ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день существует необходимость внедрения и применения современных подходов к анализу и управлению рисками ввиду ограниченности использования всех преимуществ от функционирования системы управления рисками (далее – СУР) на евразийском пространстве. Анализ особенностей функционирования применяемых в государствах-членах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) СУР показал, что в настоящее время управление рисками находится в стадии своего становления на единой таможенной территории. Существующие недостатки системы представляется возможным устранить при помощи внедрения качественно нового механизма анализа и управления рисками, учитывающего накопленный опыт выявления таможенных рисков и позволяющего прогнозировать их наступление. При этом все совершенствования должны быть направлены на упрощение порядка перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС на основе прозрачности и экономической рациональности таможенных операций с одновременным повышением эффективности таможенного контроля.
Проведенный анализ правоприменительной практики в рамках исследования позволил определить проблемы в сфере анализа и управления рисками, стоящие перед таможенными органами, к числу которых относится начальный этап формирования СУР в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу. Данная проблема является одной из ключевых в таможенной деятельности, поскольку ее решение содействует устойчивому и сбалансированному развитию экономики страны, ее национальной безопасности.
Таким образом, объект работы – проблемы международно-правового регулирования таможенного контроля.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с международно-правовым регулированием таможенного контроля.
Цель работы – указать проблемы международно-правового регулирования таможенного контроля и предложить их решение.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
рассмотреть понятие таможенного контроля;
определить особенности таможенного контроля;
рассмотреть национальное правовое регулирование таможенного контроля;
определить международно-правовое регулирование таможенного контроля;
рассмотреть проблемы международно-правового регулирования таможенного контроля;
определить пути совершенствования международно-правового регулирования.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
методы анализа и синтеза;
методы индукции и дедукции;
формально-юридический метод;
сравнительно-правовой метод.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Понятие таможенного контроля
В Республике Беларусь таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
В Российской Федерации таможенный контроль — это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, которое представляет собой совокупность мер, осуществляемых органами таможенной службы в целях обеспечения соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства. Его основной целью является идентификация с помощью всевозможного рода проверок соответствия проводимых участниками таможенно-правовых отношений операций и действий в области таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства и выявление на базе этого таможенных правонарушений, т. е. нарушений таможенных правил.
Таможенный контроль - это комплекс мер, принимаемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, для обеспечения соответствия законодательства ЕАЭС.
Некоторые ученые подходят к данному понятию не как к комплексу мер, а исключительно как к одному действию – проведению таможенного контроля.
Цели таможенного контроля не раскрываются в Таможенном кодексе ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС), а цели таможенного контроля, упомянутые в определении таможенного контроля, достаточно расширяемы, так что можно было бы ограничиться таможенным контролем [1].
Целью таможенного контроля является проверка соблюдения законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС, а также соблюдения условий выбранной таможенной процедуры и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела.
В соответствии с обозначенными целями таможенного контроля вы можете определить его объект и объекты.
Так, в качестве объекта таможенного контроля необходимо выделить государственные интересы, которые включают обеспечение соблюдения физическими лицами и участниками внешнеэкономической деятельности положений, регулирующих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС, а также осуществление деятельности, контроль над которой возлагается на таможенные органы.
Субъектами таможенного контроля являются:
товары и транспортные средства;
документы и информация, необходимые для таможенных целей;
предпринимательская деятельность, контроль за которой возлагается на таможенные органы.
1 января 2015 года ЕАЭС начал функционировать на базе Таможенного союза в рамках ЕАЭС, и Соглашение о его создании было подписано в Астане 29 мая 2014 года Российской Федерацией, Республикой Беларусь, и Республика Казахстан. Сегодня его участниками также являются Республика Армения (с 2 января 2015 года) и Кыргызская Республика (с 12 августа 2015 года).
С 1 января 2018 года на территории ЕАЭС действуют нормы Таможенного кодекса ЕАЭС [4].
При проведении таможенного контроля необходимо соблюдать принципы его осуществления. Важно учитывать методы его реализации, которые представляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективного осуществления выбранной формы таможенного контроля.
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
2.1. Международно-правовое регулирование таможенного контроля
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) — международное соглашение, заключенное в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации (ныне — Всемирная торговая организация).
Всемирная торговая организация — международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключённого в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося тем не менее международной организацией в юридическом смысле.
Комиссия ООН по праву международной торговли, ЮНСИТРАЛ (англ. United Nations Commission on International Trade Law, UNCITRAL) — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли.
Вступление в силу Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли (далее именуемого Соглашением ВТО) ознаменовало новый этап в международно-правовом регулировании (установлении международных стандартов) таможенного контроля. Нормы Соглашения полностью раскрывают идеологию статей 5, 8 и 10 ГАТТ 1994 года: ускорение движения товаров, выпуск и очистку товаров, включая транзитные товары, достижение баланса в упрощении процедур торговли и соблюдении таможенного законодательства [1].
Одним из фундаментальных вопросов в теории и практике таможенного права является влияние законодательства Всемирной торговой организации на таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе. Его актуальность была подтверждена работой над Таможенным кодексом ЕАЭС.
Важно отметить в данном случае Всемирную Торговую Организацию (далее – ВТО). Существует также такой акт, как Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 г.) - международное соглашение, принятое в 1975 г. под эгидой Европейской экономической комиссии ООН. Целью Конвенции является создание системы транспортировки грузов, упрощающей процедуры оформления грузов при пересечении им границ.
В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности ГТК, а также таможенных служб государств-членов ЕАЭС является автоматизация процессов и внедрение современных информационных технологий в работу таможенных органов.
Одним из направлений создания единого информационного пространства на территории ЕАЭС является проведение эксперимента по выполнению таможенных операций ДЛ, связанных с выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой (далее - ТП) и завершением процедуры на основе электронного документооборота, если товары были декларированы в электронном виде в таможенном органе другого государства-члена ЕАЭС.
Успешное проведение и участие стран-членов ЕАЭС в этом эксперименте упростит процесс открытия и завершения ТП, сократит временные и денежные затраты участников внешнеэкономической деятельности. Данный эксперимент стал возможен после принятия Решения Объединенного колледжа таможенных служб государств-членов Таможенного союза от 21 сентября 2018 года № 28/16 «Об эксперименте по таможенным операциям, связанным с выпуском товаров». в соответствии с процедурой таможенного транзита и завершением такой процедуры на основе электронного документооборота».
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
3.1. Проблемы международно-правового регулирования таможенного контроля
Важно отметить, что проблемы международно-правового регулирования таможенного контроля возникают, в первую очередь, из-за несовершенства законодательства.
Положения Рамочных стандартов и Киотской конвенции образуют международную основу для таможенного регулирования, которая направлена на упрощение процедуры таможенного администрирования, а управление рисками является ключевым элементом такого администрирования.
В случае расхождения между информацией, имеющейся у таможенных органов, и влияющей на уплату таможенных пошлин, для подтверждения таможенной стоимости таможенный служащий может принять решение о предоставлении права получателю товара доказать достоверность информации о стоимость товара путем письменного представления в таможенный орган с оригиналами документов, подтверждающих стоимость переадресованного товара (чеки, счета-фактуры, а также платежные документы, которые могут быть идентифицированы с полученным товаром).
До предоставления таможенному органу документов, в которых указана таможенная стоимость отправляемых товаров, такие почтовые отправления помещаются на склад временного хранения с письменным уведомлением лица о таком размещении.
В качестве базовой рамочной основы для обеспечения безопасности глобальных цепочек поставок товаров признаны Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, принятые Всемирной таможенной организацией (ВТамО) 23 июня 2005 года (далее – Рамочные стандарты).
Рамочные стандарты учитывают внедрение управления рисками для решения проблем безопасности и основаны на следующих принципах:
безопасность грузоперевозок;
предварительный электронный обмен данными, включая обмен информацией между таможенными службами стран-экспортеров и стран-импортеров;
обмен информацией с использованием новейших информационных технологий;
сотрудничество между таможней и бизнес-сообществом [2].
Рамочные стандарты предоставляют больше инструментов для выявления поставок товаров высокого риска, а также для повышения эффективности таможенного администрирования товаров. Для определения предложения риска предусмотрено использование системы управления рисками. Более того, такие товары должны быть идентифицированы на самой ранней стадии международной цепочки поставок, что обеспечивается посредством автоматического обмена информацией между таможенными администрациями.
Кроме того, концепция «одного окна» установлена в Рамочных стандартах, что указывает на необходимость сотрудничества между таможенными службами и другими государственными ведомствами для беспрепятственной и своевременной передачи данных о международной торговле.
Таможенные органы также обращают внимание, что скриншот интернет-страницы заказа, распечатки страниц банковских переводов и прочее носят вспомогательный характер и не являются документами, подтверждающими стоимость пересылаемых товаров, так как они не являются официальными документами и не имеют юридическую силу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Административные процедуры являются средством осуществления таможенного контроля как формы государственного контроля и функции государственного управления в таможенной сфере.
В связи с этим положением следует отметить, что современными тенденциями развития административных процедур таможенного контроля являются:
расширение интеграционного уровня регулирования и сужение национального сегмента административно-правового регулирования таможенного контроля;
постепенное снижение административных барьеров;
трансформация риск-ориентированных подходов при таможенном контроле;
минимизация объема усмотрения таможенных органов;
влияние информационно-коммуникационных технологий на административные процедуры таможенного контроля.
Таким образом, можно сделать вывод, что в целях совершенствования и развития таможенного транзита необходимо создание единой системы таможенного транзита на территории ЕАЭС и совершенствование механизма осуществления таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, перемещаемых по ТП ТТ, будет способствовать развитию и реализации транзитного потенциала, созданию единого транспортного пространства не только РБ, но и стран – участниц ЕАЭС. Трудности при осуществлении транзитных перевозок основаны в первую очередь на различной правовой регламентации либо ее отсутствии, непохожими системами взаимодействия участников ВЭД и ДЛ ТО, отсутствием единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств – членов ЕАЭС.
Взаимодействие с участниками ВЭД в виде заключения соглашений для облегчения проводимых контрольных процедур является мерой по упрощению таможенных процедур. Однако результаты анализа сложившейся практики свидетельствуют о ситуативной заинтересованности субъектов хозяйствования в сотрудничестве и низкой степени эффективности работы в рамках достигнутых ранее соглашений, что обусловлено невыполнением компаниями-производителями взятых на себя обязательств. Для цели повышения активности субъектов хозяйствования возможен пересмотр сложившейся практики взаимодействия в рамках достигнутых соглашений, а также поиск новых путей кооперации.
Реализация субъектно-ориентированной модели СУР основанной на риск-категорировании участников внешнеэкономической деятельности. В соответствии с ТК ЕАЭС таможенные органы используют систему управления рисками для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков. Отметим, что СУР в системе таможенного контроля, выступая одновременно базовым принципам и современным методам контроля, представляется в виде механизма «обратной связи». Стратегия и тактика применения таможенными органами СУР, а также порядок ее функционирования устанавливается национальным законодательством. Ключевым правовым документом, определяющим работу СУР в Республике Беларусь, является Концепция системы управления рисками в таможенных органах Республики Беларусь от 18.05.2015 г. № 235 (далее – Концепция). Концепцией предусмотрены основные инструменты реализации СУР должностными лицами таможенных органов, среди которых наиболее актуальным представляется категорирование участников ВЭД (распределение участников по группам в зависимости от уровня добропорядочности согласно установленным критериям оценки риска).
1. Аброскин, А.Э. Таможенные платежи: актуальные вопросы при планировании и осуществлении внешнеэкономической деятельности / А.Э. Аброскин. -Минск: РУП Белтаможсервис, 2008;
2. Аброскин, А.Э. Таможня без проблем: актуальные вопросы таможенного законодательства /А.Э. Аброскин, К.Г. Петровский. Мн.: изд. Гревцова, 2006 .
3. Агамагомедова С.А. Административно-правовое регулирование таможенного контроля в Российской Федерации в условиях евразийской интеграции:. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.14 / С. А. Агамагомедова. Нижний Новгород, 2018. 248 л.
4. Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М.: Юристъ. 2000. 261 с.
5. Бекяшев, К.А. Таможенное право / К.А. Бекяшев, Е.Т. Моисеев. -М., 2008.
