Особенности эмоционального состояния и внутренней картины болезни онкологических больных
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Особенности эмоционального состояния и внутренней картины болезни онкологических больных»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Особенности эмоционального состояния и внутренней картины болезни онкологических больных
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы изучения особенностей эмоционального состояния и внутренней картины болезни онкологических больных
1.1 Онкология – внутренняя картина болезни
1.2 Психологическая характеристика онкологических больных
1.3 Понятие эмоционального состояния в психологии
1.4 Характер эмоционального состояния онкологических больных
Выводы по первой главе
2 Эмпирическое исследование особенностей эмоционального состояния и внутренней картины болезни онкологических больных
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Эмоциональная жизнь современного человека определяется частотой и интенсивностью эмоциональных стрессов, чему способствует ряд современных условий: стремительное изменение социальной и физической среды, увеличение темпа жизни и ее стоимости, разрушение традиционных структур семьи, социальные и экологические катастрофы. Человек реагирует на эти особенности современного бытия через переживания страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаяния.
Эмоции человека, первоначально призванные мобилизоваться для защиты, сегодня чаще подавляются, встраиваются в особый контекст и со временем извращаются, перестают признаваться в качестве их владельца и могут вызывать разрушительные процессы в организме.
Известно, что эмоциональное состояние человека является причиной многих заболеваний. Даже ученые древности имели в виду неразрывность тела и психики. Каждый орган описывался в тесной связи с эмоцией, соответствующей органу. Болезнь органа влияет на эмоциональное состояние человека, невосприимчивость чувств способствует заболеванию органа – это постулаты понятия единого организма, где симптомы могут иметь личный смысл.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что число онкологических больных во всем мире стремительно растет. На сегодняшний день онкологические заболевания – серьезная медицинская, психологическая и социальная проблема. Количество смертей от онкологических заболеваний превышает только смертность от сердечно–сосудистых патологий. В Беларуси за последние пять лет общая онкологическая заболеваемость увеличилась на 11%, а смертность от рака – на 2% [2].
В современном обществе сложились негативные представления о судьбе пациентов, имеющих онкологические заболевания. На фоне этого сам факт заболевания является серьезной психической травмой для человека. С психологической точки зрения онкологическое заболевание относится к экстремальным и кризисным ситуациям, так как имеет свойственные данным ситуациям признаки: внезапность возникновения при наличии витальной угрозы, стадийность протекания реакций на заболевание угрозы, утраты контроля над ситуацией, неопределенность будущего, нарушение картины мира.
Особый научный интерес вызывает изучение эмоциональных состояний лиц с онкологическими заболеваниями. У пациентов с онкологическими заболеваниями личность претерпевает значительные изменения. В связи с возникновением болезни у них меняется отношение к жизни, окружающей среде и ближайшему окружению и т. д. Серьезная болезнь приводит к большим сдвигам в психике человека, вызывает глубокие переживания, волнение и страх за свою судьбу.
Изучение влияния ситуации онкологического заболевания на психику пациента, его эмоциональное состояние является научной основой для оказания адекватной психологической помощи онкологическим больным. Эмоциональное состояние онкологических больных является значимым фактором качества жизни больных, в связи с чем ранняя психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы больных позволит прогнозировать возможные варианты личностных эмоциональных реакций в системе значимых отношений личности в ходе переживания болезни и соответственным образом организовать психопрофилактическое вмешательство.
С развитием онкологии вопросы о психоэмоциональном состоянии онкологических больных стали особенно актуальными. Становится очевидным, что злокачественные опухоли или рак являются одной из болезней, несущей мощную стрессовую нагрузку. Эта исключительная нагрузка объясняется тем, что для большинства пациентов и их родственников слово «рак» является прямым синонимом гибели, своего рода смертного приговора.
