Существенный вред как атипичный признак злоупотребления властью или служебными полномочиями
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Готовые дипломы
на тему: «Существенный вред как атипичный признак злоупотребления властью или служебными полномочиями»
по дисциплине: «Международное право»
2020
189 BYN
Существенный вред как атипичный признак злоупотребления властью или служебными полномочиями
Тип работы: Готовые дипломы
Дисциплина: Международное право
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРЕСТУПНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ В ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ГЛАВА 2 ФОРМЫ СУЩЕСТВЕННО ВРЕДА ПРИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
2.1 НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН, КАК ПРИЗНАК СУЩЕСТВЕННОГО ВРЕДА ПРИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
2.2 ПОДРЫВ АВТОРИТЕТА ОРГАНОВ ВЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННОГО ВРЕДА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
2.3 НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, КАК ПРИЗНАК СУЩЕСТВЕННОГО ВРЕДА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
ГЛАВА 3 КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩЕСТВЕННОГО ВРЕДА В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Перед законодателем и научным сообществом всегда стоит вопрос точного фиксирования грани, очерчивающей преступное поведение от непреступного. Он имеет важное юридическое и социальное значение. верно по этому поводу было отмечено Е.А. Лукашевой: «Неясность, размытость границ между преступным и непреступным поведением не только снижает стабильность правоприменительной деятельности, но и отрицательно влияет на общественное правосознание, влечет адаптацию морали к нарушениям законности, разрушает чувство социальной справедливости, снижает престиж права и законности в сознании масс».
Действительно, граница между преступным и непреступным поведением должна устанавливаться законом, а не передаваться на усмотрение правоприменителя. Однако законодательная техника формулирования уголовно-правовых норм свидетельствует о том, что установить четкую грань между преступным и непреступным поведением во всех случаях весьма затруднительно. Это объясняется достаточно широким кругом фактических обстоятельств действительности, который законодатель не в состоянии очертить применительно ко всем случаям действия уголовно-правовой нормы, а также, как верно отмечено А.И. Рарогом, невозможностью создания универсального правового рецепта, пригодного для разрешения всех частных случаев правовой ситуации определенного типа, то есть жесткого формулирования всех структурных элементов нормы.
Поэтому нормотворец прибегает к оценочным признакам, которые приобретают значение лишь тогда, когда толкуются правоприменителем. Проблеме оценочных признаков в уголовном праве всегда уделялось большое внимание. Отдельные вопросы, связанные с критикой законодателя относительно использования оценочных признаков, а также предложения рекомендаций по их конкретизации, встречаются уже в научных работах знаменитых дореволюционных юристов: П.И. Люблинского, Н.А. Неклюдова, С.В. Познышева, Н.С. Таганцева, Я.М. Фойницкого. В советской уголовно-правовой науке проблема законодательного регулирования оценочных признаков освещалась в фундаментальных трудах Я.М. Брайнина, Л.Д. Гаухмана, М.И. Ковалева, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, А.В. Наумова, В.В. Питецкого, Е.А. Фролова, С.Д. Шапченко и др., воззрения которых до настоящего времени сохраняют научную ценность.
В современной российской и белорусской научной литературе по уголовному праву отдельным аспектам теоретического рассмотрения законодательного употребления оценочных признаков посвящены работы Ю.И. Антонова, В.Б. Боровикова, А.В. Галаховой, И.О. Грунтова, В.С. Джинджолии, Е.В. Кобзевой, Р.Н. Ключко, А.И. Лукашова, В.В. Лосева, А.И. Рарога, А.Л. Савенка, Э.А. Саркисовой, В.В. Марчука, В.М. Хомича и др.
Однако, несмотря на многолетний значительный труд указанных ученых, проблема оценочных признаков была и остается одной из наиболее сложных в уголовно-правовой науке и правоприменительной деятельности.
Итак, объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью правового регулирования существенного вреда как атипичного признака должностных преступлений.
Предметом изучения выступают ряд национальных и зарубежных нормативно-правовых актов, а также труды ученых-юристов в рассматриваемой области.
Цель дипломной работы заключается в комплексном изучении существенного вреда, как атипичного признака должностных преступлений.
Исходя из указанной цели можно выделить следующие задачи дипломной работы:
– изучить преступные последствия в должностных преступлениях: дать общую характеристику;
– рассмотреть нарушение конституционных прав и свобод граждан, как признак существенного вреда при злоупотреблении властью или служебными полномочиями.
ГЛАВА 1 ПРЕСТУПНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ В ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В зависимости от необходимости признания в уголовно-правовой науке общественно опасных последствий того или иного деяния преступлением, все формы его осуществления по замыслу делятся на две основные категории: преступления, имеющие материальный и формальный состав.
Даже Н.С. Таганцев выделяет все преступные действия злонамеренными, то есть фактически подразумевающими вредные последствия, а опасными-создающими лишь одну угрозу их фактическому появлению [36].
Следует отметить, что в уголовно-правовой науке существуют различные точки зрения на эту классификацию. Одни авторы различают материальные и нематериальные (их разновидности формальные и усеченные) поезда; другие поезда имеют реальный вред и создают угрозу такого ущерба; другие (большинство)-материальный и формальный (усеченные виды); четвертый-материальный, формальный,); шестой-материальный, формальный (его разновидность усечена и состав опасен (угроза)) и формальный материал; седьмой-материальный (его разновидность, опасная (угроза)), формальный (ее разновидность усечена) и формальный материал и др. [41, с.105]
На наш взгляд, наиболее удачное и логичное деление преступления на материальное (его вид опасности (угрозы)), формальное (его тип усечен) и формально-материальное в рамках данной классификации.
О том, какое из этих соединений является социально опасным поведением или бездействием, следует судить по тому, как сформулирован его основной состав (часть первая статьи специальной части Уголовного кодекса).
Материальный состав является уголовным преступлением, поскольку ставится вопрос о привлечении к уголовной ответственности за совершенное преступление, которое должно определять не только наличие поведения или бездействия, но и начало неотъемлемых социально опасных последствий, а также причинно-следственную связь между ними и совершенным поведением или бездействием (например, убийство, телесные повреждения, кража).
Как правильно указано в уголовно-правовой науке, употребляя слово «материальный» в отношении состава, последствий и имущественного ущерба, необходимо различать и правильно связывать понятия «материальный состав преступления», «материальный результат» и «материальный ущерб (порча)». Понятие «материальный состав преступления» является наиболее распространенным по сравнению со всеми другими понятиями. Они относятся ко всем элементам преступления, которое приводит к каким-либо последствиям. Понятие «материальные последствия» достаточно узкое, поскольку материальный состав преступления предполагает возникновение как материальных, так и нематериальных последствий. Понятие «материальный ущерб (порча)» еще более узкое, поскольку материальные последствия могут проявляться как материальный (имущественный), так и физический ущерб [48, с. 62].
Из вышеизложенной классификации компонентов правонарушения представляется противоречивым способ определения места опасных (угрожающих) компонентов в классификации: одни авторы относят их к формальным компонентам, другие-к материальным компонентам. Дело в том, что они сформулированы таким образом, чтобы лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, имело необходимую потенциальную, объективную, реальную, ощутимую возможность, то есть фактически реальность наступления общественно опасных последствий, хотя это прямо не упоминается в законе (например, поставить другого человека под угрозу ВИЧ-инфекции).
ГЛАВА 2 ФОРМЫ СУЩЕСТВЕННОГО ВРЕДА ПРИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
2.1 Нарушение конституционных прав и свобод граждан, как признак существенного вреда при злоупотреблении властью или служебными полномочиями
В последние годы вопросы борьбы с преступлениями против интересов государственной службы в Республике Беларусь все чаще находятся в центре внимания гражданского общества и правоохранительных органов. Большинству таких преступлений свойственна коррупция, в том числе речь идет о превышении власти или служебных полномочий.
Ядром криминалистической характеристики превышения власти или служебных полномочий являются сведения о способах его совершения и типичных материальных следах. В числе способов превышение власти или служебных полномочий авторы-криминалисты выделяют следующие: внесение неправильных записей в официальные документы, издание незаконных приказов и распоряжений, сокрытие незаконной деятельности других лиц путем самоуправных действий, пользование государственными средствами в личных целях либо заимствование таких средств, расходование денежных средств не по назначению, изменения текста документов, незаконное применение оружия представителем власти, нанесение побоев подчиненным по службе и иные.
Злоупотребление властью или служебными полномочиями, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, является коррупционным преступлением, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 424 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее УК) [45].
Злоупотребление властью или служебной властью как преступление чревато особой социальной опасностью. Это, как и взяточничество, одно из самых распространенных преступлений против интересов службы и всегда связано с использованием наемниками служебного положения чиновника. В подавляющем большинстве случаев злоупотребление властью или должностными полномочиями наносит значительный материальный ущерб государственной или частной собственности. Как правило, это переплетение таких корыстных преступлений, как взяточничество, коррупция и другие преступления, посягающие на экономическую безопасность государства. Согласно теории уголовного права, прямой целью данного преступления являются общественные отношения, обеспечение деятельности государственных, государственных и хозяйственных органов управления, соответствующих интересам службы, независимо от формы собственности и управленческих функций.
Этот метод понимания объекта преступления является наиболее распространенным в уголовном праве. В то же время в прошлом веке ученые в области уголовного права отмечали важность и отсутствие проблем развития объекта преступления, и наличие многих спорных аспектов его доктрины [47, с. 111].
Рассмотрение вопроса о нарушении конституционных прав и свобод граждан требует особого пояснения, так как не всякое их нарушение может причинить существенный вред. В данной ситуации следует выяснять важность (характер и степень) нарушенных прав граждан или организаций, количество потерпевших, число нарушений и т. д. Зачастую в качестве критериев оценки существенности нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства предлагаются следующие:
- статус прав и законных интересов граждан или организаций;
- оценка существенности нарушения частных либо корпоративных интересов (граждан или организаций) неконституционного характера потерпевшим.
ГЛАВА 3 КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩЕСТВЕННОГО ВРЕДА В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Уголовный кодекс использует немалое количество оценочных признаков, среди которых особое внимание обращает на себя «существенный вред». Наш интерес к данному уголовно-правовому признаку вызван, во-первых, отсутствием в уголовном законе и руководящих разъяснениях верховного суда Республики Беларусь определения его понятия, позволяющего установить границы толкования последнего, и, во-вторых, наличием проблемы его законодательной регламентации в УК. Представляется, что при характеристике качественных и количественных параметров существенного вреда, в целях надлежащего разграничения дисциплинарных проступков и служебных преступлений дополнительно должны приниматься во внимание иные обстоятельства, одно из которых - систематичность (кратность) совершения правонарушений.
Так, в правоприменительной практике встречаются дела, по обстоятельствам которых сотрудники служб исполнения наказаний без соответствующего разрешения передавали осужденным различные предметы (мобильные телефоны, спиртные напитки, деньги и т. д.). Практика оценки подобных ситуаций не всегда однозначная.
Однако чаще всего, если произошла однократная передача такого имущества осужденным, действия названных должностных лиц расцениваются как дисциплинарный проступок, а если установлены неоднократные факты передачи - как преступление. Очевидно, что вышеуказанные деяния совершаются сотрудниками правоохранительных органов путем использования своего должностного положения и, по сути, представляют собой либо злоупотребление служебными полномочиями, либо их превышение [53].
При совершении подобных деяний причиняется существенный вред системе исполнения наказаний, подрывается ее авторитет. Но если установлен только один эпизод совершения правонарушения, то причиняемый вред расценивается как несущественный (грубое нарушение служебной дисциплины) и за это деяние лицо может быть привлечено только к дисциплинарной (или административной) ответственности.
Следовательно, одним из критериев разграничения проступка и служебного преступления может служить степень интенсивности воздействия на объект посягательства, то есть за основу должен приниматься наряду с качественным (степень отрицательного влияния) и количественный показатель (кратность совершаемых действий).
Ключевым критерием разграничения категорий «существенность - несущественность» причиняемого вреда, на наш взгляд, является степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации (число потерпевших граждан, тяжесть причиненного физического или морального вреда и т. п.).
Понятно, что степень влияния может быть и крайне незначительной (низкой), и весьма высокой, позволяющей оценивать деяние как общественно опасное. Однако любое должностное злоупотребление не может автоматически подпадать под категорию «существенного» не могут служить отправным критерием правоприменительного толкования и, по существу, сами подлежат дополнительному толкованию [5].
Таким образом, констатация признаков малозначительности деяния по указанным объективным (оценочным) признакам преступлений против интересов службы - одна из распространенных причин постановления оправдательных приговоров, когда суды признавали несущественными: дискредитацию органов власти и управления; подрыв авторитета государственных органов; нарушения прав граждан в случае, если последние не настаивали на возбуждении уголовного дела и полагали, что причиненный вред незначителен, и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что касается нарушения общественного порядка, как существенный вред причиненный должностным преступлением, то необходимо установить, что независимо от других последствий факт умышленного возбуждения административного преследования (составление протоколов) при заведомом отсутствии факта правонарушения представляет собой существенный вред, причиняемый государственным интересам в области публичности правового регулирования системы установления, применения и реализации административной ответственности.
Подрыв авторитета должен подтверждаться объективными показателями. Здесь важно разграничивать авторитет самого должностного лица и конкретного органа. То, что должностное лицо подрывает свой авторитет и репутацию, еще не говорит о том, что в конечном счете подрывается авторитет органа, где он проходил службу. Конечно, данный признак без учета иных положений весьма условен, однако это не повод утверждать, что подрыв авторитета органов власти не является существенным вредом и не свидетельствует о наличии состава должностного преступления.
Оценке в данном случае подлежат качественные параметры, значимость и степень такого восприятия нарушений обществом и гражданами. Ведь если в отраслевом министерстве или ведомстве массово совершаются коррупционные правонарушения и преступления, разве это не влечет недоверия со стороны общества к данным институтам (а не к их должностным лицам)? Характер допущенных злоупотреблений, их количество и другие элементы могут характеризовать степень существенности причиненного вреда в виде подрыва авторитета.
Таким образом, в качестве критериев оценки существенности нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства предлагаются следующие: - статус прав и законных интересов граждан или организаций; - оценка существенности нарушения частных либо корпоративных интересов (граждан или организаций) неконституционного характера потерпевшим; - оценка существенности нарушения публичных интересов (общества или государства) правоприменительным органом.
В то же время, анализируя «существенность» допускаемых нарушений, подчеркнем, что правоприменителем они не разграничиваются на условные (всегда требующие оценки) и безусловные (признаваемые a priori во всех без исключения случаях). То есть не любые нарушения конституционных прав и свобод физических и юридических лиц должны автоматически признаваться существенными.
Решение описанных нами в третьей главе проблем видится в следующем.
П. 19 постановления Пленума № 12 необходимо детализировать и дополнительно указать следующее: «При решении вопроса о том, является ли вред, причиненный правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, существенным (ч. 2 ст. 424 УК, ч. 2 ст. 425 УК, ч. 1 ст. 426 УК), судам нужно учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, количество совершенных противоправных деяний, характер объективных последствий и размер причиненного вреда, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного физического, организационного, управленческого, морального вреда и т. п.
1. Баженов, А. В. Расследование преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: анализ проблем теории и практики /А. В. Беженов/ Российский следователь, 2008. – № 8. – С. 66.
2. Басова, Т. Б. Уголовная ответственность за должностные преступления: проблемы правотворчества и правоприменения в условиях административной реформы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук., 2005. / Т. Б. Басова ; Рос. акад. наук, Ин-т рос. истории. – М., 2005. – 40 с.
3. Басова, Т. Б. Существенный вред в системе материального ущерба: автореф. дис. ... дра юрид. наук: 12.00.08. / Т. Б. Басова ; Рос. акад. наук, Ин-т рос. истории. – М., 2009. – 77 с.
4. Безверхов, А. Оценка изменений уголовного законодательства о служебных нарушениях и практики его применения /А. Безверхов / Уголовное право, 2010. – № 3. – С. 54.
