ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время среди приоритетов современного человека на первый план выступает профессиональная деятельность. Личность, будучи включенной в эту деятельность, изменяется под влиянием профессии, особенностей ее протекания. На фоне гуманизации современного общества особую значимость приобретают профессии типа «человек – человек». Так как в этой диаде в качестве средства профессиональной деятельности выступает сама личность специалиста, повышенного внимания требует рассмотрение их психологических особенностей и эмоционального состояния, оказывающие непосредственное влияние на другую личность.
Работники учреждений дошкольного образования в силу специфики профессиональной деятельности взаимодействуют с разными категориями людьми, соблюдая профессиональную этику, должностные инструкцию, общечеловеческие принципы общения. Повышенная ответственность за результаты своих действий, необходимость соответствовать образцовому специалисту несомненно повышают уровень психической напряженности у этих работников. Зачастую личность работника учреждений дошкольного образования подвергается негативным воздействиям, связанным с рядом объективных и субъективных факторов. Одним из распространенных негативных результатов выступает профессиональная деформация.
Рост профессиональных деформаций в среде работников учреждений дошкольного образования обусловлен, с одной стороны, увеличением нагрузки и объема работы, и низкими резервными возможностями, позволяющими выполнять эту работу. Поэтому отдельные профессионально значимые качества личности воспитателя с годами преобразуются в профессионально нежелательные. В результате у работников учреждений дошкольного образования проявляются различные виды профессиональной деформации личности.
Профессиональная деформация служит фактором нарушения психологического здоровья воспитателя, целостности его личности, снижает уровень и успешность социальной адаптации, негативно отражается на продуктивности выполнения своих обязанностей, профессиональной компетентности. В связи с этим повышается значимость проблемы профилактики профессиональной деформации личности работников учреждений дошкольного образования
Изучением феномена профессиональной деформации личности занимались такие ученые как А.Н. Баженова, С.П. Безносов, Д.А. Вьюшкина, С.М. Иванов, А.О. Карнаухова, А.К. Маркова и др. Авторами показана сущность профессиональной деформации, ее проявления, факторы формирования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ У РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Основные подходы к понятию «профессиональная деформация» в психологии
Термин, обозначающий профессиональную деформацию («professional deformation») был введен в 1915 году Х. Ландероком. Автор в своей статье «Профессионализм: Исследования профессиональной деформации» под этим понятием изменение процессов мышления у индивида и нездоровую оценку важности его деятельности в общей работе трудового коллектива. В русскоязычной литературе термин «профессиональная деформация» появилось благодаря П. Сорокину (1921). Автор определял профессиональную деформацию в качестве результата негативного влияния профессиональной деятельности на психическое состояние и поведение индивида [17, с. 393].
В настоящее время в психологической литературе не существует общепринятого определения понятия «профессиональная деформация». Сущность профессиональной деформации описывается с позиций разных подходов, представители которых акцентируют внимание на том или ином аспекте рассматриваемого феномена.
В своей работе С.В. Иванов предпринял попытку выделения концепций формирования профессиональной деформации: адаптационную, ролевую, концепцию нормативного описания деятельности, самореализации, деформированных потребностей [16, с. 20]. Рассмотрим каждый подход более подробно.
В рамках адаптационного подхода (Т.А. Жалагина, Н.В. Панова, В.П. Подвойский) профессиональная деформация рассматривается как личностное образование, которое развивается в процессе адаптации к профессиональной деятельности. Профессиональная деформация возникает и развивается на фоне негативного изменения психологического опыта. Согласно Н.В. Пановой, сущность содержания профессиональной деформации состоит в нарушении профессионального развития, что проявляется в искажении достигнутых результатов в профессии, в отсутствии профессиональных знаний и умений, которые выражаются в негативных социально-психологических изменениях личности, снижающих уровень ее адаптивности [34, с. 24].
В контексте ролевого подхода (С.П. Безносов, Р.М. Грановская, А.П. Свенцицкий) профессиональная деформация личности рассматривается в виде результата перенесения профессиональной роли в повседневную жизнь. В таком случае стереотипы действий и отношений субъекта становятся настолько характерными для него, что он не может и в других своих социальных ролях выйти за пределы сформировавшегося стереотипа [5, с. 59].
