Ценностные ориентации личности старшеклассников с виртуальной аддикцией
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Ценностные ориентации личности старшеклассников с виртуальной аддикцией»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Ценностные ориентации личности старшеклассников с виртуальной аддикцией
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа №15, ГУО и Средняя школа №25, ГУО (г. Могилев)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные эмпирические данные.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистические данные.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Социально-психологический тренинг, направленный на развитие ценностных ориентаций личности старшеклассников с виртуальной аддикцией.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные эмпирические повторного исследования (ЭК и КГ после участия в социально-психологическом тренинге).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ВИРТУАЛЬНОЙ АДДИКЦИЕЙ
1.1 Основные подходы к понятию ценностных ориентаций
1.2 Феномен виртуальной аддикции в психологии
1.3 Психологическая характеристика старшеклассников с виртуальной аддикцией
1.4 Ценностные и смысложизненные ориентации старшеклассников с виртуальной аддикцией
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ВИРТУАЛЬНОЙ АДДИКЦИЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования уровня виртуальной аддикции у старшеклассников
2.3 Результаты диагностики особенностей ценностных и смысложизненных ориентаций личности старшеклассников в виртуальной аддикцией
2.4 Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций у старшеклассников с виртуальной аддикцией
2.5 Результаты исследования половых различий в ценностных и смысложизненных ориентациях личности старшеклассников с виртуальной аддикцией
2.6 Оценка эффективности социально-психологического тренинга
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе использование информационных технологий является частью образа жизни практически любого человека. С каждым годом возрастает число молодых людей, пользующихся компьютерами и возможностями Интернета. Глобальная компьютеризация привела к тому, что весьма быстро компьютеры стали играть важнейшую роль в жизнедеятельности людей разного возраста – от детей до взрослых, оказывая значительное влияние на их мышление, систему ценностей, социальную активность.
Современные старшеклассники находятся в весьма сложной ситуации, так как жизненные ценности, сложившиеся в нашем обществе, значительно изменились. Сегодня происходит упадок престижа образования, социальной активности, рост установки на комфортное времяпрепровождение. На фоне этого жизненные цели и установки молодого поколения тоже претерпели изменения. Старшеклассники все чаще стали стремиться реализовать свои потребности в виртуальной реальности, не осознавая того, что чрезмерное увлечение компьютером приводит к дезадаптации, влечет за собой отрицательное влияние на межличностные отношения и другие сферы деятельности.
Важность проблемы ценностных ориентаций старшеклассников обусловлена тем, что они – будущее страны и нового поколения, и выбор ими ценностей во многом определяет это будущее. Именно старший школьный возраст принято считать сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей человека действительности.
Проблема ценностных ориентаций в психологии является достаточно разработанной. Большой вклад в разработку теории ценностных ориентаций личности внесли Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В Серый, В.Э. Чудновский, М.С. Яницкий и др. Перечисленные ученые рассматривали ценностные ориентации в составе направленности личности как интегрального свойства. Среди зарубежных авторов, изучавших данную проблемы, можно назвать А. Маслоу, М. Рокича, В. Франкла, С. Шварца, Э. Шпрангера и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ВИРТУАЛЬНОЙ АДДИКЦИЕЙ
1.1 Основные подходы к понятию ценностных ориентаций
В современной психологической литературе существует множество определений понятия «ценность». В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности изучались А. Маслоу, М. Рокичем, С. Шварцем, Э. Шпрангером, В. Франклом и д.
Согласно А. Маслоу, ценность – это избирательная установка, производная от потребностей. Он считал, что ценности и потребности связаны между собой иерархически и эволюционно [5, с. 101]. Близкое к А. Маслоу мнение обнаруживается в работах Э. Фромма, с позиций которого ценности структурированы и образуют иерархию, в которой некоторые высшие ценности обусловливают все прочие как необходимые для реализации первых соотносительные понятия [17, с. 19].
М. Рокич рассматривал ценности в качестве руководящих принципов жизни. Согласно М. Рокичу, ценностные ориентации выражают человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях. Наличие ценностей представляет собой выражение отношения человека к миру, возникающего из значимости для человека различных его сторон и аспектов [17, с. 20].