6. Боброва О.Г. Кожанков А., Правовое регулирование таможенных правоотношений в ЕАЭС в среднесрочной перспективе: актуальные вопросы формирования системы источников и их взаимодействие.// Обзор материалов 4 международной межвузовской научно-практической конференции «Экономическое право: теоретические и прикладные аспекты»: сборник статей. Ч. 1 / под ред. Е.М. Ашмариной. М. РУ САЙНС. 2017. С. 125–155.
7. Бондарчук, В.П. Таможенное право. Ответы на экзаменационные вопросы / В.П.Бондарчук. -Мн.: ТетраСистемс, 2009.
8. Бруяко, М. Грани и границы онлайн-шоппинга // Таможенный вестник. – 2017. – № 8. – С. 26-28.
9. Вербицкая Ю.Н. Проблемы применения системы управления рисками в таможенных органах // Вестник науки. 2019. №1. С.102-106.
10. Габричидзе, Б.Н. Российское таможенное право / Б.Н. Габричидзе. М., 2001.
11. Головин В.В. Особенности административно-правового регулирования таможенного дела (по материалам Российской Федерации и Европейского Союза): дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / В.В. Головин. М., 2002. 235 л.
12. Демченко, А.А. Организация и управление в системе таможенных органов: Курс лекций / А.А. Демченко. -М., 1997.
13. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апр. 2017 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Эталон».
14. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Подписан в г. Москве. 11.04.2017 // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск. 2019.
15. Жлоба, А. Е. Таможенное право / А. Е. Жлоба. -М., 2006 .
16. Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» // Альта-Софт URL: https://www.alta.ru/tamdoc/14bl0129/.
17. Игнатьева Г.В., Алехина О.В. Перспективы и риски цифровых технологий в таможенном деле // Экономическая безопасность и качество. 2018. №1. С. 41-48.
18. Игнатюк, А. З. Контрабанда и иные правонарушения во внешнеэкономической деятельности: Теория и практика расследования / А.З. Игнатюк. -Мн., 2001.
19. Игнатюк, А.З. Курс таможенного права Республики Беларусь: Учеб. пособие / А.З. Игнатюк. -Мн., 2002.
20. Игнатюк, А.З. Правоохранительная деятельность таможенных органов Республики Беларусь/ А.З. Игнатюк, И.С. Яцута. -Мн.: РУП Белтаможсервис, 2003 .
21. Кобзарь–Фролова М.Н. О методах правового регулирования отношений в области таможенного дела // Таможенное дело. 2012. №3. С. 5–8.
22. Коваленок, Д. Пересылка товаров в МПО: новые возможности // Таможенный вестник. – 2017. – № 7. – С. 35-37.
23. Коваленок, Е.Н. Таможня в вопросах и ответах / Е.Н. Коваленок, Т.С.Красикова. -Мн.: РУП Белтаможсервис, 2006.
24. Кожанков А.Ю., Боброва О.Г. Становление единого таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе: текущее состояние и перспективы // Российский ежегодник международного права. 2016. СПб. 2017. С. 141–154.
25. Комментарий к Таможенному кодексу Республики Беларусь / Под. ред. В.А.Гошина. 2-е изд., с изм. и доп. -Мн., 2002.
26. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Общ. ред. В.А. Максимцева и Б.Н. Габричидзе. М., 1998.
27. Концепция системы анализа и управления рисками на период 2010–2015 гг. и в перспективе до 2020 г. [Электронный ресурс] // Государственный таможенный комитет Республики Беларусь : [сайт]. [2019]. URL: http://customs.gov.by/ru/sistema_riskov-ru/.
28. Круглов, В.А. Административная ответственность за таможенные правонарушения / Круглов В.А. Мн., 2008.
29. Лисневский, И.В. Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь / И.В. Лисневский. Мн., 2002.
30. Магилевец, М.Н. Таможенное право. Учебное пособие для студентов специальностей «Правоведение» и «Менеджмент» / М.Н.Магилевец. Витебск: ВФ УО ФПБ «МИТСО», 2007.
31. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) [Электронный ресурс] : [Заключена в г. Киото 18.05.1973 г.]. Доступ из справ.-правовой системы «Эталон».
32. Международные правила торговли: термины и таможенные аспекты. Мн.: РУП Белтаможсервис, 2011.
33. Назаренко, В.М. Таможенное обслуживание ВЭД / В.М. Назаренко, К.С. Назаренко.Мн., 2001.
34. Насута, С.В. Таможенные платежи. В 3-х т. / С.В. Насута. Мн.: Агентство Гревцова, 2009.
35. Ноздрачев А.Ф. Правовое регулирование государственного контроля / А.Ф. Ноздрачев. М.: «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ». 2013.
36. О таможенном регулировании в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2014 г. №129-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.06.2017 г. № 32-З // Доступ из справ.-правовой системы «Эталон».
37. Основы таможенного дела / Под общ. ред. В.Г. Драганова. М., 1998.
38. Основы таможенной службы. – Мн.: РУП Белтаможсервис, 2011.
39. Острога, В.А. Таможенное право Республики Беларусь. Общая часть. Таможенные органы Республики Беларусь / В.А.Острога, А.А.Чепик. Мн., 2006. 75 с.
40. Острога, В.А. Таможенный кодекс Республики Беларусь: История таможенного законодательства / В.А.Острога, В.П.Шостак. -Мн.: Белтаможсервис,2007.
41. Пилюткевич, В.С. Таможенное дело / В.С. Пилюткевич. -Гродно, 2002.
42. Попова, И.И. Комментарии к таможенному кодексу. Основная часть / И.И. Попова, Л.В. Шнур. СПб., 1996.
43. Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» // ГТК РБ: официальный сайт URL: http://www.customs.gov.by/ru/proekti-aktov-ru/.
44. Пузиков, В.В. Экономическая безопасность и экономическая преступность / В.В. Пузиков, А.И. Громович. -Мн., 2001.
45. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли [Электронный ресурс] // Всемирная таможенная организация : [сайт]. [2019]. URL: http://www.wcoomd.org/~/media/50518838DCAD4D4B9600B3E94F37C663.ash.pdf
46. Саяпин, В.Ю. Таможенная служба. Борьба с контрабандой / В.Ю.Саяпин. Гродно: Гродненская типография, 2005 .
47. Саяпин, В.Ю. Таможенная служба. Мыто и Мытники / В.Ю.Саяпин. Гродно: Гродненская типография, 2005.
48. Сиротский, А.Н. Коментарий к Таможенному кодексу Республики Беларусь /А.Н. Сиротский. -Мн., 2000.
49. Сиротский, А.Н. Таможенное дело. Словарь-справочник/А.Н. Сиротский. -Мн.: РУП Белтаможсервис, 2004.
50. Скоординированное управление границей: международные стандарты и правоприменительная практика: монография / О.Г. Боброва, А.Ю. Кожанков, и др. М. Прометей. 2017. 192 с.
51. Соглашение об упрощении процедур торговли WT/L/940. URL: https://www. wto.org/english/thewto_e/minist_e/mc9_e/nov14dectradfac_e.htm
52. Таможенное дело: Словарь-справочник / А.А. Аграшенков, М.Н. Блинов, С.Н. Гамидулаев и др. -СПб., 1994.
53. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
54. Чепик, А.А. Государственный таможенный контроль и оформление / А.А.Чепик. –Мн., 2011. 80 с.
55. Чепик, А.А. Организация деятельности таможенного агента (представителя) и таможенного перевозчика / А.А.Чепик. -Мн., 2011. 84 с.
56. Чепик, А.А. Теоретические и правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов Республики Беларусь/ А.А.Чепик. – Мн., БГУ, 2012. 98 с.
57. Шматков, И.И. Таможенное право Республики Беларусь/ И.И.Шматков. -Мн., РУП Белтаможсервис, 2008 .
58. Шматков, И.И. Таможенное право. – 2 е изд. испр. и доп. / И.И.Шматков. -Мн., РУП Белтаможсервис,2009 .
59. Щербакова М.А., Зоткина К.В. Особенности реализации таможенного контроля в современных условиях // Вектор экономики. 2018. №5. С.36.
60. Юсупов В.А. Теория административного права / В.А. Юсупов. М.: Юрид лит., 1985. 220 с.
61. State Customs Committee of the Republic of Belarus Customs Management of E-Commerce // WCO [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wcoomd.org.
62. WCO Guide to measure the time required for the release of goods. Version 2 • URL:http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/resources/~/media/01713916e d2a4bd38dc119c5e64b890d.ashx