По мнению С.П. Безносова, профессиональная деформация – это процесс и результат влияния субъектных качеств человека на целостную индивидуальность личности профессионала. В своих работах С.П. Безносов механизм формирования профессиональной деформации личности рассматривал в качестве конфликта между субъектом и личностью как компонентами одной структуры индивидуальности. Специалист ошибочно переносит нормы деятельности, которые выступают регулятором его активности, в непрофессиональную жизнь. Ошибочные действия такого механизма находят свое проявление в неадекватном переносе специфично деятельностных норм в сферу личностного общения, поведения [5, с. 61].
В рамках личностного подхода (О.Б. Полякова, Б.Д. Новиков) профессиональная деформация анализируется как когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, обусловленная непрерывным давлением внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности, приводящая к формированию специфического профессионального типа личности [полякова, с. 51]. По мнению Б.Д. Новикова, изменяются все стороны личности – особенности восприятия внешнего мира, черты характера, система ценностей, способы общения и модели поведения [32, с. 8].
Теория самореализации (Е.А. Климов, А.К. Маркова) объясняет профессиональную деформацию как единственный возможный путь профессиональный реализации, связанный с неудачами в профессиональной деятельности. В работе А.К. Марковой описываются основные проявления профессиональной деятельности. Первым проявлением профессиональной деформации выступает дезинтеграция профессионального развития, разрушение профессионального сознания, что выражается в постановке нереалистических целей, ложном смысле своего труд, профессиональных конфликтах (в том числе и в профессиональном отчуждении). Под профессиональным отчуждением понимается «система отношений специалиста с окружающей профессиональной действительностью, при которых результат профессиональной деятельности, присущие ей нормы профессиональных взаимоотношений, системы профессиональных ценностей, их социальные носители осознаются как противоположные ему самому, которые противостоят его «Я», его профессиональным взглядам и устремлениям; наблюдаются обособленность, одиночество, отверженность, потеря своего «Я» и др.» [26, с. 81].
Вторым проявлением профессиональной деформации выступает искаженный характер профессионального развития, возникновение негативных качеств личности, отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Проведенный теоретический анализ психологической литературы по теме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1.В отечественной психологии феномен профессиональной деформации изучается с точки зрения адаптационного, ролевого, самореализации, нормативного кризиса, личностного подходов. В зарубежной психологии широко исследуется такая форма профессиональной деформации как эмоционально выгорание, которое негативно влияет на эффективность профессиональной деятельности и характер межличностного взаимодействия. Проявлениями профессиональной деформации выступает дезинтеграция профессионального развития, разрушение профессионального сознания, возникновение негативных качеств личности, появление эмоционального истощения. Факторы возникновения профессиональной деформации подразделяют на: субъективные, которые включают психологические особенности человека, особенности его социализации; объективные, связанные со спецификой деятельности. Под профессиональной деформацией в данной работе понимается искажение личностных особенностей, обусловленное особенностями профессиональной деятельности и индивидуально-психологическими качествами работника.
2.Профессиональные деформации личности работников учреждений дошкольного образования имеют свою специфику. Эта категория в связи принадлежностью к типу «человек-человек» является наиболее подверженной возникновению различных форм профессиональных деформаций - истощению, выгоранию, стремлению уходить от контактов, профессиональному отчуждению. Специфика профессиональной деятельности воспитателя состоит в высокой ответственности за выполняемые функции, наличии ряда стрессовых ситуаций, постоянного психического напряжения, необходимости контактов со многими людьми и трудными детьми. У воспитателей профессиональные деформации проявляются в заострении профессионально значимых качеств, снижении саморегуляции и удовлетворенности трудом. В качестве основной объективной причины профессиональных деформаций в деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения выступает несоответствие между требованиями, предъявляемыми к воспитателю, и его реальными возможностями. Основными внутренними причинами профессиональных деформаций воспитателей являются: склонность к эмоциональной ригидности, интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности, отсутствии навыков коммуникации.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ У РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить особенности профессиональных деформаций работников учреждений дошкольного образования.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1)теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2)изучение особенностей профессиональных деформаций работников учреждений дошкольного образования с помощью тестирования;
3)обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования и контингент испытуемых: исследование проводилось на базе ГУО «Ясли- сад № 50 г. Минска» и ГУО «Ясли- сад № 2 г. Минска». Всего в исследовании приняли участие 50 воспитателей. Все испытуемые являются женщинами в возрасте 23-38 лет. Стаж работы испытуемых составляет от полугода до 10 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 25 воспитателей со стажем работы от 0 до 5 лет и 25 воспитателей со стажем работе от 5 до 10 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют различия в особенностях проявления профессиональной деформации личности работников учреждений дошкольного образования с разным стажем работы.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1.Методика «Профессиональная деформация педагогов» Е.И. Ильин [28].
Цель: определение уровня профессиональной деформации.
Опросник содержит 33 утверждения. Испытуемому предлагается оценить каждое утверждение согласием или несогласием. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Подсчитывается общая сумма набранных баллов. Критерии оценки:
0 – 12 баллов – низкий уровень;
13 – 22 балла – средний уровень;
23 – 33 балла – высокий уровень (Приложение А).
2.Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой и Е.С. Старченковой [29].
Цель: определение степени выгорания в профессиях типа «человек - человек»
Шкалы методики: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений».
Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Испытуемым предлагается оценить утверждения по 7-балльной шкале.
Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Уровень выгорания определяется в соответствии с нормативными значениями. О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания (Приложение Б).
3.Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста) [41].
Цель: выявление личностны характеристик.
Опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятибалльную оценочную шкалу (-2; -1; 0; 1; 2) для диагностики степени выраженности каждого из пяти факторов: 1) экстраверсия – интроверсия; 2) привязанность – обособленность; 3) самоконтроль – импульсивность; 4) эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; 5) экспрессивность – практичность.
Обработка данных осуществляется с помощью ключа. Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество – 75. Критерии оценки: высокие показатели (51-75 баллов); средние показатели (41-50 баллов); низкие показатели (15-40 баллов) (Приложение В).
Методы математико-статистической обработки данных.
Для оценки достоверных различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
Для выявления взаимосвязи был использован критерий корреляции Пирсона – параметрический статистический критерий, позволяющий определить тесноту корреляционной связи между двумя показателями, измеренными в количественной шкале.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Проведенное эмпирическое исследование особенностей профессиональных деформаций личности у работников учреждений дошкольного образования позволило выявить следующее:
1.Воспитатели со стажем работы до 5 лет обладают преимущественно низким уровнем профессиональной деформации. Большинство воспитатели со стажем работы от 5 до 10 лет обладают средним уровнем профессиональной деформации – они предрасположены к состоянию дезинтеграции профессионального развития, разрушении профессионального сознания, что проявляется в возникновении негативных качеств личности. Существуют достоверные различия между группами воспитателей с разным стажем работы по уровню профессиональной деформации личности. Так, уровень профессиональной деформации личности выше у воспитателей со стажем работы от 5 до 10 лет, чем у воспитателей со стажем работы до 5 лет. Воспитатели со стажем работы от 5 до 10 лет, более склонны к состоянию дезинтеграции профессионального развития, появлению стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий разрушению сформированных профессионально-важных качеств, что проявляется в возникновении негативных качеств личности – агрессивности, авторитарности, самоуверенности, чем воспитатели с стажем работы до 5 лет.
2.Существуют достоверные различия между группами воспитателей с разным стажем работы по особенностям проявления профессиональных деформаций. У воспитателей со стажем работы от 5 до 10 лет более выражено эмоциональное истощение, что проявляется в глубоких переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и негативных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой. При этом, у них выше удовлетворенность собой как личностью и как профессионалом, тенденции к позитивной оценке своей компетентности и продуктивности, чем у воспитателей со стажем работы до 5 лет.