В советской психологии проблема ценностных ориентаций анализировалась многими учеными, среди которых А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.Б. Ольшанский, К.К. Платонов, В.А. Ядов и другие. В настоящее время эту проблему разрабатывают А.Н. Бражникова, Г.Л. Будинайте, Н.К. Каширский, С.В. Мерзлякова, С.В. Молчанов, Б.А. Нурумов, Н.Я. Большунова, Г.К. Даржуман и другие.
В рамках функционального подхода размариваются основные функции, которые выполняют ценности. Личностные ценности выполняют регулятивную, адаптивную, эгозащитную, функцию ценностного изъявления, системообразующую, смыслообразующую, функцию контроля, побуждающую функцию. По С.Л. Рубинштейну, ценности являются производными от соотношения мира и индивида; ценности являются выражением небезразличия личности по отношению к миру, возникающего из значимости разных сторон мира для индивида [8, с. 124].
В отечественной литературе распространен подход, согласно которому ценностные ориентации оказывают определяющее влияние на поведение человека, на его установки (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев). Система ценностных ориентаций личности является регулятором и механизмом развития людей, которая определяет форму реализации поставленных целей и при потере ими мотивационной силы в результате их достижения, стимулируя постановку новых значимых целей. По мнению А.Н. Леонтьева, личностные ценности – это центральная структура смысловой сферы личности, которая является источником смыслообразования вместе с другими обобщенными смысловыми ориентациями [31, с. 57].
Исследователями обнаруживается связь между ценностями и потребностями личности. По мнению Д.А. Леонтьева, ценностные ориентации являются разновидностями устойчивых мотивационных образований. Потребности переживаются индивидом как непосредственное ощущение связи с внешним миром, как нужда во взаимодействии с ним, а их реализация приводит к дезактуализации потребностей [31, с. 58].
В качестве центрального образования направленности ценностные ориентации включаются во все сферы личности, описанные современными исследователями (С.С. Бубнова, Е.М. Дубовская, И.В. Дубровина, М.С. Каган, Б.С. Круглов, В.И. Слободчиков и др.). Другие авторы рассматривают ценностные ориентации в качестве самостоятельного личностного образования. Ценностные ориентации определяются в качестве важнейших компонентов внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом индивида, набором его переживаний и отделяют значимое от незначимого [14; 37].
В теории диспозиционной структуры личности В.А. Ядова ценностные ориентации определяются в качестве разделяемых личностью социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения. Ценности являются важнейшими регуляторам социального поведения индивида. Согласно В.А. Ядову, ценностные ориентации составляют высший уровень иерархии предрасположенностей индивида к определенному восприятию условий собственной жизнедеятельности и к поведению в долгосрочной перспективе. Именно ценностные ориентации следует рассматривать как критерии принятия жизненно важных решений в ситуациях морального выбора [20, с. 67].
ВЫВОДЫ
Теоретический анализ психологической литературы по теме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. В современной психологии ценностные ориентации рассматриваются как ядро структуры личности, определяющие ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. Смысложизненные ориентации личности в отечественной психологии рассматриваются как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни, субъективно выбранные ценности.
2. Под виртуальной аддикцией понимается форма деструктивного поведения, которая проявляется в стремлении к уходу от реальности путем постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности в виртуальном пространстве. Виртуальная аддикция может проявляться в различных формах – это и Интернет-зависимость, и компьютерная зависимость, и игровая аддикция, зависимость от общения в социальных сетях. Чрезмерное увлечение деятельностью в виртуальном пространстве обусловлено социальными, личностными и биологическим факторами.
3. Психологические особенности старшеклассников с виртуальной аддикцией проявляются на уровне психики и поведения. Старшеклассники с виртуальной аддикцией характеризуются внутренним напряжением, вызванным конфликтом потребностей и ценностей; неумением использовать конструктивные жизненные стратегии, стремлением уходить от проблем, потребностью в расслаблении и выражении агрессии, интернальным локусом контроля. Они имеют трудности в установлении контактов, не умеют установить отношения со сверстниками.
4. Старшеклассники с виртуальной аддикцией обладают специфичными ценностными и смысложизненными ориентациями. В виртуальном пространстве они стремятся удовлетворить потребности в новых впечатлениях, общении со сверстниками. Смысложизненные ориентации старшеклассников с виртуальной аддикцией проявляются наличии нечетких целей в жизни, в низкой оценке результативности своей жизни, отсутствии уверенности в собственных силах и возможности контролировать свою жизнь, убежденности в том, что человек может полностью влиять на все события в своей жизни.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ВИРТУАЛЬНОЙ АДДИКЦИЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
С целью изучения ценностных ориентаций личности старшеклассников с виртуальной аддикцией было проведено эмпирическое исследование на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 15 г. Могилева», «Средняя школа № 25 г. Могилева» и «Средняя школа № 8 г. Могилева». В исследовании приняли участие 226 старшеклассников, из них 116 учащихся 9-х классов (59 мальчиков и 57 девочек) и 110 учащихся 11-х классов (54 мальчика и 56 девочек). Выборку составили 113 мальчиков и 113 девочек.
Задачи эмпирического исследования:
1) установить уровни виртуальной аддикции у старшеклассников;
2) выявить ценностные и смысложизненные ориентации у старшеклассников с виртуальной аддикцией;
3) оценить динамику в ценностных и смысложизненных ориентациях у старшеклассников с виртуальной аддикцией;
4) изучить половые различия в ценностных и смысложизненных ориентациях личности у старшеклассников с виртуальной аддикцией.
5) разработать социально-психологический тренинг, направленный на осознание жизненных целей и смысложизненных ориентаций, развитие навыков целеполагания, формирование активной жизненной позиции старшеклассников с виртуальной аддикцией и оценить его эффективность.
В основе исследования лежали следующие гипотезы:
1. Для старшеклассников с виртуальной аддикцией характерны определенные ценностные и смысложизненные ориентации личности, а именно: свобода, развлечения, непримиримость к недостаткам в себе и в других, смелость в отстаивании взглядов, нечеткие цели в жизни.
2. Существует динамика в ценностных и смысложизненных ориентациях у старшеклассников с виртуальной аддикцией.
3. Существуют половые различия в ценностных и смысложизненных ориентациях у старшеклассников с виртуальной аддикцией.
4. Разработанный нами социально-психологический тренинг, направленный на осознание жизненных целей и смысложизненных ориентаций, развитие навыков целеполагания, формирование активной жизненной позиции старшеклассников с виртуальной аддикцией, является эффективным.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Диагностика уровня виртуальной аддикции у старшеклассников (анкета на выявление уровня Интернет-зависимости, русскоязычный вариант текста К. Янг, адаптированный В.А. Лоскутовой (Буровой), тест на детскую Интернет-зависимость С.А. Кулакова).
Уровень виртуальной аддикции у старшеклассников был изучен с помощью следующих методик:
- Анкета на выявление уровня Интернет-зависимости, русскоязычный вариант текста К. Янг, адаптированный В.А. Лоскутовой (Буровой), предназначенная для выявления патологического пристрастия к интернету.
Испытуемым предлагается ответить на 40 вопросов, выбрав подходящий ответ по 5-балльной школе. Баллы по всем вопросам суммируются, определяя итоговое значение. Критерии оценки: 20–49 баллов - обычный пользователь Интернета; 50–79 баллов - есть проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом; 80–100 баллов - Интернет-зависимость.
- Тест на детскую Интернет-зависимость С.А. Кулакова, направленный на выявление Интернет-зависимости у детей с позиций родителей.
Опросник включает 20 вопросов, ответы могут быть оценены по пятибалльной шкале. Баллы по всем вопросам суммируются, определяя итоговое значение. Критерии оценки: сумма баллов до 50 означает отсутствие Интернет-зависимости; сумма баллов 50–79 означает начальную стадию формирования Интернет-зависимости; при сумме баллов 80 и выше, с высокой долей вероятности диагностируется Интернет-зависимость.
2. Диагностика ценностных и смысложизненных ориентаций старшеклассников с виртуальной аддикцией (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева).
Диагностика ценностных ориентаций старшеклассников с виртуальной аддикцией осуществлялась с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, предназначенной для выявления системы ценностных ориентаций, включающих ценности-цели и ценности-средства.
ВЫВОДЫ
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В результате исследования было выявлено, что для старшеклассников с виртуальной аддикцией характерны определенные ценностные и смысложизненные ориентации личности, а именно: свобода, развлечения, непримиримость к недостаткам в себе и в других, смелость в отстаивании взглядов, нечеткие цели в жизни. Существует динамика в ценностных и смысложизненных ориентациях у старшеклассников с виртуальной аддикцией. С возрастом для старшеклассников важнее становится ощущение полноты и эмоциональной насыщенности жизни, что является следствием активной деятельности жизни, обретение жизненной мудрости. Также с возрастом уменьшается значимость выбора таких средств для достижения своих целей как твердая воля и терпимость к взглядам и мнениям других.
Существуют половые различия в ценностных и смысложизненных ориентациях у старшеклассников с виртуальной аддикцией. У мальчиков с виртуальной аддикцией в иерархии ценностей выше такие терминальные ценности как: «здоровье», «интересная работа», «материальная обеспеченность», «развлечения», «свобода». У девочек с виртуальной аддикцией в иерархии ценностей выше такие терминальные ценности как: «активная деятельная жизнь», «жизненная мудрость», «красота природы и искусства», «общественное признание», «познание», «развитие, самосовершенствование», «уверенность в себе». У мальчиков с виртуальной аддикцией в иерархии ценностей выше такие инструментальные ценности как: «высокие запросы», «независимость», «непримиримость к недостаткам в себе и в других», «смелость в отстаивании взглядов», «твердая воля». У девочек с виртуальной аддикцией в иерархии ценностей выше такие инструментальные ценности как: «воспитанность», «исполнительность», «образованность», «ответственность», «самоконтроль», «чуткость». Также у девочек смысложизненные ориентации более развиты, чем у мальчиков.
2. Нами разработан и апробирован социально-психологический тренинг для старшеклассников с виртуальной аддикцией, направленная на развитие у них ценностных ориентаций. Предлагаемые старшеклассникам упражнения были направлена на: осознание жизненных целей и смысложизненных ориентаций, развитие навыков целеполагания, формирование активной жизненной позиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате анализ литературы по теме исследования установлено, что в современной психологии ценностные ориентации рассматриваются как ядро структуры личности, определяющие ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. Смысложизненные ориентации личности в отечественной психологии рассматриваются как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни, субъективно выбранные ценности.
Под виртуальной аддикцией понимается форма деструктивного поведения, которая проявляется в стремлении к уходу от реальности путем постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности в виртуальном пространстве. Виртуальная аддикция может проявляться в различных формах – это и Интернет-зависимость, и компьютерная зависимость, и игровая аддикция, зависимость от общения в социальных сетях. Чрезмерное увлечение деятельностью в виртуальном пространстве обусловлено социальными, личностными и биологическим факторами.
Психологические особенности старшеклассников с виртуальной аддикцией проявляются на уровне психики и поведения. Старшеклассники с виртуальной аддикцией характеризуются внутренним напряжением, вызванным конфликтом потребностей и ценностей; неумением использовать конструктивные жизненные стратегии, стремлением уходить от проблем, потребностью в расслаблении и выражении агрессии, интернальным локусом контроля. Они имеют трудности в установлении контактов, не умеют установить отношения со сверстниками.
Старшеклассники с виртуальной аддикцией обладают специфичными ценностными и смысложизненными ориентациями. В виртуальном пространстве они стремятся удовлетворить потребности в новых впечатлениях, общении со сверстниками. Смысложизненные ориентации старшеклассников с виртуальной аддикцией проявляются наличии нечетких целей в жизни, в низкой оценке результативности своей жизни, отсутствии уверенности в собственных силах и возможности контролировать свою жизнь, убежденности в том, что человек может полностью влиять на все события в своей жизни.
В результате исследования было выявлено, что для старшеклассников с виртуальной аддикцией характерны определенные ценностные и смысложизненные ориентации личности, а именно: свобода, развлечения, непримиримость к недостаткам в себе и в других, смелость в отстаивании взглядов, нечеткие цели в жизни.
1. Аветисова, А. А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры / А. А. Аветисова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2011. – № 2. – С. 35-58.
2. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. Комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
3. Айрапетова, А. Аддиктивное поведение как фактор психологической дезадаптации и пути его профилактики / А. Айрапетова // Наука и Мир. – 2016. – № 1 (29). – С. 117–120.
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2016. – 282 с.
5. Бабина, А. А. Роль ценностных ориентаций в самоактуализации личности: современный аспект / А. А. Бабина, Д. Х. Тимшанова, Н. В. Толстова // Новая наука : проблема и перспективы. – 2016. – № 9-2. – С. 101-102.
6. Бадашкеев, М. В. Развитие профессионального интереса у сельских школьников / М. В. Бадашкеев // Таврический научный обозреватель. – 2015. – № 5. – С. 65–67.
7. Баева, Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии: монография / Л. В. Баева. – М. : Изд-во «Прометей» МПГУ, 2003. – 240 с.
8. Буравлева, Н. А. Ценностные ориентации студентов / Н. А. Буравлева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 2. – С. 124-129.
9. Васильева, Е. В. Компьютерная зависимость подростка как социально-педагогическая проблема / Е. В. Васильева // Гаудеамус. – 2016. – № 2. – С. 32–39.
10. Видинеева, О. В. Особенности ценностных ориентаций и условия их формирования в старшем школьном возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук / О. В. Видинеева. – М., 2003. – 28 с.
11. Войскунский, А. Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции / А. Е. Войкунский // Тезисы докладов 2-й Рос. конф. по экологической психологии (Москва, 12-14 апреля 2000 г). – М. : Экопсицентр РОСС. – С. 251-253.
12. Ворошилин, С. И. Игровая зависимость : социальные, психологические и биологические основы / С. И. Ворошилин // Суицидология. – 2011. – № 3 (4). – Т. 2. – С. 26–36.
13. Галяутдинова, С. И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С. И. Галяутдинова, Е. В. Ахмадеева // Вестник Башкирского университета. – 2013. – № 2. – С. 14–19.
14. Гафиятуллина, К. Р. Теоретические и концептуальные основы социологического изучения религиозных ценностей / К. Р. Гафиятуллина // Дискуссия. – 2016. – № 3. – С. 72-79.
15. Гришина, А. В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук / А. В. Гришина. – Нижний Новгород: НГПУ, 2011. – 19 с.
16. Гуреева, А. Ю. Интернет-зависимость : современное состояние проблемы / А. Ю. Гуреева, С. В. Сизов // Бюллетень медицинских интернет-конференций.
17. Далгатов, М. М. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентаций в психологических исследованиях / М. М. Далгатов, А. Г. Джамалудинова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3. – С. 18-22.
18. Добровидова, Н. А. Особенности эмоционально-волевой сферы старшеклассников и студентов с различным уровнем компьютерной игровой активности : автореф. дис. канд. пед. наук / Н. А. Добровидова. – Самара, 2013. – 26 с.
19. Дрепа, М. И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов: автореф. дис. канд. психол. наук / М. И. Дрепа. – Ставрополь: Северо-Кавк. Соц. Институт, 2010. – 18 с.
20. Евдокимова, Т. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций / Т. Евдокимова // Вестник РГГУ. – 2018. – № 1. – С. 65-75.
21. Евстигнеева, Ю. М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук/ Ю.М. Евстигнеева. – М. : МГПУ, 2003. – 16 с.
22. Егоров, А. Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью / А. Ю. Егоров. Н. А. Кузнецова. Е. А. Петрова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2005. – Т. 5, № 2. – С. 20–27.
23. Журлова, И. В. Модель коррекции и профилактики аддиктивного поведения студенческой молодежи / И. В. Журлова, К. С. Бирусь // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2014. – № 2. – С. 55-60.
24. Жучкова, С. М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни / С. М. Жучкова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам . науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2011. – С. 158–164.
25. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – СПб. : Питер, 2011. – 352 с.
26. Коваль, Т. В. Личностная сфера подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости : автореф. дис. канд. психол. наук / Т. В. Коваль. – М., 2013. – 26 с.
27. Колотилова, И. В. Особенности формирования зависимого поведения у подростков / И. В. Колотилова // Социальная политика и социология. – 2011. – № 7 (73). – С. 234–244.
28. Королева, А. М. Теоретический обзор психологических подходов к пониманию аддикции / А. М. Королева // Молодой ученый. — 2013. – № 6. – С. 651–654.
