Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что ежегодно во всем мире число детей с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата неуклонно растет [8]. Успешность социальной адаптации подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата зависит от особенностей их личности. Решающее значение в социальной адаптации и интеграции имеют индивидуальные особенности развития подростка, которые представляют собой компенсаторный потенциал личности и позволяют выработать адекватные условиям среды формы поведения и жизнедеятельности. Это обуславливает необходимость детального изучения психического и личностного развития данного контингента детей, выбора путей, способов коррекции и компенсации отклонений в психическом развитии.
Самосознание в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, выполняет функции мобилизации собственных сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. От развития компонентов самосознания зависят взаимоотношения подростка с другими людьми, его критичность и требовательность к себе, отношение к собственным успехам и неудачам. При неустойчивости, противоречивости и негативном характере самооценки и образа «Я» неизбежно постоянное переживание глубокого эмоционального дискомфорта.
Изучение особенностей самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата приобретает особую значимость в связи с изменениями, которые сопутствуют этому важнейшему возрастному периоду. Основными новообразованиями в структуре самосознания подростков являются иерархически построенная система ценностно-смысловых образований и устойчивое обобщенное отношение личности к себе, которое выражается в социально-нравственной самооценке. В подростковый период, время осознания своего духовного «Я» и формирования «идеального Я», происходит второе рождение личности. Подросток переживает физические изменения в организме, во внешнем облике, психике и идет по пути развития через межличностные и внутриличностные конфликты.
Проблема самосознания личности является достаточно разработанной. Феномен самосознания изучался как зарубежными психологами (У. Джемс, Д.К. Роджерс, М. Розенберг, Э. Эриксон), так и отечественными учеными (Б.Г. Ананьев, А.В. Захарова, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова).
Изучением особенностей психического и личностного развития подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимались М. В. Вагина, Н.П. Елькина, Е.В. Крыжко, Е.М. Масюкова, С. Ю. Жданова, Т. С. Рагозина, И.В. Поставнева, Г.В. Пятакова и др.
Вместе с тем, анализ литературы показал, что проблема самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата в современной психологии изучена недостаточно.
Цель дипломной работы – выявить особенности самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) систематизировать теоретические подходы к изучению самосознания подростков, включая подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата;
2) эмпирически изучить особенности самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата;
3) разработать программу тренинга по развитию самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования – самосознание личности.
Предмет исследования – особенности самосознания подростков с врождёнными опорно-двигательного двигательного аппарата.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научной литературы);
– методы эмпирического исследования (тестирование: тест «Кто Я?» М. Куна – Т. Мак-Партленда, тест на самооценку Будасси, методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева); количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни).
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе Брестского областного центра медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями «Тонус». Всего в исследовании приняли участие 60 учащихся 7-8-классов в возрасте 13-14 лет: 30 подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата (диагноз – детский церебральный паралич), находящихся на реабилитации и 30 здоровых подростков, которые сопровождают своих братьев или сестёр.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Теоретико-методологические основы изучения самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата
1.1 Понятие самосознания в психологии
В современной психологи не существует общепринятого определения понятия самосознания. Зарубежные и отечественные авторы используют разные термины доя обозначения феномена осознания самого себя.
В зарубежной литературе самосознанию уделяли внимание Р. Бернс, У. Джеймс, Д. Мид, К. Роджерс. Для обозначения самосознания эти ученые используют термин «Образ Я», рассматривая его как особое психологическое образование. Началу изучения Я-концепции положил зарубежный психолог У. Джемс. Под понятием «Я-концепция» ученый понимал совокупность установок на самого себя, которые выражают единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам [11, с. 137].
Согласно У. Джемсу, установки на самого себя имеют различные модальности:
– реальное Я – это установки, которые связаны с тем, как индивидом воспринимаются свои способности, играющие им роли, свой актуальный статус, т. е. те установки, связанные с представлениями о том, какой он в действительности;
– зеркальное Я (или социальное Я) – это установки, связанные с представлением индивида о том, как его видят окружающие люди;
– идеальное Я – это установки, связанные с представлением индивида о том, каким он бы хотел стать [11, с. 139].
Социальный психолог Д. Майерс предлагает рассматривать еще одну модальность – возможное Я, под которым он понимает установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он боится стать в будущем [24, c. 336].
К. Роджерс использовал термин «Я-концепция», под самосознанием понимал сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида как самостоятельная фигура и фон. Она включает в себя собственно Я и отношения, в которые оно может вступить, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями «Я» в прошлом, настоящем и будущем. «Я – концепция» включает в себя реальное и идеальное «Я» [38, с. 124].
А. Адлер, изучая особенности формирования личности в онтогенезе, показал существование тесной связи между телесным образом «Я» и самооценкой. В частности, он утверждал, что некоторые типы человеческого поведения представляют собой попытку компенсации истинной или воображаемой ущербности тела. Так, Адлер выделял пять основных областей жизнедеятельности, в которых у человека может возникать чувство неполноценности: физическая, умственная, психологическая, социальная и экономическая. Первая может включать в себя такие явления, как недоразвитие органов, инвалидность, деформации, уродства и т.д. [1, с. 11].
А. Адлер указывает на то, что личность использует тело и сознание при достижении целей. Для определения того, где лежат интересы ребенка, необходимо только выяснить, какой орган является дефектным. Однако, ребенок воспринимает факт неполноценности органа не так же, как его видит внешний наблюдатель, он модифицируется исходя из существующей схемы восприятия индивида. Исходя из этого, Адлер указывает о существовании тесной связи между физическим «Я» человека и его социальным поведением: не просто наличие телесного дефекта, а, прежде всего, его восприятие как таковое (т.е. телесный образ «Я»), оказывает определяющее влияние на формирование личности и в большинстве случаев ведет к развитию стремления к превосходству над другими [1, с. 12].
Наиболее целостная теория Я-концепции принадлежит Р. Бернсу. Под Я – концепцией зарубежный психолог понимает динамическую совокупность свойственных каждой личности установок, которые имеют иерархическую структуру. Это совокупность всех представлений индивида о себе, тесно связанное с их оценкой [6, с. 340].
Содержание Я – концепции, согласно Р. Бернсу, раскрывается через ее составляющие: когнитивную, оценочную, и поведенческую составляющие. Когнитивная составляющая Я-концепции – это представления индивида о самом себе. Эти представления кажутся человеку верными и убедительными вне зависимости от того, лежит ли в основе объективное или субъективное знание, истинное или ложное. Определенные способы самовосприятия, от которого зависит формирование образа Я, многочисленны и разнообразны. Абстрактные характеристики часто не связываются с определенным событием или ситуацией. Выступая в качестве элементов обобщенного образа человека, они отражают две стороны: устойчивый характер его поведения и избирательность восприятия [6, с. 341].
При описании себя человек пытается выразить главные характеристики своего привычного самовосприятия: это ролевые, статусные, психологические характеристики человека, описание своего материального состояния, жизненных планов и т.п. Все этих характеристики входят в образ Я с разным удельным весом – если одни кажутся для человека значимыми, то другие предоставляются менее важными. При этом, значимость аспектов самоописания и их иерархия изменяются от характера контекста, жизненного опыта. Такие самоописания являются способом охарактеризовать неповторимость конкретной личности через сочетание ее отдельных качеств [6, с. 110].
2 Эмпирическое исследование особенностей самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.1 Методики и организация исследования
Исследование проводилось на базе Брестского областного центра медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями «Тонус». Всего в исследовании приняли участие 60 учащихся 7-8-классов в возрасте 13-14 лет. Выборку исследования составили 30 здоровых подростков и 30 подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата (диагноз – детский церебральный паралич).
Цель эмпирического исследования: выявить особенности самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов исследования, формулирование выводов.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научной литературы); методы эмпирического исследования (тестирование), количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Тест «Кто Я?» М. Куна – Т. Мак-Партленда.
Цель: выявление «образа-Я», содержательных характеристик идентичности личности.
Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом-Я.
Шкала анализа идентификационных характеристик включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют 7 обобщенных показателей-компонентов идентичности: Социальное Я; Коммуникативное Я; Материальное Я; Физическое Я; Деятельное Я; Перспективное Я; Рефлексивное Я.
Испытуемый должен написать в течение 15 минут 20 ответов на вопрос «Кто Я?». С помощью теста «Кто Я?» также можно определить: уровень рефлексивности идентичности; уровень дифференцированности идентичности; валентность идентичности (Приложение А).
2. Тест на самооценку Будасси.
Цель: изучение уровня и характера самооценки. С помощью методики можно выявить неосознанные бессознательные аспекты «образа Я».
При обработке данных можно определить связь между ранговыми оценками качеств личности входящих в представления «Я идеальное» и «Я реальное».
Испытуемым предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих идеальную личность в преставлении испытуемого (Приложение А).
3. Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева.
Цель: исследование самоотношения – эмоционально-ценностного компонента самосознания. Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле «Я» как выражение смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я».
Методика разработана в 1989 году, автор С.Р. Пантилеев. С помощью нее может углубленно изучить сферы самосознания личности, включающее различные (когнитивные, динамические, интегральные) аспекты. Шкалы (характеристики самоотношения): открытость, самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я, самоценность, самопринятие, самопривязанность, конфликтность, самообвинение.
Опросник включает 110 утверждений по 9 шкалам, которые необходимо оценить согласием «+» или несогласием «–» с ними (Приложение А).
Методы математико-статистической обработки данных.
Для выявления достоверных различий между группами применялся критерий
U-Манна-Уитни, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
Процедура исследования: тестирование проводилось в групповой форме в письменном виде. Сводные таблицы результатов исследования представлены в Приложении Б.
2.2 Анализ результатов исследования особенностей самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата
Результаты исследования характеристик идентичности личности у подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата и у здоровых подростков представлены в таблице 1.
Заключение
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что самосознание рассматривается как сложное образование, состоящее из самоотношения, самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, саморегуляции, рефлексивности и играющее важную роль в становлении личности.
Интенсивное развитие самосознания происходит в подростковом возрасте. В этот период также осуществляются телесные изменения, развивается когнитивная и эмоциональная сферы психики, реконструируются отношения с родителями и сверстниками, формируется Эго-идентичность, формируется произвольная регуляция поведении, рефлексия и самооценка. Интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности, оригинальности, наконец, появляется способность суждения в отношении себя и оценки своей личности.
Развитие подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет свою специфику. Выраженные двигательные расстройства способствуют формированию негативных черт характера – пассивности, нерешительности, склонности к фантазированию, негативизму, склонности к быстрой смене настроения. Подростки с врождёнными нарушениями двигательного аппарата отличатся высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности, что связано с болезненным переживанием своей физического недостатка и отражается на уровне самооценки, которая часто носит неадекватный характер. Эти подростки придают особую значимость своему «Физическому Я», испытывают комплекс неполноценности, неуверенность в себе, боязнь быть отвергнутым, неудовлетворенность собой и окружающими. Трудности в удовлетворении потребностей в общении из-за двигательных и речевых нарушений порождают у подростков психологическую напряженность, замкнутость, негативное отношение к себе, что порождает социально-психологическую дезадаптацию.
В результате исследования было выявлено, что подростки с ДЦП склонны описывать себя суждениями, относящимися к показателям Социального Я и Физического Я. При этом, они практически не использовали в своих описаниях суждения, связанные с общением, материальной обеспеченностью и перспектив в различных сферах. Здоровые подростки описывали себя суждениями, относящимися к показателям Коммуникативного Я, Рефлексивного Я, Перспективного Я, Деятельного Я. Идентичность личности в подростков с ДЦП, в отличие от здоровых подросток, имеет более негативный характер. Содержание идентичности личности у подростков обеих групп представлено различными компонентами. У подростков с ДЦП на достоверном уровне наиболее выражены такие компоненты как: Социальное Я и Физическое Я. У здоровых подростков наиболее выражены такие компоненты как: Коммуникативное Я, Перспективное Я и Рефлексивное Я.
Установлено, что большая часть подростков с ДЦП характеризуется низкой адекватной самооценкой – они оценивают свои недостатки и осознают достоинства, понимают, что негативные качества перевешивают позитивные, характеризуются чрезмерной неуверенностью в себе, замкнутостью, отгороженностью, потому они ставят заниженные цели, преувеличивая при этом значение возможных неудач. Здоровые подростки обладают преимущественно высокой адекватной самооценкой – они проявляют уверенность в себе, признают свои достоинства и недостатки; регулируют свой уровень притязаний и правильно относятся к собственным возможным ошибкам, ставят перед собой завышенные цели и достигают их, прилагая к этому все усилия. Самооценка в подростков с ДЦП, в отличие от здоровых подросток, имеет более негативный характер. У подростков с ДЦП уровень самооценки достоверно ниже, чем у здоровых подростков. Подростки с ДЦП более не уверены в себе и своих способностях, ставят более низкие цели, чем здоровые подростки.
Выявлены достоверные различия в идентичности личности и самооценке у подростков с врожденными нарушениями опорно-двигательного аппарата и здоровых подростков. Гипотеза исследования о том, что существуют различия в самосознании подростков с ДЦП и здоровых подростков, подтвердилась.
На основании результатов эмпирического исследования нами разработана коррекционно-развивающая программы, направленная на развитие самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата. В задачи программы входит: формировать адекватные представления о себе и оценку себя как личности, формировать положительное отношение к себе, развивать рефлексивные навыки. Программа предполагает проведение групповых занятий в форме тренинга, что соответствует потребностям и возможностям подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Результаты исследования могут быть использованы практическим психологом в рамках психологического сопровождения учащихся подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Материалы работы могут быть полезны в работе психолога в целях разработки коррекционно-развивающих программ, способствующих повышению самооценки и развитию позитивной идентичности личности у подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
1. Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. – Киев : Port-Royal, 1997. – 288 с.
2. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 462 с.
3. Андронова, О. Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии / О. Е. Андронова // Вестник Томского гос. ун-та. – 2007. – № 305. – С. 149-151.
4. Арон, И. С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития / И. С. Арон // Конфликтология. – 2013. – Т. 2. – С. 168-175.
5. Атаманенко, Е. Е. Теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности / Е. С. Атаманенко // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2015. – № 2. – С. 54-57.
6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс ; пер. с англ.; под ред. В. Я. Пилиповского .– М. : Прогресс, 2001. – 422 с.
7. Буслаева, Е. Н. Особенности развития личности современных подростков / Е. Н. Буславева, Ю. Г. Астахова // Европейские исследования. – 2015. – № 10. – С. 107-112.
8. Вагина, М. В. Самооценка учащихся с детским церебральным параличом / М. В. Вагина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 2. – С. 68-75.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Академия, 1996. – 580 с.
10. Гурылева, Л. В. К проблеме исследования образа тела у современных подростков / Л. В. Гурылева, Л. А. Белозерова, И. А. Семенова /// Современные исследования социальных проблем. – 2016. – № 3–2. – С. 242–248.
11. Джеймс, У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / под. ред. Д. Я. Райгородского. – Самара : Бахрах-М, 2000. – С. 7–44.
12. Елькина, Н. П. Особенности личностного развития подростков с ДЦП / Н. П. Елькина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – М, 2019. – С. 11-19.
13. Жданова, С. Ю. Особенности самопознания у детей с детским церебральным параличом / С. Ю. Жданова, Т. С. Рагозина // Пермский медицинский журнал. – 2006. – № 2. – С. 80-89.
14. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 1993. – 99 с.
15. Калижнюк, Э. С. Психические нарушения при ДЦП / Э. М. Калижнюк. – Киев : Высшая школа, 1987. – 309 с.
16. Капустина, В. А. Взаимосвязь оценки собственной внешности и Я-концепции подростков (в контексте профилактики расстройств пищевого поведения в подростковом возрасте) / В. А. Капустина, Е. А. Митрофанова // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 6. – С. 84–90.
17. Князева, Т. Н. Взаимосвязь развития рефлексии и когнитивно-личностных свойств в подростковом возрасте / Т. Н. Князева, Е. В. Ершова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 6. – С. 191-200.
18. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – СПб. : Птер, 2002. – 465 с.
19. Королева, А. Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста / А. Ф. Королева // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – С. 76-78.
20. Крыжко, Е. В. Влияние психологической коррекции на личность подростков с церебральным параличом / Е. В. Крыжко // Известия Уральского отделения РАО. Приложение № 3. Образование и наука. – 2007. – № 2. – С. 37-40.
21. Кузнецова, Д. А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте / Д. А. Кузнецова, О. А. Братцева // Молодой ученый. – 2018. – № 22. – С. 285-288.
22. Курбанова, З. С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З. С. Курбанова // Известия ЮФУТН. –2006. – № 1. – С. 91-95.
23. Левченко, И. Ю. Помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : пособие для психологов и педагогов-дефектологов / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М. : Просвещение, 2007. – 272 с.
24. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. – СПб. : Питер, 2006. – 848 с.
25. Макаров, В. К. Особенности самосознания подростков / В. К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 94-98.
26. Мастюкова, Е. М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. – М.: Академия; 2003. – С. 152-164.
27. Муравьева, О. В. Исследование особенностей самооценки у подростков с ДЦП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.econf.rae.ru/article/7180. – Дата доступа: 14.04.2020.
28. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
29. Немкова, С. А. Детский церебральный паралич : диагностика и коррекция когнитивных нарушений / С. А. Немкова. – М. : Союз педиатров России, 2012. – 56 с.
30. Новгородцева, А. П. Внутренние конфликты подросткового возраста / А. П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 3. – С. 38–50.
31. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95 – 99.
32. Петрова, С.М. К проблеме структурных компонентов самосознания личности: методический аспект / С.М. Петрова // Вопросы психологии. – 2001. – № 44. – С. 136-137.
33. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – 75 с.
34. Поставнева, И. В. Особенности образа тела у детей с физическими дефектами (по материалам работы с детьми 6 лет): автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. В. Поставнева. – М., 1996. – 17 с.
35. Просекова, Е. Н. Феномен самосознания в трудах отечественных и зарубежных ученых / Е. Н. Просекова // Общество : социология, психология, педагогика. – 2016. – № 2. – С. 152-158.
36. Пятакова, Г. В. Клинико-психологическое изучение особенностей личности подростков с двигательными нарушениями различного генеза : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Г. В. Пятакова. – СПб, 2000. – 18 с.
37. Рапацкий, Б. И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б.И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 74-79.
38. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К. Роджерс. – М.: Просвещение, 2004. – 364 с.
39. Савина, М. В. Проблемы психического развития детей и подростков с детским церебральным параличом / М. В. Савина // Международный медицинский журнал. – 2010. – № 3. – С. 12-16.
40. Смолякова, О. А. Проблема самоидентификации у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на этапе младшего подросткового возраста / О. А. Смолякова // Психологические науки : теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. – Москва : Буки-Веди, 2012. – С. 116-119.
41. Талайко, С. В. Влияние кризиса идентичности на позитивный рост личности подростка / С. В. Талайко // Теоретические и прикладные аспекты кризисной психологии. – Минск. : НИО, 2001. – 223 с.
42. Тимофеева, И. В. Образ тела как компонент «Я-концепции» личности детей с детским церебральным параличом / И. В. Тимофеева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 11-17.
43. Уляева, Л. Г. Я-физическое в структуре самосознания / Л. Г. Уляева // Материалы научной конференции: сборник научных трудов. – М., 1998. - Т. 3. – С. 130-135.
44. Фролов, А. А. Исследование Я-концепции в различных теоретических подходах / А. А. Фролов // Вестник Краснодарского ун-та МВД России. – 2015. – № 2. – С. 287–291.
45. Хухлаева, О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
46. Четверткова, А. В. Качкства личности современного подростка : психологический портрет / А. В. Четверткова // Человек в мире культуры. – 2016. - № 2. – С. 87-92.
47. Шипицына, Л. М. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – М. : Владос, 2004. – 563 с.
48. Якубовская, Е. А. Клинико-функциональная характеристика детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Е. А. Якубовская // Основы методики коррекционно-развивающей работы : учеб.-метод. пособие / И. Н. Миненкова, В. В. Радыгина, Е. А. Якубовская. – Минск : БГПУ, 2013. – С. 71-91.
49. Cogher, L. Cerebral Palsy (Management of Disability) / L. Cogher, Е. Savage, М. Smith. – N.Y., 1992. – 452 р.
50. Сrutton, D. Management of the Motor Disorders of Children with Cerebral Palsy (Clinics in Developmental Medicine) / D. Сrutton, М. Мayston. – N.Y.: Mac Keith Press, 2003. – 214 р.