ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние годы наблюдается тенденция к росту затруднений в учебной деятельности среди учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Начальная школа является фундаментом дальнейшего образования, и от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, уровень его профессиональной самореализации. Потому успешность учебной деятельности в этот возрастной период является важной проблемой современного образования.
Успешность обучения теснейшим образом связана с личностью школьника. Если в педагогике в качестве причин неуспеваемости особую роль отводят педагогическим условиям, особенностям учебно-воспитательного процесса, то в психологическом аспекте причинами неуспеваемости являются, прежде всего, особенности познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы учащихся.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, поэтому успешность освоения этой деятельности в значительной степени определяет их психическое развитие. Младший школьный возраст является сенситивным для формирования мотивов учения, активного развития познавательных процессов. В этот период происходит развитие навыков учебной деятельности, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, а также навыков самоконтроля и саморегуляции.
Эмоциональное благополучие младших школьников также зависит от успехов и неудач в этой деятельности. Успешность учебной деятельности младших школьников обусловлена различными факторами. Особого внимания требуют именно личностные факторы, которым принадлежит первостепенная роль в становлении учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Специфика личностного развития младших школьников состоит в том, что в этом возрасте учащиеся более склонны к повышенной тревожности и агрессивности. Вместе с тем, это благоприятный период для развития самооценки, которая является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности в различных видах деятельности, в том числе и в учебной. Социальная ситуация, характер отношений с окружающими людьми в младшем школьном возрасте оказывают влияние на развитие тех или иных свойств личности, которые вносят свой вклад в успешность учебной деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие успешности учебной деятельности в психолого-педагогической литературы
В современной психолого-педагогической литературе понятие «успешность обучения» рассматривается с позиций двух подходов. В рамках результативного подхода успешность обучения рассматривается с позиций качества образования, в контексте проблемы эффективности и результативности обучения (Ю.К. Бабанский, З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина и др.).
В рамках данного подхода рассмотрение успешности учебной деятельности осуществляется через такие понятия как: «успеваемость», «обучаемость», «обученность».
В толковом словаре С.И. Ожегова успеваемость определяется как степень успешности усвоения учебных предметов учащимися [48]. Успеваемость – стeпень усвoения объема знаний, навыков, умений, установленных учебной программой, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Успеваемость выражается в оценочных баллах [44, с. 36]. Успешность характеризует процесс обучения, в отличие от успеваемости, которая отражает его результат и измеряется в порядковой балльной шкале [55, с. 131].
Под обучаемостью в психолого-педагогической литературе понимается общая умственная способность к усвоению знаний, восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития (А.К. Маркова). По мнению Н.А. Менчинской и З.И. Калмыковой, обучаемость является комплексом интеллектуальных свойств, которые обусловливают продуктивность учебной деятельности: осознанность, обобщенность, гибкость, устойчивость и самостоятельность мышления, восприимчивость к педагогической помощи [20, с. 78].
Обучаемость тесно связана с умственным развитием. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью. Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько результативная сторона (что характерно для умственного развития), сколько сам процесс формирования знаний и приемов – степень легкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приемами умственной деятельности [20, с. 85].
Обучаемость соотносится с понятием «обученности» как совокупности всех характеристик психического развития, которые суть результат предыдущего обучения [30, с. 93]. В таком понимании обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость – с зоной ближайшего развития. Обучаемость связана с потенциалом ребёнка, с его готовностью воспринять новое, с его восприимчивостью, самостоятельностью, инициативностью. Обученность же характеризует наличный результат обучения; связана с системой знаний, умений и навыков, способов деятельности, соотносится с уровнем актуального развития [5, с. 75].
Низкая обучаемость школьника является причиной его неуспеваемости. Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Неуспевающие школьники – это учащиеся, результаты учебной деятельности которых много ниже требований учебного процесса [51, с. 10].
В психолого-педагогической литературе ряд исследователей (Ю.К. Бабанский, Б.Б. Кулагин, Н.В. Соболь и др.) смешивают понятия «успешность обучения» и «успеваемость». Так как академическая успеваемость учащихся определяется степенью совпадения достигнутых результатов учебной деятельности с запланированными, то успешность обучения предполагает полное совпадение или превышение достижений реальных по отношению к ожидаемым. Это обеспечивает развитие ученика, его переход на более высокие уровни обученности и саморазвития. Следовательно, согласно этой точке зрения обучение может быть признано успешным, если позволяет наиболее рациональным способом (т.е. с минимальными временными затратами и трудовыми ресурсами) достигнуть определенного заранее заданного результата, определяемого целями и задачами обучения [7, с. 439].
ВЫВОДЫ
Теоретический анализ психологической литературы по теме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. В современной психолого-педагогической литературе выделяются два основных подхода к понятию успешности учебной деятельности. В рамках результативного подхода успешность обучения рассматривается с позиций качества образования, в контексте проблемы эффективности и результативности обучения. Успешность обучения рассматривается в тесной связи с успеваемостью, обучаемостью и обученностью школьника. С точки зрения личностно-ориентированного подхода успешность обучения рассматривается как особое эмоциональное состояние учащегося, которое выражает его личное отношение к деятельности и ее результатам. Успешность обучения – это положительный образовательный результат учащегося, подкрепленный позитивно-адекватной самооценкой, сопровождаемый позитивным эмоциональным состоянием и положительным отношением окружения учащегося к его результату.
2. Успешность учебной деятельности детей младшего школьного возраста зависит от многих факторов. Эти факторы можно разделить на внутренние, связанные с психофизическими и личностными особенностями учащихся, и внешние, связанные со школой и семьей. К первой группе факторов относятся: познавательные возможности учащегося, личностные особенности, отношение к школе, учебная мотивация и др. Вторую группу факторов составляют взаимоотношения к семье, отношения со сверстниками и учителем.
3. Основными личностными факторами успешности учебной деятельности младшего школьника являются: самооценка, тревожность и мотивация. Младшие школьники с высокой адекватной самооценкой, осознавая свои способности и возможности, стремятся к успешному выполнению учебной деятельности. Низкая самооценка и повышенная тревожность приводят к школьной дезадаптации.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь личностных особенностей и учебной деятельности младших школьников.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 15 г. Могилева». Всего в исследовании приняли участие 49 человек, из них 27 учащихся 4 «А» класса и 22 учащихся 4 «Е» класса. Выборку исследования составили 24 мальчика и 25 девочек. Возраст испытуемых – 9-10 лет.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка исследования, подготавливался диагностический инструментарий;
2) на втором этапе проводилось исследование личностных факторов успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста;
3) на третьем этапе проводилась обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь личностных особенностей и учебной деятельности младших школьников.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Методика мотивации учения и эмоциональное отношение к учению (Ч.Д.Спилберга – А.Д. Андреевой).
Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся.
Шкалы методики: познавательная активность, мотивация достижения, тревожность, гнев. Для получения балла по шкале подсчитывается сумма по всем 10 пунктам этой шкалы. минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА+МД+(-Т) +(-Г), где ПА – балл по шкале познавательной активности; МД – балл по шкале мотивации достижения; Т – балл по шкале тревожности Г – балл по шкале гнева. Итоговый балл по всем шкалам может находиться в интервале от –60 до +60.
С помощью методики можно вывить следующие уровни мотивации учения:
I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень – резко отрицательное отношение к учению.
Текст опросника представлен в Приложении А.
2. Тест самооценки С.Я. Рубинштейн в модификации Дембо – Рубенштейн.
Цель: изучения особенностей самооценки.
Испытуемому предлагается оценить себя по 10 качествам (здоровье, ум, красота, счастье, благополучие, любовь окружающих, сила, доброта, везенье, смелость) в виде отметки на отрезке прямой.
Отметки переводятся в значения десятибалльной шкалы и подсчитывается итоговый результат – среднее арифметическое значение, отражающее степень принятия личностью самой себя, оценку собственной значимости, собственных возможностей, качеств и места среди других людей. Оценить адекватность самооценки позволяет сопоставление значения с возрастными нормами (Приложение Б).
3. Методика «Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан.
Цель: изучение уровня личностной тревожности.
Шкалы методики: школьная, самооценочная, межличностная. магическая тревожность.
Форма А опросника предназначена для младших школьников. Опросник включает 40 утверждений, которые необходимо оценить от 0 до 4 по степени соответствия испытуемому.
ВЫВОДЫ
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. У большинства младших школьников выявлен средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией. При этом, уровень учебной мотивации у мальчиков и девочек различен. Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствующая социальному нормативу, наблюдается у мальчиков и девочек примерно в равном соотношении. Среди тех, у кого отмечается сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению больше мальчиков, чем девочек. Среди младших школьников с резко отрицательным отношением к учению выявлено примерно равное число мальчиков и девочек.
2. Существует связь между уровнем учебной мотивации и уровнем учебной успешности у младших школьников. Это означает, что чем выше уровень учебной мотивации, тем выше уровень учебной успешности. Чем более выражена у младших школьников продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, тем выше у них успеваемость.
3. Большая часть мальчиков младшего школьного возраста имеет завышенную самооценку – они обладают уверенностью в себе и своих способностях, убежденностью в возможности достигнуть собственными усилиями значительных успехов в учебной деятельности, отличаются активностью, самостоятельностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Девочки преимущественно имеют адекватную самооценку – они способны видеть в себе как положительные, так и отрицательные качестве, адекватное оценить свои способности, являются активными, находчивыми, бодрыми, имеют интерес и самостоятельно ведут поиск своих ошибок в работах, выбирают задачи, которые соответствуют их возможностям. Соотношение мальчиков и девочек с заниженной самооценкой примерно равное.
4. Существует связь между уровнем самооценки и уровнем учебной успешности у младших школьников. Это означает, что чем выше уровень самооценки, тем выше уровень учебной успешности. Чем выше у младших школьников уверенность в себе, в своих силах способностях, убежденность в возможности достигнуть собственными усилиями значительных успехов в учебной деятельности, тем выше у них успеваемость.
5. У большинства младших школьников выявлен средний уровень тревожности. И мальчики, и девочки испытывают беспокойство и психическое напряжение в определенных ситуациях. Такой уровень тревожности необходим учащимся для адаптации к окружающему миру и продуктивной деятельности, так как она мобилизует активность учащегося, заставляет действовать. Соотношение мальчиков и девочек с низким уровнем и с высоким уровнем примерно равное. Младшие школьники обладают средним уровнем школьной и самооценочной тревожности, а также низким уровнем межличностной и магической тревожности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что в современной психолого-педагогической литературе выделяются два основных подхода к понятию успешности учебной деятельности. В рамках результативного подхода успешность обучения рассматривается с позиций качества образования, в контексте проблемы эффективности и результативности обучения. Успешность обучения рассматривается в тесной связи с успеваемостью, обучаемостью и обученностью школьника. С точки зрения личностно-ориентированного подхода успешность обучения рассматривается как особое эмоциональное состояние учащегося, которое выражает его личное отношение к деятельности и ее результатам. Успешность обучения – это положительный образовательный результат учащегося, подкрепленный позитивно-адекватной самооценкой, сопровождаемый позитивным эмоциональным состоянием и положительным отношением окружения учащегося к его результату.
Основными личностными факторами успешности учебной деятельности младшего школьника являются: самооценка, тревожность и мотивация. Младшие школьники с высокой адекватной самооценкой, осознавая свои способности и возможности, стремятся к успешному выполнению учебной деятельности. Низкая самооценка и повышенная тревожность приводят к школьной дезадаптации. Тревожные школьники чаще не удовлетворены своей успеваемостью вне зависимости от реальных оценок. Повышенная тревожность препятствует достижению успеха в учебной деятельности, переживание социального стресса отражается на отношения со сверстниками и учителями. Мотивация как совокупность внутренних и внешних факторов побуждает младшего школьника к достижению высоких результатов в учебной деятельности.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что у большинства младших школьников выявлен средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией. При этом, уровень учебной мотивации у мальчиков и девочек различен. Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствующая социальному нормативу, наблюдается у мальчиков и девочек примерно в равном соотношении. Среди тех, у кого отмечается сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению больше мальчиков, чем девочек.
1. Адамский, М. Я. Успешное обучение в общеобразовательной школе как организационно-педагогическая проблема: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.Я. Адамский. − Великий Новгород, 2005. − 26 с.
2. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология / Б. Б Айсмонтас. − М. : МГППУ, 2004. – 478 с.
3. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 462 с.
4. Андреева, О. В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников / О. В. Андреева // Вестник евразийской науки. – 2014. – Вып. 5. – С. 1-9.
5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский, М. Ю. Бабанский. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с.
6. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать / А. С. Белкин. − М. : Просвещение, 1991. − 176 с.
7. Бирина, О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О. В. Бирина // Фундаментальные исследования. − 2014. − № 8. − С. 438-442.
8. Бланк, Т. В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников / Т. В. Бланк // Начальное обучение и воспитание: научно-методический журнал. – 2009. – № 16. – С. 2–9.
9. Боркова, А. Д. Взаимосвязь обучения и самооценки в младшем школьном возрасте / А. Д. Боркова, М. Г. Бобкова // Молодежь и образование XXI века. – 2015. – № 1. – С. 25–32.
10. Боркова, А. Д. Проблема взаимосвязи успешности обучения и самооценки в младшем школьном возрасте / А. Д. Боркова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6. – С. 1–7.
11. Быкова, Е. А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте / Е. А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – № 3. – С. 84-92.
12. Выгодина, М. В. Мотивация как фактор успешной учебной деятельности младшего школьника // Творчество субъекта познания, общения и деятельности / Под ред. В. С. Агапова, М. М. Мишиной, М. И. Плугиной. – М., 2015. – С. 119-124.
13. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – СПб. Изд-во Рос. Гос. пед. ун-та: 2013 – 144 с.
14. Гани, С. В. Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости / С. В. Гани, В. А. Гани // Актуальные вопросы современной науки. – 2009. – № 8. – С. 67-72.
15. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста / О. О. Гонина. – М. : Флинта, 2015. – 272 с.
16. Джиоева, Г. Х. К проблеме формирования самооценки младшего школьников / Г. Х. Джиоева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7, № 7. – С. 89-92.
17. Жаворонкова, Ю. М. Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста / Ю. М. Жаворонков, И. А. Кильмасова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2017. – № 2. – С. 18-23.
18. Жулина, Г. Н. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте / Г. Н. Жулина, В. С. Васькина // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 2 (7). – С. 123-127.
19. Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с.
20. Калмыкова, Э. И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога / Э. И. Калмыкова. – М. : Знание, 1982. – 338 с.
21. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – М . : Феникс, 2008. – 524 с.
22. Кузьмина, Е. И. Соотношение самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций личности / Е. И. Кузьмина, З. В. Кузьмина // Известия Саратовского университета. – 2018. – Вып. 1. – С. 30–43.
23. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития / И. Ю. Кулагина. – М. : Эксмо, 2009. – 456 с.
24. Курапова, Т. Ю. Критерии успешности обучения общеобразовательных школ // Психология в России и за рубежом : материалы международной научной конференции / Т. Ю. Курапова. − СПб. : Реноме, 2011. − С. 106-109.
25. Курапова, Т. Ю. Психологические факторы успешности обучения школьников / Т. Ю. Курапова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 223-225.
26. Лебо, Л. В. Изучение самооценки как фактора обучения младших школьников / Л. В. Лебо // Социально-педагогическое сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: материалы научно-практической конференции. – Иркутск, 2016. – С. 118-122.
27. Литвиненко, Н. В. Причины возникновения школьной тревожности у детей младшего школьного возраста / Н. В. Литвиненко, Н. Н. Чернова // Успехи современной науки и образования. – 2017. – № 1. – С. 179-181.
28. Майстренко, А. В. Определение успешности обучения младших школьников как современная психолого-педагогическая проблема / А. В. Майстренко // XVIII Царскосельские чтения / под общ. ред. В.Н. Скворцова. – СПб., 2014. – С. 193-197.
29. Маркова, А. К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А. К. Маркова, А. Я. Никонова // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 40-48.
30. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М. : Просвещение, 1990. – 192 с.
31. Межина, А. В. Повышение успешности младшего школьника в учебной деятельности : монография / А. В. Межина. — М. : Экон-информ, 2013. − 139 с.
32. Меньшикова, Е. А. Психолого-педагогические аспекты успешности обучения / Е. А. Меньшикова // Вестник Томского гос. педагогического университета. – 2007. – № 2. – С. 152–156.
33. Микляева, А. В. Школьная тревожность : диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. – СПб. : Речь, 2007. – 248 с.
34. Мишина, А. В. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста / А. В. Мишина // Психологические проблемы развития, образования и воспитания глазами студентов : материалы научно-практической конференции. – 2016. – № 2. – С. 147-152.
35. Мосина, Т. Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста / Т. Н. Мосина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – № 7. – С. 30-34.
36. Муталимова, А. М. Анализ психологических факторов успешности учебной деятельности / А. М. Муталинова // Известия Дагестанского гос пед. университета. – 2012. – № 1. – С. 69–74.
37. Овчинникова, А. Д. Критерии учебной успешности детей младшего школьного возраста / А. Д. Овчинникова // Молодой ученый. − 2019. − № 38. – С. 172-173.
38. Парфенова, Т. А. Взаимосвязь уровня проявления тревожности и успешности в учебной деятельности младших подростков / Т. А. Парфенова // Поволжский педагогический вестник. – 2015. – №3 (8). – С. 76-80.
39. Петров, А. А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / А. А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266-270.
40. Пирмагомедова, Э. А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее развитие / Э. А. Пирмагомедова, А. Т. Нагиева // Вестник РГСУ. – 2015. – № 2. – С. 110–112.
41. Пирожкова, Н. В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом / Н. В. Пирожкова // Концепт. – 2015. – № 2. – С. 72–77.
42. Плетнева, А. А. Особенности учебной мотивации младшего школьника / А. А. Плетнева // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – № 3-2. – С. 159–162.
43. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 26-30.
44. Румянцева, А. Л. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников / А. Л. Румянцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 36–40.
45. Савина, Е. Г. Школьная тревожность как фактор дезадаптации младших школьников / Е. Г. Савина, Л. В. Бура // Синергия наук. – 2017. – № 12. – С. 632-635.
46. Смирнов, М. О. Влияние стилей воспитания на успеваемость / М. О. Смирнов // Проблемы педагогики. – 2018. - № 2. – С. 11-13.
47. Сушкова, Ф. Уровень тревожности школьников растет / Ф. Сушкова // Воспитание школьников. – 2006. – № 9. – С. 26–35.
48. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov
49. Трошина, Е. А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е. А. Трошина // Вестник ЛГУ. – 2012. – № 2. – С. 89–94.
50. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция : монография / И. А. Фурманов. – Минск : Ильин В.П., 1996. – 192 с.
51. Цетлин, В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В. С. Цетлин. – М. : Педагогика, 1977. – 120 с.
52. Шаповалова, О. Е. Изучение отношения младших школьников к обучению / О. Е. Шаповалова // Начальная школа. – 2010. – № 1. – С. 22-28.
53. Ширяев, Е. А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся / Е.А. Ширяев // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2016. – Вып. 30. – С. 11-16.
54. Ширяев, Е. А. Корреляционный анализ взаимосвязей между показателями успешности школьников в процессе обучения / Е. А. Ширяев // Известия Самарского научного центра РАН. – 2017. – № 1. – С. 61–64.
55. Шмарихина, Е. С. Исследование факторов успеваемости обучающихся / Е. С. Шмарихина // Вестник НГУЭУ. – 2018. – № 3. – С. 130-143.
56. Шубина, Л. Е. Проектирование образовательных технологий повышения успешности учебно-познавательной деятельности школьников: дис. … канд. пед. наук/ Л. Е. Шубина. – М., 2002. – 25 с.
57. Шупарова, К. В. Подходы к пониманию самооценки младших школьников в зарубежной и отечественной психологии / К. В. Шупарова // Академия педагогических идей «Новация». – 2016. – № 6. – С. 11–21.
58. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2008. – 325 с
59. Яшнова, О. А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников : автореф. дис. … канд. пед. наук / О. А. Яшнова. – М., 2002. – 25 с.
60. Яшнова, О. А Успешность обучения и воспитания младших школьников: новые исследования / О. Яшнова // Воспитание школьников. – 2002. – № 8. –С. 35-39.