Рак, как и все другие серьезные заболевания, вызывает у многих пациентов психологический хронический стресс. Их беспокоит, как будет развиваться болезнь и насколько она опасна для жизни, потому что среди людей существует заблуждение, что рак является неизлечимой болезнью. Негативные эмоции, отстраненность или депрессия, сопровождающие психологический стресс, могут усугубить болезнь. Имеющиеся в мировой научной литературе данные о влиянии психологического стресса на онкологических больных свидетельствуют о том, что не только течение болезни, но и социальная и психологическая реабилитация больного, его возвращение к активной полноценной жизни в семье и обществе, снижение риска повторного заболевания, во многом зависит от отношения человека к болезни, его психического состояния, воли, активной позиции, направленной на борьбу с болезнью [39, с.153].
Проблемой изучения эмоциональных состояний занимались К. Вилюнас, К. Изард, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн, Я. Рейковский и др.
Проблему изучения личности и психических состояний пациентов с онкологическими заболеваниями затрагивали такие исследователи как Е.Ф. Бажин, Н.Н. Блинов, Н.Н. Блинов, А.В. Гнездилов и др.
Вместе с тем, анализ литературы показал, что проблема особенностей эмоционального состояния онкологических больных в современной психологии недостаточно освещенной.
Объект исследования – личность онкологических больных.
Предмет исследования – особенности эмоционального состояния и внутренней картины болезни онкологических больных.
Цель исследования – выявить особенности эмоционального состояния и внутренней картины болезни онкологических больных.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
1.1 Онкология – внутренняя картина болезни
Понятие «внутренняя картина болезни» (ВКБ) исходит из того, что любая болезнь (реальная или только мнимая) не является нейтральным событием в жизни человека, как новая составляющая реальности она встраивается в деятельность субъекта, в систему его отношений.
Внутренняя картина болезни, полагает В.Е. Каган, представляется как частный случай ВКЗ и в содержательном плане, ибо болезнь практически никогда не воспринимается и не переживается сама по себе, но всегда в контексте жизненного пути личности, то есть в соответствии со здоровьем [51, с.29].
К. Самойтон считал, что ВКБ представляет собой динамическую систему, в которой возможны взаимные переходы как в направлении от связанных с болезнью чувств к смыслу, так и от семантических образований к чувствам [40, с.127].
Онкологическое заболевание является особенно драматичным контекстом для формирования ВКБ, концепция которой была создана, в том числе, в исследованиях пациентов с онкологическими заболеваниями. В процессе формирования ВКБ происходит определенная «мифологизация» его состояния на основе обывательских представлений о раке, что способствует развитию у пациента часто ошибочных представлений о безнадежности ситуации. Существует мало болезней, которые несут в себе столько же стресса, сколько злокачественная опухоль. Эту исключительную тяжесть можно объяснить тем, что для большинства пациентов и их родственников слово «рак» является прямым синонимом обреченности, своего рода смертным приговором, ассоциирующимся с нечеловеческими страданиями.
Онкология – раздел медицины, изучающий доброкачественные и злокачественные опухоли, механизмы и закономерности их возникновения и развития, методы их профилактики, диагностики и лечения [3].
А.В. Гнездилов считает, что рак представляет собой широкий и разнообразный класс заболеваний. Онкологические заболевания являются системными и так или иначе поражают все органы и системы человека. Существует множество форм и вариантов течения рака. Хотя пациенты часто воспринимают рак как наказание, не все из них даже злокачественные опухоли приводят к смерти. Современные исследования показали, что у каждого человека в организме регулярно появляются раковые клетки и микроциркулы, которые погибают и рассасываются противоопухолевой системой иммунитета [10].
Онкология – это раздел медицины, изучающий образование доброкачественной и злокачественной природы. Целью отделения является поиск причин заболевания, описание факторов его развития, а также поиск путей диагностики, лечения и профилактики. Онкологическое новообразование любого характера может возникнуть у человека любого возраста. Опухоль может быть локализована в различных органах человеческого организма.
Раковый процесс всегда запускается мутациями клеток. Клетка нарушается геномом, в результате чего она становится агрессивной и начинает активно делиться. Большое количество нетипичных клеток образуют опухоли, которые начинают расти в тканях и окружающих органах. Особенностью онкологического процесса является то, что злокачественные клетки способны расти сквозь стенки пораженного органа и захватывать новые территории. Кроме того, новообразование неконтролируемо увеличивается в размерах, клетки мигрируют в другие системы организма, образуя в них метастазы.
Как утверждает Г.М. Бобровский, этот механизм развития отличает злокачественное образование от доброкачественной опухоли. Скорость распространения очага онкологии на здоровые ткани зависит от его типа и особенностей. Злокачественные клетки при раке молочной железы растут примерно 300 дней. То есть, через несколько лет вырастет новообразование с кубической сантиметровой площадью. Рост в желудке быстрее распространится на здоровые ткани. Первые симптомы человек может почувствовать уже через пару лет после начала ракового процесса [2, С.101].
В.К. Вилюнас выделяет четыре стадии онкологического заболевания:
Первая стадия рака. ДНК клеток повреждается и вызывает неконтролируемое деление. На этой стадии поражения тканей небольшие, нет процесса метастазирования. В 95% случаев своевременное начало терапии приводит к благоприятному результату.
Вторая стадия. Клетки продолжают размножаться и накапливаться в больших группах. Опухоль начинает расти. Патология захватывает близкие лимфатические узлы. В 75% случаев, когда обнаруживается вторая стадия рака, процесс можно остановить.
Третья стадия. Образование продолжает расти в размерах, прорастает сквозь стенки органов. Раковые клетки попадают в кровоток и лимфоток. Метастазы распространяются во все части тела. На благоприятный прогноз можно надеяться только в 30% случаев. Это заключительная стадия. Четвертая стадия рака характеризуется появлением множества очагов в различных органах. На этой стадии терапия, как правило, может только облегчить боль, но выздоровление уже невозможно.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
2.1 Методики и организация исследования
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей эмоционального состояния и внутренней картины болезни онкологических больных с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов исследования, формулирование выводов.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научной литературы); методы эмпирического исследования (тестирование), количественный и качественный анализ.
Методики исследования:
1. Методика «Восьмицветовой тест» Люшера (ПРИЛОЖЕНИЕ А) [37].
Цель: выявление устойчивого эмоционального фона. С помощью теста определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.
Процедура тестирования заключается в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Преимущество этой методики состоит в том, что выбор цвета основан на бессознательных процессах, который указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.
Характеристика цветов (по Люшеру).
Основные цвета:
1) синий – символизирует спокойствие, удовлетворенность;
2) зеленый – чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3) красный – символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
4) желтый – активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой (0) символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения.
Обработка данных. Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы («СО») необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе испытуемого, с их «идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируются.
Значение «СО» отражает устойчивый эмоциональный фон, то есть преобладающее настроение. Он имеет только три уровня выраженности:
– преобладание отрицательных эмоций, если показатель «СО» меньше 8. У испытуемого доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение может свидетельствовать о наличии проблем, которые испытуемый не может преодолеть самостоятельно;
– эмоциональное состояние в норме, показатель «СО» равен 10-18. Испытуемый может и радоваться, и печалиться, поводов для беспокойства нет;
– преобладание положительных эмоций, когда показатель «СО» равен или больше 20. Испытуемый весел, счастлив, настроен оптимистично.
2. Опросник «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Спилбергера-Ханина [21].
Цель: выявление уровня ситуативной и личностной тревожности.
Опросник состоит из двух частей (реактивная тревожность и личностная тревожность) по 20 утверждений в каждой. Испытуемым предлагается две части опросника, чтобы оценить утверждения от 1 до 4 баллов – от «никогда» до «почти всегда». Интерпретация результатов. Общий итоговый показатель по шкале находится в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности. Критерии оценки:
низкий уровень – до 30 баллов;
умеренный уровень – 31-45 баллов;
высокий уровень – 46 баллов и более.
3. Методика «ЛОБИ»[33].
Личностный опросник Бехтеревского института определяет типы отношения к болезни.