3.Существуют достоверные различия между группами воспитателей с разным стажем работы по личностным характеристикам. У воспитателей со стажем работы до 5 лет более выражены такие личностные характеристики как: экстраверсия, привязанность и эмоциональная устойчивость. Воспитатели со стажем работы до 5 лет более общительны, оптимистичны, открыты новым впечатлениям, склонны к переменам, позитивному отношению к людям, отзывчивостью и стремлением к сотрудничеству, не расстраиваются из-за пустяков, сохраняют хладнокровие и спокойствие в неблагоприятных ситуациях, по сравнению с воспитателями со стажем работы от 5 до 10 лет. Гипотеза исследования о том, что существуют различия в особенностях проявления профессиональной деформации личности работников учреждений дошкольного образования с разным стажем работы, подтвердилась.
4.Обнаружена взаимосвязь особенностей проявления профессиональных деформаций воспитателей и личностных характеристик. Уровень профессиональной деформации воспитателей положительно связан с такими личностными характеристиками как интроверсия и обособленность. Уровень профессионального выгорания положительно связан с практичностью и отрицательно – с привязанностью. Эмоциональное истощение отрицательно связано с эмоциональной устойчивостью. Чем выше уровень профессиональной деформации личности, тем выше интроверсия. Чем выше уровень профессиональной деформации личности, тем выше обособленность. Чем выше уровень профессионального выгорания, тем ниже привязанностью. Чем выше уровень профессионального выгорания, тем выше практичность. Чем выше эмоционального истощением, тем ниже эмоциональная устойчивость.
5.Профилактику профессиональных деформаций работников учреждений дошкольного образования рекомендуется осуществлять на трех уровнях: организационном, межличностном и индивидуальном. На индивидуальном уровне психологу рекомендуется осуществлять в следующих направлениях: воздействие на деформированные черты личности в ходе индивидуального и группового консультирования, повышение мотивации к самоизменению как способу недопущения профессионально-личностных деформаций и повышения качества жизни в ходе групповых тренинговых занятий. Рекомендуется направить усилия на развитие личностных качеств, препятствующих возникновению профессиональных деформаций личности воспитателей: экстраверсии, эмоциональной устойчивости, привязанности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме профессиональных деформаций личности у работников учреждений дошкольного образования. В отечественной психологии феномен профессиональной деформации изучается с точки зрения адаптационного, ролевого, самореализации, нормативного кризиса, личностного подходов. В зарубежной психологии широко исследуется такая форма профессиональной деформации как эмоционально выгорание, которое негативно влияет на эффективность профессиональной деятельности и характер межличностного взаимодействия. Проявлениями профессиональной деформации выступает дезинтеграция профессионального развития, разрушение профессионального сознания, возникновение негативных качеств личности, появление эмоционального истощения. Факторы возникновения профессиональной деформации подразделяют на: субъективные, которые включают психологические особенности человека, особенности его социализации; объективные, связанные со спецификой деятельности. Под профессиональной деформацией в данной работе понимается искажение личностных особенностей, обусловленное особенностями профессиональной деятельности и индивидуально-психологическими качествами работника.
Профессиональные деформации личности работников учреждений дошкольного образования имеют свою специфику. Эта категория в связи принадлежностью к типу «человек-человек» является наиболее подверженной возникновению различных форм профессиональных деформаций - истощению, выгоранию, стремлению уходить от контактов, профессиональному отчуждению. Специфика профессиональной деятельности воспитателя состоит в высокой ответственности за выполняемые функции, наличии ряда стрессовых ситуаций, постоянного психического напряжения, необходимости контактов со многими людьми и трудными детьми. У воспитателей профессиональные деформации проявляются в заострении профессионально значимых качеств, снижении саморегуляции и удовлетворенности трудом. В качестве основной объективной причины профессиональных деформаций в деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения выступает несоответствие между требованиями, предъявляемыми к воспитателю, и его реальными возможностями. Основными внутренними причинами профессиональных деформаций воспитателей являются: склонность к эмоциональной ригидности, интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности, отсутствии навыков коммуникации.
1. Александрова, Н. В. Факторы эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации / Н. В. Александрова // Вестник НовГУ. – 2016. – № 2. – С. 41-46.
2. Антиперович, Е. Г. Основные подходы к исследованию синдрома эмоционального выгорания / Е. Н. Антиперович // Управление устойчивым развитием предприятий : сб. научн. статей / Под ред. Т. М. Сигитова. – 2016. – С. 4–6.
3. Аринушкина, Н. С. Особенности эмоционального выгорания работников дошкольных образовательных учреждений / Н. С. Аринушкина // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2017. – №1. – С. 70-73.
4. Баженова, А. Н. Особенности профессиональной деформации школьных психологов на разных этапах профессионального развития : автореф. дис. … канд. психол. наук / А. Н. Баженова. – Омск : Омский ГПУ, 2007. – 18 с.
5. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. – СПб. : Речь, 2004. – 272 с.
6. Березовская, Л. Г. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания» / Л. Г. Березовская, В. Ю. Слабинский // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий. – 2007. – С. 17–19.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
8. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 1999. – С. 99–105.
9. Болотникова, О. П. О синдроме эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций / О. П. Болотникова, А. С. Порох // Научное отражение. – 2016. – № 1. – С. 5–7.
10. Влах, Н. И. Особенности симптомов эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий / Н. И. Влах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8–3. – С. 356–358.
11. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г.С. Никифорова // Психология здоровья. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
12. Вьюшкина Д. А. Профессиональная деформация педагога / Д. А. Вьюшкина // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 90–92.
13. Гапанович-Кайдалова, Е. В. Исследование эмоционального выгорания у слушателей ИПК и ПК специальности «Практическая психология» / Е. В. Гапанович-Кайдалова // Современный психолог : вызовы, миссия, призвание: сб. науч. статей / редкол. : Л. И. Селиванова (отв. ред.), С. Н. Жеребцов, И. В. Сильченко. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 61-69.
14. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер // Высшее образование в России. - 2005. – № 4. – С. 149.
15. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М. : Академический Проект, 2003. – 336 с.
16. Иванов, С. М. Симптомы профессиональной деформации и факторы, способствующие ее формированию / С. М. Иванов // Современная психология. – Казань, 2016. – С. 19–22.
17. Карнаухова, А. О. Психологические аспекты феномена профессиональной деформации // Молодой ученый. – 2017. – № 1. – С. 393-399.
18. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – М. : Академия» 2005. – 304 с.
19. Кобялковская, Е. А. Психологические особенности профессионального развития личности педагогов ДОУ в связи с выраженностью потребности в самореализации : автореф. дис... канд. псих. наук / Е. А. Кобялковская. – Пермь, 2006. – 21 с.
20. Кораблина, Е. П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности / Е. П. Кораблина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2003. – Т. 3. – № 6. – С. 104–114.
21. Костин, Е. Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования учреждения / Е. Ю. Костин // Вестник МГГЦ. – 2013. – № 2. – С. 40-44.
22. Кулганов, В. А. Профилактика утомления у воспитателей детских садов / В. А. Кулганов // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 3. – С.76–82.
23. Кутьина, Е. В. Эмоциональное выгорание педагога дошкольного образовательного учреждения: диагностика и профилактика / Е. В. Кульина // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 1 (43). – С. 125-131.
24. Логинова А. В. Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления / А. В. Логинова // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 150–152.
25. Лукьянова, В. В. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий : коллективная монография / под ред. В. В. Лукьянова, Н. Е. Водопьяновой, В. Е. Орла. – Курск. гос. унт. – Курск, 2008. – 336 с.
26. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М. : Академия, 2003. – 230 с.
27. Матвеева, А. В. Особенности эмоционального выгорания у работников дошкольных образовательных организаций : автореф. дис. … канд. психол. наук / А. В. Матвеева. – Саратов, 2017. – 19 с.
28. Методика «Профессиональная деформация педагогов» // Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия / Е. П. Ильин. – СПб., 2013. – 304 с.
29. Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой и Е. С. Старченковой // Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб., 2005. – С. 326-334.
30. Монгуш, О. О. Эмоциональное выгорание / О. О. Монгуш // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). – Самара, 2015. – С. 47-51.
31. Мусалаева, А. Р. Предотвращение возникновения профессиональных деформаций в организации / А. Р. Мусалаева // Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром». – 2011. – № 1 (9). – С. 26–31.
32. Новиков, Б. Д. Психологические особенности возникновения профессиональных деформаций сотрудников исправительно-трудовых учреждений : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Б. Д. Новиков. – Тверь : ТГУ, 1993. – 211 с.
33. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. – М. : Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
34. Панова, Н. В. Педагогическое долголетие : монография / Н. В. Панова. – СПб. : СПбАППО, 2007. – 444 с.
35. Панова, Н. В. Профессиональные деформации и пути их коррекции в личностно-профессиональном развитии педагога / Н. В. Панова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. – 2010. –№ 2. – С. 113-121.
36. Панько, Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада / Е. А. Панько. – Минск : Вышэйшая школа, 1986. – 157 с.
37. Полякова, Л. Б. Подходы к пониманию и структуре профессиональных деформаций в отечественной и зарубежной психологии / Л. Б. Полякова // Человеческий капитал. – 2013. – № 5-6. – С. 81-88.
38. Полякова, О. Б. Категория и структура профессиональных деформаций / О. Б. Полякова // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 1 (13). – С. 55–60.
39. Полякова, О. Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности / О. Б. Полякова. – М.: МПСИ, 2008. − 304 с.
40. Прокопцева, Н. В. Психолого-педагогические условия профилактики профессиональной деформации педагога : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. В. Прокопцева. – М., 2010. – 25 с.
41. Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста) // Пятифакторный опросник личности : учебно-методическое пособие / А. Б. Хромов. – Курган : Изд-во Курганского гос. университета, 2000. – 23 с.
42. Рогов, Е. И. Выбор профессии: становление профессионала / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 2003. – 336 с.
43. Руденский, Е. В. Социально-психологические деформации личности учителя / Е. В. Руденский // Мир психологии. – 1999. – № 2. – С. 169-174.
44. Самоукина, Н. В. Синдром профессионального выгорания / Н. В. Самоукина // Медицинская газета. – 2005. – № 43. – С. 11–15.
45. Самурганова, А. М. Предупреждение и коррекция профессиональной деформации учителя в современной школе России : автореферат дис ... канд. пед. наук / А. М. Самурганова. – Пятигорск, 2009. – 22 с.
46. Селезнева, Ю. К. Влияние профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательной организации на развитие профессиональных деформаций / Ю. К. Селезнева // Российский психологический журнал. – 2014. – № 2. – С. 77-86.
47. Сорокоумова, С. Н. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий / С. Н. Сорокоумова, В. П. Исаев // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 186–189.
48. Суховей, А. А. Синдром эмоционального выгорания психолога / А. А. Суховей // Молодой исследователь: вызовы, поиски и перспективы развития российского образования: сборник материалов. – М., 2017. – С. 256-265.
49. Сыманюк, Э. Э. Психологические основания профессиональных деструкций педагога : автореф. дис. … канд. психол. наук / Э. Э. Сыманюк. – Екатеринбург, 2005. – 26 с.
50. Сыманюк, Э.Э. Психологические особенности профессионального отчуждения педагога / Э. Э. Сыманюк, Н. Н. Егорова // Образование и наука. –2007. – № 5. – С. 47-57.
51. Сысоева, И. А. Психологические особенности эмоционального выгорания у воспитателей и психологов, работающих в системе дошкольного образования / И. А. Сысоева // Амурский научный вестник. – 2011. – № 1. – С. 130-137.
52. Темнова, Л. В. Профессиональные деформации в социономических профессиях / Л. В. Темнова, Н. С. Файман // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2019. – № 1. – С. 7-19.
53. Федосова, И. А. Профессиональная деформация личности педагога дошкольного образования: опыт эмпирического исследования / И. А. Федосова, С. А. Шинкарева // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 8-1. – С. 156-159.
54. Федосова, И. В. Профессиональная деформация личности педагога-диагностика и профилактика / И. В. Федосова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – № 3. – С. 191-195.
55. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 57–64.
56. Шинкарева, С. А. Модель профилактики профессиональной деформации личности педагога дошкольной образовательной организации / С. А. Шинкарева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – № 3. – С. 184-186.
57. Шурова, И. В. Личностное и профессиональное развитие воспитателей дошкольных образовательных учреждений / И. В. Шурова // Психолог в детском саду. – 1999. – № 1. – С. 82-86.