5. Борков, В. Н. Недостатки конструкции состава должностного злоупотребления как причина проблем правоприменения /В. Н. Борков / Уголовное право, 2007. – № 4. – С. 61 с.
6. Борков, В. Н. Разграничение коррупционных проступков и коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел / В. Н. Борков // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2016. – № 3. – С. 82-86.
7. Васильевский, А. Возраст как условие уголовной ответственности/ А. Васильевский // Законность, 2009. – №11. – С. 23-25.
8. Гончарова, Г. К вопросу о значении понятия существенного вреда по делам о преступлениях против интересов службы / Г. Гончарова // Законность и правопорядок, 2011. – № 3. – С. 30-34.
9. Гончарова, Г. В. Причинение существенного вреда должностными лицами: проблемы теории и практики // Промышленно-торговое право, 2011. – № 11. – С. 21.
10. Гравина, А. А. Противодействие коррупции в деятельности полиции и суда: опыт российского и зарубежного регулирования / А. А. Гравина // Журнал российского права, 2013. – № 5. – С. 79-89.
11. Егорова, Н. А. Теоретические проблемы уголовной ответственности лиц, выполняющих управленческие функции: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2006. / Н. А. Егорова ; Рос. акад. наук, Ин-т рос. истории. – М., 2006. – 119 с.
12. Жариков, Ю. Реализация оценочных понятий в уголовном праве /Ю. Жариков / Законность, 2007. – № 9. – С. 39.
13. Здравомыслов, Б. В. Должностные преступления. Понятие и квалификация. / Б. В. Здравомыслов. – М., – 1975. – 769 с.
14. Землюков, С. В. Коррупционная преступность: криминологическая характеристика и научно-практический комментарий к законодательству о борьбе с коррупцией / под общ. ред. В.М. Хомича. Минск, 2008. – 547 с.
15. Ломакина, Л. А. Ротация государственных гражданских служащих в контексте преодоления коррупции /Л. А. Ломакина // Журнал российского права. – 2013. – № 4. – С. 43 - 50.
16. Ларина, Е. А. Преступления против интересов службы: юридический анализ и правила квалификации. / Е. А. Ларина. – Минск, 2010. – 445 с.
17. Лосев, В. В. Существенный вред как последствие коррупционных преступлений: нормы закона, разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, общие рекомендации для правоприменительной практики / В.В. Лосев // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
18. Любавина, М. А. Квалификация преступлений, предусмотренных статьями 285, 286, 292 и 293 УК РФ / М. А. Любавина. – СПб., 2010. – 184 с.
19. Марцев, А. И. Общие вопросы учения о преступлении. / А. И. Марцев. – Омск, 2000. – 787 с.
20. Матушевский, Г. Р. Должностные преступления: учебник/ Г. Р. Матушевский. – СПб.: Юрид. Центр Пресс, 2012. – 207 с.
21. Научно-практический комментарий к Уголовному Кодексу Республики Беларусь / под ред. А.В. Баркова, В.М. Хомича с учетом изменений и дополнений на 23 февраля 2010 г. - 2-е издание. - Мн.: 2010. - 1063 с.
22. О борьбе с коррупцией: Закон Респ. Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
23. О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424-428 УК): обзор судебной практики Верховного Суда Республики Беларусь от 2 марта 2005 г. // Судовы веснік. - 2005. - № 1. - С. 39-43.
24. О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424-428 УК): Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 № 12 (ред. от 31.03.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
25. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Респ. Беларусь от 15 июля 2015 г. № 307-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
26. Ожегова, С.И. Большой юридический словарь / С. И. Ожегова Павлов. – Скб.: Лань, 2000. – 192 с.
27. Постановление пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 декабря 2004 года № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424-428 УК» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020.
28. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2009. № 12.
29. Саркисова, Э. А. Уголовное право. Общая часть: учеб пособие / Э. А. Саркисова. – Мн.: Тесей, 2005. – 592 с.
30. Сахаров, А. Б. Ответственность за должностные злоупотребления по советскому уголовному праву / А. Б. Сахаров. – М.: Госюриздат, 1956. – 210 с.
31. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. / Под ред. И.Т. Голякова. – М.: Госюриздат, 1953. – 463 c.
32. Смолицкий, Г.Р. Должностные преступления / Г. Р. Смолицкий - 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1947. – 68 c.
33. Соловьев, В. Что понимать под существенным вредом /В. Соловьев / Советская юстиция. 1970. – № 2. – С. 28.
34. Спасенников, Б. А. К определению понятия «вменяемость» в уголовном праве/ Б. А. Спасенников // Государство и право. – 2008. – №6. – С. 27-32.
35. Стремоухов, А. А. Определение и особенности специального субъекта права/ А. А. Стремоухов // Научно-практический журнал Российской Федерации. – 2003. – №12. – С. 2-4.
36. Таганцев, Н. С. Русское уголовное право. Лекции. / Н. С. Таганцев. – С.-Петербург, 1902. – 760 с.
37. Трайнин А., Уголовный кодекс РСФСР. Комментарии / З. Вышинская, В. Меньшагин, А. Трайнин; под ред. И.Т. Голяков. – 2-е изд. – М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1946. – 340 c.
38. Трайнин, А. Должностные и хозяйственные преступления / А. Тарйнин. – М.: Юрид. издат. НКЮ СССР, 1938. – 136 с.
39. Мальцев, В. Общественный вред в уголовном праве / Мальцев В. В. // Законность и правопорядок. – 2013. – № 1. – С. 694.
40. Трипузова, А. Судебная практика по делам о преступлениях против интересов службы нуждается в совершенствовании // Законность и правопорядок, 2011. – № 1. – С. 88.
41. Уголовное право РФ. Общая часть / Э. Ф. Мичулис [и др.]; под ред. Э. Ф. Мичулис. – Мн.: Тесей, 2007. – 224 с.
42. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию 15 марта 2011 г. - Минск: НЦПИ Республики Беларусь, 2011. – 432 с.
43. Уголовный закон Латвии: Закон, принятый Сеймом 17 июня 1998 года и обнародованный Президентом государства 8 июля 1998 года (с изменениями, внесенными по состоянию на 21 апреля 2016 года) – Режим доступа: http://www.alexlawyer.lv/ugolovnijzakonlatviirus.pdf
44. Уголовный кодекс Белорусской ССР от 29.12.1960 г. // Собрание законов, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров Белорусской ССР. – 1961. – № 1. – Ст. 4
45. Уголовный кодекс Республики Беларусь: 2 июня 1999 г.; введ. в действие 1 января 2001 г. (с изм. и доп. принятыми на 2019 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020.
46. Устименко, В. В. Специальный субъект преступления: учебник / В. В. Устименко. – М.: ХГУ, 1989. – 104 с.
47. Утевский, Б. С. Общее учение о должностных преступлениях / Б. С. Утевский. – М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1948. – 440 c.
48. Хилюта, В. В. Существенный вред в теории и практике квалификации должностного злоупотребления / В. В. Хилюта // Веснік ГрДУ імя Я. Купалы. Сер. 4. Правазнаўства. – 2011. – № 4. – С. 60-70.
49. Хомич, В. М. уголовное право зарубежных стран / В. М. Хомич // Право и демократия: межвед. сб. науч. тр. – Минск, 1990. – Вып. 3. – С. 99-114.
50. Хомич, В. М. Уголовное право: Общая часть: учебник / В. М. Хомич. – Мн.: Тесей, 2002. – 496 с.
51. Чемруков, Н. Вменяемость, уменьшенная вменяемость и невменяемость: понятие и различия/ Н. Чемруков // Судовы веснік. 2005. –№2. – С. 17-18.
52. Шнитенков, А. В. Ответственность за преступления против интересов службы: уч. пособие / А. В. Шнитенков. – М.: 2016. – 530 с.
53. Шнитенков, А. В. Преступления против интересов службы: учебник. / А. В. Шнитенков. – Саратов, 2011. – 761 с.
54. Энциклопедия уголовного права. Т. 27. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. – СПб., 2017. – 960 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты