакан наполовину пуст или наполовину полон?» зависит от взгляда на вещи: у оптимистов стакан полон, хоть и наполовину, у пессимистов – пуст. Совместно с медицинским работником можно пересмотреть стрессогенную ситуацию и найти позитивные моменты. Это не изменит ситуации, но позволит по-другому смотреть на вещи (рационально-эмотивная терапия).
3. Фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема. Сознательный выбор профессии, знания о трудностях, связанных с ней, реальная оценка своих собственных возможностей может помочь избежать «выгорания» или существенно приостановить его развитие.
4. Тренинг уверенности в себе. Люди, подверженные синдрому эмоционального выгорания часто имеют заниженную самооценку, робки, тревожны, не уверенны в себе. Можно использовать методику «волшебный магазин». Участнику предлагается представить, что он находится в волшебном магазине, в котором может приобрести любую недостающую ему личностную черту: примерить ее на себя, взять ее себе.
5. Обучение техникам релаксации (расслабления). Возможно использование следующих техник:
– прогрессивная мышечная релаксация (метод Джекобсона). Упражнения легко осваиваются в группах либо самостоятельно. Основной целью метода является достижение произвольного расслабления поперечно-полосатых мышц в покое. Сеансы занимают до 30 мин;
– трансцендентальная медитация. Под медитацией понимают искусственно созданную ситуацию, в которой человек специально занят самосовершенствованием своих мыслительных процессов или каких-то психических особенностей, размышляя над им же созданными искусственными обстоятельствами;
– аутогенная тренировка (метод Шульца) – самовнушение в состоянии релаксации или гипнотического транса;
– произвольное самовнушение (метод Куэ) позволяет подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Может использоваться для редукции стресса перед важными встречами.
6. Проведение дебрифинга (обсуждения) после критического события. Обсуждение предполагает возможность выразить свои мысли, чувства, ассоциации, вызванные каким-либо серьезным происшествием. Через обсуждение после травматических воздействий профессионалы избавляются от затяжного чувства вины, неадекватных и неэффективных реакций и могут продолжить работу (например, дежурство).
7. Психологическое просвещение занимает важное место в составе профилактических мероприятий. Работа по профилактике профессионально-обусловленных последствий у медицинских работников предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на освещение проблемы профессионального здоровья, а также на предупреждение его развития и преодоление возможных проявлений. Рекомендуется включить в систему обучения, переподготовки, повышения квалификации и психологического сопровождения профессиональной деятельности медицинских работников комплекс занятий, направленных на информирование их о механизмах развития профессионального выгорания, о факторах риска и его негативных последствиях, а также о личностных ресурсах, способствующих формированию стрессоустойчивости. В первую очередь необходимо обучить работников методам экстренной антистрессовой самопомощи, позволяющим анализировать и правильно интерпретировать стрессовые ситуации профессионального взаимодействия, давать им реалистические оценки, расширять репертуар конструктивных копинг-стратегий для преодоления рабочих стрессов.
8. Рекомендовать сотрудникам по возможности антистрессовый образ жизни. Пытаться сбалансированно питаться, рационально отдыхать (после ночной смены – отдых не менее 12 часов). Также для рационального отдыха не мало важно научиться переключать внимание с работы на домашние дела, близких людей. Для этого можно порекомендовать следующее упражнение:
- Вернувшись с работы, примите позу, способствующую релаксации (расслаблению), дышите правильно, сосредоточьтесь на своём внутреннем состоянии.
- Полежите так несколько минут, поразмышляйте о прошедшем дне и предстоящих домашних делах.
- На некоторое время забудьте обо всём.
- Теперь приступайте к домашним делам.
Большую роль играет правильный сон. Проблемы со сном бывают у всех людей, особенно часто они возникают у жителей больших городов. Причинами могут быть психологические проблемы и большая информационная нагрузка. Поэтому рекомендовано ложиться спать до полуночи, спать не меньше 7-8 часов в сутки, не употреблять перед сном алкогольных и тонизирующих напитков, не занимайтесь перед сном умственной нагрузкой, а лучше сделайте полуторачасовую прогулку перед сном.
1. Воронина, Т.А. Роль медицинской сестры / Т.А. Воронина // Сестринское дело. – 2004. – № 3. – С.9 – 10.
2. Ермолаева, М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. − М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000. − 336 с.
3. Знаков, В.В. Исследование профессионально важных качеств у мед. работников / В. В. Знаков // Психологический журнал. – 2004. − № 3. – С.71 – 81.
4. Захаров, С. Синдром выгорания у врачей / С. Захаров // Психологический журнал. – 2010. – № 4. – С. 49 – 54.
5. Косарев, В.В. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области / В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. − 2004. − № 3. − С. 27−38.
6. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. − М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
7. Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
8. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 90 – 101.
9. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб: Питер, 2008. − 338 с.
10. Крутолевич, А.Н. Восприятие общего уровня стресса работниками экстремальных служб двух профессиональных групп / А.Н. Крутолевич // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. – 2015. – №1 (6).
11. Zimet, G.D., Powell, S.S., Farley, G.K., Werkman, S. & Berkoff, K.A. (1990). Psychometric characteristics of the Multidimensional Scale of Perceived Social Support. – Journal of Personality Assessment. – 55. – 610-17.
12. Малкина-Пых, И. Г. Экстремальные ситуации / И.Г. Малкина. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.
13. Стасенко, В.Г. Экстремальная психология и психотерапия экстремальных состояний / В.Г. Стасенко. – Воронеж: НОУ ВПО «Международный институт компьютерных технологий», 2010. – 204 с.
14. Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина. – СПб: Питер, 2001. – 272 с.
15. Авхименко, М.М. Некоторые факторы риска труда медика / М.М. Авхименко // Медицинская помощь. – 2003. – № 2. – С. 25 – 29.
16. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. − СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
17. Хетагурова, А.К. Этико-деонтологические аспекты в работе сестринского персонала /А.К. Хетагурова // Сестринское дело. − 2003. − № 6. − С. 34 − 35.
18. Ананьев, Б.А. Введение в психологию здоровья / Б.А. Ананьев. − СПб.: Питер, 1999. − 123 с.
19. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях /Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – № 3. – С. 85 – 95.
20. Абрамова, Г.С. Психология в медицине / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М.: Наука, 1998. − С. 231 – 244.
21. Свеницкий, А.С. Социальная психология управления / А.С. Свеницкий − Л.: ЛГУ, 2008. – 698 с.
22. Ушаков, И.Б. Адаптационный потенциал человека / И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин // Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. − 2004. – № 3. – С. 8 – 13.
23. Фёдорова, Т.Г. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо-западного региона России / Т.Г. Фёдорова, А.С. Нехорошев, Г.Н. Котова // Гигиена и санитария. − 2003. − № 3. − С. 24 − 27.
24. Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина. – СПб: Питер, 2001. – 272 с.
25. Zimet, G.D., Dahlem, N.W., Zimet, S.G. & Farley, G.K. (1988). The Multidimensional Scale of Perceived Social Support. Journal of Personality Assessment, 52, 30-41.
26. Сидоров, П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета / П. Сидоров. – 2005. – № 43. – С. 25 – 32.
27. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. – М.: Наука, 1996. − 154 с.
28. Великанова, Л.П. Диагностика и профилактика синдрома эмоционального выгорания на ранних этапах формирования /Л.П. Великанова, Л.А. Костина, Н.В. Потапова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 34 – 39.
29. Лукин-Григорьев, В.В. Особенности профессиональной деформации врачей-терапевтов / В.В. Лукин-Григорьев, А.Е. Строганов, Ю.О. Карачева // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – 2016. – № 2. – С. 88 – 91.
30. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. − СПб.: Питер, 1999. − 105 с.
31. Акиндинова, И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А. Акиндимова, А.А. Баканова // Педагогические вести. − СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. – 2003. – № 5. – С. 34 – 36.
32. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. − СПб.: Питер, 2002. − 528 с.
33. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443 – 463.
34. Портной, Л.В. Люди в такого доктора поверят! Совершенствование отечественного здравоохранения и проблемы врача общей практики / Л.В. Портной // Мед. газета. – 2005. – № 38. – С. 5 – 9.].
35. Крутолевич, А.Н. Анализ основных факторов-предикторов в контексте межличностно-социокогнитивной модели посттравматического стрессового расстройства / А.Н. Крутолевич, Е.Ю. Селицкая // Проблеми екстремальної та кризової психологiї: збірник наукових праць. – 2013. – № 13. – С. 128 – 136.
36. Motta R.W., Kefer J.M., Hertz M.D. & Hafeez S. (1999). Initial evaluation of the Secondary Trauma Questionnaire. Psychological Reports. – 85. – 997-1002.