29. Костенко, Г. А. Аддиктивное поведение как аспект девиации поведения / Г. А. Костенко // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. – 2015. – № 1 (21). – С. 133-137.
30. Кузнецова, Е. Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков / Е. Г. Кузнецова // Ценности могут быть витальными, прагматическими, интеллектуальными, социальными, нравственными. – 2012. – № 2. – С. 109-114.
31. Леонтьев, Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 487 с.
32. Логвинова, Т. Г. Ценностные ориентации интернет-зависимых подростков / Т. Г. Логвинова, Н. Г. Жарких // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. – Орел, 2019. – С. 201-204.
33. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств : автореф. дис. канд. мед. наук / В. А. Лоскутова. – Новосибирск : НГМА, 2004. – 19 с.
34. Малыгин, В. Л. Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением / В. Л. Малыгин, Ю. А. Меркурьева, А. Б. Искандирова // Медицинская психология в России. – 2015. – № 4 (33). – C. 1-20.
35. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу. – М. : Эксмо-пресс, 2002. – 272
36. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс, 2001. – 432 с.
37. Новиков, Н. С. Проблема ценностей : специфика и структура / Н. С. Новиков // Идеи и идеалы. – 2018. – № 3. – С. 97-122.
38. Петрова, Э. Ценностные ориентации студентов / Э. Петрова, В. Д. Господинов // Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2016. – № 1. – С. 143-146.
39. Попованова, Н. А. Условия формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического вуза / Н. А. Попованова // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 2. – С. 32-38.
40. Почтарева, Е. Ю. Ценностно-смысловая сфера личности : сущность, детерминант, механизмы развития / Е. Ю. Почтарева // Вестник Пермского университета. – 2017. – Вып. 4. – С. 563-575.
41. Романов, Р. В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в юношеском возрасте (17-19 лет) / Р. В. Романов, Л. В. Лежнина // Педагогический опыт : теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 126–129.
42. Светличная, Т. Г. Феномен зависимости : терминологический анализ / Т. Г. Светличная, Л. И. Меньшикова, Е. А. Смирнова // Социальные аспекты здоровья населения. – 2018. – № 2. – С. 1-14.
43. Селезнев, В. Н. Ценностные ориентации старших школьников / В. Н. Селезнев, О. А. Овсяник //Вестник МГОУ. – 2017. – № 4. – С. 68-79.
44. Середина, Н. В. Психологические особенности зависимого поведения / Н. В. Середина, И. В. Черныш // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. – № 6. – С. 28–31.
45. Серый, А. В. Система личностных смыслов : структура, функции, динамика / А. В. Серый. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. – 272 с.
46. Смирнов, А. В. Психология аддиктивного поведения : монография / А. В. Смирнов. – Екатеринбург : Урал. гос. пед.ун-т., 2014. – 379 с.
47. Спиркина, Т. С. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости / Т. С. Спиркина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 60. – С. 473–478.
48. Стойлик, А. Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников : автореф. дис. канд. психол. наук / А. Ю. Стойлик. – М., 2004. –23 с.
49. Толкач, И. Ф. Ценностные ориентации современных студентов / И. Ф. Толкач // Переработка и управление качеством сельскохозяйственной продукции : сборник статей научно-практической конференции. – Минск : БГАТУ, 2017. – С. 476-478.
50. Федосова, И. В. Проблема ценностных ориентаций в научной литературе / И. В. Федосова // Ценности и смыслы. – 2009. – № 2. – С. 75-92.
51. Франкл, В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М. : Смысл, 2005. – 368 с.
52. Хлудеева, И. В. Влияние ценностных ориентаций на развитие личности / И. В. Хлудеева // Вестник Кемеровского гос. ун-а. – 2012. – № 20. – С. 178-182.
53. Хомерики, Н. С. Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением : автореф. дис. канд. психол. наук / Н. С. Хомерики. – Санкт-Петербург, 2013. – 26 с.
54. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды / В. Э. Чудновский. – М .: Смысл 2006. – 768 с.
55. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные эмпирические данные.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистические данные.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Социально-психологический тренинг, направленный на развитие ценностных ориентаций личности старшеклассников с виртуальной аддикцией.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные эмпирические повторного исследования (ЭК и КГ после участия в социально-психологическом тренинге).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты