ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Межличностные конфликты возникают во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в организациях. Организационные конфликты сопровождают деятельность трудовых коллективов, выступая в роли как отрицательного, так и положительного фактора, влияющего на функционирование и развитие всей организации.
Возникновение конфликтов между сотрудниками организация может обусловлено различными причинами. Многие сотрудники стремятся добиться поставленной цели, часто не учитывая интересы других, что порождает соперничество и напряженность между коллегами. Велика роль личностных качеств при взаимодействии в трудовом коллективе, где зачастую возникают межличностные конфликты.
Межличностный конфликт в организации предполагает внесение напряженности в межличностные отношения внутри коллектива между его членами и группировками или с руководством. Причины конфликтов лежат как в особенностях становления специалиста, в котором он осуществляется свои функции, так и в индивидуальном развитии каждого сотрудника личности.
Необходимость изучения гендерных особенностей в конфликтах связана с тем, что в настоящее время наблюдается активное вхождение женщин в традиционно мужские профессии (предпринимательство, МЧС, силовые структуры) и мужчин в женские профессии (сфера торговли и др.). Характеристики персонала в зависимости от пола являются факторами, влияющими на протекание конфликтного взаимодействия в организации.
Одним из видов конфликтов в организации является вертикальный конфликт, который разворачивается между руководителем и подчиненным. Характер взаимодействия по горизонтали в любой организации не только отражает особенности функционирования, но и является показателем эффективности данной организации.
Исследование сущности конфликта и стратегий конфликтного поведения представлены в работах А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова [1], В.М. Бабосова [2] Н.В. Гришиной [9], Е.А. Донченко [13], Н.А. Лобана [26], В.П. Шейнова [51] и др. В работах перечисленных авторов показана сущность конфликта, его причины и возможные последствия.
В последние годы наблюдается повышение научного интереса к изучению конфликтов в организации. Конфликты в условиях предприятий и организации рассматриваются в работах таких авторов как С.А. Брайович [7], А.Д. Деккушева [11], П.М. Деркач [12], О.В. Запевалова [15], М.Ч. Кан [20], М.А. Лаврик [25], Г.М. Магомедов [27] и других. Перечисленные авторы называют такие причины межличностных конфликтов в организации как неблагоприятный психологический климат, негативные межличностные отношения, борьба за распределение ресурсов, неверная организация управления со стороны руководства и др.
Однако, проблема изучения гендерных особенностей поведения участников вертикальных конфликтов в организации остается недостаточно освещенной.
Противоречие между необходимостью изучения гендерных особенностей поведения участников вертикальных конфликтов в организации и недостаточной изученностью проблемы обусловило выбор темы данного исследования: «Гендерные особенности поведения участников вертикальных конфликтов в организации».
Цель исследования: изучить гендерные особенности поведения участников вертикальных конфликтов в организации.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме гендерных особенностей поведения участников вертикальных конфликтов в организации.
2. Определить наличие вертикальных конфликтов в организации.
3. Выявить стратегии поведения и стили поведения в вертикальном конфликте у мужчин и женщин.
4. Выявить гендерные особенности поведения участников вертикальных конфликтов в организации.
Объект исследования: участники вертикальных конфликтов в организации.
Предмет исследования: гендерные особенности поведения участников вертикальных конфликтов в организации.
Гипотеза исследования: гендерная принадлежность является фактором, влияющим на поведение персонала в межличностных вертикальных конфликтах.
Методологические основы исследования:
– двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии К. Томаса и Р. Киллмена;
– положение С. Бем о том, что гендерные различия – это совокупность социальных и культурных норм, предписываемую обществом для выполнения их в зависимости от пола.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ВЕРТИКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и виды конфликтов
В современной психологии не существует общепринятого определения конфликта. Слово «конфликт» происходит от лат. «сonflictus» и означает столкновение противоположных интересов, целей, разногласие, приводящее к борьбе [26, с. 175].
Конфликт представляет собой основанное на реальных или мнимых противоречиях взаимодействие, преследующее несовместимые, взаимоисключающие цели сторон, действия которых непосредственно направлены друг против друга и исключают взаимную выгоду [10, с. 58].
По определению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях индивидов, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [1, с. 27].
В.П. Шейнов определяет конфликт как столкновение, противоборство сторон, при котором хотя бы одна сторона воспринимает действия другой как угрозу ее интересам [51, с. 4].
Н.В. Гришина рассматривает конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами) [9, с. 177].
Г.И. Козырев определяет конфликт как качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей [22, с. 218].
В отечественной психологии выделяются три основных подхода к изучению конфликта: личностный, ситуативный, онтологический подходы.
В рамках личностного подхода объектом исследований психологов является личность и ее внутренний мир, потребности и мотивы личности, создающие основу в поведении оппонентов и выступающие движущей силой всякого конфликта, превращая взаимодействующие силы в неповторимую и сложную психологическую драму, где проявляются личности, сталкиваются характеры, совершается нравственный выбор. Е.А. Донченко отмечает, что существует особая, свойственная лишь человеку, динамическая организация внутри индивида особых мотивационных систем, привычек, установок, черт, которая позволяет ему специфическим образом приспособиться к жизни в социальной среде. Именно эта «организация» определяет поведение человека и играет важную роль в детерминации событий [13, с. 68].
Представители ситуативного подхода рассматривали конфликт как субъективный феномен. Поведенческий выбор определяется, с одной стороны, внутренней предрасположенностью субъекта к определенному стилю поведения в конфликте, с другой, зависит от восприятия проблемы и оппонента. А.Я. Анцупов рассматривает конфликтное поведение как противоположно направленные действия участников конфликта, в которых реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов [1, с. 194].
Онтологический подход, определяя человека как активного, конструирующего социальную реальность, позволяет понять взаимосвязь образа конфликтной ситуации и поведения в конфликте. Образ конфликтной ситуации определяется сочетанием двух ее аспектов: структурного и динамического. Структура образа конфликтной ситуации, определяемая самим субъектом, включает следующие презентующие составляющие: самого себя, другого человека и концептуальность ситуации. Динамический аспект характеризуется следующими признаками: статичность – динамичность, целостность – незавершенность, автономность – взаимосвязанность когнитивных элементов, типичность – индивидуальность. Так, А.С. Кармин под конфликтным поведением понимает пространственно-временную организацию активности субъекта, регуляция которой опосредована образом конфликтной ситуации [21, с. 69].
Конфликт представляет собой совокупность конфликтной ситуации и инцидента. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. На конфликтную ситуацию обычно влияют: объект конфликта, его субъекты (стороны), позиции (мотивировка) сторон, образ ситуации, представленной в сознании каждой из сторон. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Инцидент характеризуется осознанием конфликтной ситуации и переходом к непосредственной активности [26, с. 134].
Конфликтное поведение – внешняя активность субъекта, направленная на предмет конфликта и меняющая или сохраняющая от изменения существующее противоречие между сторонами [9, с. 63]. Поведение индивида в конфликтной ситуации, которое направлено на утверждение своих интересов и ограничение интересов другой стороны, обусловленное образом конфликтной ситуации, принято обозначать конфликтным поведением.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ВЕРТИКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организация и методики исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе ООО «Атиландия». В исследовании приняли участие 60 сотрудников организации, из них 30 мужчин и 30 женщин. Возраст испытуемых – 20-26 лет.
Цель эмпирического исследования: выявить гендерные особенности поведения участников вертикальных конфликтов в организации.
Задачи эмпирического исследования:
1) выявить наличие вертикальных конфликтов в организации;
2) определить особенности личностной предрасположенности к конфликтному поведению у мужчин и женщин;
3) выявить стили поведения в конфликтной ситуации;
4) выявить влияние гендера на поведение сотрудников организации в конфликте.
Гипотеза исследования: гендерная принадлежность является фактором, влияющим на поведение персонала в межличностных вертикальных конфликтах.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Анкета «Конфликты в организации» (авторская разработка).
Назначение: выявление наличия вертикальных конфликтов в организации. В результате анкетирования можно определить наличие конфликтов в организации, их виды и причины. Анкета содержит 6 вопросов. Испытуемым предлагается ответить на вопросы анкеты, выбрав один из вариантов ответов. Текст опросника представлен в Приложении А.
2. Тест описания поведения К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной [35].
Назначение методики: изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, определение способов реагирования на конфликтные ситуации. С помощью методики можно выявить следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [31].
Назначение методики: выявление типа межличностных отношений. С помощью методики можно выявить следующие стили межличностных отношений: авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический. Каждому испытуемому предлагалось ответить, какой он человек в вертикальном конфликте.
4. Полоролевой опросник (С.С. Бем) [38].
Назначение методики: выявление гендерной идентичности и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Методика позволяет выявить следующие типы гендерной идентичности: ярко выраженный маскулинный, маскулинный, ярко выраженный феминный, андрогинный.
К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе. К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию. В андрогинной личности представлены черты как маскулинного, так и фемининного типов.
Опросник содержит 60 утверждений (качеств), среди которых респонденту предлагается выбрать присущие ему. Обработка и интерпретация результатов теста осуществляется согласно ключу методики.
Методы математико-статистической обработки.
Для оценки достоверных различий между выборками применялся критерий U-Манна-Уитни – статистического критерия, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
Для установления взаимосвязи между параметрами применялся критерий линейной ранговой корреляции r- Спирмена – статистический критерий, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями.
2.2 Анализ результатов исследования вертикальных конфликтов в организации
Для выявления вертикальных конфликтов в организации была проведена анкета «Конфликты в организации».
Результаты исследования вертикальных конфликтов в организации представлены на рисунках 2.1 – 2.5.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что конфликт в организации представляет собой многоуровневое явление, основанное на взаимодействии противоборствующих между собой субъектов, предмет которого связан с деятельностью организации, условиями труда, интересами и ценностями его участников. Конфликты в организации приводят к нарастанию напряженности в отношениях между сотрудниками, резкому доминированию эмоционального фона субъективного восприятия событий, снижению степени значимости рационального аспекта в выборе способа поведения. Конфликты в организации подразделяются на: организационные, производственные, трудовые, инновационные, корпоративные. В зависимости от направления воздействия конфликты в организации бывают: вертикальными и горизонтальными. Вертикальный конфликт – это конфликт между уровнями управления в организации, предполагающий конфликтное взаимодействие оппонентов вертикального подчинения: руководителя-подчиненного.
Гендерные особенности конфликтного поведения в организации отражают различия между мужчинами и женщинами в социокультурном аспекте. В процессе конфликта поведение мужчин основано на отстаивании собственных интересов и потребностей, особенно если оппонент ставит под сомнение их социальное положение или самоуважение. Женщины в связи с высокой эмпатией не проявляют агрессию по отношению к оппоненту, чаще избегают конфликтные ситуации. Гендерные различия поведения сотрудников организации в конфликтных ситуациях объясняются особенностями воспитания, когда в мальчиках и девочках воспитываются типично мужские и типично женские качества. На поведение в конфликтной ситуации оказывают влияние личностные особенности мужчин и женщин. Женщины склонны ориентироваться на нормативное поведение, которое проявляется в строгом следовании своей социальной роли, мужчины же склонны ориентироваться на решение актуальных задач, поставленных обстоятельствами, проявлять гибкость поведения.
Проведенное эмпирическое исследование гендерных особенностей поведения участников вертикальных конфликтов в организации позволило выявить, что в организации иногда случаются конфликты. Как правило, в организации происходят межличностные конфликты между руководителем и подчиненными. Конфликты между руководителем и подчиненными возникают чаще всего по причине личностных особенностей руководителя, а также несовместимости взглядов и мнений, касающихся плохой организации труда. По мнению большинства сотрудников, имеющиеся межличностные конфликты в организации имеют деструктивные последствия. Большинство сотрудников организации принимают участие в конфликтах с руководителем при необходимости. Эти сотрудники вынуждены вовлекаться в конфликты с руководством по причине групповой конформности.
Среди сотрудников организации мужчины преимущественно создают конфликтную ситуацию, проявляют соперничество, стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, предпочитают избегать конфликтные ситуации, не брать на себя ответственность за исход конфликта. Женщины не склонны создавать конфликтную ситуацию, а проявляют склонность к компромиссу, готовность идти на взаимные поступки, чтобы найти приемлемое решение, а также создают конфликтную ситуацию, проявляют соперничество, стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому
Среди сотрудников организации мужчины преимущественно в вертикальном конфликте проявляют эгоистичный стиль поведения – они характеризуются эгоистическими чертами, ориентацией на себя, стремлением быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, проявляют расчетливость и независимость. Также мужчинам свойственно проявлять авторитарный стиль поведения – доминантность, энергичность, компетентность, лидерские качества, требовать к себе уважения. При этом, они часто проявляют агрессивный стиль поведения – требовательность, прямолинейность, строгость и резкость в оценке других людей, непримиримость, раздражительность. Женщины преимущественно в вертикальном конфликте проявляют подозрительный стиль поведения – критичность, необщительность, неуверенность в себе, подозрительность и боязнь плохого отношения, замкнутость, скептичность, разочарованность в людях, скрытность. Также женщинам свойственно проявлять подчиняемый стиль поведения – критичность по отношению ко всем социальным явлениям и оппонентам, подозрительность, обидчивость, склонность к сомнению в своих действиях. При этом, они часто проявляют зависимый стиль поведения – послушность, беспомощность, неумение проявить сопротивление
В результате сравнения нами было установлено, что на достоверном уровне мужчины в конфликтной ситуации более склонны стремиться к соперничеству и сотрудничеству, женщины более склонны к компромиссу. На достоверном уровне мужчины в вертикальном конфликте более склонны использовать авторитарный, эгоистичный и агрессивный стили поведения. Женщины в вертикальном конфликте более склонны использовать подчиняемый и зависимый стили поведения.
1. Анцупов, А Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007. – 534 с.
2. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 464 с.
3. Бабосов, Е.М. Социальные конфликты и управление ими: теория и практика менеджмента конфликтов / Е.М. Бабосов. – Минск: Дикта, 2009. – 395 с.
4. Белоусова, А.Б. Гендерные особенности участников вертикальных межличностных конфликтов в современной организации / А.Б. Белоусова, А.В. Хавронина // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – № 2. – С. 157–163.
5. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-Евро-Знак, 2001. – 463 с.
6. Большаков, А.Г. Конфликтология организаций / А.Г. Большаков, М.Ю. Несмелова. – М.: МЗ Пресс, 2001. – 182 с.
7. Брайович, А.С. Конфликты в организациях: типы и модели / С.А. Брайович // Общество и право. – 2005. – № 2. – С. 75–79.
8. Григорьева, И.В Психологические особенности поведения мужчин и женщин как субъектов межличностного конфликта / И.В. Григорьева // Человеческий капитал. – 2017. – № 2. – С. 64–66.
9. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 504 с.
10. Гуминский, А.П. Конфликты в повседневной жизни: практическое руководство / А.П. Гуминский. – Минск: Тесей, 2002. – 107 с.
11. Деккушева, А.Д. Конфликт в организации: социологический анализ: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.08 / А.Д. Деккушева. – Пятигорск, 2010. – 21 с.
12. Деркач, П.М. Организационные конфликты и их значение для коллектива / П.М. Деркач // Новое поколение. – 2015. – № 8. – С. 61–65.
13. Донченко, Е.А. Личность: конфликт, гармония / Е. А. Донченко, Т.М. Титаренко. – Киев: Политиздат, 1989. – 175 с.
14. Евенко, С.Л. Теоретическая модель проявления гендерных особенностей межличностных конфликтов в организации / С.Л. Евенко // Вестник МГОУ. – 2013. – № 1. – С. 99–102.
15. Запевалова, О.В. Профилактика конфликтных ситуаций в служебном коллективе / О.В. Запевалова, В.В. Бабурин // Психопедагогика в правоохр. органах. – 2018. – № 2 (73). – С. 30–34.
16. Зотова, Л.И. Психология и этика делового общения / Л.И. Зотова [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – Минск: Юнити Вилат, 1997. – 279 с.
17. Кавецкий, И.Т. Основы психологии и педагогики / И.Т. Кавецкий. – Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 126 с.
18. Калашников, Д.В. Конфликты в организации и основные пути их разрешения: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.08 / Д.В. Калашников. – М., 1998. – 20 с.
19. Камнева, Н.А. Эмпирическое исследование индивидуально-личностных и гендерных особенностей стилевых паттернов поведения в межличностном конфликтном взаимодействии / Н.А. Камнева // Научный диалог. – 2013. – № 9. – С. 41–49.
20. Кан, М.Ч. Разрешение и регулирование социальных конфликтов в организациях: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.08 / М.Ч. Кан. – М., 2002. – 23 с.
21. Кармин, А.С. Конфликтология / А.С. Кармина. – СПб.: Питер, 2000. – 449 с.
22. Козлов, С.А. Конфликт в организациях / С.А. Козлов // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2007. – № 113. – С. 129–133.
23. Костикова, И.В. Введение в гендерные исследования / И.В. Костикова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 452 с.
24. Крысько, В.Г. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
25. Лаврик, М.А Психологические особенности преодоления вертикального конфликта руководителями правоохранительных учреждений: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / М.А. Лаврик. – Сочи, 2012. – 22 с.
26. Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
27. Магомедов, Г.М. Конфликты в организации: сущность и особенности / Г.М. Магомедов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-1. – С. 233-239.
28. Магомедов, К.Д. Влияние конфликтов на социально-психологический климат в коллективе / К.Д. Магомедов // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 2. – С. 142–145.
29. Майерс, Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, – 2002. – 452 с.
30. Макарова, С.Н. Гендерные особенности поведения мужчин и женщин менеджеров в организационных конфликтах / С.Н. Макарова // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. – 2018. – № 3. – С. 86–90.
31. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5793163/page:11
32. Микитюк, А.О. Конфликты в организации / А.О. Микитюк, С.М. Самохвалова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2010. – № 2. – С. 261–263.
33. Мринская, Е.Н. Влияние конфликтов на эффективность работы организации / Е.Н. Мринская // Вестник Ростовского социально-экономического института. – 2014. – № 2. – С. 1–8.
34. Никонорова, М.А. Организационные конфликты в современном обществе / М.А. Никонорова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2014. – № 3 (2). – С. 67–72.
35. Опросник К.У. Томаса «Стиль поведения в конфликте» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3543864
36. Поздняков, А.А. Гендерные и индивидуально-личностные различия поведенческих паттернов в организационных конфликтах: автореф дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / А.А. Поздняков. – Тамбов, 2006. – 20 с.
37. Поземкина, К.О. Проблематика исследования межличностных конфликтов: теоретические основы / К.О. Поземкина, Ю.О. Суляигна // Материалы ивановских чтений. – 2017. – № 3-1 (14). – С. 147-151.
38. Полоролевой опросник (С.С. Бем) / Под ред. И.С. Клециной // Практикум по гендерной психологии. – М., 2003. – С. 277–280.
39. Ратников, В.П. Конфликтология / В.П. Ратников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 524 с.
40. Регнет, Э. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления / пер. с нем. – Х.: Гуманитарный Центр, 2005. – 463 с.
41. Рыжов, Б.С. Проблемы межличностного конфликта в социальной психологии / Б.С. Рыжов // Вестник Екатеринбурского института. – 2013. – № 4 (24). – С. 71–76.
42. Самец, Л.В. Социально-психологические детерминанты конфликтного взаимодействия в системе деловых отношений / Л.В. Самец, Л.В. Повидайко. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2011. – 78 с.
43. Семененя, И.И. Психологические основы поведения в конфликте / авт.-сост. И.И. Семененя. – Мозырь: Содействие, 2007. – 91 с.
44. Слепцова, М.А. Способы разрешения конфликтов в организации / М.А. Слепцова // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2015. – № 5. – С. 281–283.
45. Сокор, Е.М. Профилактика межличностных конфликтов в организациях: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Е.М. Сокор. – Москва, 2003. – 20 с.
46. Тарасова, Е.А. Гендерные отличия в конфликтном взаимодействии / Е.А. Тарасова. – Воронеж, 2002. – 67 с.
47. Тимонина, Г.Е. Межличностный конфликт как объект социально-психологического исследования: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / Г.Е. Тимонина. – М., 2002. – 20 с.
48. Цветков, В.Л. Руководитель и подчиненный: проблемы взаимоотношений в контексте стиля общения / В.Л. Цветков, А.М. Танов // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2013. – № 2 (53). – С. 3–4.
49. Цыбулевская, О.А. Гендерные различия поведения работников в конфликтных ситуациях / О.А. Цыбулевская, Е.В. Сорока // Гуманитарные научные исследования. – 2012. – № 11. – С. 1–7.
50. Чекалдин, А.М. Причины организационных конфликтов и способы их устранения / А.М. Чекалдин // Вестник НГИЭИ. – 2015. – № 9. – С. 73-77.
51. Чумпурова, И.Г. Межличностные конфликты в организации / И.Г. Чумпурова // Проблемы современной экономики, социологии и управления: материалы научной конференции. – М., 2016. – С. 25–29.
52. Шейнов, В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. Шейнов. – Минск: Харвест, 2010. – 912 с.
53. Шелаева, М.М. Стратегии и стили поведения в конфликтной ситуации / М.М. Шелаева // Развитие профессионализма. – 2016. – № 1. – С. 119–120.
54. Шило, И.Н. Конфликт как предмет социологии организации // Современная конфликтология в контексте культуры и мира: материалы I Международного конгресса конфликтологов / под. ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С. 331–342.
55. Якоби, Т.А. Динамика вертикального конфликта в деятельности руководителей образовательных учреждений: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Т.А. Якоби. – Ставрополь, 2003. – 21 с.
56. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В.А. Янчук. – Минск: Асар, 2005. – 768 с.