Данный опросник разработан с целью диагностики типов отношения к болезни и других связанных с нею личностных отношений у больных хроническими соматическими заболеваниями.
Предлагаемый диагностический код для оценки результатов был разработан по материалам обследований больных, проведенных группой психиатров и психологов. Опросник диагностирует сложившийся под влиянием болезни паттерн отношений к самой болезни, к ее лечению, врачам и медперсоналу, родным и близким, окружающим, работе (учебе), одиночеству и будущему, а также к своим ви¬тальным функциям (самочувствие, настроение, сон, аппетит).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что у больных, преодолевающих трудную жизненную ситуацию, вызванную онкологическим заболеванием, формируются и затем длительно поддерживаются психологические свойства, соответствующие состоянию хронического стресса. Психологические особенности онкологических больных проявляются в характере их реагирования, настроении, оценке своего будущего. Смена социальной позиции приводит к перестройке мотивационной сфере, появлению мотива подготовки к смерти. Онкологические больные обладают ограниченной способностью к осознанию своих эмоций и их вербализации, неспособностью получать удовольствие от жизни, пессимистичностью, ригидностью, чувством вины. Они отличаются склонностью к раздумьям, выраженной глубиной переживаний, самокритичностью, неуверенностью в себе и своих возможностях, отказом от самореализации. Онкологические больные проявляют повышенную сенситивность к ситуациям, вызывающим стресс, и чаще обладают деструктивными личностными свойствами (депрессивностью, психостеничностью, ипохондричностью).
Существуют различные подходы к изучению эмоциональной сферы личности. В рамках дифференциально-психологической концепции эмоциональной сферы ее структуру образуют эмоциональный тон ощущений, чувства, эмоции, эмоциональные свойства личности. В контексте теории базовых эмоций эмоциональная сфера рассматривается как совокупность эмоций, личностных процессов, формирующихся под влиянием различных переживаний. В рамках деятельностного подхода эмоциональная сфера понимается как совокупность эмоциональных процессов, внутренней регуляции деятельности. В нашем исследовании под эмоциональной сферой мы будем понимать многогранное образование, включающие эмоциональный тон ощущений, чувства, эмоции и эмоциональные свойства личности.
Эмоциональное состояние онкологических больных имеет свои особенности. Для онкологических больных на фоне переживания происходит ухудшение самочувствия и настроения, повышение ситуативной и личностной тревожности, возникновение депрессивного состояния, фрустрационное состояние. Возникновение негативных эмоциональных состояний онкологических больных связано с включением компенсаторных механизмов в ответ на витальную угрозу. Онкологические больные практически не пользуются механизмом, который позволял бы им освобождаться от эмоционального напряжения, потому они подавляют в себе негативные эмоции.
В результате исследования было выявлено, что для большинства онкологических больных характерно отрицательное эмоциональное состояние – у них отмечается преобладание отрицательных эмоций, плохого настроения и неприятных переживаний. Состояние стресса, переживание страха и огорчения может свидетельствовать о наличии проблем, связанных с протеканием заболевания. Стоматологические пациенты обладают преимущественно эмоциональным состоянием в норме. Эмоциональное состояние у онкологических больных, в отличие от стоматологических пациентов, имеет более негативный характер. Существуют достоверные различия между группой онкологических больных и группой стоматологических пациентов по эмоциональному состоянию. На достоверном уровне для онкологических больных более характерно отрицательное эмоциональное состояние. Для стоматологических пациентов более характерно эмоциональное состояние в норме.
Большинство онкологических больных обладают высоким уровнем ситуативной тревожности – они часто испытывают интенсивные негативные субъективно переживаемые эмоции: эмоциональный дискомфорт, высокое психическое напряжение, постоянное беспокойство, чрезмерную нервозность в определенных ситуациях. Стоматологические пациенты преимущественно характеризуются умеренной ситуативной тревожностью – в целом, их эмоциональнее состояние более или менее благополучно, но бывают случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами. Большинство онкологических больных обладают высоким уровнем личностной тревожности – они предрасположены к тревоге и воспринимают большое количество событий как угрожающие, отвечая при этом определенной реакцией на них; склонны испытывать повышенное, необоснованное беспокойство, связанное с угрозой их самооценки и самоуважения. Стоматологические пациенты преимущественно характеризуются умеренной личностной тревожностью. Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод о том, что онкологические больные характеризуются высоким уровнем и ситуативной, и личностной тревожности. Стоматологические пациенты обладают преимущественно умеренным уровнем ситуативной и личностной тревожности. На достоверном уровне у онкологических больных, по сравнению с стоматологическими пациентами, выше ситуативная и личностная тревожность.
При определении типа отношения к заболеванию, нами было определено, что для онкологических больных в основном, характерным является такой тип как меланхолический и тревожный, в то время как для стоматологических больных характерен гармоничный тип.
Результаты исследования могут быть использованы практическим психологом в рамках психологического сопровождения онкологических больных. Материалы работы могут быть полезны в работе психолога в целях разработки программ и консультаций, способствующих снижению негативных эмоциональных состояний.
1. Афанасьева, З. А. Значение латентных особенностей онкобольных в социально-психологической реабилитации / З. А. Афанасьева // Образование и саморазвитие. – 2009. – № 2 (12). – С. 89–93.
2. Бобровский, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. / Г.М. Бобровский. – М.: Смысл; Академия, 2011. – 544 с.
3. В РНПЦ Александрова прогнозируют рост заболеваемости раком в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belaruspartisan.by/life/453632/.
4. Вайнштейн, Л. А. Общая психология / Л. А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И. А. Фурманов. – Мн.: Современная школа, 2009. – 512 с.
5. Вилюнас, В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Академия, 2010. – 324 с.
6. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 220 с.
7. Вельшер, Л. З. Клиническая онкология: избр. лекции: учеб. пособие / Л. З. Вельшер, Б. И. Поляков, С. Б. Петерсон. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 496 с.
8. Высурин, Л. С. Учение об эмоциях // Собр. Соч.: – В 6 т. Т. 6. – М.: Педагогика, 2011. – 269с.
9. Гарданова, Ж. Р. Оценка уровня тревожности у больных раком предстательной железы / Ж. Р. Гарданова //Медицинский вестник Башкортостана. – 2015. – № 4. – С. 49-53.
10. Гнездилов, А. В. Психические изменения у онкологических больных / А. В. Гнездилов // Практическая онкология. – 2001. – № 1. – C. 5–13.
11. Давыдов, М. И. Атлас по онкологии: учеб. пособие / М. И. Давыдов, Ш. Х. Ганцев. – М: МИА, 2008. – 412 с.
12. Давыдов, М. И. Онкология: учебник / М. И. Давыдов, Ш. Х. Ганцев. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 920 с.
13. Денисенко, А. Н. Особенности клинико-психологического статуса онкологических больных и возможности его коррекции / А. Н. Денисенко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – № 2. – С. 502-506.
14. Добровидова, Н. А. Особенности эмоциональных состояний подростков, увлекающихся компьютерными играми / Н. А. Добровидова // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 2. – С. 316-319.
15. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 2002. – 521 с.
16. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
17. Инаев, К. Э. Эмоции человека. / К.Э. Инаев – СПб.: Издательство «Питер», 2009. – 464 с.
18. Колосова, Н. Р. Психологические аспекты ведения онкологических больных IV группы / Н. Р. Колосова, Б. Б. Кравец // Врач-аспирант. – 2012. – № 5. – С. 17-20.
19. Кузнецова, А. А. Психодиагностика эмоционально-аффективных расстройств у женщин с онкологической патологией / А. А. Кцзнецова // Известия РГСУ. – 2008. – № 2. – С. 315-319.
20. Кукшина, А. А. Особенности психоэмоционального состояния и психотерапевтические подходы в реабилитации онкологических больных / А. А. Кукшина // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. – 2013. – № 5. – С. 28–34.
21. Ленский, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Валенасса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Академия,2010. – 178с.
22.Литвинова, О. В. Эмоциональная регуляция поведения личности: монография. / О.В. Литвинова – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2009 – 161 с.
23. Мартова, Т. Ю. Психологические особенности онкологических больных / Т. Ю. Мартова // Вестник Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина РАМН. – 2002. – № 3. – С. 47-51
24. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 395 с.
25. Новиков, Г. А. Практическое руководство по паллиативной помощи онкологическим больным. / Г.А. Новиков – М.: Форум, 2004. – 278 с.
26. Опросник «Определение уровня тревожности» Спилбергера-Ханина // Настольная книга практического психолога / Е.Н. Рогов. – М.: Академия, 2009. – 378 с.
27. Петрова, Н.Н. Руководство по общей онкологии (в кратком изложении для студентов-медиков и врачей всех специальностей). – М.: МЕДГИЗ, 2001. – 425 с.
28. Попова, М. С. Психические нарушения у больных, оперированных по поводу злокачественного новообразования гортани. / М.С. Попова — М.: Академия, 2005. – 259 с.
29. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
30. Пырьев, Е. А. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека / Е. А. Пырьев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2012. – № 2. – С. 288-295.
31. Радемахер, П. Здоровье и бодрость – стиль вашей жизни. / Кульбацки П. – М.: «Интерэксперт», 2006. – 232с.
32. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польского В. К. Вилюнаса. – М.: Смысл, 2002. – 394 с.
33. Ремакович, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Ремакович – М.: Прогресс, 2011. – 480 с.
34. Ромасенко, В. А., Нервно-психические нарушения при раке. / К.А. Скворцов. — М.: Академия, 2001. – 325с.
35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
36. Рубинштейн, С. Л. Эмоции // Психология эмоций. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Академия, 2012. – 345 с.
37. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / Сост. О. Ф. Дубровская. – М.: «Когито-Центр», 2005. – 63 с.
38. Русина, Н. А. Психологический статус и адаптационные ресурсы онкологических больных / Н. А. Русина // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. – 2012. – № 3. – С. 115–123.
39. Русина, Н.А. Эмоции и стресс при онкологических заболеваниях / Н.А. Русина. // Мир психологии. Научно -методический журнал. – 2002. – №4. – С.152-160.
40. Саймонтон, К. Психотерапия рака. / С. Саймонтон – СПб.: Питер, 2001. – 269 с.
41. Семиглазова, Т. Ю. Психологические аспекты лечения онкологических больных / Т. Ю. Семиглазова, Г. А. Ткаченко, В. А. Чулкова // Злокачественные опухоли. – 2016. – № 4. – С. 54–58.
42. Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен / К. Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
43. Сидорчук, Т. А. Технологии повышения качества жизни онкологических больных // Технологии психолого-социальной работы в условиях мегаполиса: материалы международной научно-практической конференции. – СПб.: СПбГИПСР, 2010. – 289 с.
44. Скворцов, К. П. Соматопсихические расстройства. / К.П. Скворцов — М.: Академия, 2006. – 125 с.
45. Телицына, Е. Л. О понятиях «эмоция» и «чувства» в научной литературе / Е. Л. Телицына // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. – С. 445–446.
46. Торопова, И. В. Феноменология эмоций / И. В. Торопова // Общество и право. – 2006. – № 4 (14). – С. 91–92.
47. Федоренко, М. В. Особенности личности, преодолевающей трудную жизненную ситуацию, вызванную онкологическим заболеванием / М. В. Федоренко// Филология и культура. – 2014. – № 1. – C. 335–338.
48. Чулкова, В. А. Психологические исследования в онкологии / В. А. Чулкова // Вестник ЮУрГУ. –2015. – № 2. – С. 16–35.
49. Чухрова, М. Г. Психоэмоциональные состояния и личностные характеристики при раке / М. Г. Чухрова, Т. Г. Опенко, С. В. Корепанов // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 1. – С. 236-238.
50. Эвнина, К. Ю. Психологическая регуляция онкологических больных: взгляд позитивной психологии / К. Ю. Эвнина // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 15–27.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты